РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ
О КАФЕДРЕ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ»
Кафедра «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ создана решением ученого совета университета в конце ноября 2001 г. в качестве выпускающей по специальности 06.10.00 «Государственное и муниципальное управление». Заведующим кафедрой был избран доктор социологических наук, профессор Олег Михайлович Рой, специалист в сфере методологии муниципального менеджмента. Несмотря на достаточно юный возраст, за последние годы кафедрой сделаны значительные шаги в создании научной и учебной базы профильной для кафедры специальности. Главная проблема, с которой столкнулась кафедра в период ее формирования, - отсутствие учебно-методического обеспечения по ключевым дисциплинам, таким как система государственного и муниципального управления, исследование социально-экономических и политических процессов, геополитика, региональная экономика и управление, управление общественными отношениями и др. К разработке учебных курсов были привлечены как вузовские ученые, так и практики-управленцы, представляющие органы государственной и муниципальной власти. Среди них председатель экономического комитета Омской области С.В. Евсеенко, первый заместитель директора Департамента недвижимости администрации города, бывший председатель горсовета К.И. Подосинников, известный в городе специалист в области PR-технологий, академик Российской муниципальной академии Г.Н. Татаринова и др. Только за два года преподаватели кафедры подготовили курсы лекций по абсолютному большинству профильных дисциплин. А учебное пособие О.М. Роя «Система государственного и муниципального управления» вошло в число 300 лучших учебников России и опубликовано в Санкт-Петербурге общим тиражом более 4 000 экземпляров. Члены кафедры О.М. Рой и Г.Н. Татаринова победили во всероссийском конкурсе «Лучший муниципальный служащий» в номинации «Информационное обеспечение муниципальной службы».
На кафедре в настоящее время сформировано несколько ведущих научных направлений, к реализации которых подключены не только преподаватели кафедры, но студенты и аспиранты:
1. Развитие и технологическое обеспечение территориального общественного самоуправления.
2. Методология разработки программ комплексного социально-экономического развития регионов и городов.
3. Методология управления городом.
Ученые кафедры принимали участие в проведении учебных занятий и деловых игр в системе дополнительного образования с представителями муниципального сектора экономики области.
На протяжении последнего года кафедра вела научно-исследовательскую работу по следующим темам:
- Разработка концепции и стратегического плана развития г. Омска (финансирование фондом «Евразия»; участник рабочей группы - доктор социологических наук, профессор О.М. Рой);
- Разработка проекта «Создание условий для стратегического планирования в целях устойчивого развития г. Омска» (финансирование Британским советом в рамках программы SEPS; участник рабочей группы - доктор социологических наук, профессор О.М. Рой);
- Разработка концепции развития КТОС в г. Омске (О.М. Рой, Н.Ю. Старчаус, Д.Г. Сушенков).
УДК 332.14
Д.Ю. Починок
Томский государственный университет
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ
Today most of Russian regions realize the importance of development of foreign economic activity. Still they don't have enough knowledge at this sphere. The most effective way of international integration in the world economy lies through the special regional programs. Such documents include the description of participants, resources, special measures and gains.
© Д.Ю. Починок, 2003
12
Региональные аспекты управления...
Несмотря на то что Россия сегодня представляет собой в большей степени страну с рыночной, чем с командно-административной экономикой, необходимость регулирования и корректировки воспроизводственного процесса остается. Конечно, степень прямого участия органов власти в экономической жизни существенно снизилась. Тем не менее определенную и весьма важную роль государство продолжает играть в экономике, определяя правила игры, являясь арбитром, проводя макроэкономическую политику и т. д.
Необходимость воздействия на развитие экономики на уровне регионов также сохраняется, хотя очевидным является факт, что развитие национальной экономики всегда было приоритетно по отношению к региональному развитию. Это признается в экономической теории и в практической экономической политике. Сам термин «регион» имеет несколько значений. Он может означать как конкретное административно-территориальное образование, так и некий район, обладающий определенной общностью. А.Г. Гранберг пишет, что регион - это «определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов» [1, с.16]. В современных исследованиях наиболее распространены следующие парадигмы региона:
- регион-квазигосударство,
- регион-квазикорпорация,
- регион-рынок,
- регион-социум.
В большинстве случаев выделение региона зависит от цели исследования, которую ставит перед собой автор. В нашем случае под регионом будет пониматься субъект Федерации.
На всех уровнях территориальной иерархии государства - федеральном, региональном, местном - проводится экономическая политика, т. е. сознательное регулирующее воздействие на экономику, проводимое в рамках определенной концепции в интересах достижения сформулированных целей. Неотъемлемыми ее чертами являются наличие сформулированных целей и определенной концепции, т. е. общего замысла и набора мероприятий по ее реализации. На каждом уровне воздействия государственных органов существуют свои цели и инструменты. Из-за того что экономические интересы государства и его регионов не всегда совпадают, а «борьба» между федеральными и региональными властями является неотъемлемым элементом жизни любого федерального государства, возникает проблема разграничения полномочий. Чем более развитым является государство, тем больше инструментов управления экономикой федеральные органы власти передают региональным.
Поскольку экономическая политика подразумевает под собой регулирование всех процессов в экономике, к ней относятся и мероприятия в области внешнеэкономической политики. Экономическая наука вот уже на протяжении нескольких столетий изучает поведение страны на внешнем рынке. Теория абсолютных и относительных преимуществ, теорема Хекшера-Олина, концепция конкурентных преимуществ М. Портера - вот только несколько примеров научных исследований в этой сфере. Благодаря таким исследованиям экономические отношения между странами уже не представляют собой загадки, все выгоды и преимущества от их использования можно просчитать заранее. Конечно, процессы глобализации накладывают свой отпечаток на развитие международных экономических связей, появляются новые теории и направления, но основные концепции уже заложены. Благодаря глобализации мировая экономика становится все более системой взаимодействия регионов разного ранга. Отдаленные от региона события отражаются на его экономике в короткие сроки.
Тем не менее взаимодействие регионов разных государств друг с другом, участие региона во внешнеэкономической деятельности до сих пор являются малоисследованными как в России, так и во всем мире. Во многом это связано с тем, что федеральные органы власти относят внешнеэкономическую деятельность к сфере своей компетенции. На регион возлагается часто только проведение мероприятий, способствующих развитию внешнеэкономических связей, но не более. Экономику региона нельзя представить как нечто замкнутое, изолированное от общего рынка и внешних связей. В рамках мировой экономики регион можно рассматривать как экономическое пространство, обладающее частичными признаками государства и действующее на внешнем рынке от своего имени и в своих интересах, подразумевая в данном случае интересы находящихся в нем хозяйствующих субъектов и проживающего населения. Более точно это выражается через действия фирм, расположенных в регионе и связанных прямо или косвенно с внешнеэкономической деятельностью, и через работу региональных органов власти, которые выражают интересы как региональных предприятий, так и населения региона. При этом следует учитывать некоторые особенности. Во-первых, регион, его предприятия и население подчиняются законодательству государства, которое является главенствующим по отношению к зако-
13
Д.Ю. Починок
нодательным актам региона. Во-вторых, многие инструменты государственного регулирования экономикой федеральное правительство сохраняет у себя. Но если рассматривать совокупность хозяйственных связей территории, то регион можно считать неким малым (не в плане размеров, а в плане своих возможностей) государством, которое является участником мирового рынка наравне с обычными суверенными государствами.
Внешнеэкономический комплекс региона составляют как непосредственно участники внешнеэкономической деятельности - хозяйствующие субъекты региона, так и региональные органы власти, осуществляющие экономическую и организационно-распорядительную деятельность.
Участие региона во внешнеэкономической деятельности оказывает на его экономику прямое и косвенное влияние. Прямое влияние осуществляется через потоки экспорта и импорта. Косвенное -заключается в том, что участники внешнеэкономической деятельности формируют спрос на продукцию других хозяйствующих субъектов, а также претендуют на ограниченные ресурсы.
Цель деятельности региональных властей - обеспечение воспроизводственного процесса в регионе, создание и поддержание на территории экономического равновесия. Для этого требуется проведение определенной экономической политики, в том числе и во внешнеэкономической сфере. Если внешнеэкономическая политика государства включает в себя внешнеторговую, таможенную, валютную политику, то для региона ее состав более узок. Во внешнеэкономической политике региона можно выделить три главные составляющие:
- политика в области экспорта;
- политика в области импорта, развитие импортозамещающих производств;
- политика по привлечению иностранных инвестиций на территорию.
В пользу вовлечения региона во внешнеэкономические процессы могут говорить данные статистики, приведенные в таблице [2, с. 22]. Чем больше вовлечена экономика региона во внешние связи, тем лучше финансовое положение предприятий, находящихся на его территории. В условиях открытости рынка в России выигрывают регионы, обладающие запасами востребованных природных ресурсов, прежде всего нефти и газа. Преимущество получают также крупные центры торговли и капитала, являющиеся привлекательными объектами для иностранных инвесторов. Перед остальными регионами встает дилемма: как развивать свою экономику в ситуации жесткой конкуренции на рынке со стороны иностранных товаров, в условиях падения производства в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, а также скудости ресурсов.
Распределение прибыли и инвестиций по отраслям промышленности РФ, %
Отрасль промышленности Норма прибыли Структура прибыли Структура инвестиций
2000 2001 2002 2000 2001 2002 2000 2001 2002
Промышленность 17,9 11,7 7,1 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Экспортно-ориентированные отрасли 27,9 16,6 9,5 79,0 65,3 59,6 66,8 67,6 67,5
Внутренне-ориентированные отрасли 7,4 7,2 5,1 14,7 22,8 27,0 18,6 18,3 16,6
Другие отрасли 7,3 8,3 5,4 6,3 12,0 13,4 14,7 14,1 15,9
Существует множество причин, по которым нужно всячески развивать экспорт территорий. Среди них можно выделить следующие:
- для своего роста производители обязаны продавать свой товар за пределы региона, чтобы обеспечить приток капитала в регион. Если денежное обращение ограничено местным рынком, роста не будет;
- экспорт способствует привлечению свободно конвертируемой валюты, позволяет финансировать импорт;
- развитие внешних связей обеспечивает поступление на территорию региона товара, который невозможно получить иным способом;
- экспорт позволяет в некоторых случаях сохранить производственные мощности, когда спрос на какой-то товар внутри региона падает;
- предприятия, ориентированные на экспорт, становятся кластерами экономического роста в регионе, увеличивая спрос на продукцию других отраслей и привлекая в регион дополнительные ресурсы, мировой опыт и технологии.
Данные приведенной таблицы еще раз подчеркивают, что предприятия, работающие на экспорт, обладают достаточными ресурсами для модернизации производственной базы и обеспечения своего
14
Региональные аспекты управления...
развития. В ситуации же с предприятиями, ориентированными на отечественных потребителей, все гораздо сложнее. Вытеснение местных производителей с внутреннего рынка во многом обусловлено снижением их конкурентоспособности. Производственные издержки, остававшиеся в течение нескольких лет на уровне, достаточном для увеличения производства не только в экспортноориентированных, но и импортозамещающих отраслях, с 2001 г. обозначили тенденцию к увеличению. Существенную нагрузку на предприятия оказывает рост цен на продукцию естественных монополий и увеличение заработной платы. Осуществляющийся переход от государственного субсидирования к рыночному ценообразованию в электроэнергетике, газовой отрасли и железнодорожном транспорте характеризуется более высоким ростом цен по сравнению с инфляцией. Темпы роста заработной платы также превышают общий рост потребительских цен. Если в экспортном производстве рентабельность обеспечивается высокими мировыми ценами, то в импортозамещающих отраслях наблюдается обратная картина. К тому же оборудование в большей своей массе не позволяет выпускать продукцию, конкурентоспособную импорту по своим качественным характеристикам. Потеря ценовых преимуществ в из-за роста издержек и укрепления рубля имеет в результате сжатие сектора импортозамещающих производств. Положительная динамика сохранится только для тех предприятий, работающих на внутренний рынок, которые смогут в короткие сроки модернизировать производство или чья деятельность будет защищена протекционистской политикой, а также там, где проблема конкурентоспособности со стороны ввозимых товаров в принципе не стоит, т. е. в сфере неторгуемых товаров и услуг.
За сохранение и развитие импортозамещающих производств в регионе говорят следующие причины:
- стремление сохранить существующие рабочие места и создать новые;
- забота об экономической безопасности региона;
- невозможность быстрой переориентации предприятия на выпуск новой продукции;
- нецелесообразность разрушения сложившихся связей в производственных комплексах.
Следует помнить, что в большинстве случаев предприятия, ориентированные на экспорт, представляют собой крупные производства, а импортозамещающие - относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, обладая меньшими ресурсами и возможностями и являясь наиболее мобильными в сфере производства товаров и оказания услуг.
Продукцию, производимую в регионе, можно разделить на три группы в зависимости от ее мобильности [3, с. 220]: международная, которая может экспортироваться и импортироваться; межрегиональная, участвующая в межрегиональной торговле; локальная, которая не может вывозиться за пределы данной местности.
Тем не менее следует помнить, что в силу некоторых причин (снижение таможенных пошлин, изменение экономической конъюнктуры) товары могут переходить из одной группы в другую. Но существует группа неторгуемых товаров, которые не могут стать международными по своей сущности, которым конкуренция со стороны внешнего рынка не грозит. Естественно, производство такой продукции является частью концепции экономической безопасности региона, с одной стороны, но выпадает из сферы управления внешнеэкономическим комплексом - с другой.
Международной конкуренции региону не избежать, создание автаркии на его территории невозможно, а создание системы комплексного использования международного разделения труда требует определенных усилий. Это говорит о том, что региональные власти, несмотря на принцип «невидимой руки», обязаны вмешиваться в экономические процессы на своей территории. Администрация региона, в отличие от федеральной власти, не может жестко регулировать объемы экспорта и импорта путем введения экспортных или импортных пошлин и квот, рыночная экономика также запрещает органам власти напрямую вмешиваться в деятельность самостоятельных хозяйствующих субъектов. Воздействие на внешнеэкономическую деятельность региона представляется наиболее целесообразным через создание и реализацию специальных программ, как комплексных программ развития территории, так и концепций развития внешнеэкономического комплекса региона.
Несмотря на более чем полувековой опыт использования целевых программ в регулировании экономики сначала в СССР, а потом в России, единого подхода к их определению не существует. В законе Омской области «Об областных целевых программах» от 13 мая 1996 г. (ст. 1) говорится, что программа представляет собой «документ либо пакет документов, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения, по решению наиболее важных, приоритетных для развития области задач». В аналогичном нормативном документе Томской области (ст. 1 Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ Томской области
15
Д.Ю. Починок
от 5 июня 1997 г.) написано, что областные целевые программы представляют собой «согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытноконструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение приоритетных проблем в области экономического, экологического, социального и культурного развития Томской области, полностью или частично финансируемых за счет средств областного бюджета».
Что касается региональной программы по развитию внешнеэкономической деятельности региона, то она представляет собой комплекс мероприятий, реализация которых позволит региону наиболее полно использовать свой экономический потенциал на мировом рынке. При создании и разработке таких программ и дальнейшем их исполнении следует придерживаться следующих правил:
1. Преимущество у научно обоснованного, а не стихийного выбора цели.
2. Первый пришедший обслуживается первым.
3. Надо различать тех, кто готов экспортировать (производить импортозамещающую продукцию, привлекать инвестиции), и тех, кто всего лишь желает это делать.
4. Большие фирмы предпочтительнее малых при прочих равных условиях.
Существует множество критериев, по которым могут быть оценены программы по развитию внешних связей. Расчет эффективности управления внешнеэкономическим комплексом региона, реализации программы представляет собой определенную сложность. В качестве показателей эффективности предлагают использовать следующие параметры:
- объем внешнеторгового оборота региона;
- структуру экспорта и импорта;
- экспорт и импорт международных услуг;
- объем привлеченных иностранных инвестиций;
- количество предприятий с иностранными инвестициями и т. д.
Но использование этих критериев не позволяет сравнивать получаемые результаты с затратами региона на их достижение. Сравнение затрат и результатов учитывает интегральный показатель эффективности, который можно рассчитать по формуле: эффективность = (увеличение заработной платы работников предприятий региона + увеличение прибыли предприятий + рост платежей в бюджет территории и внебюджетные фонды) / (прямые затраты регионального бюджета на осуществление программы + предоставленные налоговые и прочие льготы + непосредственные расходы предприятий-участников программы). Этот показатель имеет реальное числовое выражение, однако его расчет является очень трудоемким и не избегает возможности существования больших погрешностей.
Если главная цель программы заключается в увеличении доходов региона от внешнеэкономической деятельности, то она распадается на три подцели:
- увеличение объемов внешней торговли, ориентация на рост экспортных поставок;
- развитие импортозамещающих производств и обеспечение экономической безопасности региона;
- стимулирование инвестиционного сотрудничества с иностранными государствами.
В свою очередь, каждая подцель распадается на задачи, решение которых позволяет достичь главной цели участия региона во внешнеэкономических связях. В области экспортной политики такими задачами являются:
- увеличение объемов экспорта в стоимостном и натуральном выражении;
- увеличение в структуре экспорта доли конкурентной и наукоемкой продукции;
- пополнение валютного фонда региона.
В области импорта должны быть решены следующие задачи:
- насыщение регионального рынка товарами, не производимыми на территории региона либо производимыми в недостаточном количестве;
- модернизация производственного оборудования для создания конкурентной продукции, развития производств, ориентированных на экспорт и импортозамещающих;
- поддержка конкурентной среды функционирования бизнеса в регионе.
В сфере иностранных инвестиций главные задачи:
- привлечение иностранных инвестиций в сферы экономики, испытывающие потребность в капитале;
- создание предпосылок для слияния отечественного и зарубежного капитала с целью укрепления позиций предприятий региона на внешнем рынке и развития импортозамещающих производств;
16
Региональные аспекты управления...
- привлечение передовой технологии и опыта рыночного хозяйствования в экономическую систему региона.
Выполнение поставленных задач позволит достичь более глубокого вовлечения экономики региона в мировое хозяйство. Увеличение экспортных поставок автоматически означает накопление валютных ресурсов, что в свою очередь позволяет осуществлять модернизацию устаревшего оборудования. Присутствие экспортеров на территории региона делает его более привлекательным в глазах иностранных инвесторов.
Развитие импортозамещающих производств позволяет более рационально использовать экономический потенциал региона. Развитие внутренних производств увеличивает налогооблагаемую базу и снижает уровень безработицы. Одновременно соблюдаются основные принципы экономической безопасности территории.
Привлечение иностранных инвестиций интегрирует экономику региона в мирохозяйственные связи на качественно новом уровне, вызывая взаимные финансовые, информационные и прочие потоки.
Действия в данных направлениях необходимы всем субъектам Федерации, независимо от их географического расположения, обладания ресурсами и т. д. А уже учитывая непосредственные характеристики территории, указанные цели и задачи должны наполняться конкретным содержанием.
Подключение участников к реализации программы будет иметь успех только в следующих условиях:
1) если интересы участника будут целиком совпадать с целями программы;
2) если участие в реализации программы является для предприятия единственно возможным вариантом дальнейшего существования;
3) если предоставляемые в процессе реализации льготы и стимулы дают участнику дополнительные выгоды для осуществления его деятельности.
Как должно осуществляться управление внешнеэкономическим комплексом региона - это один из главных вопросов развития территории. Сюда же можно отнести и вопрос о том, что для региона является лучшим: участие в федеральной программе развития внешнеэкономических связей или реализация собственной программы.
Естественно, что корректировать экономические процессы в регионе должны региональные органы власти. Для этого в администрации каждого субъекта региона создается специальный отдел (департамент, комитет), который курирует внешнеэкономический комплекс. Но если на территории реализуется программа развития внешнеэкономической деятельности, то это требует более серьезного подхода к управлению этими процессами. Единого мнения о том, какой орган управления программой лучше, нет. Это может быть специальная некоммерческая организация, обладающая собственными ресурсами (корпорация развития и т. д.), что наиболее применимо в развитых странах. В странах с переходной экономикой чаще всего программой управляет специальный орган при администрации территории. В России наиболее применим второй подход.
Федеральная целевая программа, которая включает регион в сферу своей реализации, выгодна тем, что она обладает большими ресурсами по сравнению с собственной программой региона. Но федеральные программы могут и не иметь успеха в решении региональных проблем. Цели государства не всегда совпадают с целями отдельных регионов. Органы власти территорий, участвуя в реализации федеральной программы, спустя некоторое время «забывают» о реальных проблемах региона и принимают цели федерального правительства за свои. В таких случаях часто все усилия местной власти сводятся к стремлению получить в свое пользование федеральные ресурсы и не искать оптимальные пути для их применения. Акцент делается на крупных проектах, в то время как мелкие, но рациональные проекты остаются вне зоны внимания.
Тем не менее по сравнению с федеральной программой региональная имеет не только свои преимущества (ориентация на местные проблемы, большая ответственность за процесс реализации, независимость от внешних условий), но и недостатки. Органы власти региона способны менять только те условия экономической деятельности, которые входят в сферу их компетенции, оказывать влияние на макроэкономическую ситуацию в стране они практически не способны. То, что выгодно одному региону, не обязательно выгодно другому либо государству в целом.
Инициатором разработки региональной программы должны выступать органы власти субъекта Федерации, им же следует выступать заказчиками на разработку программы. Ориентация на ресурсы федерального бюджета не является разумной, так как нет никаких гарантий, что они будут получены в запланированном объеме и в нужные сроки.
17
Д.Ю. Починок
Региональная программа должна отвечать следующим условиям:
- мероприятия, предусмотренные программой, должны быть обеспечены соответствующими материальными и финансовыми ресурсами;
- программа должна быть увязана как с федеральными программами, так и с другими региональными программами и концепциями;
- должны быть соблюдены интересы всех участников программы.
Предприятия-участники внешнеэкономической деятельности, расположенные в регионе, могут быть разделены на две группы. Часть предприятий региона может подчиняться непосредственно федеральным министерствам и ведомствам (например, предприятия атомной промышленности), иные предприятия находятся в собственности финансовых групп, органы управления которыми находятся за пределами региона. Поэтому взаимодействие с такими хозяйствующими субъектами затруднено тем, что ситуация в регионе для их руководства менее важна, чем для предпринимателей, проживающих непосредственно на территории. Региональным властям сложно вести диалог с такими организациями. Вторую группу предприятий составляют местные хозяйствующие субъекты, отношения с которыми налажены и возможности влияния на которые существенно выше, чем на предприятия первой группы.
Эффективное развитие внешних связей возможно только через создание специального механизма управления внешнеэкономическим комплексом. Такой механизм должен включать в себя органы управления регионом, участников внешнеэкономической деятельности, взаимоотношения между ними, используемые ресурсы и т. д. В общем виде в состав механизма управления входят: органы власти региона; предприятия-участники внешнеэкономической деятельности; предприятия и организации, обеспечивающие развитие внешних связей; инфраструктура региона.
Отдельно можно выделить внешних участников (нерезидентов данного региона), но они не входят непосредственно в экономический механизм территории.
Основные направления органов власти региона в управлении внешнеэкономической деятельностью следующие: определение приоритетных сфер экономики; выделение ресурсов на реализацию мероприятий; координация и контроль; обеспечение взаимодействия между участниками механизма управления; разработка правовых документов и т. д.
Следует помнить, что в обществе постоянно происходят изменения, которые влияют и на механизм регулирования экономических процессов. Характеризуя их, Джордж Сорос ввел понятие «рефлексивность», которое означает, что любой прогноз, любая декларация работают в режиме крайней точки. Как только объявляется какая-либо реформа (программа, действия), субъекты, которые могут потенциально от нее выиграть или проиграть, тут же приступают к действию, а существующая ситуация немедленно изменяется по отношению к той, в которой эта реформа была провозглашена. В современном обществе реакция на принимаемые решения является массовой и буквально мгновенной.
К вспомогательным органам, отвечающим за развитие внешних отношений в регионе, можно отнести региональную таможню; Главное управление Центрального банка на территории; Торговопромышленную палату; уполномоченного представителя Министерства экономического развития и торговли; прочие коммерческие и некоммерческие структуры, оказывающие содействие в развитии внешнеэкономических связей.
При этом воздействие через механизм управления должно быть направлено как во внутрь (т. е. непосредственно на экономику региона), так и вовне (на внешних участников экономических отношений).
Экономическая политика подразумевает под собой перераспределение ресурсов от одних отраслей к другим. Самым сложным в этом вопросе является выделение приоритетов. Современная наука располагает множеством моделей, позволяющих определить субъекты экономики, обладающих предпосылками для эффективного использования международного разделения труда. Такие модели опираются на принципы конкурентоспособности предприятий и отраслей, наличие на территории определенных ресурсов, структуру производства, конъюнктуру рынка и т. д. В каждом регионе существует множество хозяйствующих субъектов, а на уровне страны их на несколько порядков больше. Поэтому используемые модели не должны опираться на конкретные хозяйствующие субъекты, такой подход возможен только для анализа экономики отдельных городов и районов, зачастую существующих только благодаря расположенным на их территории градообразующим предприятиям. На уровне региона наиболее применим анализ отраслей экономики. Это связано с тем, что:
18
Региональные аспекты управления...
1. Предприятия, входящие в какую-либо отрасль, находятся практически в одинаковых условиях, имеют одни и те же проблемы, недостатки и преимущества. Следовательно, показатели по отрасли будут в целом характеризовать и состояние входящих в нее хозяйствующих субъектов.
2. Имеющиеся статистические данные позволяют более точно рассматривать именно отрасли, а не отдельные предприятия, так как точные показатели деятельности хозяйствующих субъектов составляют коммерческую тайну.
3. В условиях рыночного хозяйствования у государства (особенно на уровне региональных властей) существует не так много рычагов воздействия на конкретные субъекты экономики. Гораздо проще и справедливее регулировать целые отрасли, чтобы предприятия этих отраслей оказывались в равных условиях.
4. При прочих равных условиях воздействие на отрасли в итоге захватывает все предприятия, входящие в них, соответственно при меньших затратах на единицу продукции эффект получается выше.
5. Воздействие на отдельные отрасли позволяет создать в регионе кластеры экономического роста, что в конечном итоге ведет к росту сопутствующих и поддерживающих отраслей.
Формирование региональной политики в области внешнеэкономических связей должно быть взаимовыгодным для органов власти и предпринимателей. Это предполагает соблюдение следующих условий: согласование основных направлений экономической политики между государством и частным бизнесом; гарантии соблюдения правил игры; существование механизма контроля за соблюдением договоренностей и разрешения конфликтов.
Основная задача региональных властей в регулировании внешних связей сводится к определению приоритетных направлений, созданию известности региона в мире, доступу местных предпринимателей на нужные им рынки, помощи в организационных вопросах. Для определения места региона в мировой экономике следует также пользоваться SWOT-анализом, который может дать ответы на вопросы: каковы сильные стороны региона; в чем его слабые стороны, в чем он уступает другим территориям; какие существуют благоприятные возможности для его развития; какие присутствуют потенциальные опасности.
Большое влияние на процесс регулирования внешнеэкономического комплекса региона оказывает наличие эффективной нормативно-правовой базы, которая четко должна определять взаимоотношения региональных властей и хозяйствующих субъектов в процессе реализации мероприятий по развитию внешних связей. Нормативные документы должны соответствовать принципу транспарентности, т. е. должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норма должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.
Реализация любых мероприятий требует определенных ресурсов. Это могут быть как государственные, так и частные ресурсы. По своим источникам ресурсы можно разделить на следующие виды: средства бюджета региона; средства федерального бюджета, которые могут быть привлечены в регион благодаря участию территории в федеральных программах; средства хозяйствующих субъектов -коммерческих и государственных предприятий, непосредственно участвующих в реализации планируемых мероприятий; ресурсы финансовых учреждений, находящихся на территории и предоставляющих кредиты либо иные финансовые поступления бюджету региона и хозяйствующим субъектам; кредиты и инвестиции иностранных партнеров хозяйствующих субъектов; заемные средства со стороны населения, международных финансовых организаций и фондов, частных иностранных инвесторов и институтов.
Следует помнить, что регион в отличие от предприятия нельзя закрыть и сделать банкротом. Жизнедеятельность региона является постоянным процессом, она не может быть остановлена. Следовательно, региональные интересы представляют собой потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и преумножении его потенциала [4, с. 11], чему также способствует эффективное развитие внешнеэкономических связей.
1. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
2. Экономические итоги 2002 года. Обзор макроэкономических тенденций № 44. М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, 2002. 33 с.
3. Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. 443 с.
4. ЧубБ.А. Управление инвестиционными процессами в регионе. М.: БУКВИЦА, 1999. 186 с.
19