УДК 338.43
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ АГРАРНОГО СЕКТОРА 1
Ф.З. Гумарова, Е.И. Царегородцев
Марийский государственный университет
В статье рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности аграрного сектора региона. Особое внимание уделено стимулированию инвестиционной активности субъектов рынка. Проведен кластерный анализ производства основных видов сельскохозяйственной продукции в субъектах Приволжского федерального округа. Предложены меры по совершенствованию инвестиционной и налоговой политики аграрного сектора. Реализация вышеприведенных мер будет способствовать повышению конкурентоспособности аграрного сектора Республики Марий Эл и решению вопросов им-портозамещения на продовольственном рынке России.
Ключевые слова: аграрный сектор, конкурентоспособность, региональная экономика, кластерный анализ, стратегия развития.
Современный этап развития аграрного сектора национальной экономики отличается новыми характеристиками конкурентной борьбы. Если основной целью до-санкционного периода было превышение показателей импортной продукции по ряду параметров, главным из которых был ценовой, то с начала 2015 года центр конкурентной борьбы сместился на региональный уровень. В силу валютного барьера, на внутренний рынок продовольствия, если и попадает продукция аграрного сектора из новых для нас стран Южной Америки, Азии, то ей предстоит преодолеть инерционный барьер потребителя. Это время отечественным производителям необходимо использовать для завоевания своей доли отечественного рынка. Основным препятствием является резкое снижение доступа к инвестиционным ресурсам, что существенно снижает темпы импортозамещения в региональном аграрном секторе.
С аналогичной проблемой меньшего масштаба наша экономика сталкивалась в 2008 году, при резком изменении курсовых пропорций курсовой стоимости зарубежной и отечественной валюты. Анализу проходивших тогда процессов был посвя-
щен ряд работ не только ведущих специалистов, рассматривавших проблему в масштабе страны, но и отразивших ее аспекты для догоняющих регионов Приволжского федерального округа [1, 3, 5]. Главным выводом, сделанным по итогам преодоления кризиса, было обоснование создания и государственной поддержки кластерных структур в аграрном секторе [4], в первую очередь, их финансового обеспечения [2].
Агропромышленный комплекс Республики Марий Эл является ведущей системообразующей сферой экономики, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 годы» обеспечила рост деловой активности в агропромышленном комплексе республики и повышение инвестиционной привлекательности отрасли, увеличение объемов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов.
Исследования поддержаны грантом РГНФ №14-12-12001
Активизирована работа по социальному развитию сельских территорий, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований.
Современный уровень развития сельского хозяйства Республики Марий Эл во многом определяется имеющимся природ-но-ресурсным потенциалом - наличием сельскохозяйственных земель, эффективностью их использования, существующими на территории ограничениями ведения
сельского хозяйства, инфраструктурной обеспеченностью и институциональными условиями ведения агробизнеса.
В 2009-2013 гг. наблюдался рост сельскохозяйственного производства; среднегодовой темп прироста за этот период составил 8 % (табл. 1). Сокращение объема продукции сельского хозяйства отмечалось только в 2010 г., в основном, в связи с неблагоприятными погодными условиями [7].
Таблица 1
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
2009 2010 2011 2012 2013
Продукция сельского хозяйства:
в фактических ценах 18453,3 16461,8 21910,8 25194,4 30232,4
в % к предыдущему году 103,1 87,5 126,7 113,4 109,2
Продукция растениеводства:
в фактических ценах 7690,3 6344,2 10720,0 11389,4 12984,0
в % к предыдущему году 109,0 63,6 168,9 107,6 99,3
Продукция животноводства:
в фактических ценах 10763,0 10117,6 11190,8 13805,0 17248,3
в % к предыдущему году -яп-■-1 99,0 104,6 100,1 119,1 117,5
' В сопоставимой оценке
Источник: построено авторами на основе статистической информации: Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Марий Эл: статистический сборник. - Йошкар-Ола: Маристат, 2014.
В структуре сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий, подробная характеристика которой представлена в табл. 2, на долю продукции растениеводства и животноводства в 2009 г. приходилось 41,7 и 58,3%, в 2013 г. - соответственно 42,9 и 57,1 % [7, с. 15].
Наибольшая часть сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах населения - 49,6 %, доля сельскохозяйственных организаций составляет 48,5 %, крестьянских (фермерских) хозяйств - 1,9 % [7, с. 17].
Таблица 2
Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (тонн)
2009 2010 2011 2012 2013
Зерно (в весе после доработки) 279774 101863 289920 184248 158260
Картофель 295250 159755 281222 326753 314144
Овощи 176429 140972 184373 196434 178054
Скот и птица на убой (в убойном весе) 50698 55976 65375 90028 119574
Молоко 220403 214386 200947 197518 194321
Яйца, тыс. штук 321856 329598 333376 323547 334800
Источник: построено авторами на основе: Итоги работы агропромышленного комплекса за 2013 год: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл. - [Электронный ресурс} - Режим доступа к ресурсу: http://mari-el gov. ru/minselhoz/DocLib 1.
С 2012 года в Республике Марий Эл реализуются ведомственные целевые программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животновод-
ческих ферм, в рамках которых предусмотрены гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. За 2013 год государственную поддержку, за
счет средств федерального и республиканского бюджетов, получили 11 начинающих фермеров и 5 семейных животноводческих ферм на общую сумму 34,57 млн. рублей [6].
В 2013 году в основной капитал сельского хозяйства инвестировано средств в 13,6 раз больше, чем в 2009 году, и в 3,8 раза больше, чем в 2012 году (табл. 3) [7, с. 22].
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и
2005 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции в основной капитал
(в фактически действовавших ценах), млн. руб.1) 332,8 909,6 1330,6 2618,4 3279,7 12369,8
в процентах от общего объема инвести-
ций 6,3 9,0 9,5 15,5 17,8 40,4
Ввод в действие производственных
мощностей за счет строительства новых,
расширения и реконструкции дейст-
вующих
животноводческие помещения, тыс.
мест:
для крупного рогатого скота для свиней 3,6 26,0 0,7 0,7 15,1 1,9 0,2
для птицы - 234,0 168,0 660,0 450,0 7500,0
ТУ
Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми стати-
стическими методами.
Источник: построено авторами на основе статистической информации: Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Марий Эл: статистический сборник. - Йошкар-Ола: Маристат, 2014
Объем государственной поддержки сельскохозяйственного производства за 2013 год составил 1264,893 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 992,807 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Марий Эл -272,086 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2014 г., на реализацию республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» направлено 78,432 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 30,4 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Марий Эл -48,032 млн. рублей.
В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в республике введено в эксплуатацию 29,58 км газовых сетей низкого давления, 15,01 км локальных водопроводов, ввод жилья в сельской местности составил 4,796 тыс. кв. метров.
Что касается будущего развития АПК Республики Марий Эл, то, с одной стороны, следует ожидать расширения государственных мер по повышению устойчивости агропромышленного производства и социальному развитию сельских территорий. С другой стороны, сложная макроэкономическая обстановка и финансово-экономический кризис могут вызвать ограничения по применению мер государственной поддержки.
Учитывая факторы внешней среды в аграрной сфере, природно-климатические условия ведения сельского хозяйства в республике, потенциал АПК, стратегическими приоритетными направлениями его развития следует признать развитие мясного и молочного скотоводства, мясной и молочной промышленности, птицеводства, козоводства, развитие рыбного производства, производства картофеля и овощей.
Задачами для регионального АПК являются: повышение доходов сельскохо-
зяйственных товаропроизводителей (продолжена работа по реализации федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»), введение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие, устойчивое развитие сельских территорий.
Был проведен кластерный анализ производства основных видов сельскохо-8000
зяйственной продукции в субъектах Приволжского федерального округа по значениям трех основных факторов за 2013 год:
x1 - производство скота и птицы на убой в живом весе, в % от производства в хозяйствах всех категорий;
X2 - производство молока, в % от производства в хозяйствах всех категорий;
xз - производство яиц, в % от производства в хозяйствах всех категорий;
Результаты представлены на рис.1. На оси ординат - евклидово расстояние.
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
с
ю
У V
1\ П Г
с
ю
У V
7 V
у V
Рис. 1. Дендрограмма кластерного анализа субъектов Приволжского федерального округа по производству основных видов сельскохозяйственной продукции (животноводства и растениеводства) в
хозяйствах всех категорий за 2013 год
Источник: построено авторами на основе статистической информации: Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Марий Эл: статистический сборник. - Йошкар-Ола: Маристат, 2014.
Результаты анализа показывают, что Республика Марий Эл устойчиво находится в средней группе, незначительно отставая от лидеров в области аграрного производства - Татарстана и Башкирии.
Важное значение имеют также: достижение экологической безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.
Указанные направления включены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2013-2020 годы.
Реализация выбранных направлений развития предполагается с помощью подпрограмм: «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и
реализации продукции животноводства», «Развитие мясного скотоводства», «Поддержка малых форм хозяйствования», «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Также, сюда относятся программно-целевые инструменты - республиканские целевые программы (например, «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»), ряд ведомственных целевых программ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
Аграрный сектор имеет свою специфику, которая существенно зависит от погодных условий, уровня оборота капитала, эластичности спроса на продукты питания. Поэтому, сельское хозяйство объективно имеет неравные стартовые условия ведения хозяйства, в сравнении с другими отраслями. Все это приводит к убыточности аграрных предприятий, ухудшению их финансового состояния, возникновению «эффекта ценовых ножниц» (диспаритету цен), когда рост цены на продукцию промышленности опережает темпы изменения цен на продукцию сельского хозяйства. Следствием такого состояния является то, что 70 % основных фондов отрасли полностью амортизированы. При этих условиях, налоговые льготы сельскому хозяйству следует рассматривать как необходимую государственную поддержку отрасли.
В настоящее время действует ряд льгот, направленных на стимулирование обновления основных фондов предприятий АПК.
Главной из них является льгота по уплате налога на прибыль, так как, в основном, прибыль предприятия составляет подавляющую часть инвестиций в основные фонды предприятия. Так, по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реали-
зацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена нулевая ставка (0 %).
Также, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, 18 % ставки налога на прибыль организации зачисляется в бюджет субъекта РФ и может быть снижена законом субъекта РФ для отдельных категорий налогоплательщиков. Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З установлены следующие льготы для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:
- при размере инвестиций от 25 млн. руб. до 50 млн. руб. ставка налога, зачисляемая в бюджет Республики Марий Эл равна17 %;
- при размере инвестиций 50-75 млн. руб. - 16 %;
- при размере инвестиций 75-100 млн. руб. - 15 %;
- при размере инвестиций свыше 100 млн. руб. - 14 %.
Данная льгота теоретически направлена на поощрение инвестиционных процессов, но она не вполне эффективна. Суммы льгот являются незначительными, а размер инвестиций для предоставления льготы велик. Так, раньше, до 2002 г., стимулирующую роль, в основном, выполнял налог на прибыль. В период действия Закона о налоге на прибыль компании, инвестирующие прибыль в развитие собственного производства, могли воспользоваться 50 % инвестиционной льготой. Эта льгота делала развитие производства выгодным для предприятия.
Другой существенной льготой по уплате налогов является льгота по налогу на имущество организации, которая устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в Республике Марий Эл для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств налог на имущество составляет 1,1 %, при основной ставке налога 2,2 %.
С 2009 года в Республике Марий Эл предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество тех предприятий, которые реализуют инвестиционные проекты с привлечением инвестиций на сумму более 100 млн. рублей. Данная льгота предоставляется в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на три года со дня начала действия налоговой льготы.
Важнейшими налоговыми льготами для сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Марий Эл являются льготы по региональным налогам - налогу на имущество организаций и транспортному налогу. Ставка налога на имущество организаций (в сельском хозяйстве) снижена на 50 % от общеустановленной и составляет 1,1 %. От уплаты транспортного налога освобождены сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства по зарегистрированному на них грузовому автотранспорту, используемому в сельскохозяйственном производстве.
Выводы:
Для решения проблем современного аграрного сектора следует создать систему поддержки инвесторов, существенной частью которой может стать набор налоговых льгот для предприятий аграрного кластера, особенно предприятий сельскохозяйственного машиностроения и переработки. Создание благоприятных условий для ведения сельского хозяйства, снижения его издержек и инвестиционных рисков, введение налоговых льгот при реализации инвестиционных проектов определяют стратегический фундамент для дальнейше-
го повышения конкурентоспособности АПК.
Эффективность системы предлагаемых мероприятий измеряется не столько стоимостью дополнительно полученной продукции, которую можно косвенно оценить экспертными методами в интервале от 3 до 5 % общего объема продукции сельского хозяйства республики ежегодно в ближайшие 5 - 7 лет, но, прежде всего, это стимулирование занятости сельского населения, решение задачи импортозаме-щения и повышение степени продовольственной безопасности России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горетов И.Н. Эффективность развития и управления региональными птицеводческими кластерами // Инновационное развитие экономики. - 2012. -№ 6(12). - С. 13-20.
2. Гумарова Ф.З., Казаковцева М.В. Развитие механизма управления государственными финансами с учетом конкурентных особенностей развития АПК Республики Марий Эл // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С. 428.
3. Смирнов А.А., Попова Е.В. Инвестиции в агропромышленный комплекс // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2011. -№ 1(19). - С. 65-68.
4. Царегородцев Е.И. Применение кластерной стратегии в развитии регионального АПК // Дискуссия. -2013. - № 10(40). - С. 95-98.
5. Швецов М.Н. Особенности стратегий компании в состоянии финансового кризиса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. -№ 9. - С. 160-166.
6. Итоги работы агропромышленного комплекса за 2013 год: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://mari-el.gov.ru/minselhoz/DocLib1.
7. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Марий Эл: статистический сборник. - Йошкар-Ола: Маристат, 2014. - 242 с.
Рукопись поступила в редакцию 02.02.2015.
REGIONAL ASPECTS OF AGRARIAN SECTOR COMPETITIVENESS MANAGEMENT
F. Gumarova, E. Tsaregorodtsev
In the article the questions of the region agrarian sector competitiveness increasing are considered. Special attention is paid to the stimulation of investment activity of market subjects. The cluster analysis of production of the main types of agricultural production in the Volga Federal district subjects is made. Measures on the agrarian sector investment and tax policy improvement are offered. Realization of above mentioned measures will promote the increasing of Mari El Republic agrarian sector competitiveness and the solution of the questions of import substitution on Russia food market.
Keywords: agrarian sector, competitiveness, regional economy, cluster analysis, development strategy.