Научная статья на тему 'Региональные аспекты реформирования производственной инфраструктуры отрасли геодезии и картографии'

Региональные аспекты реформирования производственной инфраструктуры отрасли геодезии и картографии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОДЕЗИЯ / КАРТОГРАФИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / GEODESY / CARTOGRAPHY / SPATIAL DATA INFRASTRUCTURE / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Дмитрий Михайлович, Филатов Валерий Николаевич, Анохин Валерий Николаевич

В статье раскрываются факторы, связанные с инновационным развитием производственной инфраструктуры отрасли геодезии и картографии и взаимосвязь происходящих процессов в сфере геодезии и картографии с управлением и технологическим развитием государственных и муниципальных систем управления, отражаются сферы и направления экономической деятельности, связанные с картографо-геодезическим обеспечением и созданием инфраструктуры пространственных данных (ИПД). Раскрываются вопросы формирования региональных инновационно-производственных комплексов, связанных с созданием ИПД, геодезическим и картографическим обеспечением навигационными услугами, информационными технологиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров Дмитрий Михайлович, Филатов Валерий Николаевич, Анохин Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspects of the reform of the industrial infrastructure sector of geodesy and cartography

In the article disclosed the factors associated with the innovative development of the production infrastructure of the industry of geodesy and cartography and the interrelation of the processes taking place in the sphere of geodesy and cartography with the management and technological development of state and municipal systems of management, reflect the scope and direction of economic activity associated with cartographic-geodesic support and creation of spatial data infrastructure (SDI). Considers the questions of formation of the regional innovative-industrial complexes, associated with the creation of the ILA, geodesic and cartographical provision of navigation services, information technologies.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты реформирования производственной инфраструктуры отрасли геодезии и картографии»

Д.М. ПЕТРОВ, ВН. ФИЛАТОВ, ВН. АНОХИН

Дмитрий Михайлович ПЕТРОВ — кандидат военных наук, доцент, заместитель генерального директора — главный инженер ФГУП «СевероЗападный региональный центр геоинформации и маркшейдерии» (ФГУП «Севзапгеоинформ»), докторант Академии экономики и управления.

Окончил Ленинградское высшее военное топографическое училище, Военно-инженерную академию.

Автор более 100 публикаций.

Сфера научных интересов — геодезия, картография, навигация и кадастр объектов недвижимости.

Валерий Николаевич ФИЛАТОВ — доктор военных наук, профессор, заместитель генерального директора ОАО «Концерн "РТИ Системы"» (г. Москва).

В 1979 г. окончил ВИА им. В.В. Куйбышева.

Автор более 150 публикаций.

Сфера научных интересов — геодезия, картография, навигация и кадастр объектов недвижимости.

Валерий Николаевич АНОХИН — доктор технических наук, старший научный сотрудник, научный руководитель ОАО «Научно-исследовательский центр информации, проблем природопользования и экологической безопасности» (ОАО «НИЦ "Природопользование"»).

В 1972 г. окончил Ленинградский государственный университет.

Автор более 120 публикаций.

Сфера научных интересов — информационные технологии в системах государственного и муниципального управления.

^ ^ ^

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТРАСЛИ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

В Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года [1] отмечается, что в целях эффективного выполнения задач в сфере геодезии и картографии федеральные государственные унитарные предприятия

ГРНТИ 06.61.33

© Д.М. Петров, В.Н. Филатов, В.Н. Анохин, 2011

отрасли геодезии и картографии, осуществляющие производственную деятельность, требуют существенной модернизации как в техническом и технологическом оснащении, так и в структуре управления.

Для комплексного решения задачи модернизации, переоснащения и реструктуризации этих предприятий необходимо привлечение существенных инвестиций. Решение данной задачи должно осуществляться путем проведения акционирования этих предприятий. Привлечение инвестиций предполагается осуществить на основе принципов государственно-частного партнерства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации [2] утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, в соответствии с которым предусмотрено создание открытого акционерного общества в сфере геодезии и картографии и федеральных государственных учреждений по государственному геодезическому обеспечению и по операциям с базовыми пространственными данными.

В результате модернизации производственной инфраструктуры отрасли и привлечения в нее инвестиций должна быть сформирована современная система геодезического и картографического обеспечения деятельности органов государственной исполнительной власти (ОГИВ) федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления (ОМСУ), населения и бизнеса.

Обеспечение доступности качественных и актуальных цифровых топографических карт и планов, государственных навигационных карт, государственных ортофотокарт и ортофотопланов, а также исходных для них базовых пространственных данных стимулирует производство различного вида отраслевых и тематических карт и планов, навигационных карт различного назначения.

Во многих отраслях экономики, обороны и безопасности Российской Федерации важной составляющей является информация о местности, в связи с чем наблюдается рост спроса на качественные услуги в области геодезии, картографии, навигации и кадастра. Нередко геодезическая и картографическая продукция является юридическим документом. Следует отметить, что, по данным ООН, доля пространственной информации в системе поддержки принятия управленческих решений, обоснования задач прикладного характера составляет до 80 % от общего объема информации этих систем.

Возможность использования цифровых пространственных данных позволит повысить эффективность управления социально-экономическим и пространственным развитием Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований, развитием инфраструктурных отраслей экономики и социальной сферы. Вместе с тем при разработке стратегии и направлений развития бизнеса в сферах геодезии, картографии и создания инфраструктуры пространственных данных необходимо учитывать ряд факторов, связанных как с модернизацией производственной инфраструктуры отрасли в целом, так и с региональными аспектами данной проблемы.

Фактор инновационного развития производственной инфраструктуры отрасли

Очевидно, что в результате структурных преобразований производственная инфраструктура отрасли существенно снизила свою наукоемкость. Для обеспечения конкурентоспособности предприятий отрасли в процессе их модернизации необходимо внедрение новых инновационных технологий производства продукции и оказания услуг, обеспечивающих выход на новые рынки сбыта и значимый прирост доходов. Прежде всего это относится к информационным, телекоммуникационным и космическим технологиям, использование которых необходимо для качественной модернизации системы геодезического, картографического и навигационного обеспечения, создания современной инфраструктуры пространственных данных.

В сложившихся условиях модернизация и инновационное развитие производственной инфраструктуры отрасли могут осуществляться как на основе закупки технологий и оборудования, успешно используемых в других странах, так и на основе новых технологий, разработанных за счет собственных средств.

Приоритетом инновационного развития отрасли должны стать отечественные разработки. Привлечение инвестиций в развитие производственной инфраструктуры отрасли на основе государственно-частного партнерства должно обеспечить возможность реализации проектов, основанных на отечественных разработках. Позитивными факторами для инновационного развития отрасли геодезии и картографии являются ориентированность значительной части ее продукции на достаточно емкий внутренний рынок и отсутствие необходимости встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости, контролируемой иностранными производителями.

Учитывая, что продукция отрасли геодезии и картографии используется во многих сферах экономической деятельности, формирование новой инновационной производственной инфраструктуры отрасли должно стать «точкой роста» для новых наукоемких секторов экономики России, связанных с производством и использованием пространственных данных.

Сферы и направления экономической деятельности, связанные с геодезическим, картографическим обеспечением и созданием инфраструктуры пространственных данных

Продукция и услуги отрасли геодезии и картографии используются органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами хозяйственной деятельности и гражданами. Существенным фактором, определяющим развитие отрасли, является участие ОГИВ, ОМСУ и подведомственных им организаций как в процессах потребления продукции и услуг отрасли, так и в обеспечении их производства.

ОГИВ и ОМСУ используют продукцию и услуги отрасли геодезии и картографии практически во всех сферах своей деятельности, наиболее важными из которых являются:

— территориальное планирование;

— государственное регулирование и управление пространственным развитием отраслевых инфраструктурных и производственных комплексов (агропромышленного, природоресурсного, жилищно-коммунального, топливно-энергетического, дорожного и транспортно-логистического, строительного), инфраструктурных комплексов социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, туризма и рекреаций, торгово-бытового обслуживания населения и др.);

— управление государственным и муниципальным имуществом;

— управление земельными ресурсами;

— налоговое администрирование.

Значительная часть административно-управленческих процессов связана с процессами сбора, обработки и формирования информационных хранилищ пространственных данных, их анализа и подготовки на их основе документов стратегического планирования, аналитических документов и проектов управленческих решений.

Формирование и актуализация значительной части пространственных данных отнесены к полномочиям ОГИВ и ОМСУ, осуществляемым в рамках государственной и муниципальной учетной деятельности и деятельности по мониторингу субъектов, объектов и социально-экономических процессов. Наиболее важными учетными системами ОГИВ и ОМСУ, в которых формируются пространственные данные, являются: государственный кадастр недвижимости, государственный лесной реестр, государственный водный реестр, кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр отходов, единый государственный реестр объектов капитального строительства, государственный реестр автомобильных дорог, информационная система обеспечения градостроительной деятельности и др.

Ведение данных кадастров, регистров, реестров, перечней осуществляется на всех уровнях управления (федеральном, субъектов РФ, муниципальных). В соответствии с Концепцией создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации [3] создание и ведение баз пространственных данных предусмотрено на всех уровнях управления — федеральном, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 20 марта 2011 г. [4] федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие создание государственных информационных ресурсов, создание и ведение государственных и муниципальных информационных систем, содержащих информацию, необходимую для подготовки документов территориального планирования, обязаны обеспечить доступ на официальном сайте к данной информации. Значительную часть этой информации составляют данные о пространственных объектах.

Концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года предусматривается участие ОГИВ и ОМСУ в создании и развитии отраслевых, региональных и муниципальных компонентов системы геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации, включая участие в:

— комплексной модернизации местных систем координат;

— создании и развитии спутниковой дифференциальной сети геодезических станций и сервисов предоставления дифференциальной информации;

— разработке и внедрении процедур, технологий и регламентов информационного взаимодействия в целях обновления цифровой картографической основы;

— создании навигационных карт и единой государственной системы мониторинга в сфере организации дорожного движения;

— регистрации в открытом информационном ресурсе всех закупок материалов дистанционного зондирования Земли, получаемых с зарубежных космических аппаратов, осуществленных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов;

— иных мероприятиях в сфере геодезии, картографии, создания инфраструктуры пространственных данных.

Фактор взаимосвязи производственных процессов в сфере геодезии и картографии с уровнем технологического развития государственных и муниципальных систем управления

Очевидно, что качество административно-управленческих процессов в ОГИВ и ОМСУ, уровень технологического обеспечения учетной и мониторинговой деятельности, квалификация специалистов органов управления оказывают существенное влияние на полноту, доступность, качество и актуальность пространственных данных, в том числе и базовых пространственных данных, используемых для производства цифровых электронных карт и планов. Наличие и качество собственной производственной инфраструктуры определяют возможность участия ОГИВ и ОМСУ в развитии и использовании систем геодезического, картографического обеспечения, навигационных услуг.

Проблемы отрасли геодезии и картографии, необходимость модернизации ее производственной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства в полной мере относятся ко всем сферам деятельности ОГИВ и ОМСУ и, в первую очередь, к сферам деятельности, связанным с использованием пространственных данных. Наиболее актуально это для систем управления регионального и муниципального уровней, которые, за редким исключением, не в состоянии обеспечить качественное выполнение своих полномочий и функций, связанных с использованием геоинформационных систем, формированием и использованием пространственных данных.

Собственная производственная инфраструктура ОГИВ и ОМСУ субъектов Российской Федерации, обеспечивающая формирование и актуализацию государственных и муниципальных информационных ресурсов, внедрение и использование новых информационных, космических и навигационных технологий в системах управления, государственном и муниципальном секторах экономики и социальной сфере, практически отсутствует.

Как отмечают многие эксперты, ряд регионов не готовы к тому, чтобы самостоятельно обеспечить переход к инновационному развитию экономики, в том числе осуществить реформирование систем государственного и муниципального управления. Следовательно, модернизированная производственная инфраструктура отрасли геодезии и картографии, функционально ограниченная рамками узкоотраслевых задач, может оказаться крайне неэффективной, поскольку в цепочке производства, сбыта и потребления продукции и услуг отрасли самым слабым звеном может оказаться административно-управленческая деятельность ОГИВ и ОМСУ.

В то же время совместное участие государства и бизнеса в создании региональных инновационных комплексов по производству продукции и оказанию услуг в сферах геодезического, картографического обеспечения, формирования и предоставления пространственных данных может обеспечить необходимую мотивацию к реформированию управленческой деятельности в ОГИВ и ОМСУ и рост спроса на инновационные технологии, продукты и услуги как в самих органах государственного и муниципального управления, так и у субъектов хозяйственной деятельности.

Гарантированный спрос на инновационную продукцию и услуги сферы геодезии и картографии со стороны органов государственной исполнительной власти может быть обеспечен посредством формирования системы государственных закупок на федеральном и региональном уровнях. Государство способно также регулировать спрос со стороны предприятий с государственным участием в капитале.

Формирование региональных инновационно-производственных комплексов, связанных с созданием инфраструктуры пространственных данных, геодезическим и картографическим обеспечением, навигационными услугами, информационными технологиями

Объективно экономика регионов остро нуждается в создании современных инновационных производств на основе государственно-частного партнерства. Инновационные региональные производственные комплексы отрасли геодезии и картографии способны существенно повлиять на развитие экономики регионов в силу непосредственной связи отраслевых производственных процессов с административно-управленческими процессами в органах исполнительной власти и законодательных органах, а также органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Главной целью таких производственных комплексов является внедрение инновационных технологий в собственное производство и на этой технологической основе обеспечение модернизации управленческих и производственных процессов в сферах деятельности ОГИВ и ОМСУ, непосредственно связанных с производством продукции и потреблением услуг отрасли геодезии и картографии.

Совместная деятельность государства и бизнеса с использованием современных технологий обеспечит доступность и качество продукции и услуг отрасли, повысит спрос на продукцию и услуги со стороны субъектов хозяйственной деятельности и населения. С учетом рассмотренных выше факторов в состав видов деятельности региональных производственных комплексов открытого акционерного общества в сфере геодезии и картографии целесообразно включить как основные виды деятельности, определенные Концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, другими нормативными правовыми актами, так и дополнительные виды деятельности, связанные с участием производственной инфраструктуры отрасли в информационном и технологическом обеспечении деятельности ОГИВ и ОМСУ, связанной с производством и потреблением продукции и услуг отрасли геодезии и картографии. Такими дополнительными видами деятельности могут быть:

— информационное и технологическое обеспечение процессов территориального планирования, государственного и муниципального управления пространственным развитием отраслевых инфраструктурных и производственных комплексов, государственным и муниципальным имуществом, земельными ресурсами и др.;

— информационное и технологическое обеспечение учетной и мониторинговой деятельности ОГИВ и ОМСУ регионов;

— технологическое обеспечение и сопровождение процессов формирования региональных и муниципальных компонентов инфраструктуры пространственных данных РФ, включая ведение регионального картографо-геодезического фонда и регионального геоинформационного портала;

— разработка и распространение отраслевых и тематических электронных карт и планов, навигационных карт и планов;

— внедрение и сопровождение территориальных компонентов федеральных информационных систем, связанных с формированием и использованием пространственных данных (государственного кадастра недвижимости, единой адресной системы РФ, федеральной государственной информационной системы территориального планирования, единой государственной системы мониторинга в сфере организации дорожного движения и др.);

— организация обучения персонала потребителей продукции и услуг в сфере геодезии, картографии, формирования и использования пространственных данных.

В связи с неготовностью многих регионов самостоятельно обеспечить создание и функционирование региональных и муниципальных компонентов инфраструктуры пространственных данных, систем геодезического и картографического обеспечения в рамках соглашений Росреестра с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями региональные производственные комплексы ОАО в сфере геодезии и картографии могут выполнять функции региональных и муниципальных операторов пространственных данных, а также функции ОГИВ и ОМСУ по развитию региональных и муниципальных компонентов системы геодезического и картографического обеспечения.

Региональные производственные комплексы могут быть созданы на базе существующих федеральных государственных унитарных предприятий Росреестра в составе открытых акционерных обществ в сфере геодезии и картографии на уровне федеральных округов, ориентируясь на оказание информационных услуг полномочным представительствам Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также на производство продукции и оказание услуг органам исполнительной власти и органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации, хозяйствующим субъектам и населению региона.

На уровне наиболее развитых субъектов Российской Федерации они могут быть созданы на принципах государственно-частного партнерства с участием ОАО в сфере геодезии и картографии, субъектов Российской Федерации и регионального бизнеса. Такая форма организационного взаимодействия и совместного финансирования программ и проектов в качестве пилотного проекта может быть разработана с администрациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые являются наиболее развитыми субъектами Российской Федерации в составе Северо-Западного федерального округа, имеют достаточный научный и кадровый потенциал для внедрения инновационных технологий и потребления продукции и услуг отрасли геодезии и картографии.

Для финансового обеспечения функционирования региональных производственных комплексов должны быть созданы механизмы совместного финансирования из средств федерального, регионального и муниципальных бюджетов мероприятий, выполняемых в рамках федеральных, ведомственных, региональных и муниципальных целевых программ и проектов.

Целесообразно рассмотреть возможности формирования в Санкт-Петербурге регионального инновационного производственного кластера, обеспечивающего производство продукции и оказание услуг во всех сферах экономики, связанных с формированием и использованием пространственных данных. В состав кластера могут войти предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие свою деятельность в кооперации с региональным подразделением ОАО в сфере геодезии и картографии. Создание таких кластеров, как правило, обеспечивает синергетический эффект и дополнительную устойчивость функционирования всех предприятий кластера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2378-р.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 1177-р.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1157-р.

4. Федеральный закон от 20 марта 2011 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.