УДК 528.9
Новые подходы к формированию картографического обеспечения МЧС России
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2013
Н.И. Куренева, С.В. Гутарев
Аннотация
В статье описываются новые подходы к формированию картографического обеспечения МЧС России в связи с реализацией Распоряжения Правительства РФ от 17 декабря 2010 г № 2378-р «Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 г».
Ключевые слова: инфраструктура пространственных данных; географические информационные системы; цифровые карты (планы); федеральный картографо-геодезический фонд; фонд данных дистанционного зондирования Земли; геоинформационный портал.
A Brief Analysis of the Russian Federation Regulatory Framework in the Field of Geodesy and Cartography
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2013
N. Kureneva, S. Gutarev
Abstract
The paper describes new approaches to the formation of cartographic support for EMERCOM of Russia in the context of Russian Federation Government executive order No. 2378-r dated December 17, 2010 on the Concept of Development of Geodesy and Cartography up to 2020.
Key words: spatial data infrastructure; geographical information systems; digital maps (plans); federal cartographic and geodetic fund; fund of Eath remote sensing data; geo-information portal.
Картографическое обеспечение МЧС России, включая создание и ведение ведомственного картографо-геодезического фонда (ВКГФ) МЧС России, должно формироваться в соответствии с нормативными документами, которые корректируются и вновь разрабатываются в настоящее время в связи с реализацией документа «Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года», принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2378-р [1].
В соответствии с Концепцией важнейшей задачей отрасли геодезии и картографии является обеспечение федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных лиц картографическими материалами и результатами геодезических измерений для решения ряда государственных задач в сфере территориального развития, строительства и инженерных изысканий, управления природными ресурсами, экологии, навигационной деятельности, обороны и безопасности государства.
Функция оказания государственных услуг в области геодезии и картографии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» [2] и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» [3] возложена на данную службу (Росреестр).
Концепция предполагает коренную модернизацию подходов к геодезической и картографической деятельности, внедрение современных механизмов государственного регулирования и использование новых информационных технологий [4], [5]. Реализация положений Концепции требует разработки новых нормативных документов и стандартов в сфере геодезии и картографии. Разработка новых нормативных документов требует значительного времени: так, по оценке Росреестра, новый закон о геодезии и картографии может вступить в силу не ранее середины следующего года.
Разработанный в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) по заданию МЧС России отраслевой нормативный документ «Рекомендации по картографическому обеспечению МЧС России» [6], утвержденный 16 января 2008 года Заместителем министра МЧС России А.П. Чуприяном, необходимо постоянно корректировать по мере появления новых нормативных документов в области геодезии и картографии, так как некоторые положения этого документа подверглись радикальному изменению или утратили силу [7].
В частности, в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия кото-
рой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» [8], внесены изменения. Согласно постановлению Правительства №906 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982» [9] из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, исключены разделы 9551—9555, 9557 и 9558 (карты справочные; карты листовые учебные; цифровые карты, планы; карты и планы листовые, складные, брошюры, буклеты топографические, топографические планы и схемы; атласы; глобусы; карты рельефные). По нашему мнению, такое изменение может привести к снижению качества картографической продукции.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 1177-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития отрасли геодезии и картографии» [10] разработан ряд новых нормативных документов.
Ниже приводится информация о нормативных документах, которые имеют непосредственное отношение к формированию картографо-геодезического обеспечения МЧС России.
Важными шагами по пути реализации преобразований, предусмотренных Концепцией, является создание открытого акционерного общества «Роскартография» и Федерального государственного учреждения «Оператор пространственных данных».
Акционерное общество «Роскартография» создано в соответствии с Указом Президента РФ от 12 марта 2012 г. № 296 «Об открытом акционерном обществе «Роскартография» путем преобразования федеральных государственных унитарных аэрогеодезических предприятий в открытые акционерные общества» [11].
В качестве приоритетного направления деятельности открытого акционерного общества «Роскартография» определено осуществление им геодезической и картографической деятельности в интересах органов государственной власти Российской Федерации, а также в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
ФГУ «Оператор пространственных данных» создан на базе организаций:
Государственный научно-внедренческий центр геоинформационных систем и технологий (ФГУП «ГОСГИСЦЕНТР»),
Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии (ФГУП «ЦНИИГАиК»),
«Центральный картографо-геодезический фонд» (ФГУП «ЦКГФ»),
Государственный картографический и геодезический центр (ФГУП «Картгеоцентр»).
Основными функциями оператора пространственных данных являются:
ведение федерального фонда пространственных данных, в состав которого, в частности, входит Федеральный картографо-геодезический фонд (ФКГФ);
оказание государственных информационных услуг по предоставлению федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям и гражданам материалов, входящих в состав базовых пространственных данных, и соответствующие им метаданные.
В настоящее время в профессиональном сообществе обсуждается проект Федерального закона «Об инфраструктуре пространственных данных, геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [12].
Ниже приводятся основные положения этого документа.
Федеральный фонд пространственных данных является федеральной информационной системой пространственных данных и состоит из следующих разделов:
1) реестр базовых пространственных объектов;
2) реестр высот;
3) реестр Государственной границы Российской Федерации;
4) государственные ортофотокарты и ортофото-планы;
5) реестр государственных геодезических сетей;
6) реестр метаданных о пространственных данных и объектах.
Российский федеральный геопортал, как стартовый элемент ИПД (по планам Росреестра), начинает работать с 1 марта 2012 года.
Создание и ведение фонда пространственных данных обороны и безопасности, а также создание и обновление пространственных данных в отношении обороны и безопасности организует Минобороны России.
Фонд пространственных данных на морские зоны национальной юрисдикции Российской Федерации и акваторию Мирового океана создается в целях обеспечения правового режима морских вод, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане и обеспечения безопасности мореплавания в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Создание и ведение фонда пространственных данных морей и океанов, а также создание и обновление пространственных данных морей и океанов организует Минобороны России.
Ведение федерального фонда пространственных данных должно осуществляться на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации для обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, совместимости пространственных данных со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Информация, содержащаяся в федеральном фонде пространственных данных, должна быть общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен на основании федеральных законов.
Органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, являющиеся обладателями базовых пространственных данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
вносить сведения о базовых пространственных данных в реестр метаданных о пространственных данных и объектах;
обеспечивать доступ к базовым пространственным данным неограниченному кругу лиц.
В целях обеспечения совместимости базовых пространственных данных, содержащихся в различных государственных и муниципальных информационных системах пространственных данных, государственные и муниципальные информационные системы должны соответствовать утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии, документам:
1) классификаторам базовых пространственных объектов в составе каждой группы;
2) правилам описания местоположения базовых пространственных объектов и их характеристик;
3) требованиям к технологиям, используемым для обеспечения доступа к базовым пространственным данным.
Исходя из этого, следует, что все ведомственные информационные системы, включая ВКГФ МЧС России, должны иметь средства для преобразования хранящихся в них данных в соответствии с требованиями приведенных выше пунктов.
Следует отметить, что совместимость базовых пространственных данных, содержащихся в различных информационных системах, является необходимым условием информационного взаимодействия различных систем.
Обновление информации в федеральном фонде пространственных данных должно осуществляться путем размещения государственного заказа на выполнение геодезических и картографических работ, а
также в порядке информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Инфраструктура пространственных данных федерального фонда включает:
пространственные данные федерального картографо-геодезического фонда (ФКГФ), включая каталог географических названий;
региональные, ведомственные, муниципальные данные;
кадастровые данные.
По данным Росреестра, оценка ФКГФ по наличию топографических карт различных масштабов на территорию Российской Федерации на 01 января 2012 года составляет:
цифровыми топографическими картами открытого пользования (ЦТК ОП) масштаба 1:100 000 обеспечено 98,9 % территории Российской Федерации;
ЦТК ОП масштаба 1:50000 созданы на 94,9 % территории Российской Федерации;
ЦТК ОП масштаба 1:25 000 созданы на обжитые и экономически развитые районы Российской Федерации, что составляет 23,7 % от всей территории страны.
Созданные ЦТК ОП масштабов 1:25 000—1:100 000 имеют гарантированный минимальный срок соответствия местности менее 5 лет.
Предоставление топографических карт и планов в пользование осуществляется на основании лицензионного договора, заключаемого в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Материалы и данные, содержащиеся в ФКГФ, предоставляются федеральным органам исполнительной власти на безвозмездной основе.
В настоящее время не реализовано взаимодействие ФКГФ с внешними картографо-геодезическими фондами, в частности, с ведомственными фондами, информация которых необходима для решения задач МЧС России. Среди них можно назвать, например: данные государственного лесного реестра; данные государственного водного реестра (поверхностные водные объекты);
данные единого государственного реестра автомобильных дорог;
данные об объектах железнодорожной сети; данные об особо охраняемых природных объектах;
фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса (ДЗЗ).
По данным Росреестра, до конца 2012 года в фонде данных ДЗЗ предполагается размещение в свободном доступе высокодетальных спутниковых снимков на всю территорию России.
В качестве исходных материалов допускается использование космической съемки 2009—2011 годов и новой космической съемки. При этом пространственное разрешение панхроматических каналов
космоснимков должно быть не хуже 0,5 м, а точность позиционирования на земной поверхности не ниже 6,5 м.
Исходные материалы космической съемки будут предоставлены для дальнейшего использования Росреестру, а также его территориальным органам и подведомственным предприятиям и организациям. Результаты обработки материалов космической съемки будут доступны неограниченному кругу лиц, в том числе органам государственной власти и местного самоуправления в виде веб-сервисов.
В МЧС России планируется создание ведомственного картографо-геодезического фонда, который будет находиться в ведении МЧС России.
В состав Фонда предполагается включить: копии материалов и данных, отнесенные к материалам федерального и территориальных картографо-геодезических фондов,
копии материалов и данных ведомственных картографо-геодезических фондов, полученные установленным порядком во временное пользование из других федеральных органов исполнительной власти;
материалы и данные, выполненные по заказу МЧС России.
Правила создания федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов регламентированы приказом Минэкономразвития от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд» [13].
Ведение федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов осуществляется федеральными государственными учреждениями (фондодержателями), подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти и наделенными полномочиями по ведению соответствующих фондов.
Для включения в федеральный и территориальные картографо-геодезические фонды геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические мате-
риалы и данные передаются Росреестром подведомственному ей федеральному государственному учреждению, осуществляющему ведение картографо-геодезического фонда.
Для включения в ведомственные картографо-геодезические фонды материалы и данные передаются федеральными органами исполнительной власти в подведомственные им федеральные государственные учреждения, осуществляющие ведение соответствующих ведомственных картографо-геодезических фондов.
Материалы и данные передаются в фонды на основании акта приема- передачи геодезических и картографических материалов и данных, к которому прилагаются копии технических заданий, содержащихся в государственных контрактах на создание этих материалов и данных.
Заявление физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении в пользование материалов и данных представляется в виде запроса, форма которого дана в приложении к данному документу.
Запрос может быть представлен: в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении или путем его отправки по почте;
в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте организации-фондодержателя в сети «Интернет»;
в электронной форме через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг»;
в электронной форме путем отправки по телекоммуникационным каналам связи XML-документа электронной почтой;
в электронной форме посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
Заключение
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует нормативный документ, регламентирующий обеспечение совместимости базовых пространственных данных, содержащихся в различных государственных и муниципальных информационных системах пространственных данных. В частности, отсутствуют утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии, документы:
классификаторы базовых пространственных объектов;
правила описания местоположения базовых пространственных объектов и их характеристик;
требованиям к технологиям, используемым для
обеспечения доступа к базовым пространственным данным.
Следовательно, взаимодействие различных информационных систем, построенных на различных платформах, может быть реализовано путем различных преобразований (например, конвертирования данных) и использования новых информационных технологий.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2378-р «Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 г».
2. Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
4. Ивакин А.И. Нормативно-правовое регулирование деятельности Росреестра // Вестник Росреестра. 2011. № 1 (7). Спецвыпуск.
5. Кислов В.С. О состоянии отрасли геодезии и картографии и реализации концепции реформирования отрасли // Вестник Росреестра. 2011. № 1(7). Спецвыпуск.
6. Кудрин А.Ю., Гутарев С.В., Куренева Н.И., Коровин А.И. Рекомендации по картографическому обеспечению МЧС России: Утв. заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяном 16.01.2008 года.
7. Куренева Н.И., Коровин А.И., Гутарев С.В. Формирование картографического обеспечения МЧС России в условиях модернизации отрасли геодезии и картографии Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
9. Постановление Правительства № 906 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982».
10. Распоряжение Правительства Российской федерации от 7 июля 2011 г. № 1177-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития отрасли геодезии и картографии».
11. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 296 «Об открытом акционерном обществе «Роскартография».
12. Проект Федерального закона «Об инфраструктуре пространственных данных, геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
13. Приказ Минэкономразвития от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд».
Сведения об авторах
Куренева Нина Ивановна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Гутарев Сергей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]