ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2014. № 1/2
В.А. Нестеренко*
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РОССИЕЙ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
V.A. Nesterenko
REGIONAL ASPECTS OF RUSSIAN POLICY OF "SOFT POWER"
В статье анализируются причины обращения российского правительства к политике «мягкой силы». Конфликт между Грузией и Южной Осетией стал поворотным моментом для России — правительство осознало важность поддержания привлекательного образа за рубежом. Рассмотрены региональные аспекты выстраивания Россией политики «мягкой силы».
Ключевые слова: «мягкая сила», имидж государства, Россотрудничество, регион.
This article focuses on the Russian "soft power". The conflict between Georgia and South Ossetia was a turning point for Russia. Government has created organizations that are engaged in the maintenance of image abroad. Each region has its own characteristics, so Russia should build its policy of "soft power" according to the peculiarities of the region.
Key words: "softpower", state image, Rossotrudnichestvo, region.
Во второй половине 2000-х гг. руководство Российской Федерации активно начинает использовать понятие «мягкая сила». Само понятие, ставшее впоследствии одной из значимых концепций в мировой политике, было введено американским политологом, профессором Школы социального управления им. Дж.Ф. Кеннеди в Гарвардском университете Дж.С. Наем, который занимался разработкой этого направления с 1980-х гг. Он определял «мягкую силу» как способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек1. В целях реализации данного направления во внешней политике страны 6 сентября 2008 г. Указом Президента Д.А. Медведева создается Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)2. Данная организация, подведомственная МИДу РФ, призвана придать новое качество всему комплексу взаимоотношений
* Нестеренко Валерия Александровна — магистрант первого курса ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.
1 Nye J.S. Soft power. The Means to Success in the World Politics. N.Y.: Public Affairs, 2004.
P. 10.
2 Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/12062267/ (дата обращения: 08.05.2013).
России в культурно-гуманитарной сфере как с дальним зарубежьем, так и на постсоветском пространстве.
В настоящий момент Россотрудничество считается основным инструментом политики «мягкой силы» России, следовательно, встает вопрос, с чем же связано создание новой организации? Какие события повлекли за собой новый виток в активизации культурных связей?
Серьезное повышение роли «мягкой силы» в политике Запада, усиление значения морально-политической аргументации в его риторике, давление на Россию в плане «конфликта ценностей» и практика революций «нового поколения» (например, «цветных революций» на постсоветском пространстве и «арабской весны») сделали востребованной проблематику повышения эффективности российской внешней политики за счет улучшения имиджа страны за рубежом3.
Однако поворотным моментом в активизации инструментов «мягкой силы» России и сильной обеспокоенности имиджем страны стал конфликт между Грузией и Южной Осетией. Россия активно вмешалась в события в регионе, что не нашло отклика у западной общественности. Скорее наоборот, события августа 2008 г. представлялись за границей как провокация со стороны России. Наше правительство настаивало на признании геноцида, проводимого грузинским руководством на территории Южной Осетии, тогда как на Западе бытовало мнение, что нужно провести независимое расследование таких громких заявлений. Однако российское руководство приняло другое решение, Россия вмешалась в конфликт, а Запад заговорил о ее вторжении в Грузию. «Благодаря» этому событию Грузия стала намного более узнаваемой в мире. Россия в этом случае, конечно же, проиграла пропагандистскую войну, резко упало одобрение российских действий в мире, имиджу страны был нанесен страшный удар4.
Заявления о том, что Россия фактически проиграла информационную войну, не безосновательны. Западные СМИ проводили параллели с холодной войной, вновь вернувшись к определению России как гегемона и захватчика. Таким образом, зарубежная общественность дала понять, что не отказалась от формулы «Россия — враг». Об этом свидетельствуют цитаты из западной прессы. Россию обвиняли в желании сохранить свою гегемонию на Кавказе, в том, что она расставила ловушки против Грузии, которую на Западе воспринимали не иначе как жертву конфликта, активно желающую вступить в ЕС и НАТО. В этой связи интересно сравнить образы В. Путина и М. Саакашвили, созданные в иностранных средствах массовой информации. Так, президента России сравнивали с такими политическими деятелями, как Ху Цзиньтао и М. Ахмадинежад, называли «кукловодом», а глава Грузии был представлен как харизматичный и прогрессивный лидер, следующий демократическим ценностям.
Естественно, такое отражение событий в прессе не могло не сказаться на имидже России. Наглядным примером могут служить результаты ежегодного опроса, который проводится по заказу Би-би-си. Число тех, кто считал, что Россия играет в
3 «Мягкая сила» России в новом тысячелетии: Имеющийся потенциал и перспективы развития // Справочно-аналитический материал к заседанию Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии. М.: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 2012. С. 14.
4 Россия — Грузия — войны не будет. Интервью А. Калиха [Электронный ресурс] // Newcauasus. 28.01.2012. URL: http://newcaucasus.com/index.php?newsid=5460 (дата обращения: 12.05.2013).
мире отрицательную роль, выросло сразу на восемь пунктов — с 34 до 42%, лишь 30% считали наоборот. В частности, в Европе позитивный рейтинг России упал с 51 до 31%5.
Таким образом, значительное падение положительных оценок России за рубежом толкнуло правительство к поиску средств для исправления сложившейся ситуации. Сразу стало ясно, что дальнейшее использование жестких методов не повлечет за собой повышение рейтинга, скорее, усилит образ «врага», а значит, действовать надо другими методами. Именно в тот момент руководство страны обращается к понятию «мягкая сила», и через месяц после конфликта с Грузией создается новая организация — Россотрудничество.
Агентство существует уже больше пяти лет, поэтому, подводя итоги его деятельности, необходимо отметить, что за это время был пройден подготовительный этап, который включал в себя создание нормативно-правовой базы, разработку программ и выделение ключевых направлений деятельности. Теперь оно должно служить эффективным механизмом реализации «мягкой силы» России.
Главный региональный приоритет политики «мягкой силы» России — постсоветское пространство. Здесь гораздо проще использовать механизмы «мягкой силы» в связи с тем, что страны связаны и общим прошлым, и исторической памятью, и близостью культур и менталитета. Таким образом, имеются все предпосылки для усиления своего культурного влияния. Россия активно способствует развитию взаимодействия государств — участников СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом Содружества в целом и каждого его государства в отдельности. Особое внимание уделяется поддержке соотечественников, проживающих в странах СНГ, защите на основе взаимных договоренностей их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод6.
Одним из важнейших показателей успеха российской политики «мягкой силы» в СНГ является то, что МГУ имени М.В. Ломоносова занял первое место в рейтинге вузов на постсоветском пространстве. Это ясно показывает, что российское образование востребовано, а деятельность Россотрудничества по проведению тестовых испытаний по отбору граждан для обучения в российских вузах дает определенные результаты. Со времен Советского Союза обучение в лучших вузах Москвы и Санкт-Петербурга считалось престижным и перспективным, и пока российские вузы будут занимать лидирующее место в СНГ, для России будет сохраняться основа для продвижения «мягкой силы» в регионе.
В отличие от постсоветского пространства, России тяжелее подобрать методы, чтобы оказывать нужное воздействие на ситуацию внутри других стран или регионов. Однако определенные попытки внедрения в общественную жизнь других стран предпринимаются через Российский центр науки и культуры и другие фонды.
5 Россия упала в глазах других стран [Электронный ресурс] // BBC Russian.com. 9.02.2009. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/inteinational/newsid_7873000/7873561.stm (дата обращения:
12.05.2013).
6 Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. 12.02.2013. URL: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения:
30.04.2014).
Российская «мягкая сила» во многом уступает аналогичной политике США или ЕС, но уже сейчас определенные события на международной арене становятся показательным примером и руководством к действию для российских властей. Одной из таких акций «мягкой силы» стал переезд Ж. Депардье в Россию, который может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, это послание российскому обществу, что хваленая жизнь в Европе не так уж хороша, если оттуда уезжают такие видные деятели культуры. С другой стороны, переезд Депардье — веский аргумент в споре между Россией и ЕС по поводу прав человека. У Москвы появилась возможность продемонстрировать: «вы обвиняете нас в нарушении прав человека, а у нас такая прекрасная демократическая страна, у нас так хорошо живется, что такие люди, как Депардье, предпочитают Россию»7. Предоставление временного убежища Э. Сноудену также является действием в стиле «мягкой силы». Оно означает, что Россия включается в борьбу за права человека на международном уровне. Это подтверждается опросом, проведенным Российским советом по международным делам, — больше 50% опрошенных считают, что предоставление убежища Сноудену повышает престиж России как страны, защищающей права человека8.
Занимая активную позицию по урегулированию ближневосточных проблем, Россия также повышает свое положение в мире. Именно Российская Федерация способствовала достижению прорывных решений и запуску работы по постановке сирийского химического оружия под международный контроль. Путь, который выбрала Россия, отвечал всем требованиям «мягкой силы» — дипломатическое урегулирование превалировало над силовыми акциями.
Также Россия выступает активным посредником в переговорах между Ираном и западными странами, что способствует укреплению ее позиций на международной арене. Таким образом, несмотря на то что Россия занимает противоречащую Западу позицию (которая, впрочем, помогает достигать мира), именно она может быть использована для улучшения образа РФ в глазах общественности других стран.
В силу географического положения Россия является как атлантической, так и тихоокеанской державой, следовательно, она имеет приоритеты на пространстве АТР. Как правило, она пытается продвигать свои интересы и улучшать имидж на международной арене прежде всего с помощью разного рода крупных мероприятий мирового уровня, например саммита АТЭС во Владивостоке в 2013 г.9 Перед его открытием существовало мнение, что Россия не справится со своей задачей, так как она еще не полностью вовлечена во все события, происходящие в Тихоокеанском регионе, еще не до конца осознала значимость региона и будет долго придерживаться проевропейской политики. Однако работа саммита, большое число площадок, на которых обсуждалось огромное количество проблем, касающихся как экономики, так и политики, показали, что Россия может и будет дальше активизировать свою политику в АТР. Саммит показал, что российская «мягкая сила» имеет все ресурсы и предпосылки для того, чтобы прочно обосноваться в регионе,
7 Мягкая сила Владимира Путина. Интервью с экспертом варшавского Центра восточных исследований В. Родкевичем [Электронный ресурс] // ИноСМИ. 15.04.2013. URL: http://inosmi. ru/russia/20130415/208102426.html#ixzz31cwrHZ9v (дата обращения: 15.05.2014).
8 Политическое убежище иностранным гражданам. Опрос [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/votes/index.php?vote_4=42&from_4=2 (дата обращения: 16.05.2014).
9 Казаков О. По пути «мягкой силы» // Россия в АТР. 2012. № 3.
даже несмотря на то что пока не может составить должной конкуренции таким региональным гигантам в этой сфере, как Китай и Япония.
Таким образом, Российской Федерации необходимо найти основу для продвижения своего благоприятного образа в каждом регионе в зависимости от его специфики. Расширение контактов между Россией и другими странами в русле «мягкой силы» безусловно будет способствовать улучшению имиджа нашего государства не только на региональном уровне, но и в мировом масштабе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Казаков О. По пути «мягкой силы» // Россия в АТР. 2012. № 3.
Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. 12.02.2013. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051 BF7F
Мягкая сила Владимира Путина. Интервью с экспертом варшавского Центра восточных исследований В. Родкевичем [Электронный ресурс] // ИноСМИ. 15.04.2013. URL: http://inosmi.ru/russia/20130415/208102426.html#ixzz31cwrHZ9v
Мягкая сила России в новом тысячелетии: Имеющийся потенциал и перспективы развития // Справочно-аналитический материал к заседанию Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии. М.: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 2012.
Политическое убежище иностранным гражданам. Опрос [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/votes/index. php?vote_4=42&from_4=2
Россия — Грузия — войны не будет. Интервью А. Калиха [Электронный ресурс] // Newcauasus. 28.01.2012. URL: http://newcaucasus.com/index.php?newsid=5460
Россия упала в глазах других стран [Электронный ресурс] // BBC Russian.com. 9.02.2009. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7873000/7873561. stm
Указ Президента РФ от б сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12062267/
Nye J.S., Jr. Soft Power. The Means to Success in the World Politics. N.Y.: Public Affairs, 2004.
Ying Fan. Soft Power: Power of Attraction or Confusion? // Place Branding and Public Diplomacy. 2008. N 4.