УДК 321.02
институты реализации «мягкой силы» в современной россии
А. П. Ворочков
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
institutions of "soft power" implementation in modern russia
A. P. Vorochkov
St. Petersburg State University, Saint Petersburg
Статья посвящена рассмотрению роли политических институтов в формировании «мягкой силы» современной России. На сегодняшний день трансформации глобального масштаба порождают новые вызовы для государственной политики стран в области международного сотрудничества. Россия, как один из ключевых игроков мировой политики, сталкивается с необходимостью выполнения ряда задач при помощи использования инструментария «мягкой силы». При этом в практической плоскости на передний план выходят институты реализации «мягкой силы», служащие фундаментом для проведения государственной политики в этой области. В статье особое внимание обращается на формулирование системы взглядов на концепт мягкой силы в общественно-политическом дискурсе, на установление норм, регулирующих деятельность в области реализации «мягкой силы», а также на учреждение государственных и негосударственных организаций, выполняющих функции развития и применения «мягкой силы» России. Кроме того, анализ затрагивает аспекты публичной дипломатии и гуманитарной политики России. В целях описания процесса институционализации «мягкой силы» в статье приведен перечень мероприятий, относимых к различным сферам реализации гуманитарной политики России, а также перечень институциональных участников, составляющих фундамент реализации «мягкой силы». В заключении статьи приводятся суждения относительно целесообразных путей развития институтов реализации «мягкой силы» в России.
Ключевые слова: политические институты, мягкая сила, публичная дипломатия, гуманитарная политика
The article considers the role of political institutions in the "soft power" formation in modern Russia. Today the global transformation gives rise to new challenges for the international cooperation policies of countries. Russia, as one of the key actors in world politics, faces with the need to perform a number of objectives by using the instruments of "soft power". In practical terms we see an increase of priorities of the institutions of "soft power" implementation. The article pays special attention to the formulation of a system of views on the concept of soft power in the socio-political discourse, to establish of rules governing the activities in the implementation of "soft power" and the establishment of governmental and nongovernmental organizations that perform the functions of development and application of Russian "soft power". In addition, the analysis involves aspects of public diplomacy and humanitarian policy of Russia. To describe the process of "soft power" institutionalization, there is a list of activities in different areas of implementation of the Russian humanitarian policy and a list of institutional participants included in the foundation for the "soft power" implementation. In conclusion, the article provides opinions regarding the appropriate institutions of ways to implement the "soft power" in Russia.
Keywords: political institutions, soft power, public diplomacy, humanitarian policy
На сегодняшний день мы можем наблюдать трансформацию глобального порядка, перемещение центров силы, зачем следует изменение институциональных основ взаимодействия между правительствами и между гражданскими сообществами разных стран. Часть изменений привносит процесс глобализации, стирающий границы между государствами, другие изменения, продолжающие процесс глобализации, относятся к технологическому развитию и формированию глобального информационного общества. В дополнение к традиционным методам дипломатии по-
являются новые формы дипломатии, включая медийную дипломатию (Digital Diplomacy) и публичную дипломатию (Public Diplomacy).
Россия, как один из глобальных политических игроков, неизбежно сталкивается с возникающими вызовами относительно обеспечения своих интересов на международной арене. При этом следует отметить, что имидж России в последнее десятилетие страдал и от остаточных фобий времен «холодной войны», и от новых образов (страна в состоянии ухудшения качества жизни, но планирующая «возрождение империи»). Вместе с тем
© Ворочков А. В., 2016
в имидже России сохранился ряд стереотипов, поддерживаемых некоторыми представителями западной элиты, профессионально специализирующимися на враждебности к России [5].
Выход из этой ситуации возможен при использовании потенциала «мягкой силы» России, основанного на популяризации культурно-исторического наследия, взаимодействии с русскоязычной диаспорой за рубежом, повышении уровня жизни внутри страны и использования как традиционных, так и новых институтов реализации мягкой силы.
Согласно определению, данному Дж. Наем, суть «мягкой силы» состоит в способности влиять на другие субъекты международных отношений путем средств сотрудничества в формировании программы действий, убеждения и оказания позитивного привлекательного воздействия для достижения желаемых результатов [4, с. 56]. На исполнение программы реализации «мягкой силы» в России направлена деятельность определенных структур, также значение имеют установленные в этой области нормы и практики. Таким образом, мы можем говорить о наличии институтов реализации мягкой силы в России.
Процесс институционализации «мягкой силы» современной России рассматривается в нескольких контекстах. Во-первых, это формулирование системы взглядов на концепт «мягкой силы» в общественно-политическом дискурсе, в соответствии с которыми происходит установка позиций на деятельность в этом отношении. Иными словами, то, что понимается политической элитой России под «мягкой силой», то и закладывается в реальную деятельность в этом направлении. Во-вторых, это установление норм и законов, регулирующих деятельность в области реализации «мягкой силы». В-третьих, это учреждение государственных и негосударственных организаций, нацеленных на выполнение тех или иных функций в части реализации «мягкой силы».
Политический истеблишмент России активно использует понятие «мягкой силы» в публичных выступлениях, тем самым осуществляя концеп-туализациюданного феномена. В качестве примера можно привести высказывание В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября 2014 года в городе Сочи: «Несомненно, что в глобальном соревновании вырастет роль гуманитарных факторов: образования, науки, здравоохранения, культуры. Это, в свою очередь, существенно повлияет на международные отношения, в том числе потому, что ресурс так называемой «мягкой силы» будет
в большей степени зависеть от реальных достижений в формировании человеческого капитала, нежели чем от изощренности пропагандистских приемов» [6]. Как мы видим в этом примере, политический дискурс формирует понимание «мягкой силы» как ценного ресурса и наполняет концепт определенным содержанием, уместным в текущей общественно-политической ситуации.
Вместе с тем концепт «мягкой силы» раскрывается и в официальных российских документах. Пункт 20 Концепции внешней политики Российской Федерации гласит следующее: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится мягкая сила - комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии. Вместе с тем усиление глобальной конкуренции и накопление кризисного потенциала ведут к рискам подчас деструктивного и противоправного использования «мягкой силы» и правозащитных концепций в целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации там обстановки, манипулирования общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финансирования гуманитарных проектов и проектов, связанных с защитой прав человека за рубежом» [7].
Таким образом, в Концепции закреплено понимание «мягкой силы» как не только дополнительного ресурса ведения международной политики, но и как определенной технологии, которая может послужить в некотором роде средством деструктивного воздействия, оружием в информационной войне. Вместе с тем Концепция определяет необходимость совершенствовать систему применения «мягкой силы».
Помимо Концепции внешней политики РФ, при рассмотрении нормативной составляющей процесса институционализации мягкой силы в современной России следует учесть ряд других документов, концептуирующих и направляющих политику Российской федерации в отношении реализации «мягкой силы». Общий список включает следующие документы:
• Конституция Российской Федерации;
• Концепция внешней политики РФ;
• Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию;
• Государственная концепция поддержки РФ русского языка за рубежом;
• Доктрина информационной безопасности РФ;
• основные направления политики Российской Федерации в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные МИД РФ 18.12.2010 г.;
• международные договоры и соглашения РФ в сфере гуманитарного, военного, политического, культурного, правоохранительного, информационного и иных видов сотрудничества.
Приведенные документы в свою очередь закладывают основу для осуществления деятельности различными организациями, в число которых входят государственные и негосударственные институты: министерства, ведомства, агентства, фонды, религиозные организации, другие НКО, СМИ, учебно-научные организации и прочие учреждения. Часть из таких организаций относится к сектору реализации публичной дипломатии.
Согласно определению Эдмунда Гуллиона «Публичная дипломатия включает в себя измерения международных отношений, выходящие за рамки традиционной дипломатии: культивирование правительствами общественного мнения в других странах, взаимодействие частных групп и интересов одной страны с другой, освещение международных отношений и их влияния на политику государства, взаимодействие между теми, чья работа заключается в коммуникации (дипломаты и зарубежные корреспонденты) и процесс межкультурных коммуникаций» [10, с. 1]. Программы публичной дипломатии можно разделить на следующие группы:
аналитические - включают в себя сбор информации о мнении зарубежной аудитории о государстве. Порядок действий подразумевает определение лояльных групп населения, выявление категорий населения, наиболее отрицательно относящихся к политике заинтересованного государства и воздействие на целевую группу методами публичной дипломатии;
информационные - информационная поддержка внешней политики, а также информирование зарубежной аудитории посредством СМИ, сети Интернет и других источников. Чрезмерно важную роль здесь играет уровень возможностей по донесению необходимой точки зрения, в чем сложно переоценить значимость институционального фактора. Однако в настоящее время все большее влияние обретают действия государственных деятелей разных стран по донесению позиций через альтернативные источники (в том числе социальные сети), что вписывается в рамки отдельной ветви публичной дипломатии -цифровой дипломатии (Digital Diplomacy).
Образовательные программы - научно-образовательные обмены в академической среде, а также
целевое обучение определенных социально-профессиональных групп. Эти программы нацелены в первую очередь на формирование в зарубежных странах элиты, которая бы проводила политику, дружественную по отношению к заинтересованному государству.
Программы в области культуры - к ним относят культурные обмены, выставки, конгрессы творческой интеллигенции, деятельность религиозных организаций, издательскую деятельность и общение культурных групп [3].
Основанием высокой значимости в международной политике фактора «публичной дипломатии» на сегодняшний день во многом является опора демократических режимов на общественное мнение граждан. Для описания процесса воспроизводства «мягкой силы» с использованием инструментов публичной дипломатии ниже приведена соответствующая таблица.
Роль публичной дипломатии в воспроизводстве «мягкой силы» [1, с. 52]
Технологии публичной дипломатии Ресурсы Институциональные участники Эффект «мягкой силы»
Аналитические программы Интеллектуальный потенциал, наличие специализированных кадров Специализированные государственные учреждения, исследовательские центры (включая think tanks) Обдуманная политика в отношении объектов воздействия
Информационные программы Доступ к получению и средствам распространения информации СМИ и работающие в них журналисты Подготовка общественного мнения целевой аудитории
Образовательные программы Развитая система образования, государственная поддержка (включая стипендиальные программы) Научные и образовательные организации, государственные органы (по части разработки соответствующих программ) Формирование лояльной элиты. Появление «опорных точек» в лице иностранных граждан, получивших образование на территории страны
Программы в области культуры Привлекательность культуры (ее уникальность или, напротив, универсальность) Учреждения культуры, языковые центры, религиозные организации Распространение влияния через расширение зоны культурного и языкового пространства
В качестве примечания к таблице 1 следует отметить, что приведенные институциональные участники реализуют публичную дипломатию до тех пор, пока их действия в той или иной степени координируются государственными органами. В остальных случаях уместно говорить об отдельных ветвях гражданской дипломатии и культурной дипломатии, реализация которых происходит без непосредственного участия государственных органов.
Ключевыми ресурсами для каждой из программ публичной дипломатии будут являться высокий уровень человеческого капитала и профессионализма людей, задействованных в процессе, а также благоприятная институциональная среда, ядром которой являются институциональные участники.
Помимо развития нормативной базы и программ публичной дипломатии важным фактором преумножения «мягкой силы» современной России является гуманитарное сотрудничество с зарубежными странами. При этом можно определить основные сферы такого сотрудничества, а также конкретные мероприятия, относимые к этим сферам [8, с. 170-176]:
• Миграция (через МИД России и Россотруд-ничество):
- выдача российских паспортов жителям Приднестровской Молдавской Республики, Южной Осетии, Абхазии;
- программа добровольного переселения российских соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию (с 2002 г. по н. в.).
• Образование и наука (через Правительство РФ, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова, Россотрудничество, МФГС СНГ, фонд «Русский мир»):
- выделение квот на обучение иностранных граждан в российских образовательных организациях за счет средств бюджета (15000 квот ежегодно, с 2008 по н. в.);
- научно-образовательная программа по вопросам безопасности для молодых специалистов государств-членов ОДКБ и стран СНГ «Академия ОДКБ» (с 2013 по н. в.);
- индивидуальные научные стажировки русскоязычных студентов, аспирантов и преподавателей, занимающихся исследованием вопросов российской внешней политики (с 2013 г. по н. в.);
- подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных
учреждениях (297 стипендий ежегодно, с 2008 г. по н. в.);
- обучение русскому языку на базе РЦНК (с 2008 по н. в.);
- обучение в Сетевом университете СНГ (70 квот ежегодно, с 2011 г. по н. в.);
- гранты и стажировка в Международном объединенном институте ядерных исследований (ежегодно около 50 чел., с 2010 г. по н. в.);
- создание русских центров на базе зарубежных университетов (95 центров в 43 иностранных государствах, с 2008 г. по н. в.);
- создание кабинетов русского мира на базе зарубежных университетов (136 кабинетов в 53 иностранных государствах, с 2008 г. по н. в.);
- Программа «Профессор русского мира» (с 2011 г. по н. в.);
- Программа «Студент русского мира» (с 2013 г. по н. в.);
- Программа по обучению иностранных мигрантов, пребывающих на работу в Россию (с 2011 г. по н. в.).
• Молодежная политика (через Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова, Россотрудничество):
- Программа «Диалог во Имя Будущего» (с участием молодежи 18 государств, с 2011 г. по н. в.);
- дипломатический семинар «Россия - Украина - Беларусь» (с 2012 г. по н. в.);
- программа «Балтийский диалог» (с 2012 г. по н. в.);
- программа «Кавказский диалог» (с 2012 г. по н. в.);
- Каспийская молодежная школа (с 2012 г. по н. в.);
- Школа молодых экспертов по Центральной Азии (с 2012 г. по н. в.);
- программы краткосрочных ознакомительных поездок молодежи зарубежных стран «Новое поколение» (с 2011 г. по н. в.).
• культура (через Россотрудничество, Министерство культуры РФ):
- Россотрудничество представлено в 80 странах мира 93 представительствами: 69 российских центров науки и культуры (из них 8 отделений РЦНК) в 61 стране, 24 представителя агентства в составе посольств в 22 странах;
- распространение книг по русскому языку, литературе и культуре в библиотеки зарубежных стран (акция «Русская книга - в дар!», с 2011 г. по н. в. в 76 иностранных государствах);
- интернет-конференция «Русский язык между Европой и Азией», Всемирный лингвокультуро-логический конкурс по русскому языку и литературе «Мой русский» (2013 год, 70 стран мира).
• Поддержка неправительственного сектора -поддержка демократии, прав человека, свободы волеизъявления (через Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова, МФГС СНГ):
- поддержка проектов российских институтов гражданского общества, направленных на реализацию внешнеполитического курса РФ и участие российских экспертов в международных мероприятиях и конференциях (с 2010 г. по н. в.);
- поддержка мероприятий НПО стран-участниц договора об образовании МФГС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан), направленных на организацию мероприятий гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (с 2007 г. по н. в.);
- поддержка проектов российских институтов гражданского общества, направленных на реализацию внешнеполитического курса РФ (с 2007 г. по н. в.).
• Поддержка свободы слова, журналистов и СМИ (через Россотрудничество, ВГТРК, телекомпанию «Мир», ИА «Россия сегодня»):
- российское информационное вещание на русском языке на телеканалах «Россия-24», «МИР», <ЖТУЬ> (с 1992 г. по н. в.);
- российское информационное вещание на английском языке на телеканале «RussiaToday» (с 2005 г. по н. в.).
Анализируя приведенный перечень программ и организаций реализации гуманитарной политики РФ, можно умозрительно определить вектор институционализации «мягкой силой» современной России. Можно определить период наибольшей активности по запуску различных инициатив -с 2008 по 2013 год, а также заключить наличие нескольких координирующих органов, отвечающих за свои сферы работы.
Среди них Россотрудничество, фонд «Русский мир» и Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. Если указанные фонды являются, по сути, негосударственными учреждениями (несомненно, действующие в интересах внешней политики России), то Россотрудничество, являясь подведомственным органом МИД России, осуществляет генеральную функцию координирующей деятельности в рамках реализации гуманитарной политики России и формирования «мягкой силы» государства. Россотрудничество ежегодно
готовит доклад о своей деятельности [8], фиксируя результаты деятельности и осуществляя проблема-тизацию текущей ситуации, а также в начале каждого года формирует Декларацию целей и задач Россотрудничества на текущий год [9], где осуществляет формулирование актуальной повестки.
Возвращаясь к теоретическим аспектам концепции «мягкой силы», обратимся к базовым элементам ресурса «мягкой силы», выделяемым Дж. Наем. По его мнению, «мягкая сила» субъекта международной политики держится на трех базовых источниках: на культуре (в той части, где она привлекательна для других), политических ценностях (если субъект также руководствуется этими ценностями) и внешней политике (когда другими эта политика считается законной и справедливой) [4, с. 152-153].
В рамках институционального анализа приемлемо обобщить содержание одного из элементов - вместо политических ценностей рассмотреть ценности в общем понимании, куда входят ценности развития общественного благосостояния, науки и образования, спорта, экологии, соблюдения международной безопасности (как военной, так и безопасности в отношении чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий), сохранения культурного наследия и содействия деятельности традиционных религиозных конфессий, а также донесения этих ценностей до зарубежной аудитории через СМИ.
На рисунке изображены основные элементы институционального фундамента «мягкой силы» России, разделенные на три группы в соответствии с основными источниками ресурса мягкой силы - привлекательности политики, культуры и ценностей России.
Следует полагать, что развитию институтов реализации мягкой силы в России в долгосрочной перспективе будет способствовать целенаправленная деятельность в этой области. Во-первых, необходимо выработать уникальный национальный концепт мягкой силы и позиционирования страны за рубежом.
Во-вторых, необходимым представляется популяризация основных парадигм российской цивилизации, использование исторически обоснованных привлекательных образов России (духовность, добролюбие, толерантность, сила духа и т. д.). Высокую готовность к работе в этом направлении продемонстрировала церемония открытия зимних XXII Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
В-третьих, следует развивать координацию между учреждениями реализации мягкой силы. В этой связи необходимо снабжать дополнительными функциями, а вместе с тем и ресурсной базы
Россотрудничества, или создание отдельного координирующего органа, не дублирующего функции других государственных и негосударственных учреждений, а дополняющего их деятельность. Эта структура также могла бы заняться разработкой специальной концепции, которая бы четко и ясно определяла основополагающие прин-
ципы создания позитивного имиджа российского государства за рубежом.
Академическому сообществу в свою очередь необходимо сосредоточить больше усилий на исследовании проблематики выстраивания собственной высокоэффективной институциональной модели реализации «мягкой силы» России.
Институциональный фундамент реализации «мягкой силы» России
Литература
1. Ворочков А. П. Институты и методы публичной дипломатии, обеспечивающие «мягкую силу» государства // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2015. № 7. С. 48-54.
2. Кошель А. С. Гуманитарная политика Российской Федерации в контексте интеграции на евразийском пространстве: дис. ... канд. полит. наук. М., 2015. 176 с.
3. Кубышкин А. И., Цветкова Н. А. Публичная дипломатия США: учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2013. 272 с.
4. Най Д. С. Будущее власти. М.: АСТ, 2014. 448. С. 152-153.
5. Наумов А. О. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Федерации // Перспективы. Электронный журнал. 2015. № 4. С. 21-32.
6. Официальный сайт Президента России: Из выступления Владимира Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября 2014 года в Сочи. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46860 (дата обращения: 10.05.16).
7. Официальный сайт Президента России: Концепция внешней политики Российской Федерации http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 10.05.16).
8. Официальный сайт Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству: Отчеты о деятельности Россотрудничества с 2012 по 2015 года. URL: http://rs.gov.ru/reports (дата обращения: 10.05.16).
9. Официальный сайт Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству: Публичная декларация целей и задач Россотрудничества на 2016 год. URL: http://rs.gov.ru/sites/default/files/deklaraciya.docx (дата обращения: 10.05.16).
10. U. S. Public Diplomacy: Background and Current Issues / CRS Report for Congress [Kennon H. Nakamura, Matthew C. Weed]. USA, 2009. 65 p.
1. Vorochkov A. P. Instituty i metody publichnoi diplomatii, obespechivayushchie «myagkuyu silu» gosudarstva. Nauchnaya diskussiya: voprosy sotsiologii, politologii, filosofii, istorii. 2015, no. 7, pp. 48-54.
2. Koshel' A. S. Gumanitarnaya politika Rossiiskoi Federatsii v kontekste integratsii na evraziiskom prostranstve: dis. ... kand. polit. nauk. M., 2015, 176 p.
3. Kubyshkin A. I., Tsvetkova N. A. Publichnaya diplomatiya SShA: ucheb. posobie. M.: Aspekt-press, 2013, 272 p.
4. Nai D. S. Budushchee vlasti. M.: AST, 2014, 448, pp. 152-153.
5. Naumov A. O. «Myagkaya sila» i vneshnepoliticheskii imidzh Rossiiskoi Federatsii. Perspektivy. Elektronnyi zhurnal. 2015, no. 4, pp. 21-32.
6. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii: Iz vystupleniya Vladimira Putina na zasedanii mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdai» 24 oktyabrya 2014 goda v Sochi. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46860
7. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii: Kontseptsiya vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii http://kremlin.ru/acts/news/785
8. Ofitsial'nyi sait Federal'nogo agentstva po delam Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv, sootechestvennikov, prozhivayush-chikh za rubezhom, i po mezhdunarodnomu gumanitarnomu sotrudnichestvu: Otchety o deyatel'nosti Rossotrudnichestva s 2012 po 2015 goda. URL: http://rs.gov.ru/reports
9. Ofitsial'nyi sait Federal'nogo agentstva po delam Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv, sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom, i po mezhdunarodnomu gumanitarnomu sotrudnichestvu: Publichnaya deklaratsiya tselei i zadach Rossotrudnichestva na 2016 god. URL: http://rs.gov.ru/sites/default/files/deklaraciya.docx
10. U. S. Public Diplomacy: Background and Current Issues / CRS Report for Congress [Kennon H. Nakamura, Matthew C. Weed].
References
USA, 2009. 65 p.
Статья поступила в редакцию 20.03.2016 г.
Submitted 20.03.2016.
Для цитирования: Ворочков А. П. Институты реализации «мягкой силы» в современной России // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 2 (6).
С. 53-59.
Citation for an article: Vorochkov A. P. Institutions of "soft power" implementation in modern Russia. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 2 (6), pp. 53-59.
Ворочков Антон Павлович,
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, vorochkov@gmail сот
Vorochkov Anton Pavlovich,
postgraduate student, St. Petersburg State University, Saint Petersburg,
vorochkov@gmail. com