стать выявление допущенных людьми (особенно крупными политиками,полководцами и т.д.) ошибок, поиск путей их предотвращения (преодоления), т.е. извлечение «уроков» из прошлого.
Здесь намечены только некоторые направления использования контрфактического исторического моделирования в учебном процессе. Они требуют всесторонней «привязки» (в том числе - методической) к условиям преподавания конкретной дисциплины в конкретном вузе, кропотливой творческой работы преподавателей и студентов по внедрению данного подхода в практику.
Литература
1. Померанц Г.С. История в сослагательном наклонении // Вопросы философии.
- 1990. - № 11; Бестужев-Лада И.В. Ретроальтернативистика в философии истории // Вопросы философии. - 1997.
- № 8; Экштут С.А. Сослагательное наклонение в истории: воплощение не-сбывшегося. Опыт историософского осмысления // Вопросы философии. -2000. - № 8; Модестов С.А. Бытие не-свершившегося. - М., 2000; Гуц А.К.
Многовариантная история России. - М., 2000; Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. - 2001. - № 5; Бочаров А.В. Идея альтернативности исторического развития в отечественной историографии // История мысли. Русская мыслительная традиция. Вып. 2. - М., 2003.
2. Дуршмид Э. Победы, которых могло не
быть. - М., 2000; Макси К. Упущенные возможности Гитлера. - М.-СПб., 2001; Норт Д. Наполеоновские войны. Что, если?.. - М.-СПб., 2002; А что, если бы? Альтернативная история. - М.-СПб., 2002; Победа Восходящего Солнца. - М., 2004.
3. Бестужев-Лада И.В. Указ. соч. - С. 117.
4. Успенский Б.А. История и семиотика // Избранные труды. Т. I. - М., 1996. - С. 34.
5. Хвостов В.М. Теория исторического процесса. Очерки по теории и методологии истории. - М., 1919.
6. Дройзен И.Г. Историка. Лекции об эн-
циклопедии и методологии истории. -СПб., 2004. - С. 414.
7. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической кар-
тины прогресса человеческого разума. -М., 1936. - С. 219.
8. Гердер И.Г. Идеи к философии истории
человечества. - М., 1977. - С.385.
Регионально-этническая
направленность
воспитания
М. КОЖАНОВА, доцент Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Большинство современных исследователей проблем образования личности отмечают, что состояние нынешней системы воспитания можно оценить как крайне сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также и с тем, что само общество переживает всесторонний кризис.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» новые социальные требования к системе российского образования определены следующим образом: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на нача-
лах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества свысоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой». В концепции же отмечено, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Обучается и воспитывается всегда представитель той или иной нации с присущими ему этнопсихологическими особенностями, к которым относят черты национального сознания и самосознания, своеобразие национального мышления, чувств и воли, специфику проявления национального характера в общении и взаимоотношениях с другими людьми. Воспитание неотрывно от национальной почвы. Великие учителя прошлого и настоящего строили и строят свои педагогические теории на основе народной мудрости, народной педагогики.
Современные ученые утверждают мысль о том, что без этнической системы воспитания народ как историческая личность не может быть суверенным, в процессе воспитания и обучения национальные, народные корни должны давать живительную силу для формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой.
Подготовить будущих педагогов к ведению образовательной деятельности с учетом регионально-этнической направленности можно только при соответствующем подходе к содержанию воспитания студентов в условиях вуза.
Для выявления общей картины отношения студентов к явлениям народной культуры, знаний о ней нами было проведено выборочное анкетирование студентов разных факультетов педагогического университета. Среди опрошенных были представители разных национальностей, около четверти респондентов - выходцы из полиэтнических семей. Для большинства студентов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с «объективной» этнич-ностью.
Ряд вопросов анкеты был направлен на выявление у студентов этнопедагогических знаний. Так, на вопрос: «Что является предметом этнопедагогики?» ответили правильно 44,1% студентов. Героев народного эпоса знают 63,7% студентов, традиции и обычаи своего народа - 50%, историю своего рода - 78,4% студентов (большинство из них только до 3-4 колена). 26,5% студентов не могли вспомнить ни одну пословицу, которую бы они использовали в своей речи.
Знание родного языка, отношение к нему является также важным показателем готовности студентов вести в дальнейшем свою педагогическую деятельность с регионально-этнической направленностью. Ответы на вопрос: «Знают ли студенты свой национальный язык?» - распределились следующим образом: «нет» - 17,6%, «скорее нет, чем да» - 19,6%, «скорее да, чем нет» - 24,5%, «да» - 38,3%. Несмотря на то, что более половины опрошенных знают свой национальный язык, в кругу семьи на чувашском языке разговаривают только
11,8% студентов, ещё 8,8% - на русском и чувашском, 1,0% - на марийском. С друзьями разговаривают на чувашском языке ещё меньше студентов - только 2,0% молодых людей, на русском и чувашском - 8,8% и русском - марийском - 1,0%. Отвечая на вопрос: «Следует ли молодому поколению знать свой язык и почему?», 25,5% студентов ответили «нет», многие не смогли объяснить причину, а некоторые объяснили свой отрицательный ответ следующим
образом: «Мы живем в России, и не надо национализироваться», «Молодые люди имеют право сами выбирать: учить им свой национальный язык или нет». Как видно из ответов, не все будущие педагоги понимают важность изучения подрастающим поколением родного языка, замечается пренебрежительное отношение к нему, родной язык не является средством общения молодежи.
В ходе анкетирования было также выявлено, что у 54,9% студентов в семье поддерживаются народные традиции, у 45,1% хранятся семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение, и у такого же количества дома есть предметы национального быта и национальной одежды.
Перед студентами был поставлен вопрос: «Следует ли организовывать в вузе фестивали народного творчества, дни национальной культуры разных народов и прочие подобные мероприятия»? Больше половины студентов, а именно 79,4%, дали утвердительный ответ. Однако желающих принять участие в таких мероприятиях оказалось гораздо меньше - 52,0%.
В результате перед нами предстал следующий усредненный портрет студента: это молодой человек, частично знающий культуру и традиции своего народа; удовлетворительно владеющий родным языком, однако не стремящийся к активному его использованию в общении с друзьями и в семье; не до конца осознающий необходимость обучения подрастающего поколения национальному языку; редко использующий в своей речи малые формы устного народного творчества; понимающий необходимость проведения в вузе эт-нопедагогических мероприятий, но не считающий необходимым принимать в них участие.
Воспитательная работа в нашем педуни-верситете осуществляется на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Устава вуза, концепции и программы воспитания и самовоспитания студентов - будущих пе-
дагогов - «Будущий учитель, патриот, гражданин» и других нормативных документов.
Исследовательским коллективом ведущих специалистов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева при широком участии студенческого актива создана концепция и программа воспитания и самовоспитания будущих педагогов. Она построена с учетом регионально-этнической направленности процесса воспитания студентов. Ключевым понятием программы является «Профессиограмма педагога». Она рассматривается как ориентир в организации воспитания и самовоспитания будущих педагогов, в осуществлении основных направлений работы по их организации. Центральное место в программе занимает второй раздел - «Коллектив студентов и преподавателей как субъект воспитания будущих педагогов». В нем обосновывается роль коллектива в этом процессе, дается классификация видов студенческих коллективов, раскрывается методика их организации. Основные положения этого раздела развиваются применительно к факультетам высшего учебного заведения в третьем разделе - «Воспитание и самовоспитание в коллективе студентов и преподавателей факультетов» [1].
Важным показателем повышения общественной активности наших студентов стало создание на базе Чувашского государственного педагогического университета Межрегиональной студенческой общественной организации (МСОО) «Хуранташ».Развивая деловые, творческие связи со студентами педагогических вузов и колледжей чувашских диаспор Российской Федерации, она занимается воспитанием студентов, подростков, юношей и девушек в духе культуры мира, общечеловеческих ценностей и уважительного отношения ко всем национальным культурам и религиям, развиваети представляет населению творческие дарования студентов, прививает учащейся молодежи навыки здорового образа жизни.
МСОО «Хуранташ» совместно сфольк-
лорным ансамблем музыкально-педагогического факультета «Юрай» и литературным кружком факультета чувашской филологии «Хунав» организовали комплексную научно-фольклорную экспедицию по местам компактного проживания чувашей в Башкортостане, Татарстане и Самарской области.
В сентябре 2002 г. был проведен межрегиональный фестиваль студентов - будущих педагогов, в котором принимали участие представители чувашской диаспоры из пяти регионов: Ульяновской области, Марий-Эл, Тюмени, Башкортостана, Татарстана. В рамках фестиваля проводились: научнопрактическая конференция «Межэтническая и социальная толерантность в условиях глобализации мира», выставка творческих работ студентов технолого-экономическо-го факультета, мастер-класс «Изготовление малой деревянной скульптуры», мастер-класс фольклорного ансамбля «Юрай», поездка в музей космонавтики в с. Шорше-лы, посещение дома-музея И.Я. Яковлева в деревне Кошки - Новотимбаево Республики Татарстан, закладка Сквера студенческой дружбы.
Фольклорныйансамбль «Юрай» (создан в 1997 г.) в 2001 г. стал лауреатом I степени Всероссийского смотра-конкурса молодежных хоров и фольклорных ансамблей в г. Самаре, в 2002 г. - дипломантом Всероссийского фестиваля фольклорных ансамблей в г.Москве.
Ежегодно в вузе проводятся Дни чувашского языка. Кроме того, вуз принимал участие в проведении Дней башкирской литературы в Чувашии, Дней марийской литературы в Чувашии и т.д.
Руководители факультетов, заместители деканов по воспитательной работе внедряют программный подход при реализации регионально-этнического компонента во внеучебной деятельности студентов, в воспитательной работе кафедр, кураторов, наставников и студенческого актива. Так, в вузе ежегодно проходит конкурс на лучшую организацию массовых мероприятий по патриотическому воспитанию студентов нафа-культетах. Студенты и преподаватели нашего вуза принимают активное участие в организации и проведении встреч и вечеров с выдающимися чувашскими деятелями культуры. 300 студентов психолого-педа-гогического факультета участвовали в создании литературно-музыкальной композиции «Родина - любовь моя».
Студенты привлекаются к сбору документов и новых материалов о жизни, научной и творческой деятельности таких известных чувашей, живших за пределами Чувашской Республики, как академик И.Н. Антипов-Каратаев, лауреат Государственной премии СССР по науке и технике А.А. Изотов, основоположник чувашской поэзии К.В. Иванов, народные поэты республики Н.И. Шелеби, П.П. Хузангай, Я.Г. Ухсай и др.
На сегодняшний день нами накоплен бесценный опыт воспитания студентов в полиэтнической, поликультурной среде.
Литература
1. Будущий учитель, патриот, гражданин: Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов - будущих педагогов. - Чебоксары, 2002.