Научная статья на тему 'Региональное стратегическое планирование'

Региональное стратегическое планирование Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1526
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лашманкин Вячеслав Евгеньевич

Приведена концепция разработки региональных стратегических планов и программ; систематизированы подходы стратегического планирования территорий; представлен комплекс условий и факторов, влияющих на разработку стратегических документов. Раскрыт опыт формирования системы сбалансированных показателей применительно к стратегическому развитию территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональное стратегическое планирование»

© Лашманкин В. Е., 2010

ЛАШМАНКИН Вячеслав Евгеньевич

Руководитель

Администрация Губернатора Свердловской области

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Горького, 21/23 Контактный телефон: (343) 217-86-24 e-mail: [email protected]

Региональное стратегическое планирование

Ключевые слова: стратегия; территориальные образования; региональное планирование; стратегическое планирование.

Аннотация. Приведена концепция разработки региональных стратегических планов и программ; систематизированы подходы стратегического планирования территорий; представлен комплекс условий и факторов, влияющих на разработку стратегических документов. Раскрыт опыт формирования системы сбалансированных показателей применительно к стратегическому развитию территории.

Стратегическое планирование развития территории предполагает рассмотрение системы планирования на нескольких уровнях (включая уровень региона) и образует, таким образом, систему регионального стратегического планирования. Необходимость рассмотрения вопросов формирования стратегии региона детерминирована возрастающей потребностью в разработке базовых стратегических документов для конкретных территорий с учетом специфики их развития.

Отправной точкой разработки стратегии региона является исследование общих принципов и подходов стратегического менеджмента, а также дескрипторных понятий стратегического планирования.

К основным компонентам, определяющим стратегию развития региона, относятся его миссия и стратегическая цель, которые впоследствии обусловливают формирование направлений развития (подцели), включающих в себя конкретные программы и проекты развития территории.

Следует отметить, что в целом совокупность программ и проектов представляет собой систему среднесрочного планирования, в то время как сочетание миссии и стратегической цели развития с элементами среднесрочного планирования формирует долгосрочный план.

Стратегия как экономическая категория - это общий, недетализированный план деятельности, охватывающий длительный период, отражающий способ достижения сложной многоуровневой цели и представляющий собой искусство определения генеральной линии (или нескольких линий), которой следует придерживаться в своих намерениях и действиях. В качестве прогнозного документа стратегия дает обобщенное представление о миссии, стратегической цели, основных задачах, потенциальных возможностях с учетом условий внешней среды и важнейших перспективных направлений развития.

Взаимосвязь элементов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного стратегического планирования приведена на рис. 1.

Методические вопросы разработки стратегии развития региона, предписывающие конкретные процедуры и правила, логические схемы анализа проблем и выбора направлений стратегии, еще недостаточно разработаны в экономической науке.

Рис. 1. Система стратегического планирования

Однако можно выделить общие подходы к разработке стратегии, которых придерживается большинство ученых и специалистов в данной области:

во-первых, разделы стратегии должны быть едины по структуре и изложению, последовательность которого должна соответствовать логике, заранее определенной стратегической целью;

во-вторых, для достижения целей стратегического планирования развития региона разработка стратегии должна базироваться на ряде как общих, так и частных принципов. Принципы стратегического планирования развития территории определяют процедуру разработки стратегии, а также характер и содержание деятельности субъектов планирования.

К общим можно отнести принципы планирования, сформулированные А. Файолем и дополненные Р. Акоффом [1, 2]:

• принцип единства (комплексности, системности);

• принцип участия;

• принцип непрерывности;

• принцип точности;

• принцип гибкости.

Содержательную основу разработки стратегии составляют имеющийся потенциал региона, устанавливающий системные ограничения на выбор основных ориентиров (направлений) по формированию программных мероприятий. Потенциал территории (региона) определяется характеристиками среды, которые складываются под воздействием внешних и внутренних факторов.

К факторам, формирующим внешние условия, относят:

• общемировые - состояние мировой экономики (в том числе уровень цен на ресурсы и сырье) и политики, международное сотрудничество региона;

• общенациональные - социально-экономические тенденции на федеральном уровне (уровень и темпы инфляции, динамика производства и т. п.);

• природно-климатические - особенности климата, отражающиеся на структуре экономики территории и нормативных затратах в различных отраслях;

• геополитические - зависимость развития региона от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и других взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими экономико-географическими факторами. При этом можно выделить: макроположение (на политической карте мира), мезоположение (в пределах страны), микроположение (выгодно или невыгодно расположен регион относительно других, в том числе муниципальных, образований);

• экономико-географические - положение объекта в экономическом и социальном пространстве по отношению к прочим экономико-географическим объектам, в числе которых могут рассматриваться природные объекты, политические границы. Компонентами экономико-географического положения региона являются: транспортно-географическое положение (по отношению к транспортной сети); промышленно-географическое (относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз); рыночное, или сбыто-географическое (относительно рынков сбыта продукции); демографическое, или демогеографическое (концентрация населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров); рекреационно-географическое (места отдыха и туризма).

К факторам, формирующим внутренние условия, относят:

• региональные - факторы, обусловленные особенностями политических, экономических и социальных процессов региона;

• природно-ресурсные - совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы с учетом достижений научно-технического прогресса для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека;

• научно-технические - определяются уровнем развития научно-технического прогресса и степенью использования его достижений в экономике территории;

• экономические - обусловлены структурой экономики региона;

• финансовые - характеризуются структурой доходной и расходной частей бюджета, финансовой инфраструктурой территории;

• инвестиционные - определяются объемом и структурой инвестиций по источникам и направлениям вложений, а также привлекательностью территории;

• информационные - характеризуются активностью коммуникационных процессов, позволяющих обмениваться информацией на микро-, мезо- и макроуровнях; косвенно связаны с инфраструктурой связи и транспорта;

• человеческий потенциал - отражает демографическую ситуацию, обусловленную как показателями естественного и миграционного движения населения, его половозрастным составом, так и основными характеристиками здоровья и образования, уровнем благосостояния, отражающим структуру доходов и расходов;

• социальные - факторы, которые обусловлены распределением населения по группам со схожими социально-экономическими характеристиками и могут быть оценены посредством учета как количества нуждающихся в социальной защите и поддержке, так и объема средств, выделяемых на данные мероприятия;

• инфраструктурные - определяются уровнем развития систем, поддерживающих функционирование региона, в частности транспортной, инженерной, социально-экономической, материально-бытовой сферы;

• экологические - обусловлены антропогенным воздействием на окружающую среду и характеризуются как ее состоянием, так и расходами на мероприятия по ее защите и восстановлению;

• организационно-управленческие - характеризуют качество управления регионом.

Учет внутренних и внешних факторов позволяет выработать четкую, адекватную

цель стратегического развития региона в современных условиях. Система целеполага-

ния базируется на совокупности стратегической (генеральной) цели и подцелей, детализирующих ее.

Формулирование стратегической (глобальной) цели и системы стратегических подцелей развития связано с устранением (нейтрализацией) негативных факторов и одновременно с усилением благоприятных факторов и конкретных конкурентных преимуществ и возможностей региона. Правильно сформулированная стратегическая цель обеспечивает в итоге устойчивый экономический рост, комплексное развитие городской среды и комфортные условия проживания населения. Приемлемы только те целевые установки, которые не выходят за пределы сформулированной миссии, а также сопрягаются с целями стратегии социально-экономического развития региона и целевыми ориентирами долгосрочного социально-экономического развития России.

Процесс разработки стратегических направлений развития региона в разрезе SWOT- и STEEPV-анализа схематично представлен на рис. 2.

Рис. 2. Схема процесса разработки стратегических направлений развития региона

Определение стратегических направлений развития региона позволяет разработать систему сбалансированных показателей и целевых значений их достижения как в среднесрочной, так в долгосрочной перспективе. Поскольку система целей характеризует желаемое состояние объекта за счет его количественных и качественных изменений, то необходимость системы показателей, позволяющих производить мониторинг изменений и оценивать достижение плановых показателей, очевидна.

При формировании системы показателей стратегии следует придерживаться следующих принципов:

• применение показателей, характеризующих достижение цели и решение задач стратегии;

• минимизация количества показателей при сохранении полноты информации;

• учет показателей, характеризующих удовлетворение потребностей региона за счет реализации конкретного стратегического направления;

• использование показателей, характеризующих объем и качество реализации конкретного стратегического направления.

В мировой практике исходной информационной базой для составления и мониторинга стратегических планов служит набор показателей, предлагаемых международной организацией HABITAT (Центр ООН по населенным пунктам). Однако, учитывая, что в российских условиях отсутствуют многие показатели, предлагаемые HABITAT, разработчики стратегии вынуждены пользоваться теми статистическими сведениями, которые официально публикуются Федеральной службой государственной статистики

РФ и ее территориальными подразделениями. Совокупность показателей должна дать возможность количественно и качественно оценить природно-географическое, демографическое, социально-экономическое, экологическое и иное исходное состояние города, а также спрогнозировать социально-экономические, демографические, культурные и экологические изменения в результате реализации плана.

Таким образом, система регионального планирования неразрывно связана с процессами планирования развития территориальных субъектов, входящих в регион (муниципальные образования), и строится на основе общих базовых принципов планирования с учетом факторов и условий внешней и внутренней среды. Разработка стратегий развития регионов - составной элемент общегосударственного планирования, ориентированного на консолидацию планов, программ и стратегий регионов.

Источники

1. Акофф Р.Л. Планирование в больших экономических системах / под ред. И. А. Ушакова; пер. с англ. Г. Б. Рубальского. М. : Сов. радио, 1972.

2. Файоль А. Общее и промышленное управление : пер. с фр. М. : Контроллинг, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.