Экономические науки
УДК 332.145
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ
THEORETICAL BASES OF STRATEGIC PLANNING OF REGIONAL BRANCH SYSTEMS' DEVELOPMENT
Рассматриваются сущность и содержание стратегического планирования как на уровне отдельно хозяйствующего субъекта — фирмы, так и на уровне системы. Отмечается, что одним из ощутимых вкладов в теорию и практику стратегического планирования внес разработанный в 1920 г. в России план ГОЭЛРО. Перечислены научные работы, исследования того времени, которые во многом применимы и сегодня.
Приведены различные научные трактовки понятий «стратегическое планирование», «стратегия». Выделены основные принципы планирования, соблюдение которых способствует эффективному функционированию экономических субъектов. Наиболее важным в рамках нашего исследования является принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов, согласно которому отраслевые планы должны разрабатываться с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов.
В силу того, что система стратегического государственного планирования должна являться основным фактором обеспечения конкурентоспособности экономики и национальной безопасности страны, важным являлось рассмотрение правовых основ стратегического планирования в Российской Федерации. Со вступлением в силу 11 июля 2014 г. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в России появились единые требования к системе стратегического планирования социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Проведена классификация документов, приведенных в Федеральном законе «О стратегическом планировании». По-мнению автора, для эффективного функционирования системы стратегического планирования страны, региона и решения проблем, тормозящих их развитие, необходимо обеспечить мониторинг и контроль за реализацией программных документов
Ключевые слова: стратегическое планирование, региональные отраслевые системы, стратегия, принципы планирования
In the article the essence and content of strategic planning both at the level of separately economic entity — firm, and at the level of system is considered. It is noted that one of the notable investments into the theory and practice of strategic planning was made by the developed plan of GOELRO in 1920 in our country. Scientific works, researches of that time which are in many respects applicable today are listed.
Various scientific interpretations of the concepts «strategic planning», «strategy» are given in the text. The basic principles of planning which observance promotes effective functioning of economic subjects are allocated. The most important within this research is the principle of a combination of branch and regional aspects. According to it, industry plans have to be developed taking into account the interests of this territory and rational use of local resources.
Owing to that, the system of strategic state planning has to be the most important factor of ensuring competitiveness of economy and national security of the country. The most important consideration have got legal bases of
Ж.Э. Бадмажапова, Забайкальский государственный университет, г. Чита
Zh. Badmazhapova, Transbaikal State University, Chita
strategic planning in the Russian Federation. With coming into effect of the Federal law «About strategic planning in the Russian Federation» on July 11, 2014 in Russia, there were uniform requirements to the system of strategic planning of social and economic development at the federal, regional and municipal levels.
The classification of the documents, provided in the Federal law «About strategic planning», is carried out. For effective functioning of the system of strategic planning of the country, region and the solution of the problems which are slowing down their development, the author has marked out a need of ensuring monitoring and control of implementation of program documents
Key words: strategic planning, regional branch systems, strategy, principles of planning
Теория и методы планирования в России развивались одновременно с усложнением народного хозяйства и практикой планирования его развития. На каждом историческом этапе методология планирования, обобщая опыт решения задач предыдущего периода, учитывая усложнение экономических взаимосвязей, совершенствовалась для решения новых, более сложных задач. Система планирования быстро развивалась под пристальным вниманием государства, обеспечивая динамично развивающуюся экономику, направленную на решение социально-экономических целей с учетом всех видов ресурсов, научно-технического прогресса, развития народного хозяйства по регионам и отраслям, включения в международное разделение рынков.
В России одним из ощутимых вкладов в теорию и практику стратегического планирования является разработанный в 1920 г. план ГОЭЛРО. Данный документ составлен на основе научной методологии Государственной комиссией по электрификации во главе с Г.М. Кржижановским, утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г. и включал два основных раздела: сводная программа развития и электрификации народного хозяйства на 10...15 лет и развитие производительных сил по восьми экономическим регионам. Основными целевыми показателями являлись повышение объемов промышленного производства в 1,85 раза, увеличение объемов производства электроэнергии в 4,4 раза, а также продукции машиностроения, предусматривалось осуществление капитальных вложений — 17 млрд р. золотом.
С 1926 по 1928 гг. под руководством П.С. Осадчева и В.А. Базарова разработан
генеральный план развития народного хозяйства СССР на 1928-1940 гг.
В. Леонтьев первым из экономистов в 1920-х гг. формализовал схему межотраслевого обмена и разработал математическую модель, базирующуюся на реальных статистических измерениях и характеризующую взаимосвязи между затратами на производство и выпуском продукции различных отраслей (input — output) [13].
Н.Д. Кондратьевым в 1922—1925 гг. сформулированы основы методологии стратегического планирования в условиях преобладания рыночной экономики [10]. Ученым представлен проект Генерального плана восстановления и развития сельского хозяйства России, который позже был отвергнут Госпланом СССР.
Значигельный вклад в теорию и практику стратегического планирования внесли председатель Госплана СССР (1937—1949) академик Н.А. Вознесенский и первый заместитель председателя Госплана СССР, член-корреспондент Г.М. Сорокин.
В России в 50-60-х гг. начала интенсивно развиваться теория государственного стратегического планирования на основе балансового метода, который стал важнейшим инструментом увязки всех видов планов в единое целое [17]. Развитие балансового метода планирования народного хозяйства исследовано в работах Ш.Я. Турецкого [18], М.З. Бора [5], М.Р. Эйдельмана [25] и др. Названные работы являлись развитием теории на основе полученной практики разработки балансов народного хозяйства.
Научные работы и исследования того времени оставили значительный след в мировой практике и во многом применимы
и сегодня. Вместе с тем, развитие рыноч-но-капиталистических отношений привело к тому, что при реализации процессов стратегического планирования возникла необходимость использования особых подходов. Так, потребовалось систематическое решение задач стратегического планирования, вызванное глобальной конкуренцией за ресурсы и развитием разработок в области стратегического менеджмента на уровне фирм [23]. Тем самым теоретические принципы корпоративного стратегического менеджмента стали методологической базой развития стратегического планирования и на уровне социально-экономических систем.
В отечественной и зарубежной литературе существует множество понятий, раскрывающих сущность стратегического планирования.
Так, М. Мескон считает, что стратегическое планирование представляет собой «набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей» [15].
Е.П. Голубков определяет стратегическое планирование как «процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях» [7].
По-мнению А.В. Якимова, стратегическое планирование — это «процесс оптимизации всех видов ресурсов, позволяющий организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ» [26].
П.В. Магданов утверждает, что «стратегическое планирование представляет собой систему знаний, относящихся к процессам определения будущего и планирования развития какого-либо экономического субъекта — индивида, организации или группы организаций — и к процессам разработки и контроля выполнения мероприятий по развитию данного субъекта» [14].
Приведенные определения примени-тельны к стратегическому менеджменту, то
есть к уровню корпораций (фирм). Вместе с тем, в научной литературе также приводятся различные трактовки стратегического планирования на уровне систем. Так, Б. Даллаго определяет стратегическое планирование как «деятельность государственного управления, цель которой привести . к желаемому состоянию национальную экономику» [9].
И.С. Штапова, В.В. Мельников рассматривают стратегическое планирование как процесс, направленный на формулирование образа желаемого состояния системы в длительной перспективе, определение пути и инструментов его достижения в зависимости от складывающихся условий функционирования данной системы [24].
В работе «Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование» [11. С. 21] дается определение стратегического планирования как процесса определения целей и приоритетов, а также значений экономических показателей по наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (региона) на длительную перспективу или на средний срок с одновременным формированием основ механизма их реализации.
О.О. Смирнова понимает под стратегическим планированием оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных федеральной политикой целей по основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации (регионы, муниципалитеты, отрасли) на долгосрочную перспективу и формирование механизма по их реализации [17. С. 142-143].
Также представляет интерес точка зрения В.Е. Селиверстова, научные исследования которого посвящены региональному стратегическому планированию. По-мне-нию ученого, региональное стратегическое планирование — это «...процесс обоснования и выбора стратегических приоритетов и направлений устойчивого и эффективного развития региона в единстве социальных, экономических, научно-технических, экологических и институциональных факторов и условий,
разработка на этой основе управляющих политик и механизмов реализации, обеспечивающих повышение конкурентоспособности социально-экономической системы региона и ее адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды» [19].
Перечисленные формулировки понятия «стратегическое планирование» показывают, что существуют различные подходы: стратегическое планирование рассматривается на уровне предприятий (фирм), на территориальном (региональном) уровне и, соответственно, на уровне макроэкономики (страны).
В мире все большее внимание уделяется региональным аспектам социально-экономической политики. Так, А.Г. Гранберг [8] отмечает, что особенности России требуют активного решения проблем пространственного развития страны и существенных различий в социально-экономическом развитии регионов. Экономический рост, разработка стратегических приоритетов страны в дальнейшем будет достигаться за счет усиления роли регионального управления при принятии решений по социально-экономическому развитию.
В России в условиях протяженности территории и особенностей природной базы регионов основой для этого может стать успешное функционирование выстроенной системы стратегического планирования. Во многом наличие долговременных планов и прогнозов может способствовать эффективному выстраиванию стратегий и сохранению целостности страны.
Общее содержание и особенности стратегического планирования на уровне социально-экономической системы, по мнению Б.Н. Кузыка, В.И. Кушлина, Ю.В. Яковца [11], определяются следующими составляющими:
— цели;
— средства достижения целей;
— время (горизонт) решений;
— пространственная структура системы.
Ключевым компонентом из перечисленных являются цели, а точнее — генеральная цель системы. После ее определения формулируются подцели и задачи, которые должны иметь количественную и качественную форму и носить устойчивый характер. Важно, что излагаемые в процессе планирования задачи должны соответствовать конкретным, привязанным к определенным срокам результатам.
Стратегическое планирование на уровне социально-экономической системы может быть успешным при соблюдении принципов стратегического планирования. К основным из них можно отнести принципы, выделенные И. Ансоффом применительно к корпорациям, который отмечал, что «стратегическое планирование реализуется по принципам (табл. 1) и посредством проектов, ограниченных во времени и требующих участия всех функциональных подразделений. Процесс оценки и отбора проектов — ключевой элемент стратегической деятельности» [4].
Принцип Содержание
Системность В процессе обоснования, разработки и принятия плановых решений необходимо учитывать сложный характер функционирования и развития любого элемента национальной экономики как определенной социо-эколого-экономической системы
Комплексность В процессе обоснования и принятия планового решения должны приниматься в расчет все возможные последствия его реализации как в объекте планирования, так и во внешней среде
Оптимальность Разрабатываемый план должен ориентироваться на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта
Адаптивность Предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней среде
Таблица 1
Основные принципы стратегического планирования
Окончание табл. 1
Принцип Содержание
Ограниченность ресурсов План должен ориентироваться на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов
Целесообразность Предполагает обоснование в плане стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития региона
Принцип баланса интересов Нахождение консенсуса между государством, регионом и населением относительно стратегических целей и приоритетов развития региона, механизмов их достижения
Эффективность Необходимость стремления к достижению намеченных целей и приоритетов с наименьшими затратами ресурсов и социальными издержками
Легитимность (законность) Предусматривает обязательность рассмотрения и принятия проекта стратегического плана развития области в установленном законодательством порядке
Профессионализм Обеспечивается специальной подготовкой разработчиков, созданием методической и информационной базы, привлечением работников, специализирующихся на решении проблем развития региона, организацией независимой экспертизы
В.Е. Селиверстовым в дополнение к известным принципам сформулирован ряд новых применительно к региональному стратегическому планированию, а также уточнены формулировки существующих [19]. Перечислим некоторые из них:
— принцип системности. Его реализация совмещает использование принципов субсидиарности и интеграционное™;
— принцип социальной доминантности. Любые стратегические решения и программные документы регионального и муниципального стратегического планирования и управления должны рассматриваться сквозь призму достижения главной цели — повышения уровня и качества жизни населения, проживающего на данной территории;
— принцип партнерства. Частным случаем его реализации являются принципы государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса;
— принцип научности, объективности и доказательности. Процесс стратегического планирования должен быть основан на серьезной научно-методологической базе для выдвижения и обоснования гипотез и сценариев перспективного развития как логически непротиворечивых конструкций «образа будущего», опирающихся на четкий и комплексный учет и прогно-
зирование основных факторов производства, развития человеческого потенциала, институциональной среды в их единстве и взаимодействии;
— принцип институционализации. Основные программные документы регионального и муниципального развития наряду с формулировкой главных целей, задач, стратегических приоритетов и изложением управленческой политики должны включать в себя «встроенные» механизмы их реализации, а также предложения по возможной корректировке институциональных условий реализации стратегических приоритетов;
— принцип повышения конкурентоспособности регионов различного ранга и их систем управления, означающий, в частности, что категория конкурентоспособности региона не должна подменяться понятием его конкурентной борьбы за привлекаемые внешние ресурсы и инвестиции;
— принцип открытости и информационной доступности. Постепенный переход от представительной демократии к прямой в применении к стратегическому планированию означает его новое качество, базирующееся на открытых информационных системах с непосредственным участием сетевых структур гражданского об-
щества, дополняющих профессиональные управленческие и экспертные структуры;
— принцип инновационности. Стратегические решения по своей сути не должны консервировать сложившуюся ситуацию, но должны быть направленными на поиск и реализацию новых инновационных путей в экономическом, социальном и технологическом развитии региона, а также в управленческих технологиях.
Кроме того, О.О. Смирнова [20] формулирует принцип непрерывности планирования, в соответствии с которым должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного горизонта и обеспечиваться их увязка между собой: среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные — исходя из показателей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться в соответствии с новыми потребностями общества, крупными изменениями в технологиях, комплексным анализом демографической ситуации. Наиболее важным в рамках нашего исследования является сформулированный О.О. Смирновой принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов. Согласно ему, отраслевые планы должны разрабатываться с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов.
Следует отметить, что основополагающим понятием стратегического планирования является стратегия, которая в научной литературе имеет различные трактовки. Так, стратегия отождествляется с выработкой основных долгосрочных целей и задач, однако часто понятие «стратегия» связывается с детальным всесторонним комплексным планом, предназначенным для достижения поставленных целей в любой области деятельности [6; 15]. Близкую к приведенной трактовке категории «стратегия» дают такие исследователи, как Р. Акофф [3], Г. Кунц и С. Доннел [12].
Отличное определение стратегии дает в своих работах И. Ансофф. Он определяет стратегию как «один из наборов правил
принятия решения относительно поведения объекта планирования» [4]. Причем, стратегия развития региона может быть эффективна, если в ней соблюдена определенная этапность и заложено стратегическое маневрирование. Таким образом, стратегию можно определить как описание долгосрочных целей и как план для их достижения [22].
В целом стратегические процессы в системах являются сложным сочетанием обеспечения готовности к масштабным переменам и факторов стабильности. Поэтому ряд авторов [16] рассматривает стратегию как понятие, связанное не с переменами, а со стабильностью.
Также фактором успешной реализации стратегического планирования является то, что стратегические планы развития систем в большей степени должны быть качественными проработками [11]. В данном случае возможна и сценарная форма планирования, особенно это приемлемо при разработке национальных стратегий и стратегий развития отраслей.
В силу того, что система стратегического государственного планирования должна являться основным фактором обеспечения конкурентоспособности экономики и национальной безопасности страны, важным является рассмотрение правовых основ стратегического планирования в Российской Федерации.
До настоящего времени нормативно-правовая база стратегического планирования состояла из двух основных документов.
1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».
Принятие Федерального закона № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» предполагало формирование системы госу-
дарственного прогнозирования посредством разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, программ социально-экономического развития и федеральных целевых программ. В соответствии
с указанным законом перечень документов стратегического планирования и прогнозирования, необходимый к разработке, выглядел следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Документы, разрабатываемые в соответствии с ФЗ № 115-ФЗ
«О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»
Период Документ
Долгосрочный составляется каждые 5 лет. Длительность прогноза 10 лет Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу
Концепция социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу
Среднесрочный составляется ежегодно. Длительность 3...5 лет Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу
Послание Президента РФ к Федеральному собранию
Концепция социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу
Программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу
Краткосрочный составляется ежегодно. Длительность 1 год Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу
Указанным законом определена преемственность в разработках среднесрочных прогнозов относительно долгосрочных, а краткосрочных — относительно среднесрочных.
В рамках исполнения закона № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» в 2008 г. разработана и утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [2]. Это первый официальный документ, рассчитанный на долгосрочную перспективу.
Вместе с тем, не разработана Концепция социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу; программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу разрабатывались только в период с 2001 по 2006 гг.
В Указе Президента РФ «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» определены принципы стратегического планирования в Российской Федерации; введены термины «стра-
тегическое планирование в Российской Федерации» и «система стратегического планирования»; определены четкие временные рамки долгосрочного (10.20 лет), среднесрочного (5.10 лет) и краткосрочного планирования (3.5 лет).
Важным аспектом принятого Указа Президента РФ «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» являлось то, что были разграничены полномочия участников стратегического планирования, что не регламентировалось ранее принятыми нормативно-правовыми актами.
Большая часть документов, предполагаемых к разработке названными нормативно-правовыми актами не разрабатывалась, а работа с другими документами велась несистемно, что не позволяло говорить о наличии системы стратегического планирования Российской Федерации.
Со вступлением в силу 11 июля 2014 г. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] в России появились единые требования к системе стратегического планирования социально-экономического развития на фе-
деральном, региональном и муниципальном уровнях.
Указанный закон определяет правовые основы, принципы и механизм стратегического планирования, осуществляемого на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований. Вместе с тем, закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития страны, субъектов и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
В тексте закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прописаны документы стратегического планирования. Эти документы можно классифицировать на:
— федеральные;
— территориальные;
— отраслевые.
К федеральным документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания, прогнозирования и программирования, относятся:
— ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
— стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
— стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
— прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
— стратегический прогноз Российской Федерации;
— прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
— бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
— прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
— основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;
— государственные программы Российской Федерации;
— государственная программа вооружения;
— схемы территориального планирования Российской Федерации;
— планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Территориальные документы стратегического планирования включают схему территориального планирования субъекта и документы, разрабатываемые на региональном уровне:
— стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
— прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
— бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;
— прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
— план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
— государственные программы субъекта Российской Федерации;
К отраслевым документам стратегического планирования, в свою очередь, относятся:
— отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления;
— стратегии отдельных сфер социально-экономического развития;
— иные документы стратегического планирования, которые соответствуют требованиям закона и решение о разработке которых принято Президентом Российской
Федерации или Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» вводит в России систему стратегического планирования, являющуюся сквозной, пронизывающей все уровни публичной власти, от федерального центра до муниципальных образований.
Процесс стратегического планирования в Российской Федерации осуществляется исходя из целей и ограничений, поставленных стратегическими документами более высокого уровня (п. 3 ст. 11). Исходя из установленных ориентиров в целом по Российской Федерации, должно формироваться целеполагание как для Российской Федерации, так и для более низкого уровня стратегического планирования (п. 4 ст. 11) — для субъектов Российской
ч
Вместе с тем, при разработке и реализации документов стратегического планирования необходимо выстроить систему мониторинга и контроля за их реализацией, которая позволит оценить эффективность
Список литературы_
Федерации, которое, в свою очередь, по нисходящей формирует целеполагание для муниципалитетов (п. 2 ст. 39). На основании указанного подхода в ближайшие годы предстоит выстроить систему стратегического планирования в каждом субъекте РФ [21].
В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» формирование документов стратегического планирования состоит из трех этапов (см. рисунок).
В настоящее время в рамках реализации положений Закона № 172 субъектам РФ необходимо разработать закон о стратегическом планировании либо переработать существующий закон, навести порядок в стратегиях и программах в соответствии с требованиями закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки запланированных показателей, а также результативность планируемых мероприятий.
До 1 января 2015 г. разработка плана
подготовки документов стратегического планирования
До 1 января 2016 г. разработка нормативно-правовых актов, определяющих порядок разработки и корректировки документов, осуществления мониторинга и контроля реализации документов, осоздание госреестра документов
До 1 января 2017 г. разработка документов стратегического планирования в соответствии с планом подготовки, приведение действующих документов стратегического планирования в соответствие с законом
Этапы формирования документов стратегического планирования
1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2014. № 6418. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/03/ strategia-dok.html (дата обращения 12.12.2015).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.
Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategicplanning/ concept/indexdocs (дата обращения 22.08.2015).
3. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах / Пер. с англ. Г.Л. Рубальского. М.: Советское радио, 1972. 223 с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: ПИТЕР, 1999. 415 с.
5. Бор М.З. Очерки по методологии и методике планирования. М.: Экономика, 1964. 279 с.
6. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997. 175 с.
7. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 14.
8. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
9. Даллаго Б. Есть ли будущее у макроэкономического планирования в Восточной Европе? / / Российский экономический журнал. 1992. № 4. С. 84—95.
10. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. 543 с.
11. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М.: Экономика, 2011. 604 с.
12. Кунц Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1. М.: Прогресс, 1981. 263 с.
13. Леонтьев В. Баланс народного хозяйства СССР. Методологический разбор работы ЦСУ(рус.) // Плановое хозяйство. 1925. № 12. С. 254-258.
14. Магданов П.В. Процесс стратегического планирования в корпорации / / Вестник ПГУ. Сер.: Экономика. 2012. № 1. С. 43-49.
15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999. 800 с.
16. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000. 303 c.
17. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации: монография. М.: Наука, 2013. 302 с.
18. Расширенное социалистическое воспроизводство и баланс народного хозяйства / под ред. Ш.Я. Турецкого. М., 1964.
19. Селиверстов В.Е. Региональное стратегическое планирование: методология, практика, инструменты, институты: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2011. 40 с.
20. Смирнова О.О. Концептуальные основы формирования системы стратегического планирования регионального развития Российская Федерации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. 51 с.
21. Смирнова О.О. О системе документов в регионе в реализации закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2015. № 2. С. 119-128.
22. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Юнити, 1998. 576 с.
23. Школы стратегического планирования. Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/ stplschl.htm (дата обращения 12.11.2015).
24. Штапова И.С., Мельников В.В. Генезис понятия «стратегическое планирование» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: www.science-education.ru/120-16137 (дата обращения 05.10.2015).
25. Эйдельман М.Р. Межотраслевой баланс общественного продукта: теория и практика его составления. М.: Статистика, 1966. 375 с.
26. Якимов А.В. Теория и практика стратегического планирования / / Бизнес-журнал. 2010. № 5. С. 23.
List of literature_
1. Federalny zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii» (The federal law dated by 28.06.2014 No. 172-FZ «About strategic planning in the Russian Federation») Available at: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (accessed 12.12.2015).
2. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020) Available at: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategicplanning/ concept/ indexdocs (accessed 22.08.2015).
3. Akoff R. Planirovanie v bolshih ekonomicheskih sistemah [Planning in big economic systems ]. Moscow, Sovetskoe radio, 1972. 223 p.
4. Ansoff I. Novaya korporativnaya strategiya [New corporate strategy]. St.-Petersburg: PITER, 1999. 415 p.
5. Bor M.Z. Ocherki po metodologii i metodike planirovaniya [Sketches on methodology and a technique of planning]. Moscow: Economy, 1964. 279 p.
6. Boumyen K. Osnovy strategicheskogo menedzhmenta [Bases of strategic management]. Moscow, 1997. 175 p.
7. Golubkov E.P. MarketingvRossii iza rubezhom (Marketing in Russia and abroad), 2000, no. 3, p. 14.
8. Granberg A.G. Osnovy regionalnoy ekonomiki [Fundamentals of regional economy], Moscow: GU VShE,2000. 495 p.
9. Dallago B. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal (Russian economic journal), 1992, no. 4, pp. 84—95.
10. Kondratiev N.D. Izbrannye sochineniya [Selected compositions]. Moscow: Economy, 1993. 543 p.
11. Kuzyk B.N., Kushlin V.I., Yakovets Yu.V. Prognozirovanie, strategicheskoe planirovanie i natsional-noe programmirovanie [Forecasting, strategic planning and national programming]. Moscow: Economy, 2011. 604 p.
12. Kunts G., Donnel S. Upravlenie: sistemny i situatsionny analiz upravlencheskih funktsiy [Management: system and situation analysis of administrative functions]. Moscow: Progress, 1981. 263 p.
13. Leontiev V. Planovoe hozyaystvo (Planned economy), 1925, no. 12, pp. 254—258.
14. Magdanov P.V. Vestnik Permskogo universiteta, Seriya: Ekonomika (Bulletin of the Perm University. Economy), 2012, no. 1, pp. 43-49.
15. Meskon M., Albert M., Hedoury F. Osnovy menedzhmenta [Management bases]. Moscow: Business, 1999.800 p.
16. Mintsberg G., Alstrend B., Lempel Dzh. Shkoly strategiy [Schools of strategy]. St.-Petersburg: PITER, 2000. 303 p.
17. Smirnova O.O. Osnovy strategicheskogo planirovaniya Rossiyskoy Federatsii [Bases of strategic planning of the Russian Federation]: monograph. Moscow: Nauka, 2013. 302 p.
18. Rasshirennoe sotsialisticheskoe vosproizvodstvo i balans narodnogo hozyaystva [Expanded socialist reproduction and balance of national economy]; pod red. Sh.Ya. Turetskogo. Moscow, 1964.
19. Seliverstov V.E. Regional strategic planning: methodology, practice, tools, institutes [Regionalnoe strategicheskoe planirovanie: metodologiya, praktika, instrumenty, instituty]: abstact diss. ... doct. econ. sciences. Moscow, 2011. P. 40.
20. Smirnova O.O. Conceptual bases of strategic planning system formation of regional development in the Russian Federation [Kontseptualnye osnovy formirovaniya sistemy strategicheskogo planirovaniya regionalnogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii]: abstact diss. ... doct. econ. sciences. Moscow, 2012. P. 51.
21. Smirnova O.O. Vestnik VGU, Ser,: Ekonomika i upravlenie (Bulletin of the VSU. Ser.: Economy and management), 2015, no. 2, pp. 119-128.
22. Tompson A.A., Striklend A.Dzh. Strategicheskiy menedzhment [Strategic management]. Moscow: Unity, 1998. 576 p.
23. Shkoly strategicheskogo planirovaniya (Schools of strategic planning). Available at: http://www. stplan.ru/articles/theory/ stplschl.htm (accessed 12.11.2015).
24. Shtapova I.S., Melnikov V.V. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya (Modern problems of science and education), 2014, no. 2 Available at: www.science-education.ru/120-16137 (accessed 05.10.2015).
25. Edelman M.R. Mezhotraslevoy balans obshhestvennogo produkta: teoriya i praktika ego sostavleniya [Interindustrial balance of public product: theory and practice of its drawing up]. Moscow: Statistics, 1966. 375 p.
26. Yakimov A.V. Biznes-zhurnal (Business journal), 2010, no. 5, p. 23.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Бадмажапова Жаргалма Эрдынеевна, ст. npenoflaBaT^b, кaфeдpa «Экономика и бyxгaлтepcкий учет», Забайкальский rocy^apcTBeHHbiñ yírnepcHTeT, г. Чита, Россия. Oблacть Hay4Hbix иш^есов: peгиoнaльнaя экономии, peгиoнaль-ные oтpacлeвыe c^TeMbi, cTpaTermernoe плaниpoвaниe zandraevazh@mail. ru
Zhargalma Badmazhapova, senior teacher, Economics and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, regional branch systems, strategic planning
Образец цитирования _
Бадмажапова Ж.Э. Теоретические основы стратегического планирования развития региональных отраслевых систем // Вестн. Заб. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 2. С. 90-100.