Научная статья на тему 'Региональная социально-экономическая система «Образовательная организация высшего образования - работодатель»'

Региональная социально-экономическая система «Образовательная организация высшего образования - работодатель» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОПОРНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / REGION / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / BASIC REGIONAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова В. А.

В данной статье на основе системного подхода представлено понятие региональной социально-экономической системы «образовательная организация высшего образования работодатель» как самоорганизующейся системы. Описана структура данной системы и ее свойства. Выделены элементы системообразующей подсистемы региональной социально-экономической системы «образовательная организация высшего образования работодатель» и их задачи. Перечислены основные элементы социально-экономической системы региона: региональный опорный университет, региональные органы власти и общество работодателей ориентированные на решение вопросов повышения качества рабочей силы и оптимизации соотношения спроса и предложения на региональном рынке труда. Выделены перспективные направления регулирования баланса спроса и предложения на этом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The region is an elaborate social and economic system. Development of economy and production of the region depends on satisfaction of requirements of the organizations in highly skilled professionals. The main aspect of development of any region is improvement of quality of labor and optimization of a ratio of supply and demand in regional labor market. Emergence of need to consider interaction on a constant basis of basic university and regional employers has defined formation of regional social and economic system «educational organization of the higher education employer» (RSES «EOHE-employer»). Main goal of management of such system is providing higher level of quality of education of graduate. This system possesses properties of integrity, stability, an integrativnost and controllability.RSES «EOHE-employer» includes all subjects of the region defining work of such system: basic university, regional employers and authorities and sistemoobespechivayushchy subsystem. And also infrastructure of regional labor market: the jobcenters of the population, the educational organizations which are engaged in vocational training or professional development, public associations.RSES «EOHE-employer» is the specific complete and operated set of the economic and social institutes interacting with the purpose of improvement of quality of education of the individual in the conditions of a sustainable It is necessary to take measures for improvement of the techniques and models allowing to define need of regional economy for experts with various education level for effective functioning of RSES «EOHE-employer»".

Текст научной работы на тему «Региональная социально-экономическая система «Образовательная организация высшего образования - работодатель»»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 332.144+ 378.4

РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -

РАБОТОДАТЕЛЬ»

REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM «EDUCATIONAL ORGANIZATION OF

HIGHER EDUCATION - EMPLOYER»

В.А. Фролова V.A. Frolova

ФГБОУВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», Россия, 302026, г. Орел, ул. Комсомольская д. 95

Orel State University n.a. I.S. Turgenev, 95, Komsomolskaia St., Orel, 302026, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье на основе системного подхода представлено понятие региональной социально-экономической системы «образовательная организация высшего образования - работодатель» как самоорганизующейся системы. Описана структура данной системы и ее свойства. Выделены элементы системообразующей подсистемы региональной социально-экономической системы «образовательная организация высшего образования - работодатель» и их задачи. Перечислены основные элементы социально-экономической системы региона: региональный опорный университет, региональные органы власти и общество работодателей - ориентированные на решение вопросов повышения качества рабочей силы и оптимизации соотношения спроса и предложения на региональном рынке труда. Выделены перспективные направления регулирования баланса спроса и предложения на этом рынке.

Resume. The region is an elaborate social and economic system. Development of economy and production of the region depends on satisfaction of requirements of the organizations in highly skilled professionals. The main aspect of development of any region is improvement of quality of labor and optimization of a ratio of supply and demand in regional labor market. Emergence of need to consider interaction on a constant basis of basic university and regional employers has defined formation of regional social and economic system «educational organization of the higher education - employer» (RSES «EOHE-employer»). Main goal of management of such system is providing higher level of quality of education of graduate. This system possesses properties of integrity, stability, an integrativnost and controllability.

RSES «EOHE-employer» includes all subjects of the region defining work of such system: basic university, regional employers and authorities and sistemoobespechivayushchy subsystem. And also infrastructure of regional labor market: the jobcenters of the population, the educational organizations which are engaged in vocational training or professional development, public associations.

RSES «EOHE-employer» is the specific complete and operated set of the economic and social institutes interacting with the purpose of improvement of quality of education of the individual in the conditions of a sustainable It is necessary to take measures for improvement of the techniques and models allowing to define need of regional economy for experts with various education level for effective functioning of RSES «EOHE-employer»".

Ключевые слова: регион, социально-экономическая система, опорный региональный университет, работодатель.

Key words: employer, region, socio-economic system, basic regional university.

Введение

В настоящее время наблюдается смещение процесса формирования и реализации направлений социально-экономического развития на региональный уровень, что влечет за собой возникновение новых обязанностей у регионов. Таким образом, происходит попытка обеспечения

устойчивости страны путем усиления использования внутренних источников экономического роста, сдерживающих влияние негативных факторов на развитие субъектов федерации. [4,133].

Регион как социально-экономическая система (СЭС) - это сложноорганизованная пространственно целостная система, представленная территориально локализованным комплексом взаимосвязанных социально-экономических подсистем, определяемых структурой производства, особенностями социальной инфраструктуры и человеческого капитала, а также местом и ролью самого региона в социально-экономическом комплексе страны [13,1]. Социальная подсистема СЭС является элементом в системе жизнеобеспечения и жизнедеятельности индивида, а экономическая деятельность являться частью процесса воспроизводства социума.

В свою очередь, неоспорим тот факт, что развитие экономики и производства региона напрямую зависит от удовлетворения потребности организаций и предприятий в кадрах с необходимым уровнем знаний, навыков и умений [11]. В данном аспекте основной задачей системы высшего образования является процесс оптимального воспроизводства специалистов, удовлетворяющих определенным требованиям. В последние годы происходит поступательное совершенствование системы высшего образования, основной задачей которого является повышение качества образования путем глобализации, интеграции и повышения его мобильности, особенно актуальной в силу вступления Российской Федерации еще в 2009 году в Болонское соглашение [12,43-44]. В 2015 году Министерство образования и науки Российской Федерации объявило отбор образовательных организаций высшего образования для участия в конкурсе по финансированию программ развития создаваемых региональных опорных университетов [7]. Данная программа нацелена на концентрацию интеллектуального потенциала и образование научно-образовательных комплексов, определяющих экономическое и социальное развитие региона [12,43-44 ].

К задачам данного проекта в разрезе повышения качества образования с учетом удовлетворения требований региональных работодателей относятся: модернизация образовательного процесса (путем разработки или обновления основных образовательных программ: актуализация содержания и технологий обучения, материально-технического и инфраструктурного обеспечения программ); привлечение к разработке и реализации основных образовательных программ специалистов из реального сектора экономики региона; повышение квалификации и поддержка мобильности профессорско-преподавательского состава [9].

Объекты и методы исследования

Таким образом, одним из основных аспектов развития любого региона как СЭС является повышение качества рабочей силы и оптимизация соотношения спроса и предложения на региональном рынке труда. Это обусловило то, что последнее время система высшего образования Российской Федерации переживает процесс постоянного реформирования, основными причинами изменения которого является недовольство работодателей выпускниками образовательных организаций высшего образования. С точки зрения работодателей, прикладные компетенции, формируемые в процессе образования у выпускника, должны помогать реализовать полный цикл создания конечного результата - продукции. Вследствие этого, ключевым принципом формируемого в настоящий момент образовательного процесса является практикоориентированность обучения. Осуществляется переход к комплексной оценке деятельности образовательных организаций высшего образования, усиливается конкуренция между образовательными организациями. Это в свою очередь наметило тенденцию объединения образовательных организаций высшего образования региона в опорные университеты, основной целью которых является ориентированность на потребности субъектов регионального рынка труда на основе постоянного анализа их удовлетворенности. В социальном аспекте речь идет о том, что в регионе образуется особое территориальное сообщество людей, объединенных функционально и развивающихся интегративно для воспроизводства высококвалифицированных кадров региона. Таким образом, региональную социально-экономическую систему (РСЭС) необходимо определять как комплекс взаимодействующих экономических и социальных субъектов и отношений между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных ресурсов и созданных с их помощью продуктов. Но необходимо не забывать, что при употреблении категории «система» относительно региона необходимо учитывать довольно противоречивое влияние фактора территориального расположения региона и его сложившиеся экономические взаимосвязи с другими регионами. Возникновение необходимости рассматривать взаимодействие на постоянной основе опорного университета и региональных работодателей определило формирование региональной социально-экономической системы «образовательная организация высшего образования - работодатель» (рисунок 1), которая включает три основные подсистемы:

1) системообразующая подсистема, включающая все субъекты региона, определяющие работу такой системы: опорный университет, региональные работодатели и органы власти;

2) системообеспечивающая подсистема;

3) инфраструктура регионального рынка труда, включающая объекты рынка труда: центры занятости населения, образовательные организации, занимающиеся профессиональной подготовкой или повышением квалификации (в том числе центры повышения квалификации, некоммерческие организации дополнительного образования, бизнес - инкубаторы), общественные объединения.

РСЭС «ООВО-работодатель»

население 1 системообразующая подсистема РСЭС системообеспечивающая подсистема РСЭС выпускники 1

подсистема инфраструктуры регионального рынка труда

Рис. 1. Структура региональной социально-экономической системы «ООВО-работодатель» Fig. 1. Structure of the regional social and economic «educational organization of higher education - employer»

Результаты и их обсуждение

Системы подобного класса являются новыми. Однако в образовательной сфере существуют аналоги, рассмотрение которых может быть полезным в плане анализа РСЭС «ООВО-работодатель». В качестве аналогов предлагается рассматривать производственно-образовательные комплексы (ПОК), так как их структура наиболее сопоставима с региональными образовательными организациями высшего образования. ПОК начали возникать с конца XX века вокруг университетов. В работе профессора Коськина А.В. выделены основные составляющие ПОК взаимодействующие между собой с помощью сложной системы прямых и обратных связей:

1) производственная составляющая;

2) познавательная составляющая;

3) социально-образовательная составляющая[з].

С 1929 г. до начала 70-х гг. XX в. создавались принципиально новые интегрирующие структуры, которые позволяли, сохраняя экономическую самостоятельность и юридическую независимость вузов, промышленных предприятий и научных учреждений, взаимно заинтересованных в решении задач по подготовке и повышению квалификации кадров, выполнении НИОКР входить в кооперацию и становиться элементами учебно-научно-производственного комплекса (УНПК). Структура УНПК была самой разнообразной, например, вуз - НИИ - завод, вуз - научно - производственное объединение, кафедра - базовое предприятие. В состав одного комплекса могли входить несколько кафедр вуза, ряд промышленных предприятий [6, 15-18].

В период с начала 90-х годов XX века в России начали создаваться технопарки при высших учебных заведениях. В настоящее время существует целая программа развития технопарков России, которые успешно функционируют по настоящее время. В это же время происходило осмысления роли интеграции образования и науки в процессах инновационного развития страны, а также стремление создать эффективные системы управления интегрированными образовательными комплексами [6, 19-20].

В этом случае интегрированный образовательный комплекс (ИОК) можно разделить на четыре группы, к каждой из которых относятся несколько известных из практики типов комплексов [6, 21-64].

Тип 1 Интеграция наука - образование:

- иннновационный университетский комплекс;

- университет исследовательского типа;

- национальный исследовательский университет;

- учебно-научно-исследовательское объединение;

- учебно-научно-инновационный комплекс;

- учебно-научно- инновационно-финансовый комплекс.

Тип 2 Интеграция наука-образование-производство:

- учебно-научно-производственное объединение;

- учебно-научно-производственно-финансовый комплекс;

- учебно-научно-производственный комплекс.

Тип 3 Интеграция образование-производство:

- завод-втуз;

- учебно-научно-производственное объединение.

Тип 4 Интеграция образовательных организаций различного уровня в пределах региона:

- федеральный университет;

- региональный опорный университет.

Институциональное закрепление пока приобрели только три вида университетских комплексов: федеральный университет, национальный исследовательский университет и региональный опорный университет.

С 2000 г. Минобразование РФ предприняло попытку использовать потенциальные возможности образовательной организации высшего образования для более полной реализации экономических механизмов системы образования, дальнейшей интеграции образования, науки и производства [10].

На основе положительного опыта ряда вузов (МАМИ, Орловского, Петербургского, Саратовского государственных технических университетов, РЭА им. Г.В. Плеханова и Благовещенского технологического университета) российским вузам предлагалось рассмотреть свои потенциальные возможности в создании инновационных зон развития с участием профильных предприятий. Проблемы создания и функционирования университетских комплексов в России исследовались в работах В.А. Голенкова, В.Г. Садкова, П.Н. Машегова, Ю.С. Степанова, В.Р. Атояна, Г.И. Жица, В.Е. Шукшунова, А.В. Коськина и др. [1,3,5,8].

Одним из наиболее интересных механизмов формирования региональной и межрегиональной инфраструктуры, обеспечивающей повышение уровня научных исследований, создание конкурентоспособной наукоемкой продукции и новых форм образования является Томская область. Для реализации был создан Межведомственный научно-образовательный центр, основными функциями которого являлись:

- представление в Администрацию Томской области предложения по приоритетным направлениям научно-технической политики Томской области, принятие участия в разработке областных научно-технических программ,

- координация работы по экспертизе, научно-организационному сопровождению и контролю выполнения областных научно-технических программ;

- содействие Администрации Томской области в организации областных конкурсов научно-технических разработок;

- внесение в Администрацию Томской области предложения по формированию заказов на научно-техническую продукцию в интересах населения Томской области;

- содействие развитию инфраструктуры, обеспечивающей научную и (или) научно-техническую деятельность и продвижение научно-технической продукции на рынок, в том числе международный и межрегиональный;

- развитие рыночных отношений в научно-техническом комплексе, конверсии оборонных предприятий, расширению сети малых и средних наукоемких фирм различной формы собственности и формированию среды, привлекательной для инвестиций в научно-технический потенциал области;

- содействие созданию благоприятных условий для интеграции научной, образовательной и производственной деятельности в Томской области;

- разработка и реализация предложений по подготовке кадров, необходимых для осуществления областной научно-технической политики;

- содействие повышению уровня занятости специалистов высокой квалификации, занимающихся научно-технической деятельностью;

- взаимодействие Томского научно-образовательного и научно-технологического комплекса с российским и международным научно-техническим сообществом [2, 4-88].

Данный орган взаимодействует с органами власти всех уровней, в том числе и через другие координирующие и управляющие структуры Томского научно-образовательного комплекса, с фондами поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также с субъектами инновационной деятельности и наукоемкого производства. Основной механизм взаимодействия -заключение соглашений на формирование и реализацию мероприятий по конкретным направлениям деятельности научно-образовательной и инновационной сферы Томской области. Развитие инфраструктуры научно-образовательной и инновационной сферы, а также разработка ее нормативно-правовой базы выполнены за счет средств Администрации Томской области. Выполнение данной межведомственной программы показало целесообразность образования в

инфраструктуре НОК нового элемента - Межведомственного научно-образовательного центра. Значительная роль в принятии решения о размещении инвестиций отводится кадровому потенциалу территории. В вопросах создания комплексной системы подготовки кадров по всем уровням профобразования Томская область относится к числу лидеров среди регионов Сибирского федерального округа [2, 4-88].

Таким образом, необходимо учесть опыт формирования и реализации известных способов интеграции и применить данные аспекты к формируемой РСЭС «образовательная организация высшего образования-работодатель». Следует обратить внимание на то, что результатом эффективного функционирования ПОК является коммерциализуемая продукция. В случае с опорным университетом необходимо учитывать, что образовательная организация становится одним из основных звеньев социально-экономической системы региона. РСЭС «ООВО-работодатель» нельзя рассматривать в отрыве от региона, так как меняется параметры вектора управления, что повлечет за собой изменение структуры РСЭС «ООВО-работодатель».

На основе вышесказанного РСЭС «ООВО-работодатель» - это специфическая целостная и управляемая совокупность экономических и социальных институтов взаимодействующих с целью повышения качества образования индивида в условиях устойчивого развития.

Главной целью управления РСЭС «ООВО - работодатель» является обеспечение более высокого уровня качества образования выпускника для регионального рынка труда. Система обладает следующими свойствами:

1) целостность - изменение любой составляющей системы влечет за собой изменение всех подсистем;

2) устойчивость - взаимосвязанность подсистем;

3) интегративность - система имеет свойства, отсутствующие у ее подсистем;

4) управляемость - это свойство системы производить изменения своего состояния при применении к ней управляющих воздействий.

Как социально-экономический институт РСЭС «ООВО - работодатель» представляет собой объединение людей, совместно реализующих программу повышения качества образования и ставящих целью повышение востребованности выпускников образовательной организации высшего образования на уровне региона и действующих на основе определенных процедур и правил.

Рассмотрим элементы системообразующей подсистемы РСЭС «ООВО -работодатель»:

1. Региональный опорный университет - это многопрофильная образовательная организация высшего образования субъекта федерации, осуществляющая свою деятельность на основе открытой модели взаимодействия со всеми структурами региона, обладающая следующими свойствами:

1) адаптивностью - возможностью за минимальное время приспосабливаться к изменениям, происходящим в региональном производстве и экономике на уровне региона,

2) максимальной диверсификацией источников финансирования с целью повышения автономности образовательной организации,

3) конкурентоспособностью на региональном и национальном уровне, которая включает: высокий научно-образовательный и кадровый потенциал, способность быстро отвечать на запросы регионального рынка труда, тесное взаимодействие с ключевыми предприятиями и организациями;

4) эффективной системой управления, построенной на балансе между реализацией программы развития региона и университета и обеспечением функционирования образовательной организации высшего образования.

Региональный опорный университет, являясь элементом социально-экономической системы региона, ориентирован на спрос региона в кадрах. Основным выходным «продуктом» РСЭС «ООВО - работодатель» являются выпускники опорного университета, которые в наибольшей степени оказывают влияние на баланс спроса и предложения на региональном рынке труда.

Задачами регионального опорного университета как элемента подсистемы социально-экономической системы региона являются:

1) повышение качества образования и конкурентоспособности образовательной организации путем формирования лидерских позиций в образовании,

2) установление тесного взаимодействия с региональным сообществом и экономикой,

3) участие в планировании и реализации программ развития региона.

Нами были выделены основные проблемы региональных опорных университетов как элемента подсистемы социально-экономической системы региона и предложены управляющие воздействия для искоренения данных проблем:

1) оторванность от технологического уровня и перспективных направлений развития экономики региона: необходимо создание постоянно действующего совета, включающего

представителей органов управления региона, объединений субъектов хозяйствования по видам деятельности и опорного университета для согласования потребностей региона и возможностей для удовлетворения этих потребностей университетом,

2) неконструктивная конкуренция между образовательными организациями одного региона: гибкая форма организации образовательного пространства путем выстраивания межвузовских сетевых научно-исследовательских и образовательных связей.

2. Региональные работодатели и органы власти

В представлении процесса подготовки кадров с фундаментальным образованием в высшей школе активными субъектами являлись профессорско-преподавательский состав и руководство ООВО, научные кадры, непосредственно взаимодействующие с обучающимися. Работодатели рассматривались в качестве пассивных субъектов. Однако, при формировании опорных университетов работодатели перестают быть пассивными получателями результата, их предпочтения становятся элементом системы оценки качества подготовки, а сами они являются активным субъектом РСЭС «ООВО - работодатель».

Обеспечивая процесс экономического развития региона, руководители региональных органов власти подчас действуют как посредники, как "создатели коалиций", помощники реальных действующих лиц, используя разнообразные подходы к обеспечению экономического развития. Эта работа может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации руководителей предприятий и организаций с руководителем опорного университета региональная администрация может более эффективно решать вопросы определения приоритетов развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса, обучения персонала и тому подобное.

Системообеспечивающая подсистема РСЭС «ООВО - работодатель» - это совокупность нормативно-правового, методического и информационного обеспечения, согласующихся с федеральным законодательством, нормами, закрепленными в государственных образовательных и профессиональных стандартах и удовлетворяющих требованиям региональных работодателей и определяющих интеграционные процессы между элементами системообразующей подсистемы.

Заключение

Структурообразующими свойствами РСЭС «ООВО - работодатель» являются совокупность производственных отношений, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические институты, совокупность отраслей, образующих социально-экономический комплекс и их взаимосвязь, формы и методы управления. Поэтому необходимо описание всех механизмов взаимодействия субъектов административно - территориального государственного образования, входящих в РСЭС «ООВО - работодатель» и создание целостного нормативно-правового пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для эффективного функционирования РСЭС «ООВО - работодатель» необходимо принять меры, направленные на совершенствование методик и моделей, позволяющих определять потребность региональной экономики в специалистах с различным уровнем образования. Выделение перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы высшего образования является одним из способов регулирования баланса спроса и предложения на этом рынке. Полученные результаты обеспечат возможность определения среднесрочной и долгосрочной потребности на рынке труда с учетом региональных особенностей того или иного субъекта федерации, для возможности на их основе формирования целевого набора в образовательные организации высшего образования региона.

Список литературы References

Голенков В.А., Степанов Ю.С., Садков В.Г., Машегов П.Н. 2007. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования. - Москва, Машиностроение-1, 298.

Golenkov V.A., Stepanov Yu.S., Sadkov V.G., Masherov P.N. 2007. The strategy of innovative development of Russian regions and the role of University complexes in the modernization of education. - Moscow, Mechanical engineering - 1, 298.

Зинченко В.И., Рогов Г.М., Тюльков Г.И. 2002. Совершенствование и апробация механизмов развития научно образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области: межведомственная программа. - Томск, 88.

Zinchenko V.I., Rogov G.M. 2002. Development and approbation of mechanisms of development of scientific-educational sphere in the conditions of reforming of economy on the example of Tomsk region : the interdepartmental program. - Tomsk, 88.

Коськин А.В. 2006. Управление производственно-образовательными комплексами на основе информационно-аналитических ресурсов. Диссертация докт. тех. наук. - Орел, 416.

Koskin A.V. 2006. The management of industrial and educational complexes on the basis of information and analytical resources. - Orel, 416.

Лапаева М. Г., Лапаев С. П. 2012. Регион как пространственная социально-экономическая система государства. Вестник Оренбургского государственного университета. - С. 133-143.

Lapaeva M.G., Lapaev S.P. 2012. Region as a spatial socio-economic system of the state. Bulletin of the Orenburg state university. - Р. 133 - 143.

Машегов П.Н. 2004. Инновации: многоуровневый институциональный подход. - Москва, Машиностроение-1, 330 .

Masherov P.N. 2004. Innovation: a multilevel institutional approach. - Moscow, Mechanical engineering - 1, 330.

Научно-технический отчет о выполнении 1 этапа государственного контракта № П 948 от 20 августа 2009 г. «Повышение эффективности управления интегрированными образовательными комплексами на основе информационно-аналитических ресурсов».

Technical report on the implementation of phase 1 of the state contract № Р 948 from August 20, 2009. «Improving the effectiveness of managing the integrated educational complexes on the basis of information and analytical resources».

Положение о конкурсном отборе образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки. рф/news/6469.

The provision on competitive selection of educational institutions of higher education for the financial support of development programs of Federal educational institutions of higher education at the expense of the Federal budget. [Electronic resource]. - URL: http://минобрнауки. рф/news/6469.

Садков В.Г., Голенков В.А., Аронов Д.В., Брехова Т.Б., Вайдерова Т.Г., Степанов Ю.С., Машегов П.Н. 2007. Управление качеством образования в регионах России. - Москва, ОАО Издательская группа «Прогресс», 262.

Sadkov V.G. Golenkov V.A., Aronov D.V., Brehova T.B., Aidarova T.G., Stepanov Yu.S., Masherov P.N. 2007. The quality of education in the regions of Russia. - Moscow, 262.

Соболев А.Б. 2015. Создание и развитие региональных опорных университетов. Материалы экспертного семинара «Формирование сети опорных региональных университетов». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://опорныйvниверситет.рф/news.

Sobolev A.B. 2015. The creation and development of regional support of the universities. Proceedings of the expert seminar «Formation of a network of support of regional universities». [Electronic resource]. - URL: http://опорныйvниверситет.рф/news.

Суворинов А. В. Письмо начальника управления научно-инновационной деятельности Министерства образования Российской Федерации от 26.07.2000 г. исх. № 45-55-35 ин/01-15.

Suvorinov A.V. Letter of the head of Department of scientific-innovative activity of the Ministry of education of the Russian Federation from 26.07.2000 г. № 45-55-35.

Фролова В.А., Дашкевич Р.А. 2014. Проблемы подготовки инженерно-технических кадров для региона и пути их решения. Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 4 (1). - С. 385-391.

Frolovа V.A., Dashkevich R.A. 2014. Problems of training engineering and technical personnel for the region and ways of their solution. 4 (1). - P. 385 - 391.

Фролова В.А., Коськин А.В., Савина О.А., Фролов А.И. 2016 . Построение модели региональной социально-экономической системы «образовательная организация высшего образования - работодатель». Информационные системы и технологии. 1(93). - С. 43-49.

Frolovа V.A., Koskin A.V., Savina O.A., Frolov A.I. 2016. Build a model of regional socio-economic system «educational organization of higher education - employer». Information systems and technology. 1 (93). - Р. 43-49.

Черкасов П.С. 2013. Регион как социально-экономическая система. Проблемы современной экономики. 2(46). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4568.

Cherkasov P.S. 2013. The region as a socio-economic system. Problems of the modern economy. 2 (46). [Electronic resource]. - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4568.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.