Научная статья на тему 'Формирование управленческой культуры специалиста в вузе - региональный опыт'

Формирование управленческой культуры специалиста в вузе - региональный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняков Алексей Петрович

The author considers a university as a system-forming factor of social-economic and sociocultural development of the region which positions itself, first of all, through the quality of training of its graduates who are demanded on a labour market, through the quality of its educational and research services. The author considers training in an institution of higher education as one of the stages of continuous pedagogical education which should be directed not simply on formation of professional skills, knowledge, abilities but also on development of professional's personality, his administrative culture formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздняков Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialist's administrative culture formation in an institution of higher education - regional Experience

The author considers a university as a system-forming factor of social-economic and sociocultural development of the region which positions itself, first of all, through the quality of training of its graduates who are demanded on a labour market, through the quality of its educational and research services. The author considers training in an institution of higher education as one of the stages of continuous pedagogical education which should be directed not simply on formation of professional skills, knowledge, abilities but also on development of professional's personality, his administrative culture formation.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческой культуры специалиста в вузе - региональный опыт»

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ культуры специалиста В ВУЗЕ - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

А.П. Поздняков

Pozdnyakov A.P. Specialist’s administrative culture formation in an institution of higher education - regional experience. The author considers a university as a system-forming factor of social-economic and sociocultural development of the region which positions itself, first of all, through the quality of training of its graduates who are demanded on a labour market, through the quality of its educational and research services. The author considers training in an institution of higher education as one of the stages of continuous pedagogical education which should be directed not simply on formation of professional skills, knowledge, abilities but also on development of professional’s personality, his administrative culture formation.

Модернизация российского образования ключевой задачей определяет ориентацию его на реальные потребности конкретных людей.

Такая постановка требует и определенного подхода ко всему процессу обучения: начиная от подготовки на уровне базового звена образования - общеобразовательной школы, до выпускника вуза. Процесс этот определен законом Российской Федерации «Об образовании» [1], федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2], Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года [3].

Основные принципы образовательной политики в нашей стране развивает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [4]. В этом документе учитываются как общенациональные критерии среды образования, так и тенденции ее мирового развития. Красной линией проходит значение возрастания роли человеческого капитала, обусловливающего интенсивное, опережающее развитие как молодежи, так и взрослого населения. В Концепции обосновываются такие очень важные положения Национальной доктрины, как:

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- преемственность уровней и ступеней образования;

- подготовка высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в современных условиях.

Для решения этих задач необходимо создание единого образовательного про-

странства, предусматривающего сотрудничество всех «... типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание».

Кроме того, как отмечается в Концепции, «в современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.», т. е. без интеграции образования, науки и производства, интеграции научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством, модернизация его невозможна. Главная цель модернизации - создание механизма устойчивого развития системы образования. Высшая школа должна занимать ведущее место реализации этой цели. Имеется в виду «развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий».

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина уже на протяжении ряда лет занимает ведущую позицию в формировании региональной образовательной политики. В соответствии с требованиями Национальной доктрины образования в РФ и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года университет направляет свои научные и научно-педагогические кадры на решение актуальных задач развития науки, оптимизации, модернизации образования, решение вопросов, приоритетных для региона. К ним относятся: разработка программы социально-экономического и культурного развития области; реализация программ экологического мониторинга и

экономической безопасности; разработка и реализация программ региональной образовательной политики; создание региональных центров (информационных, образовательных, краеведческих и т.д.); создание центров психологической коррекции и социальнополитической адаптации населения, центров социологических исследований.

В основу исследовательской политики университета положены приоритеты научных коллективов страны и международных центров. В ТГУ им. Г.Р. Державина действуют 34 научные школы и направления, работают более 600 преподавателей с ученой степенью и ученым званием, что составляет около 80 % от общего числа ППС, преподавание осуществляют более 150 докторов наук, профессоров, что составляет 18,5 %.

Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина заключены договора сотрудничества с управлением образования, с управлениями внутренних дел, юстиции, труда и социального развития; рядом предприятий и учреждений, являющихся работодателями для молодежи. Гармоничность в сочетании интересов вуза и региона создают стабильность для развития образовательной структуры. А это, в свою очередь, формирует полную систему отношений вуза и окружающей среды, прежде всего, социально-экономической среды региона. Региональный вуз не может эффективно развиваться, если он будет игнорировать интересы своего региона.

Университет как системообразующий фактор социально-экономического и социокультурного развития региона позиционирует себя прежде всего через качество подготовки своих выпускников, востребованных на рынке труда, через качество осуществляемых им образовательных и научно-исследовательских услуг.

Совершенствование системы подготовки специалистов невозможно без улучшения, с одной стороны, общеобразовательной, а с другой - профессиональной подготовки абитуриентов. Опыт показывает, что выпускники школ, которые приходят в университет, не всегда владеют на достаточном уровне знаниями по дисциплинам, которые являются профильными по специальностям подготовки в вузе (например, история России, обще-

ствознание, математика, физика, химия, особенно - русский и иностранные языки).

Это происходит в силу того, что, как отмечается в Концепции, «устаревшие и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века».

Отличается в Концепции и тот факт, что профессиональное образование не может на уровне современных требований решить проблему обеспечения высококвалифицированными кадрами сферы производства и социальной сферы.

Общепризнанно, что образование, в органической связи с наукой, является одной из определяющих движущих сил, которая влияет на повышение эффективности народного хозяйства, благосостояния всей страны и благополучия каждого ее гражданина. Исходя из этих директивных установок, нашим университетом обусловлены цели развития до 2010 года, среди которых важнейшими являются:

- развитие университета как регионообразующего фактора на базе оптимизации его инновационно-инвестиционной деятельности;

- ориентация на цели развития гражданского общества;

- качество получаемого образования;

- конкурентоспособность научных и научно-технических разработок;

- международное образовательное и научное сотрудничество;

- усиление роли университета как центра государственной идеологии в регионе;

- расширение просветительской деятельности среди населения;

- введение производственного образования и др.

Достижение данных целей требует их детализированной увязки с тремя важнейшими компонентами жизнедеятельности университета:

• во-первых, с его внутренними функциями;

• во-вторых, с его внешними функциями;

• в-третьих, со средой жизнедеятельности университета.

Важнейшими блоками внутренних функций регионального университетами для ТГУ им. Г.Р. Державина являются:

1) организационно-управленческие, связанные напрямую с формированием оптимальной структуры и эффективной системы управления университетом;

2) учебные, отражающие важнейшую составляющую в работе регионального университета - подготовку и переподготовку кадров всех уровней и ступеней;

3) исследовательские, связанные с формированием и развитием университета как научного института;

4) корпоративно-идеологические, формирующие университет как единую корпоративную структуру, способную не только формировать свое внутреннее поведение, но и активно воздействовать на окружающую действительность;

5) воспитательные, направленные на формирование, прежде всего, у студентов чувства сопричастности каждого члена коллектива целям и задачам развития университета, укрепления традиций его жизнедеятельности при четкой и ясной ориентации на реализацию общегосударственных целей и приоритетность федеральной политики.

К внешним функциям регионального университета мы отнесли четыре блока.

1. Образовательные функции. Среди них можно выделить:

- формирование эффективной системы образования в регионе не только в сфере подготовки профессиональных кадров высшей специализации, но и довузовской, включая дошкольное и школьное образование, а также среднеспециальное профессиональное образование и переподготовку кадров этого уровня;

- подготовка и переподготовка кадров высшей профессиональной квалификации, отражающих потребность, прежде всего, регионального рынка труда и перспектив его развития в рамках единой экономической системы региона;

- создание устойчивой потребности к образованию и образовательным услугам населения региона как перманентного желания повышения своего интеллектуального уровня и мотивации жизнедеятельности.

2. Просветительские функции, среди которых:

- широкая пропаганда научных и научно-технических достижений как среди населения региона, так и среди специалистов и руководителей хозяйствующих и управленческих структур;

- формирование здоровой идеологической среды, полно и верно отражающей цели развития страны и региона, связанные с вхождением России в постиндустриальную общественно-экономическую систему, основными элементами которой являются: гражданское общество, социально-ориентированная рыночная экономика, многочисленный и стабильно устойчивый средний класс;

- проведение в регионе политической линии Президента и Центрального Правительства, поддержка и пропаганда в этих рамках основных социально-экономических программ развития территории.

3. Научные функции, среди которых можно выделить:

- формирование в регионе обгоняющей инновационной среды, рассчитанной на практическое и долгосрочное использование достижений региональной науки и формирование региональной научно-технической политики, ориентированной на 10-25 лет вперед;

- создание в регионе условий для устойчивой позитивной динамики НТП путем формирования и поддержки новых научных школ и направлений, издания научных журналов, проведения различных конференций, семинаров ит. д.;

- подготовка высококвалифицированных научно-исследовательских кадров на базе развития студенческой науки, творческой активности вневузовской молодежи, расширения специальностей аспирантуры и докторантуры университета, создание комплексной сети диссертационных советов по защите докторских и кандидатских работ, совершенствование патентно-лицензионной службы, методическая помощь в организации НИОКР на предприятиях региона.

4. Экономические функции ориентированы на:

- аккумулирование финансовых ресурсов населения, предприятий и общественных организаций для развития эффективной и полноправной образовательной системы региона;

- создание инвестиционных ресурсов для реализации образовательных, научных и

просветительских функций университета в регионе;

- формирование в регионе потенциальных условий для стабильно благоприятного экономического климата и социальной среды жизни и работы его населения.

Безусловно эти факторы далеко не полно отражают всю гамму воздействия университета на жизнь региона. Многие из них нуждаются в уточнении и развернутой характеристике. Однако нам представляется, что это уже задачи не одного вуза, а целостного комплексного исследования.

Реализация внешних и внутренних функций университета происходит в реальных условиях, с учетом реальных обстоятельств и факторов развития региона, образующих среду жизнедеятельности университета. Именно в ней происходит реализация как внутренних, так и внешних функций регионального университета. Условно она разбита на ряд групп.

Во-первых, кадрово-профессиональная среда жизнедеятельности университета. Как наиболее связанная с региональным рынком труда: потребности в кадрах - подготовка кадров в университете - трудоустройство на предприятиях и в организациях региона.

Во-вторых, футурологическая среда жизнедеятельности университета, то есть объективно-субъективные условия, направленные на социально-экономическое развитие региона с прогнозируемыми на основе знаний и достоверной информации результатами.

В-третьих, инновационно-инвестиционная среда жизнедеятельности университета, характеризующая реальные, практические условия, наиболее точно определяющие место регионального университета в его социально-экономической системе.

В-четвертых, социально-культурная среда жизнедеятельности университета, отражающая общие параметры ментальности населения, его культурные и религиозные предпочтения, уровень жизни, политическую и идеологическую структуру взглядов и мотивацию поведения, а также исторические, географические, демографические и климатические условия территории региона.

Все эти субъективные и объективные условия помогают нашему университету выполнять главную функцию - готовить обра-

зованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут в современном обществе самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия; способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающих чувством ответственности за судьбу страны.

Концепция модернизации образования серьезное внимание уделяет информированию системы управления профессиональным образованием. В том числе подчеркивается значение создания «... эффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестации руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, введение единого порядка замещения ими руководящих должностей».

В этом контексте ТГУ имени Г.Р. Державина видит свою задачу в том, чтобы при обучении в вузе дать специалистам основы управленческой культуры. Наличие управленческой культуры - обязательное условие для развития социальной и производственной сферы, каждого учреждения, учебного заведения, специалиста.

Современное образование требует эффективного управления, основанного на глубоких знаниях - прежде всего образовательного права, менеджмента образовательных учреждений, образовательного маркетинга и т. д. Сегодня управленец вынужден решать проблемы, связанные с растущей неопределенностью ситуации в образовании вообще, ростом конкуренции со стороны новых частных и зарубежных школ, объективным включением образовательных учреждений в рыночные отношения, расширением самостоятельности школы как субъекта финансово-хозяйственной деятельности, сохранением жестких бюджетных ограничений.

В широком смысле термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя.

Управленческая культура специалиста представляет собой теоретическую, психологическую и технологическую готовность, способность личности компетентно реализовать в конкретных ситуациях практической деятельности свои знания об эффективном

управлении обществом и сферой образования, проявлять гибкость профессионального мышления при решении управленческих задач, проектировать инновационные продукты управления образовательным процессом. Она является результатом общего и профессионального образования и реальной управленческой деятельности (Е.Г. Оссовский).

Управленческая культура педагога - целостное личностное образование, выражающееся в развитости основных ее компонентов (аксиологического, гносеологического и технологического), проявляющееся в своеобразии профессионально-педагогического

имиджа, в способности педагога на определенном уровне творческой самореализации осуществлять педагогическое управление.

Управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагоги-ческие исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества.

Как профессиональная характеристика, управленческая культура специалиста представляет собой интериоризованный социальный управленческий опыт, выраженный в накопленных человечеством управленческих знаниях; приобретенный специалистом опыт осуществления различных видов управленческой деятельности; опыт творческой управленческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых управленческих проблем, к творческому преобразованию действительности; а также опыт целостного отношения в процессе управленческого взаимодействия, предполагающий знания о нормах социальнопедагогических отношений и навыки в соблюдении этих норм.

Управленческую культуру в любой деятельности составляют знания, умения, опыт, овладение которыми необходимы специалисту, чтобы осуществлять управленческие функции. Управленческая культура - это од-

на из составляющих профессиональной культуры.

Можно выделить управленческие функции в деятельности практически любого специалиста - это информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная. Указанные функции отражают спектр субъект-объектных воздействий и субъект-субъектных воздействий специали-стов-управленцев по оптимальной реализации базовых технологий, в контексте чего можно выделить уровни, на которых он осуществляет управление:

- личностный (самоменеджмент, самоуправление специалиста);

- клиенто-ориентированный (управление в системе специалист - клиент);

- организационно-функциональный (управление в вертикальной и горизонтальной системах деятельности).

Управленческая культура - это одна из составляющих профессиональной культуры.

Культура управления специалиста означает: наличие глубоких знаний, методического опыта и мастерства; высокую организованность и гибкое мышление; широкое использование в работе современных научных методов управления; умение прогнозировать ход событий и быстро ориентироваться в обстановке; объективность докладов; своевременность в доведении до исполнителей всех документов и распоряжений; систематический контроль исполнения; инициативу и самостоятельность, спокойствие и выдержку; умение четко разрабатывать и аккуратно оформлять служебные документы. В культуру управления входит умение сочетать инициативу, самостоятельность, новаторство с преемственностью и консерватизмом в управлении.

Формирование управленческой культуры является необходимым, сложным и противоречивым процессом, что связано с множеством объективных и субъективных, порой разнонаправленных факторов, влияющих на него, в частности: уровень культурного развития общества, уровень развития профессиональной культуры на различных уровнях управления, культурно-исторические особенности социума, своеобразие субъектов непрерывного педагогического образования.

Классическим примером формирования управленческой культуры педагогических кадров в вузе может служить модель, разработанная в ТГУ им. Г.Р. Державина.

В вузе обучаются более пятнадцати тысяч студентов по 68 специальностям, среди которых такие важные для региона специальности, как менеджер, маркетолог, физик и математик, историк, социолог, психолог, юрист, экономист и др.

На базе ТГУ им. Г.Р. Державина создано учебно-экспериментальное объединение «школа - колледж - вуз - институт повышения квалификации». Реализация многоступенчатой подготовки позволяет создать оптимальные условия для развития профессиональных, управленческих, творческих способностей каждого человека.

Вузовское обучение как один из этапов непрерывного педагогического образования, по мнению А.К. Марковой, должно стать не просто формированием профессиональных навыков, знаний, умений, но именно «развитием личности профессионала» [5].

Многие авторы (А.Г. Асмолов, С.И. Гессен, В.П. Зинченко, Г. Мюнстенберг, Э. Фромм,

В. Франкл и др.) считают, что важнейшим условием полноценного образования по профессиям, ориентированным на человека (в т. ч. педагогическое образование), должна стать такая педагогическая система, которая на первый план выводила бы не столько «операционально-технологический» аспект, сколько истинно «человеческий» [6, 7].

Нам удалось интегрировать систему подготовки специалистов, предусматривающую уровень начального, среднего и высшего профессионального образования. В разработанных планах сохранены объемы всех дисциплин на всех курсах, определенных Государственными стандартами.

Первый этап формирования управленческой культуры будущего специалиста в области педагогического образования связан с социогуманитарным блоком учебных дисциплин, нацеленных на становление инвариантного блока культуры личности, ее общей культуры; второй - с общепрофессиональным блоком учебных дисциплин, содержание которых определено профессиональной культурой специалиста, но еще не отражает ее проявления в конкретной специализации. Если инвариантный блок мы рассматриваем

как общее, что характеризует культуру каждого, то в общепрофессиональном блоке отражается особенное, зависящее от социальной сферы, от ведущих тенденций социальной практики и социального знания.

Актуальным проявлением профессиональной культуры специалиста в области педагогики в современных социально-экономических условиях становится способность к поисковой, творческой активности и потребность в такой активности, поскольку собственная активность личности в современных условиях - гарант самореализации и саморазвития в профессиональной сфере. Общепрофессиональный блок обеспечивает самореализацию будущего специалиста, что также является гарантом оптимизации педагогического образования.

Третий этап связан со специальным блоком учебных дисциплин, содержание которых по отношению к предыдущим выражает проявление инвариантного (общего) и социально-профессионального (особенного) в частном, едином, связанном со специальными знаниями, умениями, нравственно-волевыми качествами, принципиально значимыми в конкретной специализации.

Специализированный блок обеспечивает компетентность будущего специалиста в управленческих технологиях.

Этому способствует также введение в обязательный перечень дисциплин такого курса, как «Управление системами педагогического образования», который ставит своей целью вооружить студентов знаниями, умениями, навыками в области организации работы в учреждениях образования разных уровней и управления ими. Он включает основные положения общей теории управления, основы управления образовательными учреждениями.

Для более эффективного овладения знаниями, умениями, навыками в области управления и управленческой деятельности проводятся семинарские, практические, лабораторные занятия, которые призваны не только углубить, расширить и детализировать знания, полученные на лекции, но и проверить их эффективность и качество, способность студента решать поставленные управленческие задачи.

Формирование управленческой культуры специалиста требует использования пере-

довых технологий обучения, что также способствует оптимизации педагогического образования. К ним относятся активные методы и приемы обучения, такие как моделирование ситуаций, деловая игра, «мозговой штурм»; методы, связанные с непосредственным участием обучающихся («активное обучение»); дискуссия, изучение конкретных ситуаций, собрание, регламентированное обсуждение, свободный обмен мнениями, обсуждение в малых группах; тренинги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, главная ценность системы образования состоит в ее способности формировать профессиональные ценности у учащихся как субъектов управленческой деятельности. Сущность ценности как компонента личностной культуры дает основание рассматривать ее в виде ядра управленческой культуры.

Университет уделяет большое внимание оптимизации модернизации процесса управления педагогическим коллективом. Основная суть управления в этом случае сводится к решению двух задач: ориентации и активизации деятельности педагогов.

В первом случае субъект управления обеспечивает разработку определенной про-

граммы, рассчитанной на определение приоритетных направлений деятельности. Во втором - действия направлены на создание условий, стимулирующих членов педагогического коллектива.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2001.

2. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 2001.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. № 2. С. 14-18.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образование и общество. 2002. № 1 (12). С. 32-42.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека. М., 2004.

7. Зинченко Г.П. Социология управления. М., 2004.

Поступила в редакцию 12.04.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.