Алиев М.А
Региональная система электронной коммерции
Имея обширные внешнеэкономические связи, Республика Дагестан не остается вне пространства современного мирового рынка инфокоммуникационных услуг, в котором все большая доля начинает приходится на его электронную часть. Поэтому республика должна быть технически и информационно готова к созданию собственных отраслевых электронных бирж и выходом в этой ситуации может служить организация электронных торгов, которая при этом обеспечит экономическую эффективность своих электронных площадок.
Развитие электронной коммерции в России аналитики связывают с ростом сегмента B2B (business-to-business), где контрагентами выступают юридические лица. По данным НАУЭТ, в 2007 году его объем вырос на 132% по сравнению с 2006 годом и составил почти $2,3 млрд.
Использование электронной формы корпоративной торговли позволяет покупателям ознакомиться со всем массивом предложений на рынке и выбрать лучшее, а продавцам — значительно расширить рынок сбыта. Доходность торгово-закупочной деятельности напрямую зависит от количества привлеченных партнеров: чем больше потенциальных партнеров участвует в торгах, тем выше конкуренция, а значит, и качество предложения. ЭТП способны объединить всех заинтересованных игроков рынка независимо от их местонахождения: чтобы вступить в нужное торговое онлайн-сообщество, достаточно зайти на интернет-страницу торговой площадки и зарегистрироваться. С этого момента новый участник получает полноценный доступ к информации обо всех торгах, объявленных в системе, и возможность принять в них участие
Как и "живая" торговля, электронная коммерция направлена на извлечение максимальной прибыли. Для достижения оптимальной цены применяются различные способы торговли, такие, как запрос котировок, аукцион, конкурс, биржевые торги и пр. Пользуясь возможностями ЭТП, компания-участник может использовать такую торговую процедуру, которая обеспечит наилучшие условия по предложению и цене. Так, проведение конкурсов и аукционов позволяет сэкономить до 20% на закупках, а продажа товара на электронной бирже может значительно увеличить доход и сделать продукцию более ликвидной.
Глобальные задачи этих сервисов — полностью автоматизировать, упорядочить и ускорить торговый процесс, а также сократить сопутствующие издержки. Речь идет в том числе об уменьшении влияния человеческого фактора на исход торгово-закупочных операций. ЭТП берет на себя выполнение типовых операций по информированию участников торгов, сбору и обработке данных, регистрации заявок на участие в конкурсах и др. Для закупки определенной продукции достаточно найти ее в каталоге или отправить заинтересованным участникам запрос котировок. ЭТП имеет для этого расширенный функционал, включающий поиск продукции в каталоге (с конкретными параметрами), адресную рассылку объявлений и конкурсной документации, автоматический анализ предложений и т. д. В целом, по подсчетам компании IBS, экономия от использования таких систем может достигать 15-22%.
Одной из ключевых проблем, характерных для российского рынка электронной коммерции в целом, является кризис доверия к интернету, который объясняется отсутствием у потенциальных покупателей полной и достоверной информации об организаторах онлайновых торгов. У покупателей зачастую нет информации о многих магазинах, работающих в сети, а среди них есть немало занимающихся мошенничеством.
Есть субъекты, которые лидируют по количеству электронных торгов. Это в первую очередь Алтайский край, который около 90% своих закупок осуществляет на электронных аукционах. Весьма активен на рынке и Татарстан. В условиях кризиса заказчики реально задумались об экономии денег. Аукцион как способ, позволяющий достаточно эффективно решать эту задачу, становился все более популярным. Самый красноречивый пример - "Почта России". За прошлый год около 1,5 тысячи аукционов, экономия - 100 млн. рублей. С другой стороны, поскольку рынки сужаются, появляется много желающих выставлять свою продукцию на торги. Если в прошлом году мы видели на торгах трех-четырех участников, то сегодня их бывает 6 - 8, а то и 14 - 16".
Интернет-бизнес в наименьшей степени пострадает от кризиса. Свернутся неэффективные формы ведения бизнеса, скованные высокими фиксированными затратами, уходящие "в минус" в результате временного спада спроса и вынужденные сокращать персонал, аренду и т.п. Интернет-магазины же, не связанные такими большими фиксированными затратами, имеют шанс занять их ниши.
В соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ от 24.07.2007 с 1 января 2010 года Правительством Российской Федерации должен быть определен официальный сайт в сети Интернет для публикации информации о размещении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Сегодня на просторах Интернета размещены тысячи аукционных площадок. В большинстве случаев информация на них далеко не полная, разрозненная и несистематизированная. Осуществлять контроль над большинством сайтов со стороны госорганов практически не представляется возможным. В целом ситуацию можно охарактеризовать как информационный хаос.
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17 марта 2008 г. № 179 утвердило Положение о пользовании сайтами в сети интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд. Утверждены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения использования сайтов электронных аукционов. Проведение открытых аукционов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти, который вправе привлечь для проведения открытого аукциона оператора, владеющего необходимыми техническими средствами и сайтом. Информация о размещении заказов должна быть круглосуточно доступна пользователям сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В стратегическом плане перспектива распространения в республике_различных видов электронного бизнеса обусловливается, прежде всего, теми преимуществами, которые он обеспечивает: заметное сокращение расходов на проведение торговых операций (транзакционных издержек) и решение проблем, связанных с географическим расположением республики и порождаемых большими расстояниями (что весьма актуально и для всей России) создание условий для прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, способствование появлению новых участников на растущем числе рынков. В этих условиях малые и средние промышленные и сельхозпредприятия республики получают возможность успешно конкурировать даже на международных Европейских и Азиатских рынках через интернет. Повышение прозрачности рынков: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами (это обстоятельство особо важно при организации закупок для государственных нужд). Препятствование распространению таким негативным явлениям, как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов, утечка капиталов за рубеж и т.п. В общем виде определение электронной коммерции сводится к следующему -такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.
Основные задачи, решаемые электронными торговыми площадками:
- перевод процессов поиска партнеров, контрактации и проведения расчетов в системах, обеспечивающих потенциальный рост
экономики территории региона в электронный режим;
- обеспечение условий государственного регулирования и саморегулирования регионального оптового рынка для достижения максимального оборота продукции и финансов при сбалансированном уровне рыночных цен;
- снижение затрат бюджетов различных уровней при закупках продукции для государственных и муниципальных нужд;
- увеличение доходов бюджетов в абсолютных показателях;
- увеличение оборачиваемости финансовых ресурсов на региональном оптовом рынке;
- обеспечение открытости и публичности процессов подготовки, проведения торгов и их результатов при закупках продукции для государственных и муниципальных нужд;
- обеспечение условий равного доступа организаций и предпринимателей в систему электронной коммерции и в том числе на электронные торги при закупках продукции для государственных и муниципальных нужд.
Взаимодействие электронной биржи с государственными структурами показало, что государственное регулирование рынка необходимо потому, что ценовые параметры по большей части номенклатуры продукции в республике не соответствуют наличествующим рыночным условиям; ставка рефинансирования настолько велика, что искусственно сдерживает кредитование производителей на пополнение оборотных средств; имеющиеся нормы государственного управления и регулирования рынка не позволяют производителям развиваться, механизмы реализации государственных финансовых и товарных интервенций имеют очень низкую эффективность. При этом способы государственного регулирования рынка, а также реализация организационных и административных мероприятий позволит обеспечить формирование и стабильное функционирование цивилизованных рыночных отношений между продавцами и покупателями на рынке; контролировать реализацию на рынке товарных и денежных интервенций; проводить регулируемую политику в области назначения ставок и условий оплаты налогов и других обязательных платежей; осуществлять инвестирование приоритетных направлений экономики через реализацию целевых программ; обеспечивать выделение дотаций, компенсаций, страхование рисков в отраслях, обеспечивающих безопасность и экономическую самостоятельность территории; способствовать формированию инфраструктуры рынка в республике, обеспечивающей защиту интересов собственников, экономические свободы населения региона.
В настоящее время в странах с рыночной экономикой объем государственных закупок составляет 10-12% закупочного объема страны. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия, - доходят до половины общего объема закупок товаров и услуг. Когда «деньги расходуются одной рукой, а закупки производятся другой». Вследствие этого происходит распыление ресурсов.
Создание в регионе автоматизированной системы госзакупок поможет изменить сложившуюся ситуацию. Однако для ее внедрения необходимо решить ряд организационно-правовых и инновационно-инвестиционных вопросов. Решение законодательной проблемы позволит легитимно использовать электронно-цифровую подпись в электронных документах. Наработка управленческого опыта и управленческой культуры поставит электронные закупки в разряд активно работающего бизнеса, а использование современных инфокоммуни-кационных средств обеспечит надежную и бесперебойную работу всей системы электронных торгов. Так использование магистральных оптоволоконных сетей связи в республике позволит организовать во всех районах центры брокерских контор, которые будут способствовать развитию электронной коммерции в республике .
Таким образом, реализация проекта по внедрению электронных торгов позволяет:
- организовать закупки продукции для государственных и муниципальных нужд, в процессе открытых электронных биржевых торгов в рамках действующего законодательства;
- значительно повысить конкурентную среду в процессе проведения торгов и за счет этого снизить затраты бюджета при закупках продукции для государственных и муниципальных нужд;
- обеспечить значительную активизацию внутреннего товарного рынка республики. Финансовые ресурсы бюджета, при этом, играют роль катализатора рынка без ущерба основной задаче обеспечения жизнедеятельности территории и обеспечения социальных гарантий;
- увеличить доходы бюджета в абсолютных показателях;
- обеспечить сбалансированность оборота товаров и финансов во времени;
- создать условия активного инвестирования банками свободных финансовых средств в оборот активов на рынке.
Организация закупок для государственных нужд с использованием единой электронной системы в республике позволит оперативно и достоверно отслеживать показатели деятельности: затраты, финансы, поступления, закупки, услуги. Основная задача внедрения системы - оптимизация и автоматизация закупочной деятельности, повышение ее прозрачности и качества управления. Для ее реализации необходима реструктуризация политики закупок в крае в целом, а также привлечение инновационно-инвестиционного капитала.
Одним из наиболее важных преимуществ электронных торговых площадок является их способность наилучшим образом обеспечивать контроль за сбором и поступлением налогов в бюджет региона. Так согласно п.2 ст. 40 Налогового Кодекса РФ Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: 1)между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок; 4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Согласно п.11 Налогового Кодекса РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
В заключении хотелось бы отметить, что налоговый потенциал республики, в соответствии со ставками налогообложения, достаточно высок, однако по ряду объективных и субъективных причин используется крайне неэффективно, а в сегодняшних условиях является тормозом для развития оборота между предприятиями; уровень и динамика изменения рыночных цен по многим товарным группам не сбалансированы; организация закупок продукции для государственных нужд на торгах этого же рынка позволяет снять проблему неплатежей при увеличении объемов реализации продукции в регионе в целом, увеличить доходы бюджета, увеличить закупки продукции для государственных нужд по сбалансированным ценам, не нарушая действующее законодательство, что подтверждается результатами проведения торгов.