Научная статья на тему 'Особенности закупочной деятельности Российской промышленной корпорации на электронных торговых площадках'

Особенности закупочной деятельности Российской промышленной корпорации на электронных торговых площадках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / БЛОКЧЕЙН / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROCUREMENT / E-MARKETPLACES / BLOCKCHAIN / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / MACHINE LEARNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллина Виктория Рамилевна, Горшенин Виктор Федорович

Показаны особенности закупочной деятельности промышленной корпорации посредством электронных торговых площадок. Определена сущность электронных торговых площадок. Рассмотрен пример успешного применения электронных торговых площадок в закупочной деятельности на Челябинском трубопрокатном заводе, в частности в процессе закупки операционных услуг на электронной торговой площадке B2B-Center. Проанализированы показатели эффективности закупок на электронных торгах, проводимых ПАО «ЧТПЗ». Выявлены преимущества и недостатки закупок на электронных торговых площадках. Предложены пути преодоления недостатков с использованием таких прорывных информационных технологий, как машинное обучение, искусственный интеллект, big data, блокчейн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Purchasing Operations on E-Marketplaces

In the article features of purchasing activity of an industrial corporation through electronic trading platforms are considered. The essence of electronic trading platforms is defined. An example of successful application of electronic trading platforms in procurement activities at the Chelyabinsk Pipe Plant, in particular, in the process of purchasing operational services on the electronic B2B-Center trading platform, is considered. The indicators of procurement efficiency in electronic trading conducted by PJSC “ChelPipe” are analysed. The advantages and disadvantages of purchasing on electronic trading platforms are revealed. Proposed ways to overcome the identified shortcomings with the use of such breakthrough information technologies, such as machine learning, artificial intelligence, big data, blockchain.

Текст научной работы на тему «Особенности закупочной деятельности Российской промышленной корпорации на электронных торговых площадках»

Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 8 (418). Экономические науки. Вып. 62. С. 143—150.

УДК 334 ББК 65.050

DOI 10.24411/1994-2796-2018-10814

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ

В. Р. Рахматуллина, В. Ф. Горшенин

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Показаны особенности закупочной деятельности промышленной корпорации посредством электронных торговых площадок. Определена сущность электронных торговых площадок. Рассмотрен пример успешного применения электронных торговых площадок в закупочной деятельности на Челябинском трубопрокатном заводе, в частности в процессе закупки операционных услуг на электронной торговой площадке B2B-Center. Проанализированы показатели эффективности закупок на электронных торгах, проводимых ПАО «ЧТПЗ». Выявлены преимущества и недостатки закупок на электронных торговых площадках. Предложены пути преодоления недостатков с использованием таких прорывных информационных технологий, как машинное обучение, искусственный интеллект, big data, блокчейн.

Ключевые слова: закупки, электронные торговые площадки, блокчейн, искусственный интеллект, машинное обучение.

По мнению многих аналитиков (Г. Уварова [12]; Н. В. Демина, М. В. Чистова [8]), одним из ключевых мировых трендов в закупочной деятельности является курс на широкое использование информационных технологий, базирующихся на развитых коммуникационных и компьютерных системах. Этот процесс развивается по двум основным направлениям. Во-первых, компьютеризации подвергаются внутренние процессы — внедряются системы Supply Chain Management и модули e-procurement. Во-вторых, активно используются внешние ресурсы — электронные торговые площадки (ЭТП). Такая тенденция явно прослеживается и у нас в России.

Цель данного исследования — раскрыть особенности закупочной логистики на внешних ресурсах (электронных торговых площадках), проанализировав опыт ПАО «Челябинский трубопрокатный завод».

По уровню проникновения электронных торгов, согласно данным Еврокомиссии, Россия входит в топ-5 европейских стран, опережая Италию и Испанию (рис. 1) (А. М. Шаухина [14]).

Электронная торговая площадка (ЭТП, e-market, e-marketplace) —это информационная торговая система, позволяющая дистанционно осуществлять поиск, покупки и продажи товаров и услуг, совершать сделки и другие торговые и финансовые операции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий (Л. П. Гаврилов [2]).

Также стоит отметить, что электронная площадка — это комплекс информационных и техниче-

ских решений, обеспечивающий взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки [В. А. Саркисян [10].

ЭТП — это веб-сайт, позволяющий покупателям выбирать нужного себе поставщика из множества имеющихся (В. И. Сергеев [11]).

ЭТП стали повседневной реальностью для организаций малого и среднего бизнеса, финансового сектора (Е. П. Зараменских [4]; Н. В. Демина [5]. Проникновение услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших компаний идет несколько иными темпами. Из-за большей ресурсной инерционности прирост доли крупнейших компаний, использующих электронные закупки, идет гораздо медленнее (рис. 2). Так, доля закупок в электронной форме в общем объеме закупок у респондентов, внедривших этот инструмент, в 2017 г. выросла в среднем на 3 % п. п. к показателю 2016 г. и впервые за все время наблюдений превысила 60 %1.

Как видно, большинство крупнейших корпоративных заказчиков в том или ином формате участвуют в электронной торговле, и доля закупок в электронной форме неуклонно растет, становясь основным способом удовлетворения их ресурсных потребностей (Ю. И. Обаляева [9]).

Показателен в этом вопросе опыт Челябинской области, где в закупочной деятельности на ЭТП принимают участие следующие компании:

1 См.: Электронные торговые площадки в России: в поисках образа будущего: аналитический обзор, февраль 2018 (Эксперт РА).

16,00% 14,00% 12,00%% 10,00°% 8,00%% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

15,00%

10,08%

/,±370

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Рис. 1. Доля электронных торгов B2B к ВВП, %

70 60 50 40 30 20 10

2014

2015

2016

2017

Рис. 2. Внедрившие электронные закупки крупнейшие заказчики в среднем проводят на ЭТП свыше 60 % закупок

ПАО «Ашинский металлургический завод», ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», АО «НИЦ ЕЭС», АО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», АО «ЭНЕРГОПРОМ — Челябинский электродный завод», ПАО «Мечел», ПАО «Челябинский трубопрокатный завод».

С 2014 г. в целях повышения эффективности процесса закупки и анализа эффективности работы торговых площадок часть закупок для нужд ПАО «ЧТПЗ» осуществляется на следующих электронных торговых площадках: B2B-Center (http://

www.b2b-center.ru/), «Фабрикант» (https://www. fabrikant.ru).

Процесс закупки транспортных услуг посредством электронных торговых площадок для ПАО «ЧТПЗ» представлен на рис. 3. При этом ЭТП является лишь «местом встречи» заказчика и потенциальных контрагентов, однако предварительный, квалификационный отборы проводятся менеджером департамента по закупкам и группой по обеспечению комиссионных закупок; принятие решения о выборе контрагента для поставки продукции, работ, услуг, осуществляется в режиме офлайн.

0

4. Заключение о предварительном отборе, заключение о квал иф икаци онно м отборе, перечень контрагентов, допущенных до закупочной комиссии

Директор по управлению цепью поставок

Группа обеспечения комиссионных закупок и документооборота

■.......(М)

........(Ы;

7 Наименование и контактные данные выбранного контрагента

Отдел закупки операционных услуг

(И;

.....-~х>

5. Протокол заседания закупочной комиссии с решением о выборе контрагента

2. Запрос

предложений/ /г-^^А

запрос цен на ¡ъ |_11

оказание услуг „У

Электронная торговая площадка Шр5:№лл№№. b2b-center.ru/

(МЬ-....

1. Заявка на

за куп к/ транспортных

услуг, техническое задание по \ оказанию услуг

--Ьг

Управление логистики

Отдел организации и сопровождения перевозок

(М)

Группа таможенного оформления

Группа управления железнодорожными и мульти модальным и перевозками

Группа управления а втотра не портн ы м и перевозками

3. Письма-уведомления о готовности участия в торгах Коммерческое предложение, комментарии к техническому заданию, необходимый пакет документов в соответствии с перечнем

и

Потенциальные контрагенты

6. Письмо о победе в электронных торгах направляется контрагенту, быОранному на заседании закупочной комиссии

Рис. 3. Информационные потоки отдела закупки операционных услуг ПАО « ЧТПЗ» в процессе осуществления закупочной деятельности

На протяжении 2014—2017 гг. прослеживается тенденция к увеличению доли закупок ПАО «ЧТПЗ» посредством ЭТП (рис. 4).

Используя электронные торговые площадки в закупочной деятельности, ПАО «ЧТПЗ» удалось снизить затраты на 15 % (рис. 5), уменьшить время проведения закупки на 25 %.

Проанализировав данные аукционов на ЭТП «Фабрикант», можно сделать следующие выводы:

• С применением данной ЭТП закупается часть основных технологических материалов, категория горюче-смазочных материалов, химии и резинотехнических изделий, оборудование и запчасти, инвестиционное оборудование и запчасти по чертежам, категория спецодежды и средств индивидуальной защиты и связанные с ними предметы. Исключение составляет металл, часть категории основных технологических материалов.

• Шаг в сторону понижения цены составляет от 0,16 до 10,00 % первоначальной стоимости лота.

• Низкий уровень осведомленности потенциальных контрагентов.

Проанализировав данные запросов предложений на электронной торговой площадке В2В-Се^ег, можно сделать следующие выводы:

• Посредством данной ЭТП закупаются операционные услуги, услуги по обеспечению производственных площадок.

• Низкий уровень конкуренции (рис. 6), в связи с чем менеджеры по закупкам вынуждены продлять сроки подачи заявок или повторно объявлять закрытые запросы предложений по данным объектам закупок.

Кроме того, наряду с основной функцией электронные торговые площадки предлагает своим клиентам ряд дополнительных сервисов и услуг. Примерами таких сервисов являются:

— сервис для управления справочником закупаемых позиций;

— сервис для формирования аналитики и отчетности по результатам закупок, позволяющий оценить эффективность закупок, качество проведенных работ;

55,00%

58,00%

46,00%

48,00%

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Рис. 4. Доля закупок на электронных торговых площадках в общей численности закупок ПАО «ЧТПЗ»

16,00% 14,00%

12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

15,00%

10,08%

/,±37о

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Рис. 5. Доля снижения затрат на закупочную деятельность ПАО «ЧТПЗ» на электронных торговых площадках

— проверка достоверности данных о потенциальных контрагентах и деловых партнерах;

— расчет и заказ логистики — сервис позволяет моментально рассчитать итоговую стоимость логистики и затем в два клика подать онлайн-заявку на перевозку;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— финансовые сервисы для каждого этапа торговой процедуры — банковская гарантия, факторинг, лизинг.

Закупки на электронных торговых площадках несут в себе как положительные, так и отрицательные стороны.

При проведении процедур закупки продукции, работ, услуг очевидными преимуществами являются (В. Ф. Горшенин [3]):

— сокращение затрат на закупочную деятельность (А. С. Назимов, С. Р. Ли, Ю. В. Сус-ленкова, Т. В. Долгина [8]);

— сокращение времени цикла снабжения;

— возможность закупки широкой номенклатуры предметов снабжения;

— получение дополнительных опций для подготовки аналитики и отчетности.

Закупочная детальность на электронных торговых площадках не лишена и недостатков:

— низкий уровень конкуренции на ЭТП;

— отсутствие автоматизации процедур предварительного и квалификационного отборов;

— отсутствие полноценного электронного документооборота между участниками сделок;

1 2 3 4 5 6 7 -8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

1 2

3

4

5

6

7

8 9

10

11 12

13

14

15

16

17

18

19

20 21 22

Транспортно-экспедиционные услуги (авто) по доставке ГП (негабаритного груза) ПАО «ЧТПЗ» Автоперевозка груза (трубная продукция) по маршруту: склад ПАО «ЧТПЗ» г. Челябинск — г. Воркута, Республика Коми

Сервисный контракт по мультимодальной перевозке груза (полиэтилен) на маршруте г. Порвоо, Финляндия, — г. Челябинск, Россия, (4050 т)

Автоперевозка груза по маршруту: г. Челябинск, Россия, — г. Ольденбург, Германия

Оказание услуг по автотранспортному обслуживанию (дополнительно привлекаемая техника, спецтехника)

ПАО «ЧТПЗ», АО «ПНТЗ»

Транспортно-экспедиционные услуги (авто) по доставке ГП (негабаритного груза) ПАО «ЧТПЗ» Транспортно-экспедиционные услуги (авиа + авто) по доставке груза в адрес ПАО «ЧТПЗ» Выполнение услуг по оборудованию железнодорожного подвижного состава под погрузку труб большого диаметра (диаметром 1420 мм) для нужд ПАО «ЧТПЗ»

Автоперевозка груза (ГП, ТМЦ) на маршруте: г. Челябинск, Россия, — г. Пловдив, Болгария Предоставление подвижного состава для отгрузки трубной продукции, стальных баллонов со ст. Первоуральск, ст. Челябинск-Южный ж. д. в 1-м квартале 2018 г.

Автоперевозка груза по маршруту: г. Мозырь, Беларусь, — г. Челябинск, Россия Автоперевозка груза по маршруту: г. Уси, Китай, — г. Челябинск, Россия Автоперевозка груза по маршруту: г. Леньяно, Италия, — г. Челябинск, Россия

Транспортно-экспедиционные услуги автотранспортом для ПАО «ЧТПЗ» по доставке груза (отводы) по маршруту г. Челябинск, Россия, — порт Пирейский, Греция

Автодоставка груза (сборное авто) на маршруте г. Первоуральск, Россия, — г. Авильяна, Италия (2 т) Ремонт поврежденных плит покрытия здания электроцеха № 35

Подготовка к капитальному ремонту (футеровке секций) секционной печи № 1 цеха № 8; капитальный ремонт секционной печи № 1 цеха № 8; текущий ремонт секционной печи № 2 цеха № 8 Строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объектам: «Дизель-генераторные установки № 2А, 18, 21. Охранная сигнализация» (АПС)

Текущий ремонт остекления кабин мостовых кранов № 9, 10, 12, 16, 17

Цех № 23. Замена секций градирни в контуре оборотного открытого охлаждения оборудования.

Цех № 8. Реконструкция установки индукционного нагрева труб на участке нанесения защитного покрытия

Замена преобразователя главного привода стана ХВТ-5

9

8

7

6

5

4

3

2

1

О

Рис. 6. Уровень конкуренции в закупочных процедурах ПАО «ЧТПЗ», проводимых на В2В-СеМег

— нередко стоимость, заявленная контрагентом — победителем торгов после исполнения своих обязательств, превышает стоимость, заявленную в коммерческом предложении;

— риски несоответствия заявленной продукции и фактически поставленной;

— поставщик может просрочить поставку продукции или услуг, оказавшись недобросовестной организацией;

— недоверие компаний к электронным платежным системам и переводу денежных средств через платежные карты.

— ненадежность интернет-ресурсов, а также изъяны в безопасности платформ, которые предоставляют сервисы проведения процедур электронных торгов (М. Л. Калужский [6]).

Указанные недостатки могут быть успешно преодолены, так как рынок услуг ЭТП — это высокотехнологичный рынок (О. А. Кобелев [7]). Прорывные информационные технологии (машинное обучение, искусственный интеллект, big data, распределенные реестры и т. п.), которые в последнее время привлекают к себе всеобщее внимание, в обозримом будущем неизбежно станут основными драйверами развития рынка услуг ЭТП, позволяющими снять существующие ограничения.

Так, блокчейн, более революционная и многообещающая технология, уже перевернувшая финансовый мир, скоро распространится во все сферы нашей деятельности, в том числе в область закупок (Л. П. Гаврилов [1]).

Благодаря алгоритмам, заложенным в этой технологии, можно создать безопасную распре-

деленную цепочку блоков, хранящую всю информацию о действиях поставщиков и совершаемых транзакциях, происхождении и движении товаров, добиться прозрачности расходования бюджетных средств за счет внедрения системы по контролю цепочек поставок, формировать предиктивную аналитику будущих расходов государства и государственных компаний — в общем, учитывать и анализировать все, что может быть представлено в цифровом формате.

Сферы применения искусственного интеллекта и машинного обучения в области закупок пока две: система рекомендаций закупок для поставщиков и заказчиков, а также система поддержки принятия решений по выбору победителя (В. С. Харьковская, В. В. Агафонова [13]). На основе искусственного интеллекта мог бы появиться сервис, который анализирует рыночные данные и выбирает оптимального поставщика конкретной продукции. Он сделает большинство торгов ненужными и сократит время выбора контрагента до одного дня. Здесь использование этих технологий может дать реальный эффект для заказчиков и поставщиков. Но для этого необходимо переводить всю информацию, связанную с проведением закупки, в цифровой вид. Не в сканы и файлы, а в данные.

Ожидаемый прорыв — это устранение рутинных операций (И. О. Штолер, Д. И. Бурцев [15]), полная автоматизация процессов и изменение механизмов принятия решений. Если с помощью новых технологий устранить сложные процедуры принятия решений по выбору поставщика, подписания документов и контроля исполнения договоров — это будет такой скачок производительности труда, что нам и не снилось.

Список литературы

1. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учеб. для бакалавров / Л. П. Гаврилов. — М. : Юрайт, 2017. — 372 с.

2. Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. П. Гаврилов. — М. : Юрайт, 2018. — 363 с.

3. Горшенин, В. Ф. Трансакционные издержки логистических процессов / В. Ф. Горшенин, А. Г. Строкаль // Вестн. фак. упр. Челяб. гос. ун-та. — 2017. — № 1. — С. 55—59.

4. Зараменских, Е. П. Основы бизнес-информатики : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Зараменских. — М. : Юрайт, 2018. — 407 с.

5. Демина, Н. В. Виды электронных торговых площадок / Н. В. Демина, М. В. Чистова // Вестн. эксперт. совета. — 2018. — № 1-2. — С. 132—137.

6. Калужский, М. Л. Электронная коммерция. Маркетинговые сети и инфраструктура рынка [Электронный ресурс] / М. Л. Калужский. — М. : Экономика ; Омск : Омс. гос. техн. ун-т, 2014. — 327 с. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31693.html (дата обращения 20.06.2018).

7. Кобелев, О. А. Электронная коммерция [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. А. Кобелев. — М. : Дашков и К, 2017. — 684 с. — URL: http://www.iprbookshop.ru/60477.html (дата обращения 20.06.2018).

8. Оценка экономической эффективности электронных торговых площадок / А. С. Низимов, С. Р. Ли, Ю. В. Сусленкова, Т. В. Долгина // Фундамент. исслед. — 2018. — № 1. — С. 96—100.

9. Обаляева, Ю. И. Контроллинг и совершенствование управления закупочными процедурами на электронных торговых площадках / Ю. И. Обаляева // Контроллинг. — 2108. — № 67. — С. 24—30.

10. Саркисян, В. А. Электронные торговые площадки: понятие, содержание, специфика / В. А. Саркисян // Новая наука: стратегии и векторы развития. — 2017. — № 3. — С. 141—143.

11. Сергеев, В. И. Логистика снабжения : учеб. для бакалавриата и магистратуры [Электронный ресурс] / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич ; под общ. ред. В. И. Сергеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 384 с. — URL: www.biblio-online.ru/book/3C8BECC1-A6B3-464C-AC67-91AB806150DD (дата обращения 18.06.2018).

12. Уварова, Г. Основные барьеры в закупках и пути их преодоления [Электронный ресурс] / Г. Уварова. — URL: https://www.eg-online.ru/article/262695/ (дата обращения 03.06.2018).

13. Харьковская, В. С. Электронные торговые площадки и особенности их развития в России / В. С. Харьковская, В. В. Агафонова // Российская наука: актуальные исследования и разработки. — Самара : Самар. гос. экон. ун-т, 2016. — С. 210—213.

14. Шаухина, А. М. Электронная торговая площадка как информационное решение для бизнеса / А. М. Шаухина // Инновации в науке, экономике и образовании. — Тула : Ин-т экономики и упр., 2014. — С. 168—176.

15. Штолер, И. О. Практика использования электронных торговых площадок в России / И. О. Штолер, Д. И. Бурцев // Науч. исслед. высшей шк. по приоритет. направлениям. — Уфа, 2018. — С. 128—133.

Сведения об авторах

Рахматуллина Виктория Рамилевна — магистрантка Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. rahmatullinavika1995@gmail.com

Горшенин Виктор Федорович — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. vigor@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 8 (418). Economic Sciences. Iss. 62. Pp. 143—150.

PECULIARITIES OF PURCHASING OPERATIONS ON E-MARKETPLACES

VR. Rakhmatullina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. rahmatullinavika1995@gmail.com

V.F. Gorshenin

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. vigor@csu.ru

In the article features of purchasing activity of an industrial corporation through electronic trading platforms are considered. The essence of electronic trading platforms is defined. An example of successful application of electronic trading platforms in procurement activities at the Chelyabinsk Pipe Plant, in particular, in the process of purchasing operational services on the electronic B2B-Center trading platform, is considered. The indicators of procurement efficiency in electronic trading conducted by PJSC "ChelPipe" are analysed. The advantages and disadvantages of purchasing on electronic trading platforms are revealed. Proposed ways to overcome the identified shortcomings with the use of such breakthrough information technologies, such as machine learning, artificial intelligence, big data, blockchain.

Keywords: procurement, e-marketplaces, blockchain, artificial intelligence, machine learning.

References

1. Gavrilov L.P. Innovatsionnye tekhnologii v kommertsii i biznese [Innovative technologies in commerce and business]. Moscow, Yurayt Publ., 2017. 372 p. (In Russ.).

2. Gavrilov L. Elektronnaya kommertsiya [E-commerce]. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 363 p. (In Russ.).

3. Gorshenin V.F. Transaktsionnye izderzhki logisticheskikh protsessov [Transaction costs of logistics processes]. Vestnik fakul'teta upravleniya Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Management Faculty Chelyabinsk State University], 2017, no. 1, pp. 55—59. (In Russ.).

4. Zaramenskikh Ye.P. Osnovy biznes-informatiki [Basics of Business Informatics]. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 407 p. (In Russ.).

5. Demina N.V., Chistova M.V. Vidy elyektronnykh torgovykh ploshchadok [Types of electronic trading platforms]. Vestnik ekspertnogo soveta [Bulletin of Expert Council], 2018, no. 1-2, pp. 132—137 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kaluzhsky M.L. Elektronnaya kommertsiya. Marketingovye seti i infrastruktura rynka [E-commerce. Marketing networks and market infrastructure]. Moscow, Economics Publ., Omsk, Omsk State Technical University Publ., 2014. 327 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/31693.html, accessed 20.06.2018. (In Russ.).

7. Kobelev O.A. Elektronnaya kommertsiya [Electronic commerce]. Moscow, Dashkov and K Publ., 2017. 684 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/60477.html, accessed 20.06.2018. (In Russ.).

8. Nazimov A.S., Li S.R., Suslenkova Yu.V., Dolgina T.V. Otsenka ekonomicheskoy effektivnosti ele-ktronnykh torgovykh ploshchadok [Estimation of economic efficiency of electronic trading platforms]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic Research], 2018, no. 1, pp. 96—100. (In Russ.).

9. Obalyayeva Yu.I. Kontrolling i sovershenstvovaniye upravleniya zakupochnymi protsedurami na elek-tronnykh torgovykh ploshchadkakh [Controlling and improving the management of procurement procedures on electronic trading floors]. Kontrolling [Controlling], 2018, no. 67, pp. 24—30. (In Russ.).

10. Sarkisyan V.A. Elektronnye torgovye ploshchadki: ponyatiye, soderzhaniye, spetsifika [Electronic trading platforms: concept, content, specificity]. Novaya nauka: strategii i vektory razvitiya [New science: strategies and vectors of development], 2017, no. 3. pp. 141—143. (In Russ.).

11. Sergeev V.I. Logistika snabzheniya [Supply logistics]. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 384 p. Available at: www.biblio-online.ru/book/3C8BECC1-A6B3-464C-AC67-91AB806150DD, accessed 18.06.2018 (In Russ.).

12. Uvarova G. Osnovnye bar'yery v zakupkakh i puti ikh preodoleniya [The main barriers in procurement and ways to overcome them]. Available at: www.biblio-online.ru/book/3C8BECC1-A6B3-464C-AC67-91AB806150DD, accessed 03.06.2018. (In Russ.).

13. Khar'kovskaya V.S., Agafonova V.V. Elektronnye torgovye ploshchadki i osobennosti ikh razvitiya v Rossii [Electronic trading platforms and features of their development in Russia]. Rossiyskaya nauka: aktual'nye issledovaniya i razrabotki [Russian Science: Actual Research and Development]. Samara, 2016. Pp. 210—213. (In Russ.).

14. Shaukhina A.M. Elektronnaya torgovaya ploshchadka kak informatsionnoye resheniye dlya biznesa [Electronic trading platform as an information solution for business]. Innovatsii v nauke, ekonomike i obra-zovanii [Innovations in science, economics and education]. Tula, 2014. Pp. 168—176. (In Russ.).

15. Shtoler I.O., Burtsev D.I. Praktika ispol'zovaniya elektronnykh torgovykh ploshchadok v Rossii [The practice of using electronic trading platforms in Russia]. Nauchnye issledovaniya vysshey shkoly po prior-itetnym napravleniyam [Scientific Research of Higher Education in Priority Areas]. Ufa, 2018. Pp. 128—133. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.