УДК 332.142
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ, ПРИНЦИПЫ
© С.И. Рисин
В статье определена сущность региональной промышленной политики, обоснованы ее целевая функция и эффекты, значимые для разных ее участников. Предложена система принципов ее разработки и реализации.
Ключевые слова: региональная промышленная политика; цели; эффекты; принципы.
В активизации процессов обновления материально-технической базы промышленности, совершенствования структуры производства, модернизации менеджмента предприятий важную роль призваны сыграть органы власти и управления субъекта РФ, реализуя меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, стимулирование инновационной деятельности, усиление социальной ориентации экономических преобразований. Системность, стратегическая направленность и продуктивность их действий может быть обеспечена посредством разработки и реализации научно обоснованной региональной промышленной политики.
Несмотря на растущий интерес исследователей к индустриальному сектору экономики, теоретические основы современной промышленной политики только начинают складываться. Их формирование предполагает, прежде всего, уточнение ее сущности. По этому вопросу в экономической литературе до сих пор нет единой общепризнанной позиции.
По мнению Л.П. Пидоймо, промышленная политика - это государственное индикативное управление отраслью материального производства: системой промышленных
предприятий [1]. Заметим, что в этом определении акцент сделан только на характер деятельности субъекта, ответственного за разработку и реализацию названной политики.
На наш взгляд, вряд ли оправданна абсолютизация индикативности мер, осуществляемых органами власти. Даже в мягких моделях государственного регулирования используются методы прямого действия. Так, размещаемый на предприятиях обороннопромышленного комплекса военный заказ
вряд ли можно рассматривать в качестве рекомендательной позиции.
А. Карлик и А. Комаров рассматривают промышленную политику как комплекс мер, сконцентрированных на изменении структуры экономики за счет создания условий для развития приоритетных секторов и производств [2]. Эта точка зрения, как видно, фиксирует только целевой ориентир названной политики, не раскрывая ее сущность.
Б.А. Райзберг определяет промышленную политику как долговременную линию действий, воплощаемую в виде системы предпринимаемых государством мер по поддержанию и развитию промышленного производства как стержневой части производственной экономики [3].
В качестве общего замечания, относящегося к позиции не только названного подхода, но и других авторов, укажем на фиксацию ими государства в качестве единственного субъекта промышленной политики.
По нашему мнению, такой подход не является продуктивным, т. к. изначально выводит из процесса разработки и реализации политики других субъектов, в числе которых: промышленные предприятия, местные власти, отвечающие за развитие муниципальных образований, на территории которых осуществляют свою деятельность эти предприятия.
Не ставя перед собой задачу анализа и систематизации множества имеющихся точек зрения, сформулируем положения, в совокупности раскрывающие сущность промышленной политики.
1. Промышленная политика призвана реализовать интересы государства (федерального центра и региональных органов власти и управления), местного самоуправления и промышленных организаций. Един-
ство этих интересов проявляется в заинтересованности названных участников в улучшении адаптационных возможностей индустриального сектора, повышении отдачи от используемых в нем ресурсов, росте его конкурентоспособности и расширении возможностей интеграции в мировое экономическое пространство.
2. Промышленная политика реализуется посредством взаимосвязанного действия механизмов государственного регулирования, муниципального управления, менеджмента промышленных организаций.
3. Промышленная политика реализует цели, не только экономические, но и социальные. Последние призваны, прежде всего, определять рубежи, которые должны быть достигнуты в развитии и использовании человеческого фактора, задействованного в индустриальном производстве (в т. ч., связанные с дополнением трудовой функции другими, например, соучастия в управлении, собственности).
4. Главная цель промышленной политики - обеспечение устойчивого динамичного развития промышленности, опережающего роста ее высокотехнологичных производств, выхода ее обрабатывающих отраслей на мировой уровень конкурентоспособности, достижение приемлемого уровня техногенного воздействия предприятий на окружающую природную среду, создание благоприятных условий для приращения и эффективной реализации человеческого капитала.
При ее декомпозиции в качестве подцелей могут быть выделены: активизация процессов формирования прогрессивной структуры промышленности, инновационного обновления ее технической базы и технологий; повышение уровня интеграции индустриального сектора в социально-экономическую систему страны и региона, мировое экономическое пространство; обеспечение устойчивого развития процессов социализации и экологизации экономической деятельности промышленных предприятий.
5. Реализация целевой функции промышленной политики проявляется в качественных и количественных изменениях в ресурсной базе субъекта РФ, результатах деятельности индустриального сектора, уровне и качестве жизни занятого в нем населения.
По существу, речь идет об эффектах, которые стремятся получить участники политики.
Полагаем, что для властей разных уровней (федеральный, региональный, местный) наиболее значимыми эффектами являются: рост налоговой базы у субъектов хозяйствования, задействованных в промышленности и сопряженных с нею отраслях; повышение уровня занятости и доходов работников индустриального сектора экономики; увеличение числа инновационно активных предприятий, импортозамещающих и экспорториен-тированных производств; сокращение загрязнения окружающей среды.
Для промышленных организаций наибольший интерес представляют следующие эффекты: увеличение функционирующего
капитала и доходов; повышение конкурентоспособности продукции; сокращение бездействующих активов; выход на новые рынки сбыта; создание благоприятной внешней среды (в т. ч. повышение заинтересованности финансовых институтов в долговременных связях с хозяйствующими субъектами индустриального сектора и др.).
Переходя к характеристике принципов промышленной политики, заметим, что в самом общем виде их можно определить как теоретические императивы, реализация которых призвана обеспечить системность, комплексность и продуктивность региональной промышленной политики.
Следует согласиться с А.Т. Киргуевым, определяющим принципы социально-экономической политики региона в качестве своеобразной несущей конструкции, элементы которой: выстраивают и упорядочивают содержание политики; задают алгоритмы управленческих действий по ее формированию и реализации; обеспечивают необходимую преемственность между результатами политики [4].
На наш взгляд, наряду с отмеченными функциями, принципы: определяют характер взаимодействия разных субъектов политики в процессе ее разработки и реализации; задают критерии оценки ее результатов; устанавливают требования к формированию механизма политики.
Полагаем возможным предложить в качестве основных принципов региональной промышленной политики следующие.
1. Системности. Реализация принципа призвана обеспечить, во-первых, взаимное соответствие компонентов промышленной политики (целей и субъектов, их реализующих, целей и ожидаемых эффектов, целей и механизма их достижения и др.), во-вторых, организационное единство действий разных механизмов управления изменениями в индустриальном секторе экономики (государственного регулирования, менеджмента), в-третьих, органичный синтез общего и особенного в содержании политики и ее экономико-организационном обеспечении.
2. Стратегической направленности. Существо принципа состоит в том, что в обосновании целевой функции политики необходимо ориентироваться не только на существующие условия (чтобы оценить стартовые позиции процесса перемен), но и на те, которым еще только предстоит сложиться. Отсюда - разработка политики сопряжена с решением задач предвидения возможных изменений макро- и мезо- среды функционирования промышленности региона, определения ее стратегической позиции.
3. Избирательного подхода к обоснованию содержания промышленной политики и выбору инструментария ее реализации. Объективная основа выдвижения такого принципа состоит, во-первых, в том, что регионы имеют неодинаковые условия функционирования, структуру и потенциал развития промышленности. Во-вторых, различаются организационные, кадровые и финансовые ресурсы, которыми располагают государственные и местные органы, осуществляя управление изменениями в промышленности.
4. Единства промышленной, инновационной, инвестиционной и социальной политики. Этот принцип предусматривает взаимосвязанную проработку названных видов политики, требующую согласования их целевой функции и механизмов реализации.
5. Балансирования интересов государства и других участников политики. Данный принцип определяет необходимость в идентификации и согласовании значимых интере-
сов государства, местных органов власти, промышленных организаций, связанных с функционированием и развитием индустриального сектора экономики.
6. Необходимого и достаточного разнообразия инструментов. Принцип означает, что состав средств, используемых органами государственной и муниципальной власти и управления при осуществлении промышленной политики, должен отражать многообразие ее целей и задач, специфику состояния отдельных сфер и объектов, рациональное разделение предметов ведения и полномочий публичных органов разных уровней.
7. Обеспечения мониторинга процессов и результатов реализации региональной политики. Его роль определена потребностью в отслеживании ключевых характеристик процессов развития промышленности, улучшении условий труда и доходов занятого в ней населения.
1. Пидоймо Л. П. Модернизация промышленных
предприятий: концептуально-методологи-
ческие основы, ключевые факторы, система планирования: монография. Воронеж, 2004. С. 131.
2. Карлик А., Комаров А. Промышленная политика и развитие регионов // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 3. С. 66.
3. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М., 2008. С. 246.
4. Киргуев А.Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства. Ростов н/Д, 2006. С. 58.
Поступила в редакцию 12.05.2009 г.
Risin S.I. Regional industrial policy: entity, objective function, principles. The article defines the entity of regional industrial policy, gives the ground to its objective function and effects that are important for its different participants. The system of principles of its development and realization is proposed.
Key words: regional industrial policy; targets; effects; principles.