УДК 373.67 (571.54)
Psenikov O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), E-mail: [email protected]
REGIONAL DETERMINATION OF PRIMARY ART EDUCATION IN CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA. The scientific article is dedicated to a topical problem of modern art pedagogy, i.e. the regional formulation of the process of art education in the system of primary general education. The article discusses the features of the impact of objective and subjective regional factors on the contents and organization of visual activity in elementary school, the formation of personal qualities and creative abilities of students. One of the most important factors of this process is the popular and professional art of Buryatia. The ways and methods of optimization of artistic and pedagogical work with children of primary school age are shown, taking into account the specifics of natural, ethnosocial, cultural, ethnographic conditions of the Republic of Buryatia. Examples of software and examples of organizing various types of activities in the field of art education in the period of primary education are given on the basis of the principle of interconnection with reality and the integrated use of the forming means of spiritual and material culture of this region in this process region. In this regard, there is great importance for the development of excursion and other interactive forms of extracurricular activities with the participation of younger students. The special educational role of museum pedagogy is emphasized. The material presented in the article can be useful for improving academic and extracurricular work in visual arts for primary school teachers, scholars and specialists in the field of artistic pedagogy.
Key words: primary school, art education, regional determination, natural factor, fine art of Buryatia, national culture, artistic traditions, folk pedagogy, program's contents, methods of education, means of education.
О.И. Пазников, канд. пед. наук, доц., Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Е-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Научная статья посвящена актуальной проблеме современной художественной педагогики - региональной детерминации процесса художественного воспитания в системе начального общего образования. В статье рассматриваются особенности влияния объективных и субъективных региональных факторов на содержание и организацию занятий изобразительной деятельностью в начальной школе, формирование личностных качеств и творческих способностей обучающихся. В качестве одного из важнейших факторов этого процесса выступает народное и профессиональное искусство Бурятии. Показаны пути и методы оптимизации художественно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с учетом специфики природных, этносоциальных, культурных, этнографических условий Республики Бурятия. Приводятся образцы программного содержания и примеры организации различных видов деятельности по художественному воспитанию в период начального образования на основе принципа взаимосвязи с реальной действительностью и комплексного использования в данном процессе формирующих средств духовной и материальной культуры настоящего региона. В этой связи отмечается большое развивающее значение экскурсионных и других интерактивных форм внеучебных занятий с младшими школьниками. Подчеркивается особая образовательная и воспитательная роль музейной педагогики. Изложенный материал может быть полезен для совершенствования учебной, внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству учителям начальных школ, ученым и специалистам в области художественной педагогики.
Ключевые слова: начальная школа, художественное воспитание, региональная детерминация, природный фактор, изобразительное искусство Бурятии, национальная культура, художественные традиции, народная педагогика, программное содержание, методы воспитания, средства обучения.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным периодом в системе художественного воспитания личности, когда у ребенка закладываются основы духовной культуры, формируются первоначальные представления об искусстве, происходит развитие элементарных эстетических чувств и художественных навыков.
При этом специфика начального художественного воспитания в региональных условиях во многом зависит от детерминации данного процесса совокупностью объективно-субъективных факторов окружающей природной, этносоциальной и культурной среды. Выявление их сущности и путей влияния на парадигму художественного воспитания подрастающей личности, а также определение возможностей оптимального использования в различных видах работы по изобразительному искусству в качестве аутентичного развивающего потенциала составляет одну из актуальных проблем современной художественной педагогики.
Научно-методологические основы детерминационной зависимости школьного образования и воспитания от эндогенных и экзогенных влияний прямого и опосредованного действия системно раскрываются в работах А.В. Бакушинско-го, С.Т. Шацкого, ПВ. Лабунской, Б.Т. Лихачева, Ю.П. Сокольникова, Ю.П. Азарова, В.С. Библера, Л.В. Неретиной, ПП. Щедровицкого и других отечественных ученых [1].
Исходя из объективных методологических предпосылок и опыта педагогических исследований, проводимая нами экспериментальная художественно-воспитательная работа с учащимися начальных школ Республики Бурятия в своих концептуальных и деятельностных аспектах строится дифференцированно, с учетом многофакторной специфики, полиморфных состояний и архетипных условий региональной духовной и материальной среды в их аддитивном, комплексном выражении.
Так, в ряду внешних факторов, оказывающих перцептивное влияние на эмоционально-чувственную сферу и содержание изобразительной деятельности детей, прежде всего, следует выделить естественное природное окружение как объективную данность, обладающую самоценным эстетически развивающим потенциалом. Привычные образы родной природы, обретая в сознании ребенка форму устойчивых визуальных стереотипов, во многом определяют первичную картину мира и типологию мировоззрения подрастающей личности. Характер такого влияния изначально зависит от локальных экологических особенностей, главным образом - окружающего пейзажа (тип природного ландшафта, рельефная структура местности, виды местной флоры и фауны и др.) с его непременной эстетической составляющей.
Ни с чем не сравнимая ценность природной действительности как натурного первоисточника изобразительного творчества и средства духовного развития
обучающихся подтверждается многими исследованиями, посвященными вопросам общего и художественного воспитания (работы К.Д. Ушинского, В.А. Сухом-линского, А.И. Бурова, И.Ф. Гончарова, Л.В. Компанцевой, И.Ф. Смольянинова, В.Б. Стрельцовой и др.) [2; 3; 4; 5].
Удивительная по красоте, разнообразию и богатству природа Бурятии с её главной жемчужиной - озером Байкалом предоставляет широкие возможности для использования её совокупного образного потенциала в художественно-педагогическом процессе. Не случайно А.П. Чехов, совершая путешествие на Сахалин, отмечал, что до Байкала была «сибирская проза», за Байкалом же начинается «сибирская поэзия».
Формирующее действие природного фактора происходит вследствие целостного - сенсорного, когнитивного и художественного освоения натурных и эстетических свойств природных явлений, ландшафтных и растительных форм, обладающих естественной красотой строения и пластики, насыщенностью и гармонией цветовой гаммы, выразительной силой тональных отношений. При этом реальная картина природы постоянно находится в динамике, обусловленной непрерывной сменой её стихийных состояний и сезонных изменений, всякий раз открывая реципиентам свои новые грани и обнаруживая их закономерную внутреннюю связь.
Целенаправленное, эмоционально окрашенное общение школьников с миром природы осуществляется в ходе специально организованных эстетических экскурсий и пленэрных занятий, обеспечивающих решение конкретных учебно-воспитательных задач. В условиях этих экологически детерминированных мероприятий под руководством учителя ведется наблюдение, сравнение и анализ природных форм, выполнение с натуры набросков и зарисовок, а также сбор растительного материала (сухие ветки, листья, шишки, мох, травы и др.) для последующего изготовления аппликаций, произведений флористики, «лесной скульптуры» и других продуктов детского прикладного творчества.
Вместе с тем метод «погружения» в природную среду с её предметно осязаемым и сенсорным субстратом создает благоприятные возможности для практического рассмотрения на пропедевтическом уровне законов линейной и свето-воздушной перспективы, цветоведения, светотени. При этом занятия, проводимые в природных условиях, эмпирически содействуют формированию наглядно-образной картины мира, первооснов мировоззрения и ряда полезных личностных свойств обучающихся (ассоциативное восприятие, зрительная память, пространственное представление, образное мышление, творческое воображение и др.), необходимых для обеспечения их продуктивного и качественного роста.
В результате природной обусловленности и соответствующей методической организации названных видов художественно-воспитательной деятельности, синкретично связанных с опытом натурного познания, происходит детальное обогащение и повышение грамотности детских рисунков, наблюдается постепенный отход от возрастных стереотипов изображения. К тому же педагогическая работа с использованием широкого диапазона образных средств природы успешно способствует воспитанию у детей эмоционального отношения к явлениям действительности и культуры эстетических чувств, что входит в число важнейших условий художественного развития ребенка и в немалой степени определяет формирующее значение инновационного программного материала.
Приоритетную роль в «презентации» окружающего мира, расширении художественного кругозора учащихся, стимулировании динамики их общего и творческого развития играет изобразительное искусство Бурятии, выступающее одним из системообразующих факторов традиционной культуры республики [6; 7; 8].
Опора на региональный наглядно-образный изобразительный материал, как аутентичный источник и сензитивное средство художественного воспитания младших школьников, осуществляется в русле педагогических идей известных деятелей отечественного образования (И.Н. Милашевский, С.А. Рачинский, Н.К. Крупская, Е.А. Фортунатов, В.Я. Брюсова, Н.Д. Никандров, В.П Смирнов и др.), следуя тезису о целесообразности «начинать с того, что близко». К тому же при выборе и освоении регионального художественного компонента педагог руководствуется дидактическим принципом связи обучения с действительностью, реализуя его в доступной для детей конкретно-образной форме, активно задей-ствующей эмоционально-чувственную сферу личности ребенка.
В художественных образах, созданных мастерами живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства Бурятии, имеющих широкую жанровую разновидность, (портрет, пейзаж, натюрморт, работы исторического, мифологического, бытового, анималистического жанров и др.) и стилистическую направленность, находят всестороннее отражение темы истории, мифологии, культурных традиций, этнографии, современной действительности родного края. Развивающий функционал национально-регионального искусства последовательно раскрывается в рамках конкретных тем занятий с использованием методов коллективного восприятия и анализа художественных произведений, отвечающих возрастным особенностям обучающихся (исследования Н.Н. Волкова, В.А. Пуружапова, Е.И. Игнатьева, ПН. Кудиной, В.С. Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, В.Б. Розенвассера и др.).
В содержание разработанной нами инновационной образовательной программы включены следующие тематические разделы (с указанием произведений искусства, составляющих образную основу регионального художественного компонента): «Прошлое нашего края»; «Фольклорные образы Бурятии»; «Народные праздники Забайкалья»; «Культурные традиции и обычаи родного края»; «Столица Бурятии в её прошлом и настоящем»; «Поэзия родной природы»; «Байкал на живописных полотнах мастеров искусства Бурятии»; «Быт и труд людей республики»; «Тема детства в живописи Бурятии» и др.
Экологический, социальный и этнокультурный контент, заключенный в произведениях искусства Бурятии, целостно воссоздает широкую панораму действительности родного края в её наглядной этноисторической ретроспективе. К тому же воплощенные в них принципы, законы и правила построения художественных образов, приемы и способы изображения, выразительные средства и стилевые особенности, ставшие достоянием педагогического процесса, служат универсальной дидактической парадигмой, призванной повысить эффективность обучения школьников основам изобразительной грамоты. Тем самым работа с классическими и современными произведениями, созданными на тематически близкой детям национально-региональной почве, помогает адаптивно реализовать комплекс образовательных задач, определенных компетентностными требованиями ФПОСа для предметной области «Искусство».
Важное значение в художественно-творческом развитии обучающихся имеет непосредственное общение с подлинными образцами изобразительного и декоративно-прикладного искусства в музейных условиях с использованием современных технологий музейной педагогики (работы О.В. Мельниковой, А.Н. Морозовой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой, Л.В. Пантелеевой, С.И. Сотнико-вой, Б.А. Столярова, М.Ю. Юхневич и др.). [9] Поэтому в_ходе проводимого исследования с учащимися общеобразовательных школ г Улан-Удэ организуются экскурсии в Республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, Музей истории города Улан-Удэ, выставочный зал Союза художников, а также посещение творческих мастерских художников Бурятии, где происходят интерактивные встречи с классическим и современным искусством республики, импровизированные мастер-классы, беседы с представителями творческих профессий - искусствоведами, художниками, скульпторами, чеканщиками, ювелирами, ориентированные на восприятие познавательного материала школьниками младшей возрастной группы. Полученные при этом художественные знания и эмоциональные впечатления интериоризуются в когнитивной и духовной сфере обучающихся, а также сублимируются в их самостоятельной продуктивной деятельности.
Систематическое обращение к опыту профессиональных мастеров (эстетическому, техническому, исполнительскому), интегрированному в их авторском творчестве, позволяет поэтапно расширять «зону ближайшего развития»
(Л.С. Выготский) обучающихся, предлагая им рассмотрение объектов искусства с позиций начальных основ искусствознания, постепенно усложняя и насыщая содержание данного образовательного пространства новыми сведениями, понятиями и закономерностями. Это делает доступным для детей принцип взаимосвязи художественной формы и содержания, знакомит с различными вариантами образных решений той или иной темы, техническими приемами исполнения, подводит к пониманию функциональных особенностей основных выразительных средств (линия, штрих, пятно и др.), дает наглядный пример практического применения законов композиции, перспективы, светотени, цветоведения, разнообразного использования графических, живописных, пластических материалов, передачи фактурных особенностей изображения.
Исследование показывает, что системно организованное знакомство с искусством Бурятии, дополненное общением и советами мастеров, способствует активному развитию творческого мышления воспитуемых, совершенствованию процессуальных аспектов и результатов изобразительной деятельности обучающихся.
Таким образом, интегрирование регионального художественного компонента в образовательно-воспитательное пространство начальной школы является важным условием оптимизации педагогической работы по изобразительному искусству, определяющим её современный инновационный контент
Активным детерминирующим фактором, имеющим региональную специфику в силу исторических, этнических и культурных особенностей Бурятии, выступает окружающая социальная среда. Последняя накладывает своеобразный отпечаток на формирование общественного сознания личности и целый ряд её поведенческих сторон, вместе с тем распространяя свое влияние на систему школьного художественного воспитания.
Диалектическая связь социального фактора с занятиями изобразительным искусством имеет объективно выраженный взаимообусловленный характер. С одной стороны, ребенок отражает в рисунках хорошо знакомые ему образы, события и персонажи, бытующие в окружающем его социальном пространстве, обобщая и фиксируя наиболее яркие впечатления от реальной действительности. При этом он учится делать собственные моральные и эстетические оценки на основе имеющегося у него жизненного опыта (исследования Л.А. Венгера, Т. Г Казаковой, О.Л. Князевой, Т.С. Комаровой, М.Д. Маханевой, В.С. Мухиной, РМ. Чумичевой и др.). С другой стороны, занятия художественной деятельностью (рисование с натуры, по памяти, по представлению, иллюстрирование фольклорных, литературных произведений и др.) помогают расширять и уточнять круг представлений детей в области человеческого бытия, глубже вникать в суть социальных явлений (трудовых, поведенческих, нравственных и др.), познавать действующие в обществе причинно-следственные связи, понимать оттенки межличностных отношений людей, что в органичном комплексном единстве способствует раннему этапу процесса социализации.
В системе художественно-педагогической работы дидактический компонент уроков изобразительного искусства сопровождается воспитательной функцией, отвечающей за повышение у учащихся наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, остроты восприятия социальных сторон действительности, привитие им духовно-нравственных ценностей и норм поведения, принятых в обществе.
Обогащению индивидуального опыта младших школьников, приобретенного путем непосредственного наблюдения окружающих явлений и практического участия в событиях реальной жизни активно способствует приобщение учащихся к исторически накопленному социальному опыту, заключенному в образах искусства родного края.
Так, на примере разножанровых произведений (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина) учитель знакомит школьников с типичными представителями различных социальных групп (дети, студенты, рабочие, интеллигенты, работники сельского хозяйства и др.), видными деятелями искусства, науки, культуры Бурятии, традициями народного быта, характерными для региона профессиями (животноводы, чабаны, шахтеры, охотоведы, рыбаки и др.) и условиями труда (природными, сельскими, городскими), продуктами трудовой деятельности и их значением для общества, поведением людей в различных (бытовых, семейных, досуговых и др.) ситуациях и т. д.
Разнообразный жизненный материал, усвоенный детьми из художественных источников Бурятии (И.Х. Алтаев. «Хлеб - всему голова», В.Я. Гончар. «Портрет сибиряка», Б.Д. Доржиев. «Из детства», Д.-Н.Д. Дугаров. «В родном улусе», С.Р. Ринчинов. «Чабаны» и др.), успешно используется в содержании уроков изобразительного искусства и других дисциплин начального курса обучения (литературное чтение, окружающий мир, технология и др.), организованных в постоянно действующую систему межпредметных связей.
В рамках внеучебных педагогических мероприятий, сопутствующих социальной детерминации художественно-воспитательного процесса, проводятся экскурсии на городские и сельскохозяйственные производственные объекты (судостроительный завод, элеватор, животноводческую ферму, тепличный комбинат, поле и др.), сопряженные с элементами профориентации. Данная форма занятий, обладающая предметно выраженным развивающим потенциалом, раскрывает эстетические и общественно значимые стороны трудовых явлений, дает ценный наглядно-перцептивный материал для творческой деятельности школьников, обогащает содержание их тематических замыслов конкретикой сюжетных образов.
Таким образом, присутствие социального фактора с его гуманитарным «че-ловековедческим» содержанием в структуре настоящей педагогической концепции позволяет эффективно реализовать его интегративный развивающий контент в системе начального художественного воспитания.
Благодаря органичному синтезу формирующих средств реальной и художественной действительности, последовательному закреплению приобретаемого опыта в рисовании, лепке, аппликации, занятия изобразительным искусством выполняют общественно важную функцию социализации личности ребенка.
Специфический характер, детерминированный локальными факторами субъективного порядка, носит художественно-педагогический процесс в бурятских национальных школах с моноэтническим составом учащихся, где организация работы строится с учетом местных этносоциальных традиций и особенностей национальной психологии детей. В этих условиях устойчивый ментальный и духовный склад этноса, сформированный на протяжении долгого исторического периода, оказывает существенное влияние на все сферы развития личности ребенка (исследования А.Е. Битуевой, А.Д. Карнышева, М.Н. Очирова, В.Д. Патае-вой, РД. Санжаевой, О.К. Степановой. Т.Ц. Тудуповой и др.).
Дети-буряты являются носителями специфических качеств и свойств генетического и социального происхождения, совокупность которых образует их национальный характер или «национальный стереотип поведения» (Л.Н. Гумилев) - психологический феномен, отличающий тип поведения представителя определенного этноса.
Исходя из этого, организация занятий по изобразительному искусству и педагогическое руководство учебно-творческой деятельностью учащихся национальных школ ориентированы на применение методов обучения и воспитания, отвечающих ментальным особенностям данного контингента школьников.
Как показывает опыт, дифференцированное осуществление художественно-педагогического процесса в бурятских школах делает актуальным обращение к некоторым аспектам народной педагогики, касающихся традиций эстетического воспитания, ибо «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [2, с. 253]. В частности, в художественно-воспитательной работе с учащимися моноэтнических групп принимаются во внимание положения бурятской этнопе-дагогики о видах прикладного творчества, практикуемых в условиях семейного воспитания, своеобычных методах и средствах приобщения детей к традиционному искусству, семантических особенностях национального декора, гендер-ном подходе к формированию у подрастающего поколения художественно-прикладных навыков (исследования А.А. Бадмаева, К.Д. Басаевой, В.Д. Бабуевой, Д.М. Бурхинова, Д.А. Данилова, Б.Ш. Молонова, С.Д. Намсараева и др.) [10; 11].
Использование этнопедагогического компонента, концептуально согласованное с общим программно-методическим направлением проводимого исследования, подтверждает свою целесообразность в практике начального художественного воспитания.
С целью оптимизации художественно-педагогической работы в условиях бурятских национальных школ нами выполнен ряд специальных учебно-методических изданий, в том числе «Традиции и современность изобразительного искусства Бурятии», «Бурятский орнамент на уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах», «Взаимосвязь бурятского изобразительного искусства и устного народного творчества в художественном воспитании младших школьников» (на бурятском языке), «Художественное обучение
Библиографический список
и воспитание детей на основе развивающего культурного компонента Бурятии», «Искусство Бурятии в формировании культуры личности», «Эстетическое и художественное образование в Бурятии». Ориентированные на широкое художественно-культурное развитие учащихся, они содержат впервые разработанный бурятско-русский словарь художественных терминов, сопутствующий развивающий материал (фольклорный, поэтический, музыкальный и др.), примеры занятий интегрированного типа и другие педагогически востребованные инновации. Данные пособия в течение ряда лет прошли апробирование в сети национальных школ Республики Бурятия и показали свою эффективность в реальной учебно-воспитательной деятельности.
Важнейшим региональным фактором, с рождения формирующим внутренний мир ребенка, является самобытная национальная культура, духовное содержание которой он впитывает естественно и непроизвольно. Художественно-воспитательный процесс, протекающий в интенсивно функционирующем этнокультурном пространстве Бурятии, также испытывает объективное влияние этого аутентичного фактора.
Органически близкий детскому восприятию материал родной культуры (фольклорные произведения, народные костюмы, национальные праздники, традиционные обычаи и обряды, памятники монументального искусства и др.) интегрируется в систему школьного художественного воспитания с соблюдением принципа взаимосвязи национального и общечеловеческого, что призвано способствовать перманентному расширению культурного сознания учащихся.
Использование данного материала в курсе занятий по изобразительному искусству повышает их духовную ценность, делает тематику уроков более привлекательной для детей, активизирует проявление творческих способностей младших школьников, что в целом оказывает позитивное влияние на результаты художественной деятельности обучающихся.
Особое место в структуре этнокультурного компонента занимают традиции русского (забайкальского) и бурятского декоративно-прикладного искусства. Вызывая у детей активный эмоциональный отклик своей образной непосредственностью и самобытностью, ярким выразительным решением, изделия народных мастеров (детские игрушки, ювелирные украшения, туеса, прялки, домотканые коврики, предметы мебели, архитектурный декор и др.) служат образцами эстетического вкуса и высокого качества исполнения с применением традиционных техник художественной обработки материалов (резьба по дереву, чеканка по металлу, ручное ткачество, аппликация, декоративная роспись и др.).
Осваивая элементы духовной и материальной культуры родного края, вос-питуемые одновременно приобщаются к культурным ценностям своего и соседних народов (русских, бурят, эвенков, сойотов, хамниганов и др.). Проводя такую работу, учитель рассматривает с детьми, пользуясь методом сравнения, общие и характерные черты национальных культур, знакомит учащихся с историческими предпосылками и своеобразием этнохудожественных традиций, тем самым закладывая у них основы познавательного интереса и толерантного отношения к культурному достоянию разных народов.
В заключение следует отметить, что ни один из региональных факторов не действует автономно, обособленно от других. Лишь в своем комплексном взаимодействии они способны оказать определенное детерминирующее влияние на специфику начального художественного воспитания в условиях Республики Бурятия. Однако решающую роль в определении содержания и организации, обеспечении эффективности и качества данного процесса играет личность учителя, его профессиональный опыт и творческий подход к работе.
1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Москва: Изобразительное искусство, 1981.
2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 Сост. С.Ф. Егоров. Москва: Педагогика, 1988: 194 - 256.
3. Сухомлинский В.А. О воспитании. Сост. и автор вступит очерков С. Соловейчик. 6-е изд. Москва: Политиздат, 1988.
4. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. Москва: Педагогика, 1986.
5. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. Москва: Просвещение, 1984.
6. Соктоева И.И., Улзытуева Н.А. Изобразительное искусство Бурятии. Улан-Удэ: Новапринт, 2011.
7. Пазников О.И. Традиции и современность изобразительного искусства Бурятии: монография. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005.
8. Пазников О.И., Боркина Н.В. Искусство Бурятии в формировании культуры личности: монография. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2013.
9. Музейная педагогика: Из опыта методической работы под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. Москва: ТЦ Сфера, 2006.
10. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ: Улзы, 2001.
11. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. References
1. Bakushinskij A.V. Issledovaniya i stat'i. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1981.
2. Ushinskij K.D. O narodnosti v obschestvennom vospitanii. Pedagogicheskie sochineniya: V 6 t. T.1 Sost. S.F. Egorov. Moskva: Pedagogika, 1988: 194 - 256.
3. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. Sost. i avtor vstupit. ocherkov S. Solovejchik. 6-e izd. Moskva: Politizdat, 1988.
4. Goncharov I.F. 'Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvamiiskusstva i dejstvitel'nosti. Moskva: Pedagogika, 1986.
5. Smol'yaninov I.F. Priroda vsisteme 'esteticheskogo vospitaniya. Moskva: Prosveschenie, 1984.
6. Soktoeva I.I., Ulzytueva N.A. Izobrazitel'noe iskusstvo Buryatii. Ulan-Ud'e: Novaprint, 2011.
7. Paznikov O.I. Tradicii isovremennost'izobrazitel'nogo iskusstva Buryatii: monografiya. Ulan-Ud'e: Buryatskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2005.
8. Paznikov O.I., Borkina N.V. Iskusstvo Buryatii v formirovanii kultury lichnosti: monografiya. Ulan-Ud'e: Izdatel'stvo Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013.
9. Muzejnaya pedagogika: Iz opyta metodicheskoj raboty pod red. A.N. Morozovoj, O.V. Mel'nikovoj. Moskva: TC Sfera, 2006.
10. Babueva V.D. Mir tradicijburyat. Ulan-Ud'e: Ulzy, 2001.
11. Burhinov D.M., Danilov D.A., Namsaraev S.D. Narodnaya pedagogika i sovremennaya nacional'naya shkola. Ulan-Ud'e: B'elig, 1993.
Статья поступила в редакцию 18.11.18