УДК 373
Музейная педагогика в системе художественного развития личности: содержание и методика работы
© Пазников Олег Иванович
кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности содержания и методики работы в области музейной педагогики. В условиях современного общества музейная педагогика обретает все большую актуальность как самостоятельный вид художественной педагогики, осуществляемый в тесной связи с соответствующими учреждениями культуры и искусства. На сегодняшний день сформированы основные принципы, методология, технология и методика данного направления педагогической науки. Раскрывается опыт организации музейных занятий в период школьного и вузовского обучения. Основной формой музейно-педагогической работы со студентами являются учебно-тематические экскурсии (обзорные, дифференцированные), имеющие целью изучение определенного раздела программы или конкретного предметного материала в соответствии с содержанием учебного плана высшей школы и компетентностными требованиями ФГОСа.
Ключевые слова: музейная педагогика, система, художественное воспитание, методика, личность.
Museum pedagogic in the system art development of person: content and methodology of work
Oleg I. Paznikov
PhD in Education, Professor, Department of Metodology of Teaching Humanitarian Disciplines, Buryat State University
24a Smolirn St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The author describes the methods of work in museum pedagogics. In modern society the museum pedagogics aquires the increasing relevance as an independent type of art pedagogics which is carried out in close connection with the relevant cultural institutions and arts. The basic principles, methodology, technology and a technique of this direction of pedagogical science are created. Also the author discusses the experience in organization of lessons through the school and university education. The main forms of museum and pedagogical work with students are the educational and thematic excursions (survey, differentiated) aiming at studies of a certain section of the program or concrete subject material according to contents of the curriculum of the higher school and competence-based requirements
Keywords: museum pedagogic, system, art education, methodic, person.
Приоритетным условием художественного развития личности в разные периоды ее культурного и творческого становления является перманентный, преемственный подход к осуществлению данного процесса, сущность которого в методологически обобщенном виде определяется педагогической наукой как развитие обучаемых образовательными и эмпирическими средствами искусства.
Компетентностные основы художественного развития личности в их целостно детерминированном выражении включают когнитивные, духовные, творческие и мотивационные составляющие, формируемые на основе системно-деятельностного подхода к освоению программного материала на каждом этапе методически опосредованной работы.
Полноценно организованная система художественного развития обучаемых охватывает все школьные ступени образования — начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и среднего общего (10-11 классы), завершаясь в условиях вузовского обучения. Она включает в свое содержание учебные занятия по изобразительному искусству (уроки, лекции, семинары, практикумы и др.), внеучебную воспитательную работу (художественные кружки, классные часы, творческие конкурсы и др.), а также различные формы семейного художественно-эстетического развития детей (знакомство с репродукционным художественным материалом, занятия рисованием, лепкой, декоративным рукоделием, посещение художественных выставок) и самостоятельное образование учащейся молодежи в области искусствознания (чтение книг, журналов, критических статей, просмотр телевизионных передач и фильмов об искусстве, знакомство с художественными экспозициями).
В свете ретроспективных искусствоведческих, культурологических, психологических и педагогических исследований (работы А. В. Бакушинского, Н. Н. Волкова, Ю. М. Лотмана, Б. М. Теплова, В.
А. Сухомлинского, Г. И. Королевой, Б. Т. Лихачева и др.) важная роль в этой системно обусловленной деятельности с учащимися средней и высшей школ отводится музейной работе. Последняя является имманентной частью особой области педагогической теории, методики и практики — музейной педагогики.
В условиях современного общества музейная педагогика обретает все большую актуальность как самостоятельный вид художественной педагогики, осуществляемый в тесной связи с соответствующими учреждениями культуры и искусства. На сегодняшний день сформированы основные принципы, методология, технология и методика данного направления педагогической науки.
Фундаментальные основы и прикладные аспекты современной музейной педагогики освещаются в трудах Н. Н. Волкова [1], Б. В. Емельянова [4], Т. Н. Карачунской [6], О. Л. Некрасовой-Каратеевой [13], Л. В. Пантелеевой [15], С. И. Сотниковой [19], Б. М. Столярова [21] и других ведущих ученых, раскрывающих сущностные и процессуальные стороны этой специфически обусловленной и системно-структурированной (с учетом возрастной периодизации обучаемых) области культурного образования.
С учетом вышесказанного вполне закономерно, что программные документы по изобразительному искусству для средних общеобразовательных учреждений, отвечающие требованиям ФГОСа, предусматривают наличие в них обязательного искусствоведческого компонента, представляющего собой системообразующий фактор музейной педагогики.
Основополагающий принцип системно-деятельностного подхода к художественному развитию личности на каждом возрастном этапе ее становления определяет конкретные образовательные задачи и применение научно обоснованной системы педагогических мер, обусловленных потенциалом музейной педагогики и типологическими психолого-возрастными проявлениями обучаемых.
Из этого следует, что тематическая направленность и уровень сложности предлагаемого для освоения образно-познавательного, теоретического и эмпирического материала должны коррелиро-ваться с когнитивными возможностями и конкретным уровнем развития учащихся.
Так, в младшем школьном возрасте с учетом вышеназванных факторов прежде всего ставятся задачи овладения элементарными понятиями в области изобразительного искусства и первичными навыками анализа художественных произведений.
При этом, согласно научно обоснованным методическим разработкам (А. Д. Алехин, В. А. Гуру-жапов, Т. С. Комарова, В. Б. Розенвассер, Р. М. Чумичева и др.), выбор для восприятия художественных произведений должен отвечать следующим основным критериям:
- реалистический характер изображения;
- простота и ясность композиции;
- визуально близкий, адекватный интересам учащихся образ (сюжет) произведения;
- доступность понимания младшими школьниками содержания произведения;
- эмоциональная привлекательность выразительных средств картины;
- четко определенный характер образов персонажей;
- возможность для описания предметного образа или сюжета картины;
- позитивный эмоциональный пафос произведения.
Тем самым реализуется принцип доступности и развивающей ценности произведений искусства, выступающих формирующим наглядно-образным средством художественного образования учащихся.
Рассмотрение и анализ образного материала должен органично сочетаться с развитием у детей навыков художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости, художественного вкуса, способности переноса полученных знаний законов и приемов изображения в практику собственной творческой деятельности.
В условиях музейного пространства наряду с приобщением к художественным ценностям дети получают возможность заниматься под руководством опытных педагогов дополнительного образования специально организуемыми доступными для них творческими видами работ (оригами, квилинг, торцевание и др.), выходящими за рамки общеобразовательной школьной программы. Это повышает у детей интерес к различным видам изобразительной и декоративной деятельности, позитивно сказывается на совершенствовании полезных личностных качеств и свойств (глазомер, мелкая моторика рук, координация движений, тактильные ощущения, цветовосприятие и др.).
Как показывает опыт работы с детьми младшего школьного возраста (СОШ № 2, 4, 17, 18, 35 г. Улан-Удэ), целеполагающее начальное приобщение обучаемых к области изобразительного искусства, сочетающее познавательные и эмпирические аспекты музейных занятий, эффективно способству-
ет овладению ими базовым комплексом пропедевтических знаний об искусстве, развитию элементарных образных представлений и основных познавательных процессов (произвольное внимание, художественное восприятие, зрительная память, ассоциативное мышление, творческое воображение), о чем свидетельствует положительная динамика роста художественного кругозора и оценки качества продуктов изобразительной деятельности школьников.
Предлагаемая нами инновационная программа музейной работы с учащимися 1-4-х классов включает в свое содержание темы занятий, построенные на образном материале классического и народного искусства, в том числе с первых шагов приобщения к художественным ценностям детям даются первичные сведения об искусстве родного края.
Приведем содержание основных тематических блоков музейных занятий с учащимися начальной школы.
• «Азбука изобразительного искусства»:
- «Учимся смотреть и видеть. Из чего состоит образ в картине?»;
- «Что такое графика?»;
- «Скульптура — искусство объемных форм»;
- «Прекрасного много в узоре простом...».
• «В мире художественных образов»:
- «Учись читать написанное кистью»;
- «Природа на полотнах живописцев»;
- «Натюрморт — тихий мир вещей»;
- «Портрет: эмоция и характер».
• «Красота и польза декоративно-прикладного искусства»:
- «Декоративная роспись»;
- «Резьба по дереву»;
- «Бурятский народный костюм»;
- «Искусство мастеров-ювелиров»;
- «Бурятские гобелены».
• «Мир детства в творчестве мастеров живописи»:
- «Детство в прошлом и настоящем»;
- «Зимние забавы детей»;
- «Летние каникулы»;
- «Сельские заботы детей»;
- «Дети в городе».
Интерактивные технологии приобщения личности к искусству, положенные в основу музейной педагогики, определяют методические особенности проведения занятий.
Методика работы с учащимися младшего школьного возраста включает педагогически управляемое восприятие и элементарный анализ художественных произведений с использованием методов сравнения, сопоставления, описания предлагаемого наглядно-образного материала. При этом решаются задачи развития у детей основ метапредметного мышления и креативных способностей, обеспечивающих формирование первичного уровня универсальных учебных действий в области искусствознания.
Рассматривая каждый объект искусства с точки зрения его содержания и формы, реализуемая методика развивающего обучения предполагает расширенное, ассоциативное восприятие наглядных образов. Наряду с художественным способом их воплощения педагог обращает внимание детей на естественные стороны изображенной действительности (природной, бытовой, культурной и др.), применяя приемы детерминирования познавательного процесса материалом межпредметных связей.
С целью обогащения эмоционального фона и усиления эстетического эффекта от восприятия произведений живописи данный процесс по мере необходимости оснащается музыкальным сопровождением. В процессе беседы в качестве приемов активизации и закрепления материала смежных учебных дисциплин школьникам предлагается прочитать ранее изученные стихи, привести образцы устного фольклора, созвучные изображенным на полотне образам и сюжетам. Тем самым осуществляется комплексный интегрированный подход к освоению содержания и выразительных средств искусства.
Начиная с 4-го года обучения, школьникам предлагается написать сочинение по картинам и выполнить письменные работы, связанные с отражением личных впечатлений, полученных от музейных мероприятий. Такая доступная для детей форма самостоятельной работы позволяет осуществлять
контроль за динамикой развития учащихся и дает объективную оценку результатов методической деятельности педагога с целью корректировки и совершенствования содержания, организации и методов работы с младшеклассниками.
Художественно-образовательная деятельность с использованием методов музейной педагогики находит продолжение в среднем звене школьного обучения. Она сопровождается последовательным усложнением материала искусства и в большей степени акцентирована на технологической стороне исполнения произведений живописи, графики, скульптуры.
Приобретенные знания и наглядные представления претворяются в рисунках, скульптурах, декоративных композициях учащихся, выполняемых на уроках изобразительного искусства и вне учебных занятий.
Формирование необходимой системы образных, материаловедческих и технических знаний происходит в процессе освоения следующих тематических разделов программы:
• «Язык искусства. Учись читать написанное кистью»:
- «Законы искусства и красоты»;
- «Как создается картина: материалы и технологии масляной живописи»;
- «Как писать акварелью: материалы и технологии «водной» живописи»;
- «Пастель: техника и материалы».
• «Образы графики»:
- «Рисунок и эстамп»;
- «Изображение и выражение: линия, штрих, пятно»;
- «Слагаемые образа (форма, цвет, тон, контраст, нюанс)»;
- «Авторский почерк: стиль и манера».
• «Жанровая живопись: виды и особенности»:
- «Многоликий быт людей»;
- «История на полотнах живописцев»;
- «В мире сказок, эпосов и мифов»;
- «На полях сражений: герои и подвиги»;
- «Мир животных в картинной раме»;
- «Интерьер в живописи».
• «Скульптура: виды и образы»:
- «Бюст. Фигура. Группа»;
- «Рельеф — скульптура на плоскости»;
- «Мелкая пластика — скульптура малых форм»;
- «Выразительные средства пластического искусства».
Как известно, у основной массы школьников подросткового возраста наблюдается снижение интереса к изобразительному искусству в целом и к изобразительной деятельности в частности (исследования А. А. Журкина, В. В. Корешкова, С. П. Ломова, А. Н. Малюкова, Л. А. Сатаровой и др.). Поэтому в данный возрастной период особо востребованной становится художественно-творческая работа, активированная средствами музейной педагогики.
В связи с этим следует отметить, что, согласно педагогическим наблюдениям, у обучаемых, включенных в процесс регулярного общения с искусством, напротив, отмечается повышение интереса к художественному творчеству в сравнении со сверстниками, завершившими школьный курс обучения изобразительному искусству (7-й класс). В значительной степени это объясняется эффективностью научно обоснованных технологий музейной педагогики.
Особенно заметно различие в уровне искусствоведческих знаний и широте художественного кругозора на примере учащихся, посещающих «Школу юного искусствоведа», действующую при Художественном музее им. Ц. С. Сампилова.
Для работы с учениками старшего школьного возраста разработана развивающая образовательная программа, темы занятий которой главным образом связаны с познанием искусства родного края. Примером тому могут служить следующие программно-тематические блоки:
• «Живописная летопись Бурятии»:
- «Путешествие в прошлое родного края»;
- «Быт и труд людей республики»;
- «Народные праздники Бурятии»;
- «Современная Бурятия в картинах художников».
• «Мастерство скульптора»:
- «Как работает скульптор: материалы, инструменты, творческие технологии»;
- «Великие мастера скульптуры»;
- «Образы народной скульптуры»;
- «Современная скульптура Бурятии: традиции и национальные особенности».
• «Декоративные традиции нашего края»:
- «Искусство бурятской торевтики»;
- «Ювелирные шедевры Бурятии»;
- «Бурятский художественный текстиль»;
- «Домовая роспись семейских».
• «Архитектура родного края»:
- «Кочевая и храмовая архитектура Бурятии»;
- «Эстетика и семантика традиционного бурятского жилища»;
- «Народная архитектура семейских»;
- «Резное кружево Верхнеудинска».
В практике художественно-педагогической работы с учениками данной возрастной группы применяются более сложные виды и формы занятий, требующие от них проявления самостоятельности, когнитивных и эвристических способностей — обзорные и тематические экскурсии, беседы, лекции, круглые столы, дискуссии. Также имеют место исследовательские задания, разработка творческих проектов, написание эссе, рефератов, подготовка докладов по различным аспектам искусствознания.
В качестве заданий для самостоятельных научно-творческих изысканий старшеклассникам предлагается исследование малоизученных вопросов искусства, связанных с анализом отдельных художественных произведений («Портретные образы в живописи В. Л. Боровиковского»), раскрытием особенностей развития искусства в определенную историческую эпоху («Сибирское барокко в архитектуре Верхнеудинска»), рассмотрением персонального творчества современных художников Бурятии («Флорентийская мозаика в творчестве Юрия Мандаганова»).
Художественно-педагогическая работа на основе использования современных музейных образовательных технологий находит последовательное продолжение в условиях профессионального вузовского обучения. Так, возможности музейной педагогики активно реализуются в практике осуществляемой нами образовательной деятельности со студентами очной и заочной форм обучения Педагогического института Бурятского государственного университета в рамках учебных программ по предметам «История искусств» (отделение «Профессиональное обучение (Дизайн)») и «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» (отделение «Педагогика и методика начального образования»). При этом на уровне профессиональной подготовки специалистов педагогического профиля, чья будущая деятельность предполагает необходимость осуществления художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, широкий потенциал музейной педагогики используется более интенсивно и целенаправленно с учетом будущей профессии обучаемых.
Основной формой музейно-педагогической работы со студентами являются учебно-тематические экскурсии (обзорные, дифференцированные), имеющие целью изучение определенного раздела программы или конкретного предметного материала в соответствии с содержанием учебного плана высшей школы и компетентностными требованиями ФГОСа.
Методика работы в музейных условиях с использованием оригинальных образов искусства обеспечивает возможность более углубленно раскрыть конкретную тематику или осветить проблему, требующую одновременного включения в методический контент занятия серии художественных произведений.
Преимущество музейных занятий, обусловленных спецификой их методики и организации, в сравнении с аудиторной формой освоения искусства, находит убедительное обоснование в ряде научно-методических трудов известных педагогов, психологов, искусствоведов — В. В. Ванслова, Н. В. Краснова, Г. Н. Кудиной, Э. В. Кузнецовой, А. А. Мелик-Пашаева, З. Н. Новлянской, О. М. Туберов-ской и др., что подтверждается многолетней практикой нашей учебно-методической деятельности.
Лишь в условиях непосредственного общения с подлинниками произведений возможно полноценное развитие художественного восприятия как особого вида познавательного процесса, входящего в структуру творческих способностей личности.
Раскрытие определенной темы учебной программы в особой духовной атмосфере музейного пространства, насыщенного артефактами искусства, фокусирует внимание реципиентов, создает особый эмоциональный настрой на восприятие образов живописи, графики, скульптуры, а методика инклюзивного познания художественных ценностей способствует пониманию тонкостей выразительных средств, материалов, творческих приемов, применяемых авторами.
Регулярно проводимые в рамках воспитательной системы Педагогического института «Недели эстетического воспитания» дают возможность использовать метод погружения в область искусства, что обеспечивает эффект более тесного интерактивного общения студентов с многофакторной и полифункциональной художественной средой. Так, в период «Недели эстетического воспитания» методическая парадигма строится на основе многоплановых музейных мероприятий (серийное посещение художественных выставок; организация встреч с художниками, искусствоведами, мастерами народного искусства; участие в мастер-классах; просмотр видеофильмов о творчестве классиков национального искусства и современных художников Бурятии) с учетом конкретных организационных форм занятий, их целей и задач в контексте общей художественно-педагогической системы.
Экскурсионная деятельность со студентами в течение последнего учебного года включала знакомство с целым рядом персональных и коллективных художественных выставок, проводимых в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова, Музее истории города Улан-Удэ, выставочном зале Союза художников Бурятии, в том числе:
- ежегодная традиционная выставка «Осенний вернисаж», организованная Союзом художников Бурятии;
- персональная выставка заслуженного художника России, лауреата премии «Новые имена», доцента Леонида Семенова «Город на Селенге», отражающая явления прошлого и современности столицы Бурятии (бывший Верхнеудинск);
- юбилейная персональная выставка живописца Натальи Улзытуевой «Мир. Взгляд. Рефлексия», концептуальную основу которой составили визуальные образы, географическая протяженность которых простирается от самобытных мотивов Бурятии до урбанистических видов Парижа;
- юбилейная персональная выставки заслуженного художника России Иннокентия Налабардина, посвященная 80-летию автора;
- юбилейная ретроспективная художественная выставка «Светлана Ринчинова и ученики: гобелен, войлок, батик», посвященная 75-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности народного художника России, профессора, изобретателя С. П. Ринчиновой;
- традиционная художественная выставка, посвященная бурятскому национальному празднику Сагаалган (Белый месяц);
- персональная выставка живописи и графики Валерия Николюка «Спасо-Преображенскому Посольскому монастырю посвящается», приуроченная к 60-летию автора;
- весенний вернисаж «Женщина у Байкала», состоящий из творческих работ женщин-художниц Байкальского региона (Л. С. Воронцова, Т. Ц. Дашиева, А. С. Дугарова, Л. И. Нохоева, В. А. Поспелова и др.);
- ежегодная выставка-конкурс работников образования города Улан-Удэ «Апрельский вернисаж»;
- юбилейная республиканская художественная выставка, посвященная 80-летию создания Союза художников Бурятии и 90-й годовщине образования Бурят-Монгольской АССР (ныне Республика Бурятия);
- отчетная выставка участников интернационального пленэра на Байкале, проведенного в рамках международного творческого проекта «Мост искусств»;
- республиканская художественная выставка «Музыка весны», организованная Союзом художников Бурятии;
- персональная выставка заслуженного художника России, Героя Советского Союза Георгия Москалева «Великой Победе посвящается...»;
- коллективная выставка членов Союза художников Бурятии «Мой город».
Стоит отметить, что в организации музейно-педагогической деятельности большую роль играет сотрудничество с научно-методическим центром и просветительским отделом Национального музея Республики Бурятия. К тому же к проведению научно-просветительских, памятных и дискуссионных мероприятий привлекаются ведущие ученые и специалисты в области искусствознания. Так, под руководством заслуженного деятеля искусств России, кандидата искусствоведения, почетного академика Российской академии художеств И. И. Соктоевой проведен круглый стол на тему «Диалоги об ис-
кусстве». На нем обсуждались такие актуальные вопросы, как «Современное искусство: великий мыльный пузырь» и «Победа рынка над искусством». В дискуссионном разговоре приняли участие музейные работники, члены Союза художников Бурятии, журналисты, студенты разных вузов столицы республики.
Большой интерес у студенческой аудитории вызвало обсуждение проблемы современных реставрационных технологий, проведенное в форме пресс-конференции на тему «Возвращенный шедевр» (на примере картины И. К. Айвазовского «Пейзаж» (1865 г.)). Важное культурно-образовательное значение имело участие студентов в тематической конференции, посвященной мемориальной дате — 75-летию бурятского скульптора, заслуженного художника РФ, лауреата Государственной премии РБ Г. Г. Васильева, также проведенной на базе Национального музея РБ.
В последнее время организованы творческие встречи студентов очного и заочного отделений Педагогического института с ведущими мастерами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Бурятии:
■ народным художником РБ Валентином Архиповым;
■ заслуженным художником РФ Иннокентием Налабардиным;
■ заслуженным художником РФ, лауреатом Государственной премии РБ Доржи Пурбуевым;
■ заслуженным художником РФ, лауреатом Государственной премии РБ Бальжинимой Доржие-вым;
■ заслуженным художником РБ Владимиром Поспеловым;
■ живописцем Валерием Николюком;
■ живописцем Викторией Рабжаевой;
■ живописцем Александром Капустиным;
■ народным художником РБ, лауреатом Государственной премии РБ, ювелиром Булатом Жамба-ловым;
■ народным мастером, ювелиром Владимиром Русских;
■ народным мастером гобеленного ткачества Татьяной Дашиевой.
Помимо экскурсионно-просветительской работы на базе Художественного музея им. Ц. С. Сампилова, обладающего наиболее значительным фондом классического и современного искусства и существенным потенциалом художественно-развивающих средств, активная работа ведется на экспозиционной основе других музейных учреждений — Музея истории г. Улан-Удэ, Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова, Музея природы Бурятии, Геологического музея, где периодически проводятся смотры самодеятельного и детского творчества, организуются художественные конкурсы и мастер-классы, устраиваются персональные выставки профессиональных художников, вернисажи ювелирного искусства, демонстрируются произведения, выполненные из природных поделочных минералов (флорентийская мозаика, мелкая пластика, картины из каменной крошки).
Как показывает опыт, продуктивной формой закрепления образовательного материала в работе с субъектами всех возрастных категорий является отражение знаний и впечатлений об искусстве, полученных в процессе экскурсионных и коммуникативных мероприятий посредством выполнения письменных работ — сочинений, эссе, рефератов. Методическое руководство их написанием также входит в компетентностную сферу музейной педагогики. Данный аспект рефлексивной творческо-аналитической деятельности рассматривается в ряде методических источников (работы В. И. Воробьевой, С. К. Тивиковой, Л. Л. Страховой и др.), рекомендуемых для использования в условиях начального, основного, среднего общего образования, а также в процессе вузовского обучения.
В практике работы со студентами наиболее емкой аналитической формой самовыражения следует считать эссе. Характерным способом исследования в них является обобщение личного опыта и рассуждение о формальных поисках, смысловых, нравственных и эстетических посылах классического культурного наследия, о проблемах и путях развития современного искусства, завершаемые собственными выводами и аргументированными суждениями о предмете описания.
Большое влияние на художественное развитие будущих педагогов оказывает участие в ставшей уже традиционной «Ночи в музее». Здесь посетители вовлекаются в интерактивное общение с музейными работниками, другими носителями и созидателями художественной культуры республики, становятся участниками специально подготовленных массовых познавательно-развлекательных шоу, необычных перфомансов, мастер-классов; знакомятся с творчеством художников-неформалов, представляющих альтернативные направления по отношению к состоявшимся, общественно признанным трендам в искусстве.
Все это не только разносторонне обогащает духовный мир студентов, формирует их ценностные ориентации, дает заряд творческой энергии, содействует генерации креативных замыслов, но и способствует накоплению опыта проведения подобных мероприятий в условиях образовательных систем школ, гимназий, лицеев и колледжей республики.
Таким образом, духовная, когнитивная и творческая эволюция личности, осуществляемая под влиянием многообразного мира искусства на основе системно-деятельностного подхода средствами музейной педагогики, является закономерным результатом целенаправленной работы в едином русле, объединяющем деятельность обучаемых, педагогов, музейных работников и деятелей искусства.
Выступая действенным фактором оптимизации художественно-творческого развития личности наряду с традиционными образовательными технологиями, формирующий потенциал музейной педагогики требует дальнейшего его исследования и эффективного, дифференцированного использования в целях совершенствования системы художественно-педагогической работы в условиях современной общеобразовательной и высшей школы.
Литература
1. Королева Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. — 183 с.
2. Музейная педагогика: из опыта методической работы / под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: Сфера,
2006. — 416 с.
3. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2005. — 207 с.
4. Пазников О. И., Боркина Н. В. Искусство Бурятии в формировании культуры личности. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. — 176 с.: ил.
5. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / отв. ред. М. Ю. Юхневич. — М.: Академический проект; РИК, 2006. — 176 с.
6. Сотникова С. И. Музеология: пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2004. — 192 с.
7. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учеб. пособие. — СПб.,
2007. — 340 с.: ил.
References
1. Koroleva G. I., Petrova G. A. Sistema esteticheskoipodgotovki studentov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [The System of Students' Esthetic Training in Higher Educational Establishments]. Kazan: Kazan State University, 1984. 183 p.
2. Muzeinaya pedagogika: iz opyta metodicheskoi raboty [Museum Education: From the Experience of Methodical Work]. Moscow: Sfera Publ., 2006. 416 p.
3. Nekrasova-Karateeva O. L. Detskoe tvorchestvo v muzee [Children's Creativity in Museum]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 2005. 207 p.
4. Paznikov O. I., Borkina N. V. Iskusstvo Buryatii v formirovanii kul'tury lichnosti [Art of Buryatia in Formation of Personal Culture]. Ulan-Ude: Buryat State University, 2013. 176 p.
5. Rebenok v muzee: novye vektory detskogo muzeinogo dvizheniya [A Child in Museum: New Vectors of Children's Museum Movement]. Moscow: Akademicheskii proekt; RIK Publ., 2006. 176 p.
6. Sotnikova S. I. Muzeologiya [Museology]. Moscow: Drofa Publ., 2004. 192 p.
7. Stolyarov B. A. Muzei v prostranstve khudozhestvennoi kul'tury i obrazovaniya [Museum in Artistic Culture and Education]. St Petersburg, 2007. 340 p.