Научная статья на тему 'Регионализм: новая социально-экономическая реальность и новая региональная политика'

Регионализм: новая социально-экономическая реальность и новая региональная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глобализация / экономический регионализм / регионы нового типа / Городские агломерации / globalization / economic regionalism / regions of a new type / city agglomerations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камаев Роман Александрович

Регион анализируется как экономическая единица. Рассматривается становление на глобальном и национальном уровнях новой социально-экономической реальности - регионализма. Обосновывается необходимость выстраивания национальной экономики как экономики регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The region is analyzed as an economic unit. The formation at the global and national levels of a new social and economic reality regionalism is considered. The necessity of building national economy as regional economy is grounded.

Текст научной работы на тему «Регионализм: новая социально-экономическая реальность и новая региональная политика»

ности граждан, а с другой - являются сформированными историко-политичес-кими традициями восприятия культурного плюрализма.

Библиографический список

1. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.

2. Мокин К. С. Стратегии интеграции этнических миграционных сообществ. Саратов, 2006.

3. Мокин К.С. Анализ миграционных историй (на примере армян Саратовской области) // Социс. 2007. № 2.

4. Жогин Б.Г., Маслова Т.Ф., Шаповалов В.К. Интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. Ставрополь, 2002.

5. Гиценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М., 2002.

6. Попков В.Д. Функция диаспорных общин в кросскультурном взаимодействии: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2003.

7. КузнецовИ.М., Мукомелъ В.И. Адаптационные возможности и сетевые связи мигрантских этнических меньшинств. М., 2006.

8. Мокин К.С. Этнокультурная ситуация в Приволжском федеральном округе // Российская нация. Становление и этнокультурное многообразие / под ред. В. Тишкова. М., 2008.

9. Мокин К.С. Этнокультурная динамика в Саратовской области // Этнокультурный облик России: перепись 2002 года / под ред. В. Тишкова. М., 2007.

10. Мукомелъ В.И. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) // Социс. 2008. № 6.

11. Буржо Андре. Счастливым народам этносы не нужны // Этнопанорама. 2005. № 3/4.

12. Kimlicka W. Multicultural Citizenship. A Liberal Theory of Minority Right. Cambridge, 1995.

R.A. Kamaev

Regionalism: the New Social

and Economic Reality

and the New Regional Policy

The region is analyzed as an economic unit. The formation at the global and national levels of a new social and economic reality - regionalism - is considered. The necessity of building national economy as regional economy is grounded.

Key words and words combinations: globalization, economic regionalism, regions of a new type, city agglomerations.

Регион анализируется как экономическая единица. Рассматривается становление на глобальном и национальном уровнях новой социально-экономической реальности - регионализма. Обосновывается необходимость выстраивания национальной экономики как экономики регионов.

Ключевые слова и словосочетания: глобализация, экономический регионализм, регионы нового типа, городские агломерации.

УДК 332.1:338.24 ББК 65.04:65.050

P.A. Камаев

РЕГИОНАЛИЗМ:

НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ

И НОВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА

I лобапизация, обязанная в основном компьютерным информационно-коммуникационным технологиям, развернула противоречивые процессы формирования конвергентного и дивергентного мирового социально-экономического пространства. Одновременно происходят процессы и интеграции и регионапизации мирового общества.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 41

В содержание понятия «регион» закладывается различающийся масштаб подразумеваемой территории. Регионом может считаться страна или группы / альянсы стран (например, Америка, Юго-Восточная Азия, Европейский Союз) -в этом случае речь идет о «глобальных» регионах. «Национальными» регионами обычно считают внутригосударственные территории. В процессе глобализации и глобальные и национальные регионы обретают новый статус, определяющийся, скорее, как положение значимых элементов единого (глобального или национального) социально-экономического механизма.

Зарубежные исследователи подтверждают значение региона в современной экономике в качестве локомотива экономического развития и фактора наращивания экономикой инновационного и передового информационно-технологического потенциала. Отмечается значительно возросший научный интерес к разработке региональных стратегий социально-экономического развития по методологии «нового регионализма» [1, с. 190-197; 2, с. 115-127]. В научном словаре уже закреплены понятия, отражающие феномен глобальной и национальной регионализации - «системная регионалистика», «новый регионализм», «экономический регионализм», «экономический федерализм» [3, с. 23-24; 4, с. 13-21; 5, с. 397]. Как результат аналитического осмысления феномена регионализации возникло новое и приоритетное направление государственной социально-экономической политики - политика территориального (регионального) развития. В ее рамках регион страны рассматривается не просто в качестве части национальной территории, но как целостная (системная) социально-экономическая «единица», делающая национальную экономику уже не только и даже не столько традиционной экономикой предприятий и отраслей, сколько экономикой регионов.

Может показаться парадоксальным, что экономический регионализм как политику нецентрализованного - «горизонтального», то есть действующего от частей (регионов) к целому - выстраивания национальной экономики актуализировала глобализация с ее мощной объединительной тенденцией. Однако никакого противоречия нет, поскольку сама глобализация представляет собой нецентрализованный объединительный процесс. Все части формирующегося глобального социально-экономического пространства, сохраняя свой суверенитет, находятся между собой в «горизонтальных» отношениях добровольного равноправного партнерства. К этому они принуждаются не друг другом, но именно глобализацией вследствие выполнения единых ее требований.

Глобальная экономика представляет собой не централизованную экономику, но глобальную совокупность экономик регионов (национальных экономик и их региональных альянсов вроде ЕС). Точно так же национальная экономика в условиях глобализации вынуждена внутри себя выполнять курс на регионализацию, становясь экономикой регионов. Экономическая регионализация, совершающаяся в глобальном ли масштабе или внутри страны, сопровождается децентрализацией управления, перемещением управленческой ответственности «на места». Центральное же правительство ставит общенациональные стратегические цели и координирует работу территориального управления по их достижению. Управленческий и экономический регионализм стал адекватным отве-

42 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

том государства на «разъединительные» вызовы глобализации вроде роста социально-экономического неравенства и сепаратизма территорий, усиления культурных напряжений [6-8].

Для России наполнение формального федерализма (регионализма) реальным содержанием, что позволит реально развивать и выравнивать экономику российских регионов, более чем актуально. Рейтинг страны по подавляющему большинству важных интегральных социально-экономических показателей (ожидаемой конкурентоспособности, качеству жизни, экономической свободе) -недостойно низкий. Российские исследователи констатируют, что «если и далее игнорировать необходимость упрочения экономических основ федерализма, то следует быть готовыми к углублению тенденции подмены общенационального экономического интереса интересами отдельных национально-региональных групп и кланов» [9, с. 16]. Приведенный прогноз делался в конце XX века, но, к сожалению, сохраняет свою актуальность, поскольку и в 2011 г. в Российской Федерации отсутствуют реальный федерализм и, как следствие, политика экономического регионализма.

Разумеется, в России осуществляется политика федерального центра в отношении регионов (субъектов Федерации), но речь идет именно о регионализме как новой методологии регионального развития, спрос на которую создала глобализация. В отличие от России, экономически лидирующие страны в настоящее время демонстрируют основанную на методологии экономического регионализма политику территориального (регионального) развития. Она предусматривает создание структурных условий для появления и устойчивого действия трех взаимосвязанных факторов роста и конкурентоспособности национальной экономики: региона как эффективного экономического субъекта - нового «центра тяжести» национальной экономики (наряду с предприятием и отраслью); развитой инновационной инфраструктуры национальной экономики; развитой информационной инфраструктуры национальной экономики (на базе компьютерных информационно-коммуникационных технологий).

Глобальную экономику сегодня представляют новые корпоративные формы -транснациональные корпорации холдингового типа, а также «новые регионы» в виде, например, территорий, получивших научные определения «мировых городов», «супергородов», «информационных городов», «глобальных городов» [10-11]. Это глобальные регионы нового типа, возникающие и внутри стран, создавая феномен национальной экономики регионов. «Регионы нового типа» потому и заслуживают свое название, что являются «точками роста» социально-экономической системы в новых условиях. Однако сегодня не все регионы даже стран, являющихся экономическими лидерами, стали в одночасье «новыми».

Согласно экспертному выводу региональный рост в современных условиях обеспечивается ядром из факторов инноваций, инфраструктуры и человеческого капитала. При этом, если факторы инноваций и человеческого капитала каждый в отдельности положительно влияют на региональный рост, то фактор инфраструктуры оказывает подобное влияние лишь в совокупности с факторами инноваций и человеческого капитала [12]. Это означает, что инфраструктура региона нового типа, базовым (интегрирующим) элементом которой высту-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

пают компьютерные технологии коммуникации и управления, должна быть обеспечением именно инновационного социально-экономического развития. В свою очередь, механизм инновационного социально-экономического развития включает в себя в качестве обязательного элемента устойчивое воспроизводство человеческого капитала. Таким образом, если инфраструктура, даже функционирующая на базе компьютерных технологий коммуникации и управления, не будет работать на инновационное развитие, то и не состоится рождение регионов нового типа.

Иными словами, никакое национальное инновационное социально-экономическое развитие невозможно без формирования соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое воспроизводство человеческого капитала через демократичные (массово доступные) и качественные системы образования, здравоохранения, а также формирование рынка труда, на котором высококвалифицированный труд ценится гораздо выше труда неквалифицированного и малоквалифицированного. Отсюда чрезвычайная важность инфраструктуры, связанной с компьютерными технологиями коммуникации и механизмами инновационного развития. Формирование такой инфраструктуры и есть строительство экономики регионов - переход к управлению территориальным развитием по методологии экономического регионализма.

Создание инфраструктуры регионов нового типа - прямая задача государства, решаемая в ходе государственного управления посредством законодательства и управления государственной собственностью. Само по себе управление представляет ключевой инфраструктурный элемент, если рассматривать инфраструктуру с точки зрения ее главной функции - обеспечения работы общественного механизма. Вот почему управление государственной собственностью в принципе решает инфраструктурную задачу. Просто в современных условиях эта задача конкретизирована как задача формирования инфраструктуры инновационного социально-экономического развития.

Современные экономические исследования демонстрируют зависимость роста ВВП от развития инфраструктуры. Создание инфраструктуры инновационного развития идет рука об руку с тенденцией агломерации (уплотнения населения) в таких возникающих мировых регионах нового типа, как глобальные города, сосредоточившие у себя то, что называют сегодня «сетевой экономикой», с ее главными субъектами - транснациональными корпорациями.

«Сетевая экономика» - это довольно точное определение глобальной экономики как экономики регионов, где регионами и выступают глобальные города. В мегаполисах как центрах знания сконцентрирована мировая деятельность по исследованиям и разработкам в рамках генераторов инновационного развития R&D; сосредоточен человеческий капитал, а также капитал оборудования, зданий, инфраструктурных объектов, в том числе транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. Глобальные города образуют глобальную урбанистическую сеть, существующую де-факто, но не де-юре, не носящую институционального характера и формируемую сферой высокотехнологичных услуг - финансовых, управленческих, консультативных, туристических, культурных. Все эти услуги высокотехнологичны.

44 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

В России подобных регионов нового типа - городских агломераций - всего два: это агломерации Москвы (с ближайшими пригородами - около 13 миллионов человек) и Санкт-Петербурга (с населением примерно 5 миллионов), причем агломерация Санкт-Петербурга меньше, чем должна быть, учитывая размеры страны. Дефицит в современной России регионов нового типа - городских агломераций - является следствием советской политики искусственного сдерживания роста крупных городов. В России 1970-1980-х годов формировались городские агломерации, однако их опыт не представляет ценности с точки зрения новой экономической и социальной реальности. В настоящее время на эту проблему накладывается проблема высокой естественной убыли российского населения в регионах, где проживает 70% россиян.

Между тем городские агломерации как субъекты национальной экономики регионов России необходимы: они за счет передовой инфраструктуры осуществляют «концентрацию» национальной экономики, особенно актуальную для страны с ее безбрежной территорией. От государства требуется вкладывать ресурсы именно в инфраструктурные проекты. Развитие в стране передовой инфраструктуры естественным образом активизирует экономическую интеграцию, которая в настоящее время тормозится не только плохой инфраструктурой, но и административными барьерами, ограничивающими экономическую свободу.

Все попытки «административной (искусственной) агломерации» ни к чему не приведут. Необходимы масштабные инвестиции в инфраструктуру и создание нормальных условий для бизнеса - и агломерационный («стягивающий» национальную экономику) эффект не заставит себя ждать. Следует подчеркнуть, что складывающиеся естественным (неадминистративным) путем в настоящее время в мире городские агломерации - центры постиндустриальной экономики и механизмы управления строительством таких агломераций лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий. Формирование мегаполисов именно как городских агломераций - регионов нового типа в условиях глобализации, считают исследователи, повышает уровень жизни в соответствующих странах, укрепляя горизонтальные (партнерские) отношения между центральным правительством и региональным управлением [13-19].

Суть регионов нового типа, в составе глобальной или национальной экономики, - наличие у них мотивации к саморазвитию и взаимной конкуренции. Для регионов в составе национальной экономики такая мотивация создается новой региональной политикой, стимулирующей региональное развитие не дотациями и трансфертами от центрального правительства, а мобилизацией внутренних активов региона, прежде всего актива рыночных механизмов, способных выявить региональные конкурентные преимущества. Этому и служит экономический регионализм, преодолевающий традиционную дихотомию «центр - периферия».

Подобное изменение парадигмы управления региональным развитием (см. таблицу) особенно актуально для России, где советская традиция «центрального командования» регионами не ушла и в условиях рыночных перемен, когда территориальное развитие стало основываться на концентрации средств на фе-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 45

деральном уровне и последующем выделении трансфертов для регионов из федеральных фондов.

Изменение парадигмы региональной политики**

Старая парадигма Новая парадигма

Признание проблемы Региональное неравенство до- Нехватка региональной конку-

ходов, инфраструктурное обес- рентоспособности, недогру-

печение и занятость женный региональный потенциал

Цели Равенство через сбалансиро- Конкурентоспособность

ванное региональное развитие и справедливость

Рамочная политика Реагирование на проблему Способствование активизации

(общие рамки поли- серьезного отставания регионов недоиспользованного регио-

тики) нального потенциала через региональное планирование (опережающая активизация)

Стратегии. Область Секторальный подход с огра- Интегрированные и всесторон-

действия ниченным числом секторов ние проекты развития в рамках более широкой политики

Пространственная Направленность на отстающие Направленность на все регионы

ориентация регионы

Единица воздействия Административная сфера Функциональная сфера

Временной охват Краткосрочная Долгосрочная

Подход Единообразный (унифициро- Основанный на местной специ-

ванный) фике

Нацеленность Внешние инвестиции и тра- Внутренние местные активы

сферты и знания

Инструменты Перераспределение и субсидии Смешанное инвестирование

отстающим регионам (часто в материальные и нематериаль-

в отношении индивидуальных - ные активы (бизнес-среда, ры-

частных - фирм) нок труда, инфраструктура)

Субъекты Центральное правительство Различные уровни правительства; принимающие решения общественные, частные и некоммерческие структуры

** Составлено по материалам ОЭСР [21].

Недостатки планирования территориального развития из центра очевидны. Центральное правительство, приспосабливая регионы для служения общенациональным целям, игнорирует собственно региональные нужды - интересы людей, проживающих на разных географически, климатически и в ресурсном отношении территориях. При этом не принимаются во внимание специфические для каждого региона внутренние ресурсы его развития, отчего страдает национальное развитие в целом [20, с. 84].

46 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Необходимость стратегического территориального планирования, которое способно осуществлять лишь центральное правительство (в России - федеральный центр), очевидна. Региональное управление должно думать о мобилизации внутренних ресурсов развития своего региона, а не о задачах общенационального развития. Вместе с тем, когда возврат к прежней редакции принципа «центр -периферия» невозможен, регионы не должны утратить общенациональные ориентиры в государственной экономике, поэтому в условиях глобализации, активизировавшей регионы внутри стран в качестве самостоятельных субъектов социально-экономического развития, и понадобилась новая - партнерская - парадигма взаимоотношений центрального правительства и регионов.

1. Thomas K. Creating regional cultures of innovation? The regional innovation strategies in England and Scotland // Policy review section.

2. Hicks D., Nivin S. Beyond globalization: localized returns to IT infrastructure investments // Regional studies. 2000. Vol. 34, № 2.

3. Лексин B.H. К методологии исследования и регулирования процессов территориального развития // Регион: экономика и социология. 2009. № 3.

4. Федерализм и региональные отношения. (Опыт России и Западной Европы). М., 1999.

5. Экономический механизм федеративных отношений / под ред. С.Д. Валентея. М., 1995.

6. Ларина Н.И., Киселъников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики / НГАЭ и У. М., 1998.

7. Regional policies in Germany / OECD. Paris, 1989.

8. Wadly D. Restructuring the regions: Analysis, policy model and prognosis / OECD. Paris, 1986.

9. Проблемы и перспективы развития российского федерализма: мат-лы науч.-практ. конф. / Совет Федерации Федерального Собрания РФ. М., 1998.

10. Friedmann J., Wolff G. World city formation: An agenda for research and action // International Journal of Urban and Regional Research. 1982. № 3.

11. Stren R. The Studies of cities: Popular perceptions, academic disciplines, and emerging agendas // Preparing for the urban future: Global pressure and local forces. Wash., 1996.

12. Garcilazo E. Improving productivity in lagging regions. Regional development policy division // Public governance and territorial development directorate. Paradigm Shift in regional policies. 2010. 28 June; URL: http://www.oecd.org/dataoecd/29/58/45558626.pdf

13. Зубаревич Н. Агломерационный эффект или административный угар? // Российское экспертное обозрение. 2007. № 4/5.

14. Бозе Э. Городская агломерация: старое название - новое содержание // Российское экспертное обозрение. 2007. № 4/5.

15. Лаппо Г. Городские агломерации СССР - России: особенности динамики в XX веке // Российское экспертное обозрение. 2007. № 4/5.

16. Taylor P.J. World city network. A global urban analysis. L., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Артоболевский С. Меняю одну агломерацию на два кластера в разных экономических районах // Российское экспертное обозрение. 2007. № 4/5.

18. Метелева Е. Новые представления о городе в условиях глобализации // Федерализм. 2010. № 3.

19. Globalisation and regional economies: Can OECD regions compete in global industries? // OECD. P., 2007.

20. Никифоров Л., Кузнецова Т. Схемы территориального планирования в управлении комплексным развитием территории // Федерализм. 2009. № 2.

21. Global Crises - Regional Responses: мат-лы Форума, Франция, 2009. URL: www.oecd.org/ regional/forum2009

Библиографический список

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.