Самарский государственный экономический университет
443090, РФ, г. Самара, ул. Советской Армии, 141 Контактный телефон: (846) 933-87-78 e-mail: [email protected]
Доктор экономических наук, профессор, ректор
ХАСАЕВ Габибулла Рабаданович
БОЛГОВА Елена Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте
Самарский государственный университет путей сообщения
443066, РФ, г. Самара, Первый Безымянный пер., 18 Контактный телефон: (846) 255-68-41 e-mail: [email protected]
Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов
Обосновывается значимость регионализации высшего образования в инновационном развитии экономики российских регионов. Анализируются предпосылки, оценивается мировой опыт, предлагаются инструменты формирования этого тренда в условиях кластеризации региональной экономики и сложившихся тенденций развития системы высшего образования Российской Федерации.
JEL classification: Р25
Ключевые слова: экономическое развитие; инновационный сценарий; регион; высшее образование; тенденция.
Современная парадигма экономического развития российских регионов предъявляет новые требования к компетенциям населения, сумма которых должна актуализировать инновационный сценарий, а содержание должно включать знания о динамичных внешних условиях, навыки работы с современными технологиями, умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения [7]. В этих условиях российской системе высшего образования (далее - системе ВО) недостаточно просто «подстраиваться» под изменчивый рынок труда, ей необходимо обрести новое качество - способность реализовывать функции источника прорывных идей, новых решений, инновационных технологий. Способность функционировать в таком качестве определяется скоростью замещения тенденций, традиционных для российской системы ВО, приводящих к ситуации кризиса высшей школы, к несоответствию того, чему учат, требованиям, предъявляемым производственным комплексом, к глубокому разрыву между задачами вузов и задачами инновационного развития экономики российских регионов [3], трендами, предопределившими ключевую роль высшего образования ® в инновационном сценарии развитых мировых экономик. °
Анализ тенденций, привнесенных в российскую высшую школу в ходе поэтапной ^ модернизации, указывает на неоднозначный опыт реформ и позволяет выделить трен- рТ ды, обусловленные территориальным фактором, отставание в которых не позволяет « системе ВО функционировать в роли источника инновационного развития региональных экономик (табл. 1).
Таблица 1
Этапы и тенденции развития российского высшего образования
Этап Общемировые тенденции Российские тенденции
содержательные структурные
I. 1990-е годы Массовость. Коммерциализация. Глобализация. Информатизация Уровневая структура высшего образования. Коммерциализация. Стандартизация направлений подготовки и образовательных программ бакалавриата, специ-алитета, магистратуры. Лицензирование, аккредитация, аттестация вузов Формирование в составе вузовской сети: университетов, академий, институтов; негосударственных образовательных учреждений; учреждений бизнес-образования; исследовательских подразделений вузов; многофункциональных образовательных комплексов; научно-образовательных и научно-производственных центров; малых внедренческих фирм, технопарков, бизнес-инкубаторов; ассоциаций и университетских округов
II. 2000-е годы Непрерывность. Мобильность. Гибкость. Индивидуализация Диверсификация образовательных программ. Компетентностный подход к результатам образования. Модульная организация образовательных программ. Расширение научно-исследовательской работы Выделение в составе вузовской сети категорий ведущих вузов: ведущих национальных университетов (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет); национальных исследовательских университетов (НИУ); федеральных университетов (ФУ)
III. 2010-е годы Интернационализация. Инновацион-ность. Партнериза-ция. Регионализация Модернизация содержания образовательных программ в соответствии с международными стандартами качества. Модернизация образовательных технологий. Корпоративное и бизнес-образование. Сотрудничество государственного и негосударственного секторов высшего образования. Подотчетность вузов Создание результативной вузовской сети в составе: ведущих университетов, глобально конкурентоспособных на уровне ведущих мировых университетов с государственно поддерживаемыми программами развития с целью обеспечить к 2020 г. вхождение пяти вузов-лидеров в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов; НИУ с государственно поддерживаемыми программами развития; ФУ с обновленными программами развития; вузов, реализующих программы стратегического развития, в том числе опорных региональных вузов, реализующих региональные программы развития
Первый этап модернизации российского высшего образования отличало отсутствие ясности в представлении желаемого состояния и целей функционирования системы ВО. В образовательных реформах 90-х годов ХХ века ее черты формировались по аналогии с западными моделями образования, результатом чего стали хотя и революционные, но внесистемные изменения содержательных и структурных характеристик высшего образования, отраженные в нормативных документах того периода1.
Второй этап, отнесенный к первому десятилетию 2000-х годов, характеризуется процессами, упрочившими тренды 1990-х годов, углубившими отраслевые реформы высшего образования и сделавшими их необратимыми посредством закрепления в государственных программных документах развития этой сферы2.
Активное освоение российской системой ВО общемировых тенденций основательно и в целом позитивно изменило привычные для страны стандарты высшего образования. Об этом свидетельствуют показатели, отражающие состояние системы ВО к началу третьего этапа модернизации, связанного с переосмыслением целевого критерия функционирования высшей школы (табл. 2).
Таблица 2
Показатели развития системы высшего образования в России в разрезе общемировых тенденций
Общемировые тенденции развития высшего образования Показатели Конец 1990-х -начало 2000-х годов Конец 2000-х -начало 2010-х годов
Массовость - переход к всеобщему высшему образованию1 Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в расчете на 10 000 чел. населения 190 424
Коммерциализация - увеличение доли частных расходов в финансировании образования2 Численность студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования в расчете на 10 000 чел. населения 179 359
Численность студентов негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в расчете на 10 000 чел. населения 9 65
Глобализация -стандартизация содержания образовательной деятельности и дипломов в соответствии с международными стандартами качества Приведение российских стандартов содержания образовательной деятельности и дипломов в соответствие с международными стандартами образования Общероссийский классификатор направлений и специальностей ВО (1993 г.) ГОСВПО 1-2-го поколения (2001-2008 гг.)
ГОС ВПО (1994-1999 гг.) ФГОС ВПО (2009 г. - настоящее время)
1 См., например: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»; Приоритетный национальный проект «Образование» // Выступление Президента России В. В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета от 5 сентября 2005 г. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo.
Окончание табл. 2
Общемировые тенденции развития Показатели Конец 1990-х -начало 2000-х годов Конец 2000-х -начало 2010-х годов
высшего образования
Информатиза- Количество ПК, используемых 16,9 18,9
ция - изменение в учебных целях в учреждениях
форм передачи ВПО на 100 чел. студентов
и распространения ПК с доступом в Интернет в уч- 10,7 14,7
знаний на основе реждениях ВПО на 100 чел. сту-
компьютеризации и информационных дентов
технологий3
Непрерывность - Удельный вес вузов, реализующих
включение человека программы, %:
в непрерывный начального профессионального 5 6
образовательный цикл4 образования
среднего профессионального образования 23 34
специалитета 94 89
бакалавриата 67 94
магистратуры 46 62
второго высшего образования 71 74
послевузовского образования 58 61
в аспирантуре/докторантуре
дополнительного образования 20 12
детей
дополнительного образования 69 69
взрослых
дистанционного обучения 48 31
подготовки к обучению 83 65
Мобильность - воз- Удельный вес вузов, реализующих
можность выбора программы двух дипломов на
учебных курсов раз- уровне, %:
личного профиля5 специалитета - 11
бакалавриата - 24
магистратуры - 24
Гибкость и индиви- Удельный вес студентов, осваи-
дуализация - адрес- вавших часть образовательной
ная модификация программы в другом вузе, %:
траекторий образо- специалитета - 6
вания, поощрение магистратуры - 5
перехода студентов на другой факультет и в другой вуз6 в российском вузе - 4
в зарубежном вузе - 1
1 Данные приведены по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 г. : стат. сб. / Росстат. М., 2013 (соответственно за 1990/91 и 2012/13 уч. год).
2 Данные приведены по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 г. (соответственно за 1995/96 и 2012/13 уч. год).
3 Данные соответственно за 2007 и 2011 г. [1. С. 11-12]. Для сравнения: в 2007 г. в странах ЕС обеспеченность в среднем составляла 16 ПК и 14 ПК с доступом к Интернету в расчете на 100 студентов 3-4-й ступени обучения согласно классификации МСКО.
4 Данные соответственно за 2003 и 2011 г. [5. С. 50].
5 Данные за 2010 г. [2. С. 89].
6 Данные за 2010 г. [2. С. 90].
Если на ранних этапах модернизации цели функционирования определялись исходя из «отраслевого» представления системы ВО и формулировались как «рост качества образовательных услуг», то начиная с 2013 г. в государственной политике в сфере образования и в стратегических документах развития высшего образования стало превалировать «глобальное» представление об этой системе. Высшее образование рассматривается как национальная подсистема мирового образовательного пространства, ориентированная на рост профессионально-квалификационного уровня человека в наднациональной системе знаний, на развитие способности успешно действовать в глобальной профессиональной среде. Ее экономическое предназначение сводится к обеспечению дополнительных источников формирования доходов страны посредством создания экспортно ориентированной модели системы высшего образования, а целевым критерием признается конкурентоспособность, измеряемая позициями национальных университетов в мировом университетском рейтинге1.
Смена критерия функционирования на этом этапе во многом обусловлена низкой конкурентоспособностью российских университетов, что стабильно не позволяет ведущим вузам страны занимать удовлетворительные позиции в мировых университетских рейтингах. Так, в 2005-2013 гг. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова занимал невысокие 66-80-е места, а Санкт-Петербургский государственный университет - места в 5-й сотне в Шанхайском рейтинге универси-тетов2.
Низкие значения рейтингов определяют скромное присутствие России на мировом рынке образовательных услуг, что приводит к упущенным экономическим выгодам (по оценкам экспертов, ежегодный доход США от приема иностранных студентов составляет 18 млрд дол., а России - не более 400 млн дол.) и ограничению возможностей развития национальной системы ВО.
Причиной такого положения является отставание страны в тенденциях, присущих глобальному высшему образованию второго десятилетия XXI века. В то время как на формирование в национальной системе ВО тенденций интернационализации, иннова-ционности и партнеризации3 ориентированы и мероприятия стратегических документов РФ, и собственные усилия вузов, на периферии государственной политики в сфере образования и вне поля интересов региональных органов управления и самих университетов остается тенденция регионализации.
Как глобальная тенденция регионализация высшего образования сформировалась в странах, претерпевающих серьезные рыночные преобразования и демонстрирующих бурный рост экономики. К числу таких стран относится Китай, вузы которого занимают в мировых университетских рейтингах устойчиво высокие позиции. Так, в рейтинге QS World University Rankings 2013 г. присутствует несколько десятков университетов континентального Китая (без учета вузов Гонконга). Три университета входят в первую сотню, 19 - в первые пять сотен лучших вузов мира. При этом рост числа китайских
1 См.: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2 Academic Ranking of World Universities / Wikipedia: free encyclopaedia. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/Academic_Ranking_of_World_Universities.
3 Интернационализация заключается в расширении сферы деятельности системы высшего образования за пределы государства, проявляется в притоке иностранных студентов и преподавателей в национальные вузы; инновационность предполагает внедрение в образовательные технологии активных методов обучения, основанных на практической деятельности и личном опыте; партнеризация - развитие различных форм сотрудничества организаций образования и бизнеса, государственного и негосударственного секторов высшего образования [6. С. 190, 207].
университетов в этом рейтинге имеет выраженную положительную динамику: в 2008 г. в ТОП-100 названного рейтинга присутствовало лишь 2, а в ТОП-500 только 13 китайских вузов1.
Скачок университетов Китая в мировых университетских рейтингах - результат реформ национального высшего образования, акцент в которых был сделан на регионализации. В качестве устойчивого тренда регионализация высшего образования проявляется в том, что, во-первых, государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления напрямую увязывает экономическое развитие регионов с функционированием системы ВО; во-вторых, цели и содержание деятельности системы ВО определяются двумя уровнями управленческих решений - на государственном уровне разрабатываются стратегические вопросы развития системы ВО (принципы функционирования, долгосрочные планы, бюджеты), а региональные органы власти осуществляют прямое управление вузами с целью обеспечить соответствие компетенций выпускников приоритетам регионального развития.
Приоритеты регионального развития, заложенные в принцип функционирования системы ВО: а) сформировали в вузовской сети Китая несколько уровней - вузы, подчиненные Министерству образования; «ведомственные» вузы, подчиненные другим министерствам; региональные вузы; частные вузы; б) стимулировали разработку вузами прикладных образовательных программ и проведение научных исследований с учетом специфики социально-экономических систем региона, совместно с органами власти и бизнеса, исходя из потребностей последних и в обмен на дополнительное финансирование [4. С. 128-129]. Ставка Китая на регионализацию высшей школы оправдала себя, позволила эффективно реформировать систему ВО и модернизировать экономику страны и ее регионов.
Глобальная тенденция регионализации нашла отражение в программных документах развития высшего образования в России. В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. региональные приоритеты становятся фактором, определяющим такие направления структурной модернизации системы ВО, как формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты; присвоение на конкурсной основе статуса опорных региональных вузов образовательным организациям, участвующим в реализации региональных программ развития. Ожидаемым результатом видится сбалансированная сеть образовательных организаций высшего образования, ориентированная на развитие научно-технологического потенциала российских регионов.
Для региональных социально-экономических систем и самих университетов акцент на региональных приоритетах предопределяет разработку новых инструментов взаимодействия, реализация которых обеспечит соответствие компетенций выпускников вузов, расположенных в регионе, стратегии социально-экономического развития этого региона.
Прогнозирование востребованных профессиональных компетенций - инструмент организации взаимодействия регионального уровня, основанный на опыте «Копенгагенского процесса», как принято называть аналитический проект «Профессиональное образование и подготовка» (Vocational Education and Training, VET), реализуемый с 2007 г. Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). В России опыт VET-прогнозирования может быть реализован в рамках методов:
a) агрегирования стратегии социально-экономического развития региона (сфера применения - определение региональных ориентиров развития системы ВО);
1 QS World University Rankings 2013. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2013.
б) картирования профессиональных компетенций (сфера применения - определение направлений развития системы ВО в соответствии с приоритетами регионального развития).
В результате использования метода агрегирования многоаспектная стратегия социально-экономического развития региона предстает в структурированном виде1. В таком формате приоритеты (социально-экономические, пространственные) и стратегические цели (развитие человеческого потенциала, устойчивый экономический рост, кластеризация экономического пространства), возможные сценарии (инновационный, инерционный) и варианты (индустриальный, постиндустриальный), приоритетные виды деятельности экономики региона (авиационное и космическое машиностроение, автомобилестроение, производство химической продукции и новых материалов, энергетика, агроиндустриальное производство, транспортная логистика и коммуникации, рекреационно-туристический сервис и пр.) и базовые мероприятия их развития в комплексе определяют ориентиры для формирования региональной вузовской сетью востребованных профессиональных компетенций.
Инновационный сценарий стратегии социально-экономического развития Самарской области ориентирует систему ВО региона на формирование профессиональных компетенций, востребованных группами отраслевых кластеров региональной экономики [6; 8].
1. Базовые кластеры, в силу уже сложившихся моделей развития, формируют спрос на компетенции в области «диффузии» инноваций:
а) в авиационно-космическом кластере задачи создания новых форм сотрудничества и участия предприятий в национальных и глобальных программах и проектах, разработки востребованных инновационных продуктов предопределяют потребность в компетенциях:
• исследовательских - в области формирования научно-технического «задела» развития отрасли, включая критические технологии;
• инновационных - в области разработки нового поколения конструкций ракетных комплексов, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, принципиально новых космических систем, специальных материалов для космо- и авиастроения, энергосберегающих систем повышенной надежности, разработки программ утилизации авиационной техники;
• предпринимательских - в области управления и организации участия предприятий кластера в федеральных целевых программах, в долгосрочном системном взаимодействии с крупными национальными компаниями, в привлечении частных инвесторов;
б) в автомобильном кластере задачи повышения эффективности производства, создания новых форм сотрудничества предприятий и альтернативных вариантов развития кластера требуют от выпускников вузов компетенций:
• исследовательской работы для диверсификации отрасли, выхода на новые рынки, разработки собственных программ развития;
• инновационной работы - инженерных компетенций, необходимых для технического перевооружения производства, модернизации продуктовых линеек, диверсификации автомобильной промышленности за счет сельскохозяйственного машиностроения,
1 Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года : приложение к постановлению Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129; Проект Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года // Официальный сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Режим доступа: http://www.economy.samregion.ru/programmy/strategy_programm/ proekt_strateg/strateg.
выпуска электромобилей, послепродажного обслуживания, услуг общероссийского центра тестирования и сертификации автомобильных комплектующих, разработки программы утилизации автомобилей;
• предпринимательских - в области внедрения на предприятиях кластера инновационных проектов (производства электромобилей, двухтопливных автомобилей, развития инфраструктуры их производства), новейших стандартов качества продукции и эффективности производства, привлечения инвесторов и развития партнерских программ;
в) в кластере нефтедобычи и нефтепереработки мероприятия по расширению возможностей нефтедобычи, внедрению инновационных методов разработки нефтяных месторождений делают актуальными:
• исследовательские компетенции по поиску и разведке месторождений углеводородного сырья на больших глубинах, по увеличению объема добычи нефти уже разрабатываемых месторождений, по формированию интеллектуальной инфраструктуры добычи нефти и газа;
• инновационные компетенции по разработке «прорывных» технологий для переработки попутного нефтяного и природного газа, по разработке методов использовании в энергетических целях попутных газов и мобильных технологий производства синтез-бензина из попутных газов;
• предпринимательские компетенции по распространению инноваций при разработке новых залежей, пластов и месторождений, в области трансфера интеллектуальных технологий;
г) в химическом кластере переориентация на выпуск высокотехнологичной продукции и баланс экспортного потенциала и внутреннего рынка продукции требуют компетенций:
• исследовательских - в области экономически эффективных и экологически безопасных видов производств;
• инновационных - для разработки решений в области технического перевооружения и модернизации действующих химических производств и производств химического машиностроения;
• предпринимательских, обеспечивающих серийный выпуск новых видов продукции, защиту отечественных производителей на внешних рынках, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, стимулирование инвестиционной деятельности в химическом производстве, привлечение государственного финансирования в рамках государственно-частного партнерства для крупных проектов.
2. Перспективные кластеры экономики Самарской области формируются преимущественно в высокотехнологичных отраслях, что предопределяет повышенный спрос на весь спектр компетенций в области новейших и новых видов деятельности, технологий, продуктов:
• потребность в исследовательских компетенциях формируется в областях новых и «прорывных» технологий, новых организационно-управленческих форматов, новых рыночных ниш и угроз;
• спрос на инновационные компетенции формируется в области «инженерии» новых и «прорывных» технологий, продуктовых линеек нового поколения и систем управления, внедрения мировых стандартов качества;
• потребность в предпринимательских компетенциях создается в сфере продвижения на рынок товаров и услуг в областях новейших инструментов маркетинговой стратегии, создания и продвижения собственных/региональных брендов.
Метод картирования («mapping») профессиональных компетенций ориентирован на разработку прогнозной карты, которая содержит подробный перечень профессиональных компетенций, сгруппированных по видам деятельности выпускника,
с указанием образовательных программ, в рамках которых можно приобрести этот набор компетенций.
Метод картирования, использованный в прогнозировании профессиональных компетенций перспективного транспортно-логистического кластера Самарской области (ТЛК СО), позволяет разработать карту прогнозных профессиональных компетенций. Макет карты в разрезе одного из приоритетных направлений развития этого кластера «организация перевозки грузов и предоставление комплексных логистических услуг» и одного из мероприятий по его реализации представлен в табл. 3.
Таблица 3
Макет карты прогнозных профессиональных компетенций транспортно-логистического кластера Самарской области (фрагмент)
Направления развития ТЛК СО на период до 2030 г.
Организация перевозки грузов и предоставление комплексных логистических услуг
Мероприятия развития ТЛК СО на период до 2030 г.
• освоение крупными транспортными компаниями производства комплексной логистической услуги;
Перечень прогнозируемых профессиональных компетенций ТЛК СО в разрезе мероприятия «освоение крупными транспортными компаниями производства комплексной логистической услуги»
Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская, ..., аналитическая Конкретное содержание профессиональной деятельности: выбор оптимальной схемы доставки груза, ., информирование грузоотправителя
Название профессии: менеджер по цепочке поставок (Supply Chain Manager)
Группы профессиональных компетенций / образовательные программы ВО, формирующие эти компетенции
Исследовательские / бакалавриат академических программ; магистратура теоретических программ; программы подготовки кадров высшей квалификации Инновационные / бакалавриат академических программ; магистратура практических, технических программ Предпринимательские / бакалавриат прикладных программ; магистратура профессиональных программ, программ МВА
научно-исследовательская педагогическая проектно-экономическая организаци-онно-управ-ленческая предпринимательская аналитическая
Может Может Может Владеет Обеспечивает Может
Деятельность в сфере комплексной логистической услуги относится к востребованной в перспективе области «интегрированного менеджмента», для нее необходимы
1 (57) 2015 ■НВЩЭУЕ
69
исследовательские, инновационные и предпринимательские компетенции и, соответственно, образовательные программы всех уровней, включая бакалавриат, магистратуру, аспирантуру. Содержание прогнозируемых профессиональных компетенций демонстрирует потребность формирования в ТЛК СО новой профессии - «менеджер по цепочке поставок» (Supply Chain Manager).
Сферой применения предлагаемых методов являются программно-целевое планирование инновационного развития региональных кластеров в части организации взаимодействия с системой ВО и региональные программы развития образования, которые в таком виде способны стать эффективными инструментами регионализации высшего образования.
Источники
1. Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в системе профессионального образования (по данным государственной статистики и материалам мониторинга экономики образования) // Мониторинг экономики образования : инф. бюл. НИУ ВШЭ. 2012. № 1 (55).
2. Артамонова Ю. Л., Демчук А. Л. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 12.
3. Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы : сб. ст. и аналит. докл. М. : Дело АНХ, 2009.
4. Гусев А. Н., Кашфуллина К. Р., Насонов К. А. Реформы высшего образования в Китае и Республике Корея: использование зарубежного опыта в модернизации системы // Вестн. междунар. организаций. 2014. Т. 9. № 1.
5. Кузьминов Я. И., Шувалова О. Р. Стратегии учреждений профессионального образования // Мониторинг экономики образования : инф. бюл. НИУ ВШЭ. 2012. № 5(59).
6. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Л. М. Григорьев и др.; под ред. Л. М. Григорьева, Н. В. Зубаревич, Г. Р. Хасаева. М. : ТЕИС, 2011.
7. Российское образование: тенденции и вызовы : сб. ст. и аналит. докл. М. : Дело АНХ, 2009.
8. Управление инновационным развитием региона / под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород : НИМБ, 2008.