Емельянова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета, e-mail: Ирина Емельянова <yanova_77@mail.ru>
Елпанова Наталья Павловна, магистрант факультета дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета, e-mail: elpanova-natalya@mail.ru
Emelyanova Irina Е., doctor of Education, associate professor, Department of pedagogics and psychology, Faculty of Preschool Education, Chelyabinsk State Pedagogical University, e-mail: yanova_77@mail.ru
Elphanova Natalia Р., graduate student, Faculty of preschool education, Chelyabinsk State Pedagogical University, е-mail: elpanova-natalya@mail.ru
УДК 373.2
© З. Б. Лопсонова
Регионализация содержания дошкольного образования в условиях введения ФГОС
В статье автор затрагивает актуальную проблему определения подходов к отбору содержания регионального компонента в дошкольном образовании Республики Бурятия. На основе анализа основных тенденций и подходов к определению содержания регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях, автор рассуждает о перспективах его развития с учетом требований нового ФГОС ДО.
Ключевые слова: региональный компонент, этнокультурное образование, содержание образования, ФГОС дошкольного образования, образовательная программа, деятельностный подход, национальная специфика.
Z. B. Lopsonova
Content regionalization of preschool education in context of Federal State Education Standard introduction
The article touches upon the problem of determining relevant approaches to the content selection of the regional component in preschool education of the Republic of Buryatia. Based on the main determiners of the regional component in preschool educational institutions, the author dwells on the prospects of development with regard to the requirements of the new preschool education Federal State Education Standard.
Keywords: regional component, ethno-cultural education, education content, Federal State Education Standard of preschool education, educational program, active approach, national specificity.
Изучение вопросов развития национально-регионального образования имеет огромное значение для решения общечеловеческих проблем: установления взаимоотношений и сотрудничества внутри мирового сообщества, сохранения и развития духовной культуры каждого народа, приобщения к мировой культуре и к общечеловеческим ценностям. Это особенно важно, поскольку в настоящее время ярко проявляется, с одной стороны, направленность движения современной цивилизации к обретению общечеловеческих ценностей, духовности, подлинной культуры, а с другой стороны, - обострение межнациональных конфликтов, приводящих к серьезным и тяжелым последствиям, к разрушению национальной и мировой культуры.
Развитие национально-регионального образования в современных условиях будет способствовать сохранению самобытности культуры народов, обогащению представлений детей, воспитанию у них чувства патриотизма и гражданственности. Приобщение к истокам народ-
ной культуры с малых лет требует отбора определенного содержания образования, методов и форм воспитания и обучения по приоритетным направлениям развития личности дошкольников, которые выделены в новом ФГОС ДО как образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественное и физическое.
История развития каждого народа несет в себе взаимодействие общечеловеческого и национального как в духовном, материальном, так и морально-этическом плане. Познание ребенком окружающего мира начинается с малой Родины, его ближайшего окружения, поэтому важно при построении образовательного процесса в дошкольном учреждении учитывать влияние таких факторов как окружающая природная среда, история, культура, язык этноса, его традиции. Знакомясь с этнической культурой своего народа, ребенок усваивает общечеловеческие ценности через свое национальное особенное.
На территории Байкальского региона проживают представители различных национальных культур: русские, буряты, эвенки, семейские и другие, каждая из которых стремится к сохранению собственной идентичности, которая чаще всего проявляется в сфере национального и религиозного сознания. Современная система образования, различая половозрастные и психофизиологические особенности детей, считаясь со степенью их одаренности, практически не учитывает этнических и социокультурных особенностей детской и взрослой педагогической среды. Цель статьи на основе анализа опыта проектирования регионального компонента в содержании дошкольного образования определить тенденции и выявить его специфику в условиях реализации нового ФГОС.
В структуре ГОС общего образования (2004 г.) выделялся федеральный компонент как базис - инвариант, а национально-региональный компонент как существенное дополнение - вариант. До введения ФГОС российская система дошкольного образования руководствовалась Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009 г.), в котором были отражены требования к учету при проектировании образовательного процесса детского сада специфики национально-культурных, климатических, демографических условий. В свете ФГТ были переработаны образовательные программы, которые приобрели статус примерных программ. В обновленной программе «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гого-беридзе, З. А. Михайлова и др.) было выделено две части: основная и дополнительная. В дополнительной части, которая представляла собой региональный компонент, были представлены программы: «Ребенок знакомится с малой родиной - родным городом», «Ребенок познает родную страну и мир», «Ребенок в поликультурной и полиэтнической среде», «Ребенок изучает английский язык». В рекомендациях к другой примерной программе «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова и др.), по которой работало большинство дошкольных учреждений РБ, отмечено, что содержание вариативной части программы (20%) может строиться на региональном компоненте. Тем самым впервые в нормативных и рекомендательных документах для ДОУ стала оговариваться возможность проектирования самостоятельной части программы в виде регионального компонента.
По мнению С. Ф. Сударчиковой, «одна из функций стандарта на региональном уровне со-
стоит в том, чтобы формировать личность как представителя региона, хранителя, пользователя и умелого созидателя его социокультурных ценностей и традиций» [1, с. 26].
Ретроспективный анализ позволяет увидеть, что практика национально-регионального образования в ДОУ Республики Бурятия развивалась по пути наполнения и обогащения содержания разделов основной программы краеведческим, этнокультурным материалом, а также через изучение родного языка. Имеющийся опыт разработки содержания этнокультурного, регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях Республики Бурятия до настоящего времени не был предметом специального изучения, анализа, систематизации и обобщения. Сложившаяся образовательная практика, на наш взгляд, требует осмысления того, в каком направлении развивается национально-культурная составляющая системы дошкольного образования, насколько региональные программы сочетаются с примерной образовательной программой дошкольного образования, ее концептуальными подходами, принципами отбора содержания, формами и методами реализации. Главный вопрос в том, насколько региональный компонент способствует личностному развитию ребенка, расширяет его познавательный кругозор, содействует успешной социализации. Мы считаем необходимым постановку проблемы с позиций теоретического обоснования концепции этнокультурного образования дошкольников, принципов отбора содержания программы, выработки организационно-педагогической модели приобщения дошкольников к национально-региональной культуре.
Проблема актуальности преобразования содержания образования, необходимость выделения национального компонента в качестве «дидактического ядра» подчеркивалась в исследованиях С. Д. Намсараева. Автор отмечает, что одной из самых важных задач дидактики национальной школы является то, что «нельзя игнорировать преемственность эмпирических знаний, усвоенных до школы, без школы и научных школьных знаний» [2, с. 10]. Обоснование принципа этнокультурной коннотации образования, получившее в трудах А. Б. Панькина, ориентирует на выделение «этнических констант центральной темы культуры этноса, как сквозных этнокультурных тем, присутствующих во всех компонентах образовательной системы» [3, с. 133].
Образовательная практика, складывающаяся в дошкольных учреждениях Республики Буря-
тия, представляет сегодня разнообразие подходов в отборе этнокультурного и регионального содержания, представленного в парциальных программах, в использовании авторских методик, технологий обучения, воспитания, развития детей. Проведенный анализ позволяет выделить основные направления развития образовательной практики по реализации содержания национально-регионального образования в дошкольных образовательных учреждениях Республики Бурятия.
Первое направление связано с содержательной линией, которую представляет область экологического образования дошкольников. Наличие краеведческих программ, методических разработок этнокультурного содержания, адресованных для ознакомления дошкольников, свидетельствует о том, что интерес к данному разделу связан с уникальной природой региона, близостью к священному озеру Байкал, актуальностью проблемы приобщения детей к этноэколо-гическим традициям бурятского народа. Доступность содержания материала уровню восприятия ребенка, возможность интеграции с другими областями познания способствовали активизации творческого поиска педагогов в выборе средств, методов обучения. На материалах природоведческого содержания педагоги организуют различные формы и виды детской деятельности такие, как проекты, опыты, эксперименты, наблюдения, мини-исследования и другие. Следует отметить, что в процессе отбора национально-регионального содержания по одному из направлений, его углубления закономерно появляется необходимость в установлении связей с другими содержательными областями, темами, которые невозможно отделить от целостного восприятия истории, культуры родного края.
Начиная с 1990-х гг. наблюдается процесс обобщения накопленного материала и его оформления в виде отдельных программ экологического, патриотического, нравственного воспитания. Вместе с тем, данные программы не получали своего широкого распространения на другие ДОУ, несмотря на то, что они обсуждались на городских или кустовых методических объединениях воспитателей, методистов. Данный этап закономерен, на наш взгляд, так как на тот момент они не имели под собой научного обоснования, не проходили процедуру экспертизы, чтобы можно было широко тиражировать профессиональному сообществу. К началу 2000-х гг. наблюдается процесс развития инновационных изменений в сфере школьного образования РБ, которые коснулись и части дошкольных учрежде-
ний, которые находились в поиске эффективных методов и технологий развития дошкольников. В 2001 г. ДОУ № 86 «Оюна» г. Улан-Удэ становится федеральной экспериментальной площадкой, где реализуется программа «Интеллектуальное развитие и формирование творчески инициативной личности через наполнение развивающих программ национально-региональным компонентом». Педагогическим коллективом самостоятельно разработана и реализуется образовательная программа «Тоонто -нютаг» («Родной край»), содержание которой направлено на ознакомление с бытом, традициями, укладом жизни бурятского народа, через игры, занятия, праздники и развлечения. Цель данной программы: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем - Бурятией. Достоинством данной программы является систематизация познавательного материала о родном крае, которая реализуется через изучение родного языка, фольклора, традиций, обычаев и др.
К новому этапу в развитии содержания национально-регионального образования можно отнести издание инновационного учебно-методического пособия «Байкальский сундучок», разработанного коллективом ученых Бурятского государственного университета. Несмотря на то, что оно рекомендовано в качестве учебного пособия для системы школьного и дополнительного образования, началась его апробация в ДОУ республики. По мнению руководителя авторского коллектива Н. Ж. Дагбаевой, «задачей для системы дошкольного образования является формирование социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде, формирование позитивного отношения к природе, к людям, самому себе, осознание разнообразия культур и их отношения к природе, отказ от потребительского подхода к живой природе» [4, с. 6].
В формировании экологических, природоведческих представлений дошкольников педагоги активно используют парциальные программы Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа», С. Н. Николаевой «Юный эколог», которые дополняются и обогащаются региональным содержанием. Среди дошкольных учреждений республики есть такие, которые самостоятельно разрабатывают свои парциальные программы. Среди них программа экологического образования дошкольников «Дети Байкала - Байгал шадарай ухи-бууд» (ДОУ № 86 «Оюна» г. Улан-Удэ). Отличительной особенностью данной программы является обеспечение необходимых условий, к которым можно отнести создание на территории
детского сада мини-парка «Байкальский лес», где представлено видовое разнообразие растений родного края, посажены цветы, кустарники и деревья, произрастающие в лесу вокруг Байкала. Создание такого парка дает возможность организовывать разнообразную детскую деятельность: наблюдения в природе, туристические прогулки, экскурсии, художественную деятельность (рисование, пленэр). Во время туристических прогулок дети включаются в спортивную, познавательно-краеведческую, игровую деятельность. Познавательная деятельность осуществляется в форме игр-путешествий с решением экологических задач, игрового проблемного обучения, игрового моделирования с природными материалами родного края. Дети приобретают опыт совместных переживаний в процессе участия в экологических акциях, им предоставлена возможность попробовать себя в роли экскурсоводов своего природного парка. Данное направление деятельности детского сада имеет широкие возможности для осуществления социального партнерства с семьями воспитанников. Родители вовлекаются в работу клуба «Станем юными защитниками природы», дети встречаются с художниками, рисуют пейзажи, мастерят поделки.
Второе направление отбора этнорегиональ-ного содержания в деятельности ДОУ республики связано с ознакомлением детей с социальной действительностью, а именно с формированием представлений о родном крае, о своей малой родине, ее истории, культуре, достопримечательностях края, г. Улан-Удэ, государственной символикой. Достаточно большой опыт и эффективные методики и технологии работы с детьми в данном направлении накоплены педагогами НДОУ № 232 ОАО «РЖД» г. Улан-Удэ. На основе ознакомления с этнокультурными ценностями родного края педагогами решается задача нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В решении задач регионального образования педагоги уделяют внимание вопросу создания определенной культурной среды через оформление тематических уголков в группе, организацию мини-музеев «Русская изба», «Бурятская юрта», в которых периодически меняются экспозиции (народные игрушки, музыкальные инструменты). Содержание программного материала представлено тремя разделами: материальная культура (жилище, одежда, пища); духовная культура (праздники, игры, искусство, обычаи, традиции, ремесла); социальная культура (колесо истории). На этнокультурном материале педагогами разработаны авторские дидак-
тические игры, рабочие тетради для старших дошкольников, где дети знакомятся с геральдикой, историей и культурой народов Бурятии, словарь для маленького гражданина. Для оценки эффективности педагогической работы используется тетрадь тестовых заданий. В детском саду активно используются современные компьютерные технологии как средство обучения: презентации, видеофильмы, электронные дидактические игры, возможности интерактивной доски.
Третье направление связано с художественно-творческим развитием дошкольников, целенаправленным введением в содержание образования этнокультурной тематики. Тема «Традиционная культура народов Забайкалья» в системе художественного воспитания на протяжении нескольких лет реализуется в ДОУ № 15 с. Ка-банск, Кабанского района РБ под руководством доцента БГУ З. И. Пазниковой. Содержание работы по освоению традиционной культуры народов Забайкалья в системе художественного воспитания детей включает знакомство с орнаментальным творчеством, типами народных жилищ (юрта, изба, чум), их внутренним убранством, предметами быта, национальным костюмом бурят, семейских, эвенков, народными ремеслами [5, с. 130]. Автор отмечает, что содержание данного направления работы построено на формировании системных знаний о традиционной культуре народов совместного проживания.
Одной из актуальных проблем национально-культурного образования является проблема изучения, сохранения родного языка. Значительный интерес к проблеме обучения детей родному языку в детских садах республики наблюдается к началу 1980-х гг. [6]. Следует отметить, что в это время началась подготовка методического материала в помощь воспитателям, стали разрабатываться программы и методические рекомендации, дидактический материал для обучения русскоязычных детей бурятскому языку и для детей, не владеющих бурятским языком.
Первая программа по обучению дошкольников бурятскому языку как родному - «Буряад хэлэнэй программа (4-5 наИатай ухибуудэй хэ-лэлгэ хугжеелгэ)» была составлена известными учеными-методистами Бурятского филиала НИИ национальных школ РСФСР Д. Д. Ошоро-вым и Б.-Б. Батоевым, затем она была переработана и переиздана в 1981 году.
В программе были определены цели и задачи обучения с учетом возрастных особенностей детей, дан анализ типичных ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети при обуче-
нии бурятскому языку. Программа предусматривала усвоение языкового материала поквартально на основе разнообразных тем: «Манай нааданхайнууд» (Мои игрушки), «Гэрэй амитад» (Домашние животные), «Манай гэр булэ» (Моя семья), «Зэрлиг амитад» (Дикие животные), «Онтохонууд» (Сказки) и др.
В 1988 г. с учетом опыта прежних составителей была издана программа «Хуугэдэй саадта аман хэлэлгэ хугжеелгэ» («Развитие речи детей в детском саду»), составленная Д.Д. Могоевой. В объяснительной записке к программе были выделены задачи по овладению детьми бурятским языком, дано распределение словарного материала по тематическому признаку. В методических рекомендациях к программе «Методи-ческа заабаринууд» автором Д. Д. Могоевой, 1989 г., были даны указания к организации занятий по бурятскому языку, советы по подбору методов и приемов для решения задач словарной работы, формирования грамматически правильной бурятской речи, звукопроизношения и воспитания культуры речи, развития навыков диалогической и монологической речи и ознакомления дошкольников с произведениями бурятской детской художественной литературы, даны примерные образцы занятий по бурятскому языку. В помощь воспитателям к программе имелось приложение: рассказы, стихи, загадки, сказки. Также были даны методические рекомендации воспитателям по организации их чтения, рассказывания, заучивания, инсценирования. Перечень произведений, предложенных в программе Д. Д. Могоевой, основывается на сборниках детских произведений: «Барбаадай» (авт. Ц.-Д. Дондокова, Ц.-Б. Бадмаев, 1982) в I и II выпусках (авт. Л. Д. Тапхаев, Ц.-Д. Дондоко-ва, Ц. Б. Бадмаев, «Табан хурган» (авт. Д. Д. Ошоров, Б. Б. Батоев, Д. Д. Могоева, 1985). В сборниках выделен раздел «Онтохонууд» (Сказки), где предложены небольшие по объему, доступные по словарному запасу бурятские бытовые сказки о труде людей, о проделках хитрецов, о мудрых старцах и девушках, сказки о диких и домашних животных, а также сказки других народов в переводе на бурятский язык. Период 90-х гг. можно считать этапом популяризации бурятского языка в детских садах города и села.
Проведенный социологами Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН в 2009 г. опрос городских родителей дошкольников показал, что более половины респондентов - 59,76 % - осознают обязательность изучения бурятского языка и его дальнейшее
внедрение в детских садах: из них 30,49% родителей русских и 29,27 % бурят [7].
В последнее десятилетие в связи с процессами оптимизации деятельности ДОУ, в республике наблюдается резкое сокращение ставок учителей бурятского языка, также как и психологов, логопедов. Замечается значительное снижение интереса к изучению бурятского языка в школе, а решение вопроса введения бурятского языка в детском саду обусловлено материальными и кадровыми возможностями.
Таким образом, проанализированные направления в развитии национально-регионального образования дошкольников, следует рассматривать как этап отбора, конкретизации содержания, поиска путей интеграции, апробации с учетом возрастных особенностей детей, совершенствования методических приемов, средств, технологий обучения и воспитания.
В связи с введением ФГОС перед педагогами-практиками появляется задача поиска путей реализации деятельностного подхода, организации детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе. Обучение способам моделирования, преобразования, открытия новых знаний можно успешно осуществлять на краеведческом материале в разных видах деятельности.
Рамочный характер стандарта дошкольного образования предполагает самостоятельное наполнение содержанием, который в конечном итоге приведет к вариативности, т.е. путь у каждого ДОУ будет разный. Согласно, ФГОС ДО часть программы, которая формируется участниками образовательных отношений должна составлять не более 40 % от ее общего объема [8]. Вариативная часть программы должна отражать приоритетные направления образовательной деятельности ДОУ, исходя из целей и задач развития ребенка, условий реализации программы (кадровых, материально-технических, финансовых и др.), учитывать региональную специфику.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Главной особенностью является то, что данное содержание может интегрироваться со всеми образовательными областями. На наш взгляд, в настоящее время назрела потребность в разработке модели региональной образовательной программы для дошкольных учреждений, в которой должны найти отражение специфика и особенности этнокультурного содержания. В качестве основных принципов построения содержания регио-
нального компонента следует выделить принцип интегративности, полидеятельностного подхода, возрастосообразности, индивидуализации. Данные принципы позволят практикам ориентировать образовательный процесс на поиск способов поддержки детской инициативы, создания ситуаций выбора, предоставления возможностей для субъектных проявлений ребенка. Ценность регионализации образования заключается в том, что она обеспечивает наиболее успешную социализацию личности, которая стремиться быть патриотом своей малой родины. В настоящее время образовательные учреждения находятся в поиске эффективных моделей социализации личности. С этой точки зрения обоснование модели социализации через регионализацию содержания образования может стать эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в
ФГОС ДО, как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка. Данная модель должна учесть особенности социокультурной среды региона, а именно ее поликультурность, способы организации жизнедеятельности ребенка на основе деятельностно-го подхода, раскрыть механизмы интеграции этнокультурного содержания во все образовательные области дошкольного образования.
Таким образом, анализ состояния практики дошкольного образования свидетельствует о том, что в настоящее время мы переживаем новый этап регионализации содержания, связанный с его обновлением, поиском концептуальных подходов, принципов, учитывающих особенности национальной специфики, изменяющейся социокультурной среды и культурного многообразия этносов, живущих на территории Республики Бурятия.
Литература
1. Сударчикова С.Ф. К вопросу о регионализации содержания образования // Экология образования: региональный аспект: Сборник материалов регион. науч.-практ. конф. (26 марта 2006 г.). - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. -182 с.
2. Намсараев С. Д. Национально-культурные проблемы Бурятии и новые подходы в образовании // Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики: материалы регион. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. - Вып. 1. - 120 с.
3. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация содержания образования современного социокультурного пространства // Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве (IV Волковские чтения): материалы всероссйской науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Улан-Удэ, 23-24 июня 2011 г.). -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2011. - 290 с.
4. Дагбаева Н.Ж. Образование для устойчивого развития: опыт реализации в российских регионах // Экология, образование, общество: проблемы и перспективы эффективного сотрудничества: материалы международной науч.- практ. конф. (Улан-Удэ, 26-27 сентября, 2013 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. - 280 с.
5. Пазникова З.И. Традиционная культура народов Забайкалья в системе художественного воспитания // Этнопедагоги-ческое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве (IV Волковские чтения): материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Улан-Удэ, 23-24 июня 2011 г.). -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2011. - 290 с.
6. Лопсонова З.Б. История дошкольного образования в Республике Бурятия: монография. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2013. - 138 с.
7. Рандалов Ю.Б., Дашибалова И.Н. Детские дошкольные образовательные учреждения и проблемы возрождения национального языка в Республике Бурятия (опыт социологического анализа). - Улан-Удэ, 2009. - 32 с.
8. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. -URL: http://www.firo.ru/ wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения 24.10.2014)
Лопсонова Зинаида Баторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Педагогического института Бурятского госуниверситета, e-mail: Lopsonova@mail.ru
Lopsonova Zinaida B., candidate of Education, associate professor, Department of Primary and Preschool Education, Pedagogical Institute, Buryat State University, e-mail: Lopsonova@mail.ru