Научная статья на тему 'Дошкольное образование в республике Бурятия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )'

Дошкольное образование в республике Бурятия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / РАЗВИТИЕ СЕТИ ДЕТСКИХ САДОВ / ОХВАТ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF KINDERGARTEN’S NETWORK / HISTORY OF PRESCHOOL EDUCATION / PREPARING OF EDUCATORS FOR PRESCHOOL SYSTEM / CAPACITY OF PRESCHOOL INSTITUTIONS / SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопсонова Зинаида Баторовна

В статье автор раскрывает неизвестные страницы истории дошкольного образования в Республике Бурятия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). На основе историко-педагогического анализа автором осуществлена попытка выявления закономерностей и перспектив развития системы дошкольного образования в республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

In the article the author discovers the unknown pages in the history of preschool education in the Republic of Buryatia during the Great Patriotic War (1941-1945). The author takes an attempt to reveal the general patterns and perspectives in the development of preschool education system in Buryatia on the basis of historical and pedagogical analysis.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образование в республике Бурятия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )»

школы, района или города в зависимости от конкретных условий, возможностей), т.е. установить между ними органические взаимосвязи, отражающие структуру системы «наука - производство» при широкой вариативности, гибкости форм ее реализации, взаимосвязей между базовым компонентом общего среднего образования и конкретными видами трудовой деятельности, учете интересов, склонностей учащихся, избранных ими профилей обучения.

Актуальность постановки таких задач подтверждается анализом тенденций развития систем образования (в аспекте подготовки учащихся к труду, их технического, технологического образования) развитых зарубежных стран.

Комплексный, системный характер научного обеспечения современной научно-

производственной деятельности требует развития системного стиля мышления, ориентированного на целостное восприятие объектов с учетом всех сторон, аспектов их функционирования (социальных, экологических, экономических, технологических и др.), на поиск взаимосвязей различных знаний и подходов. Такой стиль мышления и является современным политехническим способом мышления. Основу такого способа мышления составляют фундаментальные идеи, принципы, основополагающие представления, взгляды на научно-производственную деятельность людей и ее результаты - мир искусственных объектов, техносферу, которые составляют технологический аспект научной картины мира.

Изложенное говорит о необходимости усиления социально-педагогических разработок, обеспечивающих трудовое становление учащихся. Школьные годы являются наиболее благоприятными для формирования у них трудолюбия и выбора профессии.

Социально-политические и экономические реалии сегодняшнего дня вовсе не требуют от-

каза от сложившихся представлений о наличии устойчивых связей между полнотой реализации фундаментальных принципов политехнизма, соединения обучения с трудом и достигаемым учениками уровнем общей образованности, функциональной грамотности, практической готовности к трудовой жизни на основе связи общеобразовательных и профессиональных знаний.

Принципиальное значение имеет характерная для инновационных школ тенденция к созданию широкой политехнической основы образования, достижение органичного соединения в педагогическом процессе учебной и предметно-преобразующей деятельности учащихся.

Исследования, выполненные в последние годы у нас и за рубежом, позволяют говорить о более глубоком разностороннем влиянии феномена «соединения» на становление личности (имеются в виду такие базисные инвариантные стороны передаваемой культуры, как умственная и преобразовательная, нравственная и коммуникативная, эстетическая и физическая).

Новизна современной ситуации в школьном образовании состоит не в стирании многократно проверенных жизнью идей и принципов, а прежде всего в том, что динамика и направленность процессов, детерминирующих инновационные решения в сфере дидактики трудовой подготовки, определяются ныне не только потребностями нтп, но и все в большей степени необходимостью свободного согласования политических, экономических, национальных и других интересов огромного множества субъектов зарождающегося цивилизованного рынка, рынка труда - в особенности.

Необходимо определить место и роль технологического образования на политехнической основе в современном мире, выявить эффективные пути и способы его реализации в новых условиях.

Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского госунивер-ситета. Тел. (301-2)210411.

Namsaraev Sergei Dashinimaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy of the Buryat State University. Tel. (301-2)210 411.

УДК

З.Б Лопсоновя

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

В статье автор раскрывает неизвестные страницы истории дошкольного образования в Республике Бурятия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). На основе историко-педагогического анализа автором осуществлена попытка выявления закономерностей и перспектив развития системы дошкольного образования в республике Бурятия.

Ключевые слова: история дошкольного образования, подготовка педагогических кадров, развитие сети детских садов, охват детей дошкольными учреждениями, система дошкольного образования.

Z.B. Lopsonova PRESCHOOL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

In the article the author discovers the unknown pages in the history of preschool education in the Republic of Buryatia during the Great Patriotic War (1941-1945). The author takes an attempt to reveal the general patterns and perspectives in the development of preschool education system in Buryatia on the basis of historical and pedagogical analysis.

Keywords, history of preschool education, preparing of educators for preschool system, development of kindergarten’s network, capacity of preschool institutions, system of preschool education.

Дошкольное образование было и остается одним из важных звеньев в социальной жизни общества, а также в жизни каждого отдельного человека. Основой для дошкольной образовательной системы призван стать проект закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ним дошкольное образование станет одним из уровней общего образования, а государство гарантирует всеобщее право на его получение. Законопроект также предусматривает введение стандарта дошкольного образования, который будет содержать требования к условиям и образовательным программам.

В 2010 году вступили в силу Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный Федеральному государственному стандарту, который принят для начальной школы. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

В связи с этим нововведением особое значение приобретает изучение истории становления и развития дошкольного образования в Республике Бурятия. В данной статье нами рассматривается исторический экскурс в проблему развития дошкольного образования в годы Великой Отечественной войны. На наш взгляд, для того, чтобы определить тенденции и перспективы дальнейшего развития системы важно осуществить ретроспективный анализ проблемы развития дошкольного образования в Республике Бурятия, который позволит выявить закономерности и ос-

новные этапы ее развития в различные культурно-исторические и социально-экономические эпохи.

В связи с улучшением демографической ситуации, в настоящее время существующая сеть дошкольных образовательных учреждений Республики Бурятия не удовлетворяет резко возросшему спросу на места в детских садах. Проблема обеспечения охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования решается на правительственном уровне. В поисках вариативных форм дошкольного образования обсуждаются перспективы создания и функционирования групп семейного воспитания, создание дополнительных мест путем возврата типовых зданий бывших детских садов, использующихся не по целевому назначению, а также о путях снижения остроты проблемы через компенсационные мероприятия.

До настоящего времени вопросы истории развития системы дошкольного образования в Республике Бурятия не являлись предметом специального изучения. Не изученные страницы в истории дошкольного образования в Бурятии в период его становления были представлены в исследовании З.Б. Лопсоновой, А.Б. Цыбиковой (2003) «Дошкольное образование в Бурятии в 1930-е годы» [1]. Целью данной статьи является изучение истории дошкольного образования в Республике Бурятия в период Великой Отечественной войны с 1941-1945 гг. с позиций развития сети дошкольных учреждений, содержания педагогической работы, подготовки педагогических кадров. На основе архивных данных, материалов конференций, отчетов мы попытались восстановить ситуацию в развитии отрасли в обозначенный период и обобщить полученные данные.

Следует отметить, что предвоенные годы характеризовались значительным повышением

общественного дошкольного воспитания, о чем свидетельствуют архивные материалы.

К 1941 году в БМАССР в 63 детских садах воспитывалось 2 792 ребенка дошкольного возраста. В эти годы были намечены мероприятия по созданию и укреплению материальной базы детских садов.

Из материалов годового отчета о состоянии дошкольного воспитания и о работе детских садов в БМАССР за 1941 год: «...в первой половине 1941 года было 63 детских сада с контингентом 2792. Состояние на 1 января 1942 года -79 детских садов и охват детей в них составляет 3580» [6].

Из докладной заведующей дошкольным секторам Наркомпроса товарища Дарбеевой, в республике на 23 февраля 1942 года функционирует 79 садов, из них бюджетных 27. Детскими садами охвачено всего 3580 детей, в том числе детскими садами системы Наркомпроса 1370 человек.

После решения Совета народных комиссаров БМАССР увеличился контингент в бюджетных садах на 250 человек. Увеличение контингента детей проходило за счет открытия новых групп и уплотнения существующих детских садов. Однако существующая на тот период сеть совершенно не удовлетворяла возрастающую потребность в детских садах. Особенно, после Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации трудового городского населения в период военного времени», наблюдался массовый поток детей в детские сады. В феврале 1942 года все детские сады г. Улан-Удэ были переполнены до предела. С каждым днем увеличивалось количество родителей обращавшихся в Го-рОНО с просьбой устроить их детей в детские сады. Как ГорОНО, так и Наркомпрос не в состоянии были решить эти вопросы в силу того, что в детских садах не было мест, и родители вынуждены были брать своих детей с собой на работу. Разумеется, это очень мешало в работе родителей, поэтому администрация многих учреждений не разрешала приводить с собой детей. Таким образом, дети, не охваченные детским садом, оставались безнадзорными. «По заявлению Председателя Обкома Союза строителей товарища Чижика, в данное время производится прием домохозяек, жен призванных в ряды РККА на строительную работу. Производится точный учет их детей. По предварительным данным детей около 300. Для организации своего сада средств у них нет» [2].

Кроме того, в связи с обстановкой военного времени, условия труда отрывали многих роди-

телей на круглые сутки, отсюда была большая необходимость в открытии круглосуточных групп. В 1942 году по г. Улан-Удэ функционировала сеть круглосуточных групп при хозяйственных детских садах, но при бюджетных, не было, ни одной круглосуточной группы. Детские сады, созданные в то время при учреждениях, т.е. ведомственные назывались хозяйственными.

Наркомпрос считал необходимым разрешение вопроса о немедленном расширении сети дошкольных учреждений с контингентом в 300-400 детей. На место сгоревшего детсада в г. Улан-Удэ был открыт детский сад по ул. Ранжу-рова, 8 на 140 детей. Здание детского сада, которое частично было повреждено пожаром, при его приведении в порядок вмещало 170 детей и 6 групп. Таким образом, было принято решение подыскать помещение на 230 человек или 8 групп. Наркомпрос решает взять расширение сети детских садов на госбюджет и обязать Наркоматы, Наркозем и другие предприятия управления открыть детские сады на свои средства

[4].

Из письма инспектора по дошкольному воспитанию Наркомпроса БМАССР тов. Мерешки-ной по плану на 1943 год намечено 33 детсада со среднегодовым контингентом в 2 060 детей. Фактически на 15 мая 1943 года функционировало 33 детсада с контингентом в 2 176 детей. План охвата был перевыполнен на 116 детей. «Потребность в детских учреждениях с каждым днем возрастает, в связи с этим Наркомпрос БМАССР вносит проект постановления в СНК БМАССР о расширении сети дошкольных учреждений и об увеличении детей в существующих детских садах. Постановлением СНК от 15 мая

1943 г. за №255 обязали руководителей предприятий и учреждений не позднее 20 мая текущего года увеличить контингент детей в детсадах. За счет уплотнения в существующих бюджетных детсадах увеличить число мест по городу Улан-Удэ на 243 и по аймакам на 225 мест, в хозяйственных детсадах по городу Улан-Удэ на 717 и по аймакам - 348 мест. Всего в существующие детсады будет принято 1508 детей».

Всего по Бурят-Монгольской республике функционирует 32 детсада с контингентом детей в 6 665 чел. В 1943 году открыто 2 детских сада на 220 мест, из них детский сад санаторного типа на 60 коек, по окончании достройки второго этажа прием должен был увеличиться дополнительно еще на 60 детей. Интересны исторические справки, в которых указывается на то, что «оборудование мягким инвентарем детского са-

да обеспечивали сами родители, вплоть до кухонной и столовой посуды».

Все бюджетные детские сады в военное время, как свидетельствуют исторические источники, имели небольшую государственную поддержку, получали для детей одежду: чулки, обувь, меха на пальто. Заведующие детскими садами договаривались с мастерскими для починки детской обуви. Особо нуждающимся семьям оказывалась материальная поддержка: выделяли бесплатно мыло, чинили белье, каждый квартал посещали ребенка на дому.

«В настоящее время в городском отделе народного образования имеем 65 не удовлетворенных заявлений, главным образом родителей района Батарейки, где мы готовимся открыть детсад на 120 мест, все уже закуплено, но нет помещения. На 75 мест на днях откроем детсад за Удой в г. Улан-Удэ. Предложили председате-

лю Президиума Буркоопсоюза тов. Барьяндаеву открыть детский сад на 80 мест за счет средств Буркоопсоюза. В Заиграевском районе при детском доме открыли однокомплектный детский сад на 30 детей, который работает с 1-го апреля текущего года» [3]. Большое внимание уделялось охвату детей детскими садами в районах республики. Так, примерно в это же время в городе Кяхта организовано при детском саде две группы с круглосуточным пребыванием детей на 50 мест. В городе Улан-Удэ функционирует туберкулезный детский сад на 100 мест.

Из справки Наркомата просвещения республики от 15 октября 1944 года сеть и контингенты детских учреждений Наркомпроса БМАССР за военные годы значительно возросли, о чем свидетельствуют данные, представленные в следующей таблице:

Состояние развития сети и охвата детей детскими садами на период с 1941-1944 гг.

Год Город Село Всего

кол-во садов контингент детей кол-во садов контингент детей кол-во садов контингент детей

1941 9 622 13 288 22 910

1942 13 1159 15 535 18 1694

1943 14 1152 13 434 27 1986

1944 19 1145 20 981 39 2426

Таким образом, в 1941 году по республике было 22 сада, а к 1944 году стало 39, что на 17 садов больше. Контингент детей в 1941 году составлял - 910 детей, а к 1944 году составил 2 426 детей, что на 1 516 детей больше. Данные представлены без учета детских садов хозяйственных организаций. Кроме того, в 1944 году в 89 детских садах хозяйственных организаций воспитывается 6 631 ребенок. Следует отметить, что количество ведомственных детских садов по сравнению с бюджетными на тот период превышало почти в 3 раза. Темпы, взятые в 20-30-е гг. прошлого столетия не снижались в тяжелые годы войны, наоборот решалась задача увеличения и сохранения контингента детей.

К периоду окончания войны народнохозяйственным планом 1945 года утверждена сеть детских садов в 42 единицы с контингентом 3 200 детей, из них: по г. Улан-Удэ 21 единица с контингентом в 2 200 детей, по селу 21 единица с контингентом 1 000 детей.

План П-го квартала по сети перевыполнен на 2 сада, по контингентам только на 94,4%. По городу Улан-Удэ была принята сеть детских са-

дов 17 с контингентом детей 1805. Фактически развернуто было 17 садов на 1498 мест. Таким образом, был недокомплект на 307 мест.

Контингент детей в круглосуточных садах был принят по плану в количестве 200 детей, фактически на I июня 1945 года было охвачено 205 человек. В вечерних группах контингент детей был принят по плану 200 детей, фактически охвачено было только 109 [5].

В 1945-1946 годах в республике был введен в эксплуатацию ряд новых типовых зданий детских садов, строительство которых было приостановлено в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1945 г. в г. Улан-Удэ было сдано в эксплуатацию типовое двухэтажное здание детского сада на 100 мест. В просторное светлое здание типового детского сада по улице Первомайской в г. Улан-Удэ переехали воспитанники санаторного детского сада.

В связи с постановлением №137 от 31 марта

1944 г. «Об организации детских яслей и детплощадок в колхозах» Советом Народных Комиссаров БМАССР был организован план для развертывания детских площадок в колхозах.

Согласно историческим документам началась активная работа по развертыванию детских площадок в колхозах всех аймаков республики. Такие площадки открывались на летний период времени, так как все взрослое население, а это в основном женщины, были вовлечены в труд по уборке урожая, подготовке запасов сена и кормов животным. Практически одновременно решается задача по открытию ясельных групп в детских садах и подготовке ясельных работников, о чем свидетельствуют цифры, согласно которым запланировано в 1944 г. запустить 20 600 ясельных коек и подготовить 260 воспитателей в 20 аймаках республики.

За годы войны появились дети-сироты или потерявшие своих родителей при переезде в другую местность. В связи с этим, сеть и контингенты детских домов в республике также возросли. В 1941 году было 4 детдома, а в 1945 году 8 детдомов, что на 4 детдома больше. Контингент детей также вырос, в 1941 г. было - 540 детей, а в 1945 - 1029 детей, что на 489 детей больше. Для создания нормальных условий в детских учреждениях Главснабпрос Народпроса РСФСР полностью отоваривал фонды детдомов и детсадов республики.

К началу 40-х годов содержание воспитательной работы в дошкольных учреждениях республики оценивается по-разному. В своей работе воспитатели ориентировались на разработанный в 1938 году «Устав детского сада» и программно-методические указания, названные «Руководством для воспитателя детского сада». Из отчета 1941 года следует: «В детских садах города Улан-Удэ воспитательная работа поставлена неплохо. Прошедшее республиканское совещание дошкольных работников показало коренное улучшение качества работы в детских садах. Дошкольные работники осознали всю серьезность работы с детьми. Образцы хорошей работы дают такие сады: № 1,3, 14, 16, 19 и 22».

Значительно хуже обстоит дело в районах республики, где работники детского сада не получают методической помощи в системе, но тем не менее республиканский методический кабинет аккуратно посылает им методические материалы. Представители Наркомпроса и ГорОНО выезжают в районы для оказания помощи педагогам. Отдаленность некоторых районов (Севе-ро-Байкальский, Баргузинский, Баунтовский, Еравнинский и другие) затрудняет поездку в зимнее время. Благодаря централизованному управлению в системе народного образования все процессы, проходившие в Наркомпросе РСФСР, имели свое непосредственное отраже-

ние в действиях Наркомпроса Бурят-Монгольской АССР. В 40-е годы состояние дошкольного воспитания в республике не достигало уровня развития центральных районов страны. Недостаток психологических знаний в сфере закономерностей возрастного развития детей, отсутствие опыта в составлении руководящих документов, квалифицированных кадров на местах - это и многое другое, приводило к значительным искажениям в реализации задач общественного дошкольного воспитания, к нарушениям требований, направляемых центральными органами управления.

Наряду с глобальными задачами сохранения и развития сети дошкольных учреждений в годы войны не менее актуальной была задача подготовки педагогических кадров. Необходимо было за короткий промежуток времени быстро обучить воспитателей. В основном обучение проходило через организацию системы краткосрочных курсов повышения квалификации, которые еще начинались до войны. Существовало планирование (государственный заказ) подготовки квалифицированных кадров, спускаемое распоряжением Наркомпроса РСФСР [1; 37]

В статье «Вехи дошкольного образования Джидинского района», опубликованном на сайте администрации района отмечается, что, несмотря на столь тяжелое военное время, руководство районо заботилось о профессиональном росте своих педагогов. Факт этого подтверждает газета «Стахановец» от 1 апреля 1942 года, где была дана заметка о начале обучения дошкольных работников: «На днях в Петропавловке открылись районные курсы по подготовке дошкольных воспитателей и заведующих колхозными детскими садами, яслями и площадками. Курсы рассчитаны на 40 человек, где воспитатели будут обучаться в течение 10 дней». В связи с ростом сети дошкольных учреждений ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Работать в детские сады приходили зачастую люди без профильного образования и опыта работы. Поэтому Народный Комиссариат Просвещения издает указание об экстернате для дошкольных работников в котором говорится, что «экстернат, то есть специальные испытания за курс педагогического училища по педагогическим дисциплинам, организуется для дошкольных работников, работающих в детских садах, имеющих общее среднее образование. Экстернат за курс дошкольного педучилища может быть организован при каждом отделении заочного обучения педучилища, при любом количестве дошкольных работников, желающих сдавать экстерном

за педучилище».

Дошкольные работники, желающие сдавать экстерном обучение в педагогическом училище, подавали заявление на имя директора педучилища, с приложением документов об образовании, о возрасте и месте работы. Рассмотрение заявлений, документов и оформление приема в число экстернов производилось непосредственно директором педучилища. Срок обучения экстернов обычно был один год.

Дошкольные работники-экстерны сдавали испытания в объеме программ дошкольного педагогического училища по следующим учебным предметам: педагогика, история педагогики,

дошкольная гигиена, методика знакомства детей с природой, художественное чтение, рассказывание и детская литература; методика рисования, лепки и занятий с другими материалами; методика игры и физкультуры; методика пения, ритмики и музыки.

С целью оказания помощи экстернам в изучении наиболее трудных разделов курса отдельных дисциплин, педагогическое училище организовало для них, в период сессий заочников, занятия (консультации, лекции преподавателей).

Педагогическое училище обеспечивало экстернов программами по указанным выше дисциплинам, учебной литературой и методическими указаниями для заочников. Республиканский методический кабинет по дошкольному воспитанию также оказывал помощь экстернам в их самостоятельной работе, организуя для них консультации по специальным предметам, рекомендуя литературу и методические материалы, а также контролируя самостоятельную работу экстернов.

В период сессии или на консультационных пунктах проводилась проверка знаний экстернов по русскому языку. Тексты диктантов составлялись преподавателями и утверждались директором педучилища. Требования к содержанию диктанта и к качеству его выполнения экстерном предъявлялись те же, что и для завершающих обучение в педучилище.

Для экстернов, не отвечающих установленным требованиям в знаниях по русскому языку, организовывалась специальная помощь в виде заданий для самостоятельных занятий по русскому языку, а также их прикрепляли к наиболее квалифицированным преподавателям ближайших школ для занятий по русскому языку.

Если при проверке диктанта окажется, что дошкольные работники не отвечают установленным требованиям в знаниях по русскому языку, то давали задания для самостоятельной

работы.

Экстернам, сдавшим все установленные занятия, но обнаружившим неудовлетворительную грамотность, выдача аттестатов задерживалась до полного овладения ими требуемыми знаниями по русскому языку.

Дошкольные работники, имеющие законченное среднее образование и сдавшие в порядке экстерната все установленные для них испытания с оценкой не ниже «посредственно», получали аттестаты об окончании дошкольного педагогического училища установленного образца

[3].

Заочные отделения педучилища организовали систематический контроль за выполнением экстернами учебных планов, их самостоятельными занятиями и оказывали помощь в составлении индивидуальных планов занятий.

Из справки Наркомата просвещения республики от 15 октября 1944 года, в республике имелось два педагогических училища в городах Улан-Удэ и Кяхта с контингентами по годам обучения: от 242 человек в 1940-1941 учебном году до 264 в 1944-1945 гг.

«Для улучшения работы педучилищ проведена работа по их укомплектованию более квалифицированными кадрами, возвращено здание Улан-Удэнскому педучилищу, организованы начальные школы при них. Неудовлетворительно обеспечиваются педагогические училища учебниками по специальным педагогическим и методическим дисциплинам, что отрицательно влияет на качество подготовки учителей. В настоящее время при педагогическом училище организованы курсы для учителей начальных школ с контингентом 30 человек» [5].

В 1948 году при Улан-Удэнском педагогическом училище было открыто отделение по дошкольному воспитанию, которое призвано было заниматься подготовкой кадров для системы дошкольного образования.

Значительный рост сети дошкольных учреждений в военные годы объясняется тем, что советские женщины-патриотки пошли на предприятия, на колхозные поля и в учреждения, чтобы заменить своих мужей и братьев, ушедших на фронт.

Таким образом, в тяжелых условиях военного времени, несмотря ни на какие трудности, забота о дошкольном воспитании детей не только не ослабевала, но еще более усиливалась. Это сказалось на значительном увеличении роста численности детских садов, так и количества детей, охваченных ими.

Данный исторический экскурс, охватываю-

щий небольшой промежуток времени, связанный с самыми тяжелыми годами в жизни нашей страны, позволяет по-новому взглянуть на современную ситуацию в дошкольном образовании. На протяжении XX в. в Республике Бурятия наблюдается постепенный рост, который доходит до значительного охвата примерно 60% детей к 80 годам и резкое падение численности сети дошкольных учреждений в 1990-е кризисные годы. С начала 2000 г. вплоть до настоящего времени ситуация остается напряженной, так как в очереди на получение места в детских садах г. Улан-Удэ стоят 15 тысяч детей. Обеспечение детей дошкольным образованием является на сегодня важной государственной задачей. Необходимо рассмотреть разные подходы к решению проблемы нехватки мест в детских садах, так как усилия муниципалитета исчерпаны, детские сады переукомплектованы. Открыть частный детский сад или дошкольную группу очень сложно, так как по российским нормативам для открытия детского сада надо получать разрешения от санэпидемстанции и пожарных, получить лицензию на право образовательной деятельности, что требует создание необходимых условий и серьезных затрат. Дефицит бюджетных средств не позволяет вводить в строй новые детские сады, чтобы удовлетворить спрос. Сегодня муниципалитеты ставят задачу уплотнения имеющихся дошкольных образовательных учреждений, ситуация повторяется в точности как в годы Великой Отечественной войны.

Дошкольные учреждения переходят в новую организационно-правовую форму - автономное учреждение, развивается частно-муниципальное партнерство, расширяется спектр платных образовательных услуг. Детские сады рассматриваются уже не как учреждения присмотра и ухода, а к ним предъявляются требования качества дошкольного образования. Федеральные государственные требования в корне меняют старый уклад жизни детского сада, в них выделены десять образовательных областей, виды деятельности дошкольника в соответствии с возрастными особенностями, вся образовательная деятельность должна строиться на интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом планировании. Организованные занятия, согласно ФГТ должны проводиться только с детьми старшего дошкольного возраста. Моделирование образовательного процесса происходит на основе проблемно-игровых образовательных ситуаций в совместной, самостоятельной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время происходят позитивные изменения в сфере дошкольного образования, связанные с повышением его качества, привлечением родителей и общественности к оценке деятельности ДОУ, улучшением заработной платы воспитателей. На предстоящем Байкальском образовательном форуме летом 2012 г. будет обсуждаться тема сквозных образовательных результатов, начиная со ступени дошкольного образования.

Литературы

1. Лопсонова З.Б., Цыбикова А.Б. Дошкольное образование в Бурятии (1930-е гг.): учеб. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2003. - 78 с.

2. Дошкольное воспитание в БМАССР: из опыта работы детских садов. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959. - 53 с.

3. Женщины Бурятии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: документы и воспоминания. - Улан-Удэ:

Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2005. - 320 с.

4. НАРБ. Ф. 248. Оп. 17. Д. 148.

5. НАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 277.

6. НАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 236.

Лопсонова Зинаида Баторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета. E-mail: Topsonova@ mail.ru

УДК 37.014

И.А. Маланов, В.А. Балханов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье раскрывается сущность понятия «Образовательное пространство», а также дается анализ развития регионального образовательного пространства в условиях современной России, выявляются особенности этого процесса.

Ключевые слова: образование, пространство, образовательное пространство, образовательные события, регионализация образования, региональное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.