Экономика образования Шабанова М.М., Алиева Р.Р.
Регионализация образования как важный фактор сбалансированного социально-экономического развития региона
В условиях развития вариативности и демократизации образования особое значение приобретает регионализация российской системы образования, усиление национальных и региональных компонентов содержания образования и расширение самостоятельности образовательных учреждений в выборе образовательных и профессионально-образовательных программ, необходимых в условиях конкретного региона.
Регионализация является одним из приоритетных направлений реформирования современного российского общества и государства, в процессе реализации которого объединяются две тенденции - укрепление единства и целостности России и повышение уровня самостоятельности и комплексности развития регионов в различных сферах экономической и социальной жизни, в том числе в образовании. Регионализация образования - принцип развития мирового образования, который определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития общества, признанием уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства и целостности.
В этом контексте под региональным образовательным пространством понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов, средств массовой коммуникации, ориентированных на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию, функционирующие в конкретном регионе [4].
Особенности развития образовательного пространства региона зависят во многом от образовательных потребностей населения региона. Они определяют выбор образовательных программ, расположение сети образовательных учреждений, соотношение государственных и негосударственных образовательных учреждений, типы и виды школ и учебных заведений. Экономическое развитие региона, его финансовое положение, уровень доходов, национальный и религиозный состав населения, культурные традиции и предпочтения, климатические и географические условия - эти факторы образовательного пространства в значительной мере регулируют образовательные потребности конкретной личности. Выбор будущей профессии, направления повышения квалификации, переподготовки, уровня образования зависит не только от способностей и интересов личности, но также и от тех возможностей профессиональной и личностной социализации, которые существуют в конкретном регионе.
Образование необходимо рассматривать в качестве системы, обеспечивающей достижение целей не специфично образовательных, а именно целей, связанных с развитием региональных комплексов в целом. В этой связи можно говорить о развитии образования в качестве средства организации развития региона, хотя это и не является прямой функцией системы образования. Но это предполагает целенаправленную консолидацию деятельности образовательных учреждений в рамках выдвигаемых социально-экономических и социокультурных проектов и программ развития региона и создание на этой базе региональных систем среднего профессионального образования именно как систем со всеми их признаками.
Современные региональные системы образования должны обладать такими основными качественными характеристиками региональной системы образования, как открытость, т е. доступность в получении профессионального образования всеми желающими, независимо от возраста и образовательного ценза, преемственность, предполагающая последовательное, взаимосвязанное и взаимообусловленное построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с уровнями и ступенями образования, и непрерывность как возможность целенаправленного и последовательного профессионального становления и развития личности в течение всей жизни как в учебных заведениях, так и путем самообразования.
Эти характеристики региональной системы образования определенным образом взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, их наличие свидетельствует о развитии, т.е. переходе системы в новое качественное состояние.
Взаимодействие элементов региональной системы строится на принципах добровольности, осознанности, целесообразности. Рационально организованные региональные и межрегиональные сети образовательных учреждений в наибольшей степени создают оптимальные условия для эффективного использования финансовых средств.
В настоящее время происходит значительное преобразование региональных систем образования, связанное с дифференциацией и интеграцией образовательных учреждений и услуг. В регионах функционируют гимназии, лицеи, колледжи, академии, университеты, дающие более качественное образование по сравнению с традиционным, образовательные услуги, в том числе дополнительного и послевузовского образования, с учетом новых запросов личности, общества, государства, рынка труда, региональных и национальных социумов, становятся более разнообразными, в региональную образовательную сеть включаются и негосударственные образовательные структуры. Интересным представляется опыт объединения одноуровневых разнопрофильных образовательных учреждений, а также разноуровневых однопрофильных образовательных учреждений. Наметилась тенденция к комплексной интеграции разноуровневых и разнопрофильных образовательных учреждений, создаются
региональные учебно-научные центры, образовательные комплексы, учебные округа и другие интегрированные структуры [3].
При этом следует иметь в виду объективно обусловленное действие противоположных тенденций, которые являются характерными для современного этапа развития образования: центростремительной и центробежной.
Первая обусловлена объективной потребностью сохранения в России единого образовательного пространства.
Центробежная тенденция связана с осознанием невозможности и нецелесообразности в условиях демократизации управления сохранять функции Центра в прежнем унифицированном виде. Разделение полномочий во всех сферах общественной жизни, передача значительной их части в регионы отвечает идеям разгосударствления собственности, рыночной направленности.
Оптимальное сочетание данных тенденций должно исходить из того, что образование - это не только отрасль народного хозяйства, но и социокультурная сфера, функционирование и развитие которой имеет межотраслевой территориальный характер, отражающий и затрагивающий прямо или косвенно интересы социумов страны, регионов, поселений, большинства населения. Поэтому государственная образовательная политика в целом, региональная образовательная политика как ее состав-ляющая выступают предметом ведения, объектом полномочий органов власти в целом, а не только органов управления образованием.
Социокультурный характер сферы образования определяет необходимость государственно-общественного управления ее функционированием и развитием.
На наш взгляд, можно выделить ряд направлений развития взаимодействия органов власти и управления в региональной образовательной политике, являющихся наиболее перспективными на современном этапе. Одной из таких тенденций, обозначенных федеральным законодательством в сфере образования и соглашениями между органами исполнительной власти федерального центра и субъектов Российской Федерации, является децентрализация управления региональными системами образования. Данный процесс осуществляется посредством закрепления за органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации увеличивающегося объема полномочий в сфере образования. В свою очередь, делегирование части полномочий федеральных структур исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным органам управления образованием даст возможность субъектам Российской Федерации создавать единые органы управления и координации деятельности региональных систем общего и профессионального образования независимо от их ведомственной подчиненности. Это создаст возможность для большей интеграции ведомственных образовательных учреждений федеральной подчиненности с региональными учреждениями и органами власти.
Целесообразным представляется также формирование при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской
Федерации или их органах управления образованием соответствующих общественных или попечительских советов.
Нельзя не отметить также и возрастание роли в региональной образовательной политике местного самоуправления, муниципальных органов власти, не забывая при этом о необходимости передачи государственных полномочий на уровень местного самоуправления в тех объемах, который они в состоянии выполнить. Образовательное пространство как на федеральном и региональном уровнях, так и на муниципальном нуждается в государственно (муниципально)-общественном регулировании. Поэтому создание муниципальных советов по образованию является столь же необходимым, как и на региональном и федеральном уровнях.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
• преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
• сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
• органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
• объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования [2].
Для того, чтобы оценить степень различия региональных систем по тем или иным критериям, а также определить и классифицировать последствия неоднородности их развития можно проанализировать вышеуказанные составляющие системы образования. Для каждого из этих элементов существует ряд показателей, которые позволяют дать анализ по отдельным регионам.
Так, для содержания образования (программы и стандарты) в качестве характеристик региона можно рассматривать результаты единого государственного экзамена), численность детей до 15 лет, не охваченных основным общим образованием, численность выпускников образовательных учреждений, зарегистрированных в службе занятости, степень обновляемости номенклатуры специальностей профессиональной подготовки, динамика уровня заболеваемости учащихся (сравнение здоровья учащихся в начале и в конце обучения) и т.д. Такие же показатели можно использовать и для оценки деятельности сети образовательных учреждений, реализующих эти программы и стандарты. Анализ системы органов управления можно провести с применением таких критериев, как численность аппарата управления по уровням образовательных систем, наличие нормативно-правовой базы социального партнерства, количество образовательных учреждений, изменивших ведомственную принадлежность, показатели, связанные с лицензированием, аттестацией и аккредитацией
образовательных учреждений, наличие региональной программы развития образования и степени ее выполнения, наличие региональной программы модернизации образования и плана мероприятий по ее реализации, наличие Координационного совета при главе администрации региона, инфраструктура системы образования (учреждения и организации, подведомственные органам управления образованием), количество экспериментальных площадок количество образовательных учреждений, имеющих статус юридического лица, по отношению к общему количеству образовательных учреждений, учреждений и организаций, обеспечивающих образовательный процесс, количество в образовательных учреждениях специалистов, сопровождающих образовательный процесс: психологов, классных воспитателей, медперсонала, дефектологов и др.
Неоднородность развития региональных образовательных систем может повлечь за собой такие социальные последствия, как рост расходов на образование, снижение управляемости системы образования, качества и эффективности образовательного процесса, качества (уровня) жизни населения, образовательного уровня населения, социальной защищенности работников сферы образования, к росту социальной напряженности в сообществе, ухудшению демографической ситуации.
Среди наиболее значимых показателей, отражающих неравномерность развития региональных систем образования, можно отметить наличие нормативно-правовой базы социального партнерства, наличие юридического статуса образовательного учреждения, наличие и выполнение региональных программ развития образования и других целевых программ, баланс распределения выпускников, наличие необходимых учреждений инфраструктуры, уровень квалификации педагогических кадров численность специалистов, сопровождающих образовательный процесс и другие.
Сопоставление вышеуказанных показателей позволит определить вероятность наступления негативных социальных последствий, может быть использовано для разработки и реализации комплексных мероприятий по развитию системы образования.
Это даст возможность управленческому персоналу региональной образовательной системы разработать управленческие решения по минимизации вероятности достижения негативных социальных последствий при разработке стратегических и тактических задач развития системы образования [1].
Региональные условия расширяют возможности для осознания каж-дым субъектом меры влияния образования на общество. Выступая объек-тивной потребностью социального и научно-технического развития, об-разование закономерно становится фактором развития региона.
В связи с изложенным можно сказать, что сущность регионализации образования состоит в последовательной ориентации деятельности разнофункциональных учебных заведений на нужды региона, в возрастании их роли в социально-экономическом комплексе региона.
Основными направлениями регионализации образования являются:
• ориентация на потребности личности в собственном культурном и профессионально-образовательном развитии, обусловленные в той или иной мере условиями экономической среды и спросом на региональном рынке труда на определенные категории работников;
• формирование единого образовательного пространства региона с учетом конкретных особенностей региона (демографических, социальных, экономических) при организации деятельности системы образования;
• определение сфер, направлений деятельности образования как активного фактора развития региона на основе учета природных, географических, экономических, исторических, культурных особенностей, национальных, этнических традиций региона.
Регионализация образования - это процесс взаимопроникновения интересов образования и региона, формирования у образовательной среды характерных черт региона и обретения регионом своей системы данного уровня образования; это превращение образования в важный фактор социально-культурного развития регионов, а регионов, в свою очередь, - в не менее значимый фактор развития образования.
Литература
1. Балыхин, Г.А., Беляков, С. А., Вагунин, З.В. и др. Оценка и управление социальными рисками, связанными с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации [Текст]//Г. А. Балыхин, Университетское управление. 2002, № 3 (22), -С. 38-41.
2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 "Об образовании"[Текст]//"Российская газета", № 172, 31.07.1992.
3. Кадакин, В.В. Формирование современной образовательной политики: национально-региональный аспект: диссертация кандидата педагогических наук [ Текст]/В.В. Кадакин. - М., 2002, -176 с.
4. Шабалин, Ю.Е. Система образования региона в условиях трансформирующегося регионального образовательного пространства [ Текст]/Ю.Е. Шабалин, Россия как трансформирующееся общество: экономика, деловая культура, управление. - М., 2003, С. 225 - 230.
5. Якимчук, К.Д. Образовательная система России: противоречия и потребности [Текст]// К. Д. Якимчук, Право и образование. - 2000, № 5, -С. 28-35.