Научная статья на тему 'О состоянии и особенностях регионализации образования в странах постсоветского пространства (на примере России, Армении, Латвии)'

О состоянии и особенностях регионализации образования в странах постсоветского пространства (на примере России, Армении, Латвии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET SPACE / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONALIZATION OF EDUCATION / ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION POLICY OF REGIONALIZATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL EDUCATION SYSTEM / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL COMPONENT OF EDUCATION / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / РОССИЯ / RUSSIA / АРМЕНИЯ / ARMENIA / ЛАТВИЯ / LATVIA / МОНОЭТНИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / MONO-ETHNIC STATE / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / MULTI-ETHNIC STATE / ЭТНОКУЛЬТУРА / ETHNOCULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариносян Тигран Эмильевич

В статье рассматривается состояние регионализации образования в странах постсоветского пространства (на примере России, Армении, Латвии). В результате распада СССР страны постсоветского пространства, становясь самостоятельными субъектами, принялись осуществлять собственную национально-государственную политику, частью проведения которой оказалось формирование региональной системы образования, отражающей особенности социально-экономического, политического и этнокультурного развития своих регионов в поликультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мариносян Тигран Эмильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPON THE STATUS AND FEATURES OF THE REGIONALIZATION OF EDUCATION IN THE COUNTRIES OF THE POST-SOVIET SPACE (BY THE EXAMPLE OF RUSSIA, ARMENIA, LATVIA)

The state of the regionalization of education in the post-Soviet countries (by the example of Russia, Armenia, Latvia) is considered in the article. As a result of the collapse of the USSR, the post-Soviet countries, becoming independent entities, have begun to implement its own national state policy. Part of this policy is the formation of the regional system of education, particularly reflecting the socio-economic, political and ethno-cultural development of the regions in a multicultural space.

Текст научной работы на тему «О состоянии и особенностях регионализации образования в странах постсоветского пространства (на примере России, Армении, Латвии)»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 37

О состоянии и особенностях регионализации образования в странах постсоветского пространства (на примере России, Армении, Латвии)1

В статье рассматривается состояние регионализации образования в странах постсоветского пространства (на примере России, Армении, Латвии). В результате распада СССР страны постсоветского пространства, становясь самостоятельными субъектами, принялись осуществлять собственную национально-государственную политику, частью проведения которой оказалось формирование региональной системы образования, отражающей особенности социально-экономического, политического и этнокультурного развития своих регионов в поликультурном пространстве.

Ключевые слова: постсоветское пространство, регионализация образования, политика регионализации образования, региональная система образования, региональный компонент образования, Содружество Независимых Государств (СНГ), Россия, Армения, Латвия, моноэтническое государство, полиэтническое государство, этнокультура.

Т.Э. Мариносян

В результате распада СССР страны постсоветского пространства, становясь самостоятельными субъектами, принялись осуществлять собственную национально-государственную политику, частью которой стало формирование региональной системы образования, отражающей особенности социально-экономического, политического и этнокультурного развития своих регионов в поликультурном пространстве при сохранении при этом традиции воспитания «межкультурной компетенции обучающегося» [7, с. 70].

Образование является неотъемлемой частью социального развития и культуры, поэтому регионализация, вызванная экономическими, культурными, демографическими, национальными отличиями, не могла не затронуть образовательные процессы в странах постсоветского пространства [4]. Возника-

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00650.

© Мариносян Т.Э., 2015

63

О состоянии и особенностях регионализации образования...

ет необходимость в создании региональных образовательных программ и регионального компонента базисных учебных планов, что позволит каждой территории конкретной страны идти характерным путем развития с учетом ситуации и специфики региона, с учетом сложившихся традиций, обычаев, своеобразия развития экономики, производства. Таким образом, в каждом регионе появляется региональная образовательная программа, ориентированная на нужды отраслей хозяйства отдельно взятого региона, что приводит к стабилизации социальной жизни, регулированию взаимоотношений общества со средой. «Региональная система образования представляет совокупность организационных структур, находящихся на определенной территории и включенных в социально-экономическую систему региона с присущими ему особенностями: природными, экологическими, культурно-историческими, этнографическими, а также обеспечивающих полноту и непрерывность образования (присвоения культурно-исторического опыта) индивида, проживающего на данной территории» [8, с. 123].

Сложности разработки и реализации оптимальной для российской системы общего образования модели регионального компонента (национальнорегионального компонента) государственного образовательного стандарта во многом обусловлены особенностями построения РФ как многонационального государства и поликультурного российского общества [3, с. 27].

Как правило, законодательной базой для стран постсоветского пространства, в которых действует принцип регионального образования, служит закон об образовании этих государств. Например, для РФ юридическим оформлением системы регионального образования можно считать Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» [17], в статье 8 которого прописаны полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социальноэкономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации.

Регионализация, одно из стратегических направлений современной политики, во многом определяется федеральным устройством Российского государства. Усиление региональной проблематики — естественный ответ на длительный процесс гиперунификации и сверхстандартизации образовательной политики, длившийся многие десятилетия и приведший к тому, что сфера образования перестала быть предметом самостоятельной творческой активности регионов как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно-воспитательной деятельности [12].

По представлению М.В. Рыжакова, основными функциями национального регионального компонента могут быть следующие:

— формирование и закрепление «регионального содержания» как компонента государственной политики и практики работы системы образования и образовательного учреждения региона;

64

О состоянии и особенностях регионализации образования...

— определение оптимального объема содержания, подлежащего обязательному усвоению учащимися региона;

— устранение единых научно-методических подходов к наполнению регионального компонента стандарта и создание, таким образом, базы для разработки составляющих учебно-методических компонентов;

— обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений региона и преемственности обучения на различных ступенях;

— оптимизация и унификация с учетом федерального компонента средств контроля и оценки качества результатов обучения;

— повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубления и расширения содержания федерального компонента [13, с. 44].

Регионализация затрагивает как системообразующие базовые отрасли образования — общее, профессиональное и научное образование, так и дошкольное образование (воспитание), дополнительное образование.

Требования к учету при проектировании образовательного процесса в детских образовательных учреждениях специфики национально-культурных, демографических, климатических условий отражены в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [11].

Благодаря региональному компоненту образования дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в том или ином регионе. Регионализация дошкольного образования предполагает:

— активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как представителя определенного этноса и жителя определенного региона;

— развитие образовательной сферы региона с учетом культурного, эколого-географического богатства региона;

— воспитание интернационального сообщества на основе мультикультурного образования [5, с. 110].

По мнению А.М. Новикова, «что касается только профессионального образования — это переход от ведомственной ориентации профессиональных учебных заведений к региональной их ориентации. Если раньше большинство профтехучилищ, многие техникумы и многие вузы (технические, химические и т.д.) создавались при крупных предприятиях или группах предприятий одной отрасли, расположенных в одном городе, области, и обеспечивали их квалифицированными кадрами сравнительно узкого круга специальностей, то сейчас ситуация меняется» [9, с. 137]. «Принцип регионализации профессионального образования охватывает целый ряд аспектов деятельности учебных заведений в новых социально-экономических условиях» [8, с. 137]. В частности, «эторегионализация содержания образования как отказ от повсеместно унифицированных учебных планов,

65

О состоянии и особенностях регионализации образования...

программ, учебников. Вводимые или подготавливаемые государственные стандарты образования всех уровней предусматривают национально-региональные компоненты содержания, что будет реализовать, очевидно, очень непросто для такой страны, как Россия с ее многонациональным населением, многообразием климатических, демографических, социально-экономических и других условий» [8, с. 137].

Региональный подход к решению образовательных задач характерен не только для Российской Федерации, но и для других стран постсоветского пространства. Международное сотрудничество в сфере образования, необходимое для обмена опытом использования регионального компонента в процессе обучения (обсуждение новых программ, стандартов, создание новых учебников), реализуется в рамках международных договоров Российской Федерации, договоров, заключаемых образовательными и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования и образовательной организацией стран СНГ, международных и межгосударственных проектов и программ в сфере образования. Вероятно, что «начальной точкой международного сотрудничества стала Первая национальная конференция в Суздале в декабре 1996 г., в которой приняли участие эксперты — организаторы образования, ученые и педагоги России, Армении, Азербайджана, Грузии, Беларуси, Эстонии, Латвии, Молдовы, Украины и стран Западной Европы. На этом этапе обсуждалось, что представляет собой региональный компонент исторического образования, как интегрировать его в процесс обучения и как должно соотноситься преподавание региональной, национальной и всемирной истории» [2].

Регионализация образования в Республике Армения

Реформирование в сфере образования, начавшееся во второй половине 1990-х годов, имеет своей целью создание непрерывной целостной системы образования. Формальное образование в Армении представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых действуют государственные, негосударственные и муниципальные учебные заведения (в комментарии 1 приведены данные об уровне образования постоянного населения Республики Армения по состоянию на 2011 год в соответствии с положениями закона РА «Об образовании»). Уровни образования рассматриваются с позиции личности, и они таковы:

— к начальному образовательному уровню отнесены лица, закончившие начальные курсы или начальную школу, но не получившие общего основного образования, а также учащиеся 5—9 классов общеобразовательной школы;

— к основному образовательному уровню отнесены лица, закончившие основную общеобразовательную школу и получившие соответствующий аттестат о ее окончании, а также учащиеся 10—12 классов старшей школы;

66

О состоянии и особенностях регионализации образования...

— к среднему образовательному уровню отнесены лица, закончившие среднюю общеобразовательную школу (включая школы с углубленным изучением отдельных предметов), училище, гимназию и другие учебные заведения, осуществляющие средние общеобразовательные учебные программы;

— к среднему профессиональному (ремесленному) образовательному уровню отнесены лица, получившие предварительное профессиональное образование (окончившие ремесленные, профтехнические, отраслевые технические училища) на основе общего основного / общего образования или среднего общего образования и получившие соответствующий аттестат об окончании;

— к среднему специальному образовательному уровню отнесены лица, закончившие техникум, колледж или уравненные с ними другие государственные и негосударственные средние специализированные учебные заведения (педагогическое, медицинское училища и т.д.) и получившие среднюю профессиональную квалификацию и соответствующий аттестат об окончании;

— к высшему специальному образовательному уровню были отнесены лица, закончившие государственные или негосударственные высшие учебные заведения: университет, институт, академию, консерваторию, а также лица, получившие степень бакалавра, дипломированного специалиста и магистра;

— к поствузовскому профессиональному образовательному уровню были отнесены лица, закончившие аспирантуру, интернатуру, ординатуру и получившие свидетельство об окончании;

— «кандидат наук» или «доктор наук» — к этим научным степеням были отнесены лица, получившие соответствующие научные степени;

— к уровню «не имеет начального образования» были отнесены лица в возрасте 6 лет и старше (как учащиеся, так и не учащиеся), не получившие начального образования.

Среднее образование в республике осуществляется в трехуровневой средней общеобразовательной школе:

— начальная школа — 1—4 классы;

— средняя школа — 5—9 классы;

— старшая школа — 10—12 классы.

Профессиональные образовательные программы осуществляются в различных образовательных учреждениях.

В средних профессиональных (ремесленных) учебных заведениях осуществляются начальные профессиональные учебные программы (ремесленнические, профтехнические, специализированные отраслевые учебные заведения, уголовно-исполнительные центры) на основе базового и среднего (полного) общего образования.

Средние специальные учебные заведения — это государственные и негосударственные техникумы, колледжи и уравненные им другие средние

67

О состоянии и особенностях регионализации образования...

специальные учебные заведения, осуществляющие программы по среднему профессиональному образованию (педагогические и медицинские училища, экономический колледж и т.д.).

Высшие профессиональные учебные заведения — это институты, академии, университеты, консерватории и уравненные с ними другие высшие профессиональные учебные заведения (государственные и негосударственные), осуществляющие программы высшего профессионального образования.

Поствузовские профессиональные учебные заведения — это образовательные центры (вузы, аспирантуры научных учреждений, интернатуры, а также докторантуры), которые осуществляют соответствующие учебные программы.

В графу «не учатся» были занесены лица в возрасте 6 лет и старше, которые не учились в каком-либо учебном заведении [17].

В 1991 году, с приобретением независимости, в условиях перехода экономики к рыночным отношениям, в республике произошли коренные социально-экономические перемены. Основные реформы, осуществленные в областях республики, были связаны с аграрной отраслью, с ведением сельскохозяйственного производства (в комментарии 2 приведены сведения о населении, проживающем в городских и сельских поселениях РА).

На протяжении десятилетий Армения была промышленной страной, и только в последние годы промышленность начала уступать место аграрному сектору. Так, если в 1991 году промышленность по показателю валовой добавленной стоимости в 1,5 раза превосходила сельское хозяйство, то начиная с 1993 года произошло обратное, и в 1994 году сельское хозяйство по указанному показателю в том же размере превзошло промышленность. В 1998 году доля промышленности в структуре внутреннего валового продукта (ВВП), произведенного в республике, составляла 23,4%, а сельского хозяйства — 33,2% [15].

Аналогичные социально-экономические перемены происходили почти во всех регионах республики, в преобладающем большинстве своем в районах, имеющих промышленное развитие. В результате большой спад пережили промышленные комплексы таких крупных городов, как Ереван, Гюмри и Ванадзор. Социально-экономические потрясения оказали большое воздействие на занятость населения (в комментарии 3 представлена краткая информация о Республике Армения, ее административно-территориальном делении, приведены статистические данные о составе населения страны).

В сфере образования в деле управления образовательными учреждениями возросла роль областных и местных властей. Вместе с децентрализацией общеобразовательного управления в общеобразовательной системе расширилась автономия образовательных учреждений, что содействовало реализации принципов их финансирования по числу обучающихся.

68

О состоянии и особенностях регионализации образования...

Новое административно-территориальное деление республики и проводимая территориальная политика страны привели к децентрализации государственного управления и, соответственно, к предоставлению функций управления системами здравоохранения, образования и социальной системой общинам (комментарий 4). Руководитель общины в соответствии с Конституцией Республики Армения [6] и соответствующими законами страны осуществляет предписанные ему полномочия, в частности, организует работу в сфере образования, культуры и спорта (информация о распределении полномочий между различными уровнями управления в РА приведена в комментарии 5).

Хотелось бы отметить, что в Конституциях и других государств СНГ правовое положение органов местного самоуправления и местного управления регулируется отдельными главами или статьями (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызия, Узбекистан, Украина, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан), а в муниципальном законодательстве этих стран довольно часто встречается вопрос образования местного значения (Армения, Азербайджан, Украина, Узбекистан, Таджикистан) [18, 24].

В процессе регионализации образования в Армении создаются новые модели школ, которые могут быть использованы в практике школ других стран Содружества. Например, на армянскую модель школ с индивидуальной образовательной программой обратил внимание В.А. Болотов, заявив, что «это очень интересный опыт, особенно для малокомплектных сельских школ, проблема которых в России стоит гораздо более остро, чем в Армении» [10].

Как и многие страны постсоветского пространства с переходной экономикой, Республика Армения столкнулась с проблемой избыточности систем школьного образования с множеством небольших школ и небольших классов. Чтобы снизить расходы, в 2004 году правительством РА было принято решение объединить небольшие школы. В результате этого процесса количество учителей в общеобразовательных школах сократилось на 6000 человек [19]. В первую очередь это касалось школ в сельских местностях. Консолидация школ рассматривалась как возможность экономии средств, которые можно было бы перенаправить на повышение квалификации учителей и рост эффективности оставшихся школ и классов, что, в свою очередь, привело бы к качественным улучшениям в системе образования.

Регионализация образования в Республике Армения отражает социальные и экономические проблемы, национальные и культурные традиции региона. Политика регионализации образования в Армении направлена на решение реальных потребностей и учет различных форм взаимодействия региональных интересов республики, благодаря чему эффективно решаются задачи соответствия образования региональному рынку труда, народно-хозяйственным потребностям. Однако на пути развития процессов

69

О состоянии и особенностях регионализации образования...

регионализации образования в республике возникает ряд препятствий и трудностей, связанных с недостаточной проработанностью методических оснований для дифференциации республиканского и регионального компонентов образования, а также с готовностью и способностью отдельных регионов выступить в качестве субъекта образовательной политики.

В настоящее время в республике проводится политика регионализации образования только в старших классах, где имеются классы с ремесленным уклоном, в колледжах и ПТУ.

Очевидно, что опыт стран СНГ в создании и применении моделей регионализации образования способствовал бы преодолению проблем, возникших в ходе реализации политики регионализации образования в Республике Армения.

Регионализация образования в Латвийской Республике (комментарий 6). Система образования Латвийской Республики [16]

Общая структура образования Латвии такова. Основное образование в Латвии обязательно, программа рассчитана на 9 лет. Цель основного образования — дать человеку необходимые в жизни навыки и умения. Обычно эту программу реализует основная школа. Образовательные программы первых четырех классов могут реализовать начальная школа или же средняя школа.

Среднее образование. В среднем образовании существует два вида программ: общая средняя (ее задача — подготовить к дальнейшей учебе) и профессиональная средняя образовательная программа (ориентирована на получение профессиональной квалификации).

Общеобразовательные программы реализуют средние школы или гимназии. Средние школы осуществляют полную программу общего образования. Гимназии могут частично реализовывать программы основного образования (начиная с 7 класса), обязательно — общего среднего образования, имея как минимум 2—3 направления образовательных программ: гуманитарное, математическое и т.д.

Задача профессионального среднего образования — дать начальную профессиональную квалификацию и возможность продолжать образование на более высоком уровне. Профессиональное среднее образование можно получить в ремесленных училищах или профессиональных средних школах.

Ремесленные училища предлагают программы с продолжительностью учебы до 3 лет. Они принимают учеников, как имеющих основное образование, так и, в отдельных случаях, с неполным основным образованием: ученики имеют возможность параллельно с получением квалификации закончить также и программу начального образования.

В ремесленном училище можно получить два уровня профессиональной квалификации. Первый уровень дает возможность выпускнику выполнять

70

О состоянии и особенностях регионализации образования...

элементарные рабочие задачи под контролем мастера. Второй уровень — самостоятельно выполнять квалифицированные работы. Выпускники этих программ имеют право продолжать образование, чтобы получить третий уровень профессиональной квалификации или продолжить свое образование на выравнивающем образование курсе общего среднего образования (длится один год). Таким образом, они получают право продолжать образование на программах высшего уровня.

Профессиональная средняя школа (иначе называется профгимназия или техникум) предлагает программы профессионального среднего образования. Срок обучения после получения основного образования составляет 4 года, после получения профобразования — 1—2 года. Эти программы ориентированы на получение третьего уровня профессиональной квалификации, который дает возможность выполнять такие обязанности исполнителя / работника, как планирование и организация труда. На этом этапе выпускник способен брать на себя ответственность за распределение ресурсов и работу других исполнителей.

Высшее образование. Высшее образование можно получить в колледже или высшей школе (вузе). Колледж — это образовательное учреждение высшей ступени, которое реализует образовательные программы первого уровня профессионального высшего образования.

Программы первого уровня профессионального высшего образования предлагают освоить сложную профессию: банковские работники, предприниматели, специалисты информационных технологий, помощники юриста, инженерно-технические работники. Продолжительность учебы после получения среднего образования — 2—3 года. Эти программы относятся к программам высшего образования «неуниверситетского типа» и в основном ориентированы на получение профессиональных знаний и умений. Дальнейшая учеба или работа не могут быть в этом случае связаны с научно-исследовательской деятельностью.

Полученная квалификация соответствует четвертому уровню: подготовка, дающая возможность исполнять сложную работу в меняющейся ситуации, брать ответственность за распределение ресурсов, организовать и руководить работой других специалистов и/или рабочих.

Высшая школа — это образовательное учреждение высшего уровня, которое осуществляет программы профессионального высшего образования второго уровня и академического высшего образования. По окончании программы профессионального высшего образования второго уровня присуждается пятый уровень профессиональной квалификации. Это высшая квалификация, которая дает возможность самостоятельно анализировать, принимать решения, проектировать и/или планировать, организовать, руководить, контролировать и/или вести научно-исследовательскую работу. Обычно вместе с квалификацией получают профессиональную степень бакалавра. Эти программы приравниваются к программам высшего

71

О состоянии и особенностях регионализации образования...

образования «университетского типа». В них образование ориентировано на научную и исследовательскую работу, поэтому в основном реализуют программы академического образования и связанные с ними профессиональные программы.

Программы профессионального высшего образования дают право получить профессиональную квалификацию, а также профессиональную степень бакалавра. Эту степень дают, если продолжительность обучения дневного отделения составляет как минимум 4 года.

Программа академического высшего образования дает право получить степень бакалавра через 3—4 года. После получения степени бакалавра учебу можно продолжать в магистратуре или по профессиональной образовательной программе вуза.

Обучение по магистерской программе идет 1—2 года, для получения степени в общей сложности необходимо 5—6 лет. Длительность профессиональной образовательной программы после получения степени бакалавра — 1—2 года.

Последипломная программа. Степень магистра дает право продолжать учебу в докторантуре, которая длится 3—4 года.

Согласно данным латвийских экспертов (Rudite Andersone, Irgna ’bogla, Aija Тйпа, Латвийский университет), в Латвии действует единая система образования, и она работает, основываясь на одном законодательстве и общих стандартах. Закон об образовании является обязательным для всех регионов Латвии, и Болонский процесс реализуется одновременно во всех высших учебных заведениях Латвии, независимо от их местоположения. Региональной политики в области образования нет, если не считать обязанности районов (местных самоуправлений) в области обеспечения образования, а также политику развития сети региональных вузов и филиалов вузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B 1991 году в Латвии действовало 1014 учреждений дошкольного образования, которые посещали 87 800 детей: в городах действовало 658 дошкольных образовательных учреждений с 74 800 детьми; в сельской местности — 356 дошкольных образовательных учреждений с 13 000 детей.

B 2001 году в Латвии действовало 552 учреждения дошкольного образования, которые посещал 61 451 человек, в городах действовало 437 дошкольных учреждений с 49 200 детьми; в сельской местности — 168 дошкольных заведений с 12 300 детьми.

B 2011 году в Латвии действовало 605 учреждений дошкольного образования, которые посещали 90 859 детей: в городах — 375 дошкольных учреждений с 68 100 детьми; в сельской местности — 177 дошкольных заведений с 22 800 детьми (комментарий 7).

Специальные образовательные учреждения. B настоящее время в Латвии работает 61 специальное учебное заведение, в них учатся 6755 детей:

5361 — в специальных основных школах;

157 — в специальных начальных школах;

72

О состоянии и особенностях регионализации образования...

556 — в специальных средних школах;

681 — в школах-интернатах — реабилитационных центрах.

Специальные образовательные программы реализуются с учетом ситуации здоровья учащегося образовательных учреждений. Ежегодно около 1360 учеников учатся по специальным образовательным программам в общеобразовательных учреждениях, в том числе:

5 учеников — в общеобразовательных начальных школах;

627 учеников — в общеобразовательных основных школах;

695 учеников — в общеобразовательных средних школах;

33 ученика — в общеобразовательных вечерних (сменных) средних школах.

Многие образовательные учреждения, реализующие программы специального образования, при поддержке Европейского союза провели реконструкции — разработаны экологические приспособления (например, пандусы, широкие туалеты, другие помещения, где можно управлять креслом на колесах), устроены лифты и т.д. B общей сложности в Латвии около 9000 детей с особыми потребностями. В регионах работают 8 ресурснометодических центров для поддержки образования детей и подростков со специальными потребностями (Балви, Даугавпилс, Елгава, Екабпилс, Юрмала, Лиепая, Рига, Валмиера), обеспечивая всю страну.

В Латвии заметно растет количество иностранных студентов. В 2011 году в вузах Латвии обучались более 2700 иностранных студентов, в том числе из стран Европейского союза — более 1300 студентов. Выросло количество студентов также из других стран и к 2011 году достигло 1409, в том числе из России — 357, Украины — 183, Узбекистана — 96, Беларуси — 91 студент. Наибольший удельный вес студентов — из Германии, России, Литвы и Украины. В 2011 году в Латвии работало 17 государственных университетов, 14 государственных колледжей, 17 частных колледжей, 3 университетских колледжа и 3 филиала иностранных вузов.

На территории Латвии в 2011 году работало 819 библиотек. Помимо Латвийской Национальной и Латвийской Академической библиотек в конце 2011 года работало 817 публичных библиотек, запасы которых превысили 9,2 миллиона экземпляров, а количество читателей — 442 тысяч. В 2011 году публичные библиотеки зарегистрировали выдачу более чем 14,2 миллиона экземпляров книг и других материалов. 149 публичных библиотек расположены в городах, 667 — в сельской местности.

Заключение

В настоящее время в сфере образования во всех странах постсоветского пространства наблюдается пересмотр традиционно существующих отношений между «центром» и «периферией». При этом, естественно, что модель регионализации образования, применяемая в странах с федеративным административно-территориальным устройством, таких как, напри-

73

О состоянии и особенностях регионализации образования...

мер, Российская Федерация, не может выступать в качестве образца для остальных стран СНГ, ищущих новые модели отношений между национальным центром и регионами, так же как моноэтнические страны не могут использовать модели регионализации образования, применяемые в полиэтнических государствах. Например, если в России есть необходимость развития мононациональных учебных заведений, а также поликультурной школы с сохранением возможности изучения национальных языков и культуры в различных регионах страны, то в Республике Армения, как в мононациональной стране, где 99% населения — армяне, отсутствует мотивация для регионализации образования по этническому признаку.

Следовательно, модели регионализации образования в разных странах Содружества не могут в точности совпадать, так как выбор той или иной модели системы образования объективно должен быть обусловлен конкретными особенностями культурно-исторического развития каждого региона, административно-политического устройства в прошлом и настоящем, культурными традициями, духовно-нравственным состоянием общества, этно-демографической, социально-экономической ситуацией страны и другими факторами, без внимательного анализа которых любое решение в вопросах строительства системы национального образования, в том числе вопроса регионализации образования, будет заведомо непродуктивным.

Комментарии

1. Данные об уровне образования постоянного населения (постоянное население в возрасте 6 лет и старше) Республики Армения по состоянию на 2011 год в соответствии с положениями закона РА «Об образовании».

Население (городское, сельское) по уровню образования, научной степени, полу и возрасту (перепись населения 2011) (Национальная статистическая служба Республики Армения)

Уровень образования, научная степень, пол (город, село) Всего

Республика Армения 2 773 266

Не имеет начального образования 151 989

Начальное 213 659

Основное 261 726

Среднее 1 095 712

Среднее профессиональное 78 227

Среднее специальное 420 192

Высшее специальное 539 394

Поствузовское специальное 6 581

Кандидат наук 4 746

Доктор наук 1 040

74

О состоянии и особенностях регионализации образования...

Уровень образования, научная степень, пол (город, село) Всего

Город 1 759 945

Не имеет начального образования 89 966

Начальное 110 455

Основное 123 538

Среднее 625 459

Среднее профессиональное 50 256

Среднее специальное 298 804

Высшее специальное 450 337

Поствузовское специальное 5 743

Кандидат наук 4 409

Доктор наук 978

Уровень образования, научная степень, пол (город, село) Всего

Село 1 013 321

Не имеет начального образования 62 023

Начальное 103 204

Основное 138 188

Среднее 27 971

Среднее профессиональное 50 256

Среднее специальное 121 388

Высшее специальное 89 057

Поствузовское специальное 838

Кандидат наук 337

Доктор наук 62

75

О состоянии и особенностях регионализации образования...

2. Сведения о населении, проживающем в городских и сельских поселениях РА.

Городское население

45 городов из 48 (93,7%) — это малые (до 50 тыс. человек) и средние (от 50—100 тыс. человек) города, в которых сосредоточено 35,6% городского населения.

Ереван, Гюмри, Ванадзор — наиболее населенные города (100 и более тыс. жителей), в которых сосредоточено 1633 тыс. человек, или 64,3% городского населения Армении.

Сельское население

Наибольший процент сельских общин Армении составляют села с населением от 1001 до 3000 жителей (35,1%), наименьший — до 100 жителей — 4,1% (не считая 10 ненаселенных общин). Количество жителей в них составляет соответственно 46,1 и 0,2% от общей численности сельского населения республики.

3. «Республика Армения — суверенное, демократическое, социальное, правовое государство» (Конституция Республики Армения, статья 1).

Официальное название: Республика Армения (РА).

Столица: Ереван.

Население: 3,274 млн человек.

Территория: 29 800 тыс. кв. км.

Административное деление: 10 марзов (областей) и город Ереван.

Дата провозглашения независимости: 21 сентября 1991 г.

Религия: христианство.

Государственный язык: армянский.

По данным переписи населения, в 1991 г. в Республике Армения проживало 3 574 500, по данным 2001 г. — 3 210 000, а по данным на конец 2011 г. — 3 274 000 человек. В Армении этническая структура однородна: 97,9% — армяне (Население Армении. Законодательство Армении [Электронный ресурс]. URL: http://www.am.spinform.ru/people. html).

Национальные меньшинства: русские, езиды, курды, ассирийцы, греки, украинцы, евреи, поляки и другие.

Согласно закону Республики Армения «Об административно-территориальном делении Республики Армения» (Закон Республики Армения об административно-территориальном делении Республики Армения. Принят 07.11.1995 [Электронный ресурс]. URL: http://www.parliament.am/legislation.p hp?sel=show&ID=2243&lang=rus), на основе бывших 37 районов и 4 городов республики (Ереван, Гюмри, Ванадзор и Дилижан) сформировалось 10 областей и город Ереван со статусом области. Этими областями являются Арагацотн, Арарат, Армавир, Гегаркуник, Котайк, Лори, Ширак, Сю-ник, Вайоц Дзор и Тавуш.

76

О состоянии и особенностях регионализации образования...

4. По Конституции, местное самоуправление в Армении осуществляется в общинах, которые признаны административно-территориальными единицами: 49 городских общин, в том числе 12 квартальных общин Еревана, и 871 сельская община (всего 930 общин). Община состоит из одного или нескольких поселений, является юридическим лицом. Община имеет определенную территорию, население, собственность, органы управления и бюджет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.idea.int/europe_cis/upload/ Gimishyan_rus_ed.pdf

5. Распределение полномочий между различными уровнями управления в РА [1, с. 15].

Полномочия Местные органы самоуправления Центральные или территориальные органы управления

Образование

Дошкольное —

Начальное —

Среднее —

Техническое —

Высшее —

Специальное —

6. Общие сведения о Латвийской Республике ([Электронный ресурс]. URL: http://www.latvia.mid.ru/kratkaya_informatsiya.html)

Территория — 64 589 кв. км.

Население — 2,028 млн человек (по данным ЦСУ Латвии на январь 2013 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этнический состав: латыши (62,1%), русские (26,9%), белорусы (3,3%), украинцы (2,2%), поляки (2,2%), литовцы (1,2%), евреи (0,3%).

Столица — Рига (699 тыс. чел.).

Наиболее крупные города — Даугавпилс (93 тыс. чел.), Лиепая (85 тыс. чел.), Елгава (66 тыс. чел.), Юрмала (57 тыс. чел.), Вентспилс (37 тыс. чел.). После административной реформы 2008 г. территория Латвии делится на 109 краев и 9 городов республиканского значения.

Государственный язык — латышский.

7. Число общеобразовательных школ по регионам в городах и в селах

Регион Школы Учащиеся

1991 2001 2011 1991 2001 2011

Рига 140 176 148 107 010 102 746 67 675

Рижский регион 142 154 128 51 824 51 460 34 443

77

О состоянии и особенностях регионализации образования...

Окончание табл.

Регион Школы Учащиеся

1991 2001 2011 1991 2001 2011

Видземе (Vidzeme) 176 183 149 39 537 43 676 24 448

Курземе (Kurzeme) 162 167 134 51 694 50 792 31 369

Земгале (Zemgale) 150 166 122 45 886 47 654 28 323

Латгале (Latgale) 220 220 158 52 777 55 661 32 184

В 2011 году в общеобразовательных школах работали 23 796 учителей.

Вечерние (сменные) общеобразовательные школы

Школы Учащиеся

1991 2001 2011 1991 2001 2011

В Латвии 43 37 25 9 805 15 048 12 002

В 2011 году в вечерних (сменных) школах работали 739 учителей.

Численность учащихся в общеобразовательных школах по языкам обучения

Язык обучения Учащиеся

1991 2001 2011

Латышский язык — государственный язык 178 661 2 045 030 143 688

Русский язык 152 312 100 090 53 254

Другой язык 208 1 352 1 527

Учащихся в профессиональных образовательных учреждениях по тематическим группам образования (в %, к началу учебного года)

Тематические группы 2000/01 2005/06 2010/11 2011/12

Всего 100.0 100.0 100.0 100.0

Общеобразовательные 1,4 0,7 0,8 0,6

Гуманитарные науки и искусство 6,0 6,8 8,6 8,8

Общественные науки, бизнес и право 17,5 15,2 14,5 14,0

Естественные науки, математика и информационные технологии 2,2 6,1 5,8 5,7

Инженерные программы, производство и строительство 43,0 43,4 43,4 42,4

Сельское хозяйство 3,5 2,2 2,6 2,4

Здравоохранение и социальное обеспечение 4,5 1,6 1,8 2,1

Услуги 21,9 23,9 22,5 24,0

78

О состоянии и особенностях регионализации образования...

Литература

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: Дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. 2012. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://pmedu.ru/res/2012_4_2.pdf

2. Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент исторического образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Vazemskii_ Nacional_komponent/1.html#_ednref11

3. Гимишян М. Политическая и конституционная реформы в Армении [Электронный ресурс]. URL: http://www.idea.int/europe_cis/upload/Gimishyan_rus_ ed.pdf

4. Журавлева И.А. Регионализация образования, сущность и концептуальные основания: Теоретико-методологический аспект: Автореферат дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www. dissercat.com/content/regionalizatsiya-obrazovaniya-sushchnost-i-kontseptualnye-osnovaniya-teoretiko-metodologiche

5. Зайцева О.Ю. Развитие принципа регионализации в теории и практике дошкольного образования // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (7).

6. Конституция Республики Армения. Глава 7. Территориальное управление и местное самоуправление. [Электронный ресурс]. URL: http://www. parliament.am/legislation.php?sel=show&ro=2425&lang=rus#7

7. Куровская Ю.Г. Формирование картины мира в учебниках немецкого языка // Ценности и смыслы. 2013. № 6.

8. Моисеева Л.В. Региональное экологическое образование: теория и практика: Дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 1997.

9. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.

10. Новости Армении. Агентство международной информации. [Электронный ресурс]. URL: http://newsarmenia.ru/arm1/20071108/41767310.html

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Пункт 2.7 // Российская газета. № 5125. 5 марта 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

12. Региональный компонент в образовании (аналитический обзор). Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.akipkro.ru/2009-08-20-00-15-52/139-2009-08-20-00-0421/1009 -biblioteka

13. Рыжаков М.В. Федеральный и национально-региональный компоненты: соотношение // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. С. 44-46.

79

О состоянии и особенностях регионализации образования...

14. Система образования Латвийской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorod.lv/novosti/53184-sistema_obrazovaniya_latviyskoy_respubliki

15. Система профессионального образования Армении. Отчет Национального наблюдательного центра. Армения 2000. Европейский фонд образования. С. 17. [Электронный ресурс]. URL: http://www.etf.europa.eu/webatt. nsf/0/84FF21244380FCB7C12579C9003A8C47/$file/EECA_VET_NO_Armenia_ 00_RU.pdf

16. Уровень образования постоянного населения. Перепись населения Республики Армения — 2011. Национальная статистическая служба Армении [Электронный ресурс]. URL: http://armstat.am/file/doc/99484798.pdf

17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165984/

18. Чихладзе Л.Т. Местное самоуправление и местное управление в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: теория, практика и тенденции развития. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://emsu.ru/face/dissert/davtoreferat_ chihladzelt.pdf

19. Ump^nujmh Upmm^. T^pngm^mhhtp^ pmhm^p h^mqh^ t. 168tfmJ. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.168.am/am/artides/2210-pr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.