Любов М. С. Регионализация географического образования студентов-бакалавров / М. С. Любов // Научный диалог. — 2015. — № 12 (48). — С. 441—449.
ERIHJMP
и [. К I С И ' S
РГЕКННСЛ15 - -tl 1ШЯ .
УДК 378.147:910+372.891
Регионализация географического образования студентов-бакалавров
© Любов Михаил Сергеевич (2015), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра биологии, географии и химии, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (Арзамас, Россия), [email protected].
Рассматриваются вопросы региональной направленности профессиональной подготовки студентов-бакалавров на примере географии. Утверждается, что в связи с происходящими в нашей стране социально-экономическими преобразованиями назрела необходимость внесения коррективов в систему общего и профессионального образования. Уделяется внимание принципу регионализации и основным составляющим готовности учителя к преподаванию географии. Выявляются возможности включения регионального материала в вузовские курсы географических дисциплин. Раскрывается содержание понятия «регионализация образования». Актуальность проблемы исследования заключается в поиске путей совершенствования профессиональной географической подготовки студентов-бакалавров с учетом региональной направленности. Научная новизна обусловлена тем, что проблема совершенствования качества профессиональной подготовки студентов-бакалавров с учетом региональной направленности решается на интегрированной основе посредством систематического раскрытия функциональной взаимосвязи содержательных элементов федерального и регионального блока учебных дисциплин и целостного обоснования региональной специфики. Выявлены и описаны возможные пути внедрения в практику обучения выборочных модулей и спецкурсов региональной направленности и реализации полевых практик с использованием учебно-исследовательских заданий на региональном материале, дающем возможность улучшить качество профессиональной подготовки будущих учителей к регионализации географического образования.
Ключевые слова: регионализация образования; географическое образование; профессиональная подготовка; принцип регионализации; студент-бакалавр.
1. Введение
Политические преобразования и экономические реформы, проводимые в России с конца прошлого века, потребовали разработки новой парадигмы развития педагогического образования. В этот период в образовательном пространстве России были созданы новые факультеты и кафедры, на которых стали внедряться учебные программы двухуровневого высшего образования. Осуществляемое сегодня в нашей стране реформирование образования связано в значительной мере не со сменой вектора в самом образовании, а с назревшими потребностями государства в высококвалифицированных специалистах, способных к творческой деятельности. В реалиях нового времени профессиональное образование должно быть направлено на студентов-бакалавров. Цель
преподавателя состоит не только в том, чтобы донести до обучающихся готовую сумму знаний по предмету, но и в том, чтобы вовлечь их в творческую учебную деятельность, которая позволила бы самостоятельно добывать новые знания. Современной школе необходим высококвалифицированный педагог, разносторонне образованный, умеющий найти методы, приемы и средства педагогического воздействия на школьников, которые обеспечивали бы достижение целей социального заказа общества по подготовке молодого поколения к трудовой деятельности в условиях конкретного региона.
Регионы России имеют свои, только им присущие географические, исторические, культурные, социально-экономические характеристики. Сущность этих различий и обусловливает внесение изменений в содержание образования, в частности географического. Данная проблема рассматривается, например, в ряде трудов отечественных исследователей [Даринский, 1996, Никольский, 1999, Николина, 1997 и др.].
Об усилении внимания к вопросам регионализации образования посредством определения оптимального соотношения содержания регионального и национально-регионального компонентов базисного учебного плана свидетельствует, в частности, анализ учебных программ, научных работ и нормативных документов. Результаты этого анализа представлены в ряде работ [Греханкина, 2000; журавлев, 1990; Бахчиева, 2000; Кошкина, 1992; худякова, 1999; Якунчев, 2002 и др.]. Исследователи подчеркивают, что осуществление современных целей и задач образования в сложившемся образовательном пространстве в значительной степени определяется готовностью педагогических кадров к реализации регионального компонента в учебном процессе. Тем не менее, проведенный нами анализ показывает, что лишь незначительная часть педагогов активно внедряет региональный материал в содержание учебного предмета, еще меньшая — осознает его место и роль в инновационном образовательном пространстве. Большое количество научно-методических исследований посвящается формированию региональных знаний учащихся в процессе изучения школьного курса географии, тогда как вопросам совершенствования качества профессиональной подготовки студентов-бакалавров к регионализации географического образования школьников не уделяется, по нашим данным, должного внимания.
2. Методика исследования
Объектом нашего исследования является процесс профессиональной подготовки студентов-бакалавров к педагогической деятельности; предметом — содержание, формы, методы и средства, способствующие формированию особого профессионального качества, а именно: готовности учителя географии к регионализации школьного образования.
Методологической основой настоящей работы являются представленные в трудах отечественных исследователей теоретические положения отбора со-
держания образования [Краевский, 1994; Лернер, 1981; Леднев, 1991]; психолого-педагогическая концепция деятельности [Выготский, 1977; Вазина, 1994]; идеи моделирования педагогической деятельности [Гершунский, 1993; Талызина, 1983]; региональный подход к развитию системы образования [Гре-ханкина, 2000; Загвязинский, 1999; Якунчев, 2002] и др.
Были использованы следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебных программ, пособий и учебников по теории и методике обучения в педагогических вузах; анкетирование учителей географии и студентов-бакалавров.
3. Регионализация образования:
содержание понятия, принцип регионализации образования
Значение регионализации образования заключается в том, что территория становится субъектом проектирования и программирования всего развития: сферы и структуры региона организуются для реализации полного и непрерывного процесса образования. Региональные особенности проецируются на систему образования региона, они определяют цели, направления ее развития и могут рассматриваться не только как образовательное пространство, но и как важный компонент содержания образования, отражающий национальное и региональное своеобразие культуры и выступающий его смысловым стержнем. Иными словами, регионализация образования есть принцип, направленный на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом региона. Сущность регионального подхода к изучению проблемы состоит в выявлении природных, экологических, экономических особенностей, а также быта, традиций и культуры населения изучаемого региона. Цель и смысл региональной направленности школьного образования — возродить отечественные духовные основы отношения к природе, традиции непотребительского отношения, природосообразного мышления, поведения и деятельности. Регионализацию образования следует трактовать и как отражение в содержании образования природно-географического, социально-экономического, культурно-исторического и экологического своеобразия региона.
Из сказанного выше следует, что необходимо качественное обновление системы педагогической подготовки студентов-бакалавров с учетом региональной направленности. Общественно детерминированные цели профессиональной подготовки, соответствующие новой образовательной парадигме, конкретизированы в понятии «профессиональное развитие», которое интегрирует личностные теоретический и практический аспекты.
Приоритетность личностного развития специалиста, готового к профессиональной деятельности в условиях конкретного региона, обусловливает необходимость трансформации базовых основ педагогического образования, научную разработку механизма реализации идей в практическую деятельность
с учетом регионализации образования. Системообразующим фактором региональной подготовки по географии студентов-бакалавров служит осознанная общественная потребность в постоянном развитии личности в условиях конкретного региона.
Длительное время в теории и практике образования использовался термин «краеведческий принцип», который трактовался как общепедагогический и дидактический, ориентирующий учителей на систематическое рациональное использование местного материала в учебно-воспитательном процессе. В современной науке общепризнанным стал принцип регионализации, который, по словам В. И. Загвязинского, выступает как «особый принцип теоретической и практической деятельности в образовании» [Загвязинский, 1999, с. 10]. Названный принцип в контексте общей региональной политики государства способствует решению вопросов развития социума с учетом местных условий.
4. Составляющие готовности студента-бакалавра к преподаванию географии с учетом региональной направленности
В число основных составляющих готовности студента к будущей профессиональной деятельности входят:
— целостное овладение совокупностью теоретических знаний о своем регионе;
— способность использовать профессиональные компетенции в региональных условиях;
— умение интегрировать в учебный процесс региональный материал.
Первая составляющая готовности студента-бакалавра к преподаванию
географии с учетом региональной направленности включает познавательный, аксиологический, нормативный, систематический и персонификационный аспекты. Содержание познавательного аспекта сводится к естествоведческим, социологическим и экономическим закономерностям и понятиям, характеризующим природу региона, человека, общество, труд и производство в их взаимодействии. Аксиологический аспект обеспечивает ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманистический подход к изучаемым объектам, процессам и явлениям. Нормативный аспект предусматривает усвоение будущими учителями нравственных и правовых принципов, норм и правил экологического характера. Систематический аспект предполагает целостное изучение любого объекта региона как многомерной, полифункциональной системы. Персонификационный аспект создает условия для самоопределения, самоактуализации и самореализации каждого студента-бакалавра в соответствии с индивидуальными темпами личностного развития.
Вторая составляющая предполагает способность использовать свои профессиональные компетенции в конкретных региональных условиях. К наиболее важным профессиональным компетенциям учителя географии следует отнести умение пользоваться географической картой; навыки работы с метео-
рологическими и геологическими приборами и инструментами; умение делать зарисовки, записи и чертежи в полевых условиях и т. п.
Третья составляющая подразумевает, во-первых, психолого-педагогическое мастерство, которое способствует привнесению региональной специфики в учебный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся; во-вторых, профессионально-методическую компетентность, которая позволяет наиболее эффективным образом с методологической точки зрения реализовать региональный компонент в общеобразовательном пространстве.
Все три составляющие характеризуют особое качество профессиональной подготовки будущего учителя — качество готовности к преподаванию географии в условиях региона.
Региональная направленность профессионального образования студентов-бакалавров принимает характер педагогической системы и становится эффективным средством последующего профессионального саморазвития и повышения качества готовности к преподаванию при соблюдении функциональной взаимосвязи содержательных элементов федерального и регионального компонентов учебного плана.
5. Способы формирования профессиональной готовности студентов-бакалавров к регионализации географического образования
На наш взгляд, педагогически целесообразно формировать профессиональную готовность студентов-бакалавров как интегративное качество, используя следующие способы: диффузное вкрапление регионального материала в содержание основных теоретических дисциплин; систематическое изложение регионального содержания в выборочных модулях, элективных курсах и факультативов региональной направленности; совершенствование основных профессиональных умений на местном материале в процессе учебных и педагогических практик.
Региональный материал, по нашему мнению, должен быть использован в преподавании следующих теоретических курсов, входящих в базовую подготовку студентов-географов: «Общее землеведение», «Геология», «География почв», «Биогеография», «Физическая география России», «Экономическая и социальная география России», «Этнография», «Картография». Включение регионального материала в содержание перечисленных выше дисциплин может быть реализовано с помощью применения различных дидактических приемов: сравнения, наблюдения, конкретизации, иллюстрации, картографического анализа и т. д. в ходе лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, коллоквиумов, экскурсий и других форм обучения.
Для усиления региональной направленности и повышения качества профессиональной компетентности будущих учителей необходимо включить в систему их профессиональной подготовки элективные курсы и факультативы региональной тематики. Реализация подобных курсов и факультативов позволяет привнести в учебный процесс конкретность, образность, возможность
привлечения личного социального опыта студента, основанного на познании своего региона. Изложение региональной специфики на занятиях элективных курсов и факультативов региональной направленности дает возможность раскрыть в полном объеме физико-географическое, культурно-историческое, социально-экономическое, этнографическое и экологическое своеобразие региона. При этом педагогически рационально ввести для изучения интегрированный курс «Регионоведение», который должен сформировать у студентов комплексное представление о региональной специфике. Представление регионального материала также возможно посредством введения различных элективных курсов, например, «Региональная геология», «География растений и животных региона», «Региональная этнография» и т. п.
Важной составляющей регионализации географического образования являются учебные полевые практики студентов: «Метеорология», «Гидрология», «Геоморфология», «Геология», «Почвоведение», «Ботаника», «Зоология», «Краеведение», — в процессе которых формируются профессиональные умения и навыки будущих учителей географии. Проведение полевых практик должно осуществляться на базе своего региона.
Считаем, что внедрение в практическое обучение обучения элективных курсов региональной направленности и реализация учебных полевых практик на местном материале делают возможным улучшение качества профессиональной подготовки студентов и способствуют формированию готовности будущего учителя к регионализации географического образования.
6. Выводы
В результате проведенного исследования автором было проанализировано и уточнено содержание понятия «регионализация образования». Раскрыт принцип регионализации и сформулирована цель региональной направленности географического образования. Обоснована необходимость качественного обновления системы педагогической подготовки студентов-бакалавров с учетом региональной направленности. Разработаны основные составляющие готовности будущих учителей к регионализации географического образования. Выявлены способы формирования профессиональной готовности студентов-бакалавров к работе в условиях своего региона.
Литература
1. Бахчиева О. А. Разработка содержания и структуры комплексного регионального курса географии (на примере «Москвоведения») : диссертация ... кандидата педагогических наук / О. А. Бахчиева. — Москва, 2000. — 144 с.
2. Вазина К. Я. Модель саморазвития человека / К. Я. Вазина. — Нижний Новгород : ВИПИ, 1994. — 268 с.
3. Выготский Л. С. Проблема отношения развития и обучения в процессе обучения и развития учащихся : избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. — Москва : Наука, 1977. — 320 с.
4. Гершунский Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / Б. С. Гершунский. — Москва : ИТП и МИО РАО, 1993. — 160 с.
5. Греханкина Л. Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс / Л. Ф. Греханкина // География в школе. — 2000. — № 5. — С. 66—67.
6. Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования / А. В. Да-ринский // Педагогика. — 1996. — № 1. — С. 18—20.
7. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. — Москва : Педагогика, 1990. — 168 с.
8. Загвязинский В. И. Проектирование региональных образовательных систем / В. И. Загвязинский // Педагогика. — 1999. — № 5. — С. 8—13.
9. Кошкина В. С. Конструирование программы развития региональной образовательной системы на примере Ленинградской области : диссертация ... кандидата педагогических наук / В. С. Кошкина. — Санкт-Петербург, 1992. — 195 с.
10. Краевский В. В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. — Самара : Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
11. Леднев В. С. Содержание образования : сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. — Москва : Высшая школа, 1991. — 223 с.
12. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — Москва : Педагогика, 1981. — 185 с.
13. Любов М. С. Региональная направленность профессиональной подготовки будущих учителей в педвузах (на примере географии) : диссертация ... кандидата педагогических наук / М. С. Любов. — Нижний Новгород, 2002. — 140 с.
14. Николина В. В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин / В. В. Николина // Природа Поволжья : межвузовский сборник научных трудов. — Нижний Новгород : НГПУ, 1997. — С. 223—231.
15. Никольский А. В. Проектирование регионального компонента предметного содержания образования в средней общеобразовательной школе в современных условиях : автореферат диссертации . кандидата педагогических наук / А. В. Никольский. — Нижний Новгород, 1999. — 22 с.
16. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. — Москва : МГУ, 1983. — 343 с.
17. Худякова В. Т. Организационные условия развития региональной системы педагогического образования : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / В. Т. Худякова. — Тюмень, 1999. — 22 с.
18. Якунчев М. А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе : автореферат диссертации . доктора педагогических наук / М. А. Якунчев. — Саранск, 2002. — 41 с.
Regionalization of Bachelor Students' Geographical Education
© Lyubov Mikhail Sergeyevich (2015), PhD in Education, associate professor, Department of Biology, Geography and Chemistry, Arzamas Branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas, Russia), [email protected].
The problems of regional aspects in professional training of bachelor students by the example of geography are considered. It is stated that in connection with socio-economic transformations happening in our country there is a need for adjustments in the system of general and professional education. Attention is paid to the principle of regionalization and to the main components of teacher' readiness to the teaching of geography. The opportunities for involving the regional material in university courses of geography are revealed. The concept of "regionalization of education" is described. The relevance of the researched problem is in finding the ways to improve geographic professional training of bachelor students of accounting with a regional aspect. The scientific novelty is due to the fact that the problem of improving the quality of professional training of bachelor students of accounting with the regional focus is solved on an integrated basis through a systematic disclosure of the functional links between the substantive elements of the federal and regional academic disciplines and a holistic justification of regional specifics. The possible ways of implementation in practice the sampling training modules and courses with regional focus and field practices using training and research tasks on regional material, giving the opportunity to improve the quality of professional training of future teachers to the regionalization of geographical education, are identified and described.
Key words: regionalization of education; geographical education; professional training; principle of regionalization; bachelor student.
Reference
Bakhchieva, O. A. 2000. Razrabotka soderzhaniya i struktury kompleksnogo regionalnogo kursageografii (naprimere «Moskvovedeniya»): dissertatsiya ... kandidata ped-agogicheskikh nauk. Moskva. 144. (In Russ.).
Darinskiy, A. V. 1996. Regionalnyy komponent soderzhaniya obrazovaniya. Pedagogika, 1: 18—20. (In Russ.).
Gershunskiy, B. S. 1993. Filosofsko-metodologicheskiye osnovaniya strategii razvitiya obrazovaniya vRossii. Moskva: ITP I MIO RAO. 160. (In Russ.).
Grekhankina, L. F. 2000. Modeli vklyucheniya regionalnogo soderzhaniya v uchebnyy protsess. Geografiya v shkole, 5: 66—67. (In Russ.).
Khudyakova, V. T. 1999. Organizatsionnyye usloviya razvitiya regionalnoy sistemy peda-gogicheskogo obrazovaniya: avtoreferat dissertatsii ... kandidata peda-gogicheskikh nauk. Tyumen. 22. (In Russ.).
Koshkina, V. S. 1992. Konstruirovaniye programmy razvitiya regionalnoy obrazovatelnoy sistemy na primere Leningradskoy oblasti: dissertatsiya ... kandidata peda-gogicheskikh nauk . Sankt-Peterburg. 195. (In Russ.).
Krayevskiy, V. V. 1994. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya: Posobiye dlya peda-goga-issledovatelya. Samara: Izd-vo SamGPI. 165. (In Russ.).
Lednev, V. S. 1991. Soderzhaniye obrazovaniya: sushchnost', struktura, perspektivy. Moskva: Vysshaya shkola. 223. (In Russ.).
Lerner, I. Ya. 1981. Didakticheskiye osnovy metodov obucheniya. Moskva: Pedagogika. 185.
Lyubov, M. S. 2002. Regionanaya napravlennost' professionalnoy podgotovki budushchikh uchiteley v pedvuzakh (naprimere geografii): dissertatsiya ... kandidata peda-gogicheskikh nauk. Nizhniy Novgorod. 140. (In Russ.).
Nikolina, V. V. 1997. Tsennostnye aspekty realizatsii kraevedcheskogo podkhoda v izuchenii shkolnykh ekologicheskikh i geograficheskikh distsiplin. In: Priroda Povolzhya: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Nizhniy Novgorod: NGPU. 223— 231. (In Russ.).
Nikolskiy, A. V. 1999. Proektirovaniye regionalnogo komponenta predmetnogo soderzhaniya obrazovaniya v sredney obshcheobrazovatelnoy shkole v sovremennykh uslovi-
yakh: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Nizhniy Novgorod. 22. (In Russ.). Talyzina, N. F. 1983. Upravleniye protsessom usvoyeniya znaniy. Moskva: MGU. 343. (In Russ.).
Vazina, K. Ya. 1994. Model' samorazvitiya cheloveka. Nizhniy Novgorod: VIPI. 268. (In Russ.).
Vygotskiy, L. S. 1977. Problema otnosheniya razvitiya i obucheniya v protsesse obucheni-ya i razvitiya uchashchikhsya: Izbrannyye psikhologicheskiye issledovaniya. Moskva: Nauka. 320. (In Russ.). Yakunchev, M. A. 2002. Teoriya i praktika regionalizatsii ekologicheskogo obrazovaniya v sredney obshcheobrazovatelnoy shkole: avtoreferat dissertatsii ... doktora pedagogicheskikh nauk. Saransk. 41. (In Russ.). Zagvyazinskiy, V. I. 1999. Proektirovaniye regionalnykh obrazovatelnykh system. Pedagogi-
ka, 5: 8—13. (In Russ.). Zhuravlev, V. I. 1990. Pedagogika v sisteme nauk o cheloveke. Moskva: Pedagogika. 168.