Научная статья на тему 'Реформирование высшего образования в Украине в начале 1990-х гг'

Реформирование высшего образования в Украине в начале 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ЧАСТНЫЙ ВУЗ / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКА / EDUCATION / REFORM / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PRIVATE UNIVERSITY / SOCIETY / POLITICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сичкаренко Галина Геннадьевна

На основе архивных источников анализируются процессы реформирования национальной системы высшего образования в Украине в начале 1990-х гг.: формирование сети вузов, структуры подготовки и т.д. В статье рассматривается и обосновывается необходимость проведения этих реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reformation of the higher education in Ukraine at the beginning of the 1990s

On the basis of archival sources the article analyzes the reforming processes of the national system of higher education in Ukraine in the early nineties: formation of the network of higher educational institutions, development of the education structure, etc. The author considers and substantiates the relevance of the reforms.

Текст научной работы на тему «Реформирование высшего образования в Украине в начале 1990-х гг»

УДК 93

Сичкаренко Галина Геннадьевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии Киевского национального лингвистического университета [email protected]

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.

Sichkarenko Galyna Gennadyevna

PhD in History, Assistant Professor of the Philosophy Department, Kyiv National Linguistic University [email protected]

REFORMATION OF THE HIGHER EDUCATION IN UKRAINE AT THE BEGINNING OF THE 1990S

Аннотация:

На основе архивных источников анализируются процессы реформирования национальной системы высшего образования в Украине в начале 1990-х гг.: формирование сети вузов, структуры подготовки и т.д. В статье рассматривается и обосновывается необходимость проведения этих реформ.

Ключевые слова:

образование, реформы, высшее образование, высшее учебное заведение, частный вуз, обще-ство, политика.

Summary:

On the basis of archival sources the article analyzes the reforming processes of the national system of higher education in Ukraine in the early nineties: formation of the network of higher educational institutions, development of the education structure, etc. The author considers and substantiates the relevance of the reforms.

Keywords:

education, reform, higher education, higher educational institution, private university, society, politics.

Реформирование высшего образования, начатое во второй половине 1980-х гг. продолжается в Украине. В Национальном докладе НАН Украины отмечалось, что в сфере образования возникли ощутимые перекосы, которые требуют корректировки государственной политики [1, с. 186]. Анализ формирования политики в сфере высшего образования после 1991 г. позволит глубже понять сегодняшние проблемы.

Ключевым заданием Украины после обретения независимости было создание ветвей государственной власти и разделение полномочий между ними. В сфере управления высшим образованием начиналась продолжительная реорганизация, строительство управленческой вертикали, что не могло не отразиться на темпах и качестве преобразований. Основные реформы совпали с экономическим кризисом и переделом общественной собственности, что исказило их ход и поставило вопрос о выживании отрасли.

Главным структурным преобразованием системы высшего образования стала ликвидация министерств народного образования и высшего образования и создание на их базе Министерства образования (Указ Президента Украины от 25 февраля 1992 г.). Это имело двоякое значение. С одной стороны, увеличивались возможности проведения единой политики во всех звеньях образования, с другой - замедлялись темпы перестройки высшего образования, которое разворачивалось эффективнее, чем среднее. Единое министерство было вынуждено сосредоточить внимание, прежде всего, на насущных проблемах средней школы (на что было обращено внимание бывшего заместителя министра образования Н.Ф. Степко [2, с. 2]).

В наследство Украине досталась сеть вузов, которая не была сбалансирована с потребностями страны по территориальному принципу, ведомственной принадлежности, по структуре профессиональной подготовки. Наибольшее их количество (56,8 %) находилось в промышленных центрах - Киеве, Харьковской, Одесской, Львовской, Днепропетровской, Донецкой областях, где обучалось 63,1 % всех студентов. В Волынской, Закарпатской, Житомирской, Киевской, Черниговской, Черновицкой областях было по 1-2 вуза [3]. Подобные диспропорции отражались на эффективности использования специалистов, развитии регионов, самореализации личности.

В системе Министерства образования в 1991 г. находилось 100 вузов, министерств сельского хозяйства и продовольствия - 20, здравоохранения - 15, культуры - 10 и т.д. [4], что затрудняло проведение единой политики. Имелось перепроизводство инженеров и недостаток юристов, экономистов, менеджеров и т.п. Только в Донецких вузах количество выпускников по специальностям металловедения, автоматизации технологических процессов и производства превышало потребности экономики в 4 раза, по агрохимии и почвоведению - в 3 раза [5]. Научно обоснованного прогнозирования потребности страны в специалистах не было. В связи с развитием рыночных отношений, распадом единого экономического комплекса СССР договорные обязательства вузов с работодателями не выполнялись, резко упали заказы на специалистов. В 1991 г. только 28,8 % студентов обучались по договорам [6]. Государственные вузы получали все меньше бюджетного финансирования и начинали принимать студентов по контрактам на популярные специальности независимо от потребностей экономики, что увеличивало диспропорции на рынке труда.

В ноябре 1992 г. в числе основных проблем отрасли Министерство образования выделило низкий уровень образования населения (по количеству специалистов с высшим образованием УССР занимала 9 место среди республик); несбалансированность объемов подготовки специалистов инженерных и гуманитарных специальностей; отсутствие правовой базы подготовки специалистов [7]. Была поставлена задача по оптимизации сети вузов. За короткий период, не всегда обоснованно, десятки институтов получили статус университетов и академий. Это, с одной стороны, повышало доступность и престижность высшей школы в регионах, с другой - подрывало экономику отрасли, авторитет высшего образования и вызывало критику отдельных руководителей и академической общественности [8].

Важным достижением образовательной реформы стало возникновение вузов негосударственной формы собственности. Закон Украины «Об образовании» (4 июня 1991 г.) закрепил равноправное функционирование учебных учреждений всех форм собственности. Однако порядок создания частных вузов своевременно правительством не был разработан, что привело к их массовому бесконтрольному открытию, часто без достаточных на то оснований. Лицензирование вузов началось с 1993 г. и вызвало резкую критику со стороны руководителей частных вузов в связи с предвзятым отношением к ним государственных органов и коррумпированностью процесса [9; 10, с. 20, 22].

С целью определения образовательной стратегии Министерством образования 14 мая 1992 г. был выдан приказ № 19 «О разработке программы «Украина XXI века». Государственная национальная программа возрождения образования» [11]. В учебных заведениях и СМИ проводилось обсуждение проблем модернизации отрасли. Вторая половина 1992 г. прошла под знаком разработки Государственной программы и апробации ее положений.

Государственная национальная программа «Образование» (Украина XXI столетия) после бурных дебатов была принята за основу на Всеукраинском съезде педагогических работников 23-24 декабря 1992 г. После длительной государственной и научной экспертизы, 3 ноября 1993 г. Национальная программа и Мероприятия по ее реализации были утверждены Кабинетом Министров. Органам управления всех уровней предстояло в течение 1994 г. разработать соответствующие программы и создать условия для их выполнения. Итак, национальная концепция образования была принята через 2 года после получения независимости. Все это время в министерство поступало немало обращений от родителей, руководителей вузов, депутатов различных уровней относительно разъяснений по неотложным проблемам, особенно финансового характера. Дело доходило до забастовок педагогов [12].

В Государственной программе «Образование» говорилось, что существующая система не удовлетворяет образовательные потребности украинского государства и духовного возрождения народа. Стратегическими задачами высшего образования определялись: переход к многоступенчатой системе подготовки специалистов; формирование сети вузов, которые отвечали потребностям личности, регионов и государства; повышение образовательного уровня населения, поднятие высшего образования до уровня развитых стран и интеграция в международное научно-образовательное сообщество [13, с. 33-34]. Провозглашалась демократизация, гуманизация, гуманитаризация учебно-воспитательного процесса, сочетание в нем национальных и общечеловеческих ценностей, многовекторная инвестиционная политика, преодоление государственной монополии на образование, расширение автономии вузов. Программа отвечала потребностям общества, международному праву, хотя носила несколько декларативный характер. Для ее осуществления требовалась координация работы многих государственных и негосударственных ведомств, правовое обеспечение и значительные ресурсы, которые правительство предоставить не смогло. Развитие высшей школы разворачивалось в условиях экономического кризиса.

Имело место упрощенное некритическое заимствование западных образцов. Например, министерством было предложено в 1992/93 учебном году зачислять в вузы всех желающих с последующим отсевом неуспевающих [14]. В Дрогобычском пединституте пошли на проведение этого эксперимента. Однако вскоре стало ясно, что государственные вузы справиться с этой задачей не в силах из-за ограниченности ресурсов (материальных, финансовых, кадровых) [15]. Всех желающих принимали в большинстве вузов негосударственной формы собственности, что вело к падению качества обучения.

Итак, процесс реформирования высшего образования в Украине в начале 1990-х гг. носил противоречивый характер. К позитивным достижениям можно отнести принятие Государственной программы «Образование», расширение альтернативных форм образования и участия академической общественности в его реформировании и т.д. Но качественного улучшения в отрасли не произошло. Преобразования имели достаточно непоследовательный и запоздалый характер, происходили на фоне перестройки органов управления, передела собственности, недостаточной правовой базы, сокращения бюджетного финансирования. Это привело к ослаблению влияния государства на высшую школу. Во многих странах, особенно в переходный период, высшее образование рассматривалось как приоритет модернизации общества, условие подъема экономики. В Украине оно оценивалась преимущественно как затратная отрасль.

Ссылки:

1. Новий курс: реформи в Україні. 2010-2015. Національна доповідь / за ред. В.М. Гейця, А.І. Даниленка, М.Г. Жулин-

ського и других. К., 2010.

2. Реформи в загальноосвітній і вищій школі взаємопов'язані. Інтерв'ю з М. Степком // Освіта 18 жовтня. України. 2000. № 42.

3. Центральний державний архів вищих органів влади та управління України (ЦДОВО Украины). Л. 78-90. Ф. 166. Оп. 18. Д. 10.

4. Там же. Л. 90.

б. Там же. Л. 84.

б. Там же.

7. Там же. Л. 78-85.

S. Центральний державний архів ... Д. 160. Л. 11 З, 1З9.

9. Там же. Л. 111-171.

10. Stetar J. Ukrainian Private Higher Education. San Francisco, 1995.

11. ЦДОВО Украины. Ф. 166. Оп. 18. Д. З. Л. 10.

12. Там же.

13. Державна національна програма «Освіта» (Україна XXI ст.). К., 1994.

14. ЦДОВО Украины. Ф. 166. 18. Д. 7. Л. 10.

15. ЦДОВО Украины. Оп. 18. Д. 49. Л. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.