постсоветских стран объем ее внешнего долга был меньше всех, ее экономика была наиболее развитой как до введения социализма, так и на всем протяжении СЭВовскогопериода, сыграло свою роль и месторасположение, удобное для привлечения иностранных инвестиций.
В отличие от Польши и Венгрии в Чехии всегда официально декларировались и претворялись в жизнь жесткие принципы экономической политики. Не только денежной, которая была достаточно жесткой практически повсеместно, но и фискальной, бюджетной и других. В результате у Чехии и сейчас наименьший среди восточноевропейских стран внешний долг, самые низкие процентные ставки (так как госдолг незначителен) и достаточно низкая инфляция. А, например, ее бывший партнер - Словакия начала реальные реформы позже всех, но за счет дешевизны рабочей силы и удобного географического месторасположения за последнее время смогла накопить необходимые иностранные инвестиции, несмотря на явное отставание и даже торможение экономического развития.
Если же говорить отдельно об энергетике (поставках энергоресурсов, их транспортировке, производстве энергии), то здесь вступают в силу страхи, имеющие скорее историко-политическую, нежели чисто экономическую, природу. Но и с этим, по объективным данным, многие смирились и воспринимают Россию и российский бизнес как серьезного партнера. Для российских энергетических компаний присутствие в Восточной Европе - это отнюдь не конечная цель, а скорее элемент глобальной стратегии по присутствию на мировых рынках, в частности старой Европы.
Восточная Европа для энергетической России - это потенциальный источник проблем в отношениях с Евросоюзом. Здесь же надо принять во внимание, что на фоне невысокого (или уже реализованного) интереса крупного российского бизнеса (прежде всего энергетического) в рассматриваемом регионе и относительно невысоких инвестиционных возможностях малых и средних компаний растет платежеспособный спрос со стороны российских граждан. Это позволяет предположить, что дальнейшие попытки по проникновению на новые рынки будут идти преимущественно с восточноевропейской стороны, поставляющей товары и услуги для российских граждан и предприятий.
Во время мирового финансового кризиса восстановление экономики стран восточной Европы происходит малыми темпами, при
этом в большинстве стран региона экономический рост не сопровождается увеличением числа рабочих мест [3]. Кроме того, некоторые страны имеют по-прежнему отрицательные темпы роста, многие из стран очень медленно восстанавливают свою экономику. Необходимо отметить, что средний рост по региону Европы в 2012 году составил -0,2% (в 2011 годом было 1,6%) [4].
Отметим, что после вступления большинства стран бывшего социалистического лагеря в ЕС развитие восточноевропейских экономик находится под сильным влиянием и регулируется политикой общеевропейских институтов. С другой стороны, эти государства существенно влияют на отношения России и ЕС. Так, экономические отношения между Россией и Восточной Европой все в большей степени выстраиваются через Брюссель. России выгодно то обстоятельство, что новые члены ЕС получили мощного внешнего надзирателя. Для многих восточноевропейских стран с их политикой в отношении российского бизнеса Брюссель выступает в роли доброго доктора, а общеевропейские подходы, пусть достаточно консервативные и медлительные, в роли успокоительного или стимулирующего средства, в зависимости от ситуации. С точки зрения российского бизнеса, это не так плохо, поскольку со старой Европой отношения у нас не столько хорошие, сколько привычные. Государственным органам и крупным компаниям проще иметь дело с одним привычным партнером, нежели с множеством крайне разнообразных и непоследовательных местных регуляторов.
В этом смысле показательно, что, несмотря на проблемы по отдельным направлениям, которые вызваны как спецификой интересов российского бизнеса, так и политическими причинами, в целом динамика развития экономических отношений между Россией и странами Восточной Европы достаточно позитивна и может развиваться достаточно успешно.
Литература:
1) Тренин Д.В. Россия и новая Восточная Европа /Курс лекций, М.: Дипакадемия, 2010.
2) Филипп ЛеУ'Эру.Материалы брифингав рамках осенней сессии МВФ и Всемирного банка, 2010.
3) Статистическое агентство CIA WorldFactbook
4) Tony Wesolowsky «Christian Science Monitor» «Russia reconquers Eastern Europe via business», 2011.
реформирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства: действительность и перспективы
Филиппова Н.А., аспирант Томского политехнического института
Статья посвящена актуальному на сегодняшний день направлению государственной политики- реформированию и развитию жилищно-коммунальной сферы. Подчеркивается необходимость решения определенных ключевых проблем, в частности, обращено внимание на проблематику, связанную с состоянием систем теплоснабжения в РФ. Также рассматривается роль государства в разработке мер, которые должны способствовать не только приходу инвесторов в данную отрасль, но и долгосрочным перспективам развития.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, системы теплоснабжения, индикативные цены, реформация, оптимизация, ресурсосбережение.
reforming in the region of utilities: reality and prospects
Filippova N., post-graduate student, Tomsk Polytechnic Institute
The article is devoted today to the direction of public policy - the reform and development of housing and communal services.Emphasizes the need to address certain key issues, in particular, drew attention to the problems connected with the state of the heating systems in the Russian Federation.Also examines the role of the state in the development of measures to promote not only the arrival of investors in this sector, but also long-term development prospects.
Keywords: housing and utilities, heating system, indicative prices, reformation, optimization, conservation of resources.
На протяжении последних лет среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в России выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Отраслями в жилищно-коммунальном хозяйстве России являются:жи-лищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка.
Согласно проведенным исследованиям, жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые отличают его от других отраслей. Так, специфическими чертами отрасли являются следующие:
- местный характер деятельности жилищно-коммунальных предприятий, потребителями продукции(услуг) которых являются, прежде всего, население, а также расположенные на территории муниципального образования предприятия промышленности, транспорта и др.;
- процессы производства и потребления продукции(услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве неразрывно связаны с другими отраслями, эта продукция не может накапливаться для последующей реализации;
- предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны быть готовы отпустить столько продукции и реализовать столько услуг, сколько их требуется в каждый конкретный момент времени;
- нецелесообразность предоставления коммунальной продукции сверх оптимального предела, определяемого численностью населения, размерами территории и особенностями ее планировки, своеобразием климатических условий, степенью развития градообразующей и градообслуживающих сфер;
- наличие резерва мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг;
- независимость численности основного эксплуатационного персонала непосредственно от объема производимой коммунальной продукции, что связано с выполнением работ по обслуживанию машин и оборудования, а также количеством дежурного персонала;
- отличная от других отраслей структура основных фондов, при которой удельный вес пассивной части в 2 раза выше, чем на промышленных предприятиях;
- особенная структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители;
- многоотраслевой(более 30 отраслей) характер;
- высокая доля муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы, жилой и нежилой фонды;
- конечным потребителем услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы государствен-
ной и муниципальной власти и управления.
На сегодняшний день не теряют остроты важные проблемы жилищно-коммунальной сферы: острый дефицит финансов, слабая материально-технической база, недостаточная квалификация кадров, отсутствие продуманной жилищной политики и недостаточно проработанными нормативно-правовыми аспектами деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.
Согласно соцопросу ВЦИОМ, 53% россиян считают сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) главной «болевой точкой». Цены на жилищно-коммунальные услуги растут, а число людей, наблюдающих их ухудшение, стабильно превышает число тех, кто замечает улучшение. Состояние ЖКХ и жилищного фонда России показано в инфогра-фике«РИА Новости» (рисунки 1-3) [1].
Жилищное хозяйство, наряду с другими коммунальными службами, до сих пор остается дотационным, содержание его ложится тяжелым бременем на городской бюджет. Из выше сказанного соответствующий вывод о том, что имеет место экстренная необходимость привлечения дополнительных инвестиций в развитие механизма функционирования ЖКХ.
С другой стороны, для того, чтобы повысить привлекательность инвестирования в данную сферу, необходимо, в первую очередь, повысить качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, т.к. на сегодняшний день износ основных фондов ЖКХ достигает 70%. И не стоит забывать, что отечественное ЖКХ занимает существенное место в экономике страны. Его доля в ВВП России составляет 7,2%, оборот отрасли - более 3 трлн. руб. в год. Доля основных фондов - более 26% от общего объема основных фондов страны (8 трлн. рублей). Жилищные и коммунальные услуги оказывают 35746 предприятий и организаций, а численность работни-
Рис. 1. Доходы организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, млрд. руб.
I тысяч человек живут в аварийных домах
Рис. 2. Состояние жилищного фонда, млн. м2
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
За 6 лет цены на ЖКУ выросли почти в 2,5 раза Инфляция в течение 6 лет ниже, чем рост цен на ЖКУ
Рис. 3. Рост потребительских цен, руб. на человека в месяц
Таблица 1. Показатели работы систем теплоснабжения
Наименование Единица измерения Всего В т.ч. ЖКХ муниципальных органов
Котельные ед. 77 263 46 918 (60,7%)
Тепловые насосные станции ед. 1934 1 254 (64,8%)
Центральные тепловые пункты ед. 23 986 10 22 (45,5%)
Общая протяженность тепловых сетей км 161 385,33 106 097,47 (65,8%)
ков в системе ЖКХ - более 3 млн. человек. В общей сложности ЖКХ потребляет более 20% энергоресурсов страны.
В частности, хотелось бы остановиться на проблематике, связанной с состоянием систем теплоснабжения, т.к. системы теплоснабжения поселений в РФ включают более 77 тыс. котельных, около 24 тыс. центральных тепловых пунктов, более 160 тыс. километров тепловых сетей. Более 60% объектов находятся в муниципальной собственности. Показатели эффективности работы систем теплоснабжения на 20-30% хуже, чем в североевропейских странах (см. таблицу 1).
В последние 20 лет износ оборудования ТЭЦ и теплосетей критически вырос. Количество котлов со сроком эксплуатации более 30 лет составило 75%, в том числе более 50 лет - 23%, а турбин 64% и 18% соответственно. Низкая эффективность работы ТЭЦ из-за недостаточности потребляемых тепловых нагрузок и недоинве-стирования отрасли в целях ее модернизации стала причиной снижения их конкурентоспособности на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и начался процесс вывода объектов генерации из эксплуатации.
Аналогичная ситуация и с тепловыми сетями - 68% сетей выработали свой ресурс (превышен критический срок службы трубопроводов). Усугубляет ситуацию практическое отсутствие резервирования в сетях (отсутствие закольцовок, перемычек) на ремонтный период и на случай аварий, в том числе на источниках тепловой энергии. Гидравлические режимы в сетях зачастую разрегулированы, что значительно повышает эксплуатационные расходы, в первую очередь, на электроэнергию, используемую для работы насосов, и ухудшает качество теплоснабжения.
Статистика по надежности сетей также негативная: повреждаемость за последние 5 лет выросла в 1,7 раза; потери составляют более 20% (зарубежный опыт - 6-8%); перекладка сетей по факту не превышает 2% в год от общей протяженности (при потребности минимум в 6%), в связи с чем, например, в 2010 году экономический ущерб от аварий и инцидентов составил более 27 млрд. рублей. Следствием этих негативных факторов, отмечают специалисты, является некачественное предоставление услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, значительные ограничения в обеспечении многоквартирных домов тепловой энергией при аварийных ситуациях в системе теплоснабжения, длительные отключения горячего водоснабжения в ремонтный период.
Одной из мер, которая должна способствовать приходу инвесторов в недофинансированную отрасль, является разработка Министерством энергетики РФ проекта, предусматривающего внедрение новой модели рынка тепла, которая к 2020 году должна обеспечить переход к экономически обоснованным тарифам. При этом теплогенерирующим компаниям разрешат продавать тепло по свободным долгосрочным договорам, но в части регионов по-прежнему придется сохранить госрегулирование [2].
Данный проект содержит поправки к закону «О теплоснабжении», который был опубликован на сайтеМинистерства энергетики РФ 31 декабря 2013 года. Он предусматривает постепенную либерализацию цен на тепло - переход от регулируемых тарифов, устанавливаемых региональными энергетическими комиссиями (РЭК), к свободным долгосрочным договорам теплоснабжающих организаций и единого поставщика тепла. Услуги теплоснабжающих организаций должны быть не дороже так называемой индикативной цены: она рассчитывается как минимальная стоимость производства и поставки тепловой энергии «с использованием наилучших доступных технологий».
Как следует из пояснительной записки к проекту Минэнерго,-законопроект нацелен на создание экономических стимулов для привлечения инвесторов в теплоснабжение и модернизации отрас-
ли при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей. По словам заместителя Министра Вячеслава Кравченко, принять все необходимые изменения в законодательство удастся не раньше конца 2014 года.
Но резкий переход к экономически обоснованным тарифам привел бы к росту цен во многих регионах — в среднем по России тариф на тепло поднялся бы на 26%. Поэтому Минэнерго предусмотрело переходный период, который позволит растянуть этот скачок на несколько лет. Если текущие цены на тепло ниже индикативной цены, то власти региона должны выбрать момент, когда они ее достигнут, но не позднее начала 2020 года. Если существующие цены в регионе уже выше индикативнойцкны, то они замораживаются до момента, пока не сравняются с индикативной, а переходный период для них завершается 1 января 2016 года.
Устанавливать индикативные цены будет Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Служба также определит сроки перехода на индикативные цены для региона, если он сам до 1 июля 2014 года этого не сделает. В свою очередь, единая теплоснабжающая организации (ЕТО) станет единым поставщиком тепловой энергии, ответственным за надежное и качественное теплоснабжение и горячее водоснабжение перед конечным потребителем. Она закупает тепло по долгосрочным свободным договорам (не менее года) у производителей тепла и теплосетевых организаций и не имеет права отказать потребителю тепловой энергии в своей зоне в заключении договора о теплоснабжении.
ЕТО займется и распределением необходимых объемов производства между источниками тепловой энергии. Организация сможет самостоятельно принимать решение о выводе объектов теплоснабжения из эксплуатации на срок не более трех лет с обязательной компенсацией собственнику возникающих убытков (раньше аналогичные решения принимала правительственная комиссия по электроэнергетике по предписанию региональных органов власти). В перспективе ЕТО сможет менять схему теплоснабжения в своей зоне.
После перехода к новой модели в тариф на тепло больше не будет включаться плата за резервируемую тепловую мощность и за подключение к системам теплоснабжения. Кроме того, перестанет регулироваться цена на пар, чего давно добивались крупные генерирующие компании и промышленность. Но цены на услуги горячего водоснабжения по-прежнему будут рассчитываться по формуле ФСТ. Поправки ужесточают и ответственность потребителей тепла: небольших потребителей тепла (менее 0,2 Гкал^ч) обяжут устанавливать приборы учета.
Если говорить о мерах, с которых можно начать решение поставленных задач в этой области, стоит упомянуть круглый стол, состоявшийся 24 декабря 2013 года в пресс-центре РИА «Новости», на котором обсуждалась тема: «Теплоэнергетика: перспективы развития отрасли в 2014 году». В данном обсуждении принял участие в качестве одного из ключевых спикеров первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие», член Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ Алексей Макрушин, а также представители Минэнерго России, Министерства инвестиций и инноваций Московской области, бизнеса в сфере теплоснабжения и др. Как разбираются управляющие компании с неплательщиками долгов за поставленные коммунальные услуги? Каковы взаимоотношения ресурсоснабжающих организаций с управляющими компаниями? Как работает законодательство в сфере теплоснабжения? Как инвестору гарантировать возврат вложенных средств? Возможны ли частные инвестиции в государственное и муниципальное имущество в России? Эти и многие другие вопросы обсудили участники круглого стола. Былзатро-нут вопрос, касающийся взаимодействия ресурсоснабжающих орга-
низаций и управляющих компаний. В частности, о том, что в настоящее время обсуждается инициатива, направленная на создание специальных счетов, на которые будут поступать платежи населения за коммунальные услуги, поставляемые ресурсоснабжающи-ми организациями.
«Этими деньгами управляющие компании смогут рассчитываться только с ресурсоснабжающими компаниями, - подчеркнул А. Макрушин. - Даже если управляющая компания обанкротится, деньги все равно поступят «ресурсникам». По мнению экспертов, реализация указанной инициативы позволит повысить платежную дисциплину за поставленные населению ресурсы. Алексей Макру-шин также рассказал о возможности перехода к ценообразованию по методу альтернативной котельной, согласно которому для потребителей устанавливается некий оптимальный уровень тарифа, а у инвесторов появляется гарантия возврата вложенных инвестиций в среднесрочной перспективе.
Также стоит добавить о разработке новых расчетов за услуги ЖКХ [3]. Заместитель директора департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда Сергей Горюнов прокомментировал: «По российскому законодательству льготным категориям граждан сегодня положена скидка на оплату жилого помещения и коммунальные услуги - это оплата в 50% от платежа. И после введения соцнорм на электроэнергию отменять эти льготы не планируется». Причем С. Горюнов уточнил, что в каждом регионе, как и сейчас, будет действовать свой порядок компенсации. Где-то это субсидия, где-то денежная выплата.
«Постановлением правительства предусмотрено, что пенсионеры, инвалиды и другие категории льготников в первый год применения соцнормы все свое потребление электрической энергии будут оплачивать по льготному тарифу, - уточнила «Российской
газете» заместитель исполнительного директора «ЖКХ Развитие» Елена Солнцева. - А в последующие годы их социальная норма потребления будет в 1,5 раза больше, чем у остальных граждан». Сегодня, по данным Росстата, 26% граждан при оплате «коммуналки» имеют право на льготы, субсидии и компенсации. Они предоставляются на федеральном и региональном уровнях.
Вышеизложенное звучит достаточно убедительно. Только как все эти предложения будут работать и насколько данные меры будут удовлетворять возможностям и потребностям не только физических, но и юридических лиц, покажет время. Хотелось бы верить, что такие основные понятия на сегодняшний день, как «реформация», «оптимизация» и «ресурсосбережение» будут ассоциироваться у россиян не с удорожанием цен на жизненно необходимые ресурсы, а с удобной и гибкой системой оплаты в зависимости от размеров их потребления. И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни людей.
Литература:
1. ЖКХ и жилищный фонд: стали ли лучше жилищные условия в России [Электронный ресурс]URL: http://ria.ru/infografika(дата обращения 21.01.2014 г.).
2. Фомичева А. Отложенная реформа тепла // Коммерсантъ, 2014. - №1.
3. Домчева Е. Соцнорма для льготников // Российская газета, 2013. - №6262.
кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности россии
Хачатурян К.С., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Финансы и кредит» Московского университета имени С.Ю. Витте Николаев А.Е., к.э.н., доцент, докторант кафедры экономических теорий и военной экономики ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассмотрены вопросы создания региональных научно-производственных инновационных кластеров с целью активизации инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Показано, что кластерный подход создает условия для взаимодействия бизнеса и власти и обеспечивает повышение региональной и национальной конкурентоспособности.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, региональный научно-производственный инновационный кластер, оборонно-промышленный комплекс, трансфер технологий.
cluster mechanism of public-private partnership in strategy of innovative development of russian defensive industrial complex
Khachaturian K., doctor of Science (economic), professor, Finance and the credit chair, Witte Moscow University Nikolaev A., candidate of Economic Science, associate professor, doctoral candidate, department of economic theories and military economy,
The Military University, Moscow
The article discusses the development of regional research-and-production innovative clusters in order to enhance innovation in enterprises defensive industrial complex. It is shown that the cluster approach creates the conditions for interaction between business and government and enhances regional and national competitiveness.
Keywords: Public-Private Partnership, Research-and-production innovative cluster, the defensive industrial complex, technology transfer.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Российской Федерации - системный компонент военной организации государства, занимающий ведущее место в обеспечении национальной безопасности, решении оборонных и социально-экономических задач страны. В нем занято около 2 млн. чел. (без учета организаций Росато-ма), из них 71,6% - на промышленных предприятиях и 27,9% - в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. В ОПК сосредоточены высококвалифицированные кадры (каждый второй работник научной сферы страны), большая часть передовых технологий не только военного, но и гражданского назначения. На его долю приходится более 70% научной продукции, производимой в России. Удельный вес инновационно-активных предприятий составляет более 30% (в промышленности - 10%). Около
25% в экспорте промышленной инновационной продукции составляет удельный вес оборонных секторов [3].
Учитывая, какую роль призван ОПК играть в современных условиях при проведении военной реформы, структурной перестройке и модернизации экономики страны, перед ним поставлена задача обеспечения высокого технологического уровня, качества и конкурентоспособности продукции военного, гражданского и двойного назначения на основе развития и использования его конкурентных преимуществ путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности.
Однако решение данной задачи сдерживается факторами, снижающими эффективность функционирования оборонных предприятий. В качестве основных факторов эксперты называют следующие [3]: