УДК 643.6
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
HEAT SUPPLY INDUSTRY CHARACTERISTICS AND THEIR INFLUENCE ON THE ENTERPRISE'S FINANCIAL STABILITY
Е.Ю. Рябов E.Y. Ryabov
Волгоградский государственный университет
Анализируются отраслевые особенности российского теплоснабжения, оказывающие влияние на политику предприятий в части управления дебиторской задолженностью. Отмечается, что основной проблемой отрасли является высокий уровень износа основных фондов. Предлагается сосредоточить внимание на создании механизма, который мог бы обеспечить финансовую устойчивость предприятий в среднесрочной перспективе.
The article analyzes the characteristics of the Russian heating supply industry and their influence on the enterprise's policy in accounts receivable sphere. Depreciation of basic production assets is a major problem of this industry. Agreeing with this, the author does not try to talk about the lack of funds and the needs for replacement of heating systems, but he encourages to focus on creating a mechanism that would ensure the financial stability of companies in the medium term.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, теплоснабжающая организация, дебиторская задолженность.
Key words: housing and communal services, heating supply company, receivables.
Одной из актуальных проблем российских предприятий является эффективное управление дебиторской задолженностью. В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве сложилась непростая ситуация, связанная с долгами. На балансе ресурсоснабжающих организаций накопились значительные объемы дебиторской задолженности, что в сочетании с физическим и моральным износом основных фондов ставит под угрозу стабильное функционирование отрасли. По состоянию на первое полугодие 2012 г. размер задолженности физических лиц перед предприятиями ЖКХ составил около 170 млрд руб. [1]. Большую часть этой суммы составляют долги за услуги теплоснабжения.
На ситуацию с неплатежами влияет ряд отраслевых факторов (см. табл. 1). Детальное рассмотрение особенностей функционирования предприятий, занятых в этой сфере, позволяет сосредоточить внимание на проблемах, в основе решения которых лежат не вливания денег, а меры административного характера. В дальнейшем такой анализ поможет определить зону ответственности сторон и выработать рекомендации по повышению финансовой устойчивости организаций.
1. Опосредованное поступление платежей.
Одной из проблем отрасли является несовершенная система расчетов за поставленные ресурсы. Выделяют три базовые системы расчетов за поставленное тепло:
- на основе прямых договоров с населением;
- через посредника в виде управляющей компании или ТСЖ;
- через посредников - оптовых потреби-телей-перепродавцов.
Первая схема считается наиболее прозрачной и простой, вторая - наиболее проблемной и несовершенной. В рамках нее формируются основные объемы долгов. Опыт российских теплоснабжающих предприятий указывает на то, что управляющие компании являются самым ненадежным звеном в цепочке поступления средств на счета коммунальных операторов. Среди основных причин такой ситуации выделяют:
- тяжелое экономическое положение исполнителей коммунальных услуг;
- неплатежи населения перед управляющими компаниями;
- долги исполнителей коммунальных услуг перед другими поставщиками ресурсов.
© Е.Ю. Рябов, 2013
Таблица 1
Отраслевые особенности теплоснабжения, влияющие на уровень дебиторской задолженности
Фактор Причина
Опосредованное поступление платежей Поступление средств от населения происходит не напрямую, а опосредованно, через исполнителей коммунальных услуг, приобретающих ресурсы (УК, ТСЖ, ЖСК и ЖК)
Сезонность производства и продаж Ярко выраженный сезонный характер деятельности предприятий теплоснабжения обусловливает возрастание дебиторской задолженности, так как до момента наступления отопительного сезона организация практически живет в долг в счет будущих продаж
Низкая платежная дисциплина Оплата энергетических ресурсов ставится потребителями в разряд необязательных платежей, а сама услуга часто не воспринимается как коммерческая
Большое число потребителей Помимо управляющих компаний и ТСЖ, теплоснабжающие организации заключают контракты на поставку тепла с бытовыми абонентами, до настоящего времени не выбравшими способ управления многоквартирным домом
Неэффективное правовое регулирование Порядок расчетов за тепло, частая практика банкротства управляющих компаний, неопределенность статуса тепловых сетей препятствуют эффективной деятельности предприятий
Диспропорция цен Быстрое, часто трудно прогнозируемое повышение цен на продукцию естественных монополий (тарифы на природный газ и тепловую энергию) ведет к увеличению размеров задолженности
Неэффективное управление дебиторской задолженностью Ввиду социальной значимости услуг, оказываемых теплоснабжающими организациями, политика сбора платежей здесь осложнена
Испытывая постоянный дефицит оборотных средств, управляющие компании и ТСЖ начинают вынужденно или умышленно задерживать платежи поставщикам ресурсов. Подобное положение вещей создает все условия для мошеннических схем, связанных с созданием компаний-однодневок с последующим хищением средств. Даже реально работающие управляющие компании, как правило, не имеют активов и возможности кредитоваться. В итоге свои огромные кассовые разрывы они компенсируют неплатежами в адрес поставщиков. Следует отметить, что современная законодательная база допускает функционирование управляющих компаний в виде упрощенных организационно-правовых форм, вплоть до индивидуального предпринимателя. Таким образом, фактически официально в схему «постав-
щик - конечный потребитель» введен финансово не обеспеченный посредник. В результате на проблему задолженности населения накладывается проблема неплатежей со стороны исполнителей коммунальных услуг.
2. Сезонность производства и продаж.
Особой проблемой, препятствующей нормальной деятельности теплоснабжающих организаций, стал законодательно утвержденный порядок расчета пользователей тепла с коммунальным оператором. Ввиду особой значимости сферы теплоснабжения для всех, в том числе социально не защищенных жителей страны, Правительством РФ был введен новый порядок расчета за тепло. В течение всего года горожане равными долями оплачивают услугу, которой пользуются всего 6 месяцев, т. е. в течение отопительного сезона (см. рис.).
отопительным
сезон
Платежи населения за услуги теплоснабжения
отопительным
сезон
Платежи теплоснабжающей организации за газ
календарным год
Схема поступлений средств от населения и оплаты основных объемов поставки газа в течение календарного года
Такая мера призвана облегчить положение граждан, избавив их от необходимости совершать обременительные платежи в зимний период. Однако теплоснабжающие организации рассчитываются с поставщиком природного газа, необходимого для выработки тепла, по факту его поставки. Отсюда появляющийся кассовый разрыв и, как следствие, снижение финансовой устойчивости предприятия.
Сезонность поступлений денег влияет также на политику организаций в отношении замены основных средств. Наибольший объем платежей осуществляется в холодное время года. Организации не в состоянии проводить ремонтные кампании в полном объеме, так как замена изношенных сетей и котлов должна проводиться в летнее время.
Следует отметить, что «погодная зависимость» выражается также в увеличении сбыта тепла в холодные зимы. Как это ни парадоксально, теплая зима ведет к существенным убыткам для теплоснабжающих организаций. Постоянные издержки, в том числе и на проведение ремонтных работ, слабо зависят от погоды, в то время как выручка напрямую определяется объемами отпущенного тепла, в свою очередь зависимых от температуры наружного воздуха.
3. Низкая платежная дисциплина.
Здесь следует говорить о специфической
для данной сферы проблеме этического характера, когда оплата потребленных энергетических ресурсов ставится потребителями в разряд необязательных платежей. В результате значительная часть пользователей услуги не воспринимают всерьез накопленные долги вплоть до судебных разбирательств. Например, среди населения бытует представление, что тепло -это не коммерческий продукт, а некое естественное приложение к бытовой жизни.
4. Большое число потребителей.
Если предприятия, занятые в других секторах экономики, имеют дело с относительно небольшим количеством покупателей, то теплоснабжающие организации предоставляют услуги юридическим и физическим лицам, число которых может достигать нескольких десятков тысяч. В настоящее время большая часть квартир объединены в товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы или управляющие организации, однако есть и те, которые до сих пор не выбрали способ управления. С такими жильцами ресурсоснабжающие организации заключают контракты напрямую. Еще одной особенностью является то, что предприятие не всегда свободно в выборе потребителей. Часто муниципальные органы власти за-
ставляют теплоснабжающие организации заключать контракт на поставку тепла с заведомо ненадежными контрагентами (бюджетными организациями, многоквартирными домами с низкой платежной дисциплиной). В условиях рыночных отношений верным решением для компании был бы полный отказ от взаимодействия, однако в условиях высокой социальной значимости теплоснабжения такая политика просто недопустима.
5. Неэффективное правовое регулирование.
В странах со стабильной экономической
системой, низким уровнем инфляции, простым и понятным правовым регулированием увеличение дебиторской задолженности часто расценивается как признак наращивания объемов деятельности предприятия и не считается тревожным сигналом. Для российских организаций в условиях повышенной инфляции и нестабильной экономики такое положение, наоборот, может быть очень опасным. В условиях неэффективного правового регулирования большая дебиторская задолженность ведет к повышению финансовых рисков и, как следствие, к финансовой неустойчивости организации. Причем оказывает влияние не само наличие дебиторской задолженности, а ее объем, структура и самое главное - движение, т. е. скорость инкассации, превращения ее в денежные средства. Слабая динамика обусловлена не только кризисом неплатежей, но и неэффективным правовым регулированием со стороны государства.
Нормативно-правовая база функционирования теплоснабжения недостаточно прорабатывается не только на федеральном уровне, но и на уровнях субъектов Федерации и муниципалитетов. Действующие документы различных нормативных, подзаконных актов не удовлетворяют сегодняшним условиям теплоснабжения. Так, наряду с указанными проблемами, связанными с порядком расчетов за тепло, неопределенным статусом сетей, можно выделить неэффективную тарифную политику со стороны государства. Вопрос цены на тепло часто становится предметом не экономических, а политических дискуссий. Правительство скорее склонно защищать здесь интересы населения, чем интересы поставщиков ресурсов. С одной стороны, такой подход вполне оправдан, с другой - он приводит к убыточности теплоснабжающих организаций, которые не в состоянии покрывать своих расходы.
6. Диспропорция цен.
Если в других отраслях экономики коммерческие предприятия имеют возможность
самостоятельно устанавливать цены на производимые товары и оказываемые услуги, то в сфере теплоснабжения ценообразование не относится к категории свободного и регулируется Федеральной службой по тарифам. Предприятия не могут в полном объеме включать в тариф на горячую воду некоторые расходы. В первую очередь это касается тепловых потерь и процентов по предоставленным кредитам. Кроме того, стоимость природного газа, который составляет основную статью расходов теплоснабжающих организаций, растет более высокими темпами, чем тариф на тепловую энергию (см. табл. 2).
Таблица 2
Темп роста тарифов на услуги естественных монополий, % [2]
Отсюда снижение основных финансовых показателей деятельности теплоснабжающей организации и, как следствие, образование значительной по сумме кредиторской задолженности перед предприятием - поставщиком газа.
7. Неэффективное управление дебиторской задолженностью.
Еще одной проблемой отрасли является неэффективное управление дебиторской задолженностью самими поставщиками. Некоторые организации, пытаясь взыскать просроченную задолженность, действуют бессистемно и непрофессионально. Обычно небольшую задолженность удается возвращать самостоятельно, часть долга остается на стадии судебного и исполнительного производства, а часть - на балансе предприятий, отражаясь из года в год в финансовой отчетности. При этом поставщики не спешат обращаться к услугам коллекторских агентств или факторинговых компаний ввиду слабой проработанности нормативной базы и высокой стоимости данных услуг.
Таким образом, анализ отраслевых особенностей теплоснабжения позволяет лучше понять трудности, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться предприятиям ЖКХ. Одни проблемы не поддаются изменениям, другие вполне могут быть преодолены. Так, сезонность производства тепла - объективно существующее условие, с которым всегда придется считаться. Однако такой фактор, как большое количество потребителей, можно отнести к относительным параметрам. Так, при 100 %-м ох-
вате жилых домов управляющими компаниями и товариществами собственников жилья теплоснабжающая организация сможет контактировать лишь с небольшим числом исполнителей коммунальных услуг.
Для того чтобы теплоснабжающая организация имела возможность эффективно осуществлять свою деятельность, необходима координация усилий всех заинтересованных сторон. В первую очередь это касается органов местного самоуправления, которые имеют возможность регулировать отношения между участниками рынка жилищно-коммунального хозяйства через принятие различных законодательных актов. Кроме того, очень часто российские теплоснабжающие организации на праве хозяйственного ведения управляют тепловыми сетями и котельными установками, которые по сути являются городской собственностью.
Анализ отраслевых особенностей, оказывающих влияние на характер и возникновение дебиторской задолженности, позволяет выработать ряд рекомендаций, которые могут повысить финансовую устойчивость теплоснабжающей организации. К основным из них следует отнести:
1. Принятие на законодательном уровне нормативного акта, обязывающего исполнителей коммунальных услуг перечислять теплоснабжающей организации полученные от населения средства в день их поступления.
2. Проведение информационной работы среди граждан о необходимости своевременно вносить оплату за коммунальные услуги. В качестве каналов распространения информации целесообразно использовать муниципальное телевидение и печатные издания.
3. Ускорение процесса выбора жильцами способа управления многоквартирным домом. Мотивирующим фактором здесь выступает то, что в жилых домах, которые не выбрали способ управления, затруднена подготовка к отопительному сезону, не ведется работа по содержанию общедомового имущества.
4. Принятие ряда законодательных инициатив в направлении:
- увеличения ответственности учредителей управляющих компаний таким образом, чтобы предотвратить практику умышленного банкротства исполнителей коммунальных услуг;
- ускорения рассмотрения судебных дел, касающихся задолженности физических и юридических лиц теплоснабжающей организации. В настоящее время судебные разбирательства могут длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Все это время задолженность от-
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Тариф на тепло 4,8 11,0 9,5-11,0
Цена на газ 7,5 15,0 15,0
ражается на балансе предприятия-поставщика, вынужденного нести убытки;
- четкого разграничения статуса тепловых сетей с обозначением ответственности всех участников за их эксплуатацию. Это необходимое условие снижения потерь при транспортировке теплоносителя.
5. Регулирование цен на тарифы естественных монополий таким образом, чтобы темп роста цены на газ, установленной для теплоснабжающих организаций, не превышал соответствующий темп роста тарифа на тепло.
6. Внедрение эффективных методов учета и инкассации дебиторской задолженности на предприятиях теплоснабжения. Большинство пользователей услуг являются добросовестными плательщиками, а появляющаяся задолженность накапливается случайно или из-за временных финансовых проблем. Для того чтобы повысить собираемость платежей среди населения, бывает достаточно проводить работу в данном направлении на системной основе.
Приведенный перечень рекомендаций, безусловно, не является исчерпывающим. Значительные трудности вызывает работа по взысканию задолженности среди категории так называемых злостных неплательщиков. Методы морально-психологического воздействия прак-
тически не работают здесь. Частое оповещение об имеющейся задолженности, воздействие на жильцов через СМИ, вовлечение в процесс управдома или представителей управляющей компании - все это утрачивает свою силу, когда речь идет о значительной сумме задолженности. Проблемой является то, что теплоснабжающая организация не может отказаться от предоставления услуги, так как в настоящий момент не существует способа отключить отдельную квартиру от подачи тепла таким образом, чтобы не нарушить интересы добросовестных плательщиков. Даже выигранное судебное дело не означает, что судебное решение будет исполнено. Практика работы по взысканию задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства подводит к мысли, что ресурсоснабжающие организации должны обладать определенным запасом финансовой прочности, чтобы компенсировать потери.
1. Поддубная И. Коллекторы активнее вовлекаются в процесс возврата задолженностей по ЖКХ // РБК-Дейли. - 2012. - № 155. - С. 10.
2. Федеральная служба по тарифам: официальный сайт. - иКЬ: http://www.fstrf.ru/tariffs/ smi/21 (дата обращения: 25.01.2013).