Научная статья на тему 'Реформирование учебного процесса в высшей школе во второй половине XX века (на материалах Среднего Поволжья)'

Реформирование учебного процесса в высшей школе во второй половине XX века (на материалах Среднего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИСТОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даньшина Светлана Анатольевна

Статья основывается на сравнительно-историческом анализе и посвящена исследованию исторических предпосылок реформирования учебного процесса, изменений в составе научно-педагогических кадров и основных тенденций развития университетов Среднего Поволжья во второй половине XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование учебного процесса в высшей школе во второй половине XX века (на материалах Среднего Поволжья)»

УДК 378.1(471.34)

РЕФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

REFORMATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITIES IN THE 2nd HALF OF XX CENTURY (BASED ON THE MATERIALS OF THE MIDDLE VOLGA REGION)

С. А. Даньшина

S. A. Danshina

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск

Аннотация. Статья основывается на сравнительно-историческом анализе и посвящена исследованию исторических предпосылок реформирования учебного процесса, изменений в составе научно-педагогических кадров и основных тенденций развития университетов Среднего Поволжья во второй половине XX века.

Abstract. The article is based on the comparative historical analysis and is devoted to the research of historical prerequisites of the reformation process at national universities, changes in scientific and pedagogical staff and main tendencies in the development of educational process at universities of the Middle Volga Region.

Ключевые слова: университет, учебный процесс, кадровый потенциал, история, управление.

Keywords: university, educational process, human resources, history, management.

Актуальность исследуемой проблемы. Научное и практическое значение изучения проблем истории отечественной высшей школы в современных условиях определяется многими важными факторами. На рубеже XX-XXI вв. подготовка кадров высшей квалификации была поставлена в прямую зависимость от требований научнотехнического прогресса. Тезис о том, что в период научно-технической революции «революция» нужна и в образовании, на практике означал «внедрение» в учебный процесс вуза новых учебных курсов, учебников, современных научных теорий, исследований, технических достижений, проведение исследований в области конструирования и применения технических средств, программирования. Однако, как показывает состояние образовательного процесса в вузе изучаемого периода, при изменении содержания образования применялся преимущественно экстенсивный подход, основанный на растущей дифференциации учебных дисциплин и расширении объема учебных программ. Эта тенденция приводила к увеличению сроков обучения в вузе, попыткам организовать накопление знаний будущими специалистами за счет аудиторных занятий, что отнюдь не способствовало переходу высшей школы к творческому активному обучению путем расширения

индивидуального самообучения с обязательным развитием опыта творческой деятельности будущих специалистов. Другая тенденция активизации вузовского обучения была связана с изменением его процессуальной стороны (активизацией методов, организационных форм), развивалась через преодоление традиционного «информационного» характера образовательного процесса. Разумеется, далеко не все вузы были готовы к столь существенной перестройке образовательного процесса. В то же время с реализацией целевых установок новых учебных планов открывались возможности разработки практикоориентированной вузовской «дидактики активной личности». Следствием требования подготовки творческого специалиста явилась задача соответствия содержания образования в вузе запросам жизни, научно-техническому и социальному прогрессу, методологическому принципу соединения обучения с производительным трудом. Настоящая статья посвящена раскрытию исторических предпосылок и условий реформирования учебного процесса в вузах Среднего Поволжья во второй половине XX в. На наш взгляд, проведенное исследование в определенной мере может способствовать выработке эффективных мер реформирования учебного процесса в высшей школе и выходу ее из кризисного состояния.

Материал и методика исследований. Статья подготовлена на основе анализа фактического материала федерального и регионального уровней: архивных документов, статистических данных, результатов социологических исследований - рассматривается динамика формирования и воспроизводства научно-преподавательского корпуса вузов Среднего Поволжья во второй половине XX века. К числу основных общеисторических методов научного исследования, применяемых в статье, относятся историкосравнительный, историко-системный.

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты материалов, опубликованных в статье, нашли отражение в комплексной программе Госкомвуза РФ «Университеты России», сочетающей два направления: «Университеты как центры науки, культуры и образования» и «Университеты как учебно-методические центры».

В 1993 г. «Независимая газета» впервые в истории отечественной высшей школы опубликовала неофициальный рейтинг 548 российских вузов. Рейтинговая оценка стала результатом аналитической работы большой группы специалистов, в которую входили педагоги, экономисты, политологи, социологи. Ученые тщательно изучили ситуацию в системе высшей школы того времени, краткосрочные и долгосрочные перспективы учебных заведений. В специализированных научных вестниках, периодических изданиях, таких как «Высшее образование в России», «Вестник высшей школы», «Поиск», «Педагогический журнал», «Учительская газета», «Наука и жизнь», «Бюллетень государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию», «Комсомольская правда», регулярно проходило обсуждение проблематики.

Во второй половине XX в. система отечественного высшего образования вступила в сложный и противоречивый период своего развития. Система высшего образования была производной от социально-экономической системы советского общества. По сути, высшая школа всегда являлась социальным институтом общественно-политической системы. При этом нельзя отрицать и того, что высшая школа имела серьезные противоречия и диспропорции в развитии, обусловленные сущностью командно-административной системы и методами управления высшим образованием. В середине 1980-х гг. система высшего образования в Российской Федерации вступила в сложный и противоречивый период своего развития.

Высшая школа республик - субъектов Российской Федерации - это университеты, технические и отраслевые высшие учебные заведения, в которых в 1997 г. обучалось 418,5 тыс. студентов. Удельный вес численности всех студентов в республиках составил 13,7 % от численности всех студентов вузов Российской Федерации.

Национальные университеты с их богатейшим потенциалом всегда представляли духовную базу общества и были показателями его нравственного и культурного развития. Они формируют интеллектуальную элиту - основу ресурса нации. Именно в университетах республик обучается большая часть студенчества. Деятельность университетов по сохранению и развитию национальной культуры является весьма важной для сохранения межнационального мира и согласия, без чего невозможно существование нашего государства. Расположенные в местах локального, компактного проживания этносов университеты в состоянии наиболее полно изучить местные условия и характер развития ситуации, а значит, квалифицированно проанализировать ее. Мы разделяем точку зрения Л. Г. Ефремова, что «деятельность университетов республик из-за отсутствия конкретно научно обоснованных критериев еще недостаточно оценена» [2].

Регионализация и интеграция образования как важнейшие компоненты его перестройки получили в 1992 г. новый импульс. Начало их ускорению положил принятый в это время Закон Российской Федерации «Об образовании». Важнейшим направлением регионализации образования становились интеграция учебных заведений, создание преемственных программ и учебных планов обучения во всех их типах; разработка национально-региональных компонентов государственных стандартов, призванных объединить научно-педагогический потенциал средней и высшей школы с учетом региональных особенностей. Формирование региональных учебных округов стало приоритетным направлением реформирования региональной системы высшего образования, в том числе и учебного процесса вузов.

Задачи демократизации учебного процесса в исследуемый период потребовали существенной перестройки преподавания в вузах Среднего Поволжья. В формировании содержания образования научное обоснование получил деятельностный подход, в основе которого лежал прогностический анализ профессиональной деятельности будущего специалиста, выявление умений, необходимых для успешного выполнения трудовых функций, и знаний, обеспечивающих осознанное овладение этими умениями. При формировании профессиональной составляющей содержания образования учитывались содержание и характер предстоящей деятельности. Содержание образования включало освещение современного состояния науки с ее непрерывными многообразными связями с жизнью, практикой, потребностями производства на основе моделирования профессиональной деятельности. Обоснование принципов определения содержания образования и его переработки в учебный предмет предусматривало осуществление предметнофункционального анализа конкретной области профессиональной деятельности будущих специалистов, изучение требований производства, предъявляемых к вузам. Это позволяло устанавливать соотношение общенаучного фундаментального, общепрофессионального и специального циклов.

Содержание образования включало: отбор учебных дисциплин, обеспечивающих должную общенаучную и профессиональную подготовку студентов; исчисление времени, необходимого для овладения каждой из этих дисциплин; увязку и коррелирование дисциплин в целях устранения дублирования, обнаружения «белых пятен» в знаниях, на

которые должен опираться тот или иной курс, установление преемственности внутри дисциплин и т. п. В содержании образования можно выделить такие направления, как: фундаментализация, профессионализация, гуманитаризация, единство учебной и научной деятельности, включение в содержание образования не только готового знания, но и способов деятельности, направленных на его получение. Оценивая эти направления, одновременно выступавшие принципами отбора и построения содержания образования, следует отметить, что благодаря им преодолевался «ведомственный подход» к построению образования, традиционные представления об учебном предмете как системе знаний, умений и навыков, выявлялось решение проблемы развития активности личности студента, подготовки специалистов к творческому труду.

Активизация учебного процесса связывалась с понятием «эффективность обучения» и рассматривалась в разных аспектах: от совершенствования «старых» дидактических средств обучения до принципиального их изменения. Изменения в обучении явились объективной неизбежностью в силу непрерывных трансформаций и развития деятельности преподавателя и познавательной деятельности студента, связанных с НТР. В ряду авторских технологий совершенствования учебного процесса отмечается и внедрение функционально-модульного обучения, особенностями которого являлись: системный подход к проектированию; триадная стратегия проектирования, необходимая для запуска механизмов самоорганизации проектирования; логико-эвристический подход, предусматривающий творческое решение неформализованных задач.

Итак, в изучаемый период идея модульного обучения активизировала инновационные поиски преподавателей в области управления учебным процессом. С модульным обучением связывалось успешное решение целого комплекса дидактических проблем, таких как: построение эффективного содержания обучения с возможностью его гибкого изменения; обеспечение возможности индивидуализации содержания обучения и педагогического руководства; формирование у обучаемых твердых действенных знаний и развитие на их базе умений и навыков практической деятельности; активизация обучаемых, обеспечение их самостоятельности; максимальная реализация творческого потенциала педагога и обучающегося.

В инновационной деятельности вузовских коллективов рождались технологии особого ряда как комплексное решение наиболее общих и значимых проблем совершенствования подготовки специалистов. Например, в 1986 г. в Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова совместно с Министерством просвещения ЧАССР была разработана комплексная программа «Улучшение подготовки и закрепление педагогических кадров в республике на 1986-1990 гг.».

В вузах ЧАССР в целях совершенствования учебного процесса был осуществлен переход на новые планы, которые предусматривали значительное сокращение количества обязательных аудиторных занятий, улучшение организации самостоятельной работы студентов, усиление методической помощи и контроля со стороны преподавателей [4].

В исследуемый период в практику работы историко-социологического института Мордовского государственного университета была введена организация рабочих групп по совершенствованию учебного процесса в вузах республики. Под руководством ученых - историков и социологов - во главе с профессором А. И. Сухаревым и профессором А. Б. Кузнецовым были изучены перспективы развития регионального образования, внесены коррективы в содержание учебных планов и рабочих программ подготов-

ки педагогов-историков, социологов, регионоведов Мордовской Республики. Результат аналитической работы - разработка и внедрение учебных программ и национальнорегиональных компонентов ГОС в практику высшей школы [3].

С началом социально-экономического кризиса в стране Удмуртский государственный университет, как и другие вузы, столкнулся с серьезными трудностями, в том числе и в организации учебного процесса. В этих условиях руководство УдГУ на основе тщательного изучения общественных потребностей, отечественного и мирового опыта высшего образования, с учетом правовых процессов развития страны и регионов, разработало комплексную программу действий, в которой основное внимание отводилось повышению уровня образования. Ставка в учебном процессе была сделана на новейшие обучающие технологии, позволяющие усилить фундаментальность образования. Девиз «Обучение через науку» стал лозунгом для университета. Другой доминантой учебной работы стала гуманитаризация образования как основы формирования личности, способной адаптироваться в быстроменяющихся условиях нового образа жизни, с ее все возрастающей личной свободой и ответственностью [1], [5].

Резюме. В совершенствовании учебного процесса в вузах Среднего Поволжья важная роль отводилась педагогическому мастерству и научной квалификации преподавателей. Создавались индивидуальные творческие учебные курсы на основе новейших достижений научной мысли и собственных новаторских исследований, привлекая студентов в науку. Внедрение и реализация инновационных технологий в учебный процесс требовали развития самого кадрового состава высшей школы. Высшую школу республик Среднего Поволжья можно считать состоявшимся социально-экономическим и культурным явлением, отражающим высокий уровень ее развития и имеющим национальнорегиональную специфику. Учеными национальных университетов был внесен весомый вклад в разработку научных рекомендаций по созданию комплексной программы Госкомвуза РФ «Университеты России».

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров, А. А. Удмуртский государственный университет (1931-1996) / А. А. Александров, Е. А. Подшивалова, В. В. Пузанов. - Ижевск : Издательство «Удмуртский университет», 1996. - 130 с.

2. Ефремов, Л. Г. Стратегические приоритеты в развитии университетов республик - субъектов Российской Федерации / Л. Г. Ефремов. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 1988. - С. 74-75.

3. Макаркин, Н. П. Интеграция региональной системы образования : из опыта работы регионального учебного округа Мордовского университета / Н. П. Макаркин, И. Л. Наумченко. - Саранск : Изд-во Мордовского университета, 1996. - С. 7-8.

4. Смирнов, Ю. П. Страницы истории высшей школы Чувашии : учебное пособие / Ю. П. Смирнов. -Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 1992. - С. 152-153.

5. Текущий архив ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». Отчет о проведении научно- и учебно-методических работ в Удмуртском государственном университете в 1995-1998 году. - 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.