Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
404
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформирование системы здравоохранения / обязательное социальное медицинское страхование / гарантированный объема бесплатного объема медицинской помощи / государственно-частное партнерство / reforming the health care system / compulsory social health insurance / guaranteed free medical care / public-private partnership / денсаулық сақтау жүйесін реформалау / міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру / тегін медициналық көмектің кепілдендірілген көлемі / мемлекеттік-жеке меншік әріптестік

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н А. Абилкайыр

Цель статьи – исследование проблем реализации новой модели здравоохранения в Республике Казахстан и поиск путей их решения. В статье проведен анализ процесса реформирования системы здравоохранения РК. В частности, проведена оценка институционально-правовой базы системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), приведен перечень основных нормативных правовых актов, характеризующих новую модель организации здравоохранения страны и механизм перехода к ней. Исследование позволило выявить многочисленные и сравнительно частые изменения и дополнения, вносимые в соответствующие нормативные правовые акты. В качестве основной причины автором обозначено наличие просчетов, допущенных в процессе подготовки и реализации принимаемых решений. Установлено, что при проведении институциональных и структурных реформ, повсеместно используются метод аналогий и метод «проб и ошибок», что не является обоснованным. В связи этим, рассмотрев разные методы, автором предлагается использовать смешанную модель системы управление процессом перехода на новую модель организации здравоохранении, которая включает как традиционные программно-целевые формы и методы, так и принципы проектного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н А. Абилкайыр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING HEALTH SYSTEM KAZAKHSTAN: MAJOR PROBLEMS, SOLUTIONS

The purpose of the article is to study the problems of implementing a new health care model in the Republic of Kazakhstan and finding ways to solve them. The article analyzes the process of reforming the health care system of Kazakhstan. In particular, an assessment of the institutional and legal framework of the compulsory social health insurance system (OSHI) was carried out, and a list of the main regulatory legal acts characterizing the new model of the country's health care organization and the mechanism of transition to it. The study revealed numerous and relatively frequent changes and additions made to the relevant regulatory legal acts. The main reason for the author is the presence of errors made in the process of preparing and implementing decisions made. It has been established that in carrying out institutional and structural reforms, the method of analogies and the method of "trial and error" are widely used, which is not justified. In this connection, having considered various methods, the author proposes to use a mixed model of the system for managing the transition to a new model of healthcare organization, which includes both traditional program-targeted forms and methods, and principles of project management.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 614.2

Н.А. Абилкайыр

Высшая школа общественного здравоохранения

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Цель статьи - исследование проблем реализации новой модели здравоохранения в Республике Казахстан и поиск путей их решения. В статье проведен анализ процесса реформирования системы здравоохранения РК. В частности, проведена оценка институционально-правовой базы системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), приведен перечень основных нормативных правовых актов, характеризующих новую модель организации здравоохранения страны и механизм перехода к ней. Исследование позволило выявить многочисленные и сравнительно частые изменения и дополнения, вносимые в соответствующие нормативные правовые акты. В качестве основной причины автором обозначено наличие просчетов, допущенных в процессе подготовки и реализации принимаемых решений. Установлено, что при проведении институциональных и структурных реформ, повсеместно используются метод аналогий и метод «проб и ошибок», что не является обоснованным. В связи этим, рассмотрев разные методы, автором предлагается использовать смешанную модель системы управление процессом перехода на новую модель организации здравоохранении, которая включает как традиционные программно-целевые формы и методы, так и принципы проектного менеджмента.

Ключевые слова: реформирование системы здравоохранения, обязательное социальное медицинское страхование, гарантированный объема бесплатного объема медицинской помощи, государственно-частное партнерство

Введение. В Казахстане, как и во многих развитых странах, здравоохранение является одной из приоритетных отраслей, которой государство уделяет особое внимание. Этот обусловлено тем, что она входит в число базовых отраслей, формирующих положительный человеческий капитал, являющийся двигателем социально-экономического и научно-технического прогресса. Основатель теории человеческого капитала Теодор Шульц в результате многолетних исследований выявил, что качественное образование делает людей более производительными, а хорошее здравоохранение сохраняет инвестиции в образование и даёт возможность производить [1].

В Казахстане принимаются радикальные и эффективные меры по совершенствованию действующей системы здравоохранения. За прошедшее десятилетие в Казахстане был принят широкий спектр мер, направленных на повышение эффективности отечественной системы здравоохранения, предусмотренных Государственной программой реформирования и развития здравоохранения «Саламатты Цазак;стан» на 2011 - 2015 годы и Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулы;» на 2016 - 2019 годы, которые призваны вывести отечественное здравоохранение на качественно новый уровень [2, 3].

В результате принятых мер в последние годы значительно улучшаются медико-демографические показатели населения нашей страны. По данным Министерства здравоохранения РК: «По итогам 2017 года общая смертность в Казахстане снизилась на 3,1%, младенческая -на 6,2%, материнская - на 5,5%. Общая продолжительность жизни казахстанцев составляет 72,4 года» [4]. При этом следует отметить, что, не смотря на улучшение общих медико-демографических показателей в целом, по отдельным видам заболеваний наблюдается рост. Например, показатель общей заболеваемости увеличился на 2, %, болезней пищеварительной системы на 6, 9%, органов дыхания на 0,5%, мочеполовой системы на 0,1% [5]. Неблагополучное положение дел в действующей системе здравоохранения отметил Президент РК Назарбаева Н. А. на встрече Премьер-министром РК Сагинтаевым Б. А., которая состоялась в августе 2018 года. Глава государства указал на снижение качества медицинского обслуживания. Дословно было сказано: «Медицинское обслуживание ухудшилось» [6].

В связи с этим, несмотря на достигнутые успехи, отечественная система здравоохранения требует своего дальнейшего совершенствования, так как не соответствует современным требованиям.

Материалы и методы. Методология исследования базируется на применении общих научных методов движения к относительной истине, такие, как метод

единства исторического и логического, методы сравнительных преимуществ и общего равновесия и др. методы. В качестве методологической и информационной базы исследования были использованы нормативно-правовые акты и законы, характеризующих новую модель организации здравоохранения Казахстана, результаты социологических опросов, проведенных в разное время в течение последних 10 лет отечественными и зарубежными организациями, в том числе Республиканским центром электронного здравоохранения Министерства

здравоохранения РК, результаты исследования, проведенного Центром прикладных исследований «Талап», также материалы по теме исследования в сети интернет. Результаты. По официальным данным Министерства здравоохранения Республики Казахстан в области финансирования здравоохранения наблюдается не благоприятная тенденция. Она заключается в том, что «темпы роста экономики опережают динамику государственных расходов на здравоохранение, уровень которых по отношению к ВВП имеет негативную тенденцию снижения (с 2,6% в 2009 г. до 1,9 % в 2017 г.)» [7]. Расходы на здравоохранение на душу населения, рассчитанные в долларах по паритету покупательной способности у Казахстана ниже, чем в Турции и Мексики более чем в два раза и ниже чем в таких странах как Словения и Израиль почти в 6 раз [8]. Показательным является положение дел в сфере государственного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). При увеличении объемов финансирования до 924 млрд. тенге в 2017 году, что на 37 млрд. тенге больше чем в 2016 году, по оценкам экспертов, недостаток бюджетного финансирования составляет порядка 540 млрд. тенге [7].

Недостаток финансовых средств является одной из причин сравнительно невысокого качества медицинских услуг. Республиканским центром электронного здравоохранения Министерства здравоохранения РК в 2017 году проведен социологический опрос, цель которого заключалась в определении качества и доступности медицинской помощи. В результате было установлено, что только 54,3% из числа опрошенных ответили, что они удовлетворены качеством оказываемой медицинской помощи [9]. В число основных причин сравнительно невысокого качества медицинских услуг входят недостаток финансовых средств, нехватка квалифицированных кадров особенно в сельской местности и некоторые другие, связанные с ресурсным обеспечением медицинских организаций.

Для положительного решения рассматриваемых проблем руководством страны было принято решение о переходе на принципиально новую модель организации

здравоохранения Казахстана. Основными направлениями реформы системы здравоохранения являются:

Вестник Ка^НЖУ №2-2019

переход от преимущественно государственной системы организации здравоохранения к страховой модели, основанной на солидарной ответственности за состояние здоровья населения, государства и бизнеса; внедрение в систему здравоохранения государственно-частного партнерства.

В рамках перового направления в настоящее время проводиться целенаправленная работа по переводу отечественного здравоохранения на новую модель, основанную на внедрении системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Сущность проводимой реформы, с точки зрения потребителя, заключатся в том, что прежний пакет гарантированного объема бесплатного объема медицинской помощи (ГОБМП) замещается двумя. Первый представляет собой усеченный пакет ГОБМП, второй - пакет ОСМС [10].

В настоящее время формирование институционально-правовой базы ОСМС в целом завершено. По итогам проделанной работы планировалось начать внедрение ОСМС со второго полугодия 2017 года. Однако, со стороны предпринимателей и экспертного сообщества были выдвинуты обоснованные доводы о недостаточной подготовленности рассматриваемой реформы. На съезде Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (НПП «Атамекен»), который состоялся 14 июня 2017 года были тщательно рассмотрены вопросы, связанные с внедрением ОСМС. По итогам обсуждения было принято решение обратиться к правительству страны с просьбой, отложить обязательные отчисления в фонд обязательного медицинского страхования до 2020 года [11]. Не подготовленность реформы системы здравоохранения была обоснована результатами исследования, проведенного Центром прикладных исследований «Талап», директором которого является известный экономист Рахим Ошакбаев. [22]. В числе главных недостатков и претензий были названы такие как:

неверные расчеты для тарифов ставок страхования; необоснованно сжатые сроки проведения реформы системы здравоохранения;

«не разработана чёткая система онлайн-оплаты страховки». Авторы проведенного исследования считают, что предлагаемая система ОСМС по своему содержанию не имеет принципиальных отличий от действующей, и только увеличивает налоговую нагрузку на население [11]. В сентябре 2017 года на совместном заседании Палат Парламента РК Глава государства подверг критике, процесс внедрения ОСМС отметив, что не все вопросы, касающиеся самозанятого населения, должным образом проработаны. В связи с этим рекомендовал устранить имеющие место недостатки и без надобности не спешить [12, 13]. В дальнейшем было принято решение о переносе сроков внедрения ОСМС на начало 2020 года.

Проведенный анализ свидетельствует о наличии реальной угрозы, которая заключается в том, что внедрение ОСМС, может не привести в ближайшее время к радикальному повышению качества медицинской помощи. Это обусловлено не достаточно эффективной системой государственного планирования, дефицитом

квалифицированных кадров, неразвитой сетью объектов здравоохранения в сельской местности и т.д. Очевидным является лишь то, что за счет внедрения ОСМС получится привлечь в систему здравоохранения дополнительные финансовые средства. Но вопрос, насколько они будут эффективно использованы, остается открытым. Вторым основным направлением реформирования отечественной системы здравоохранения является внедрение государственно-частного партнерства (ГЧП). Основная цель ГЧП заключается в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет и повысить качество и доступность и медицинских услуг. Анализ проверенного практикой зарубежного опыта свидетельствует о правильности выбранного пути, так как использование ГЧП в здравоохранении является одним из наиболее эффективных способов улучшения положения дел в данной отрасли. Наибольшее распространение ГЧП получило в развитых

странах. При этом в странах «Большой семерки» первенство принадлежит здравоохранению, на которое приходится 184 из 615 проектов, реализуемых по различным схемам ГЧП [14]. Безусловным лидером среди стран, в системе здравоохранения которых реализовано наибольшее число проектов ГЧП, является Великобритания (123 из 352 проектов), где, как и в Казахстане, используется преимущественно государственная модель организации здравоохранения. В число таких стран также входят Италия, Канада и Франция, опыт которых при модернизации государственного сектора широко использовался в Казахстане [14].

Деятельность Правительства РК и уполномоченных органов по внедрению ГЧП начата с 2011 году, которая в настоящее время перешла в практическую плоскость. В процессе внедрения ГЧП можно выделить три этапа. На первом этапе работы по внедрению ГЧП

осуществляются в соответствии с Программой по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011-2015 годы, в которой в число приоритетных сфер было включено здравоохранение [15]. Законодательной основой в рассматриваемый период времени был закон РК «О концессиях», который предусматривал использование ограниченного количества контрактных форм ГЧП [16]. В рассматриваемом периоде ГЧП применялось в основном транспорте и энергетике. На втором этапе для расширения использования ГЧП, в качестве инструмента, обеспечивающего модернизацию стратегических и социально значимых отраслей и видов экономической деятельности, в октябре 2015 года был принят закон РК «О государственно частном партнерстве» (Закон ГЧП). В Законе ГЧП предусматривается использование институционального и контрактного способа осуществления ГЧП, что значительно расширило его использования в различных отраслях и в том числе в здравоохранении [17].

В процессе применения Закон ГЧП на практике было выявлено определенное количество недоработок и просчетов, которые нашли свое выражение во внесении многочисленных изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты. До конца 2017 года в него было внесено порядка 30 поправок. Также предусматривалось включение в государственные и правительственные программы таких элементов как: базовые параметры проектов ГЧП, цели и задачи; институциональные схемы; предполагаемые выплаты за счет бюджетных средств; меры государственной поддержки и некоторые другие.

Необходимость внесения изменений была обусловлена, прежде всего, сложностью и трудоемкостью подготовки концепции проекта ГЧП и конкурсной документации. Для устранения связанных с этих недостатков в ноябре 2017 года был принят закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства» [18]. В результате процесс планировании и реализации проектов ГЧП был значительно упрощен по содержанию, и времени подготовки. На заседании Правительства РК, которое было проведено в апреле 2018 года, Министр национальной экономики, в числе других мер отметил, что в результате оптимизации процедур подготовки конкурсной документации количество этапов сокращено с 5 до 3, а сроки согласовании и экспертизы проектов ГЧП сокращены с 7 месяцев до 3 [19]. Обсуждение и заключение. Анализ процесса перехода на новую модель организации отечественного

здравоохранения свидетельствует о наличии просчетов, допущенных в процессе подготовки и реализации принимаемых решений. Об этом свидетельствуют многочисленные и сравнительно частые изменения и дополнения, вносимые в соответствующие нормативные правовые акты. Основная причина заключается в том, при проведении реформы системы здравоохранения,

использовались метод аналогий и метод «проб и ошибок». Теория и практика управления свидетельствует, что данные

методы можно применять только в качестве вспомогательных инструментов и весьма ограниченных случаях.

Положительное решение рассмотренных проблем, связанных с переходом на новую модель организации здравоохранении может осуществляться двумя путями, которые не исключают друг друга. Первый заключается в использовании принципов и методов проектного управления. Для их использования в Казахстане создана определенная институционально-правовая база. В 2014 году утвержден и введен в действие национальный стандарт Республики Казахстан «Руководство по управлению проектами СТ РК ISO 21500-2014» [20]. В Академии государственного управления при президенте РК создан Центр развития проектного менеджмента в

государственном управлении. Во всех центральных органах созданы специальные структурные подразделения департаменты проектного управления. Однако у государственных органов отсутствует опыт использования принципов и методов проектного управления при решении задач подобного масштаба. При этом следует отметить, что проектный менеджмент в государственном управлении может быть использоваться только для ограниченного круга вопросов. В связи с этим предлагается использовать смешанную модель системы управление процессом перехода на новую модель организации здравоохранении, которая включает как традиционные программно-целевые формы и методы, так и принципы проектного менеджмента. Её принципиальная схема приведена на рисунке 1.

Примечание: Разработано автором

Рисунок 1 - Основные компоненты системы управления процессом перехода на Новую модель здравоохранения

Выводы. Следует отметить, что в настоящее время в нашей стране повсеместно используется координационный тип программно-целевых структур. Его применение заключается в более эффективном использовании существующих связей и отношений и не предусматривает создание специальной системы управления программой. Управление осуществляется за счет определения уполномоченного органа, на которого возлагаются функции по обеспечению межфункционального взаимодействия между исполнителями Программы с целью согласования их действий. Уполномоченный орган не наделяется правами непосредственного распорядительства и осуществляют свою деятельность опосредованно через руководителей постоянных структурных подразделений заинтересованных Министерств и ведомств. Практика показала недостаточную эффективность широкого применения рассматриваемого типа структур.

Для положительного решения задач связанных с переходом на новую модель организации здравоохранения целесообразно использовать матричный тип программно-

целевых структур, которые отличаются гибкостью, разнообразием и достаточно высокой результативностью. Они состоят из руководителя Программы, совещательного коллегиального органа при нем для принятия совместных решений и нескольких специализированных подразделений, подчиненных руководителю. Кроме того, в структурных подразделениях Министерств и ведомств, задействованных реализации программы назначаются ответственные исполнители, которые находятся в непосредственном подчинении у начальника подразделения, а функционально - у руководителя Программы. Применение матричных структур требует от руководителей и исполнителей Программы высокой квалификации и надлежащей организации управленческого труда. Положительное решение связанных с этих задач позволит устранить, имеющие место проблемы, присущие действующему в настоящее время механизму проведения институциональных и структурных реформ и способствовать рациональному переходу на новую модель организации отечественного здравоохранения.

Вестник Ка^НЖУ №2-2019

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Щульц Теодор. Материал из Википедии [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%86,_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1% 80_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC (дата обращения: 06.12.2018)

2 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Цазак;стан» на 2011 - 2015 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113 [Электронный ресурс] URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:oqJda2ZXqzgJ:ru.government.kz/resources/docs/doc19+&cd=1&hl=ru&ct=cl nk&gl=ru (дата обращения: 06.12.2018)

3 Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулы;» на 2016 - 2019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» (с изменениями от 05.05.2018). Указ Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176. [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34835941#pos=1;6 (дата обращения 01.09.2018 год).

4 Мероприятия по охране общественного здоровья всё ещё не проводятся на должном уровне, считает Елжан Биртанов. [Электронный ресурс] URL: https://informburo.kz/novosti/birtanov-pokazateli-zdorovya-naseleniya-rk-ostayutsya-slozhnymi.html?utm_campaign=9129109&utm_medium=banner&utm_content=29729847&utm_source=news.mail.ru&_utl_t=ok (дата обращения 31.08.2018).

5 Материалы коллегии Министерства здравоохранения РК. Сайт Республиканского Центра развития здравоохранения. http://www.rcrz.kz/index.php/ru/glavnaya/29-stati/148-stat16 (Дата обращения 12.09.2018)

6 Встреча с Премьер-Министром Бакытжаном Сагинтаевым. Официальный сайт Президента РК. [Электронный ресурс] URL: http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/meetings_and_receptions/vstrecha-s-premer-ministrom-bakytzhanom-sagintaevym-4?q (Дата обращения 12.08.2018)

7 Сколько государство тратит на здравоохранение [Электронный ресурс] URL: https://www.zakon.kz/4891617-skolko-gosudarstvo-tratit-za.html (Дата обращения 12.08.2018)

8 Обзор расходов на здравоохранение за 2010-2016 годы. Министерство здравоохранения Республики Казахстан. РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения», Астана 2017 [Электронный ресурс] URL: www.rcrz.kz/docs/nsz/Аналитический%20отчет%20НСЗ%202016.pdf (Дата обращения 01.01.2019)

9 Проведен соцопрос для определения степени удовлетворенности населения уровнем и качеством оказываемой медпомощи. Официальный интернет ресурс Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения РК. URL: http://kooz.mz.gov.kz/ru/news/proveden-socopros-dlya-opredeleniya-stepeni-udovletvorennosti-naseleniya-urovnem-i-kachestvom (Дата обращения 12.09.2018)

10 Обязательное социальное медицинское страхование. Интернет ресурс Казахского ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт глазных болезней [Электронный ресурс] URL: http://eyeinst.kz/ru/osms (дата обращения: 06.12.2018)

11 Почему обязательное медицинское страхование предлагают отложить и доработать/ [Электронный ресурс] URL: https://almatymed.kz/pochemu-obyazatelnoe-meditsinskoe-strahovanie-predlagayut-otlozhit-i-dorabotat (Дата обращения

22.09.2018)

12 Н. Назарбаев призвал не спешить с внедрением ОСМС. Фармацевтическое обозрение Казахстана [Электронный ресурс] URL: https://pharm.reviews/novosti/novosti-kazakhstana/item/2372-n-nazarbaev-prizval-ne-speshit-s-vnedreniem-osms (Дата обращения 22.09.2018)

13 Назарбаев призвал не спешить с внедрением обязательного медстрахования Электронный ресурс тйтБЮРО] URL https://informburo.kz/novosti/nazarbaev-prizval-ne-speshit-s-vnedreniem-obyazatelnogo-medstrahovaniya.htm (Дата обращения

18.01.2019)

14 Тупичкин А.А. Зарубежный опыт реализации проектов государственно-частного партнерства / А. А. Тупичкин // Инновационность экономики России и процессы глобализации: материалы интернет - конференции, 21 ноября-23 декабря 2011 г. / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - 2012. - C. 84- 89. [Электронный ресурс] URL: http://sdo.rea.ru/cde/conference/1ZviewFiles.php (дата обращения: 06.12.2018)

15 Об утверждении Программы по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011-2015 годы и внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2011 г. № 731. [Электронный ресурс] URL: http://normativ.uchet.kz/view/34874 (дата обращения: 06.12.2018)

16 Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 167-III «О концессиях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2018 г.) [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30062571#pos=52;-226 (дата обращения: 06.12.2018)

17 Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V «О государственно-частном партнерстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2018 г.) [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37704720 (дата обращения: 06.12.2018)

18 Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2017 года № 112-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства» (с изменениями от 04.07.2018 г.) [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37483085 (дата обращения: 06.12.2018)

19 В рамках ГЧП введено в эксплуатацию 140 объектов на сумму 90,6 млрд тенге — Т. Сулейменов/ [Электронный ресурс] URL: https://primeminister.kz/ru/news/all/v-ramkah-gchp-vvedeno-v-ekspluatatsiu-140-obektov-na-summu-906-mlrd-tenge-t-uleimenov-16310 (дата обращения: 06.12.2018)

20 Национальный стандарт Республики Казахстан Руководство по управлению проектами СТ РК ISO 21500-2014. [Электронный ресурс] URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:bhGEFtId6PoJ:energy.gov.kz/images-new/02/ruk.docx+&cd=5&hl=ru&ct=clnk&gl=kz (дата обращения: 06.12.2018)

Н.А. Эб1лк;айыр

Когамдыц денсаулыц сацтау жогары мектебi

ЦАЗАЦСТАННЬЩ ДЕНСАУЛЫЦ САЦТАУ ЖУЙЕС1Н ЦАЙТА Ц¥РУ: НЕГ1ЗГ1 МЭСЕЛЕЛЕР1, ШЕШУ ЖОЛДАРЫ

ТYЙiн: Ма;аланыц ма;саты - Цазацстан Республикасында денсаулыц сацтау жуйесшщ жаца Yлгiсiн icKe асыру мэселелерш зерттеу жэне оларды шешу жолдарын iздeу. Ма;алада Цазацстанныц денсаулы; са;тау ЖYЙeciн реформалау YPДici талданган. Атап айт;анда, мiндeттi элeумeттiк медициналы; са;тандырудыц институционалдыц-цуцыцтык; базасына бага бeрiлiп, елдщ денсаулы; са;тау ЖYЙeciн уйымдастырудыц жаца Yлгiciн жэне оган эту тетИн сипаттайтын нeгiзгi нормативтiк цуцыцтык; актшердщ тiзбeci кeлтiрiлгeн. Зерттеу барысында тшсл нормативтiк цуцыцтык; актiлeргe eнгiзiлeтiн езгер^тер мен толы;тырулардыц шеткен тыс кепэтп мен жиiлiгi аны;талды. Оныц непзп ceбeбi рeтiндe автор цабылданган шeшiмдeрдi дайындау жэне ЖYзeгe асыру барысында орын алган цателердщ болуыг керсетедь Институционалды; жэне цурылымдык; реформаларды ЖYргiзу кeзiндe алмастырулар эдici мен «сына; жэне цателжтер» эдici кeцiнeн цолданылатындыгы аны;талды. Осы орайда, эртYрлi эдicтeрдi ;арастыра отырып, автор денсаулы; са;тау ЖYЙeciн уйымдастырудыц жаца Yлгiciнe кэшу процесш бас;ару ЖYЙeciнiц аралас Yлгiciн пайдалануды усынады, ол дэcтYрлi багдарламалыц-мацсаттык; нысандар мен эдicтeрдeн, сондай-а; жобаларды бас;ару цагидаларынан турады.

TY^H4i свздер: денсаулы; са;тау ЖYЙeciн реформалау, мшдетэт элeумeттiк медициналы; са;тандыру, тепн медициналы; кемeктiц кeпiлдeндiрiлгeн келeмi, мемлекеттж-жеке мeншiк эрiптecтiк

N. Abilkayir

High School of Public Health

REFORMING HEALTH SYSTEM KAZAKHSTAN: MAJOR PROBLEMS, SOLUTIONS

Resume: The purpose of the article is to study the problems of implementing a new health care model in the Republic of Kazakhstan and finding ways to solve them. The article analyzes the process of reforming the health care system of Kazakhstan. In particular, an assessment of the institutional and legal framework of the compulsory social health insurance system (OSHI) was carried out, and a list of the main regulatory legal acts characterizing the new model of the country's health care organization and the mechanism of transition to it. The study revealed numerous and relatively frequent changes and additions made to the relevant regulatory legal acts. The main reason for the author is the presence of errors made in the process of preparing and implementing decisions made. It has been established that in carrying out institutional and structural reforms, the method of analogies and the method of "trial and error" are widely used, which is not j ustified. In this connection, having considered various methods, the author proposes to use a mixed model of the system for managing the transition to a new model of healthcare organization, which includes both traditional program-targeted forms and methods, and principles of project management.

Keywords: reforming the health care system, compulsory social health insurance, guaranteed free medical care, public-private partnership

УДК 616.98+616-002.5

Н.Б. Есимов1, Н.Т. Измаилова2

1Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» 2Казахский медицинский университет непрерывного образования

ИНТЕГРАЦИЯ ПМСП С ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБАМИ

В работе представлен обзор интеграции первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) с психиатрической и наркологической службами в Республике Казахстан (РК), на примере г. Алматы. Исследование было проведено согласно методологии ВОЗ, описанной в «A step-by-step guide for developing profiles on health services delivery transformations», путём интервьюирования ключевых информаторов. В статье описаны мероприятия по развитию службы охраны психического здоровья РК. Ключевые слова: интеграция, инициатива, первичная медико-санитарная помощь, психиатрия, наркология, стигма

Актуальность. В 1976 году Министерством здравоохранения СССР, вопреки международной практике, где лечением наркологических больных традиционно занимались психиатры, наркология была выведена в отдельную от психиатрии специализированную службу [1]. Однако такое разделение не может отвечать современным требованиям практического здравоохранения. В рамках Дорожной карты по развитию службы охраны психического здоровья Республики Казахстан на 2017-2018 годы [2] произошло слияние психиатрической и наркологической служб республики. Основными задачами этой инициативы являются приближение психиатрической, наркологической помощи населению и борьба со стигмой в обществе по данным заболеваниям. В г. Алматы основным координатором инициативы является Центр психического здоровья (ЦПЗ). По состоянию на начало 2019 г. психиатрами и наркологами обеспечены по одной

поликлинике в каждом районе г. Алматы. По мере развития инициативы количество таких поликлиник планируется увеличить.

Цель исследования: Изучить и проанализировать процесс интеграции ПМСП с психиатрической и наркологической службами в РК, на примере г. Алматы.

Материалы и методы исследования: Исследование было проведено согласно методологии ВОЗ, описанной в руководстве «A step-by-step guide for developing profiles on health services delivery transformations» [3], путём интервьюирования ключевых информаторов. Результаты и их обсуждение. В соответствии с методологией ВОЗ, описанной в «A step-by-step guide for developing profiles on health services delivery transformations» [3], каждая инициатива должна быть описана по следующим разделам: Определение проблемы, Преобразования предоставления услуг здравоохранения, Описание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.