НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.226.322:316.422.4
РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА*
Т. В. ЛИТВИНЦЕВА,
заведующая лабораторией налогового контроля E-mail: litvintseva-tv@yandex. ru ФБГОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
В статье предлагается использование SWOT-анализа для определения основных факторов, влияющих на реформирование налога на добавленную стоимость в рамках развития налоговой системы России как социального института. На основе сформированной матрицы SWOT-анализа по НДС выработаны стратегии реформирования этого налога в России, направленные не только на дальнейшее совершенствование механизма его уплаты, но и обеспечение благополучия общества в целом.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, SWOT-анализ, социальный институт, стратегии развития налоговой системы России.
Развитие налоговой системы как социального института актуально для России настоящего времени. Согласно принятому Федеральному закону от 30.11.2011 N° 371-Ф3 «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» общий объем доходов на 2012 г. ожидается в сумме около 11,8 трлн руб.,
* Статья публикуется по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2012. № 17 (158).
а расходов - свыше 12,6 трлн руб. (при этом на 1 января 2013 г. верхний предел государственного внутреннего долга установлен в сумме свыше 6,3 трлн руб., государственного внешнего долга - 34,6 млрд евро)1. С учетом размера Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (в совокупности составляющих 8 % от валового внутреннего продукта) государство сможет выполнить все социальные обязательства (в структуре расходов на 2012 г. 30,8 % от общего объема расходов составляют социальные расходы), заботиться о безопасности населения, его здоровье и образовании, однако первоочередным вопросом остается изыскание возможностей наполняемости бюджета. Доходы государства более чем на две трети состоят из поступлений от налогов и сборов, поэтому насущно важным является выявление существующих проблем налоговой системы и изыскание резервов повышения ее эффективности.
1 Федеральный закон от 30.11.2011 № 371 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» // Парламентская газета. 08.12.2011. С. 19-24.
Наряду с фискальной ролью налоговая система должна выполнять активную регулирующую роль. Вектор социальной направленности налоговой системы должен стремиться к достижению развития экономики России, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным сокращением дефицитности бюджета и достижением финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.
Совокупные государственные поступления увеличатся при сохранении социально-экономической и политической стабильности, а также решения задачи реализации долгосрочных интересов России, сформулированной Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ и заключающейся в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство2.
Обычно социальные аспекты налоговой системы принято было анализировать, ограничиваясь рассмотрением налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (ранее - единый социальный налог, ЕСН), так как социальная значимость этих налогов для обеспечения социального равновесия в обществе не требует особого пояснения. Однако в данной статье проводится исследование налога на добавленную стоимость (НДС)3, так как именно он в решающей мере (наряду с налогом на прибыль) определяет налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способен либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
В целях исследования реформирования налога на добавленную стоимость в рамках развития налоговой системы как социального института проведем факторный анализ НДС, что позволит исследовать НДС всесторонне и компактно, выявив внутренние и внешние, отрицательные и положительные факторы его правоприменительной практики.
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011. URL: http://kremlin. ru/news/14088.
3 Реформирование налога на добавленную стоимость очень актуально в последнее время, например в Евросоюзе развернулась настоящая дискуссия вокруг общеевропейского режима НДС. См.: European Commission. On the future of VAT. Towards a simpler, more robust and efficient VAT system. URL: http://ec. europa. eu/taxation_customs/resources/documents/com-mon/consultations/tax/future_vat/com (2010) 695_en. pdf.
1. Положительное влияние оказывается внутренними и внешними факторами, способствующими достижению цели развития налоговой системы России как социального института.
Внутренние факторы, дающие преимущества НДС:
• поступления НДС составляют значительную часть доходов бюджета (второй основной источник бюджета России после нефтегазовых доходов);
• косвенный налог; нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций;
• вариативная шкала ставок (0, 10 и 18 %);
• ограниченный круг реализации товаров (работ, услуг), в основном имеющий социально выраженный характер, а также стимулирующий инвестирование в науку и инновационную сферу, освобождается от налогообложения НДС (ст. 149 Налогового кодекса РФ) или не признается реализацией (п. 3 ст. 39 НК РФ);
• применение НДС менее обременительно для торговых организаций (операций с быстрым денежным оборотом);
• не признаются плательщиками НДС организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ и плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ, что является фактом поддержки малого и среднего бизнеса в России;
• законодательно закрепленное применение режима раздельного налогообложения участников холдинга для определения их налоговых обязательств по НДС;
• обложение НДС товаров, перемещаемых через границу в режиме экспорта, по нулевой ставке придает большую конкурентоспособность отечественным товарам (работам, услугам) за рубежом; развитию партнерских отношений между российскими и зарубежными организациями способствует право получения налоговых вычетов по суммам НДС, предъявленным поставщиком материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при производстве экспортируемых товаров;
• право «вычета» по НДС, ускоренный порядок его возмещения, четко прописанный в законодательстве порядок и условия предоставления банковской гарантии (п. 4-6 ст. 176.1 НК РФ);
• налогообложение НДС в секторе финансовых рынков (и рынков ценных бумаг, в частности) по факторинговым услугам (услугам по уступке права требования) и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок оказывает дестимулирующее влияние на концентрацию спекулятивного капитала, опережающего стоимость активов реального сектора, обращающихся на финансовых рынках.
Вероятные внешние факторы, дающие дополнительные возможности достижению цели развития налоговой системы России как социального института в процессе реформирования НДС:
• возможность снижения ставок НДС, указанных в ст. 164 НК РФ (в соответствии с шестой директивой ЕС нижняя граница НДС по основной ставке 15 %, по льготной 5 %);
• расширение перечня товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 % (указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ) и облагаемых по ставке 10 % (п. 2 ст. 164 НК РФ);
• отмена освобождения от НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ (которые можно применять или не применять в зависимости от хозяйственного выбора в порядке, установленном п. 5 ст. 149 НК РФ);
• отмена НДС4, замена НДС налогом с продаж5 (в налоговых системах многих стран - США, Мавритании, Канады и ряда других НДС не применяется);
• совершенствование системы налогообложения добавленной стоимости (объединение НДС от реализации товаров (работ, услуг) и
4 Глазьев С. Ю. Упразднение НДС // РБК daily, 23.06.2008; Львов Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 1999. С. 50. В журнале «Финансы» опубликованы статьи ученых, убеждающих общественность в необходимости отмены НДС: В. Д. Мехряков (2001), А. З. Дадашев (2009).
5 Глава Минэкономразвития России Э. Набиуллина выступает за замену НДС налогом с продаж. URL: http://pnp. ru.
налога на прибыль (путем отмены гл. 21 НК РФ и корректировки гл. 25 НК РФ), а также объединение ввозного НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, и таможенных платежей (путем включения в НК РФ новой главы, посвященной уплате таможенных платежей), что особенно актуально при присоединении к Международной (Киотской) конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, развитии Таможенного союза, подготовке к вступлению в ВТО); обеспечение равномерности доступа к налоговым преференциям и улучшение механизма возмещения НДС:
^ расширение круга налогоплательщиков, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения налога (ст. 176.1 НК РФ), обеспеченное тем, что банковская гарантия (п. 4 ст. 176.1 НК РФ) может, например, заменяться залогом имущества налогоплательщиков (третьих лиц), достаточным для уплаты возможной недоимки;
введение льготного порядка предоставле-
ния банковской гарантии организациям малого и среднего бизнеса; в целях поддержки стабильно работающих организаций и стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков возможно введение в п. 2 ст. 176.1 НК РФ в качестве критериев исполнения заявительного порядка возмещения НДС подпунктов, обеспечивающих право на применение заявительного порядка возмещения налога налогоплательщикам: ^ работающим с применением нулевой ставки НДС;
^ отвечающим критериям отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ; ^ с момента регистрации которых прошло не менее трех лет и у которых на момент подачи налоговой декларации не менее половины суммы дохода от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (без учета налога на прибыль) за предшествующий календарный год, составляли поступления от исполнителей государственного и муниципального заказа
(указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок, так как данные организации изначально проверены государством); ^ сумма расходов на капиталовложения которых (включая расходы по приобретению и/или созданию амортизируемого имущества согласно данным бухучета) составляет не менее 500 млн руб.; ^ стоимость амортизируемого имущества которых на момент подачи налоговой декларации, определяемая в соответствии со ст. 257 НК РФ, составляет не менее 500 млн руб., а сумма дохода от реализации за предшествующий календарный год превысила сумму от 1 до 5 млрд руб., что позволит высвободить оборотные средства стабильно работающих организаций и установить им равные конкурентные условия с крупнейшими организациями;
• улучшение налогового администрирования НДС, в том числе введение единого реестра электронных счетов-фактур, кодификация операций, упрощение формы налоговой декларации, перенос сроков уплаты налога и представления декларации на 29-е число вместо 20-го (изм. в ст. 174 НК РФ);
• отмена таких объектов налогообложения, как передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ)6; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ)7;
• отмена НДС с полученных авансов8 [применение норм ст. 167 НК РФ приводит к тому,
6 Поскольку передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд не учитывается при исчислении налогооблагаемой прибыли, то обложение этой передачи НДС увеличивает совокупную налоговую нагрузку на организацию, что лишено экономического смысла, кроме как ограничительного.
7 Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления облагается НДС, однако в этом же налоговом периоде исчисленная сумма НДС предъявляется к вычету, что (кроме случаев строительства объектов, не использующихся в налогооблагаемой деятельности) лишает данный объект налогообложения экономического смысла.
8 Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному
Собранию РФ от 26.05.2004 ставило данную задачу, однако она до сих пор не решена.
что налоговая база по НДС возникает до появления объекта налогообложения (ст. 146 НК РФ), что противоречит ст. 54 НК РФ, согласно которой налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения];
• отмена вычетов по уплаченным авансам, получение которых трудоемко как для поставщика, так и для покупателя (например, чтобы покупателю получить вычет той суммы НДС, которую исчислил к уплате в бюджет поставщик, необходимо совершение четырех операций: исчисление поставщиком НДС с полученного аванса; вычет покупателем НДС с уплаченного аванса; вычет поставщиком НДС с полученного аванса при отгрузке; восстановление покупателем НДС с уплаченного аванса при приобретении);
• сложность осуществления налогового контроля данных операций как при камеральной, так и выездной налоговых проверках;
• разрешение не вести раздельный учет, если в прошлом налоговом периоде доля облагаемых и необлагаемых операций меняется от месяца к месяцу не более чем на 10 % (уточнение п. 4 ст. 170 НК РФ);
• введение понятия «консолидированный плательщик» в части исчисления и порядка уплаты НДС такими плательщиками, что будет способствовать исключению из налоговой базы трансфертных платежей, учитывая международный опыт применения режима консолидированного налогообложения в целях исчисления НДС (например, Австрии, Австралии по GST - аналогу НДС, Великобритании, Дании, Германии, Голландии, Испании, Италии, Республики Кипр, Люксембурга, Мексики, Норвегии, Португалии, США, Швейцарии, Швеции, Франции, Японии);
• предоставление организациям, применяющим общий режим налогообложения, возможность учитывать «входящий» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организаций и ИП, применяющих УСН или являющихся плательщиками ЕНВД, а также при реализации закупленной у них продукции (в том числе результатов ее переработки); для исключения риска пов-
торного налогообложения9 при учете НДС, который организации, применяющие УСН, выставляют своим покупателям (несмотря на право, законодательно предусмотренное п. 2 ст. 346.11 НК РФ, такие случаи часто встречаются), возможно дополнение п. 1.1. ст. 346.15 НК РФ подпунктом 4 следующего содержания: «при определении объекта налогообложения не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, начисленная и уплаченная в бюджет в соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ (при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога)»;
• регулирование финансовых рынков для исключения образования финансовых «пирамид» и так называемых «пузырей», ограничения участия иностранного капитала в спекулятивных операциях путем:
^ дестимулирования через обложение НДС роста оборотов на рынках ценных бумаг за счет кредитных ресурсов; ^ исключения из гл. 21 НК РФ упоминания об операциях по предоставлению займов в денежной форме, так как само по себе предоставление займов в денежной форме не имеет отношения к объектам налогообложения по НДС; ^ исключения из числа операций, облагаемых НДС, передачи базисного актива по биржевым срочным сделкам, предусматривающим поставку базисного актива (если такая передача по общему правилу образует объект налогообложения по НДС), при этом исполнение внебиржевых (т. е. спекулятивных) сделок по поставке базисного актива должно происходить по общим правилам (изменения в подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ);
• расширение круга действия льгот10 по НДС
' При включении суммы налога в расчет налоговой базы по УСН.
10 Льготы по НДС перечислены в ст. 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от
для вузов и научных учреждений11, уменьшающих цену научного и инновационного продукта благодаря уменьшению налоговой составляющей и увеличивающих спрос на него:
^ дополнение подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ (в котором перечислены как освобождаемые от налогообложения работы (услуги) по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хоздоговоров) освобождением от НДС операций по выполнению НИОКР учреждениями образования за счет внебюджетных средств (специальных фондов коммерческих организаций, созданных для целей финансирования научных и экспериментальных разработок); ^ изменение подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (либо внесение изменений в п. 3 ст. 39 НК РФ) так, чтобы услуги в сфере образования, реализуемые образовательными организациями в рамках основного и дополнительного образования, указанных в лицензиях, выданных конкретному учреждению, а также получаемых услуг, освобождались от налогообложения налогом на добавленную стоимость, если они связаны с наукой и инновациями (например услуги, связанные с признанием и передачей прав на интеллектуальную собственность, предоставлением прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, защитой прав на интеллектуальную собственность); ^ освобождение от налогообложения НДС реализации научными и образовательными учреждениями некоторых видов инновационной продукции (по перечню,
налогообложения)» и в п. 3 ст. 39 НК РФ (в данном пункте перечислены не признающиеся реализацией товары, работы, услуги).
11 Несмотря на наличие льгот для организаций научного и инновационного типа (в том числе вузов), постановление Совета Российского Союза ректоров (РСР) от 26.12.2011 № 1 инициировало в первоочередном порядке выработать предложения по расширению круга действия таких льгот по НДС при формировании совместной комиссии ФНС России и РСР.
установленному Правительством РФ) собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими в рамках основного и дополнительного образования, указанных в лицензиях) (введение дополнительного подпункта в п. 3 ст. 149 НК РФ); ^ инициатива предоставления инвестиционного налогового кредита образовательным учреждениям по налогу на добавленную стоимость (изм. в абз. 2 п. 1 ст. 66 НК РФ); ^ введение специального налогового режима для научных образовательных учреждений (возможно введение в НК РФ новой главы 26.5 Система налогообложения для научных образовательных учреждений). 2. Отрицательное влияние оказывается внутренними и внешними факторами, осложняющими достижение цели.
Внутренние факторы, ослабляющие возможности достижения цели развития налоговой системы России как социального института в процессе реформирования НДС:
• налог на добавленную стоимость - один из самых сложных и конфликтных (судя по арбитражной практике налоговых споров, большинство рассматриваемых дел связано с исчислением и уплатой НДС);
• возмещение значительных сумм из бюджета недобросовестными налогоплательщиками при использовании налоговых схем, в том числе связанных с существованием органи-заций-«однодневок»;
• неясности законодательства по вопросам налогообложения НДС операций по передаче имущественных (в том числе и денежных) требований, что сводит перспективу развития цивилизованного конкурентного рынка факторинговых услуг в России к нулю:
^ не установлен порядок определения налоговой базы по НДС при уступке прав в денежном обязательстве первым кредито-ром12 (при образовании «положительной»
12 Нормы п. 1 ст. 155 НК РФ устанавливают правила для расчета базы по операциям реализации товаров (работ, услуг), но не по операциям передачи имущественных прав. Нормы
добавленной стоимости в случаях уступки прав (требований) в обязательствах, установленных за их номинальную цену, но предусматривающих большие проценты, значительно выше показателя инфляции, поэтому имеющие цену выше номинала; когда уступаемое денежное требование было образовано в результате новации какого-либо долга, причем номинал нового требования (которое уступается) становится больше номинала обязательства по новации; когда изначально по условиям соглашения сторон номинал возникающего денежного обязательства превышает стоимость средств, переданных должнику при установлении этого обязательства); ^ неопределенность в содержании облагаемых НДС операций при погашении обязательства (или при приобретении имущественных прав), так как суммы, полученные от должника, не образуют экономических выгод (ст. 41 НК РФ); ^ отсутствие льготы, аналогичной подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме13 относятся к числу операций, не подлежащих налогообложению по НДС) для услуг финансового агента, связанных с предоставлением финансирования под
п. 2 и п. 4 ст. 155 НК РФ адресованы к «новому» кредитору, уступившему или приобретшему требование у третьих лиц, эти нормы не могут быть применены к первому кредитору. Общие правила определения налоговой базы (ст. 154 НК РФ) не охватывают операций по передаче имущественных прав. Имущественные права не признаются товаром для целей налогообложения (п. 2 ст. 38 НК РФ). В п. 2 ст. 153 НК РФ установлены правила расчета выручки от передачи имущественных прав, но не установлены правила, в каком порядке эта выручка должна признаваться налоговой базой. Ввиду этого налог нельзя считать установленным для данной операции у первого кредитора (ст. 17 НК РФ).
13 Само по себе предоставление займов в денежной форме вообще не имеет отношения к объектам налогообложения по НДС, поскольку не связано с реализацией товаров (работ, услуг) и/или с передачей имущественных прав, но наличие указанной нормы права, с одной стороны, требует от налогоплательщика ведения раздельного учета, с другой - оказывает влияние на распределение «входного» налога по так называемым «общехозяйственным» расходам; не проработан механизм исчисления налоговой базы в случае, если налогоплательщик решит отказаться от указанной льготы.
уступку денежного требования в форме покупки этого требования, что приводит к тому, что финансовый агент, выкупающий активы в виде требований, вынужден будет платить НДС не только с положительного «дисконта», который он получит в случае взыскания долга, но и с суммы своего вознаграждения за услугу (т. е. с вознаграждения за риск, за ведение учета требований и исполнение обязанности вовремя предоставить финансирование), что лишает экономического смысла такое регулирование; ^ обложение НДС передачи базисного актива по биржевым срочным сделкам, предусматривающим поставку базисного актива, является излишним, так как это развивает производственную базу страны и поддерживает уровень ликвидности капиталов российских эмитентов (облагать НДС необходимо операции по поставке базисного актива во исполнение внебиржевых (спекулятивных) сделок); недостаточное налоговое стимулирование посредством механизма НДС для расширения спроса на научные исследования и инновационную продукцию;
налоговая нагрузка по НДС для инновационных и научных организаций велика для этих организаций, так как инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью;
особенности принятия к вычету «ввозного» НДС в большинстве случаев не позволяют рассматривать поступления от его уплаты в качестве доходов бюджета (более 60 % сумм «ввозного» НДС принимается к вычету); ограниченный перечень товаров (работ, услуг), облагаемых по льготным ставкам НДС (0 и 10 %) в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 164 НК РФ; проблемы обложения НДС полученных авансов;
вопросы учета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у контрагентов, применяющих УСН или являющихся плательщиками ЕНВД; ценовой контроль для целей исчисления НДС в соответствии со ст. 40 НК РФ трудоемок и не четко регламентирован;
необходимость соблюдения сложной процедуры подтверждения налоговых вычетов или возмещения из бюджета сумм НДС, в том числе при необходимости и в судебном порядке;
отсечение малого бизнеса от заявительного порядка возмещения НДС тем, что показатель, указанный в п. 2 ст. 176.1 НК РФ, составляет не менее 10 млрд руб., что сужает круг налогоплательщиков, имеющих право заявительного порядка возмещения НДС; при отсутствии раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (НДФЛ), не включается (абз. 8 ст. 170 НК РФ, если доля операций превышает 5 %-ный барьер не подлежащих обложению операций в данном периоде);
обширный объем документов для отчетности по НДС;
уплата налога и срок представления налоговой декларации по НДС в соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 174 НК РФ установлены не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, что является недостаточным сроком для подготовки отчетности и аккумулирования оборотных средств для уплаты НДС; при учете НДС, который организация, применяющая УСН, выставила своим покупателям, не решена проблема: должна ли сумма налога включаться в расчет налоговой базы по УСН, так как она входит в состав выручки, или налогоплательщик обязан перечислить сумму начисленного НДС в бюджет; в случае использования налогоплательщиком освобождения от налогообложения в порядке ст. 149 НК РФ он не платит НДС в бюджет, но и лишается права на его вычет и возмещение, что не всегда выгодно хозяйствующему субъекту; для использования освобождения от налогообложения НДС необходимо соблюдать следующее: иметь соответствующие лицензии, использовать льготный режим налогообложения в своих интересах, вести раздельный учет операций, облагаемых НДС, и операций, не облагаемых НДС.
Вероятные внешние факторы, осложняющие возможность достижения цели развития налоговой системы России как социального института в процессе реформирования НДС:
• повторное налогообложение НДС (встречается в судебной практике, например при учете НДС, выставленного организацией, применяющей УСН, своим покупателям при включении суммы налога в расчет налоговой базы по УСН);
• наличие схем ухода от налогообложения НДС, налоговых злоупотреблений, проблемы использования «карусельного» мошенничества НДС, уклонение от уплаты НДС;
• объект обложения «ввозным» НДС неоправданно расширен и охватывает большое количество операций, не отражающих его экономический смысл (сами по себе внешнеторговые товары или их ввоз сложно считать экономическими основаниями возникновения налоговых обязанностей, что ведет к методологически сложным спорным ситуациям, связанным с определением налоговой базы и оценкой состава льгот);
• увеличение объема документов, финансовых, временных, административных затрат, необходимых для обоснования цен по внутренним групповым операциям участников консолидированной группы налогоплательщиков, а также должностных лиц контролирующих органов, что при отсутствии режима консолидированного налогообложения по НДС14 ставит российские группы компаний в неравное положение по сравнению с зарубежными холдингами;
• лишение возможности на «финансово оправданный» вычет по НДС при наличии неточностей при оформлении книг покупок, книг продаж, счетов-фактур;
• нарушение принципа всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ) критериями заявительного порядка возмещения налога (п. 2 ст. 176.1 НК РФ); получение банковской гарантии на практике длительно, связано с отвлечением оборотных средств
14 Консолидированная группа налогоплательщиков в
соответствии с гл. 3.1 НК РФ установлена только в части налога на прибыль.
и дополнительными тратами бизнеса (что ограничивает возможности развития малого и среднего предпринимательства);
• исключение (возможное исключение) из состава контрагентов крупных организаций малого и среднего бизнеса (применяющих УСН или являющихся плательщиками ЕНВД), не признающихся плательщиками НДС в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ и п. 4 ст. 346.26 НК РФ, оказывает отрицательное воздействие на развитие российской экономики, сдерживая товарооборот и не позволяя реализовываться в полной мере предпринимательскому потенциалу;
• применение освобождения от НДС в соответствии с подп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ управляющими организациями, ТСЖ, жилко-оперативами, осуществляющими социально значимую, в основном убыточную для них деятельность, влечет лишение права на вычет и возмещение НДС в порядке ст. 170 НК РФ (возмещение НДС, уплаченного поставщиками из бюджета, невозможно при использовании освобождения в порядке ст. 149 НК РФ); невыгодно это и для граждан: рост тарифов жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых населением, особенно ощутим в условиях опережающего роста тарифов поставщиков (генерирующих компаний); невыгодно и для государства: при невозможности поднять тарифы в связи с включением в себестоимость «входного» НДС увеличатся убытки управляющих организаций, что потребует увеличить расходы территориальных бюджетов по субсидированию данного убытка;
• возможность расширения перечня законодательно закрепленных операций, облагаемых НДС, не имеющих экономического смысла, например наличие оснований восстановления НДС при выбытии товаров и основных средств (в том числе вследствие морального и физического износа, при хищениях и недостачах, других случаях, не являющихся операциями по реализации);
• извлечение добавленной стоимости в секторе финансовых рынков преимущественно осуществляется за счет спекулятивной составляющей без вложения овеществленного
труда (если не считать доходов от оказания услуг - брокерских, депозитарных и т. д.), поэтому неограниченное стимулирование финансовых рынков в отсутствие «базы» (т. е. опережающими рост реального сектора темпами) опасно для экономики страны;
• не исключена возможность опережающего роста спекулятивных рынков по сравнению с реальным сектором финансовых рынков (возможность перетока капиталов из реального сектора в спекулятивный), наращивание внешнего долга, инвестиции в зарубежное производство и, как следствие, международная миграция капиталов;
• взимание НДС с авансов имеет тот же негативный эффект, что и налогообложение процентных доходов - вымывание из оборота долгосрочных кредитов; только при исчислении НДС с операций по предоставлению займов в денежной форме речь идет не о денежном кредите - займе, а о «коммерческом кредите» в форме предварительной оплаты;
• увеличение налоговой составляющей (НДС в том числе) непосредственно в цене научного и инновационного продукта, что сдерживает спрос на него; высокие отчисления по НДС для указанной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов, сдерживающих развитие инновационной сферы. Цель, сформулированная ранее, учитывает
наличие разрыва между ее настоящим стратегическим профилем и видением ее в будущем. Факторный анализ выявил положительное и отрицательное влияние внутренних и внешних факторов. Для оценки данных факторов относительно цели исследования (способствующих ее достижению или осложняющих ее) применим SWOT-анализ15 (рис. 1), отметив значимость каждого фактора в процентном соотношении.
Для определения основных факторов, влияющих на реформирование налога на добавленную
15 SWOT-анализ (аббревиатура слов: strengths - сила, weaknesses - слабость, opportunities - возможности, threats - угрозы). Первоначально был предложен в 1965 г. профессорами Гарвардского университета (Leraned, Christensen, Andrews, Guth) для разработки стратегии поведения фирмы. Однако, поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, применение его для построения налоговой стратегии России вполне оправданно.
стоимость в рамках развития налоговой системы Российской Федерации как социального института, сформирована матрица SWOT-анализа (рис. 2). Данная матрица (см. рис. 2) состоит из четырех основных секторов, состоящих из выражений, сформированных из попарно влияющих факторов: сильные стороны - возможности; слабые стороны - возможности; сильные стороны -угрозы; слабые стороны - угрозы. Выражения, выделенные полужирным шрифтом (до первого знака равенства в каждом секторе матрицы SWOT-анализа), означают порядковые номера факторов, указанные в столбцах 1 и 4 (см. рис. 1). Причем первое число означает сильные стороны (со знаком «плюс») или слабые стороны (со знаком «минус»), а второе число означает возможности (со знаком «плюс») или угрозы (со знаком «минус»). Выражения после первого знака равенства указывают значения факторов в процентном соотношении из столбцов 3 и 6 (соответствующие порядковым номерам). Значения выражений находятся путем арифметических вычислений (в том числе итоговые значения)16. Следует отметить, что в выражениях знак «+» соответствует положительному, а знак «—» соответствует отрицательному влиянию фактора.
Чтобы из всего набора факторов выявить основные, значения выражений ранжируются от № 1 до № 3. В секторе «сильные стороны - возможности» выявляются положительные максимальные значения17, в остальных секторах выявляются отрицательные наибольшие значения взаимного влияния факторов.
В каждом секторе матрицы 13 строк - по количеству выявленных с помощью факторного анализа внутренних факторов сильных и слабых сторон НДС (указанных на рис. 1). При рассмотрении взаимного влияния данных 13 факторов с 17 внешними факторами составляются выражения, соответствующие по смыслу.
16 Например, итоговое значение 165 % сектора «сильные стороны - возможности» получилось от сложения значений выражений всех строк сектора: 11+23+12+13+15+13+5+16+ 15+13+8+8+13 = 165.
17 В данном случае это следующие значения: 23 % - № 1; 16 % - №№ 2; 15 % - №№ 3 (отметим, что в строках 5 + 7 = 10 % + + 5 % = 15 % и 9 + 12 = 5 % + 10 % = 15 % значения равны, поэтому знаком «№ 3» отмечены два выражения).
№ п/п Сильные стороны % № п/п Возможности %
1 2 3 4 5 6
1 Шкала ставок варьируется 11 1 Снижение ставок НДС 0
2 Поступления НДС составляют значительную часть доходов бюджета 8 2 Расширение перечня товаров (работ, услуг), облагаемых по льготным ставкам 10
3 Косвенный налог нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций 5 3 Отмена освобождения по НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), которые можно применять или не применять в зависимости от хозяйственного выбора 5
4 Обложение добавленной стоимости лежит в основе экономико-правовой концепции НДС 8 4 Отмена НДС; замена НДС налогом с продаж 0
5 Право «вычета» по НДС, ускоренный порядок его возмещения (в том числе при предоставлении банковской гарантии) 10 5 Объединение НДС от реализации товаров (работ, услуг) и налога на прибыль, а также объединение ввозного НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, и таможенных платежей 5
6 Ограниченный круг реализации товаров (работ, услуг) освобождается от налогообложения НДС или не признается реализацией 8 6 Обеспечение равномерности доступа к налоговым преференциям и улучшение механизма возмещения НДС 7
7 Применение НДС менее обременительно для торговых организаций 5 7 Расширение круга налогоплательщиков, имеющих право заявительного порядка возмещения НДС 5
8 Не признаются плательщиками НДС организации, применяющие УСН, и плательщики ЕНВД 11 8 Улучшение налогового администрирования НДС, в том числе введение единого реестра электронных счетов-фактур, упрощение формы налоговой декларации и др. 15
9 Режим раздельного налогообложения участников холдинга для определения их налоговых обязательств по НДС 5 9 Отмена объектов налогообложения, не имеющих экономического смысла 5
10 Обложение НДС товаров, перемещаемых через границу в режиме экспорта, по нулевой ставке 8 10 Отмена НДС с полученных авансов и отмена вычетов по уплаченным авансам 3
11 Право получения налоговых вычетов по суммам НДС, предъявленным поставщиком материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при производстве экспортируемых товаров 5 11 Разрешение не применять ведение раздельного учета, если в прошлом налоговом периоде доля облагаемых и необлагаемых операций меняется от месяца к месяцу не более чем на 10 % 10
12 Налогообложение НДС операций по предоставлению факторинговых услуг (услуг по уступке права требования) 8 12 Введение понятия «консолидированный плательщик» в части исчисления и уплаты НДС и порядка уплаты НДС такими плательщиками 10
13 Налогообложение НДС по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок 8 13 Расширение круга действия льгот по НДС для вузов и научных учреждений 10
14 Предоставление организациям, применяющим общий режим налогообложения, возможности учитывать «входящий» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организаций, освобожденных от обязанности уплаты НДС, а также при реализации результатов трансформации закупленной у них продукции 5
15 Дестимулирование через обложение НДС роста оборотов на рынках ценных бумаг за счет кредитных ресурсов 0
16 Исключение из гл. 21 НК РФ «НДС» упоминания об операциях по предоставлению займов в денежной форме 5
Продолжение рис. 1
17 Исключение из числа операций, облагаемых НДС, передачи базисного актива по биржевым срочным сделкам, предусматривающим поставку базисного актива 5
Итого... 100 Итого... 100
№ п/п Слабые стороны % № п/п Угрозы %
1 2 3 4 5 6
1 НДС - один из самых сложных и конфликтных налогов 10 1 Повторное налогообложение НДС 5
2 Недостаточно совершенное администрирование НДС, нет гарантий добросовестности налогоплательщиков 5 2 Налоговые злоупотребления, проблемы использования «карусельного» мошенничества 5
3 Неясности законодательства по вопросам налогообложения НДС операций по передаче имущественных (в том числе и денежных) требований 10 3 Объект обложения «ввозным» НДС неоправданно расширен и охватывает большое количество операций, не отражающих его экономический смысл 8
4 Вопросы учета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у контрагентов, применяющих УСН или являющихся плательщиками ЕНВД 5 4 Отсутствие режима консолидированного налогообложения ставит российские группы компаний в неравное положение по сравнению с зарубежными холдингами 5
5 Особенности принятия к вычету «ввозного» НДС в большинстве случаев не позволяют рассматривать поступления от его уплаты в качестве доходов бюджета 5 5 Лишение возможности на «финансово оправданный» вычет по НДС при наличии неточностей при оформлении книг покупок, книг продаж, счетов-фактур 0
6 В случае использования налогоплательщиком освобождения от налогообложения он не платит НДС в бюджет, но и лишается права на его вычет и возмещение 5 6 Нарушение принципа всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ) критериями заявительного порядка возмещения налога (п. 2 ст. 176.1 НК РФ); получение банковской гарантии на практике длительно и затратно 5
7 Организации и плательщики, применяющие общий режим налогообложения, не могут учитывать сумму НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у организаций, освобожденных от обязанности уплаты НДС 5 7 Исключение (возможное исключение) из состава контрагентов крупных организаций малого и среднего бизнеса, не признающихся плательщиками НДС, сдерживает товарооборот, не позволяя реализовываться в полной мере предпринимательскому потенциалу 15
8 Проблемы обложения НДС полученных авансов 0 8 Применение освобождения от НДС организациями влечет лишение права на вычет и возмещение НДС 14
9 Ценовой контроль для целей исчисления НДС трудоемок и нечетко регламентирован 5 9 Возможность расширения перечня законодательно закрепленных операций, облагаемых НДС, не имеющих экономического смысла (в случаях, не являющихся операциями по реализации) 0
10 Сложная процедура подтверждения налоговых вычетов, обширный объем документов для отчетности по НДС 10 10 Угроза стимулирования извлечения добавленной стоимости в секторе финансовых рынков 5
11 Отсечение малого бизнеса от заявительного порядка возмещения НДС 15 11 Взимание НДС с авансов имеет негативный эффект, заключающийся в вымывании из оборота долгосрочных кредитов 0
12 Недостаточное налоговое стимулирование посредством механизма НДС инновационных и научных организаций 15 12 Международная миграция капиталов, инвестиции в зарубежное производство и, как следствие, наращивание внешнего долга 15
Окончание рис. 1
13 Ограниченный перечень товаров (работ, услуг), облагаемых по льготным ставкам НДС 10 13 Возможность перетока капиталов из реального сектора в спекулятивный 3
14 Увеличение налоговой составляющей непосредственно в цене научного и инновационного продукта, что сдерживает спрос на него; высокие отчисления по НДС для указанной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов, сдерживающих развитие инновационной сферы 10
15 Снижение степени влияния на экономику других государств в целях политического контроля над ними 5
№ п/п Слабые стороны % № п/п Угрозы %
1 2 3 4 5 6
16 Отвлечение сумм задолженности бюджета по НДС из оборотных средств налогоплательщика негативно отражается на бизнесе 5
17 Угроза стабильности доходной части бюджета в связи с уклонением от уплаты НДС 0
Итого... 100 Итого... 100
Рис. 1. SWOT-анализ внутренних и внешних факторов и их значимость, %о
ПОКАЗАТЕЛЬ Возможности Угрозы
1 + 1 = 11 % + 0 % = 11 % 1 - 12 = 11 % - 15 % = - 4 % № 3
2 + 8 = 8 % + 15 % = 23 % № 1 2 - 2 = 8 % - 5 % = 3 %
3 + 7 = 5 % + 7 % = 12 % 3 - 14 = 5 % - 10 % = - 5 % № 2
4 + 9 = 8 % + 5 % = 13 % 4 - 3 = 8 % - 8 % = 0 %
5 + 7 = 10 % + 5 % = 15 % № 3 5 - 6 = 10 % - 5 % = 4 %
6 + 3 = 8 % + 5 % = 13 % 6 - 8 = 8 % - 14 % = - 6 % № 1
Сильные стороны 7 + 4 = 5 % + 0 % = 5 % 7 - 15 = 5 % - 5 % = 0 %
8 + 14 = 11 % + 5 % = 16 % № 2 8 - 7 = 11 % - 15 % = - 4 % № 3
9 + 12 = 5 % + 10 % = 15 % № 3 9 - 4 = 5 % - 5 % = 0 %
10 + 5 = 8 % + 5 % = 13 % 10 - 16 = 8 % - 5 % = 3 %
11 + 10 = 5 % + 3 % = 8 % 11 - 5 = 5 % - 0 % = 5 %
12 + 15 = 8 % + 0 % = 8 % 12 - 10 = 8 % - 5 % = 3 %
13 + 17 = 8 % + 5 % = 13 % 13 - 13 = 8 % - 3 % = 5 %
Итого: 165 % Итого: 4 %
-1 + 4 = - 10 % + 0 % = - 10 % № 1 -1 - 1 = - 10 % - 5 % = - 15 %
-2 + 8 = - 5 % + 15 % = 10 % -2-12-17 = - 5 % - 15 % - 0 % = - 20 % № 2
-3 + 15 = - 10 % + 0 %= - 10 % № 1 -3 - 10 = - 10 % - 5 % = - 15 %
-4 + 14 = - 5 % + 5 % = 0 % -4 - 2 = - 5 % - 5 % = - 10 %
-5 + 5 = - 5 % + 5 % = 0 % -5 - 3 = - 5 % - 8 % = - 13 %
-6 + 3 = - 5 % + 5 % = 0 % -6 - 8 = - 5 % - 14 % = - 19 % № 3
Слабые стороны -7 + 14 = - 5 % + 5 % = 0 % -7 - 7 = - 5 % - 15 % = - 20 % № 2
-8 + 10 = 0 % + 3 % = 3 % -8 - 11 = 0 % - 0 % = 0 %
-9 + 12 = - 5 % + 10 % = 5 % -9 - 4 = - 5 % - 5 % = - 10 %
-10 + 8 = - 10 % + 15 % = 5 % -10 - 16 = - 10 % - 5 % = - 15 %
-11 + 7 = - 15 % +5 % = - 10 % № 1 -11 - 6 = - 15 % - 5 % = - 20 % № 2
-12 + 13 = - 15 %+10 % = - 5 % № 2 -12 - 14 = - 15 % - 10 % = - 25 % № 1
-13 + 1= - 10 % + 0 % = - 10 % № 1 -13 - 9 = - 10 % - 0 % = - 10 %
Итого: - 22 % Итого: - 192 %
Общий итог: - 45 %
Рис. 2. Матрица SWOT-анализа
Например, в первой строке сектора «сильные стороны -угрозы» матрицы SWOT-анализа на рис. 2 указано
1 - 12 = 11 % - 15 % = - 4 % № 3, где 1 - порядковый номер внутреннего фактора, относящегося к сильным сторонам НДС (рис. 1, столбец 1). В данном случае это фактор «шкала ставок варьируется»; 12 - порядковый номер внешнего фактора, относящегося к угрозам (рис. 1, столбец 4). В данном случае это фактор «международная миграция капиталов, инвестиции в зарубежное производство и, как следствие, наращивание внешнего долга». Знак «-» означает отрицательное влияние, оказывающее данным фактором;
11 % - значение (рис. 1, столбец 3), соответствующее фактору с порядковым номером 1, относящееся к сильным сторонам; 15 % - значение (рис. 1, столбец 6), соответствующее фактору с порядковым номером 12, относящееся к угрозам; -4 % (11 % - 15 %) - итоговое значение строки факторов сектора «сильные стороны - угрозы»; № 3 - означает, что итоговое значение (-4 %) является третьим по величине в данном секторе «сильные стороны - угрозы». Следовательно, соответствующие факторы с порядковыми номерами 1 (среди факторов, относящихся к сильным сторонам) и 12 (среди факторов, относящихся к угрозам) являются одними из основных, оказывающих влияние на НДС. Выражение (1 - 12 = 11 % - 15 % = -4 % № 3) по смыслу означает, что необходимо обратить внимание на использование возможности законодательного изменения ставок НДС для устранения международной миграции капиталов, инвестиций в зарубежное производство, наращивания внешнего долга, осложняющих достижение цели развития налоговой системы России как социального института.
Аналогично выявляются другие основные факторы по каждому набору факторов, оказывающих влияние на НДС, как внешние (рассчитываются по столбцам), так и внутренние (рассчитываются по строкам матрицы SWOT-анализа)18.
18 Например, основные угрозы как внешние факторы рассчитаем по столбцам матрицы SWOT-анали-
Для выработки стратегических направлений достижения указанной цели развития налоговой системы России итоговые факторы сгруппированы окончательно и приведены на рис. 3.
Предположение, основанное на проведенном SWOT-анализе, заключается в том, что в настоящее время необходимо придерживаться агрессивной стратегии, основанной на использовании преимуществ НДС для реализации возможных внешних факторов, облегчающих достижение цели развития налоговой системы как социального института.
Основные мероприятия данной стратегии заключаются в следующем:
1) введение режима раздельного налогообложения участников холдинга для определения их налоговых обязательств по НДС, а также понятия «консолидированный плательщик» по НДС;
2) предоставление организациям, применяющим общий режим налогообложения, возможности учитывать «входящий» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организаций, освобожденных от обязанности уплаты НДС, а также при реализации закупленной у них продукции (в том числе результатов ее переработки);
3) расширение круга налогоплательщиков, имеющих право заявительного порядка возмещения НДС (право ускоренного «вычета» по НДС), в том числе при предоставлении банковской гарантии;
4) увеличение поступлений НДС в доходах государственного бюджета путем улучшения налогового администрирования НДС, в том числе путем введения единого реестра
за, используя каждое второе число выражений, отмеченных знаками № 1-3. В секторе «сильные стороны
- угрозы» это следующие числа: -12 (из строки 1 - 12 = 11 % - 15 % = -4 % № 3 на рис. 2), -14 (из строки 3 - 14 = 5 %
- 10 % = -5 % № 2 на рис. 2). Аналогично определяются числа
- 8 и - 7 (что соответствует порядковым номерам 12, 14, 8, 7 значащих факторов «угрозы» из столбца 4 на рис. 1). В секторе «слабые стороны -угрозы» аналогично выявляются значащие факторы с порядковыми номерами 12, 17, 8, 7, 6, 14, указанными в столбце 4 на рис. 1. Объединим показатели. Отметим, что основные четыре фактора, приведенные в SWOT-анализе НДС на рис. 3 в качестве показателей угроз, выделены по наибольшему удельному весу из факторов с порядковыми номерами 12, 14, 8, 7, 17, 6 (из рис. 1).
ПОКАЗАТЕЛЬ Возможности Угрозы
1. Улучшение налогового администрирования НДС, в том числе введение единого реестра электронных счетов-фактур, упрощение формы налоговой декларации и др. 1. Увеличение налоговой составляющей по НДС в цене научного и инновационного продукта, что сдерживает спрос на него; является одним из основных сдерживающих развитие инновационной сферы
2. Расширение круга действия льгот по НДС для вузов и научных учреждений 2. Международная миграция капиталов, инвестиции в зарубежное производство и, как следствие, наращивание внешнего долга
3. Введение понятия «консолидированный плательщик» в части исчисления и уплаты НДС и порядка уплаты НДС такими плательщиками 3. Лишение права на вычет и возмещение НДС при применении освобождения от НДС экономически невыгодно социально значимым организациям
4. Расширение круга налогоплательщиков, имеющих право заявительного порядка возмещения НДС 4. Исключение из состава контрагентов крупных организаций малого и среднего бизнеса
Сильные стороны АГРЕССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ Использование сильных сторон для реализации возможных внешних факторов, облегчающих достижение цели КОНСЕРВАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ Использование сильных сторон для устранения возможных внешних факторов, осложняющих достижение цели
1. Ставки НДС варьируются
2. Не признаются плательщиками НДС организации, применяющие УСН, и плательщики ЕНВД
3. Право «вычета» по НДС, ускоренный порядок его возмещения (в том числе при предоставлении банковской гарантии)
4. Ограниченный круг реализации товаров (работ, услуг) освобождается от налогообложения НДС или не признается реализацией
5. Поступления НДС составляют значительную часть доходов бюджета
Слабые стороны КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ Минимизация воздействия слабых сторон за счет выявления возможных внешних факторов, облегчающих достижение цели ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ Минимизация воздействия слабых сторон и предотвращение возможных внешних факторов, осложняющих достижение цели, если это возможно
1. Недостаточное налоговое стимулирование посредством механизма НДС инновационных и научных организаций
2. Отсечение малого бизнеса от заявительного порядка возмещения НДС
3. НДС - один из самых сложных и конфликтных налогов
4. Ограниченный перечень товаров (работ, услуг), облагаемых по льготным ставкам НДС
5. Неясности законодательства по вопросам налогообложения НДС операций по передаче имущественных (в том числе и денежных) требований
Рис. 3. SWOT-анализ НДС
электронных счетов-фактур, кодификации операций, упрощения формы налоговой декларации.
Конечно, данную стратегию следует дополнить мероприятиями граничных стратегий: У расширить льготы организациям научного и инновационного типа (в том числе вузам), что увеличит спрос на прогрессивные исследования; позволит модернизировать экономику (консервативная стратегия); У уточнить вопросы налогообложения НДС операций по передаче имущественных (в том числе и денежных) требований, что благотворно воздействует на формирование
российского финансового рынка, дестиму-лируя через обложение НДС рост оборотов на рынках ценных бумаг за счет кредитных ресурсов (конкурентная стратегия);
У отменить освобождение от НДС, которое организации могут выбирать, пользоваться им или нет в зависимости от хозяйственного выбора (отменить п. 3 ст. 149 НК РФ), так как применение освобождения от НДС организациями влечет лишение права на вычет и возмещение НДС, что для социально значимых организаций (в основном убыточных) невыгодно (парадоксальная стратегия).
Список литературы
1. Глазьев С. Ю. Упразднение НДС // РБК daily, 23.06.2008.
2. Глава Минэкономразвития России Э. На-биуллина выступает за замену НДС налогом с продаж. URL: http://pnp. ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. О перспективных направлениях сотрудничества Российского Союза ректоров и Федеральной налоговой службы по вопросам совершенствования налогового режима вузов и подготовки кадров для налоговой службы: постановление Совета Российского Союза ректоров от 26.12.2011 № 1.
5. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-Ф3 // Парламентская газета. 08.12.2011. С. 19-24.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011. URL: http://kremlin. rn/news/14088.
7. European Commission. On the future ofVAT. Towards a simpler, more robust and efficient VAT system. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/ resources/documents/ common/consultations/tax/ future_vat/com (2010) 695_en. pdf.
11-12 сентября 2012 г. в Москве компания «АСЭРГРУПП» при поддержке Минэкономразвития России, Минфина России, Комитета по кадастру и налогообложению недвижимости Общероссийской общественной организации («Деловая Россия»), НП «Кадастр-оценка», а также ряда отраслевых агентств проводит
всероссийский конгресс
Налоги: правовое регулирование 2012
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Целью конгресса является получение информационной поддержки по вопросам правового регулирования налоговой сферы, обсуждение изменений в законодательстве, налоговой политики государства, а также поиск возможных решений существующих проблем в практике налогообложения.
Программа конгресса включает семинары и круглые столы по следующим темам:
-налоговая политика в России на 2012-2014 гг.;
- актуальные вопросы и тенденция развития законодательства в области налогообложения;
- система имущественных налогов;
- налогообложение недвижимости в соответствии с действующим законодательством;
- реформирование имущественных налогов в РФ: условия и социально-экономические последствия;
- исчисление и уплата НДС в 2012 г.;
- новые правила начисления НДС по договору, заключенному в иностранной валюте или условных единицах;
- перевозка импортных и экспортных товаров по территории РФ, с транзитом товаров через территорию РФ, с экспортными железнодорожными перевозками внутри Таможенного союза;
- налоговые проверки и права налогоплательщиков;
- задолженности по налогам и сборам, пени и штрафы по ним;
- вопросы исчисления, контроля полноты и своевременности внесения налогов и сборов;
- налогообложение организаций в сфере добычи полезных ископаемых;
- трансфертное ценообразование;
- требования и позиция контролирующих органов;
- последние изменения в законодательстве по налогу на прибыль в 2011-2012 гг.;
- сложные вопросы налогообложения в условиях ВТО и ETC;
- судебно-арбитражная практика, связанная с применением налогового законодательства;
- вопросы применения налоговых льгот и налоговых преференций;
- изменения в законодательстве об акцизах 2010-2012 гг. За дополнительной информацией, а также по вопросам участия
обращаться по телефону (495) 988-61-15 либо E-mail: [email protected], а также на сайт компании.
www.asergroup.ru
международный бухгалтерским учет
55