Научная статья на тему 'Особенности налогообложения при упрощенной системе для субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации'

Особенности налогообложения при упрощенной системе для субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1061
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхутиашвши Л. В.

Статья посвящена анализу специального налогового режима упрощенной системы налогообложения в России, которая существенно снижает налоговую нагрузку налогоплательщиков по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются Правительством РФ для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный бизнес из теневого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности налогообложения при упрощенной системе для субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

особенности налогообложения

при упрощенной системе для субъектов малого и среднего предприни мательства российской федерации*

Л. В. ЧХУТМАШВШИ,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики E-mail: lela@email. ru Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина

Статья посвящена анализу специального налогового режима — упрощенной системы налогообложения в России, которая существенно снижает налоговую нагрузку налогоплательщиков по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются Правительством РФ для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный бизнес из теневого.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налогообложение, специальный режим.

Порядок исчисления и уплаты единого налога при упрощенной системе налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) позволяет платить единый налог либо со всей суммы полученных доходов, либо с суммы доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).

* Окончание. Начало см. в журнале «Международный бухгалтерский учет» № 13 (145)-2010.

Объект налогообложения для УСН можно выбрать только один раз и только до начала того календарного года, с которого организация или индивидуальный предприниматель примет решение о переходе на такой режим налогообложения.

При расчете единого налога доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Согласно ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается календарный год. Отчетными периодами считаются квартал, полугодие и 9 мес. календарного года.

Доходы и расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, нужно пересчитать в рубли по официальному курсу Банка России. В отношении доходов такой пересчет необходимо сделать на дату получения доходов, а в отношении расходов — на дату осуществления соответствующего платежа.

Глава 26.2 НК РФ предусматривает уплату единого налога в виде авансовых платежей. Под авансовыми платежами в данном случае подра-

зумевается их перечисление по итогам каждого отчетного периода. Порядок расчета авансовых платежей зависит от выбранного объекта налогообложения:

объект налогообложения — доходы. В этом случае налоговая база по единому налогу — это денежное выражение доходов организации. Сумма квартального авансового платежа рассчитывается по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Ставка налога для налогоплательщиков, которые выбрали доходы в качестве объекта налогообложения, составляет 6 %. Доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания квартала, полугодия, 9 мес.

Часто при проверках организаций и предпринимателей, использующих в качестве объекта налогообложения доходы, налоговые органы требуют документы, которые подтверждают расходы. При этом инспекторы мотивируют это тем, что, изучив расходные документы, они смогут выявить, не были ли искусственным образом занижены доходы и соответственно сам налог. Такое требование незаконно. Если налогоплательщик, применяющий УСН, платит единый налог с доходов, учитывать расходы, а тем более подтверждать их документально он не обязан. Глава 26.2 НК РФ такого требования не содержит.

Более того, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ фискальные органы могут требовать от налогоплательщика лишь те документы, которые служат основанием для исчисления налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Другими словами, в случае с налогоплательщиками УСН, которые платят 6 % с доходов, речь идет именно о документах, подтверждающих, сколько было получено таковых. Расходы здесь вообще ни при чем.

При расчете единого налога его величина за отчетный период уменьшается на на величину страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством

Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Что касается пособий, то тут речь идет о начисленных и фактически выданных пособиях, которые фирма выплатила за счет собственных средств, а не за счет ФСС России.

В письме Минфина России от 20.10.2006 № 03-11-04/2/216 разъяснен порядок уменьшения единого налога, уплачиваемого организациями, перешедшими на УСН, на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. В частности, в письме указано, что уменьшить налог вправе те организации, которые уплачивают налог с доходов. При этом общая сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %. В расчет принимаются суммы выплаченных пособий без уменьшения суммы пособия на НДФЛ.

объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов. В этом случае налоговая база по единому налогу — это денежное выражение разницы между доходами и расходами. Сумма единого налога за отчетный период рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов, налог взимается по ставке 15 %.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование при расчете единого налога в полном размере включаются в состав расходов (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные работодателем своим работникам за счет собственных средств, включаются в состав расходов на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налогоплательщики, перешедшие на УСН, у которых объектом налогообложения является разница между доходами и расходами, могут признать уплаченные страховые взносы согласно подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В том случае, если объектом налогообложения у предприятия являются доходы, сумма единого налога может быть уменьшена на сумму страховых взносов (с 2010 г. также на сумму взносов от несчастных случаев на производстве), но не более чем на 50 % (ст. 346.21 НК РФ).

Страховые взносы при расчете единого налога при УСН нужно учитывать в том периоде, к

которому они относятся, но при условии перечисления денежных средств в бюджет (письмо ФНС России от 28.09.2009 № ШС-22/3/743@).

На практике возможна ситуация, когда расходы окажутся больше доходов. Если отрицательный результат будет получен по итогам I квартала, первого полугодия или 9 мес., то перечислять квартальные авансовые платежи по единому налогу организации (предпринимателю) не нужно.

Если же такая ситуация сложится по итогам года, то придется заплатить в бюджет минимальный налог, величина которого составляет 1 % от суммы полученных доходов (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Минимальный налог уплачивается только по итогам налогового периода (календарного) года. Сумма минимального налога, уплаченная организацией за налоговый период, в котором получен убыток, присоединяется к сумме убытков, перенесенных на будущее.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. Убытки, т. е. превышение расходов, определяемых в установленном порядке, над доходами, полученными в одном налоговом периоде, не «пропадут» для предприятия. Правда, если предприятие решило перейти на общий режим налогообложения или с общего режима на упрощенный, то прошлые убытки не будут приниматься при расчете единого налога или налога на прибыль.

Налогоплательщики, которые применяли УСН и использовали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть суммы убытка при исчислении налоговой базы. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщик получил убытки более чем в

одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены

Упрощенный режим на основе патента. Статья 346.25.1 НК РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения: упрощенный режим на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим могут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 НК РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке отсутствует понятие «бытовые услуги».

На УСН на основе патента вправе перейти индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ.

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (из приведенного перечня).

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы НК РФ, посвященной УСН (ст. 346.11—346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как классическую упрощенную систему, так и упрощенную систему работы по патенту.

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, 9 мес., год. Патент выдается на осуществление только одного из видов пред-

принимательской деятельности, упомянутых в региональном законе. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки его на учет не позднее, чем за месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

В п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ определены сроки, на которые выдается патент. По выбору предпринимателя это могут быть 3, 6, 9 мес. либо год. Срок начинает отсчитываться с начала квартала, т. е. с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля или с 1 октября.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода от того вида деятельности, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта Российской Федерации в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Оплачивается патент двумя частями: 1/3 стоимости — не позднее 25 дней после начала работы по новой системе, оставшуюся часть — не позднее 25 дней по окончании периода, на который был выдан патент.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения УСН на основе патента (например, принял наемных работников) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта Российской Федерации, где он работает, то он теряет право на применение УСН на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Это же произойдет при неоп-

лате (неполной оплате) предпринимателем 1/3 стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на применение УСН на основе патента индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента осуществляется налогоплательщиком не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСН, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу, так как стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя, а вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСН, получившие патент, не могут превышать установленный лимит по доходам (ст. 346.13 НК РФ), поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

В случае если бы организация применяла общую систему налогообложения, ей нужно было бы уплачивать следующий перечень налогов, представленный на рис. 4.

Налог на прибыль организаций (20 %). Данный налог является прямым налогом. Налогоплательщиками признаются все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Иностранные организации уплачивают налог с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, в то время как российские организации — из всех источников.

Объект налогообложения представляет собой прибыль, полученную налогоплательщиком. Прибыль — это доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов.

Налог платится с разницы между доходом и расходом. Суммы берутся без НДС. Перечень расходов почти не ограничен. Главное, чтобы расходы были обоснованы экономически и документально подтверждены.

Рис. 4. Налоги, уплачиваемые при применении особого режима налогообложения

Налог на добавленную стоимость (ставки 18 %, 10 %, 0 %). Данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, т. е. надбавка к цене товара.

Налогоплательщиками НДС признаются:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.

Упрощенно НДС рассчитывается следующим образом: со всех видов доходов считается, в том числе 18 % (сумму разделить на 118 и умножить на 18) — это к начислению; со всех расходов считается 18 % — это к зачету, т. е.:

К УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ =

= К НАЧИСЛЕНИЮ - К ЗАЧЕТУ.

Налог на имущество организаций (ставка устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации, но не более 2,2 %). Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются:

— российские организации;

2 500 000

2 000 000

1 500 000

1 000 000

500 000

— иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Платится данный налог с остаточной стоимости основных средств.

Для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, сумма налога исчисляется по итогам налогового периода в виде произведения соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Страховые взносы в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС заменили уплачивавшийся ранее ЕСН. При этом целевое назначение сохранилось: они предназначены для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), медицинскую помощь.

Иные федеральные, региональные и местные налоги в случае наличия объекта налогообложения (ископаемых, акцизы, земельный налог и пр.) Кроме общих налогов (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, страховые взносы в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС), организации или индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, должны платить страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.

Соотношение сумм налогов и структура налоговой нагрузки при изменении налогового режима показаны на рис. 5 и 6.

□ Общая система налогообложения

□ 6% УСН

□ 15% УСН

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Рис. 5. Соотношение сумм налогов при изменении режима налогообложения

10,72%

11,33%

29,37%

I---Общая система

I_I налогообложения

1ГГП 6% УСН

[Л] 15% УСН

Рис. 6. Структура налоговой нагрузки при изменении режима налогообложения

Переход на УСН нельзя расценивать перспективным для всех субъектов малого и среднего предпринимательства. Такая оценка должна производиться для каждой организации индивидуально с учетом особенностей ее деятельности.

Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

Упрощенной системе налогообложения посвящена гл. 26.2 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ переход на упрощенный налоговый режим и его смена совершаются добровольно (при выполнении некоторых условий).

На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, перешедшие на УСН, не являются плательщиками налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций.

Все, кто применяет УСН (и организации, и индивидуальные предприниматели), не являются плательщиками НДС (кроме случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и ситуаций, обозначенных в ст. 174.1 НК РФ).

При УСН действует общепринятый порядок кассовых операций и сдачи статистической отчетности, уплачиваются пенсионные страховые взносы, а также сохраняются обязанности налоговых агентов.

Переходя на УСН, можно выбрать объектом налогообложения «доходы» или «доходы за вычетом расходов».

При выборе объектом налогообложения «доходы» ставка налога составит только 6 % (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Кроме того, налог к уплате можно снизить за счет перечисленных пенсионных взносов и выданных пособий по временной нетрудоспособности в сумме, не превышающей

половину от начисленного налога (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Метод учета доходов — кассовый (п. 1 ст. 346.17 НК РФ), т. е. они отражаются в налоговой базе тогда, когда к налогоплательщику поступают деньги и другое имущество или дебиторская задолженность погашается иным способом.

Данное право не распространяется на участников договоров простого товарищества, о совместной деятельности или доверительного управления имуществом. Им разрешен только объект налогообложения «доходы за вычетом расходов» (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Объект налогообложения «доходы за вычетом расходов» предполагает гораздо более высокую ставку налога — 15 % (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Зато, выполнив условия п. 2 ст. 346.17 НК РФ, налоговую базу можно снижать на произведенные затраты, упомянутые в перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговый период равен календарному году, отчетные периоды — I квартал, полугодие и 9 мес. (ст. 346.19 НК РФ). Налог перечисляется ежеквартально за истекший отчетный или налоговый период (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). С 2009 г. требуется оформлять только одну декларацию — по итогам налогового периода.

Располагая основными сведениями об УСН, можно оценить ее преимущества и недостатки.

Преимущества упрощенной системы налогообложения

Уплата НДС. Выгода очевидная: находясь на общем режиме, организации и предприниматели начисляют НДС по ставке 18 % или 10 % на стоимость всех реализованных товаров (работ, услуг), а также в некоторых других случаях, указанных в ст. 146 НК РФ. На уплату НДС уходят немалые суммы. В соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ налог можно снизить на вычеты, но претендовать на них без счетов-фактур бесполезно, а получить документы от поставщиков и подрядчиков не всегда легко.

В качестве отрицательного момента можно отметить то, что НДС взимается со всех авансов, полученных от покупателей (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). Если же аванс уплачен поставщику (исполнителю), то пока он не отгрузил товар (не предоставил материалы, работы или услуги), вычет неосуществим. Ни об отчислении в бюджет довольно крупной суммы, ни о вычетах при использовании УСН не беспокоятся.

Одновременно отпадает необходимость в оформлении счетов-фактур, которые согласно п. 3 ст. 169 НК РФ сопровождают операции, являющиеся объектом налогообложения НДС. Это экономит рабочее время, причем затрачиваемое не только на сами счета-фактуры. Кроме них плательщики НДС заполняют журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книги продаж и покупок. В штат крупных организаций даже вводится бухгалтер, который занимается исключительно документооборотом по НДС.

отсутствие налогов, уплачиваемьх при общем режиме. Помимо НДС организации, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, страховых взносов в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС до 1 января 2011 г. и налога на имущество организаций. Таким образом, налог на прибыль по ставке 20 % заменяется единым налогом по ставке либо 6 % (от доходов), либо 15 % (от разницы между доходами и расходами). Конечно, базы по этим налогам могут отличаться, но в любом случае удастся сэкономить на налоге на имущество по ставке 2,2 % и на страховые взносы в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС в 2010 г. по ставке 14 %.

Индивидуальные предприниматели вместо НДФЛ по ставке 13 % перечисляют единый налог по ставке 6 % или 15 %. Если доходы значительно превосходят учитываемые расходы, то при объекте налогообложения «доходы» придется отдавать в бюджет гораздо меньше. Но и при невысоких доходах можно выиграть на страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС в 2010 г.: 14 % от облагаемых выплат работникам плюс 5 % от разницы между доходами и расходами. Кроме того, стоит отметить упраздненный налог — налог на имущество физических лиц.

Меньшая отчетность. Для наглядного примера можно сравнить количество деклараций и расчетов, представляемых при упрощенном и общем режимах налогообложения.

Упрощенная система налогообложения. Во внимание приняты отчеты по налогам и взносам, имеющим отношение ко всем налогоплательщикам, находящимся на УСН, т. е. по единому налогу, пенсионным взносам, взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и НДФЛ. Так как правила сдачи статистических сведений не связаны с налоговым режимом,

количество отчетов, сдаваемых в статистику, в расчет включать не нужно.

С 2009 г. по единому налогу требуется сдавать только годовую декларацию. По пенсионным взносам будут представляться три расчета по авансовым платежам за квартал, полгода и 9 мес. и одна декларация за год, по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев — четыре квартальных отчета в ФСС России, по НДФЛ — в зависимости от числа лиц, получивших доходы (все формы 2-НДФЛ считаются за одну единицу). Общее количество составит 10 документов.

Общий режим налогообложения. Организации отчитываются по НДС за каждый налоговый период, т. е. четыре раза в год. По налогу на прибыль организаций — либо ежеквартально, либо ежемесячно (если согласно учетной политике предприятия авансовые платежи перечисляются исходя из фактической прибыли). По страховым взносам в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС за 2010 г. нужно представлять три расчета авансовых платежей и налоговую декларацию, т. е. четыре документа. По налогу на имущество также нужно будет сдать четыре квартальные декларации. По страховым взносам в ПФР и ФСС России, а также по НДФЛ — количество отчетов при упрощенном и общем режимах одинаково и равно девяти. Минимальный пакет различных отчетов и деклараций включает 25 документов.

Индивидуальные предприниматели подают декларации по НДФЛ с доходов от основной деятельности 2 раза в год: в начале — с планируемых доходов (форма 4-НДФЛ) и по окончании — с фактических доходов (форма 3-НДФЛ). На наемных работников после завершения налогового периода заполняются справки (форма 2-НДФЛ). Получается три отчета по НДФЛ. Если предприниматели не освобождены от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, потребуется четыре квартальные декларации. При выплатах доходов физическим лицам сдаются четыре квартальных расчета по страховым взносам в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС и годовая декларация о личных доходах предпринимателя, т. е. пять документов. По пенсионным взносам и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев отчитываются ежеквартально — восемь документов. В итоге количество отчетов составит 20 документов.

Полученные результаты (10<25, 10<20) говорят явно в пользу УСН.

Бухгалтерский учет. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от индивидуальных предпринимателей требуется только налоговый учет доходов и расходов и при любой системе налогообложения бухгалтерский учет с них не спрашивают. Другое дело организации. При общем режиме они обязаны его вести в полном объеме, но УСН позволяет ограничиться учетом объектов основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако в письме Минфина России от 13.04.2009 № 07-0508/156 указано, что общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета, несмотря на то, что положение об освобождении от указанных обязанностей прямо предусмотрено Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Минфин России пришел к выводу, что норма, позволяющая налогоплательщикам УСН не вести бухгалтерский учет, противоречит Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ) и Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Данный вывод объясняется тем, что общества с ограниченной ответственностью не смогут без бухгалтерского учета выполнить некоторые требования ГК РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»: сопоставлять чистые активы с величиной капитала организации, распределять прибыль, определять стоимость отчуждаемого имущества в результате крупной сделки и долю участника при выходе из общества, формировать разделительный или ликвидационный балансы при реорганизации, ликвидации.

Учет доходов. Данное положение вызывает интерес у организаций. В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ отражать доходы при УСН следует, руководствуясь кассовым методом, в соответствии с которым стоимость реализованных товаров (оказанных услуг) считается доходом лишь после погашения дебиторской задолженности. При общем режиме большинство организаций применяют метод начислений, когда доходы не связаны с оплатой и признаются на момент реализации товаров (оказания услуг). В результате,

если к концу налогового периода накоплена значительная дебиторская задолженность, придется платить налог с еще только ожидаемых сумм. Налогоплательщики УСН, напротив, учитывают лишь то, что поступило, и вероятность нехватки денег для уплаты налогов у них гораздо меньше.

Налоговый учет. При общем режиме организации заполняют регистры налогового учета, формы для которых разрабатывают сами, так как унифицированных форм не существует. Предприниматели же ведут Книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций с шестью разделами и множеством таблиц.

Книга учета доходов и расходов налогоплательщиков УСН имеет только два раздела, и отражать в ней нужно не все хозяйственные операции, а лишь влияющие на налоговую базу. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ для учета в расходах стоимости сырья и материалов необходимо:

— приобрести их и оприходовать;

— расплатиться с поставщиком;

— списать в производство.

Благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2009, достаточно осуществления (т. е. приобретения) и оплаты. Таким образом, стоимость сырья и материалов удастся учитывать намного быстрее.

недостатки упрощенной системы налогообложения

При УСН не выдаются счета-фактуры. Не относясь к плательщикам НДС (пп. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСН не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот для покупателей (заказчиков) это минус. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Купив товар у продавца, применяющего УСН, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСН устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

При УСН перечень расходов ограничен. Далеко не всегда при УСН расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам. Это действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном режиме этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в перечне, указанном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. И все же тем, кто собирается работать с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов», нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в перечне нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСН.

кассовый метод учета доходов. С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой — в них входят полученные авансы, несмотря на то, что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации, или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и указанный недостаток не так уж важен.

Выводы и предложения по совершенствованию упрощенной системы налогообложения

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы с особым порядком исчисления налогов.

По мнению автора, нужно изменить правила перехода на УСН. При переходе на УСН в заявлении нужно указывать сведения о среднесписочной численности работников, а также остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, в случае если у организации средняя численность работников будет превышать 100 чел. или же остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов будет выше

100 млн руб., налоговые органы отказывают в переходе.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов. Так как это будет способствовать:

— поддержке малого и среднего предпринимательства;

— большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Кроме того, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций.

В связи с тем, что организация, которая хочет быть конкурентноспособной, на рынке должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование является весьма дорогостоящим.

Также можно было бы увеличить и размер доходов от реализации — от 110 до 240 млн руб., так как целесообразно было бы разрешить применять малым и средним предпринимателям исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90 % составит доля доходов от реализации:

— высокотехнологичной продукции и услуг (в том числе 70 % на экспорт);

— продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

— прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

— научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Кроме того, по мнению автора, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным

для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, — это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и прочего, даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применятся именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ условиям, а доля участия других организаций составляла не более 25 %.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса в виде налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Еще одним предложением по оптимизации УСН является введение НДС с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. Субъекты малого и среднего предпринимательства, перешедшие на УСН, рискуют тем, что с ними перестанут сотрудничать покупатели — плательщики НДС. Дело в том, что у них в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по УСН, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет.

Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

Решение данной проблемы, по мнению автора, заключается в следующем. Наиболее оптимально введение НДС в УСН с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению УСН.

Сущность УСН и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога с сохранением обязанности выплат страховых взносов в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке.

Налогоплательщики, применяющие УСН, у которых объектом налогообложения является разница между доходами и расходами, могут признать уплаченные страховые взносы согласно подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В том случае, если объектом налогообложения у предприятия являются «доходы», сумма единого налога может быть уменьшена на сумму страховых взносов (с 2010 г. также на сумму взносов от несчастных случаев на производстве), но не более чем на 50 % (ст. 346.21 НК РФ).

Страховые взносы при расчете единого налога при УСН нужно учитывать в том периоде, к которому они относятся, но при условии перечисления денежных средств в бюджет (письмо ФНС России от 28.09.2009 № ШС-22/3/743@).

Единый налог рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности нало-

гоплательщика за налоговый период. Перейти на применение УСН организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий, описанных в ст. 346.12 НК РФ, кроме того УСН дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 мес. того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 60 млн руб. В соответствии со ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, должны подать с 1 октября по 30 ноября заявление в налоговый орган по месту своего нахождения.

Так, к основным положительным моментам применения упрощенного режима налогообложения можно отнести уплату в бюджет только единого налога вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов, максимальное упрощение ведения бухгалтерского учета, минимальное количество сдаваемой отчетности.

В 2010 г. для организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» уплачивали страховые взносы в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС по пониженным тарифам, но с 01.01.2011 они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения по общим страховым тарифам.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не вошли в ст. 58 «Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011—2014 годов» указанного закона, поэтому все без исключения хозяйствующие субъекты переходят на уплату страховых взносов, тариф которых в 2011 г. со-

ставит суммарно 34 % для всех плательщиков страховых взносов. Однако наиболее предусмотрительный налогоплательщик должен проанализировать все выплаты и вознаграждения в пользу своих работников и иных физических лиц, провести реструктуризацию выплат в пользу работников, заменить одни социальные льготы другими, не облагаемыми страховыми взносами.

Пересмотр условий премирования. Пока действовала гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог», многие налогоплательщики пользовались нормой, установленной п. 3 ст. 236 НК РФ, согласно которой налогоплательщики вправе не облагать ЕСН выплаты, не учитываемые в расходах, которые уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль.

В отношении страховых взносов подобная норма отсутствует. Это означает, что любые выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами, положениями об оплате труда и (или) премировании, будут облагаться страховыми взносами вне зависимости от того, учитываются они при налогообложении прибыли или нет.

На первый взгляд может показаться, что есть смысл изъять всякое упоминание о премиях из трудовых (коллективных) договоров, из положений об оплате труда (о премировании) и тогда по формальным основаниям (нет в договоре — не является объектом обложения страховыми взносами) можно не начислять страховые взносы. Однако это опасная и бесперспективная идея по следующим причинам:

— органы контроля за уплатой страховых взносов, в чьи первоочередные задачи будет входить пополнение внебюджетных фондов, будут оспаривать это решение;

— такие премии нельзя будет учесть при налогообложении прибыли по п. 22 ст. 270 НК РФ в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.

Таким образом, в трудовом и (или) коллективном договоре, в положении об оплате труда и (или) положении о премировании следует установить такие виды премий и вознаграждений, которые будут полностью учитываться при налогообложении прибыли в соответствии со ст.

252 и 255 НК РФ. Даже если это премия к юбилею работника, ее нужно привязать к выполнению юбиляром его трудовых обязанностей, к продолжительности работы на предприятии. Разовые вознаграждения по случаю всенародных праздников и дней рождения организациям лучше заменить премиями за выполнение «плана по валу и вала по плану».

обучение сотрудников. Законодательство о страховых взносах позволяет суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников, не облагать страховыми взносами. Подобная норма существовала и для ЕСН, но ее применение было ограничено: воспользоваться льготой могли только плательщики налога на прибыль.

Начиная с 2010 г., все вправе оплачивать обучение своих работников и плату за обучение не облагать страховыми взносами. Однако не стоит забывать, что обучение должно производиться в интересах работодателя, чтобы избежать налогообложения по НДФЛ. Поэтому можно заключить договоры с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус. Оплата обучения работников в академиях, университетах и аспирантурах — весьма привлекательная часть социального пакета на предприятии наряду с посещением бассейнов, тренажерных залов и др.

Медицинское обслуживание сотрудников. Начиная с 2010 г., освобождены от обложения страховыми взносами суммы платежей работодателя по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерацией.

Не облагаются страховыми взносами (как не облагались ЕСН) суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц. Кроме того, с 01.01.2010 взносы по договорам

добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, включаются в состав расходов в размере, суммарно не превышающем 6 % от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).

Выбрав медицинскую организацию и страховую компанию, наиболее соответствующие представлениям о высоком качестве оказания услуг, можно заключить договор на оказание медицинских услуг в пользу работников на срок не менее года и договор добровольного личного страхования, предусматривающий оплату медицинских расходов.

Бесплатного качественного медицинского обслуживания в настоящее время практически не осталось. Оплата медицинских услуг и медицинское страхование — весьма ценная часть социального пакета.

Возврат ипотечного займа (кредита). Начиная с 2010 г., налогоплательщик вправе не облагать страховыми взносами суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.

Статья 9 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в отличие от ст. 238 НК РФ) не устанавливает зависимости между уплатой страховых взносов и налогообложением прибыли. Иными словами, даже если расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения суммарно будут превышать 3 % суммы расходов на оплату труда всех работников предприятия (п. 24.1 ст. 255 НК РФ), страховые взносы уплачивать не придется.

Согласно п. 17 ст. 238 НК РФ не облагались ЕСН суммы, выплачиваемые организациями

(индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Для целей исчисления НДФЛ в 2010 г. действует прежняя норма (п. 40 ст. 217 НК РФ), согласно которой суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, не облагаются НДФЛ при условии включения сумм возмещения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Минфин России в письме от 16.11.2009 № 03-03-06/2/225 подробно разъяснил порядок возмещения расходов работников по уплате процентов по займам на приобретение жилого помещения. Прежде всего, работники, которым предполагается возмещать расходы по уплате процентов, обязаны заплатить проценты за счет собственных средств. Кроме того, необходимо документально подтвердить возмещение работодателем процентов, для чего следует собрать пакет документов:

— копию договора займа (кредитного договора);

— копии квитанций, подтверждающих оплату работником процентов по договору займа;

— расходно-кассовые ордера, платежные поручения, подтверждающие факт возмещения процентов работодателем;

— договор работника с работодателем на возмещение расходов по уплате процентов;

— копию документа, подтверждающего целевой характер использования заемных средств (приобретение жилого помещения);

— трудовой или коллективный договор, содержащий условие о возмещении работнику этих расходов.

Выплаты расходов работникам в возмещение оплаты процентов по займам (кредитам) могут быть частью социального пакета.

Для работодателя, конечно, выгодно часть выплат в пользу работника заменить возмещением процентов. Однако физическое лицо,

получившее от своего работодателя возмещение процентов по займам (кредитам) на приобретение жилья, не вправе будет претендовать на имущественный вычет в части уплаченных процентов.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 млн руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным физическим лицом на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Для получения имущественного вычета физическое лицо должно понести расходы по оплате этих процентов. В случае когда расходы возмещены работодателем (и это обстоятельство будет отражено в сведениях о доходах физических лиц — форме 2-НДФЛ), имущественный вычет в части уплаченных процентов получить не удастся.

С другой стороны, далеко не все приобретатели жилья могут претендовать на имущественный вычет. Для такой категории работников возмещение процентов по займам (кредитам) на приобретение жилья будет так же выгодно, как и для работодателя.

Пенсионное обеспечение сотрудников. В соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, взносы работодателя на накопительную часть пенсии, уплаченные в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя, также не будут облагаться страховыми взносами.

Страховые взносы, в том числе и в ПФР, не начисляются на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, превышающие 415 000 руб., т. е. высокооплачиваемые работники не смогут в будущем получать пенсию, хоть сколько-нибудь приближенную к их сегодняшним заработкам. Предполагается, что негосударственное пенсионное страхование и участие в программе софинансирования трудовой пенсии сможет хоть немного приблизить действительный размер пенсии к желаемому.

Подобрав негосударственный пенсионный фонд, предоставляющий наиболее выгодные условия негосударственного пенсионного обеспечения, можно позаботиться о пенсии своих сотрудников — будущих пенсионеров (как делают работодатели во всем мире). Кроме того, налогоплательщику не нужно забывать о выплатах, не облагаемых страховыми взносами:

— материальная помощь (каждый работник может получить в течение финансового года 4 000 руб., не облагаемых страховыми взносами);

— различного рода компенсации, связанные с выполнением работниками их трудовых обязанностей (компенсация за использование личного имущества в служебных целях (автомобиль, сотовый телефон, оргтехника), компенсация за разъездной и подвижной характер работы, компенсация за вахтовый метод работы, др.). Размер компенсаций устанавливается сторонами трудовых отношений, но в том случае, когда законодательством Российской Федерации установлена норма, например, размер компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях; сверхнормативная компенсация будет облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке;

— единовременная материальная помощь при рождении (усыновлении) ребенка (до 50 000 руб. в течение первого года после рождения (усыновления);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— единовременная материальная помощь в особых случаях (стихийные бедствия и другие чрезвычайные обстоятельства, смерть члена семьи работника). Размер такой помощи ничем не ограничен;

— суточные за время нахождения работника в служебной командировке, размер которых устанавливается работодателем самостоятельно и фиксируется в локальном нормативном акте.

Список литературы

1. Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение. М.: Вектор, 2008. 265 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Климова М. А. Налог на прибыль. М.: Налоговый вестник, 2008. 123 с.

5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

6. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

9. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

11. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

12. Чипуренко Е. В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. М.: Налоговый вестник, 2008. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.