Проблемы экономики и менеджмента
List of references:
1. Krivoshey V.A. To a question of improvement of the organization of management water economic a complex Russian an access Federation / Krivoshey V.A., Korneyev I.B., Mikheyev N.N. - URL: http ://www.vil21.ru/upl/analitika.pdf
2. Danilov-Danilyan V.I. Water resources of the world and prospect of a water economic complex of Russia / The Center of ecological policy of Russia. - M: JSC Printing House LEVKO, Institute steady development, 2009. - 88 p.
3. Water strategy of the Russian Federation for the period till 2020: It is approved as the order of the Government of the Russian Federation from August 27, 2009 of № of 1235-river.
4. Kharitonov B. About rational use of fresh waters of Russia // The Messenger of the Rostov state economic university (RINH). - 2010. - № 2.
5. Edelstein K.K. Reservoirs of Russia: environmental problems, ways of their decision. - M: GEO C, 2008. - 400 p.
6. Tchernyshov L.N. Improvement of tariff policy as instrument of modernization of municipal infrastructure // Housing and communal services. - 2011. - № 2.
7. Shevchyuk A.V. About insurance development in the sphere an access water use. - URL: http://www.aekos.ru/activity/normative/conference/ 09.12.04/article_14
8. The order of the Government of the Russian Federation from May 31, 2004 of № of 742-R «The main directions of development of a water economic complex of Russia till 2010»
УДК 331
В.А. Александрова
доцент,
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»,
Дмитровский филиал
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация. В статье раскрывается понятие и структура уровневой системы обучения высшего профессионального образования. Приводится описание переходного периода на новую систему образования. Раскрыты требования, указывающие на перестройку сознания профессорско-преподавательского состава и глобальные изменения педагогической работы с целью повышения уровня знаний и выпуска высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: трудовой потенциал, кадровая политика, повышение квалификации, внедрение гибких образовательных технологий.
V.A. Aleksandrova, assistant Professor Dmitrov Branch of Astrakhan State Technical University
EDUCATION REFORM AS A NECESSARY CONDITION FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE LABORPOTENTIAL
Abstract. In the article the concept and structure of training systems levels for higher professional education is being revealed. The transition period to a new educational system is being described. The requirements specifying in reorganization of consciousness of the faculty and global changes of pedagogical work for the purpose of the knowledge level increase and highly skilled experts preparation opened.
Keywords: labor potential, personnel selection, improvement of professional skill, introduction of flexible educational technologies.
№ 12 (16) - 2012
27
Проблемы экономики и менеджмента
Необходимым условием целенаправленного повышения эффективности трудового потенциала страны является эффективное вмешательство государства в процессы его использования и развития. Диспропорции на рынке труда современной России, вызванные реализацией социально-экономических реформ, привели к неэффективному использованию трудового ресурса страны.
С одной стороны, работодатели не имеют возможности удовлетворять свои потребности в работниках определенных профессий, специальностей и квалификаций. Это приводит к возникновению незаполненных вакансий, недоиспользованию производственного потенциала, сдерживанию темпов роста объемов производства и производительности труда и, в конечном итоге - конкурентоспособности организаций и экономики России в целом.
С другой стороны, на рынке труда появляются невостребованные работники, формируются устойчивые группы населения, испытывающие трудности в поиске работы снижается уровень жизни значительной части населения, не участвующей в общественном производстве.
Тема нашего исследования - уровневая система образования в современной России. Данная тема выбрана не случайно. В настоящее время российская высшая школа не обеспечивает в полной мере подготовку необходимых стране квалифицированных специалистов и одной из важнейших проблем, стоящей перед вузами, является повышение качества выпускников, которые должны не только владеть умениями и навыками использования приобретенных знаний, но и самостоятельно осваивать профессионально необходимую информацию [3,11].
С целью ликвидации образовавшегося дефицита высококвалифицированных специалистов, вузы России переходят на уровневую систему обучения, в которой бакалавриат и магистратура рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего профессионального образования (ВПО). Каждый уровень реализуется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Переход на новую систему обучения в вузах значительно усложняет функционирование образовательного процесса в вузе, однако открывает перспективы в его развитии [8]. Введение бакалаврской программы сокращает срок обучения и позволяет сделать выбор: выйти на рынок труда или пройти последующую специализацию в магистратуре, что соответствует быстро изменяющимся условиям рынка труда, особенно в рыбоперерабатывающей сфере, отличительной особенностью которой является сезонность промысла, географическая разобщенность районов добычи, мест производства и массового потребления готовой продукции [4]. Наш вуз относится к Федеральному агентству по рыболовству и готовит в основном специалистов, которые, так или иначе, связывают свою трудовую деятельность с выращиванием, разведением, переработкой и реализацией рыбной продукции. Использование трудовых ресурсов в рыбном хозяйстве требует определенной специфики. Поэтому многим специалистам в рыбохозяйственном комплексе в течение своей активной профессиональной жизни приходится
28
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
довольно часто менять свою специализацию. Раньше наш вуз проводил набор на специальности, т.е. осуществлял подготовку специалистов пять лет. С 2011 года мы перешли на уровневую систему образования. Выпускники колледжей и техникумов могут продолжать обучение по сокращенным программам бакалавриата. Единое образовательное пространство очень важно для повышения академической мобильности студентов и преподавателей. То есть студент может поступить в бакалавриат российского вуза, при этом часть интересующих его дисциплин изучить в университетах Европы. Мобильность студентов и преподавателей позволит существенно улучшить качество образования и значительно повысить конкурентоспособность выпускников вузов.
В нашем исследовании использованы методы экономического и социологического анализа. В результате проводимого исследования социальные, правовые, экономические и образовательные последствия обобщаются в единую картину, позволяя оценить те изменения, которые произойдут, во-первых, в самой системе профессионального образования, а во-вторых, в обществе под воздействием изменений в системе образования.
Особенностью уровневой системы подготовки специалистов является создание основы для систематического «доучивания» и формирования у человека таких способностей и качеств, которые мотивируют его внутреннюю потребность к постоянному повышению профессионального уровня, а также стремление учиться в течение всей трудовой жизни [8]. Конечно, знания об устройстве конкретного рыбоперерабатывающего оборудования и навыки работы с ним необходимы лишь при его эксплуатации, которое обычно устаревают в течение 3-5 лет, а навыки чтения и знание арифметических правил оказываются востребованными всю жизнь [3]. Переход к системе высшего образования, где превалирует подготовка бакалавра, повлек за собой выработку новых государственных образовательных стандартов, всего корпуса учебных программ вузов. Это значит, что при переходе с пятилетних программ на четырехлетние не произойдет простого сокращения периода обучения в вузе. Процесс перехода на новые государственные образовательные стандарты требует глубокого осмысления содержания образования, выявления тех компетенций, которыми должен обладать бакалавр. Указанный переход означает, что те, кто будут учиться четыре года, должны не меньше или больше знать, а по-другому уметь.
Для российской системы высшего образования это осмысление давно назрело, поскольку оно связано с переходом от индустриального общества, которому соответствует подготовка узких специалистов, построенная по отраслевому принципу, к постиндустриальному, в котором в подготовке кадров превалирует широкий профиль, достраиваемый множеством различных способов до подготовки того работника, который требуется конкретным секторам экономики. Такая перестройка должна базироваться на развитии системы непрерывного образования. Новому типу экономики и общества соответствует система высшего образования, ориентированная на множественность типов образовательных карьер (образовательных траекторий).
№ 12 (16) - 2012
29
Проблемы экономики и менеджмента
Внедрение гибких образовательных технологий в вузе существенно повышает разнообразие всей его образовательной системы [3, 8]. В настоящее время в вузах Федерального агентства по рыболовству реализуется подготовка бакалавров, специалистов и магистров по стандартам второго поколения, и в рамках каждого уровня в наличии существуют свои образовательные технологии [4]. У двухуровневой системы подготовки много как сторонников, так и противников. Но Закон принят и все должны его исполнять. Поэтому, важно уже сегодня правильно оценить свои возможности, продумать перспективы и сделать правильный выбор.
К возможным негативным аспектам в процессе перехода на новые стандарты может прибавиться перегрузка программ, при которых качественное усвоение материалов студентами станет практически нереальным. Особенно это актуально для дисциплин профессионального блока, поскольку в этой части стандартов оговариваются в основном компетенции, а выбор дисциплин практически полностью определяется самим вузом. Здесь существует очевидное противоречие, обусловленное тем, что профессиональная подготовка и специализированные дисциплины исследовательского характера зачастую не соответствуют друг другу, т.к. ни интеллектуально, ни практически не связаны между собой [11].
Переход к такой системе предполагает внедрение в систему высшего образования новых педагогических технологий, иных принципов организации образовательного процесса, другой роли преподавателя. Все эти моменты таят в себе и значительный потенциал развития системы высшего образования и столь же значительные риски. Это предполагает создание в вузе продуманной кадровой политики, включающей в себя методы отбора кандидатов на работу, установление периодичности контроля качества преподавания, форм и периодичности повышения квалификации, моральные и материальные стимулы, а также условия отстранения от преподавания [2].
Совершенно очевидно, что переходный период потребует значительных финансовых, методических и методологических усилий, а также формирования новой вузовской педагогической культуры и, самое главное, перестройки сознания профессорскопреподавательского состава (ППС), поскольку Болонская модель предполагает существенную ломку, устоявшихся в российской системе высшего образования, отношений между студентом и преподавателем [6, 7]. Она дает студенту большую свободу, но одновременно требует личной ответственности и повышенной самоорганизации [5, 8]. В этой сложной обстановке следует обратить внимание на опыт и знания профессоров и доцентов, работающих не один год и аккуратно убедить их в необходимости перемен. Вполне возможно, что чрезвычайно сложно будет избавить их от любви к своему творению - сложившейся системе обучения студентов [12]. Кроме того, всегда трудно обучать тех, кто сам привык учить других. Известно, что основное богатство успешных предприятий - это кадровый состав. Применительно к вузам данное утверждение приобретает еще большую значимость, поскольку стоящие перед ними задачи имеют высокий уровень сложности и к ним предъявляются особые требования [2, 8, 6]. Выпол-
30
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
нение этих требований непосредственным образом связано с обеспечением в вузе соответствующего уровня образовательного процесса, которое зависит от многих факторов, в том числе от конкурсного отбора абитуриентов, организационного, научного, учебнометодического и материально-технического состояния образовательного процесса. Однако главным фактором является профессионализм ППС, базирующийся на уровне их компетентности в научно-предметной области, овладение педагогическим мастерством и внутренней мотивацией [9, 10, 12].
В последнее время педагогические аспекты подготовки преподавателей ослабли, потому что считалось, что компетентность в научно-предметной области является достаточной для организации образовательного процесса и эффективного преподавания. В настоящее время необходимо обратить внимание на обязательное специальное обучение преподавателя, поскольку он является важнейшим источником наиболее значимых воздействий на студентов, при достижении целей образовательного процесса. Необходимо постоянно совершенствовать систему преподавания, углублять свои знания.
Одной из базовых составляющих компетенции современного преподавателя является его внутренняя мотивация, позволяющая сохранить достоинство, при заметном снижении своего статуса в обществе [13]. К сожалению, сложившийся менталитет основной части современного студенчества, особенно начальных курсов обучения, не признает авторитета, не подкрепленного экономическими достижениями [6]. Иногда преподаватель выглядит мрачно на фоне роскошно одетых студентов, приехавших на дорогих иномарках. Поэтому преподавателю с его низким финансовым уровнем не хватает материального и морального стимула для эффективного занятия преподавательской деятельностью. Всё это вселяет неуверенность и занижает самооценку преподавателя. К сожалению, на практике мы видим, что преподают в вузах или только что вышедшие из этих же стен студенты, поступившие в аспирантуру и работающие в своих интересах. Или же, наоборот, пожилые кандидаты и доктора наук, накопившие за свою жизнь огромный опыт и знания в своей педагогической и профессиональной деятельности, и поэтому они считают, что их знания имеют большое значение в будущей профессии студентов.
Отсутствие авторитета у преподавателя, особенно на первом курсе обучения, приводит к достаточно вольному поведению студентов. Они могут разговаривать между собой, играть сотовыми телефонами, не записывать лекции, да еще и мешать, это делать другим. К сожалению, часть молодежи приходит в вуз не за знаниями, а за «корочками». Студентам из обеспеченных семей проще сдать экзамен за деньги, чем потрудиться и выучить предмет. В таких условиях очень сложно работать, и только внутренняя мотивация преподавателя может изменить сложившийся в конкретной студенческой группе негативный стереотип и показать притягательную ценность данной профессии, привлекая, таким образом, в свои ряды одаренную честолюбивую молодежь [7, 13].
Наличие внутренней мотивации преподавателя особенно важно сейчас, посколь-
№ 12 (16) - 2012
31
Проблемы экономики и менеджмента
ку одной из основных проблем высшей школы в последнее десятилетие является отсутствие или слабый уровень инициативы и мотивации значительной части студентов [3, 6]. Наблюдаемая повсеместно пассивность, отсутствие желания затрачивать физические и интеллектуальные усилия, при выполнении учебных заданий, приводят в итоге к тому, что у обучающихся возникает боязнь поиска самостоятельных решений. Это обусловливает необходимость создания новых жестких систем контроля со стороны учебно-методического управления.
Одним из наиболее значимых факторов для нормального функционирования вуза и успешного проведения реформ является кадровое обеспечение. Успехи любого учебного заведения в образовательной, научной и инновационной деятельности во многом зависят от стараний и умственных вложений ППС, однако нельзя резко менять систему, т. к. многие преподаватели годами накапливали свой опыт и готовили рабочие программы, которые в настоящее время приходится менять. Реформа высшего образования предусматривает использование других современных источников информации, обеспечивающих доступ к мировым хранилищам знаний, наличие которых должно привести к значительному повышению информированности преподавателей. Последнее будет способствовать совершенствованию существующих образовательных систем, изменению характера и динамики взаимодействия «студент-преподаватель» [3]. В свою очередь это отразится на повышении качества знаний молодого поколения. В итоге студент может обучаться без постоянного непосредственного контакта с преподавателем, например, пользуясь электронной библиотекой.
Следует также отметить, что практически на каждой кафедре есть преподаватели, особенно пенсионного возраста, до сих пор не владеющие навыками работы с компьютером. Следовательно, они не могут разрабатывать и внедрять современные методы обучения, в частности, электронные учебно-методические комплексы дисциплин, а также использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий. Таким преподавателям необходимо помочь перестроиться. Вполне реально, что при переходе на стандарты третьего поколения часть преподавателей, особенно на первоначальном этапе, будет слабо ориентироваться в конкретных знаниях инновационного характера, которые по сути своей, и представляют наибольшую концептуальную и практическую ценность [5, 7]. В этом случае, преподаватель-теоретик должен обучать студентов основам инновационной практики, о которой сам имеет лишь общее представление. Это приведет к тому, что преподаваемая дисциплина практически не будет участвовать в формировании профессиональных компетенций специалиста-новатора. Поэтому прежде чем учить других, необходимо овладеть знаниями самому. Для поддержания профессионализма действующих преподавателей на высоком уровне необходимо предусматривать периодическое повышение их квалификации [5]. Чему в настоящее время и уделяется в нашем вузе особое внимание. На сегодняшний день уровень подготовки ППС в вузах таков, что позволяет подавляющему большинству преподавателей применять современные информационные технологии и даже быть в
32
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
какой-то мере новаторами использования этих технологий. Это обусловлено тем, что преподаватели стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень различными способами, а именно - написанием статей, монографий и учебных пособий, выполнением научных исследований и защитой диссертационных работ, разработкой электронных версий учебно-методических комплексов дисциплин, а также участием в конференциях, симпозиумах и совещаниях различного уровня.
Внутривузовское повышение квалификации ППС, а также повышение их квалификации в других вузах включает ознакомление слушателей с различными аспектами образовательного процесса, в том числе с основными положениями ФГОС, способами создания учебно-методических комплексов дисциплины на основе компетентного подхода, рейтинговой системой оценки результатов обучения. Кроме того, в университете для всех ППС систематически проводятся семинары по многоуровневой системе образования, системе менеджмента качества, информационным технологиям, вопросам рационального использования компьютерной техники в учебном процессе и научной деятельности и по ряду других аспектов. Все это способствует постоянному развитию и совершенствованию подготовки преподавательского состава и повышению профессионального уровня. Педагогическая подготовка и переподготовка преподавателей ориентирована на использование возможностей новых информационных технологий, направленных на повышение качества обучения студентов с целью подготовки творчески активных людей, способных профессионально использовать информационные технологии [9]. Студенты обязаны, чтобы «идти в ногу со временем», не только обладать фундаментальными знаниями в конкретной предметной области, но и быть профессиональными пользователями современных технических средств, а также хорошо знать возможности информационных и коммуникационных систем и уметь применять их на практике.
Таким образом, успех работы преподавателя высшей школы в современных условиях во многом определяется инновационной направленностью его педагогической деятельности, т. е. степенью включенности преподавателя в процесс создания, освоения и использования педагогических нововведений. Необходимым условием поддержания данной направленности является формирование и сохранение высокого профессионализма преподавательских кадров, включающего в себя комплексную научнопредметную и педагогическую подготовку на начальном этапе профессиональной деятельности, совершенствование педагогического мастерства в процессе работы на преподавательских должностях и углубление профессиональных компетенций при прохождении различных форм повышения квалификации. Применительно к нашему вузу можно констатировать, что наличие высокого профессионального уровня ППС, постоянное совершенствование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет вузу на высоком уровне вести образовательную, научную и инновационную деятельность, а значит - быть востребованным на рынке образовательных услуг нашего региона.
№ 12 (16) - 2012
33
Проблемы экономики и менеджмента
В заключение нашего исследования надо отметить, что последствия принятия закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» имеют как положительные, так и отрицательные результаты.
Безусловным плюсом является то, что закон создает возможность получить образование и соответствующий диплом, востребованный на рынке трудовых ресурсов.
В то же время определился и круг негативных последствий. Не все бакалавры продолжат образование до уровня магистра, а значит, для этой категории трудовых ресурсов будут закрыты высокооплачиваемые сегменты рынка труда, возникнут трудности с трудоустройством и на низкооплачиваемые рабочие места из-за конкуренции с работниками, имеющими лучшие дипломы, а такая конкуренция в трудоизбыточных районах неизбежна. К тому же многие работодатели еще долгое время диплом бакалавра не будут воспринимать как полноценное высшее образование. Это затруднит трудоустройство выпускников по желаемой профессии.
Список литературы:
1. Голованова Н.Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 36-40.
2. Агабекян Р.П. Мониторинг качества профессорско-преподавательского состава // Сборник материалов 4 Всероссийской научно-практической конференции экспертов по оценке качества образования «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования». - М.: Росакретагентство, 2009. -
С. 6-20.
3. Владимирский Б.М. Гибкие образовательные технологии: мифы и реальность // Высшее образование в России. - 2010. - № 4. - С. 17-21.
4. Ким И.Н. Методическая основа профессиональной подготовки студента рыбохозяйственного вуза / Ким И.Н., Бут И.В. // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. - 2009. - № 18. - С. 142-146.
5. Корнейчук Б.В. Слабое звено в подготовке инженеров (экономика в техническом вузе) / Корнейчук Б.В., Драгомирова Е.А. // Высшее образование в России. - 2010. - № 6. - С. 78-82.
6. Лейбович О. Преподаватель вуза: кризис идентичности // Высшее образование в России. - 2007. - № 2. - С. 49-61.
7. Мазниченко М. Чего боится вузовский преподаватель? // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 112.
8. Масленникова О. А. Качество высшего профессионального образования и его основные составляющие // Пищевая промышленность. - 2008. - №10. - С. 16-18.
9. Медведев Е.В. О повышении квалификации преподавателей инженерных вузов // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 21-26.
10. Симонов-Емельянов И.Д. Подготовка научно-педагогических кадров: опыт эффективного решения // Высшее образование в России. - 2010. - № 6. - С. 56-62.
11. Рогов И.А. Интеграция науки и образования - гарантия подготовки высококвалифицированных кадров / Рогов И.А., Титов Е.И. // Пищевая промышленность. -2008. - № 10. - С. 12-14.
12. Таланов В. Синдром Пигмалиона и образование // Вестник высшей школы. -2008. - № 5. - С. 22-28.
34
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
13. Шафранова О. Современный преподаватель: задача ценностного самоопределения // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - С. 127-131.
List of references:
1. Golovanova N.F. Bakalavriat as a pedagogical problem // Height of-better educated in Russia. -
2009. - № 6. - P. 36-40.
2. Aghabekyan R.P. Quality monitoring faculty co-director of // Proceedings of 4 all-Russian scientific and practical Conference of experts on the evaluation of the quality of education «Introduction of European standards and guidelines for quality assurance of education systems». - М: Rosakretagentst, 2009. - P. 6-20.
3. Vladimirskiy B.M. Flexible educational technology: myths and real-Ness // Higher education in Russia. - 2010. - № 4. - P. 17-21.
4. Kim I.N. Framework training student fisheries high school / Kim I.N., Booth I.V. // Bulletin of the far eastern regional training center. - 2009. - № 18. - P. 142-146.
5. Korniychuk B.V. Weak link in training engineers (economics in technical requirement the University) / Korneychuk B.V., Dragomirova E.A. // Higher education in Russia. - 2010. - № 6. - P. 78-82.
6. Leibovich E. Teacher of high school: identity crisis // Higher education in Russia. - 2007. - № 2. - P.
49-61.
7. Maznicenko M. Which is afraid of high school teacher? // Higher education in Russia. - 2005. - № 4. - P. 112.
8. Maslennikova O.A. Quality of higher vocational education and its main components // Food industry. - 2008. - № 10. - P. 16-18.
9. Medvedev E.V. Advanced professional trainers engineering universities // Higher education in Russia. - 2010. - № 2. - P. 21-26.
10. Simonov-Emelyanov I.D. Training of the teaching staff: the experience of effective solutions // Higher education in Russia. - 2010. - № 6. - P. 56-62.
11. Rogov I.A. Integration of science and education is a guarantee of training high-FPS kokvalificiro-vannyh | Rogov I.A., Titov E.I/ //Food industry. - 2008. - № 10. - P. 12-14.
12. Talanov V. Pygmalion Syndrome and education // Bulletin of the graduate school. - 2008. - № 5. -
P. 22-28.
13. Shafranova O. Modern instructor: task value samoop-redelenia // Higher education in Russia. -2007. - № 7. - P. 127-131.
№ 12 (16) - 2012
35