Реформа государственной регистрации в Республике Татарстан: история развития
Садриев Ф.Ф. *
This article discloses historical aspect of development of real estate rights state registration system, which changed repeatedly and was subordinated to different power structure and levels.
Ol
Z
О
о сч
о о о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >s
о *
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
ü S I
н
о ф
со
История государственной регистрации насчитывает более 10 лет. После вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1 в России начался новый этап развития рынка недвижимости, где право собственности стало подтверждаться государственными гарантиями. В соответствии с новым федеральным законом во всех регионах России стали создаваться учреждения по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. До 01.01.2000 г. функцию по государственной регистрации в Республике Татарстан выполняли Бюро технической инвентаризации, Комитет по земельным ресурсам и земельной реформе и Комитет по управлению коммунальным имуществом2. С 01.01.2000 г. государственную регистрацию прав на недвижимость начала осуществлять созданная в Республике Татарстан Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Республики Татарстан3. Это учреждение было создано еще в 1996 г. Указом Президента Республики Татарстан при Министерстве юстиции Республики Татарстан для государственной регистрации общественных объединений, различных хозяйственных обществ, религиозных и коммерческих организаций. В период 1996—2002 гг. Государственная регистрационная палата также исполняла обязанности по государственной регистрации юридических лиц всех организационно-правовых форм и предпринимателей без образования юридических лиц. В апреле 2001 г. Государственная регистрационная палата внедрила в городе Казани процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности по принципу «одного окна», а уже в августе того же года по этой схеме стала осуществляться и регистрация прав на недвижимость4. В дальнейшем, в связи с изменениями
в федеральном законодательстве, эти функции были переданы Управлению Министерства по налогам и сборам РФ по РТ5.
В результате реорганизации Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Татарстан и Главного управления Министерства юстиции РФ по РТ 01.01.2005 г. было создано Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан (далее — Управление). Управление осуществляло свою деятельность на основании Положения о Федеральной регистрационной службе (далее — Росре-гистрация)6, Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» 7, Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ8, утвержденного Приказом Минюста РФ от 03.12.2004 г.
К Федеральной регистрационной службе перешли многие полномочия по государственной регистрации, но, тем не менее, оставалось немало правоотношений, которыми Росрегистрация еще не занималась. Мне бы хотелось остановиться в данной монографии на тех полномочиях, которые были в компетенции Росрегист-рации.
Во-первых, к Росрегистрации полностью перешли функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Федеральная регистрационная служба совместно со своими территориальными подразделениями начала вести Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и обеспечивать функционирование реестра в электронном виде. Второе направление деятельности — это регистрация политических партий, общественных и религиозных объединений. Сотрудники Росре-гистрации контролируют соблюдение этими организациями законов, а также
Аспирант кафедры теории и истории государства и права Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
соответствие их деятельности уставным целям. Для выполнения данной задачи Росрегистрация вправе была направлять своих представителей для участия в общественных и политических мероприятиях. К компетенции Росрегистрации относятся, в том числе, ведение реестра адвокатов с выдачей соответствующих документов, ведение реестра лицензий на право нотариальной деятельности, а также участие в работе соответствующих квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, претендующих на звание адвоката и нотариуса.
Определенными полномочиями Росрегистрация была наделена в отношении саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих. Так, сотрудники Росрегистрации вправе были прийти к ним с проверкой, обратиться в суд с требованием о дисквалификации арбитражного управляющего, а при необходимости и об исключении организации из Единого реестра саморегулируемых организаций. Федеральная регистрационная служба принимает участие в подготовке управляющих, участвует в утверждении программы единой подготовки и принимает теоретические экзамены.
С 01.01.2005 г. правила немного изменились, но самое главное то, что не претерпел изменений перечень необходимых регистрационных документов. Регистрировать свои права на недвижимость должны были только там, где она находится. Но если регистрации подлежит право на предприятие как имущественный комплекс либо недвижимость, которая располагается на территории нескольких субъектов РФ — порядок меняется. Все полномочия по регистрации таких объектов переходят в Федеральную регистрационную службу РФ. Особо хочу отметить, что Росрегистрация и ее территориальные органы — это теперь исключительно бюджетная структура и сборы за регистрацию направляются в федеральный бюджет. Изменение структуры регистрационной системы повлекло за собой некоторое увеличение размеров оплаты за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С 01.01.2005 г. вступила в силу новая глава Налогового кодекса. Согласно ей плата за регистрацию превращается в государственную пошлину. В системе государственной регистрации установлен интерес государства в том, что, во-первых, создается база для налогообложения, а,
во-вторых, органы власти, органы местного самоуправления имеют достоверную информацию обо всех объектах недвижимости для эффективного управления имуществом.
Принятый Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимость9 впервые устанавливает четкие и конкретные требования к второстепенным, на первый взгляд, но в действительности важным обстоятельствам, сопутствующим процедуре государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, делающим эту процедуру быстрой и комфортной для обратившихся в орган государственной регистрации граждан: размещению и оформлению помещений территориальных органов Росрегистрации, парковочным местам, оформлению входа в здание, присутственным местам, местам для информирования, местам для ожидания, местам для приема заявителей и др. Впервые за всю историю возникновения и развития в России механизма (процедуры) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Административный регламент нормативно закрепляет возможность предварительной записи заявителей. Предварительная запись может осуществляться при личном обращении заявителей, по телефону или с использованием электронной почты. В пункте 21 Административного регламента также впервые регулируется результат исполнения государственной функции, которым может быть: государственная регистрация прав на недвижимое имущество, государственная регистрация перехода права на недвижимое имущество, государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом, государственная регистрация ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, отказ в государственной регистрации права, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, прекращение государственной регистрации права по заявлениям сторон договора, выдача информации из Единого государственного реестра прав, копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме или отказа в выдаче информации и названных копий документов.
01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» 10 Министерству экономического развития РФ были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по геодезии и картографии. Функции Федеральной регистрационной службы по РТ по осуществлению деятельности в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций; контроля за деятельностью некоммерческих организаций; контроля в сфере адвокатуры и нотариата; контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния были переданы в ведение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан. Этим же Указом Правительству РФ давалось поручение по упразднению Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости до 01.10.2008 г. Конечно же, переподчинение из ведения Министерства юстиции РФ в ведение Министерства экономического развития РФ с пугающей перспективой упразднения не вселяло оптимизма сотрудникам указанных организаций. Долгий период ожидания закончился в декабре 2008 г. Указом Президента РФ от 25.12.2008 г №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» 11 Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с возложением на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости переданы Росреестру. Объединение указанных организаций должно проходить поэтапно, начиная с объединения на федеральном уровне. Три самостоятельно работающих системы объединяют свои кадровые, информационные и материально-технические ресурсы, при этом выполнение функций каждой организации не останавливается ни на один день. Отношение к этому объединению выглядит неоднозначно. В первую очередь вызывает опасение объединение в одной организации очень большого количества функций и ресурсов. С другой стороны, следует ожидать дублирующих функций, что позволяет оптимизировать процесс оформления документов и принятия решений. Большое опасение связано с объединением информационных баз (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастр объектов недвижимости, информационная база геодезии и картографии), поскольку каждая создавалась в своих целях, по различным принципам построения, с использованием несовместимых между собой программ. Очень велик риск потери информации при объединении информационных баз, и требуются большие финансовые вложения для обеспечения совместимости и постоянной актуализации.
При этом создание информационной базы, объединяющей сведения кадастра, реестра прав, геодезии и картографии является крайне важным для принятия управленческих решений на всех уровнях, особенно на муниципальном уровне.
Однозначно положительного эффекта должен ждать от происходящего объединения заявитель, обращающийся за государственной услугой. Итак, что же меняется для заявителя. Раньше он обращался сначала за кадастровым учетом объекта, затем, для государственной регистрации права на этот объект. Теперь, обращаясь в единую организацию, он сможет потребовать одновременного рассмотрения своих заявлений, опираясь на то, что сведения о кадастровом учете объекта содержатся в кадастре объектов недвижимости, и правообладатель не заявляет об изменении этих сведений. Это-означает, что правообладатель подтверждает, что сведения о площади, местонахождении, разрешенном использовании и категории объекта не изменились. Сотрудник, принимающий запрос о предоставлении сведений в форме кадастрово-
го паспорта, предлагает заявителю одновременно с подачей запроса обратиться и за государственной регистрацией права, предупреждая, что за регистрацией права должен обратиться сам правообладатель или лицо, уполномоченное правообладателем в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью, с обязательным предоставлением правоустанавливающих документов и оплатой госпошлины. Удобство для заявителя в этом случае очевидно — изготовление кадастрового паспорта и государственной регистрации протекают одновременно, и не превышают 15 рабочих дней (вместо месячного срока); нет необходимости дополнительных визитов для получения кадастрового паспорта и передачи его на регистрацию (сотрудники объединенного ведомства сами передают изготовленный кадастровый паспорт в регистрирующий орган).
Польза видится не только в одновременном рассмотрении документов, но и в возможности устранять какие-либо расхождения в документах путем взаимодействия сотрудников объединяемых организаций, без возврата документов заявителям.
Конечно, для достижения положительного эффекта от объединения трех
организаций требуется время, совместные усилия, вложение дополнительных средств.
Думаю, что в будущем совместный прием документов будут проводить и в районах Республики Татарстан. Во многих районах Республики Татарстана отделы Управления федеральных регистрационных служб и Управления федеральных агентств кадастра объектов недвижимости отделены друг от друга. Было бы удобней как заявителю, так и сотрудникам отделов, если бы они находились вблизи, либо были расположены в одном здании. В ходе взаимодействия структурных подразделений единой организации было бы проще разрешать проблемные ситуации при расхождении информации в документах, не возвращая документы на доработку заявителю. Это бы упростило процедуру регистрации, уменьшило затраты времени и средств. В случае разработки методики такого взаимодействия возможно, на наш взгляд, улучшить качество оказания государственных услуг. Тем более, что в Республике Татарстан уже заложен фундамент работоспособной системы, которая окажет большое влияние на экономический рост, станет гарантом прав собственности и развития бизнеса в Республике.
Литература и примечания
1. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст.3594.
2. Указ Президента РТ от 03.03.1998 №УП-167 «О поэтапном создании в РТ системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Ведомости Государственного Совета РТ. 1998. № 3. Ст. 66.
3. Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.1999 № 852 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в РТ» утр.силу с 01.01.2005 // Республика Татарстан. 2000. № 9. 15 янв.
4. Постановление Кабинета Министров РТ от 28.08.2001 №583 «Об утверждении Регламента универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу «одного окна» // Сборник постановлений и распоряжений Каб.Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2002. № 6. Октябрь.
5. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских, фермерских хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей // СЗ РФ. 2002. № 20. Ст.1872.
6. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 №451 «О Федеральной регистрационной службе» // СЗ РФ. 2008. № 25. Ст. 2984.
7. Указ Президента РФ от 13.10.2004 №1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» // СЗ РФ. 2004. №2. Ст. 4110.
8. Общее положение о территориальном органе федеральной регистрационной службы по субъектам РФ: утв. приказом Минюста РФ от 03.12.2004 №183 // Бюллетень нормативных актов федер.органов исполнительной власти. 2004. № 50.
9. Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: утв. Приказом Минюста РФ от 14.09.2006 № 293 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 41.
10. Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.
11. Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч.1). Ст. 6366.
01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со