УДК 378
Е. П. Серова1
РЕФЛЕКСИЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА: МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА*
Представлен инновационный подход к подготовке педагогов в рамках высшего профессионального образования. Анализируются методическая система развития личностной рефлексии и технология работы учебных ситуационных центров. Их деятельность связана с моделированием задач в условиях, приближенных к будущей профессиональной деятельности. Приоритетной целью изучения в технологиях ситуационного центра являются методы.
Ключевые слова: рефлексия, личность, технологии ситуационного центра.
Современным педагогическим кадрам (коллективам) необходимо осуществлять свою деятельность в сложных социальных, политических, информационных и экономических условиях. Требования общественности и государства к современному педагогу и администрации образовательных учреждений различных видов (детский сад, школа, колледж или вуз) достаточно высоки, повышен спрос на профессионала - социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их качественную реализацию.
Педагогические коллективы в тесном сотрудничестве с администрацией учреждений, решая запросы государства (инновационные программы, ЕГЭ, бакалавриат, магистратура и т.п.) и родителей, встречаются с множеством трудностей, преодоление которых сказывается на качестве образования. Одна из возможных причин заключается «в отсутствии у специалистов навыков комплексного многодисциплинарного подхода к практическим ситуациям» (В. А. Филимонов).
Наиболее современные подходы к решению задач междисциплинарного формата связывают с технологиями ситуационного центра. Ситуационный центр - «пространство, предназначенное для динамического коллективного формирования образа ситуации, объекта, процесса, обес-
* Работа выполнена в рамках мероприятия 1.4 Федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России» (Контракт № 14.740.11.0994 от 06.05.2011 г.).
1 © Евгения Павловна Серова, ассистент кафедры педагогики развития
Дальневосточного федерального университета, ул. Суханова, 8, г Владивосток,
Приморский край, 690950, Россия, E-mail: [email protected].
печенное ключевыми, т. е. критическими относительно решаемой задачи, ресурсами» [2, С. 9]. Технологии ситуационного центра предполагают «вариант прикладного системного анализа, реализованный в месте максимальной концентрации информационных потоков, сопровождающих коллективную работу по постановке и решению многодисциплинарного комплекса задач» [2, С. 4].
Применение данного подхода в образовательных учреждениях особенно актуально, так как «констатация наличия разных «правильных» взглядов в сторону одной проблематики встречается достаточно редко, а достижение консолидированного решения достигается трудно, поскольку реализуется на практике».
Поэтому нам представляется, что процесс освоения технологий ситуационного центра для будущего педагога будет развитием профессиональной метакомпетенции, где префикс «мета» служит для расширения понятия, т. е. метакомпетенция нами понимается как совокупность компетенций; наличие знаний, умений и навыков; личностные качества, а также опыт, необходимые для эффективной деятельности в заданной многопредметной области. Так, обладая технологиями ситуационного центра, педагог сможет организовать решение комплексных задач в образовательном пространстве, организовывать и управлять различными процессами на достаточно высоком уровне и в реальном времени.
Поскольку область технологий ситуационного центра в качестве исследовательской является «становящейся» областью, предполагается, что ключевым психологическим феноменом эффективности этих технологий является рефлексия (В.С. Чернявская) [2, С. 163], которая является одним из критических факторов для исследования и конструирования социальных систем [2, С. 15]. Кроме того, рефлексия - один из путей, ведущих личность к равноценному развитию в интеллектуальном и в духовном направлениях, он и представляется как один из основополагающих механизмов, определяющих адаптацию человека к меняющейся действительности (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Н.И. Непомнящая, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.).
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) готовит специалистов и бакалавров педагогического образования, среди которых есть методисты-организаторы дошкольного образования, социальные педагоги, педагоги-психологи и логопеды. В 2008 году в ДВФУ был спроектирован и внедрён процесс развития личностной рефлексии будущих педагогов, представленный моделью и методической системой развития личностной рефлексии.
Как нам представляется, именно личностная рефлексия оказывается главным «узлом» в профессиональной педагогической рефлексии и является обязательным атрибутивным качеством компетентного педагога [1,
С. 7], а также администраторов - управленцев образовательных учреждений. Исследования В.А. Метаевой показали, что профессиональная рефлексия - системообразующий элемент в деятельности всех специалистов, наиболее ярко она представлена в педагогической деятельности и служит развитию профессиональной компетентности педагога, которая является результатом их профессиональной подготовки [3].
Личностная рефлексия определяется нами как механизм самосознания и компонент метаспособности, содействующие субъекту в отражении внутреннего мира, собственных индивидуальных особенностей и познании себя как исследователя.
Структура личностной рефлексии представлена следующими взаимосвязанными компонентами:
Когнитивный компонент личностной рефлексии характеризуется получением новой информации, её структурированием, анализом. Приобретаемые в процессе рефлексии знания обогащают и расширяют представление о том, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Эмоционально-оценочный компонент подразумевает переживание личностной значимости полученной информации, прочувствование и проживание её.
Поведенческий (регулятивный) компонент характеризуется осознанием, контролем и саморегуляцией собственных действий, психических состояний [1, С. 9].
В разработанной нами модели процесса развития личностной рефлексии выделены:
- внешние (гуманизация образования и педагогическая поддержка) и внутренние факторы (особенности возраста студентов) развития личностной рефлексии;
- условия развития личностной рефлексии (специально организованная рефлексивная деятельность, наличие рефлексивной среды, активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности), главным смыслом которых является формирование, становление и развитие личностной рефлексии;
- динамика развития личностной рефлексии, включающая этапы: «Самопознание «Я» (получение и подтверждение знаний о себе), «Отрицание «Не-Я» (принятие или отрицание себя), «Самосознание «Новое-Я» (появление новых знаний о себе).
Сконструированная методическая система развития личностной рефлексии (табл. 1) реализуется следующим образом:
1. Тренинг личностного роста - этап «Самопознание «Я». Тренинг позволяет определить, насколько хорошо участники себя знают, осознают свои мотивы достижения цели, анализируют умение слышать других, выражают собственные чувства и управляют ими, принимают себя, взаимо-
действуют с людьми. В результате происходит самопознание, подтверждаются знания о себе.
2. Рефлексивный семинар-практикум - этап «Отрицание «Не-Я». В ходе семинаров создаются предпосылки для усвоения необходимых знаний той или иной технологии работы, формируется соответствующая мотивация, стимулируются потребности в самостоятельной работе и апробации новых технологий. В процессе семинара-практикума студент сопоставляет общественный опыт и индивидуальный (личный) опыт, в теории знакомится со смыслами и понятиями мира и науки; анализирует такие понятия как «рефлексия», «свобода», «выбор» и другие, соотносит их со своим пониманием. Он актуализирует, осознает, проявляет свое отношение и начинает понимать значения тех или иных экзистенциальных смыслов, примеряя их на себя, принимая или отвергая, развивая личностную рефлексию.
3. Коллективное творческое дело (КТД) - этап «Самосознание «Но-вое-Я». На этом этапе в виде внеучебной деятельности применялась личностно-ориентированная модель КТД - создание видеоролика на тему «Моя свобода». Такая деятельность позволяет студенту проанализировать свою субъектную позицию в жизнедеятельности, выразить это в коллективной видеосъемке с использованием различного медиаматериала (картины, фото, изображения, отрывки фильмов, тексты, цитаты и др.), подвести итоги рефлексивных семинаров-практикумов [1, С. 12-15].
Таблица 1
Методическая система развития личностной рефлексии
Этапы/ Компоненты 1. Этап «Самопознание «Я» 2. Этап «Отрицание «Не-Я» 3. Этап «Самосознание «Новое-Я»
1 2 3 4
Цель Подтверждение имеющихся знаний о себе Осмысление, анализ знаний Появление новых знаний (синтез) о себе с последующей их интеграцией в объектные отношения
Содержание Самопознание, личностный рост Учебнопознавательная деятельность. Погружение в теорию, осмысление, анализ полученных знаний, понимание себя Т ворческая деятельность
Формы Тренинг, беседы, консультации Семинар-практикум, самостоятельная внеаудиторная работа, консультации Коллективнотворческое дело
1 2 3 4
Методы Сензитивный тренинг, ролевые игры, групповая дискуссия, анализ ситуаций, психогимнастические упражнения, самонаблюдение, рефлексия своих убеждений и поведения, самоотчет Лекции-беседы, подготовка сообщений студентами, взаимное просвещение при работе в малых группах, самопре-зентациях, решение проблемных задач, дискуссия, обсуждение творческих работ, моделирование жизненных ситуаций, самонаблюдение, рефлексия своих убеждений и поведения Индивидуальная работа, рефлексия своих убеждений и поведения, самопре-зентация, коллективное целеполага-ние, планирование, подготовка, анализ
Средства Текст преподавателя, учебники, Интернет, мультимедиа-средства, подборки тренинговых программ и упражнений Текст преподавателя, учебники, Интернет, мультимедиа-средства, первоисточники по педагогике, психологии и др. Видеокамера, компьютерные программы (фотошоп и др.), Интернет, рисунки, схемы, таблицы, средства массовой информации, научно-популярная литература, мультимедиа-средства
Виды деятельности и общение Тренинг, личностная рефлексия, общение с одногруппниками, с преподавателем Учебнопознавательная деятельность, личностная рефлексия, общение с одногруппниками, с преподавателем Творческая деятельность, личностная рефлексия, общение с одногруппниками, с преподавателем
Продукт Самопознание, личностный рост, Т етрадь «Я» Личностная рефлексия, рефлексивный дневник Личностная рефлексия, создание студентами видеофильма «Моя свобода»
С 2008 года ежегодно в рамках учебно-воспитательного процесса на втором курсе всего педагогического факультета реализуется методическая система развития личностной рефлексии будущих педагогов (табл. 2).
Внедрение и реализация методической системы развития личностной рефлексии будущих педагогов на протяжении трёх лет являются эффективным процессом развития личностной рефлексии в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Таблица 2
Развитие личностной рефлексии у студентов будущих педагогов
с 2008 по 2011 гг.
Учебный год Кол-во студентов (чел.) ДО внедрения МСРЛР (сентябрь) ПОСЛЕ внедрения МСРЛР (май)
Н. Ср. В. Н. Ср. В.
2008-2009 гг. 43 4 36 13 - 13 30
2009-2010 гг. 53 15 29 9 - 26 27
2010-2011 гг. 48 11 24 13 - 19 29
Условные обозначения: МСЛР - методическая система развития личностной рефлексии, Н. - низкий уровень, Ср. - средний, В. - высокий уровень
Предполагаем, что наша методическая система развития личностной рефлексии перекликается с технологиями работы учебных ситуационных центров. В них на моделях задач и в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности, отрабатываются навыки и умения молодых специалистов. «В таких ситуационных центрах: преимущественное внимание уделяется изучению методов, а не рассмотрению информации, относящейся к определённой задаче, для рассматриваемых задач существуют решения, заведомо квалифицированные как «правильные», одной из основных задач, решаемых в учебноисследовательском центре, является анализ и оценка компетентности, а также приращения компетентности индивидуально для каждого участника группы, качество проектов, разрабатываемых учебно-проектными группами, является вторичным показателем относительно роста индивидуального уровня квалификации» [2, С.16]. В нашем случае задачи и условия касаются непосредственно личности участника, его жизни, проблем и трудностей, и именно здесь развивается личностная рефлексия, являющаяся основой профессионально-педагогической рефлексии.
Таким образом, личностная рефлексия является ключевым психологическим феноменом в технологиях ситуационных центров, которые актуальны и необходимы в современном образовательном пространстве. Кроме того, развитие рефлексии понимается нами как основа освоений технологий ситуационного центра, являющиеся метакомпетенцией педагога. Эффективное развитие личностной рефлексии у будущих педагогов на протяжении трёх лет мы представили в результатах реализации модели
и методической системы развития личностной рефлексии на педагогическом факультете ДВФУ.
1. Башаева Е.П. Развитие личностной рефлексии в процессе подготовки будущих бакалавров педагогики: автореф. дисс. ... канд. педагогич. наук. / Е.П. Башаева. - Владивосток, 2010. - 24 с.
2. Чернявская В.С.Информационные технологии и ситуационные центр / под науч. ред. В. А. Филимонова. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2010. - 214 с.
3. Метаева В. А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика. - 2006. - №3. - С. 57 - 62.
4. Невзоров М.Н. Концепция Института педагогики и образования: проектирование образовательной среды института, 1-й этап - проектирование подготовки бакалавра педагогики (2008-2010гг.) / М.Н. Невзоров. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. - 54 с.
5. Рефлексивный театр ситуационного центра 2007. Всероссийская конференция с международным участием: сборник статей / под общ. ред. проф. В.А.Филимонова. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2007. - 140 с.
6. Филимонов В.А. Сетевая технология подготовки сервисных команд для ситуационных центров // Рефлексивные процессы и управление: тезисы V Международного симпозиума 11-13 октября 2005 г. - М.: Институт философии РАН, 2005.