УДК 159.9
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК СУБЪЕКТНЫЙ РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
A.Ш. Гусейнов, доктор психологических наук, доцент,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар,
B.В. Шиповская, кандидат психологических наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар.
Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
Статья посвящена недостаточно изученной в спортивной психологии проблеме рефлексивности. Цель работы: проанализировать подходы к изучению интегрального феномена рефлексивности и обосновать ее значение в качестве субъектного ресурса личности спортсмена.
В статье представлены результаты анализа основных психолого-педагогических подходов и концепций к пониманию многоаспектного и неоднородного феномена рефлексии и ее механизмов. Отмечается, что рефлексия определяет вариативность и качественную неоднородность форм саморегуляции, самоорганизации в процессе взаимодействий спортсмена с проблемными ситуациями спортивной деятельности, задает структурную целостность субъектной активности личности. Вместе с тем в научной литературе приводятся противоречивые данные о том, какой тип рефлексии оптимален для достижения целей, прогнозирования деятельности и преодоления проблем и противоречий.
На уровне теоретического анализа и проведенных ранее эмпирических исследований проанализированы психологические механизмы поверхностной и углубленной рефлексии, рассмотрен вклад этих разновидностей в содержание субъектной активности спортсмена. Обосновано, что осуществление спортсменом определенного варианта рефлексии (объемной/одномерной) не только проявляет, но и формирует способ организации субъектной активности, определяет эффектив-
ность спортивной деятельности. Сформировавшаяся форма рефлексии, позволяющая отслеживать противоречия, наблюдаемые в спортивной деятельности, предопределена сложившимися и взаимообусловленными компонентами личностного психологического опыта спортсмена и играет ключевую роль в его спортивных достижениях. Способность к многомерной рефлексии является ценным субъектным ресурсом личности спортсмена, позволяющим адекватно оценивать сложные ситуации спортивной деятельности, выбирать оптимальные пути их преодоления и достигать значимых конгруэнтных целей.
Ключевые слова: рефлексивность, эффективность спортивной деятельности, проблемные ситуации в спорте, субъектный ресурс спортсмена.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Субъекта РФ, проект № 18-413-230020
Для цитирования: Гусейнов А.Ш., Шиповская В.В. Рефлексивность как субъектный ресурс преодоления сложных ситуаций в спортивной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 85-90.
For citation: Guseynov А., Shipovskaya В. Reflexivity as a subject resource of overcoming complex situations in sports activity. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 85-90 (in Russian).
Введение. Современный спорт предоставляет неограниченные возможности для самореализации человека, одновременно требуя активизации и развития подлинной субъектности личности. Однако углубленное спортивное совершенствование не всегда позитивно сказывается на личностном становлении спортсмена и на гармоничности его жизненного пути. Исследователи, подчеркивая высокий потенциал спорта как образовательного пространства, способствующего активизации и развитию субъектных качеств, в то же время отмечают негативные аспекты влияния занятий спортом: фрустрация мотива аффи-ляции [3], негативная «немая» идентичность [21], чрезмерная захваченность опустошающим духом чистого спортсменства (по В. Штерну), агрессивность спортсменов [5], содержательное упрощение Я-концепции до усеченного и одномерного представления о себе только как о спортсмене [2, 3]. Причиной искажений в субъектной ориентации становится невнимание спортсмена к своему внутреннему миру, неспособность сосредоточиться на проблематизации и решении своих проблем, отсутствие навыков самопознания и самопонимания. В истории спорта немало примеров затяжных или острых конфликтных ситуаций в системных позициях «тренер - спортсмен» и «тренер - родители - администрация», возникновение которых связано с чрезмерными ожиданиями, искаженными представлениями субъектов об интересах друг друга и непониманием степени индивидуальной ответственности за результат. По А. Лэнгле, неспособность решить двойную задачу в проблемной ситуации - определить внутреннюю и внешнюю дистанцию по отношению к собственным переживаниям, действиям, решениям, -не дает возможность адекватно соотноситься с собой и с другими, препятствует адекватному пониманию ситуации [12].
Неготовность личности к самодистанцированию отрицательно влияет на различные аспекты саморегуляции, результирует в беспомощность и выбор механистических, по сути, эскапистских способов разрешения проблемной ситуации - разрыв с тренером, уход из команды, вплоть до переезда в другую страну. Причем даже лица с развитой рефлексией и способностью к самодистанцированию не всегда предпринимают усилия к многомерной рефлексии в сложных ситуациях, предпочитая действовать автоматически, что говорит о флуктуациях субъектности [20]. Р.М. Загайнов отмечает, что многократно был свидетелем конфликтов, инициируемых спортсменом, которые затрудняли тренировочный процесс, «распыляли» энергию спортсмена и тренера, вплоть до конфликтного расставания с последним, что нередко осложняло в дальнейшем спортивный путь спортсмена [6]. Типичным случаем является преждевременное виденье и мысленное проигрывание спортсменом своей победы на этапе, когда соревнование заканчивается, но его окончательный исход еще не ясен, поскольку соперник все еще сохраняет шансы на победу. Предвкушение «сладости»
победы и недооценка соперника на финальном этапе создают рефлексивные «ловушки», становятся непреодолимым препятствием для мобилизации и инициативы в финальном поединке, приводят к поражению. Повышенная сложность профессионального становления личности в спорте делает закономерным интерес к проблеме управления спортсменом своими внутренними состояниями - рефлексивности, которая имманентно свойственна психике и предстает как ведущий атрибут человеческого бытия.
Современные научные подходы к пониманию феномена рефлексии.
Теоретические построения, касающиеся рефлексивности, или способности смотреть на себя со стороны и анализировать свои возможности, способности и действия, с давних пор находятся в фокусе внимания философских и психологических направлений. В научной литературе понятие «рефлексия» (от лат. reflexio - обращение назад) употребляется в следующих значениях:
- метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняющая регулятивную функцию для всей системы (А.В. Карпов) [8];
- преобразовательный процесс, структура и принцип развертывания схем деятельности, предполагающий рефлексивный выход из прежней позиции деятеля и переход во внешнюю по отношению к выполненным и будущим проектируемым деятельностям независимую позицию (Г.П. Щедровицкий) [10];
- фундаментальный механизм самопознания, значимый компонент самопонимания и понимания мира, с помощью которого человек объясняет смысл своих чувств, поступков, а также отношение к себе и другим людям (В.В. Знаков) [7];
- забота о себе - созидательная практика, включающая управление собой, изменение направления взгляда и его перенесение с внешнего мира на внутренний, позволяющая индивидуализировать разные уровни безличного бытия и концептуализировать собственное Я (М. Фуко) [18];
- характеристика способа существования, выходящего за пределы непосредственных связей, реализующегося в метапозиции (С.Л. Рубинштейн) [14].
Очевидно, что одним понятием исследователи описывают разновидности рефлексии, которая является многоаспектным и неоднородным конструктом, основным механизмом которого является внутренний диалог [13].
Общесистемное представление о рефлексии было сформулировано В.А. Лефевром, который выявил различия между знанием о себе и осознанием себя как носителя такого знания, проанализировал процессы выбора в сложных ситуациях, когда альтернативы представляют для субъекта не только разную выгодность, но и моральный смысл [10, 11]. Теория рефлексивных процессов открыла возможности для предсказаний стратегических решений, поскольку позволяет анализировать усложненные ситуации, в которых вы-
бор субъекта оказывает потенциальное воздействие на будущие события [11].
Определяя сущность и специфику данного понятия, А.В. Карпов считает, что рефлексия предстает как синтетическая психическая реальность, проявляющаяся в разных модусах, одновременно выступающая как уникальное свойство человека, состояние осознания чего-либо и как процесс репрезентации психике своего собственного содержания. В рамках метакогнитивного подхода именно синтез указанных модусов составляет качественную определенность интегрального феномена рефлексивности [8].
Рефлексия как базовый механизм самоорганизации субъектной активности и ресурс преодоления проблемных ситуаций в спортивной деятельности.
Развитие и становление рефлексивных механизмов оформляется в поведении человека от отдельного психомоторного действия и привычек вплоть до организации поведения в целом [1]. В последнее время наблюдается сдвиг в содержательном анализе механизмов рефлексии, исследователи все чаще обращаются к изучению ее онтологических аспектов. Например, С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов трактуют механизм рефлексии как процесс активного личностного переосмысления субъектом содержаний своего сознания. Осуществление конструктивной рефлексии предполагает вычленение в качестве базового представления, которое задает не только целостность понимания содержания проблемной ситуации, но и конкретную схему действий [15, 17]. Не менее интересен взгляд А.С. Шарова на механизмы рефлексии. Он полагает, что «рефлексия является базовым механизмом самоорганизации психической активности, которая осуществляется на различных уровнях психики (сознания, бессознательного) для достижения в процессе взаимодействия человека с миром синергизма и проявляется в простраивании и связывании границ, их организации в ходе движения к основаниям собственной деятельности» [19, с. 88]. Организующим началом этих механизмов ограничения, оформляющих интенциональную психическую активность и психику в целом, выступает эффективность регуляции взаимодействия человека в мире [там же, с. 77].
Рефлексивным по своей природе является контроль поведения, который является основой самоконтроля. В рамках системно-субъектного подхода этот конструкт рассматривается как психологический уровень регуляции поведения, который реализует индивидуальные ресурсы психической организации человека, обеспечивает соотношение внутренних возможностей и внешних целей [16, с. 191]. Ресурсную основу контроля поведения составляют индивидуальные когнитивные, эмоциональные и волевые способности и их соотношение у каждого субъекта представлено в разных пропорциях. Эффективность контроля поведения определяет выраженность и согласованность его параметров. Е.А. Сергиенко подчеркивает, что именно кризисы и трудные ситуации проявляют специфику контроля по-
ведения, поскольку предъявляют высокие требования к индивидуальным ресурсам регуляции [16, с. 195].
Зарубежные авторы в качестве разновидности рефлексии рассматривают некоторые из аспектов самомониторинга, сущностью которого является отслеживание, корректирование своих экспрессивных действий и управление впечатлением, оказываемым на других в различном ситуационном контексте. Обнаружено, что для лиц с высоким уровнем самомониторинга характерны высокая вариативность поведения, декодирование и понимание эмоциональных проявлений и невербального поведения, чувствительность к социальной информации [22, 23].
Д.А. Леонтьев и Е.Н. Осин обращают внимание на амбивалентность рефлексии, ее способность приводить не только к позитивным, но и негативным последствиям [9]. В частности, получены эмпирические подтверждения связи рефлексии с патологическими состояниями - депрессией, беспомощностью, пессимизмом, а также неконструктивными стратегиями преодоления сложной ситуации [9, 16, 20]. Признаками негативной рефлексии является чрезмерное «застревание» на пессимистических размышлениях, неспособность перейти от навязчивых мыслей к взгляду на себя со стороны и активным действиям [12]. Позитивные последствия рефлексии проявляются в самоэффективности - выборе наиболее привлекательных альтернатив, усилении мотивации и включенности в деятельность, ожидании успеха, контролируемости ситуаций и меньшей подверженности их негативному влиянию [4, 6, 9].
В разработанной нами концепции протестной активности личности подробно описаны разновидности рефлексии - поверхностная и углубленная. Доказано, что низкий уровень рефлексивности, препятствующий достижению высокого результата в спорте, характерен для лиц, реализующих деструктивные формы протестной активности. В частности, при негативизме спортсмен, не способный к проблематизации сложных ситуаций спортивной деятельности, упрощенно понимает свободу как вседозволенность. В связи с желанием обесценить авторитет тренера, он протестует против его требований, саботирует тренировки и соревнования ради того, чтобы удовлетворить свою потребность в преодолении установленных правил и ограничений и уйти от ответственности за результат [4, 5]. В конструктивных формах протеста отмечена связь объемной рефлексии с нравственными ценностями, гармонично выстроенной иерархией жизненных целей [там же]. Объемная рефлексия связана с конструктивно-преобразовательным вариантом самоопределения, позволяющим занять метапозицию по отношению к проблемным ситуациям и, что важно, противостоять идеологии жестокости и насилия, иногда встречающейся в спорте.
Таким образом, развитие многомерной рефлексии у спортсмена становится одновременно задачей и способом конструктивного преодоления проблем и противоречий, позволяющим достичь эффективности спортивной деятельности.
Выводы.
Осуществление спортсменом определенного варианта рефлексии (объемной/одномерной) не только проявляет, но и формирует способ организации субъектной активности личности. Рефлексия задает структурную целостность субъектной активности, определяет вариативность и качественную неоднородность форм саморегуляции, самоорганизации и взаимодействий личности с миром.
Рефлексивность как индивидуальная характеристика личности, формирование и актуализация которой происходят в соприкосновении со сложными ситуациями спортивной деятельности, сопряжена с потенциалом субъектности. Сформировавшаяся форма рефлексии, позволяющая отслеживать противоречия, наблюдаемые в спортивной деятельности, предопределена сложившимися и взаимообусловленными компонентами личностного психологического опыта спортсмена и играет ключевую роль в его спортивных достижениях.
Варианты рефлексии проявляют индивидуальность и субъектный потенциал спортсмена. Способность к объемной и многомерной рефлексии является ценным субъектным ресурсом спортсмена, позволяющим вырабатывать и реализовывать оптимальную для конкретной ситуации субъектную активность, в том числе давать продуктивный ответ на неопределенность соревновательных ситуаций.
Конкретизация и спецификация содержания разновидностей рефлексии в структуре спортивной деятельности открывает широкие возможности для содержательного наполнения и развития этого конструкта. Перспективным направлением дальнейших исследований представляется психологический анализ флуктуа-ций типов рефлексии у спортсменов различной квалификации на разных этапах спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гордеева Н.Д. Рефлексивное управление как условие осуществления движений и построения целесообразного действия / Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко // Рефлексивное управление. Сб. ст. Международный симпозиум. 17-19 октября 2000 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. - С. 31-38.
2. Горская Г.Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности // Человек. Сообщество. Управление. - 2008. - № 3. - С. 105-113.
3. Горская Г.Б. Развитие субъектных свойств личности в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры: научно-методический журнал. - 2004. - № 8. - С. 72-76.
4. Гусейнов А.Ш. Психологический анализ систем противоречий, характерных для субъекта, включенного в спортивную деятельность // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - №1. - С. 43-51.
5. Гусейнов А.Ш. Личностные детерминанты саморегуляции спортсменов, склонных к протестной активности // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 74-78.
6. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. - М.: Советский спорт, 2010.
7. Знаков В.В. Теоретические основания психологии человеческого бытия // Психологический журнал. -2013. - Т. 34. - № 2. - С. 29-38.
8. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методы ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - №5. - С. 45-57.
9. Леонтьев Д.А. Рефлексия «хорошая и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т.11. -№4. - С. 110-135.
10. Лепский В.Е. Рефлексия в группах Г.П. Щедровицкого и В.А. Лефевра // Рефлексивный подход: от методологии к практике / Под ред. В.Е. Лепского. - М.: Когито-центр, 2009. - С. 27-38.
11. Лепский В.Е. Лефевр и «Алгебра совести» / Рефлексивные процессы и управление. - 2006. - № 1. -Том 6. - С. 66-70.
12. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. - М.: Генезис, 2008.
13. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе. - М.: Когито-Центр, 2010.
14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. -М.: Питер, 2003.
15. Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Исследование проблем психологии творчества / ред. Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1983. -С. 154-182.
16. Сергиенко Е.А. Контроль поведения с позиций системно-субъектного подхода / Психология саморегуляции в XXI веке. - СПб.; М.: Нестор-История, 2011. -С. 188-203.
17. Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества. - М.; Петрозаводск: Ин-т рефлексивной психологии сотворчества, 1996.
18. Фуко М. Герменевтика субъекта. - СПб.: Наука, 2007.
19. Шаров А.С. Онтология рефлексии: природа, функции, механизмы // Рефлексивные процессы и управление. - 2005. - № 1. - Том 5. - С. 71-92.
20. Шиповская В.В. Флуктуации субъектности в контексте преодолевающей активности личности / В.В. Ши-повская, Г.Ю. Фоменко // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлёв. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - С. 1764-1771.
21. Heyman S.R. Counselling and psychotherapy with athletes: special consideration // Sport psychology (Eds. J.R. May, M.J. Asken). N. Y.: PMA Publishing Corp, 1987.
22. Rose P., Kim, J. Self-Monitoring, Opinion Leadership and Opinion Seeking: a Sociomotivational Approach // Current Psychology, 2011. 30 (3). Р. 203-214.
23. Wilmot M. P., DeYoung C. G., Stillwell D., Kosinski M. Self-monitoring and the metatraits // Journal of personality, 2016. 84(3), Р. 335-347._
REFLEXIVITY AS A SUBJECT RESOURCE OF OVERCOMING COMPLEX SITUATIONS IN SPORTS ACTIVITY
A. Guseynov, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
B. Shipovskaya, Candidate of Psychological Sciences, Kuban State University, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
The article is devoted to a problem that is insufficiently studied in sports psychology, namely reflexivity. The objective of the research is to analyze approaches to the study of the integral phenomenon of reflexivity and to justify its importance as a subject resource of the athlete's personality.
The article presents the results of the analysis of the main psychological and pedagogical approaches and concepts to the understanding of the multidimensional and heterogeneous phenomenon of reflection and its mechanisms. It is noted that reflection determines the variability and qualitative heterogeneity of the forms of self-regulation, self-organization in the process of interaction of an athlete with problem situations in sports activity, sets the structural integrity of a person's subject activity. At the same time, there are conflicting data in the scientific literature on what type of reflection is optimal for achieving goals, forecasting activities and overcoming problems and contradictions.
At the level of theoretical analysis and previous empirical research psychological mechanisms of superficial and in-depth reflection have been analyzed, the contribution of these species to the content of the athlete's subject activity has been reviewed. It has been substantiated that the exercise of a certain variant of reflection (volume / one-dimensional) by an athlete does not only manifest, but also forms a way of organization of subject activity, determines the effectiveness of sports activity. The created form of reflection, allowing to track contradictions, observed in sports activity, predetermined by the existing and interdependent components of the athlete's personal psychological experience, plays a key role in his sporting achievements. The ability to multidimensional reflection is a valuable subject resource of the athlete's personality, allowing to assess the complex situations of sports activity adequately, to choose the best ways to overcome them and to achieve significant congruent goals.
Keywords: reflexivity, efficiency of sports activity, problem situations in sports, athlete's subject resource.
The work was supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Subject of the Russian Federation, project № 18-413-230020.
References:
1. Gordeeva N.D., Zinchenko V.P. Reflexive control as a condition for the implementation of movements and construction of appropriate action. Refleksivnoe uprav-lenie. Sb. st. Mezhdunarodnyj simpozium. 17-19 oktyabrya 2000 [Reflexive control. SB. art international Symposium. 17-19 October 2000], Moscow: publishing House "Institute of psychology RAS", 2000, pp. 31-38. (in Russian).
2. Gorskaya G.B. Psychological Effects of Early Professional-ization of Personality. CHelovek. Soobshchestvo. Upravle-nie [Community. Management.], 2008, no 3, pp. 105-113. (in Russian).
3. Gorskaya G.B. Development of Subjective Properties of The Person in The Conditions of Sports Activity. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury: nauchno-metodicheskijzhur-nal [Theory and Practice of Physical Culture: Scientific and Methodical Journal], 2004, no 8, pp. 72-76. (in Russian).
4. Huseynov A.Sh. Psychological Analysis of The Systems of Contradictions Characteristic of The Subject Included in Sports Activities. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2015, no 1, pp. 43-51. (in Russian).
5. Huseynov A.Sh. Personal determinants of self-regulation of athletes prone to protest activity. Fizicheskaia kulturA, sport - nauka ipraktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], vol. 14, no 4, 2017, pp. 78-96. (in Russian).
6. Zagainov R.M. Krizisnye situacii v sporte i psihologiya ih preodoleniya [A crisis in sports and the psychology of overcoming them]. Moscow: Soviet sport, 2010. (in Russian).
7. Znakov V.V. Theoretical foundations of the psychology of human existence. Psihologicheskijzhurnal [Psychological Journal], 2013, vol. 34, no 2, pp. 29-38. (in Russian).
8. Karpov A.V. Reflexivity as a mental property and methods of its diagnostics. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 2003, vol. 24, no 5, pp. 45-57. (in Russian).
9. Leontiev D.A., Osin E.N. Reflection "good and "bad": from explanatory model to differential diagnosis. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 2014, vol. 11, no 4, pp. 110-135. (in Russian).
10. Lepsky V.E. Reflection in groups G.A. Schedrovitsky and V.A. lefevra Refleksivnyj podhod: ot metodologii k praktike. [Reflexive approach: from methodology to practice]. Moscow: Kogito-Tsentr, 2009, pp. 27-38. (in Russian).
11. Lepsky V.E. Lefevr and "Algebra of conscience". Reflek-sivnye processy i upravlenie [Reflexive Processes and Management], 2006, no 1, vol. 6, pp. 66-70. (in Russian).
12. Langle A. Person. EHkzistencial'no-analiticheskaya teori-ya lichnosti [Existential-analytical theory of personality]. Moscow Genesis, 2008. (in Russian).
13. Rossokhin A.V. Refleksiya i vnutrennij dialog v izmenen-nyh sostoyaniyah soznaniya. Intersoznanie v psihoanal-ize [Reflection and internal dialogue in altered States of consciousness. Interesnaya in psychoanalysis]. Moscow: Kogito-Tsentr, 2010. (in Russian).
14. Rubinstein S.L. Bytie isoznanie. CHelovek imir [Being and consciousness. Man and world]. Moscow: Peter, 2003. (in Russian).
15. Semenov I.N., Stepanov S.Yu. The Problem of the subject and method of psychological study of reflection. Issledovanie problem psihologii tvorchestva [Study of the problems of psychology of creativity]. Moscow: Science, 1983, pp. 154-182. (in Russian).
16. Sergienko E.A. behavior Control from the position of system-subjective approach. Psihologiya samoregulyacii vXXI veke [Psychology of self-regulation in the XXI century]. Saint-Petersburg; Moscow: Nestor-History, 2011, pp. 188-203. (in Russian).
17. Stepanov S.Yu. Refleksivno-gumanisticheskayapsihologiya sotvorchestva [Reflexive-humanistic psychology of co-creation]. Moscow; Petrozavodsk: Institute of reflexive psychology of co-creation, 1996. (in Russian).
18. Fuko M. Germenevtika sub"ekta [Hermeneutics of the subject]. Saint-Petersburg: Science, 2007. (in Russian).
19. SHarov A.S. Ontology of reflection: nature, functions, mechanisms. Refleksivnyeprocessy iupravlenie [Reflexive processes and management], 2005, no 1, vol. 5, pp. 7192. (in Russian).
20. Shipovskaya V.V., Fomenko G.Yu. Fluctuations of subjectivity in the context of overcoming the activity of personality. Psihologiya cheloveka kak sub"ekta poznaniya, obshcheniya i deyatel'nosti [Psychology of man as a subject of knowledge, communication and activity]. Moscow: Publishing house "Institute of psychology RAS", 2018, pp. 1764-1771. (in Russian).
21. Heyman S.R. Counselling and psychotherapy with athletes: special consideration. Sport psychology (Eds. J.R. May, M.J. Asken). N.Y.: PMA Publishing Corp, 1987.
22. Rose P., Kim, J. Self-Monitoring, Opinion Leadership and Opinion Seeking: a Sociomotivational Approach. Current Psychology, 2011, no 30 (3), pp. 203-214.
23. Wilmot M.P., DeYoung C.G., Stillwell D., Kosinski M. Self-monitoring and the metatraits. Journal of personality, 2016, no 84(3), pp. 335-347._
Поступила / Received 27.02.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019