Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 370.182.62
Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций
о бучающихся
Т. Ф. Ушева
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье представлены теоретические и методические материалы для эффективной организации рефлексивной работы социального педагога по профилактике социальных девиаций обучающихся. Описываются результаты реализации рефлексивного подхода на примере социальных педагогов Иркутской области.
Проведённое экспериментальное исследование доказывает педагогическую целесообразность, необходимость и возможность реализации идей рефлексивного подхода. В результате психолого-педагогического исследования зафиксированы положительные эффекты в организации рефлексивного взаимодействия социального педагога с родителями в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.
Материалы статьи представляют практическую ценность для социальных педагогов, а также смежных специалистов: учителей, педагогов-психологов, воспитателей, тьюторов.
социальный педагог, профилактика, рефлексивное взаимодействие, социальная девиация, родитель.
Для цитирования:
Ушева Т. Ф. Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций обучающихся // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 97-105.
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-97-105
Дата поступления статьи в редакцию: 23 августа 2018 г.
Социальный педагог - одна из самых молодых профессий, однако призвана решать самые взрослые задачи, потому что специалисты в этой области работают с молодым поколением, а это значит - с нашим будущим.
В последнее время растёт число неблагополучных семей, умножаются проблемы, связанные с детской преступностью, увеличивается количество детей с отклоняющимся поведением. Данные факторы продиктовали необходимость в появлении нового специалиста. Несколько лет назад обязанности социального педагога возлагались на организаторов по внеклассной работе и классных руководителей.
Социальный педагог - это специалист, который работает с подростками и детьми, а также их родителями (законными представителями); молодёжными группами и различными объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений. Важно заметить, что функционал профессии социального педагога существовал и в более ранние времена. В истории известны сострадательные люди и благотворительные организации, которые строили приюты для бездомных детей, сирот, нанимали педагогов для воспитания подрастающего поколения и пр.
Специалист этого профиля работает с трудными подростками, консультирует родителей, организует воспитательные мероприятия. В должностных обязанностях социального педагога содержатся важные функции: защищать и представлять интересы детей, подростков. Он взаимодействует с органами полиции, в частности с подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки, с судами, с педагогом-психологом и учителями.
Проблемой профилактики социальных девиаций является работа со стороны специалистов (односторонняя работа), в нашем случае социального педагога, и отсутствие действий профилактического характера со стороны родителей или законных представителей ребёнка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методы рефлексивного взаимодействия социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций обучающихся.
Задачи исследования:
1) разработать методы рефлексивного взаимодействия в диаде «родитель -ребёнок»;
2) создать условия для овладения методами рефлексивного взаимодействия с родителями (законными представителями) по профилактике социальных девиаций обучающихся;
3) проанализировать практики рефлексивного взаимодействия «социальный педагог - родитель».
Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10 Н, предписывает обобщённую трудовую функцию социального педагога как социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе социализации [4]. Специалист выполняет необходимые трудовые действия: анализирует жизненные ситуации обучающихся; разрабатывает меры по социально-педагогической поддержке обучающихся; разрабатывает и проектирует программы формирования у обучающихся социальной компетентности и др.
Качество результата перечисленных трудовых действий зависит от принятия и осознания взаимодействия социального педагога и родителей (законных представителей) обучающихся как субъектов социально-образовательного процесса. Поэтому мы говорим о важности рефлексивных форм работы социального педагога.
^ГЛУДПО 11ГОГ
Рефлексивное содержание работы реализуют виды деятельности социального педагога с обучающимися, с родителями (законными представителями) и учителями, основанные на взаимодействии и направленные на осознание причин поведения и понимание дальнейших перспектив.
Активизация всех сторон личности каждого субъекта образовательной деятельности через рефлексивные формы работы побуждает не только обратиться к анализу и переосмыслению прошлого опыта, но и активизировать ещё не востребованные в предыдущем опыте интеллектуальные, личностные, коммуникативные и кооперативные ресурсы.
Важность рефлексивных форм работы в образовательном процессе обусловлена потенциалом её влияния на процессы саморазвития, самообразования и самовоспитания. В исследованиях А. А. Дьячук и Е. А. Янавицкас делается акцент и на вопросах саморегуляции [2]. Если рефлексивные формы являются основой педагогического взаимодействия, то рефлексия (рефлексивные умения субъекта) определяют личностную направленность образовательного процесса, способствуют его индивидуализации и наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала каждого его участника.
Рефлексирующий субъект может быть как индивидуальным, так и групповым, поэтому содержание рефлексивных форм работы может разворачиваться как в индивидуальной, так и групповой работе. Содержание такой работы направлено на осмысление, анализ и проектирование и имеет задачу - организовать особый внутренний план деятельности человека.
В системе образования развиваются инновационные процессы, которые предполагают переход к новым образовательным практикам, обеспечивающим подготовку «людей ответственных», способных создавать новые идеи, представления, культурные формы мысли и действия, так необходимые для сосуществования и взаимопонимания в динамичном современном мире [3].
Рефлексивная деятельность родителя - это процесс анализа проблемы, трудной жизненной ситуации или успеха, в результате которого возникает понимание их причин, а главное - появляются основания для планирования собственных действий. Рефлектирующий родитель является аналитиком, исследователем своего опыта, обладающим прогностическими способностями. Предметом его рефлексии может стать он сам (какой он есть на самом деле и как он видит самого себя), другие (например, ребёнок: какой он есть на самом деле, как он видит самого себя и как он видится другим) и процесс коммуникации родителя и ребёнка.
Рефлексивные средства взаимодействия социального педагога с родителями (законными представителями), как и средства обучения, можно разделить на материальные и духовные. К материальным рефлексивным средствам можно отнести книги, видеофильмы или видеосюжеты, подборки публикаций, коллажи и др., а к духовным - знания педагога, виды деятельности, способы сотрудничества и т. д.
Выход родителя в рефлексивную позицию и возможность посмотреть на себя со стороны выполняет три основные функции:
1) познавательную (через понимание внутренних свойств объекта или явления обогащаются процессы восприятия, мышления и др.);
2) развивающую (совершенствуются умения анализировать и адекватно воспринимать себя, понимать причины своего поведения; понимать свои качества);
3) организационную (управление воспитательным процессом, где родитель и учитель выступают соратниками по постановке воспитательных задач относительно обучающегося).
В педагогике сформулированы и основные принципы применения рефлексивных средств для родителей [6]: целенаправленность и функциональная определённость применения рефлексивных средств предполагает, что в каждом конкретном случае должна быть определена цель их применения; индивидуальный подход к каждому родителю, диалогичность во взаимодействии, субъектность в деятельности родителя, постоянная «смена» позиций и точек зрения на свою деятельность.
Реализация данных принципов даёт возможность родителю использовать в высказываниях местоимение «Я»; говорить о ситуации со стороны, удерживая метапозицию; чётко обозначать цели, определять пошаговость их достижений, выделять результат; анализировать ситуацию взаимодействия без оценок; понимать границы своей ответственности; прогнозировать ситуацию развития [6].
На основании перечисленных принципов нами были разработаны следующие методики и упражнения для работы социального педагога с родителями.
Методика «Эксперимент». Родители знакомятся с понятием «карманные деньги» и их предназначением. Необходимо объяснить, что карманные деньги ребёнка не должны быть инструментом в вопросах воспитания. Недопустимо манипулировать суммой карманных денег в качестве поощрения или наказания. Деньги на карманные расходы должны выдаваться в фиксированной, заранее оговорённой сумме и регулярно в одно и то же время.
Социальный педагог просит взрослых письменно ответить на следующие вопросы:
1. Кто в семье даёт деньги ребёнку?
2. Какую сумму имеет ваш ребёнок для трат в течение недели? Запишите её.
3. Вопрос для родителей: «Какую сумму расходует ваш ребёнок (на проезд в транспорте, продукты питания, развлечения, подарки для других, мобильную связь)?» Пожалуйста, отвечайте на вопросы о расходах, исходя из потребностей вашего ребёнка.
4. Сравните полученный итог с суммой карманных денег вашего ребёнка. Какую информацию вы получили в результате данного сравнения?
5. Как вы анализируете совместно с ребёнком тему «Карманные деньги»?
6. С какой информацией в приведённом отрывке текста вы можете согласиться, а по отношению к какой настроены категорически против?
Методика «Афоризм». Работа с афоризмом может стать началом рассуждения родителей по затронутой в нём теме, опорной точкой самоанализа, началом рефлексивного диалога. Приведём примеры афоризмов, которые можно предложить вниманию родителей: «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства» (М. Фон Эбнер-Эшнрбах), «Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам» (Вольтер).
Методика «Полиглот». Социальный педагог знакомит родителей с английским выражением, например: as cool as a cucumber, а также дословным переводом: прохладный, как огурец, и смыслом: хладнокровный, не теряющий самообладания, выдержанный [6].
Инструкция: «Уважаемые родители! При принятии важных решений, а тем
Ж
ДШЛИ'ИГ
более в отношениях с собственными детьми надо оставаться прохладными, как зелёный огурец. Подумайте и нарисуйте, каким овощем или фруктом вы являетесь в семье, в каком образе можно представить других членов вашей семьи. Подпишите эти овощи и фрукты».
Упражнение «Хочу понять». Инструкция: «Продолжите неоконченные предложения таким образом, как, по вашему мнению, закончил бы их ваш ребёнок». Предложения: Мне бывает радостно, когда... Мне бывает страшно, когда... Я огорчаюсь. Я очень грущу, когда. Я очень горжусь.. .Я мечтаю. Я хочу.
Родители могут сравнить свои варианты окончания предложений с ответами детей. Заранее социальный педагог или педагог-психолог выполняют этот тест с детьми. Совпадения ответов родителя и ребёнка свидетельствуют о способности поставить себя на место ребёнка. В заключение можно провести обсуждение о понимании результатов совпадений или их отсутствия.
Упражнение «Семейные традиции». Родители составляют список семейных заповедей (обычаев, правил, установок, запретов, привычек, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанными текстами по кругу. Опыт показывает, что родителям интересно знать, как устроена семейная жизнь в других семьях. Это позволяет делать сравнение разных типов семей. Ещё раз посмотреть на свою семью и поведение каждого члена семьи «другими глазами».
Социальный педагог предлагает высказаться о том, какие заповеди их удовлетворяют, а какие - нет.
Кроме проведения методик и упражнений с родителями можно организовывать тематические беседы или проводить индивидуальные консультации. Стимульным материалом для диалога могут являться анкеты.
Родителям можно предлагать ответить на все вопросы или лишь на некоторые.
Анкета для родителей «Знаю ли я своего ребёнка?»
- Какие кружки, спортивные секции посещает ваш ребёнок?
- Какие книги прочитал ваш ребёнок за последние два месяца?
- Какие фильмы и передачи (игры, программы) увлекают вашего ребёнка?
- Назовите пять фамилий друзей (товарищей) вашего ребёнка?
- У вашего ребёнка были «пробы» табакокурения?
- Где и при каких обстоятельствах ваш ребёнок мог пробовать алкоголь?
- Вашему ребёнку интересны азартные игры?
- В каких случаях ваш ребёнок чувствует себя раздражённым?
- Каким образом ваш ребёнок проявляет агрессию?
- Как обычно ведёт себя ваш ребёнок в конфликтах с вами и со сверстниками?
- Опишите случаи ответственного поведения вашего ребёнка.
- Каким образом проявляется лживость в словах и действиях вашего ребёнка?
- Бывает ли такое, что ваш ребёнок прогуливает занятия?
- В какие группы входит ваш ребёнок (реальные и виртуальные)?
- Как проявляет черты лидерства в своей группе?
- Кто является для вашего ребёнка кумиром или примером в жизнедеятельности?
- Проявляется ли склонность к одиночеству?
- Какие страхи переживает ваш ребёнок?
- Проявлял ли ваш ребёнок акты вандализма и жестокости?
- Совершал ли ваш ребёнок побеги из дома?
- О чём мечтает ваш ребёнок?
- Как у вашего ребёнка появляются деньги и о каких суммах вы знаете?
Анализ ответов на данные вопросы показывает родителям, относится ли
социальное поведение их детей к социальной девиации или нет. Иногда несколько вопросов из данной анкеты вызывают у родителей проблематизацию. Для выхода из проблемной ситуации можно раскрыть научные понятия, привести жизненные примеры, представить актуальную статистику. Родителю очень сложно понять суть проблемы собственного ребёнка, если она описывается ему научным языком.
Социальная девиация - это социальное поведение человека или группы людей, которое по какой-то причине значительно отличается от социально принятого поведения в рассматриваемом обществе [5]. И социальные педагоги знают из своего практического опыта, что и сами родители страдают социальными девиациями.
Чем раньше мы начнём профилактирующие действия рефлексивного характера, тем больше шансов на осознание и принятие ответственности со стороны родителей таких детей.
Исследование результатов по реализации рефлексивного взаимодействия социального педагога с родителями было проведено совместно с социальными педагогами г. Иркутска и Иркутской области в 2017-2018 учебном году. Всего в исследовании приняли участие 52 социальных педагога. Все они включили в план мероприятий на учебный год и реализовали различные формы рефлексивного взаимодействия с родителями.
Анализ опыта работы социальных педагогов в реализации идей рефлексивного взаимодействия с родителями за год показал, что рефлексивные формы работы инструментальны как в индивидуальной работе, так и в работе с группой. Продуктивность взаимодействия через рефлексивные формы отметили 98 % социальных педагогов, более глубокий анализ проблемы и её осознание родителями - 100 %, желание проанализировать причины своего (родительского) поведения - 80 %, принятие ответственности со стороны родителей - 86 %.
Родители в рефлексивных отчётах отметили, что сложным в отношениях с ребёнком является организация диалогового взаимодействия: «Хочется сразу сказать, как надо делать, а выслушивать ребёнка, зачем он туда пошёл, что за замысел у него был в голове, просто сил нет...». Задача анализировать случившееся или прогнозировать будущее родителю совместно с ребёнком вызвала наибольшие затруднения. Более 78 % родителей отметили, что на это у них нет времени: «Мне как родителю проще дать рецепт, что необходимо делать в той или иной ситуации, а сидеть и говорить по каждому поводу нет времени.», «Сейчас только жёсткие правила поведения могут удержать ребёнка в рамках, вот правила поведения и учим с ребёнком, хотя в каждом есть и исключения...».
В целом в обратной связи по реализации методов рефлексивного взаимодействия социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций обучающихся, родители отметили, что рефлексивные взаимодействия
А
ДШЛИ'ИГ
позволяют понять причины того или иного поведения ребёнка, поменять позицию (посмотреть на ситуацию глазами ребёнка), спланировать дальнейшие действия и «разделить» ответственность за результат. Из рефлексивного отчёта родителя: «Ответы на вопросы по методике «Знаю ли своего ребёнка?» меня очень проблематизировали. Я задумалась и над своими действиями. Конечно, я знаю его друзей, компанию, но не знаю их интересов. Чем они заняты? Чаще всего они общаются виртуально. Это побудило организовать у нас праздник дома. Понравилось всем и особенно моему ребёнку. После этого ребята стали чаще бывать у нас дома, заниматься моделированием, играть на гитаре.А самое главное - мой сын стал рассказывать о своих планах и спрашивать, как у меня дела.».
Социальные педагоги отметили, что увидели большой потенциал в групповых формах рефлексивного взаимодействия: родительские собрания с рефлексивным анализом проблемных ситуаций, обратная связь через сайт школы, совместные группы встреч с детьми. Особого внимания заслуживают поводы обращения за консультацией к социальному педагогу школы. В таких случаях требуется комплексное решение проблем разных специалистов образовательного учреждения. Некоторые мероприятия стали ежегодными в работе социального педагога, например: фокус-группы «Родительское слово», «Храм детства», «Успешный родитель - успешный ребёнок»; школа «Мудрого родителя»; акции «Письмо ребёнку», «Письмо родителю», «Семейный альбом»; интерактив «Виртуальный родитель».
Анализ практики рефлексивного взаимодействия «социальный педагог -родитель» показывает, что методы рефлексивного взаимодействия переносятся во взаимодействия «ребёнок - родитель». Но вызывают сложности организационного и личностного характера.
Практика организации работы с обучающимися показывает, что, с одной стороны, рефлексивные формы работы в деятельности социального педагога помогают осознать свою жизнедеятельность участникам воспитательного процесса и даже принять ответственность за поступки; с другой стороны, вызывают негативное отношение к специалисту, так как побуждают к обращению к внутреннему миру.
Каждый социальный педагог понимает, что воспитание - это процесс целенаправленного и ежедневного взаимодействия с молодым человеком, влияния на его физическое и духовное развитие. Важным компетентным помощником для родителей, по мнению Ю. В. Васильковой, в воспитательном процессе является социальный педагог [1].
Воспитательный процесс, в основе которого лежат процессы рефлексии, есть процесс, основанный на развитии регулятивных универсальных учебных действий, длительный и требующий системной реализации вначале под руководством социального педагога (учителя, педагога-психолога, классного руководителя, тьютора), потом - в коллективной деятельности с другими обучающимися, а затем - самостоятельно.
Рефлексивные формы работы в современной деятельности социального педагога не являются уже инновационными и прочно вошли в арсенал инструментария в работе как с обучающимися, так и с учителями и родителями.
Главная задача профилактики социальных девиаций среди обучающихся -предотвратить и предупредить негативные изменения социального поведения.
Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями помогает это понять и осознать через анализ проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает понимание их сущности и рождаются перспективы совместных педагогических действий. Для каждого социального педагога это очень важная, сложная, но посильная задача на современном этапе развития общества.
Список литературы
1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога // учеб. пособие для студ. вузов; 2-е изд., испр. М. : Академия, 2004. С. 186.
2. Дьячук А. А., Янавицкас Е. А. Личностные особенности и саморегуляция подростков // Психология третьего тысячелетия: IV Междунар. науч.-практ. конф. памяти проф. Л. Ф. Обуховой: сб. мат-лов / под. общ. ред. Б. Г. Мещерякова, О. А. Гончарова. Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2017. С. 34-38.
3. Зарецкий В. К. О рефлексивно-деятельностной педагогике // Первое сентября. 4 августа 2001 года. Летняя школа для детей с особенностями развития в Нытвенском районе: опыт работы (с 1996 по 2001 год) / сост. М. М. Гордон; науч. ред. В. К. Зарецкий, М. М. Гордон. Нытва ; М. : Ин-т пед. инноваций Рос. Акад. образования, 2001. С. 29-41.
4. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10 Н // [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_199498 (дата обращения: 05.09.2017).
5. Рерке В. И., Бубнова И. С. Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 150-156.
6. Ушева Т. Ф., Кузьминых А. К. Сопровождение родителей по вопросам семейного воспитания на основе рефлексивного подхода // Начальная школа. 2017. № 6. С. 14-17.
А
^ГЛУДПО 11ГОГ
Reflexive Interaction of the School Counselor and Parents for Preventing the Students' Social Deviations
T. F. Usheva
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The paper presents theoretical and methodological materials for the effective organization of the school counselor's reflexive work to prevent the students' social deviations. The results of implementing the reflexive approach are described on the case study of school counselors in Irkutsk region. The author's research findings prove the pedagogical expediency, necessity and possibility of the reflexive approach implementation. As a result of psychological and pedagogical research, the positive effects of the school counselor and parents' reflexive interaction in the educational process of general educational institution were recorded. The article is of the practical value for school counselors, as well as related specialists: teachers, psychologists, educators, tutors.
Keywords: school counselor, prevention, reflexive interaction, social deviation, parent.
Ушева
Татьяна Фёдоровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Набережная, 6
тел.: +7(3952)200739 e-mail: [email protected]
Usheva
Tatiana Fedorovna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Social Pedagogy and Psychology Department
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011
tel.: +7(3952)200739 e-mail: [email protected]