УДК 371
Wasserberg V.V., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Dimitriuk L.A., postgraduate, St. Petersburg Academy of Postgraduate Teacher Education (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF REFLEXTIVE COMPETENCE OF TEACHER WHO WORK WITH DIFFICULT CHILDREN FROM THE PEDAGOGICAL POINT OF VIEW. The article examines a problem of the development of the reflective competence of teachers who work with pedagogically neglected children. The author analyzes the concept of "pedagogically neglected children", cites some authors who study this phenomenon in pedagogy. It is emphasized that pedagogically neglected children need a special attitude, for their educational process, a teacher with highly developed professional competences is required. Special significance in this case is acquired by reflective competence. The author gives a theoretical analysis of the concept of "reflexive competence" and considers its development in the system of continuing education of the teacher from the point of view of the competence approach. Reflexive competence is considered as the psychological qualities of the subject of pedagogical activity, among which the most significant author is self-criticism, self-esteem, self-control, self-analysis.
Key words: pedagogically neglected children, professional competence of teachers, reflexive competence.
В.В. Вассерберг, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
Л.А. Димитрюк, аспирант Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В данной статье рассматривается проблема развития рефлексивной компетенции педагогов, работающих с педагогически запущенными детьми. Автор анализирует понятие «педагогически запущенные дети», приводит авторов, изучавших данный феномен в педагогике. Подчёркивается, что педагогически запущенные дети нуждаются в особом отношении, для их образовательного процесса требуется педагог, обладающий высоко развитыми профессиональными компетенциями. Особую значимость в данном случае приобретает рефлексивная компетенция. Автор дает теоретический анализ понятия «рефлексивная компетенция» и рассматривает её развитие в системе непрерывного образования педагога с точки зрения компетентностного подхода. Рефлексивная компетенция рассматривается в качестве психологических качеств субъекта педагогической деятельности, среди которых наиболее значимыми автором называется самокритичность, самооценка, самоконтроль, самоанализ.
Ключевые слова: педагогически запущенные дети, профессиональные компетенции педагога, рефлексивная компетенция.
Педагогически запущенные дети - широкое обобщенное понятие, используемое для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии. Ребёнок становится педагогически запущенным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний. Отнесение ребёнка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания процессов воспитания и обучения.
Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, бывают весьма разнообразны. Поэтому нередко к педагогически запущенным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребёнка как педагогически запущенного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психологические характеристики. Существует несколько систем типизации педагогически запущенных детей.
Педагогическая запущенность - состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками в семье, дошкольных учреждениях, школе. Проявляется в следующих основных чертах: а) недостаточность общеобразовательных знаний, несформированность средств и способов их применения (умений, навыков) - социально-этических, поведенческих; б) отставание в общем развитии - физическом, психическом, личностном; в) искажение отношений к себе, к окружающим, к различным видам деятельности, её результатам и т. д. [1].
Исходя из анализа работ Н.А. Демчук, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, М.С. Певзнер, Н.Д. Шматко и др. по педагогически запущенным детям, мы интегрировали более общее определение педагогической запущенности: педагогическая запущенность есть состояние личности ребёнка, которое проявляется
в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и выражается в школьной дезадаптации.
Педагогически запущенные дети и подростки обладают нормальным здоровьем, однако вследствие недостаточного воспитания и обучения отстают от сверстников в учёбе и другой деятельности из-за неразвитости памяти, мышления, воображения, волевых, эмоциональных качеств, сужения, ограничения интересов, нарушения самооценки, несформированности навыков планирования, самоконтроля.
Исследуя учебную деятельность, Д.Б. Эльконин [2] особое значение придавал тому, как ребёнок оценивает степень изменений. Он писал: «Благодаря действию оценки ребёнок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех функций».
И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин считают, что всякая учебная деятельность начинается с рефлексии на изменения и с того, что учитель оценивает ребёнка, а ребёнок учиться оценивать самого себя. Оценка как внешнее действие, зафиксированная на результате, способствует тому, что ребёнок выделяет себя как предмет изменений. Неправильная оценка педагогом ребёнка является предпосылкой к развитию педагогической запущенности [3]. Оценивание степени самоизменения есть рефлексия. Если учитель сам не владеет рефлексией, он не сможет научить рефлексировать и своих учеников.
Сегодня многие авторы прибегают к понятию «рефлексия» применительно к обучению и воспитанию, например, С.В. Кривых и М.В. Аниканов изучали рефлексивное обучение [4]. Представим других авторов, обращавшихся к рефлексии педагогов:
А.П. Гуреев раскрывает в своей работе условия формирования рефлексии профессиональной деятельности педагога; И.А. Муш-кина доказывает, что основной совершенствования профессионального мастерства учителя является наличие у него педагогической рефлексии; Н.Б. Крашенинникова считает педагогическую рефлексию одним из условий формирования профессионализма у будущего учителя; О.Ю. Шаврина также изучает в своей работе роль педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя; Т.В. Юрова в диссертационном исследовании касается вопроса диагностики и условий развития педагогической рефлексии.
К настоящему времени проведен ряд диссертационных педагогических исследований, в которых изучается проблема становления и формирования профессиональной рефлексии специалистов в сфере образования. Так, например, в своих исследованиях И.А. Стеценко и Г.А. Полякова дали следующее определение рефлексивной компетентности - это готовность и способность педагога к эффективной рефлексивной деятельности. Рефлексивная деятельность в свою очередь, в структурном отношении представляет собой интегральное свойство личности и включает ряд частных компетенций на основе синтеза теории и практики рефлексивной деятельности, проявляющиеся в умении решать рефлексивные задачи, анализировать ход и результат их решения, вносить целесообразные корректировки в профессиональную деятельность. При этом одной из её функций является обеспечение осознанного отношения субъекта к деятельности [5].
Под профессиональной педагогической рефлексией рядом авторов (В.Н. Белкина, И.И. Ревякина) понимается осознание педагогом себя как субъекта педагогической деятельности и педагогической ситуации; ценностей, которыми он руководствуется, оценку степени адекватности собственных педагогических действий и форм поведения в профессионально значимых ситуациях [6].
Рефлексивная компетенция занимает особое место в структуре профессиональной компетентности педагога, а особенно педагога, работающего с педагогически запущенными детьми. Совокупность рефлексивных умений, навыков и способов, входящих в структуру профессиональной компетентности образует устойчивый комплекс - рефлексивную компетенцию, основной функцией которой является осуществление педагогом контрольно-оценочной деятельности на себя. По мнению Е.Л. Ушаковой, «эффективность данного вида контроля зависит от способности педагога к рефлексии, позволяющей осознанно и объективно анализировать свои поступки, суждения, поведение, осуществлять осмысление и переосмысление своей деятельности, правильности постановки целей и использования методов, приёмов, средств, своего опыта. Рефлексивная компетенция характеризуется психологическими качествами субъекта педагогической деятельности, среди которых наиболее значимы: самокритичность, самооценка, самоконтроль, самоанализ» [7, с. 141].
Библиографический список
Признаками сформированности рефлексивной компетенции педагогов, работающих с педагогически запущенными детьми, могут стать «осознание смыслов и ценностей своей педагогической деятельности; позитивное принятие прошлого и ориентация в настоящем и будущем; способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий; находить оптимальные выходы из затруднительных педагогических ситуаций» [8, с. 206], а также подбор приёмов и педагогических технологий, релевантных педагогической ситуации.
Рефлексивную компетенцию педагога, работающего с педагогически запущенными детьми, следует рассматривать как сложное интегративное качество субъекта, обусловленное развитием рефлексии и личностными свойствами. Овладение педагогом рефлексивной компетенцией позволит ему стать тем востребованным педагогом-профессионалом, личностные и профессиональные качества которого будут соответствовать уровню сложности самого образовательного учреждения.
Современное педагогическое образование развивается в русле компетентностного подхода, сутью которого является формирование у будущих педагогов, воспитателей и других педагогических работников целого ряда интегративных профессиональных умений, призванных обеспечить успешное обучение и воспитание проблемных детей, в том числе детей с педагогической запущенностью. В связи с этим профессиональный стандарт педагога (педагога дополнительного образования и других специалистов в области воспитания) предъявляет к педагогическим кадрам необходимость непрерывного профессионального развития. Сегодня как никогда востребован педагог-профессионал, личностные и профессиональные качества которого соответствуют уровню сложности самого воспитательно-образовательного процесса. Следует учесть, тот факт, что профессионализм включает в себя как предметные, дидактические, методические, рефлексивные и другие психолого-педагогические компетенции, так и личностный потенциал профессионального развития педагога. Соответственно перед образовательным учреждением стоит задача по обеспечению такой научно-методической поддержки педагогического состава, которая бы способствовала созданию системы, направленной на формирование у педагогов мотивации к развитию личностных качеств, а также саморазвитию, включая развитие рефлексивной компетенции, столь важной для педагога, работающего с педагогически запущенными детьми.
Процесс развития и саморазвития способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности и является результатом такого профессионального качества личности, обозначаемой в литературе, как рефлексивная компетенция.
1. Овчарова РВ. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. Москва, 1995.
2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва, 1989.
3. Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционнаяпедагогика: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Март, 2002.
4. Кривых С.В., Аниканов М.В., Аниканова Н.Г. Рефлексивное обучение: теория и практик: монография. Санкт-Петербург: ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2017.
5. Стеценко И.А. Формирование рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов: технологический подход. Сибирский журнал. 2011: 10; 256 - 260.
6. Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция. Ярославский педагогический вестник. Том 2 (Психолого-педагогические науки). 2010: 3; 203 - 206.
7. Ушакова Е.Л. Формирование рефлексивной компетенции будущего учителя как средства преодоления затруднений в педагогических ситуациях. Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Выпуск 3. 2012; 139 - 144.
8. Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция. Ярославский педагогический вестник. Том 2 (Психолого-педагогические науки). 2010: 3; 203 - 206.
References
1. Ovcharova R.V. Social'no-pedagogicheskaya zapuschennost' v detskom vozraste. Moskva, 1995.
2. 'El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1989.
3. Zajceva I.A., Kukushin V.S., Larin G.G. Korrekcionnaya pedagogika: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Mart, 2002.
4. Krivyh S.V., Anikanov M.V., Anikanova N.G. Refleksivnoe obuchenie: teoriya ipraktik: monografiya. Sankt-Peterburg: FGKVOU VO «Sankt-Peterburgskij voennyj institut vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii», 2017.
5. Stecenko I.A. Formirovanie refleksivnoj kompetentnosti studentov pedagogicheskih vuzov: tehnologicheskij podhod. Sibirskijzhurnal. 2011: 10; 256 - 260.
6. Belkina V.N., Revyakina I.I. Pedagogicheskaya refleksiya kakprofessional'naya kompetenciya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom 2 (Psihologo-pedagogicheskie nauki). 2010: 3; 203 - 206.
7. Ushakova E.L. Formirovanie refleksivnoj kompetencii buduschego uchitelya kak sredstva preodoleniya zatrudnenij v pedagogicheskih situaciyah. Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij». Vypusk 3. 2012; 139 - 144.
8. Belkina V.N., Revyakina I.I. Pedagogicheskaya refleksiya kak professional'naya kompetenciya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom 2 (Psihologo-pedagogicheskie nauki). 2010: 3; 203 - 206.
Статья поступила в редакцию 01.10.17