Научная статья на тему 'Рефлексивно-деятельностная модель формирования социальной успешности личности'

Рефлексивно-деятельностная модель формирования социальной успешности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / SOCIAL SUCCESS / YOUTHFUL AGE / REFLEXIVE-ACTIVITY APPROACH / PEDAGOGICAL SUPPORT / SOCIAL NORMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пятунина Вера Михайловна

В статье анализируются теоретические основы формирования социальной успешности молодежи. В качестве методоло­гической базы предлагаемой автором модели выдвигается рефлексивно-деятельностный подход, основной идеей которого является развитие рефлексивной позиции личности. Социальная успешность рассматривается как результат формирования ее когнитивного, самооценочного, смыслового, деятельностного и рефлексивного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Reflective-Functioning Model of the Person's Social Success Formation

The article touches upon the problems of developing the youth's social success. The main thought of the article is the necessity of developing reflexive position of the person. Social success is considered as a result of developing its cognitive, self-assessment, se­mantic, activity, reflexive components.

Текст научной работы на тему «Рефлексивно-деятельностная модель формирования социальной успешности личности»

Рефлексивно-деятельностная модель формирования социальной успешности личности

В. М. Пятунина

В статье анализируются теоретические основы формирования социальной успешности молодежи. В качестве методологической базы предлагаемой автором модели выдвигается рефлексивно-деятельностный подход, основной идеей которого является развитие рефлексивной позиции личности. Социальная успешность рассматривается как результат формирования ее когнитивного, самооценочного, смыслового, деятельностного и рефлексивного компонентов.

Ключевые слова: социальная успешность, подростковый и юношеский возраст, рефлексивно-деятельностный подход, педагогическое сопровождение, социальные нормы.

A Reflective-Functioning Model of the Person's Social Success Formation

V. М. Pyatunina

The article touches upon the problems of developing the youth's social success. The main thought of the article is the necessity of developing reflexive position of the person. Social success is considered as a result of developing its cognitive, self-assessment, semantic, activity, reflexive components.

Key words: social success, youthful age, reflexive-activity approach, pedagogical support, social norms.

Важнейшей характеристикой в системе отношений человека с окружающим миром является оценка его успешности либо неуспешности. Необходимость воспитания самостоятельных, успешных в жизни молодых людей, действительных граждан российского общества давно осознана педагогами. Создание педагогических условий, активизирующих развитие внутренних возможностей каждого человека, способствует стабилизации социального развития, обеспечивает конституционные основы нашего общества как демократического, гражданского. В педагогическом плане - это доступность, качество, выбор, социальная эффективность образования, его ориентация на развитие потребности человека быть значимым и востребованным в обществе, способным проектировать жизненный успех и достигать его. Только обладающие этими качествами члены общества могут заинтересованно участвовать в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая поступательное развитие общества и защиту национальных интересов. Таким образом, задача воспитания успешной личности определена как одна из приоритетных в новой Концепции Государственного стандарта общего образования.

Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью организации целенаправленной деятельности по формированию социальной успешности молодежи и недостаточной изученностью данной проблемы в науке и практике. В связи с этим цель нашего исследования - разработка и теоретическое обоснование модели формирования социальной успешности подрастающего поколения.

Объектом исследования является процесс формирования социальной успешности подрастающего поколения, предметом - отношения взаимосвязи компонентов данного процесса. Концептуальная основа формирования социальной успешности молодежи в рамках нашего исследования - рефлексивно-деятельностный подход, разработанный в трудах А. В. Карпова [1], М. И. Рожкова [4], А. Л. Уманского [6]. Основная идея, положенная в основу нашего исследования, - это идея формирования рефлексивной позиции личности, которая обеспечивает возможность адекватной оценки и эффективной реализации имеющегося у индивида потенциала социальной успешности.

В рамках рефлексивно-деятельностного подхода, взятого нами за основу, сознание предстает через деятельность. Так, в исследованиях А. И. Субботина разработана деятельностная схема сознания, которая, по мнению автора, включает четыре уровня [5]: уровень психологических качеств, способствующих развитию деятельности и сознания (сформированная мотивация к деятельности, способность ее организовать, решимость действовать в неопределенной ситуации); уровень структуры действий (целе-полагание, определение средств достижения цели, оценка результата); уровень собственно действий, осуществляемых в любой ситуации (ориентировка в ситуации, ее интерпретация и анализ, принятие и осуществление решений); уровень рефлексии, овладение которым позволяет человеку увидеть возможность самому проектировать развитие своей деятельности и созна-

ния (мотивом для этого является проблема, а направлением - поиск ошибок).

Основываясь на данной схеме, мы предлагаем рассматривать модель формирования социальной

успешности индивида как замкнутый цикл (см. рисунок 1).

Развитие личности, способной успешно интегрироваться в систему социальных отношений, интериоризируя нормативные представления

об успехе и реализуя активную позицию в определении собственных жизненных целей

Когнитивный компонент: знание социальных норм и критериев социальной успешности

Компонент самопознания: оценка своих возможностей в достижении успешности

Смысловой компонент: формирование смысло-жизненных ориентаций

Деятельност-ный компонент: преодоление социальных барьеров в достижении успешности

Рефлексивный компонент:

оценка результатов достижения успешности

коррекция представлений личности о сущности успеха и путях его достижения

Рис. 1. Рефлексивно-деятельностная модель формирования социальной успешности личности

Как видно из предложенной модели, в качестве целевого ориентира формирования социальной успешности мы выделяем развитие личности, способной успешно интегрироваться в систему социальных отношений путем интериори-зации нормативных представлений об успехе и реализации активной позиции в определении собственных жизненных ориентиров. Данный уровень социальной успешности личности, на наш взгляд, является источником мотивации деятельности и определяет решимость личности к действию в неопределенной ситуации, то есть ставит ее в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

Стихийное формирование социально успешной личности, на наш взгляд, возможно, но маловероятно, поскольку процесс достижения данного результата включает в себя ряд компонентов (см. рисунок 1), предполагающих высокий уровень индивидуально-психологического и социального развития, не характерный для взрослеющего индивида. В основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, поис смысла своего собственного существования. При этом стремление к достиже-

нию успеха, доминирующее в сознании молодежи, вступает в противоречие с недостаточностью личностных ресурсов, что, по мнению Р. Мерто-на [2], может привести к конфликту целей и средств их удовлетворения и стать причиной формирования девиантного поведения.

В связи с этим мы считаем необходимым педагогическое сопровождение молодежи в рамках каждого компонента, лежащего в основе формирования социальной успешности.

На наш взгляд, для успешного человека важна не только внешняя оценка его успешности («он достиг своей цели, он успешен»), но и внутренняя («я достиг, чего хотел, я успешен»). Ведь в процессе социализации личность присваивает «совокупность представлений, установок, стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат» [3, с. 376]. Другими словами, индивид становится носителем обыденного сознания той общности, в которой он формируется как личность.

Следовательно, одним из параметров социально успешной личности является совпадение ее самооценки с позитивной оценкой со стороны социального окружения. Это возможно лишь в

случае достаточного знания подростком социальных норм и сформированных в данном конкретном обществе критериев социальной успешности. Снижение значимости мнения взрослых, оппозиционные реакции, присущие взрослеющей личности, приводят к искажению осознания социальной нормативности. В связи с этим педагогическое сопровождение формирования когнитивного компонента социальной успешности предполагает ознакомление подростков с нормами социального взаимодействия и способствует принятию этих норм на индивидуально значимом уровне, их интериоризации.

На основе сформированных представлений о социальной успешности индивид оценивает свои возможности для ее достижения. В подростковом возрасте, по утверждениям психологов, происходит некоторое искажение самооценки, связанное с интенсивными физиологическими и психологическими изменениями. В связи с этим велика вероятность неадекватной оценки собственных возможностей. Поэтому в сопровождении развития социальной успешности необходимо создание ситуаций успеха. Переживание успеха, с одной стороны, придает состояние надежды и опоры, а с другой - продуцирует опасность переоценить свои возможности и успокоиться, поэтому на этом этапе важная роль принадлежит педагогическому сопровождению, направленному на формирование субъектной позиции.

Вера в собственные силы и направленность на активность в достижении успеха, на наш взгляд, являются основой формирования смысложизнен-ных ориентаций личности. Педагогическое сопровождение данного компонента формирования социальной успешности направлено на формирование мотивации достижения успеха, связанной с основными особенностями единой личностно-мотивационной системы человека, в том числе с особенностями самооценки. Представляя собой один из ведущих элементов этой системы, мотив социального успеха, на наш взгляд, в значительной степени детерминирует выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе.

Вместе с тем, только наличия жизненных целей для достижения социальной успешности недостаточно. В процессе жизнедеятельности индивид сталкивается со значительным количеством барьеров на пути достижения цели. В процессе педагогического сопровождения идет переориентация восприятия данных барьеров -не как препятствий, а как фактора формирования

индивидуального опыта, способствующего развитию социальной компетентности.

Важнейшим компонентом формирования социальной успешности личности, на наш взгляд, является рефлексивный компонент, поскольку формирование социальной успешности личности, по нашему мнению, зависит от оценки успешности деятельности в разнообразных жизненных ситуациях. Если человек положительно оценивает результаты большинства своих действий, согласуя собственную оценку с оценкой окружающих, у него формируется прогностическая уверенность в достижении успеха в дальнейшем. При негативной самооценке своей деятельности или негативной реакции окружающих на ее результат индивид сталкивается с проблемой изменения стратегии действий. Здесь, на наш взгляд, корректироваться могут представления как о сущности успеха, так и о путях его достижения.

Таким образом, в процессе сопровождения формирования рефлексивной позиции личности органически переплетаются и взаимодействуют две относительно самостоятельные системы процессов формирования ее социальной успешности - объективная и субъективная. В исследованиях А. В. Карпова [1] доказано, что субъективная составляющая, при определенных условиях, может регулировать и направлять объективную, что, на наш взгляд, имеет важнейшее значение для понимания сущности формирования социальной успешности и при определении технологических приемов и конкретных инструментов сопровождения данного процесса.

Проведенное нами исследование показало, что именно при переживании неуспешности молодому человеку требуется педагогическое сопровождение, поскольку отношение человека к постигшей его неудаче прямо зависит от уровня развития его самосознания: при недоразвитом самосознании факт неудачи отключает мыследе-ятельность человека и высвобождает инстинктивные реакции на связанный с неудачей стресс. У человека стресс является основанием особой деятельностной нормы - враждебной установки. Ее суть - в отождествлении причины любой неудачи с действием некоего враждебного фактора. Далее она развертывается в деятельность поиска и обнаружения этого фактора; далее - в деятельность по его подчинению или уничтожению, то есть в разрушение или конфликт. И только достаточно развитое самосознание отбрасывает этот способ и берет на себя функцию самоуправления: включается мышление, главным механизмом которого является рефлексия.

Таким образом, социальная успешность понимается нами как субъективное состояние самооценки степени самореализованности индивида в системе социального взаимодействия, адекватное оценке данной личности со стороны социального окружения.

В качестве критериев и приемлемых показателей успешности подрастающего поколения в рамках нашего исследования могут выступать

- объективные: успеваемость; высокий статус в межличностных отношениях; социально одобряемый имидж (презентабельный внешний вид); принятие со стороны референтных личностей (родителей, педагогов, сверстников);

- субъективные: активная жизненная позиция; уверенность в своих силах; удовлетворенность социальным статусом; реализация значимых ценностей; готовность к преодолению жизненных препятствий социально приемлемыми способами.

Вместе с тем, мы признаем субъективность понятия «социальная успешность» и считаем необходимым в процессе сопровождения учитывать тенденции и закономерности осознания со-

циальной успешности в гендерно-возрастном аспекте.

Библиографический список

1. Карпов, А. В. Психология рефлексии [Текст] / А. В. Карпов, И. М. Скитяева. - М. ; Ярославль : Аверс-Пресс, 2002.

2. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. К. Мертон. - М. : АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

3. Психология [Текст] : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 3-е изд. , испр. и доп. - М. , 2003.

4. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4 (33).

5. Субботин, А. И. Рефлексивно-деятельност-ный подход к сознанию [Электронный ресурс] / А. И. Субботин. - Режим доступа : www. chestisvet. ru/index. php4.

6. Уманский, А. Л. Рефлексивно-деятельност-ный подход к анализу педагогической деятельности [Текст] / А. Л. Уманский // Психолого-педагогическое обеспечение процесса становления и развития личности : материалы конференции преподавателей и аспирантов института педагогики и психологии. - Кострома : КГУ им Н. А. Некрасова, 2004. - С. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.