О.С. Расковалова, аспирант, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Россия, [email protected]
КОМПОНЕНТНОСТНЫЙ СОСТАВ УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Анализируется компонентностный состав успешности в образовательном процессе. Представлены такие факторы, влияющие на успешность обучения, как осознание своего достижения как значимой деятельности; уверенность в своих силах; ориентированность на настоящее с адекватной оценкой своих возможностей на пути к результату и отсутствие непродуктивного, вызывающего негативные эмоции и прогнозирование заведомо низких шансов на успех анализа неуспешной ситуации в прошлом; умения оценивать свои действия как эффективные в ситуации повышенной трудности и не поддаваться страху; умение сосредоточиться на приобретении новых знаний; стремление к достижению успеха; высокий уровень притязаний. Рассматриваются оказывающие влияние на познавательный, рефлексивный процессы учащихся компоненты, предлагаются способы формирования ситуаций, позволяющих учащимся реализовать свой потенциал и добиться эффективной познавательной деятельности, достичь желаемого результата в процессе обучения. Сделан вывод, что обозначенные компоненты более эффективно влияют на процесс обучения во взаимосвязи, соответственно, должны быть использованы комплексно. Актуальность исследования обусловлена существующим интересом к методикам, влияющим на внутренние мотивы обучающегося, что способствует повышению эффективности его деятельности.
Ключевые слова: успешность в обучении, компоненты успешности, успешная деятельность, результаты деятельности, успешная личность, научение.
В современном обществе продолжается процесс, имеющий целью повышение качества образования. Поэтому исследования, направленные на изучение внутренних процессов личности, формируемых под влиянием образовательного процесса, приобретают популярность. Становится понятно, что успешный результат деятельности неразрывно связан с мотивами личности и должен быть рассмотрен как совокупность компонентов, способствующих успеху.
Процесс исследования успешности следует начать с выявления значения, закладываемого в понятие «успех».
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.И. Шведовой успех трактуется как «удача в достижении чего-нибудь;
общественное признание; хорошие результаты в работе, учебе».1
В «Большом толковом словаре русского языка» С. А. Кузнецова понятию «успех» дается следующее определение: «...положительный результат, удачное завершение чего-либо; хорошие результаты в учебных занятиях, достижения в освоении, изучении чего-либо; общественное признание, одобрение чего-либо; чьих-либо достижений».2
Лексема «успех» также есть в «Толковом словаре современного русского языка» Д.Н. Ушакова, где она толкуется как «удача в достижении поставленной цели; общественное признание»3.
Следует обратиться к определению слова «успешный». Так, в «Толковом словаре
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
русского языка» С.И. Ожегова и Н.И. Шведовой «успешный» трактуется как «сопровождающийся успехом, удачный»4.
Слово «успешный» также встречается в «Большом толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецова: «...заключающий в себе успех, сопровождающийся успехом; которому сопутствует успех в чем-либо»5.
Таким образом, понятие «успех» подразумевает положительный исход некоторой деятельности, при этом, как правило, сопровождающийся признанием и высокой оценкой выполненной работы. Понятие «успешный» включает в себя положительную характеристику личности или деятельности, которой сопутствует успех, или какого-то способа, оказывающего влияние на достижение успеха в достижении поставленной цели.
О.В. Бирина в статье «Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях» описывает два типа успешности: субъективную и объективную успешность. Субъективная успешность основывается на личном представлении человека об успешности. Объективная успешность - устойчивое представление общества о том, каким должна быть успешность, опирающееся на восприятие некоторых достижений как имеющих ценность. Автор дает следующее определение успешности: «... успешность - это интегральная оценка эффективности результата собственной деятельности, получившая признание со стороны окружающих, вызывающая у человека (субъекта деятельности) такое эмоцио- — нальное состояние, которое выражает его личное позитивное отношение к деятельности, позволяющая ему ощущать собственную удовлетворен-ность»6.
У П. Сиверская в статье «Педагогическая поддержка как технология достижения индивидуальной успешности подростка в образова- тивно успешные - на настоящее. Субъек-тельном процессе» дает следующее опреде- тивно успешные люди оценивают свои дей-ление успешности в обучении: «Индивиду- ствия как эффективные в настоящий момент, альная успешность - это некое достижение следовательно, уверены в своей результатив-
Субъективная успешность основы вается на личном представлении человека об успешности. Объективная успешность - устойчивое представление общества о том, каким должна быть успешность, опирающееся на восприятие некоторых достижений как имеющих ценность.
социально-значимой деятельности. Успешность в обучении предусматривает достижения школьника в учебной деятельности, которые сопровождаются интересом к учению, способствуют проявлению творчества в усвоении знаний, умений и навыков, обретению компетенций, адекватной самооценки и оценки результатов своей деятельности, создают предпосылки для дальнейшего развития личности и определения своего места в окружающем социуме»7.
В статье Т.Ю. Курпатовой «Психологические факторы успешности обучения школьников» автор называет успешными тех учащихся, которые не боятся трудностей и готовы браться за решение стоящих перед ними задач без страха неудачи. Учащиеся, которые встревожены и не чувствуют уверенности в своих силах, не могут считаться успешными, так как обучение не приносит им радости. Также автор называет академическую успешность важной частью успешности в обучении.8
В книге «Психология сегодня: теория, образования и практика» Д.В. Панасен-кова в своей статье «Связь субъективной успешности с направленностью рефлексии и временной перспективой» говорит об исследовании, проведенном с целью выявления субъективно успешных и неуспешных испытуемых и их способности к анализу личного жизненного опыта. В процессе проведения исследования, которое проходило в четыре этапа с использованием методики оценки уровня рефлексивности личности, многомерной шкалы временных установок и т. д., были выявлены субъективно успешные и неуспешные испытуемые. После обработки результатов были выявлено, что субъективно неуспешные люди в основном ориентированы на прошлое и будущее, в то время как субъек-
ности. Субъективно неуспешные при ориентированности на прошлое тоже могут, осознав причины своих неудач, прийти к новому, более эффективному решению проблемы, но это происходит в случае осознанной рефлексии, а не бесполезного «самокопания». Ориентация только на будущее также может быть неэффективной, так как без логически продуманных шагов к достижению цели в настоящем и рациональной оценки своих возможностей планы на будущее могут оказаться просто фантазиями, не ведущими к успеху9. Следовательно, успешность человека определяется прежде всего верной и адекватной оценкой собственных действий, когда рассмотрение прошлых неуспехов помогает выявить новый способ решения задачи и не зацикливаться на собственном бессилии.
В своей книге «Теория социального научения» А. Бандура описывает поведение человека, считающего себя успешным, и влияние самооценки на поведение личности в сложной ситуации. Автор утверждает, что при наличии уверенности в эффективности своих действий человек имеет боль-
ше шансов разобраться в сложной ситуации. Человек, который считает себя неэффективным, вероятнее всего, не будет предпринимать действий в субъективно угрожающей ситуации и заранее будет готов сдаться, так как не верит в положительный исход. Таким образом, человек, не испытывающий страха перед трудностями, действует активнее и приобретает новый опыт, который укрепляет его веру в своей эффективности. Человек, не имеющий уверенности, продолжает поддерживать в себе состояние страха перед сложными задачами.10
Следовательно, оценивая свое поведение как эффективное и способное привести к успеху, человек прилагает много усилий, в результате получая опыт решения задачи. При отсутствии уверенности в своей эффективности человек, скорее всего, не возьмется за решение сложной задачи.
В статье Н.И. Баньковской «Исследование взаимосвязи успешности учебной деятельности с мотивационно-смысловыми образованиями у старшеклассников» можно найти следующее определение успешной деятельности: «Успешность учебной
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
деятельности - это способность и умение в личности человека, так как именно он под достигать успеха в учебной деятельности. влиянием внешних ситуаций формирует Успешность учебной деятельности включа- у человека побудительные силы.14 ет достижение успеха в совершенствовании, Кроме того, И.В. Суханова обозначает
развитии, формировании учащегося как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоре-
тическои и практической
деятельности» .
Таким образом, можно сказать, что успешная деятельность состоит из компонентов, которые направлены на приобретение необходимых навыков и знаний для успешного освоения материала.
В статье «Мотивационные компоненты личности студентов как фактор будущей профессиональной успешности» Е.И. Кусто-ва называет мотивационную готовность важной частью успешной деятельности. Автор приводит следующие мотивы готовности: стремление к достижению успеха, избегание неудачи, локус контроля и уровень притязаний. К мотивации достижения успеха можно отнести стремление человека добиваться успешных результатов в процессе деятельности, к мотивам избегания неудачи - естественное желание человека избегать неудачного результата, негативной оценки своей деятельности. 12
Локус контроля предполагает наличие у человека оценки своей ответственности, наблюдение за своим поведением и поиск причин поведения.
Уровень притязаний - это уровень в учебной или профессиональной деятельности, которого человек стремится добиться; этот уровень является для него максимально успешным.13
И. В. Суханова называет мотивацион-ный компонент основным в процессе обучения и говорит, что без него невозможна даже простая учебная деятельность, а также достижение положительного результата. Автор считает мотивационный компонент ведущим
«...Успешность учебной деятельности включает достижение успеха в совершенствовании, развитии, формировании учащегося как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности».
взаимосвязь мотиваци-онного и волевого компонентов и называет эту связь мотивационно-ре-гулятивным компонентом. Автор описывает мотивационно-регуля-тивный компонент как потребность человека выполнять работу на высоком уровне, стремление добиться положительных результатов, сосредоточенность внимания, устранение отвлекающих факторов.15
В своем диссертационном исследовании «Психологическая готовность патро-натных воспитателей как условие успешности их профессиональной деятельности» И. В. Суханова также дает описание когнитивных компонентов. Когнитивные процессы необходимы личности для получения, накопления и освоения новой информации через мыслительный процесс. Процесс мышления позволяет освоить новое знание, которое невозможно получить из субъективного опыта, таким образом, происходит усвоение базовых знаний, необходимых для процесса обучения. Сам результат освоения нового знания автор называет «научение».16 Таким образом, к критериям научения можно отнести эффективность деятельности и развитие способностей.
В статье «Формирование социальной успешности молодежи в деятельности студенческого педагогического отряда (теоретико-методологический аспект)» А.В. Пономарева дает следующую характеристику личностно-деятельностного компонента. Личностный и деятельностный компоненты связаны, так как субъектом деятельности выступает сам человек; кроме того, деятельность, которой человек занимается, определяет его сознание. Процесс деятельности для человека связан с достижением цели, мотивами для достижения цели являются личностные побудительные силы. Таким об-
разом, максимально эффективная деятельность должна быть организована с учетом личностных характеристик человека. И подход в целом предполагает создание продуктивной деятельности и развитие успешной и активной личности.17
В.М. Пятунина в статье «Рефлексивно-деятельная модель формирования социально успешной личности» обозначает рефлексивный компонент следующим образом: рефлексивный компонент является важным для развития успешной личности, так как позволяет учащемуся оценить свою деятельность самостоятельно и проанализировать оценку окружающих. Если человек положительно оценивает свои результаты и так же оценивают их окружающие, то у него формируется уверенность в успехе будущей деятельности. При негативной оценке своих действий и негативной оценке со стороны окружающих у человека появляются опасения в неудачном исходе деятельности, что само по себе несет негативной прогноз и уменьшает шансы на успех.18
Н.В. Шереметова относит к рефлексивно-оценочному критерию осознанность важности результата, открытость к новым знаниям, осознание ценности затраченных усилий, радость от достижений.19
Итак, можно выделить следующие компоненты успешности:
— мотивационный: стремление добиваться положительных результатов, наличие воли, желание выполнять учебную деятельность, заинтересованность, адекватная самооценка; таким образом, наличие положительного отношения вызывает у учащегося желание выполнить задачу успешно;
— когнитивный: наличие необходимых базовых знаний, умение организовать деятельность, умение прогнозировать исход деятельности влияют на формирование у учащегося понимания основных задач деятельности и позволяют решать стоящие перед ним задачи успешно;
— деятельностный: наличие условий для деятельности, способствующих развитию личности, постановка целей, развитие побуждений к достижению результата помогают учащемуся научиться ставить перед собой доступные и выполнимые цели, направ-
ленные на достижение успешности в обучении;
— рефлексивно-оценочный: наличие положительной оценки своей деятельности, уверенность в достижении успеха, воодушевление, удовлетворенность своими результатами способствуют развитию у учащегося стремления углублять свои знания, а осознание своих успехов вызывает желание реализовывать новые цели без опасения неудачи.
Таким образом, можно сделать вывод, что успешная учебная деятельность реализуется при наличии всех или большего числа названных выше компонентов, так как они представляют собой систему и могут быть реализованы каждый на своем этапе процесса обучения. Уровень сформированности мотивационного компонента определяет, насколько учащийся готов к выполнению задачи и приступит ли он к ней вообще; когнитивного - насколько учащийся подготовлен и имеет ли необходимый набор знаний. Деятельностный компонент определяет сам процесс, в котором происходят освоение знаний и приобретение опыта, необходимого для реализации поставленной задачи. Рефлексивно-оценочный - позволяет учащемуся оценить сделанное и понять, насколько его деятельность была эффективна и какие проблемы возникли, что в дальнейшем поможет ему более успешно составлять планы для решения задач. ^
Литература
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. Н.И. Шведовой. М.: Азбуковник, 1997. С. 840.
2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1400.
3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. С. 711.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. Н.И. Шведовой. М.: Азбуковник, 1997. С. 840.
5. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1400.
6. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологиче-
ских теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8, ч. 2. С. 438-443.
7. Сиверская У П. Педагогическая поддержка как технология достижения индивидуальной успешности подростка в образовательном процессе // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 1. С. 120-124.
8. Курпатова Т.Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников // Учёные записки ЗабГУ Серия: Педагогика и психология. 2011. № 5. С. 223-225.
9. Журавлев А.Л. Психология сегодня: теория, образование и практика. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. С. 513.
10. Бандура А. Теория социального научения. М.: Директ Меди, 2008. С. 116-117.
11. Баньковская Н.И. Исследование взаимосвязи успешности учебной деятельности с мотивацион-но-смысловыми образованиями у старшеклассников // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. 2011. № 3-1. С. 332-341.
12. Кустова Е.И. Мотивационные компоненты личности студентов как фактор будущей про-
фессиональной успешности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. № 1. С. 140-148.
13. Там же.
14. Суханова И. В. Психологическая готовность патронатных воспитателей как условие успешности их профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2014. С. 35.
15. Там же. С. 43.
16. Там же С. 49-50.
17. Пономарева А.В. Формирование социальной успешности молодежи в деятельности студенческого педагогического отряда (теоретико-методологический аспект // МНКО. 2009. № 3. С. 230-233.
18. Пятунина В.М. Рефлексивно-деятельная модель формирования социально успешной личности // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 13-16.
19. Шереметова Н.В. Педагогическая поддержка успешности в обучении русскому языку младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. С. 19.
COMPONENT COMPOSITION OF SUCCESS IN STUDYING
O.S. Raskovalova, postgraduate.
The department of pedagogy.
Shadrinsk State Pedagogical University.
Shadrinsk, Russia. [email protected]
This article is devoted to the analysis of component composition of success in studying process. The paper provides some factors which influence on success in studying as an understanding of achievement as significant activity; confidence in own forces; orientation for present time with adequate assessment of opportunities on the way to result and absence of unproductive things which provoke negative emotions of unsuccessful situation's analysis in past time and prediction of little changes for success; ability to assess your actions as efficient ones in situations with high difficulty and ability not to give in to panic; ability to focus on getting new knowledge; desire for success; high level of claims. The paper also considers some components which impact on cognitive and reflexive processes of learners and offers the methods for situations' formation which allow learners realizing their potential and gain efficient cognitive activity, achieve the desired result in studying. There is a conclusion that the researched components influence more effective on process of studying in interconnection and that is why they must be used in complex. The urgency of this research is conditioned by rising interest to methods which impact on internal motives of learners and provoking growth in efficiency of one's activity. Key words: success in studying, components of success, successful activity, activity's results, successful personality, studying.
References
1. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo ya-zyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory dictionary of Russian language:
80 000 words and phraseological expressions] / pod red. N.I. SHvedovoj. M.: Azbukovnik, 1997. S. 840.
2. Kuznecov S.A. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Big explanatory dictionary of Russian language]. SPb.: Norint, 2000. S. 1400.
3. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka [Explanatory dictionary of modern Russian language]. M.: Adelant, 2013. S. 711.
4. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory dictionary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions]/ pod red. N.I. SHvedovoj. M.: Azbukovnik, 1997.
5. 840.
5. Kuznecov S.A. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Big explanatory dictionary of Russian language]. SPb.: Norint, 2000. S. 1400.
6. Birina O.V Ponyatie uspeshnosti obucheniya v sovremennyh pedagogicheskih i psihologicheskih teoriyah [The concept of education in modern pedagogical and psychological theories] // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 8, ch. 2. S. 438-443.
7. Siverskaya U.P. Pedagogicheskaya podderzhka kak tekhnologiya dostizheniya individual'noj uspeshnosti podrostka v obrazovatel'nom processe [Pedagogical support as a technology for achieving individual success of the adolescent in the educational process] // Vestnik Buryatskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2011. № 1. S. 120-124.
8. Kurpatova T.YU. Psihologicheskie faktory uspeshnosti obucheniya shkol'nikov [Psychological factors of learning success of students] // Uchyonye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2011. № 5. S. 223-225.
9. ZHuravlev A.L. Psihologiya segodnya: teoriya, obrazovanie i praktika [Psychology today: theory, education and practice]. M.: Izd-vo In-ta psihologii RAN, 2009. S. 513.
10. Bandura A. Teoriya social'nogo naucheniya [The theory of social learning]. M.: Direkt Medi, 2008. S. 116-117.
11. Ban'kovskaya N.I. Issledovanie vzaimosvyazi uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti s motivacionno-smyslovymi obrazovaniyami u starsheklassnikov [Study on the relationship success of training activities with motivational semantic entities in high school] // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2011. № 3-1. S. 332-341.
12. Kustova E.I. Motivacionnye komponenty lichnos-ti studentov kak faktor budushchej professional'noj uspeshnosti [Motivational components of personality of students as a factor of future professional success] // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2015. № 1. S. 140-148.
13. Kustova E.I. Motivacionnye komponenty lichnos-ti studentov kak faktor budushchej professional'noj uspeshnosti [Motivational components of personality of students as a factor of future professional success] // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2015. № 1. S. 140-148.
14. Suhanova I.V. Psihologicheskaya gotovnost' patronatnyh vospitatelej kak uslovie uspeshnosti ih professional'noj deyatel'nosti [Psychological readiness of foster parents as a condition for the success of their professional activities]: dis. ... kand. psihol. nauk. Tver', 2014. S. 35.
15. Suhanova I.V. Psihologicheskaya gotovnost' patronatnyh vospitatelej kak uslovie uspeshnosti ih professional'noj deyatel'nosti [Psychological readiness of foster parents as a condition for the success of their professional activities]: dis. . kand. psihol. nauk. Tver', 2014. S. 43.
16. Suhanova I.V. Psihologicheskaya gotovnost' patronatnyh vospitatelej kak uslovie uspeshnosti ih professional'noj deyatel'nosti [Psychological readiness of foster parents as a condition for the success of their professional activities]: dis. . kand. psihol. nauk. Tver', 2014. S. 49-50.
17. Ponomareva A.V Formirovanie social'noj uspeshnosti molodezhi v deyatel'nosti studenchesko-go pedagogicheskogo otryada (teoretiko-metodo-logicheskij aspekt [The formation of social success of youth in activities of the student pedagogical group (theoretical-methodological aspect] // MNKO. 2009. № 3. S. 230-233.
18. Pyatunina V.M. Refleksivno-deyatel'naya model' formirovaniya social'no uspeshnoj lichnosti [Reflective-active model of formation of socially successful person] // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2010. № 2. S. 13-16.
19. SHeremetova N.V. Pedagogicheskaya podderzhka uspeshnosti v obuchenii russkomu yazyku mladshih shkol'nikov [Pedagogical support success in learning the Russian language younger students]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. CHelyabinsk, 2010. S. 19.