Научная статья на тему 'РЕФ. ГЛ.: ЧАНГ Х. СОГЛАСОВАННОСТЬ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА ФЕЙЕРАБЕНДА'

РЕФ. ГЛ.: ЧАНГ Х. СОГЛАСОВАННОСТЬ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА ФЕЙЕРАБЕНДА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / ПЛЮРАЛИЗМ / КРИТИЦИЗМ / ФЕЙЕРАБЕНД / РЕАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сущин Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. ГЛ.: ЧАНГ Х. СОГЛАСОВАННОСТЬ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА ФЕЙЕРАБЕНДА»

Реф. гл.: ЧАНГ Х. СОГЛАСОВАННОСТЬ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА ФЕЙЕРАБЕНДА.

CHANG H. The coherence of Feyerabend's pluralist realism // Interpreting Feyerabend: critical essays / ed. by K. Bschir, J. Shaw. -Cambridge : Cambridge univ. press, 2021. - P. 40-56. - URL: https://doi.org/10.1017/9781108575102.003

Ключевые слова: философия и методология науки; плюрализм; критицизм; Фейерабенд; реализм.

Для цитирования : Сущин М.А. [Реф. гл.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8: Науковедение. - 2022. - № 3. - С. 46-50. Реф. гл.: Чанг Х. [Chang H.]. Согласованность плюралистического реализма Фейерабенда = The coherence of Feyerabend's pluralist realism // Interpreting Feyerabend : critical essays / ed. by K. Bschir, J. Shaw. - Cambridge : Cambridge univ. press, 2021. - P. 40-56.

Известный философ науки Хасок Чанг стремится продемонстрировать, что на разных этапах своего творчества Пол Фейерабенд осуществлял последовательную защиту реализма и реалистической установки в философии науки. Несмотря на то что представления Фейерабенда часто претерпевали изменения, в его ранних и более поздних взглядах на реализм, утверждает автор, обнаруживается согласованность. Начав с весьма ограниченного понимания реализма, Фейерабенд в существенной степени расширил его в последующие годы. Ключом к пониманию представлений Фейерабенда о реализме, по мнению автора, служит его плюралистическая позиция. С годами, отмечает автор, плюралистический реализм Фейерабенда не претерпел значительных изменений.

В своих ранних работах Фейерабенд ясно подчеркивал, что научные теории по возможности необходимо интерпретировать буквально. Критикуя позитивизм, Фейерабенд отстаивал реалистическую интерпретацию научных теорий, в соответствии с кото-

Реф. гл.: ЧангХ. Согласованность плюралистического реализма Фейерабенда

рой «цель научных теорий заключается в том, чтобы дать описание положения дел или свойств физических систем, которые выходят за пределы опыта» (с. 42). Он выступал как против глобального, так и против локального инструментализма, отмечая необходимость буквальной интерпретации. Именно таким образом, согласно Фей-ерабенду, действовал Галилей, устраняя факты, которые препятствовали буквальной интерпретации гелиоцентрической теории и создавая новую динамику, в рамках которой движение Земли имеет физический смысл. Конечно, Галилей заранее не мог знать, что гелиоцентрическую теорию ждет огромный успех благодаря осуществленным им изменениям, однако Фейерабенд утверждает, что усилия Галилея были оправданны, поскольку он встал на защиту интересной гипотезы.

Какие аргументы Фейерабенд приводил в защиту реализма? В предисловии к вышедшему в 1981 г. первому тому собрания научных трудов Фейерабенд представил общую схему, в соответствии с которой основанием для позиции реализма оказывается пролиферация научных теорий, а пролиферация, в свою очередь, основывается на критике и критической установке. Однако почему, спрашивает автор, пролиферация должна содействовать реализму? В конце концов, антиреалисты также могут полагаться на принцип пролиферации. Как полагает автор, в качестве ответа на этот вопрос можно указать на то же самое развитие гелиоцентрической теории, нуждавшейся в реалистической установке для противостояния господствовавшим на тот момент геоцентрической точке зрения и связанным с ней фактам.

Что же именно Фейерабенд подразумевал под термином «реализм»? В своих ранних работах он не относился щепетильно к определению этого термина, однако в «средний период» творчества изменил данный подход. В упомянутом сборнике 1981 г. Фейерабенд определяет научный реализм как общую теорию научного знания. «В одной из его форм допускается, что мир независим от нашей познавательной деятельности и что наука есть наилучший способ его исследования» (с. 45). По мнению автора, говоря о том, что реализм представляет собой именно общую теорию научного знания, Фейерабенд имел в виду, что можно различать по крайней мере три или четыре разновидности реализма.

Первая разновидность реализма основывается на допущении того, что реалистическая установка должна применяться не ко всем теориям, а только к тем, которые были выбраны в качестве основы для исследований. Вторая форма реализма гласит, что «научные теории вводят новые объекты (entities) с новыми свойствами и новыми каузальными проявлениями» (с. 45). Третью разновидность реализма Фейерабенд связывает с работами Максвелла, Гельмгольца, Герца, Больцмана и Эйнштейна. С этой точки зрения формулирование суждений о реальности аналогично утверждению, что одно фантомное изображение предпочтительнее другого фантомного изображения. Фантомное изображение - это термин, использовавшийся Герцем для описания научных моделей реальности. По Герцу, поясняет автор, логические следствия изображения представляют собой отображение физически необходимых проявлений объектов. Кроме того, Фейерабенд также выделяет еще одну разновидность реализма, которую он связывает с именами Максвелла и Маха. Максвелл, для которого ключевое значение имел метод аналогий, подчеркивал необходимость концепции, способной направлять исследователей, не принуждая их выбирать только один определенный путь. В Махе же Фейерабенд видел ученого-анархиста, для которого знание может быть добыто любым возможным способом. Согласно Маху, «наука исследует все аспекты знания, "феномены" наравне с теориями, "основания " наравне со стандартами; она представляет собой автономное предприятие, независимое от принципов, взятых из других областей» (с. 47). Автор заключает, что предпринятая Фейерабен-дом в 1981 г. попытка прояснить смысл термина «реализм» принесла еще больше проблем, так как в конце концов оставалось неясным, в каком смысле указанные им интерпретации вообще могут рассматриваться как разновидности реализма. Эта проблема была решена Фейерабендом в его более поздних работах в русле дальнейшей разработки им представлений о реализме и плюрализме.

Для понимания сути плюралистического реализма Фейера-бенда, утверждает автор, необходимо принимать во внимание развитые им в поздних работах представления о «реальности». В связи с этим философ Джон Престон отмечал, что в поздний период творчества Фейерабенд принял метафизическую картину мира, противостоящую представлениям о независимой от разума реаль-

Реф. гл.: Чанг Х. Согласованность плюралистического реализма Фейерабенда

ности. Согласно Престону, Фейерабенд занял позицию социального конструктивизма.

Кроме того, еще одним ингредиентом концепции позднего Фейерабенда стал прагматизм. Он отмечал, что «существуют разные виды реальности, определенные различными видами успешного исследования» (с. 49). Такого рода прагматизм тесным образом связан с плюрализмом, но не логически необходимым образом, а как исторический факт. По замечанию Фейерабенда, различные концепции реальности возникли не только на уровне общих метафизических перспектив, но и на уровне конкретных научных деталей. Так, в современную эпоху многие ученые, по сути, развивали заложенный Аристотелем подход, предполагающий тесный контакт с опытом и объектами, тогда как другие ученые, подобные Эйнштейну, предпочитали следовать правдоподобной идее до самого конца.

В связи с предложенным Фейерабендом пониманием конструктивизма некоторые авторы поспешили причислить его к лагерю антиреалистов. Автор считает, что Фейерабенд сам дал основания для подобного рода интерпретаций. «Ученые, - писал он, -используют идеи и действия (и, гораздо позже, оборудование, включая индустриальные комплексы подобные ЦЕРНу) для изготовления сначала метафизических атомов, далее необработанных физических атомов и, наконец, сложных систем элементарных частиц из материала, который не содержал эти элементы, но из которого они могут быть сформированы» (с. 52-53). Как указывает автор, здесь важно отметить две вещи. Во-первых, то, что было создано как результат изготовления, является реальным. Во-вторых, Фейерабенд, подобно прагматистам, не утверждает, что возможно сконструировать любой вид реальности.

Что же именно имел в виду Фейерабенд, говоря о материале, из которого формируются частицы? Как представляется, в некоторых местах Фейерабенд подразумевает под материалом непосредственно сам мир или Реальность (с заглавной буквы). По Фейера-бенду, конечная Реальность, подобно ноуменам Канта, является непостижимой. Если же она является непостижимой, то, по мнению автора, не имеет смысла говорить о том, что ее можно использовать для превращения во что-либо.

В заключение автор отмечает, что данная им интерпретация взглядов Фейерабенда согласуется с его собственными идеями, представленными в ряде недавних публикаций. Автор признается, что он предвзят в своих оценках, но считает данную предвзятость полезной. Многие комментаторы работ Фейерабенда поспешно объявляют его взгляды несостоятельными, тогда как сам автор исходит из принципа доверия и симпатии ко взглядам влиятельного философа науки XX в. Будучи изначально вдохновленным плюрализмом Фейерабенда, автор развил свои представления о реализме, которые он связал с прагматизмом. Его перспектива может быть названа «фейерабендовской, хорошо подходящей для рассмотрения [взглядов] Фейерабенда» (с. 56).

М.А. Сущин*

* Сущин Михаил Александрович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.