Урванцева Наталья Геннадьевна
РЕДАКТОРСКИЙ КОРПУС ЖУРНАЛА "ОЛОНЕЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ"
Статья посвящена истории "Епархиальных ведомостей" Олонецкой губернии. Личности редакторов, их деятельность и вклад в формирование и развитие епархиального печатного органа не были изучены. Сотрудниками епархиальных ведомостей являлись преподаватели духовных учебных заведений Петрозаводска и духовенство епархии. Биографические данные многих из них находятся в разных источниках, неполны или совсем неизвестны. Это обусловило актуальность данного исследования. Автор статьи воссоздает список редакторов журнала и восполняет пробелы в изучении периодической печати дореволюционной российской провинции. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/10-1/5.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 1. C. 25-27. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net
УДК 070.421.1
Статья посвящена истории «Епархиальных ведомостей» Олонецкой губернии. Личности редакторов, их деятельность и вклад в формирование и развитие епархиального печатного органа не были изучены. Сотрудниками епархиальных ведомостей являлись преподаватели духовных учебных заведений Петрозаводска и духовенство епархии. Биографические данные многих из них находятся в разных источниках, неполны или совсем неизвестны. Это обусловило актуальность данного исследования. Автор статьи воссоздает список редакторов журнала и восполняет пробелы в изучении периодической печати дореволюционной российской провинции.
Ключевые слова и фразы: епархиальные ведомости; периодическая печать; церковная периодика; журналистика; редакторы.
Урванцева Наталья Геннадьевна, к. филол. н.
Петрозаводский государственный университет naturv@mail.ru
РЕДАКТОРСКИЙ КОРПУС ЖУРНАЛА «ОЛОНЕЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
Статья подготовлена в рамках комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг.
Подпроект «Лаборатория "Философские, исторические и культурологические исследования "».
В последнее время неизменный интерес у исследователей вызывает история церковной периодической печати XIX - начала XX в. Анализ историографии изучения епархиальных ведомостей свидетельствует о том, что личностям редакторов уделяется недостаточно внимания. И. Ф. Верещагин в кандидатской диссертации «Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Европейского Севера России» рассматривает деятельность редакций епархиальных ведомостей в качестве подчиненного епархиальному начальству института по развитию печатного органа [2, а 16-19]. Процесс организации и динамические изменения редакционно-авторского коллектива «Ярославских епархиальных ведомостей» - первого епархиального периодического издания в России -проанализировал Р. В. Чижов [11, с. 14-16]. Л. Л. Степченков и Ю. А. Балбышкин восстановили биографические сведения некоторых редакторов «Смоленских епархиальных ведомостей» [10]. И. Ф. Верещагин исследовал особенности редактирования «Архангельских епархиальных ведомостей» [1].
Епархиальные ведомости как тип церковного издания во вторую половину XIX века распространились по всей России. Возникновение и создание «Олонецких епархиальных ведомостей» (далее «ОЕВ») принадлежит преосвященному епископу Олонецкому и Петрозаводскому Назарию (Н. Я. Кириллову). Он выступил с ходатайством от 31 декабря 1897 года за № 8856 перед Святейшим Синодом о разрешении издавать «ОЕВ» [6, с. 1]. С 1 марта 1898 года журнал стал выходить два раза в месяц в Олонецкой губернской типографии 1-го и 15-го числа. В период редакторства Александра Александровича Покровского с 1 марта 1909 года (№ 5) изменилась периодичность издания: «ОЕВ» стали выходить три раза в месяц 1-го, 11-го и 21-го числа.
«Епархиальные ведомости» являлись церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора, письмоводителя и цензора. Для успешного развития периодического издания большое значение имела личность редактора. От него полностью зависели информационное наполнение, концепция издания, редакционная политика, развитие и финансовое состояние журнала.
«ОЕВ» издавались по образцу официальной губернской газеты - «Олонецких губернских ведомостей». Каждый номер состоял из официальной и неофициальной частей, редактирование которых осуществлялось раздельно. В разное время редакторами в «ОЕВ» работали представители церковной интеллигенции. Официальную часть журнала редактировали секретари или исполняющие должность секретаря Олонецкой духовной консистории - Г. Добротин, С. А. Малевинский, Н. Е. Звероловлев, В. Ф. Иорданский, Г. Я. Воскресенский, В. А. Воздвиженский, П. П. Сребрянский, Н. Н. Первенцев, Н. И. Вещезеров, И. С. Борзецовский, П. П. Семенов, П. Квесит, Григорий (Н. К. Чуков).
Постоянными редакторами и сотрудниками неофициальной части стали ректоры Нафанаил (Н. З. Троицкий), Евгений (Е. А. Мерцалов), Фаддей (И. В. Успенский), Никодим (А. М. Кононов), Григорий (Н. К. Чуков) и преподаватели Олонецкой духовной семинарии Я. С. Елпидинский, П. К. Мягков, В. И. Лебедев, Иоанн (С. В. Братолюбов). К редакторской деятельности привлекались преподаватели Олонецкого епархиального женского училища А. А. Покровский и Н. Е. Звероловлев. Они взяли на себя всю черновую работу по напе-чатанию и изданию «Епархиальных ведомостей», развили и прочно утвердили свое «духовное детище».
В 1917 году согласно постановлению союза духовенства при Олонецкой духовной семинарии был образован редакционный совет. В него вошли преподаватель М. П. Смирнов, протоиерей П. Д. Метелев, А. С. Рубинов, Г. Я. Елпединский и А. Г. Чесноков. Обязанность секретаря редакции выполнял А. А. Покровский [4, с. 194], который проработал в журнале с 1908 по 1917 гг.
Многие из редакторов совмещали преподавательскую деятельность с редакторской. В большинстве своем они были людьми выдающимися и известными. Например, ректоры Олонецкой духовной семинарии: митрополит Харьковский Нафанаил (Н. Е. Троицкий), епископ Олонецкий и Петрозаводский Евгений (Е. А. Мерцалов),
26
^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 1
архиепископ Калининский, свмч. Фаддей (И. В. Успенский), епископ Белгородский, свмч. Никодим (А. М. Кононов), митрополит Ленинградский и Новогородский Григорий (Н. К. Чуков). Все они имели степень кандидата богословия.
Некоторые сотрудники имели опыт редакторской работы в «Епархиальных ведомостях» других епархий. Так, за официальную часть «ОЕВ» в 1899-1902 гг. отвечал секретарь Олонецкой духовной консистории Сергей Александрович Малевинский [3, с. 4], который шесть месяцев в 1897 году занимал такую же должность в «Архангельских епархиальных ведомостях» [1, с. 7]. Впоследствии он редактировал «Курские епархиальные ведомости» [7, с. 118] и «Ставропольские епархиальные ведомости».
На страницах «ОЕВ» печатались сведения о перемещениях по должности, в том числе и редакторов журнала. Такие переводы не могли не сказаться на работе редакции. Приведем некоторые примеры. Большой вклад в редактирование официального отдела внес секретарь Олонецкой духовной консистории Иван Сергеевич Борзецовский, служивший до этого секретарем Вятской духовной консистории [8, с. 163]. Он проработал в журнале с 1908 по 1912 гг. В 1912 году И. С. Борзецовский перемещен на должность секретаря в Воронежскую консисторию [9, с. 282]. В 1914 году он вновь получает должность секретаря Олонецкой духовной консистории и назначается исполняющим обязанности редактора официальной части «ОЕВ» (1914-1917) [5, с. 597].
В 1902 году инспектор Олонецкой духовной семинарии, иеромонах Евгений (Мерцалов) назначен ректором Олонецкой духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В период с 1901 по начало 1903 гг. он занимался редакционной работой неофициальной части. В январе 1903 года Е. А. Мерцалов перемещен на должность ректора Тверской духовной семинарии. С 5 февраля 1903 года в Твери о. Евгений состоял цензором «Тверских епархиальных ведомостей».
В составе редакции работали хорошо знающие Олонецкую епархию сотрудники. Наиболее деятельным служащим журнала был Николай Кириллович Чуков, который работал редактором еженедельной газеты «Олонецкая неделя» (1911-1917). Н. К. Чуков, обладая профессиональным мастерством и опытом, разновременно редактировал материалы официальной (1917, № 1) и неофициальной частей (1917, № 16-26; 1918, № 1-8), а также занимался цензурой журнала (1904, № 13, 14; 1905, № 2, 13, 14; 1906, № 14, 15; 1907, № 14; 1908, № 13). Работая в должности наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты, он большую часть своей жизни проводил в разъездах. Н. К. Чуков являлся ректором Олонецкой духовной семинарии. Он активно участвовал в общественной жизни и деятельности учреждений Петрозаводска и Олонецкой губернии.
В разное время Николай Ефимович Звероловлев редактировал официальную (1901, № 14, 15; 1902, № 3, 4, 9, 10, 13, 14; 1904, № 12, 13; 1917, № 20-23) и неофициальную части (1899, № 10), а Василий Иванович Лебедев занимался редактированием неофициальной части (1904, № 16; 1905, № 2, 13, 14; 1907, № 14) и цензурой (1904, № 15).
От создателей церковного издания зависели содержание, тематика, качество и характер публикуемых материалов. Фаддей совмещал ректорскую деятельность с редакторской. В период с 1903 по 1908 годы он работает редактором неофициального отдела журнала. На страницах «ОЕВ» стали публиковаться поучения, речи, посвященные соответствующим датам православного церковного календаря, которые были им произнесены в Олонецкой духовной семинарии, в Олонецком епархиальном женском училище и церковных школах, а также на педагогических курсах. Значительное внимание в «ОЕВ» уделялось состоянию раскола и описанию приходов в Олонецкой губернии. Впервые стали публиковаться в приложении к журналу конспекты уроков Фаддея по богослужению, по Закону Божию, по Катехизису, по природоведению. Благодаря этому расширился круг читателей.
1 июня 1918 года на 11-м номере прекратилось издание «ОЕВ». За двадцать лет существования журнала в официальной части сменилось 12 редакторов, а в неофициальной - 11. Такая нестабильность в работе была связана с перемещением преподавателей и ректоров Олонецкой духовной семинарии на новые должности в другие епархии. Многие сотрудники имели постоянное место службы, а редактирование журнала, которое отнимало много времени и сил, было дополнительной работой. Несмотря на все сложности, «Епархиальные ведомости» в конце XIX - начале ХХ в. оставались единственным периодическим печатным органом религиозного содержания, освещавшим церковную жизнь Олонецкой губернии.
Список литературы
1. Верещагин И. Ф. К истории церковной периодики Русского Севера: «Архангельские епархиальные ведомости» и их редакторы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4. С. 5-9.
2. Верещагин И. Ф. Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Европейского Севера России: автореф. дисс. ... к.и.н. Архангельск, 2013. 24 с.
3. Епархиальные известия // Олонецкие епархиальные ведомости (ОЕВ). 1899. № 15.
4. Новый состав редакции // ОЕВ. 1917. № 9.
5. О назначении ис. об. редактора официальной части «Олонецких епархиальных ведомостей» // ОЕВ. 1914. № 26.
6. Определение Святейшего Синода // ОЕВ. 1898. № 1.
7. Перемена по должности секретаря консистории // ОЕВ. 1902. № 3.
8. Перемены по службе // ОЕВ. 1908. № 8.
9. Распоряжения Правительства // ОЕВ. 1912. № 16.
10. Степченков Л. Л., Балбышкин Ю. А. Газета «Смоленские епархиальные ведомости» и ее редакторы // Вестник церковной истории. 2010. № 1-2 (17-18). С. 314-320.
11. Чижов Р. В. Роль периодической печати в консолидации регионального культурного сообщества: на примере деятельности «Ярославских епархиальных ведомостей» 1860-1917 гг.: автореф. дисс. ... к. культурологии. М., 2006. 22 с.
EDITORIAL CORPS OF THE JOURNAL "OLONETS DIOCESE GAZETTE"
Urvantseva Natal'ya Gennad'evna, Ph. D. in Philology Petrozavodsk State University naturv@mail. ru
The article is devoted to the history of "Diocese Gazette" of Olonets province. The personalities of the editors, their work and contribution to the formation and development of the diocesan organ have not been studied yet. The staff of the diocesan gazette included teachers of theological schools of Petrozavodsk and the clergy of the diocese. The curricula vitae of many of them are found in different sources, are incomplete or unknown. This stipulates the relevance of the study. The author recreates the list of the journal editors and fills in the gaps in the study of the periodical press of the pre-revolutionary Russian province.
Key words and phrases: diocese gazette; periodical press; church periodicals; journalism; editors.
УДК 82-31; 821.221.18
В статье анализируется одна из актуальнейших проблем современного осетинского литературоведения -исследование жанровых особенностей в рассказах Сека Гадиева на одном из важнейших этапов становления осетинской литературы в конце XIX- начале ХХ века. Целью изучения в предложенной статье является роль писателя в становлении концепции национального характера в формирующейся осетинской литературе и, конечно же, в зарождении и развитии в ней жанра рассказа. Теоретическая и практическая значимость статьи очевидна: результаты исследования будут способствовать дальнейшему изучению проблем жанрового своеобразия осетинского рассказа в начале ХХ века и могут быть использованы в вузовской и школьной практике.
Ключевые слова и фразы: жанр; рассказ; герой; конфликт; сюжет; характер; композиция. Фидарова Рима Японовна, д. филол. н., профессор
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В. И. Абаева (филиал )Владикавказского научного центра Российской академии наук тпакау^а@таИ. ги
Кайтова Ирина Анатольевна, к. филол. н.
Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова тпакау^а@таИ. ги
ЖАНР РАССКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ СЕКА ГАДИЕВА
Зарождающаяся в конце XIX - начале ХХ века осетинская литература приобретает и боевой, наступательный характер, выражая открытый протест против насилия над человеческой личностью. В этом тоже проявляется влияние марксистского этапа освободительной борьбы, первой русской революции, оказавшейся очистительной бурей в духовном бытии горцев. Весьма любопытны в данном аспекте рассказы Сека Га-диева 1907 года «Айсса», «Залда» и др. «Каких бы вопросов Сека Гадиев ни касался, - пишет З. Салагаева, -будь это вопросы христианско-проповеднического характера или истории Осетии, - в центре внимания его всегда тема родины, судьбы народа» [5, с. 43].
Часто выступал писатель и с осуждением вредных обычаев и традиций горцев [6, с. 17].
Художественная мысль все вернее и последовательнее продолжает свою линию в изображении характера горца, еще активнее продолжаются характерологические поиски, которые позже заложат основу реалистических традиций, воспринявших все лучшее от фольклора и вместе с тем «размежевавшихся» с фольклорной традицией, с фольклорной системой изображения характера. Так, скажем, в рассказе «Залда» (1907) Се-ка Гадиева уже отчетливо выявляется тенденция к всесторонности изображения человека, психологической дифференцированности. Уже явно нарушаются эстетические фольклорные «каноны». Характер не является носителем одной лишь идеи. И в рассказе «Айсса» (1907) стражник - не только взяточник, он еще и лицемер, до предела жаден, коварен, глуп (хотя и тут еще проскальзывает фольклорный способ мышления автора: отрицательный герой у него только отрицателен). Впрочем, такой подход был тогда еще вполне правомерен: ведь читатель, на которого был рассчитан данный рассказ, тоже не преодолел еще фольклорный уровень восприятия и, главное, фольклорную категоричность мышления. Одна из основных закономерностей развития художественного сознания как раз и заключается в органической зависимости диалектики писательского мышления от художественной культуры народа, его социально-исторического опыта, - художественное мышление тесно связано с идеологией и общественной психологией. Что же нового вносит С. Га-диев в художественное мышление своей эпохи и своего народа на столь ответственном этапе его развития? На наш взгляд, многое. Во-первых, именно с его творчеством входит в мир осетинского художественного мышления идея психологизма. «Право гражданства» в его произведениях получает описание чувств и эмоций героев. Это большой шаг в художественном становлении характера. К тому же ценно то, что неожиданно