УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
№ 7-2 (160). С. 44-48 Исторические науки и археология 2016
УДК 94(47)073/.083-453
НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА УРВАНЦЕВА
кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и культурологии Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) naturv@mail.ru
ОЛОНЕЦКИЙ ОТДЕЛ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА*
В начале XXI века Императорское православное палестинское общество проводит работу по возрождению региональных отделов в России и за рубежом. Это обстоятельство делает актуальным изучение их деятельности в дореволюционный период. Исследование функционирования епархиального отдела в Олонецкой губернии в организационной структуре Палестинского общества ранее не предпринималось, поэтому главными задачами являются: изучение истории создания Олонецкого отдела Императорского православного палестинского общества; анализ форм религиозно-просветительской работы населения; рассмотрение источников финансирования Общества. Ключевые слова: Императорское православное палестинское общество, Олонецкая губерния, православное паломничество
Православное палестинское общество и проект его Устава были утверждены Указом императора Александра III. 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие. С 1899 года организация была принята под высочайшее покровительство Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича и поэтому получила название Императорского православного палестинского общества (далее ИППО).
Основными задачами Общества являлись сбор, распространение в России сведений о святых местах Востока, содействие русским паломникам, идущим на поклонение к Гробу Господню, к святыням Востока, научное палестиноведение. ИППО строило школы, больницы, странноприимные дома, оказывало материальное пособие местным жителям, церквам, монастырям и духовенству, занималось восстановлением и укреплением православия среди населения Святой земли.
Для осуществления всех целей Общества постоянно требовались деньги. С момента образования по благословению Святейшего Синода Обществу было разрешено производить во всех церквах Российской империи денежный сбор для православных Иерусалима и Святой земли. Этот сбор являлся единственным крупным источником денежных поступлений на нужды Общества.
ИППО могло «открывать по мере надобности свои отделы в городах Империи. Отделы Общества имели своей целью: распространять сведения о целях ИППО; привлекать новых членов в Общество; принимать все дозволенные уставом Общества меры к увеличению материальных средств Общества и исполнять возлагаемые на них Обществом поручения»1. Региональные отделы организовывались по усмотрению Совета Общества и с согласия местного начальства.
© Урванцева Н. Г., 2016
Согласно § 3 дополнения к Уставу, епархиальные отделы открывались, если имелось достаточное количество человек - не менее десяти2. С 1893 года начали создаваться местные отделы, благодаря которым существенно увеличился рост членов ИППО и, как следствие этого, возросли суммы от собираемых им членских взносов.
11 апреля 1899 года в день Входа Господня в Иерусалим в Петрозаводске открылся Олонецкий отдел Императорского православного палестинского общества. Его Императорское Высочество Великий князь Сергей Александрович обратился с рескриптом на имя Его Преосвященства Преосвященнейшего Назария, епископа Олонецкого и Петрозаводского3, в котором он высказал свое намерение открыть в Олонецкой епархии Отдел Общества. В статье «Предложение Его Преосвященства о. о. настоятелям монастырей, благочинным и приходским священникам» Великий князь Сергей Александрович еще раз пишет об этом: «Во исполнение желания Его Императорского Высочества и побуждаясь собственною любовью к делу, которому служит Императорское Палестинское Общество, я предложил в предстоящий день Входа Господа в Иерусалим открыть в Олонецкой епархии Отдел сего Общества»4. Владыка откликнулся на слова рескрипта Председателя Палестинского общества и обратился к духовенству с особым предложением. Выражая свою архипастырскую благодарность духовенству за труды по сбору пожертвований на нужды Общества и объявляя о своем намерении открыть Олонецкий отдел ИППО, владыка говорил: «Я надеюсь, что, проникнувшись самым искренним сочувствием к задачам и деятельности Общества, отцы вызовут такое же сочувствие и у своих духовных чад»5.
Для ознакомления журнал «Олонецкие епархиальные ведомости» (далее ОЕВ) опубликовал
Устав ИППО6 и Правила для принятия в члены ИППО7. 11 апреля 1899 года запись лиц, изъявивших желание быть членами местного Отдела, проходила в Олонецкой духовной семинарии. Обязанности председателя принял на себя Его Преосвященство Преосвященнейший Назарий, епископ Олонецкий и Петрозаводский. По предложению владыки товарищем председателя единогласно избран князь, Олонецкий вице-губернатор Сергей Александрович Вяземский, казначеем - управляющий Казенной палатой Николай Петрович Бильбасов и кандидатом казначея - инспектор народных училищ Федор Федорович Чудинов. После избрания всех должностных лиц сроком на три года Олонецкий отдел ИППО был открыт8. На имя Августейшего председателя Палестинского общества Великого князя Сергея Александровича была отправлена телеграмма об открытии Отдела. В заключение мероприятия преподаватель Олонецкой духовной семинарии С. А. Лосев прочел речь «О гробе Господнем»9.
Лица, желающие вступить в члены ИППО, должны были написать заявление в Совет ИППО, в местный Отдел или уполномоченному Общества. По § 23 Устава ежегодный взнос действительного члена составлял 25 рублей серебром, члена-сотрудника - 10 рублей серебром. Его можно было заменить единовременным взносом (500 рублей серебром и 200 рублей серебром соответственно). Такие суммы были высоки для представителей разных сословий. В ежегодном отчете за 1911-1912 годы отмечалось, что привлечение новых членов в Общество затруднено из-за высокого членского взноса10. Среди сотрудников имелись задолженности по уплате членских взносов. В отчете Олонецкого отдела ИППО за 1909-1910 годы отмечается, что инспектор Олонецкой духовной семинарии статский советник Василий Иванович Лебедев и купец Иван Егорович Афонькин сделали последний взнос в 1906 году, а протоиерей Владимир Иванович Разумов - в 1907 году11.
Большое место в жизни Епархиального отдела занимала забота о подготовке и проведении вербных сборов. Главным источником денежных средств Палестинского общества были добровольные пожертвования православных в Вербную неделю. По благословению Святейшего Синода в праздник Входа Господня в Иерусалим объявлялся тарелочный или кружковой сбор пожертвований на улучшение быта русских паломников и для помощи православным в Иерусалиме и Святой земле. С каждым годом количество паломников росло, и ИППО приходилось заботиться о большом количестве богомольцев, а средств на это не хватало. Для сбора средств на нужды Палестинского общества в ОЕВ публиковались рескрипты Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича и Ее
Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны на имя Его Преосвященства и правила для сбора пожертвований.
Олонецкий отдел ИППО ежегодно рассылал письма к настоятелям и старостам городских и некоторых сельских церквей епархии о производстве разрешенного Святейшим Синодом Палестинскому обществу сбора во всех церквах России и на службах Вербной недели, воззвания и собеседования, разъясняющие цель и значение церковного сбора, а также листки для их бесплатной раздачи в церквах. Деньги от настоятелей церквей высылались в Олонецкую духовную консисторию, которая затем препровождала их через хозяйственное отделение Святейшего Синода в Совет Общества. Заботясь об увеличении средств Общества, Отдел, помимо приглашения лиц в число членов Палестинского общества, занимался сбором пожертвований по сборным листам и квитанционным книжкам. В течение года в церквах проводились различные благотворительные сборы, поэтому сбор денег в неделю Вайи (Вход Господень в Иерусалим) мог оставаться незамеченным. В 1909 году для лучшей организации пожертвований в эту праздничную неделю в тех приходах, где церковные старосты не обнаруживали особого усердия, привлекались прихожане, пользующиеся уважением среди населения.
Высочайше утвержденное 2 марта 1885 года дополнение к Уставу Палестинского общества поставило главной целью деятельности отделов распространение сведений о Святой земле12. В 1901 году были разработаны «Руководящие правила для действия отделов ИППО», согласно которым основной формой работы с населением являлось проведение бесед, чтений и собеседований, знакомящих с прошлым и настоящим Святых мест Востока и его священно-историческими памятниками. В 6-м приложении опубликованы Правила для устройства и ведения чтений о Святой земле. В Олонецком отделе ИППО была сформирована Комиссия по устройству духовно-нравственных чтений. В ее состав входили: протоиерей Николай Кириллович Чуков, священник Александр Петрович Воскресенский, Сергей Анатольевич Левицкий, секретарь Губернской управы и казначей-делопроизводитель Отдела Иван Сергеевич Борзецовский. В 1910 году Комиссия была упразднена. Организация Палестинских чтений являлась одной из важных форм работы епархиальных отделов ИППО. Первые чтения в Петрозаводске были проведены в 1901 году ректором Олонецкой духовной семинарии Евгением Мерцаловым13. В Братском Назарьевском доме слушателей знакомили со святынями Палестины по изданиям Палестинского общества. Чтения сопровождались церковными песнопениями. Для привлечения широкого круга населения использовался «волшебный
фонарь» для иллюстрации туманных картинок. После чтений бесплатно раздавали издания ИППО: палестинские листки, брошюры и виды Святой земли. В 1909 году Палестинские чтения устраивались совместно с Петрозаводским уездным комитетом попечительства о народной трезвости в Петрозаводском Народном доме. Чтения о Святой земле проходили в здании Никольской (Голиковской) церковно-приходской школы14 и в Сулажгорской церковно-приходской школе. Лекторами были ректоры Олонецкой духовной семинарии, преподаватели епархиального женского училища, женской гимназии, епархиальные миссионеры-проповедники и иеромонахи.
Для организации народных чтений и собеседований о Святой земле привлекались уполномоченные. В Петрозаводске была избрана особая комиссия в числе трех человек, в уездных городах устройство чтений поручено уездным протоиереям, а в уездах - уездным наблюдателям церковных школ. В начале 1910 года этим лицам был разослан присланный Палестинским обществом материал: 302 книжки для чтения и 16 000 экземпляров листков с видами Святой земли для бесплатной раздачи слушателям. Уполномоченные должны были: «1) отнестись к делу устройства Палестинских чтений с душевным участием так, чтобы чтения приносили действительную пользу слушателям; 2) доставить в Отдел не позже 1-го апреля сведения о сих чтениях, именно: где, когда и сколько раз они велись, что именно читалось и раздавалось, сколько было слушателей, что особенно понравилось и т. д.»15 В отчетах Олонецкого отдела ИППО часто сообщалось, что материалов для устройства чтений и собеседований о Святой земле не хватало. Зачастую они приходили от Совета Общества несвоевременно. Это существенно затрудняло проведение мероприятий. Епархиальный отдел рекомендовал пользоваться уездным наблюдателям церковных школ материалами прежних лет, не дожидаясь новых брошюр и листков.
Палестинские чтения и вечера становились ярким событием в религиозной жизни губернии. Они проводились в воскресные и праздничные дни законоучителями, учителями и учительницами школ и училищ в уездных городах (Олонце, Вытегре, Каргополе, Пудоже, Повенце) и уездах (Повенецком, Каргопольском, Пудожском, Ло-дейнопольском). Слушающих всегда было много. В 1909 году в городе Олонце на вечер собралось не менее 500 человек16. Чтения сопровождались молитвами и церковными песнопениями, выступлениями хоров учебных заведений, туманными картинами и игрою на граммофоне, исполнением стихотворений. Слушателям могло быть предложено до одиннадцати номеров.
Особую ценность для исследователей русского паломнического движения представляют источники личного происхождения - вос-
поминания и дневники о посещении Святой земли, опубликованные на страницах ОЕВ [1]. Поездка в Палестину священника, преподавателя Олонецкой духовной семинарии Евгения Мерцалова, впоследствии епископа Олонецкого и Петрозаводского, состоялась летом 1899 года. Дневник «От Петрозаводска до Иерусалима и обратно (Путевые заметки и впечатления паломника)» печатался в период с 1899 по 1901 год17. В 1902 году он публиковался только в трех номерах журнала18. В дневнике описывается период с 18 мая до 21 июня 1899 года. В паломнических заметках автор не рассказал о своих последних днях пребывания на Святой земле. Дневник заканчивается на главе «VIII. Гефсиманская весь. Вифания. Сион». Этому помешали объективные обстоятельства. В 1901 году Е. Мерцалов занял должность инспектора Олонецкой духовной семинарии. Определением Святейшего Синода от 20-21 февраля 1902 года за № 761 инспектор Олонецкой духовной семинарии иеромонах Евгений (Мерцалов) назначен ректором Олонецкой духовной семинарии с возведением в сан архи-мандрита19. Отдельный оттиск в литературной обработке под тем же названием вышел в Петрозаводске в 1900 году в двух выпусках (Вып. 1 «До Иерусалима» и Вып. 2 «Св. град Иерусалим и его окрестности»)20. В 2014 году дневник опубликован со вступительной статьей доктора исторических наук К. Е. Балдина в рамках издательской и научной деятельности ИППО [1].
Отец Евгений вошел в состав комиссии для выработки программы религиозно-нравственных чтений в Братском доме и сам регулярно в них участвовал. Своими впечатлениями о Святой земле Е. Мерцалов делился и в устной форме на Палестинских чтениях. В 1900-1901 годах он выступал 19 раз (всего в тот год состоялось 29 чтений)21. 27 декабря 1900 года на собрании членов Олонецкого отдела ИППО и 19 мая 1902 года на годичном собрании Олонецкого отдела ИППО он прочитал очерки «Вифлеем»22 и «Горняя»23. Эти и другие путевые заметки были опубликованы в журнале «ОЕВ»24. Все они пользовались большим спросом, поэтому изданы в виде оттисков25, которые использовались при организации Палестинских чтений и вечеров.
Указом Святейшего Синода от 8 января 1903 года за № 129 архимандрит Евгений Мер-цалов перемещен на должность ректора Тверской духовной семинарии26. 23 ноября 1907 года император Николай II утвердил синодальный доклад «об учреждении во Владимирской епархии на местные средства кафедры второго викарного епископа, с присвоением ему наименования Муромского и с переименованием первого викария в епископа Юрьевского и о бытии ректору Тверской духовной семинарии архимандриту Евгению епископом Муромским»27. Хиротония состоялась 16 декабря в Троицком соборе
Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге [2: 332]. В 1909-1910 годах он переиздал в Муроме свои «палестинские» очерки28.
«Хождение» в Святую землю совершил священник Петрозаводской больничной церкви Владимир Крючков. Его паломнические воспоминания напечатаны в семи номерах «ОЕВ» в 1912 году29.
Весной 1911 года в Иерусалиме побывал священник Усть-Колодского прихода Пудожского уезда Владимир Звероловлев. Секретарь Палестинского общества Алексей Дмитриевский выразил ему глубокую благодарность за теплое и сердечное внимание, с которым он отнесся «к простым русским богомольцам на пути в Святую Землю, назидая их во время длительного переезда на пароходе общею молитвою и религиозными беседами»30. На его имя заказной бандеролью был выслан 4-й выпуск «Сообщений Общества» за 1911 год, в котором помещена статья «Священник В. Звероловлев в роли духовного
вождя на пути в Святую Землю»31. В своих шести Палестинских чтениях он подробно рассказал о своем путешествии. Число слушателей на них всегда было не менее 100, а иногда доходило и до 250 человек32.
Таким образом, Епархиальный отдел ИППО привлекал внимание провинциальной общественности к своей деятельности посредством публикации паломнических мемуаров о Святой земле, ежегодных отчетов Отдела, объявлений, воззваний в ОЕВ, проведением собраний Общества, Палестинских чтений и вечеров, распространением печатных материалов о святых местах Востока, повысилась религиозно-просветительская и катехизаторская деятельность среди населения. Организация его дала возможность формировать религиозное мировоззрение в отдаленных приходах губернии. Создание Олонецкого отдела ИППО стало важной вехой в религиозной жизни Олонецкой губернии в конце XIX - начале XX века.
* Статья подготовлена в рамках комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг. Подпроект «Лаборатория "Философские, исторические и культурологические исследования"».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Устав Императорского Православного Палестинского Общества // ОЕВ. 1899. № 7-8. С. 11.
2 Высочайше утвержденное 2 марта 1885 года дополнение к Уставу Православного Палестинского Общества // Отчет Православного Палестинского Общества за 1885-1886 год. СПб., 1886. С. 193.
3 Рескрипт Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича от 24 декабря 1898 года за № 64 на имя Его Преосвященства Преосвященнейшего Назария, епископа Олонецкого и Петрозаводского // ОЕВ. 1899. № 7-8. С. 1-2.
4 Предложение Его Преосвященства о. о. настоятелям монастырей, благочинным и приходским священникам // ОЕВ. 1899. № 7-8. С. 2.
5 N. Открытие Отдела Императорского Православного Палестинского Общества // ОЕВ. 1899. № 9. С. 8.
6 Устав Императорского Православного Палестинского Общества // ОЕВ. 1899. № 7-8. С. 3-12.
7 Правила для принятия в члены Императорского Православного Палестинского Общества // ОЕВ. 1899. № 7-8. С. 12.
8 N. Открытие Отдела Императорского Православного Палестинского Общества // ОЕВ. 1899. № 9. С. 8.
9 Лосев С. А. О гробе Господнем (Речь, читанная 11-го апреля в семинарском зале при открытии Олонецкого Отдела Императорского Православного Палестинского Общества) // ОЕВ. 1899. № 9. С. 10-16.
10 Отчет Олонецкого Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1911-12 отчетный год // ОЕВ. 1912. № 20. Прил.: С. 6.
11 Полянский С., Богословский И., Иоанн (Братолюбов). Отчет Олонецкого Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1909-10 отчетный год // ОЕВ. 1910. № 16. С. 375.
12 Высочайше утвержденное 2 марта 1885 года дополнение к Уставу Православного Палестинского Общества // Отчет Православного Палестинского Общества за 1885-1886 год. СПб., 1886. С. 193.
13 Отчет Олонецкого Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1901 г. с 1 марта 1901 по 1 марта 1902 годов // ОЕВ. 1902. № 11. С. 388.
14 Иоанн. Палестинские чтения в Голиковской школе (г. Петрозаводск, 1912 г. 6 и 13 марта) // ОЕВ. 1912. № 11. С. 206.
15 Полянский С., Богословский И., Иоанн (Братолюбов). Отчет Олонецкого Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1909-10 отчетный год // ОЕВ. 1910. № 16. С. 371-372.
16 Там же. С. 372.
17 Мерцалов Е. От Петрозаводска до Иерусалима и обратно (путевые заметки и впечатления паломника) // ОЕВ. 1899. № 19. С. 19-20, № 20. С. 29-34, № 21. С. 24-28, № 22. С. 24-29, № 24. С. 36-42; ОЕВ. 1900. № 1. С. 16-20, № 2. С. 58-61, № 3. С. 103-108, № 4. С. 142-145, № 5. С. 190-196, № 12. С. 468-474, № 13-14. С. 508-513, № 15. С. 551-554, № 17. С. 615-620, № 18. С. 634-639, № 19. С. 676-679, № 20. С. 736-740, № 22. С. 783-785, № 23. С. 805-809; ОЕВ. 1901. № 3. С. 112-117, № 5. С. 189-196, № 6. С. 214-219, № 7-8. С. 236-241, № 11. С. 336-339, № 12. С. 368-372, № 13. С. 412-417, № 14. С. 443-447, № 15. С. 468-471, № 16. С. 492-496, № 18. С. 542-546, № 19. С. 580-582, № 24. С. 770-772.
18 А. Е. От Петрозаводска до Иерусалима и обратно (путевые заметки и впечатления паломника) // ОЕВ. 1902. № 5. С. 202206, № 15. С. 508-513, № 16. С. 557-560.
19 Определение Синода // ОЕВ. 1902. № 6. С. 216.
20 Мерцалов Е. От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: (Путевые заметки и впечатления паломника). Петрозаводск: Олонец. губерн. тип., 1900. 2 вып. 87 с.
21 Крылов В. Религиозно-нравственные чтения в Братском Назарьевском доме г Петрозаводска в 1900-1901 г. // ОЕВ. 1902. № 1. С. 19-22.
22 Мерцалов Е. Вифлеем (из очерков паломника) // ОЕВ. 1901. № 1. С. 18-24, № 2. С. 64-68.
23 А. Е. Горняя (из очерков паломника) // ОЕВ. 1902. № 11. С. 401-404, № 12. С. 436- 439.
24 Мерцалов Е. Иордан и Мертвое море (Из путевых очерков паломника) // ОЕВ. 1900. № 9. С. 334-340, № 10. С. 376-383; Мерцалов Е. Гефсиманская весь и Вифания (из очерков паломника) // ОЕВ. 1901. № 9. С. 276-280, № 10. С. 302-306.
25 Мерцалов Е. Гефсиманская весь и Вифания: (Из очерков паломника). Петрозаводск, 1901; Мерцалов Е. Вифлеем: (Из очерков паломника). Петрозаводск, 1901; Мерцалов Е. Горняя: (Из очерков паломника). Петрозаводск, 1902.
26 Указ из Святейшего Синода // ОЕВ. 1903. № 2. С. 33.
27 Высочайшее повеление // Церковные Ведомости. 1907. № 49. С. 417.
28 Мерцалов Е. Гефсиманская весь и Вифания (Из очерков паломника). Муром, 1909; Мерцалов Е. Горняя (Из очерков паломника). Муром, 1909; Мерцалов Е. Иордан и Мертвое море (По библейским и научным данным и личным впечатлениям). Муром, 1909; Мерцалов Е. Вифлеем (Из очерков паломника). Муром, 1910.
29 Крючков В. Из воспоминаний о путешествии во Святую Землю // ОЕВ. 1912. № 3. С. 74-76, № 4. С. 99-100, № 5. С. 109-111, № 6. С. 134-135, № 7. С. 150-152, № 8. С. 166-168, № 9. С. 178-182.
30 Дмитриевский А. Отношение Императорского Православного Палестинского Общества на имя священника о. Владимира Звероловлева от 10 февраля 1912 г. за № 262 // ОЕВ. 1912. № 12. С. 230.
31 Выписка из Летописи Палестинского Общества, помещенная на 581, 582 и 583 страницах ^-го выпуска «Сообщений Общества» за 1911-й год под заглавием «Священник В. Звероловлев в роли духовного вождя на пути в Св. Землю» // ОЕВ. 1912. № 12. С. 230-231.
32 Отчет Олонецкого Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1911-12 отчетный год // ОЕВ. 1912. № 20. Прил.: С. 3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балдин К. Е. Источники личного происхождения о русском православном паломничестве конца XIX - начала XX в. // На пути к гражданскому обществу. 2014. № 4 (16). С. 55-68.
2. Галкин А. К. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Евгений Мерцалов (материалы к биографии) // Православие в Карелии: Материалы 3-й региональной науч. конф. / Отв. ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2008. С. 325-334.
3. Мерцалов Е. От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: (Путевые заметки и впечатления паломника) / Вступ. ст. К. Е. Балдина; Импер. Правосл. Палестин. Общ-во. М.: Индрик, 2014. 254 с.
Urvantseva N. G., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)
OLONETSKY DEPARTMENT OF THE IMPERIAL ORTHODOX PALESTINE SOCIETY IN THE RELIGIOUS LIFE OF OLONETS PROVINCE IN LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
The article addresses the issues of organization and activity of one of the diocesan departments of the Imperial Orthodox Palestine Society in the late XIX - early XX centuries, namely, the role of Olonetsky Division of the Imperial Orthodox Palestine Society in the religious life of Olonets province. Some activities related to the religious enlightenment of the population and measures to increase the tangible assets of the Society are analyzed in the article.
Key words: Olonetsky Department of the Imperial Orthodox Palestine Society, The Holy Land, Palestine, pilgrimage
REFERENCES
1. Bald in K. E. Sources of personal origin of the Russian Orthodox pilgrimage in late XIX - early XX centuries [Istochniki lichnogo proiskhozhdeniya o russkom pravoslavnom palomnichestve kontsa XIX - nachala XX v.]. Naputi k grazhdanskomu obshchestvu. 2014. № 4 (16). P. 55-68.
2. Galkin A. K. Evgeny Mertsalov, Bishop of Olonets and Petrozavodsk (materials for his biography) [Episkop Olonetskiy i Petrozavodskiy Evgeniy Mertsalov (materialy k biografii)]. Pravoslavie v Karelii. Petrozavodsk, Karel'skiy nauchnyy tsentr RAN Publ., 2008. P. 325-334.
3. Mertsalov E. Ot Petrozavodska do Ierusalima i obratno: (Putevye zametki i vpechatleniya palomnika) [From Petrozavodsk to Jerusalem and back: (Travel notes and impressions of the pilgrim)]. Moscow, Indrik Publ., 2014. 254 p.
Поступила в редакцию 26.07.2016