УДК 74.01/.09 Амбарникова Е.М. Волошинова Т.Ю.
Амбарникова Е.М.
студент магистратуры, 2 курс Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(г. Санкт-Петербург, Россия)
Волошинова Т.Ю.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(г. Санкт-Петербург, Россия)
РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ИЗДАНИЯХ БИБЛИИ
Аннотация: исследование данной работы заключается в раскрытии специфических требований к графическому оформлению изданий Библии для разных целевых аудиторий. Исследование поможет понять, какие элементы и приемы дизайна будут наилучшим образом подходить для разных возрастных групп, социокультурных контекстов или религиозных традиций.
Ключевые слова: графический дизайн, Библия, редакторский анализ.
С самого начала печати Библии, графический дизайн играл значительную роль в создании привлекательности и доступности текста. Издания XV века, выпущенные на ранних типографских прессах, имели свои уникальные стилистики и графические элементы. Эти ранние работы помогли установить базовые принципы графического дизайна в изданиях Библии, такие как использование иллюстраций и виньеток. [3] (см рисунок)
1690
Рис. 1 Первая русская рукописная Библия
С течением времени, с развитием технологий и внедрением новых шрифтовых и компьютерных программ, графический дизайн в изданиях Библии стал более разнообразным. Различные читательские аудитории, такие как дети, молодежь и взрослые, требуют разных подходов в графическом дизайне. [2] (см рисунок)
Рис. 2 Библия для детей с цветными иллюстрациями Доре
Также стоит учитывать, что графический дизайн тоже имеет под собой психологическую основу. Многие издания одного жанра по визуальной
1691
составляющей будут отличаться по смысловой, цветовой и знаковой художественной составляющей. Так, например, книги для детей будут содержать в себе гораздо больше иллюстраций, чем книги для взрослых. Подарочные издания будут иметь сложные оттенки цветов, красивую, богато украшенную обложку, плотную бумагу и высокое качество печати, нежели дешёвый покет-бук, который зачастую не имеет иллюстраций вообще. [1] (см Рисунок)
Рис. 3. Библия с иллюстрациями русских художников.
Подарочное издание
При первом взгляде на полки с Библиями можно заметить, что большинство из них имеют схожие обложки и стандартные шрифты. Независимо от того, покупает ли их верующий или просто интересующийся чтением Библии, выбор графического оформления оставляет желать лучшего. Предпочтения читателей различны: кому-то нравится яркая и современная обложка, а кому-то более традиционный вид. Однако все издания Библии выглядят очень похожими друг на друга, что может вызывать чувство однообразия и отсутствия индивидуальности у каждого экземпляра. [1]
1692
Тем не менее проведенный нами предварительный редакторский анализ изданий Библии показывает, что они отличаются своей концепцией. Поскольку целевое назначение и характер информации у изданий Библии совпадают, очевидно, что издания различаются читательским адресом. Поэтому, для того чтобы провести редакторский анализ изданий Библии, мы разделили весь массив изданий на группы по читательскому адресу.
Для того, чтобы выделить основные группы читателей библии, мы основывались на возрасте и религиозной принадлежности. В результате предварительного редакторского анализа было выделено четыре группы читателей изданий Библии:
- дети,
- религиозные люди,
- читатели, интересующиеся Библией как культурным феноменом ("любопытствующие"),
- ценители.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Основы и техника графического дизайна. - М., - 1944;
2. Свешникова И. К. Технология редакционно-издательского дела: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. - 116 с;
3. Тяпкин Б.Г. Аппарат произведений печати. - М., - 1987;
4. Тяпкин Б.Г. Работа редактора над иллюстрациями. - М., - 1968
1693
Ambarnikova E.M., Voloshinova T.Yu.
Ambarnikova E.M.
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia)
Voloshinova T.Yu.
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia)
EDITORIAL ANALYSIS OF GRAPHIC DESIGN IN BIBLE EDITIONS
Abstract: the study of this work is to reveal the specific requirements for the graphic design of Bible editions for different target audiences. Research will help to understand which design elements and techniques will best suit different age groups, sociocultural contexts or religious traditions.
Keywords: graphic design, Bible, editorial analysis.
1694