Теория литературы как основа для анализа и разработки концепции литературно-художественного издания
Волошинова Татьяна Юрьевна,
к.п.н., доцент, доцент, Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью СПбПУ Петра Великого E-mail: [email protected]
Волошинова Анастасия Денисовна,
ст.преподаватель, Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью СПбПУ Петра Великого E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы соотношения понятий теории литературы с этапами разработки концепции издания. Основные понятия теории литературы рассматриваются с точки зрения теории редакторской подготовки издания. Разработаны критерии выявления наиболее значимых для редактора понятий теории литературы. Выявлено, что к наиболее актуальным для редактора понятиям относятся тема художественного произведения, мир художественного произведения, система героев, сюжет, композиция, язык художественного произведения, жанр, метод и направление. Проведен содержательный анализ этапов разработки концепции издания, выявлены понятия теории литературы, которые используются на этапе общего формирования концепции, на этапе работы над аппаратом издания и на этапе работы над оформлением издания. Установлено, что тематика произведения является особенно значимой для установления читательского адреса и определения принципов группировки произведений в сборниках и сериях, анализ мира художественного произведения, системы героев и сюжета необходим прежде всего для разработки оформления издания, внешняя композиция произведения важна для составления справочно-поискового аппарата. Все рассмотренные понятия в равной степени могут быть предметом описания в элементах справочно-пояснительного аппарата. Каждое из рассмотренных понятий может обладать также дополнительными функциями и в этом случае использоваться на менее характерных для себя этапах разработки концепции издания.
Ключевые слова. Теория литературы, теория редакторской подготовки издания, разработка концепции издания, формирование концепции издания, разработка аппарата издания, разработка оформления издания, тематика художественного произведения, мир художественного произведения, герой, сюжет, композиция, язык художественного произведения, жанр, метод, направления.
Теория редакторской подготовки издания не дает прямого ответа на вопрос о роли категориального аппарата и методов теории литературы при разработке концепции издания. Существует большое количество работ, которые используют литературоведческую терминологию, говоря о редакторском анализе или работе редактора над текстом произведения (см., например, [1], [2]), однако соответствия между понятиями теории литературы и этапами редакторской подготовки издания до сих пор не выявлены. Исследование, предпринятое авторами настоящей статьи, имело своей целью устранить данный пробел.
Отбор понятий теории литературы, значимых для редактора и издателя, был проведен на базе обобщения эмпирического опыта освоения будущими редакторами основ теории литературы. Было выявлено 19 вузов, осуществляющих подготовку по направлению бакалавриата «Издательское дело» на момент написание статьи. Далее был осуществлен анализ методических материалов, размещенных на сайтах вузов или их структурных подразделений. Анализ учебных планов по направлению «Издательское дело» показал, что дисциплина, направленная на освоение теории литературы обычно носит название «Теория литературы», реже - «Введение в литературоведение». Далее были проанализированы все доступные для изучения рабочие программы дисциплин (РПД). Был составлен список основных понятий теории литературы, освоение которых предполагается в соответствии с разделом «Содержание дисциплины».
На следующем этапе было необходимо уточнить содержание отобранных понятий. Поскольку речь идет об использовании понятий специалистами гуманитарного профиля, которые, тем не менее, не являются филологами, нам представлялся нецелесообразным выбор между строго научными дефинициями. Исходя из этого для уточнения понятий были выбраны не научные и научно-справочные издания, а учебные издания, на базе которых формируется представление о понятиях теории литературы у будущего редактора. В связи с этим анализ отобранных на первом этапе исследования РПД был продолжен. В результате был составлен список учебников, учебных пособий и дополнительной литературы, наиболее часто рекомендуемых для изучения дисциплины. Критерием для отбора стало включение издания в РПД как минимум трех вузов. Таким образом, для уточнения содержания основных понятий, рассматриваемых в настоящей статье, были использованы 10 учебных изданий для вузов, среди которых три
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
учебника «Введение в литературоведение» [3], [4], [5], учебное пособие «Введение в литературоведение» [6], один учебник «Теория литературы» [7], три учебных пособия «Теория литературы» [8], [9], [10], [11], одно из которых ([10], [11]) - в двух томах, учебное пособие «Введение в литературоведение: Теория литературы» [12] и учебное пособие «Основы стиховедения. Русское стихосложение» [13]. Понятия, дефиниции которых в учебных изданиях носили неоднозначный или противоречивый характер, мы исключили из списка, в настоящей статье они рассмотрены не будут.
Последний из подготовительных этапов исследования был связан с определением тех этапов деятельности редактора, которые требуют взаимодействия с категориями теории литературы. Основываясь на положениях теории редакторской подготовки издания [1], [14], [15], и сведениях о составе издания, описанных в ГОСТ 7.0.3-2006. Издания. Основные элементы [16], мы выделяем следующие этапы работы редактора над литературно-художественным изданием:
1) разработка концепции издания в целом: определение читательского адреса, характера информации и целевого назначения издания (далее в статье - этап формирования концепции);
2) редактирование произведения, доработка произведения автором;
3) подготовка и редактирование аппарата издания;
4) разработка плана иллюстрирования и оформления издания.
Следует отметить, что второй этап возможен не всегда; так, в случае издания классических произведений работа с автором невозможна по объективным причинам, да и необходимости в ней нет. Работа, связанная с редактированием авторского текста, подробно описана в источниках [1 ] и [2], в связи с чем в настоящем исследовании данный этап мы опустим.
Таким образом, можно перейти к основной части нашего исследования - сопоставлению этапов деятельности редактора с понятиями теории литературы. Содержание этапов работы редактора мы рассматриваем в соответствии с описанием особенностей технологии редакционно-издательского процесса в указанных выше источниках и с учетом эмпирического опыта практикующих работников отрасли, содержание понятий теории литературы - в соответствии со сформированным нами списком уточненных понятий. Результаты анализа были подкреплены выборочным редакторским анализом изданий (суммарно проанализировано более 100 изданий).
В результате проведенного сравнительно-сопоставительного анализа мы пришли к ряду выводов, которые изложим в соответствии с отобранными понятиями.
Ё Тема произведения
и
й На этапе разработки концепции издания в целом тематика произведения может быть необходима как минимум в двух случаях.
Во-первых, знание тематики позволяет уточнить читательский адрес. Несмотря на то, что в ГОСТ Р 7.0.60-2020. Издания. Основные виды. Термины и определения [17, с. 9] группы потенциальных читателей обозначены достаточно лаконично, на практике каждое издание должно быть ориентировано на группу людей с определенными предпочтениями, в том числе тематическими (читающие «о любви», «об истории», «о животных», «о поисках смысла жизни», «о конфликте поколений» и т.п.). Тематика может также служить естественным ограничителем читательского адреса. Так, в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [18], тематика является первым фактором, подлежащим оценке при проведении исследований в целях классификации информационной продукции. В частности, ограничению подлежат произведения с тематикой болезни, смерти и т.п.
Во-вторых, тематический принцип группировки произведений - один из самых частотных, что необходимо учитывать при разработке сборников или серий изданий. Анализ современного издательского опыта показывает, что популярностью часто пользуются не только традиционные сборники рассказов, но и тематические сборники (см., например, сборники «Истории из щенячьей жизни», «Рассказы о любви», «Русские писатели об алкоголе» и т.п.).
На этапе работы над аппаратом издания тематика произведения должна быть учтена прежде всего при составлении справочно-пояснительного аппарата. Чаще всего темы, требующие пояснения или уточнения, освещаются во вступительной статье или послесловии, реже - в комментариях. Анализ показывает, что в максимальной степени в соответствующих элементах аппарата должны быть отражены, во-первых, имплицитно выраженные темы, выявление которых требует от читателя специальных навыков, и, во-вторых, культурно-исторические темы, с которыми читатель может быть не очень хорошо знаком.
Тематика произведения также может быть отражена в аннотации, являющейся элементом опознавательно-отличительного аппарата. В последнее время аннотация часто служит своего рода рекламой произведения, корректное указание тематики помогает книге найти своего читателя, поэтому в последнее время отражение тематики художественного произведения в аннотациях стало более распространенным.
При работе над оформлением издания тематика может быть учтена в специальных элементах внутреннего и внешнего оформления издания: карты на обложке или крышке переплета при наличии в произведении темы карточной игры, морские волны в заставках, на полях страницы или в шмуцтитулах при наличии в произведении темы моря или темы путешествий. При этом следует отметить, что тематика произведения, как, впрочем и все элементы содержания, играет в работе над оформлением значительно меньшую роль, чем элементы художественной формы.
Мир художественного произведения
Мы рассматривали мир художественного произведения, включая в него художественное пространство и художественное время, художественный пейзаж, художественный интерьер, иногда - художественную деталь. Результаты анализа показали следующее.
При работе над формированием концепции издания мир художественного произведения, на первый взгляд, не играет существенной роли. Тем не менее более глубокий анализ изданий показывает, что художественное пространство и художественное время может выступать в качестве принципа группировки произведений в сборнике (начиная с классических «Петербургских повестей» и заканчивая «Новогодними и рождественскими рассказами»); причем по этому принципу могут группироваться сборники как одного, так и группы авторов. Читательский адрес подобных сборников может быть достаточно широким, но может быть и ограничен жителями определенного города или области, а также туристами.
При работе над аппаратом издания нужно учитывать возможность раскрытия отдельных элементов художественного пространства и времени в примечаниях и комментариях; в случае, если художественное время представляет собой эпоху, мало знакомую современному читателю, рассказ о ней может предварять прочтение произведения и, соответственно, быть включенным во вступительную статью. В целом, однако, следует отметить относительно низкую представленность элементов мира художественного произведения в аппарате художественных изданий.
Наибольшую роль мир художественного произведения играет в оформлении издания. Он может быть отражен уже во внешнем оформлении (иллюстрация на обложке), карта художественного мира может быть размещена на форзаце и / или нахзаце, элементы художественного мира могут использоваться в качестве тематических мотивов во внутреннем оформлении издания. И, наконец, важнейшую роль художественный интерьер, художественный пейзаж, художественная деталь, играют при планировании иллюстраций к художественному произведению. Отметим, что роль редактора в проверке иллюстраций на соответствие реально описанному автором миру художественного произведения неоднократно отмечалась специалистами по теории редакторской подготовки издания [2, с.45-49]. Отсюда мы делаем вывод о необходимости детального анализа всех элементов мира художественного произведения перед разработкой концепции иллюстрирования литературно-художественного издания.
Герой
Герой, как и мир художественного произведения в первую очередь важны для оформления издания, что не исключает их значимости для других этапов. Так, на этапе формирования концепции принцип
группировки материала вокруг определенного типа героя может быть использован при разработке концепций сборников или серий произведений («Рассказы о юных героях», «Русские писатели о народе» и т.п.). Подобный принцип формирования сборников не очень частотен, однако исключать такие концепции изданий нельзя.
На этапе работы над аппаратом издания следует рассмотреть три возможности. Во-первых, это примечания и комментарии - при необходимости пояснить социальный статус героя, элементы его быта и одежды. Чаще всего подобная необходимость возникает в произведениях писателей-классиков или в исторических повестях и романах: разъяснения требуют реалии, не знакомые современному читателю.
Во-вторых, распространенной является практика раскрытия образов героев во вступительной статье или послесловии. Особенно востребованными оказываются эти элементы аппарата в изданиях для школьников, изучающих произведения русской классической литературы.
И, наконец, отметим маркетинговую функцию образа героя, которую может реализовы-вать аннотация как элемент опознавательно-отличительного аппарата. Очень часто герой-подросток, преодолевающий кризисы личностного роста, привлечет читателей литературы «янг-эдалт», типичная героиня «женской прозы» тоже всегда найдет своего читателя.
На этапе работы над оформлением образ героя особенно важен для редактора. Особое внимание необходимо обратить на динамические, то есть меняющиеся во времени портреты. К сожалению, следует отметить, что среди проанализированных нами изданий были обнаружены очевидные ошибки в отображении героев (вплоть до искажения таких очевидных портретных черт, как цвет волос или покрой платья). Исходя из этого редактору следует особенно внимательно проанализировать средства создания внешнего образа: художественный портрет, элементы художественного интерьера, художественные детали.
Сюжет
При формировании концепции издания необходимо учитывать особенности не столько собственно сюжета, сколько сюжетообразующих конфликтов. Локальные конфликты как правило характерны или для произведений массовой литературы, или для произведений, призванный убедить читателя в незыблемости мира, подчеркнуть его стабильность (к таковым, в частности, относятся все произведения для детей). Устойчивые конфликты, напротив, направлены на то, чтобы заставить читателя размышлять над поставленными автором проблемами, анализировать окружающий мир и себя самого. Очевидно, что характер сюжетообразующего конфликта, таким образом, не может не учитываться при определении читательского адреса будущего издания.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
При разработке аппарата издания анализ сюжета, казалось бы, играет не очень большую роль. Конечно, отдельные линии сюжета можно прокомментировать во вступительной статье или послесловии, однако это не очень целесообразно: развитие действия обычно вполне очевидно для читателя и в дополнительных разъяснениях не нуждается. Таким образом, при разработке справочно-пояснительного аппарата понимание нюансов построения сюжета не обязательно, однако оно может быть полезным при разработке отличительно-опознавательного аппарата.
Нам уже доводилось говорить о приобретении аннотацией рекламных функций. Указание на особенности сюжета тоже может выполнять своего рода рекламную функцию. Приведем в качестве примера, аннотацию к роману С. Лукьяненко «Кваzи», вышедшем в издательстве АСТ: «Земля подверглась нашествию восставших мертвецов. Однако безмозглые плотоядные зомби - лишь промежуточный этап развития абсолютно новой формы жизни, известной как кваzи. ... Новоиспечённым напарникам предстоит совместное расследование жутких преступлений, происходящих в постапокалиптической Москве». Мы видим, что аннотация представляет собой пересказ событий романа, который, однако обрывается «на самом интересном месте», что побуждает читателя к покупке книги. Очевидно, что написание подобной аннотации требует от редактора как минимум понимания, где находится это «самое интересное место», то есть анализ сюжета оказывается необходимым.
При работе над оформлением издания понимание стадий развития всех сюжетных линий также может быть очень полезным. При создании иллюстраций можно ориентироваться как на отображение особенностей мира художественного произведения (портреты героев, изображение интерьеров и т.п.), так и на отображение художественных событий. В последнем случае необходимо правильно выявить те события, которые должны быть проиллюстрированы. Очевидно, что для этого необходим углубленный анализ сюжета издаваемого произведения.
Композиция
В момент формирования концепции издания композиция произведения играет не очень большую роль. Так, пожалуй, единственным способом связать ее с характеристикой издания может быть учет сложности композиции: очевидно, что произведения со сложной композицией вряд ли могут быть рассчитаны на непритязательного читателя, не готового к работе по декодированию произведения. При этом обратное не верно: простая композиция не может быть показателем неискушенности потенциального о читателя в вопросах литературы. ££ А вот на этапе работы редактора над аппара-й том композиция оказывается очень значимой. Так, именно внешняя композиция произведения определяет особенности справочно-поискового
аппарата. В первую очередь речь, конечно, идет об оглавлении; композиция определяет также наличие среди элементов аппарата переменного или мертвого колонтитула.
Сложная композиция, нестандартные композиционные приемы могут быть прокомментированы во вступительной статье или послесловии.
При разработке концепции оформления издания внешняя композиция также исключительно важна. Так, с ней напрямую связано оформление заголовков, колонтитулов, содержания, шрифтовое выделение внесюжетных элементов. Это, пожалуй, один из немногих аспектов произведения, который непосредственным образом влияет не на иллюстрации, а на общую логику внутреннего оформления издания.
Язык художественного произведения
Сложность языка художественного произведения может быть учтена редактором при определении читательского адреса на этапе формирования концепции издания. Однако говорить о том, что этот фактор может быть решающим, не приходится, поэтому придется сделать вывод о недостаточной значимости анализа языка произведения для формирования концепции издания.
Очевидная сфера приложения анализа языка произведения при работе над аппаратом - примечания, отчасти - комментарии. В редких случаях упоминание о языке может попасть во вступительную статью или послесловие, еще реже - в аннотацию. Тем не менее, отрицать значимость языка для формирования аппарата невозможно.
Несмотря на то, что отдельные аспекты поэтического языка (например, расположение строк стихотворения друг относительно друга) может влиять на оформление страницы, в целом на этапе разработки оформления издания глубокий анализ языка обычно не требуется.
Жанр
При работе над формированием концепции жанр имеет не меньшее значение, чем тематика. Прежде всего, жанровый принцип является одним из двух ведущих способов группировки материала в сборнике. Кроме того, жанровая природа произведения самым непосредственным образом связана с предпочтениями читателя, а следовательно, определение читательского адреса издания во многом будет определяться не только тематикой и проблематикой текста, но и его жанром.
Жанровая природа произведения, как правило, отражается в аннотации, то есть в опознавательно-отличительном аппарате. В случае неочевидности жанра, нестандартного понимания автором традиционных жанров, использования не знакомых российскому читателю жанровых форм целесообразно пояснить жанровое своеобразие текста во вступительной статье или послесловии. Таким образом, подтверждается необходимость анализа
жанра художественного произведения при разработке аппарата издания.
При этом связь жанровой природы издания с его оформлением весьма условна: для малораспространенных жанров, например, средневековых, возможны, конечно, элементы стилизации во внутреннем оформлении изданий, однако примеры подобных редакторских решений единичны.
Направление, метод
Учет редактором особенностей метода или направления, в рамках которого создавалось произведение, при работе над формированием концепции возможен, хотя не обязателен. Так, классические произведения, созданные в рамках критического реализма, вряд ли смогут повлиять на выбор специфического читательского адреса. Основанием для формирования сборника критический реализм тоже вряд ли станет. Но для менее знакомых читателю направлений и течений группировка «по направлению» («течению») вполне возможна: (сборники типа «Русская романтическая повесть», «Бельгийские символисты»).
Сказанное относится и к работе над аппаратом издания. Реализм романов И.С. Тургенева или И.А. Гончарова вряд ли требует пояснений. Однако пояснить читателю природу футуризма или акмеизма, рассказать о принципах восприятия мира авторами-классицистами можно, а иногда и нужно. Очевидно, что подобные пояснения, как всегда будут даны в рамках справочно-пояснительного аппарата.
При работе над оформлением издания роль направления весьма условна. Конечно, оформление сборника произведений авторов-сентименталистов можно стилизовать под XVIII век, однако это лишь одно из возможных решений; в норме направление никак не связано ни с внешним, ни с внутренним оформлением издания.
Подведем итоги.
1. Критерием отбора значимых для редактора понятий теории литературы является частотность использования соответствующих понятий в наиболее часто используемых в РПД учебниках и учебных пособиях по теории литературы и введению в литературоведение.
2. Непротиворечивыми понятиями теории литературы, которые участвую в формировании профессиональной картины мира издателя и редактора, являются понятия «тема», «идея», «герой», «хронотоп», «сюжет», «композиция», «мир художественного произведения», «язык художественного произведения», «жанр», «направление».
3. При работе разработке концепции литературно-художественного издания использовать понятия теории литературы необходимо на этапе формирования концепции, на этапе работы над аппаратом издания и на этапе работы над оформлением издания.
4. Рассмотренные понятия теории литературы значимы для работы редактора не в одинаковой степени. Так, на этапе формирования концепции издания, наиболее значимыми оказываются тематика и жанр исследования, на этапе работы над аппаратом - внешняя композиция, на этапе работы над оформлением - мир художественного произведения, герои, сюжет и композиция. Спецификой языка, жанра и направления можно пренебречь на этапе разработке оформления изданий, язык также не очень важен для формирования концепции издания в целом.
Литература
1. Редакторская подготовка изданий: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]; под общ. ред. С.Г. Антоновой. - Москва: МГУП, 2002.
2. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий. Ульяновск: УлГТУ, 2001. 51 с.
3. Введение в литературоведение / Н.Л. Вершинина и др.; под общ. ред. Л.М. Крупчанова. М.: Издательство Юрайт, 2015. 479 с.
4. Введение в литературоведение / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1988. 528 с.
5. Введение в литературоведение / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. М.: Академия, 2012. 720 с.
6. Прозоров В.В., Елина Е.Г. Введение в литературоведение. М.: Флинта-Наука, 2016. 224 с.
7. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004. 405 с.
8. Давыдова Т.Г., Пронин В.А. Теория литературы. М.: Логос, 2003. 232 с.
9. Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарчен-ко. Т. 1. Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бро-йтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 512 с.
10. Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
11. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1999. 334 с.
12. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. 81 с.
13. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
14. Жарков И.А. О редакторской концепции издания // Изв. высш. учеб. заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2006. -№ 6. - С. 153-158.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
15. Жарков И.А. Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций / И.А. Жарков; Моск. гос. ун-т печати. - [М.]: [Изд-во МГУП], [2002]
16. ГОСТ Р 7.0.3-2006. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения: дата утверждения 12 июля 2006 г. М.: Стандартинформ, 2006. 46 с.
17. ГОСТ Р 7.0.60-2020. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения: дата утверждения 18 сентября 2020 г. М.: Стандартинформ, 2020. 46 с.
18. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон № 436-Ф3: принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года: одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года. Режим доступа: свободный, URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody&nd=102144583 (дата обращения - 18.12.2022)
THE THEORY OF LITERATURE AS A BASIS FOR THE ANALYSIS AND DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF LITERARY AND ARTISTIC PUBLICATION
Voloshinova T. Yu., Voloshinova A.D.
Peter the Great St. Petersburg State University
The article deals with the issues of correlation of the concepts of literary theory with the stages of development of the concept of publication. The basic concepts of literary theory are considered from the point of view of the theory of editorial preparation of the publication. Criteria for identifying the most significant concepts of literary theory for the editor have been developed. It is revealed that the most relevant concepts for the editor include the theme of a work of art, the world of a work of art, the system of heroes, plot, composition, the language of the work of art, genre, method and direction. A meaningful analysis of the stages of the development of the concept of the publication is carried out, the concepts of literary theory are identified, which are used at the stage of the general formation of the concept, at the stage of work on the apparatus of the publication and at the stage of work on the design of the publication. It is established that the subject matter of the work is especially important for establishing the reader's address and determining the principles of grouping works in collections and series, the analysis of the world of the artwork, the system of heroes and plot is necessary primarily for the design of the publication, the external composition of the work is important for compiling a reference and search apparatus. All the concepts considered can equally be the subject of description in the elements of the reference and explanatory apparatus. Each of the concepts considered may also have additional functions and in this case be used at less characteristic stages of the development of the concept of the publication.
Keywords: theory of literature, theory of editorial preparation of the publication, development of the concept of the publication, forma-
tion of the concept of the publication, development of the apparatus of the publication, development of the design of the publication, the subject of the artwork, the world of the artwork, hero, plot, composition, the language of the artwork, genre, method, direction.
References
1. Editorial preparation of publications: textbook / S.G. Antonova, V.I. Vasiliev, I.A. Zharkov [et al.]; under the general editorship of S.G. Antonova. - Moscow: MGUP, 2002.
2. Kozlova M.M. Editorial preparation of literary and artistic publications. Ulyanovsk: UlSTU, 2001. 51 p.
3. Introduction to literary studies / N.L. Vershinina et al.; under the general editorship of L.M. Krupchanova. M.: Yurayt Publishing House, 2015. 479 p.
4. Introduction to literary studies / G.N. Pospelov, P.A. Nikolaev, I.F. Volkov, etc.; edited by G.N. Pospelov. M.: Higher School, 1988. 528 p.
5. Introduction to literary studies / L.V. Chernets, V.E. Khalizev, A. Ya. Esalnek and others; edited by L.V. Chernets. M.: Academy, 2012. 720 p.
6. Prozorov V.V., Elina E.G. Introduction to literary studies. Moscow: Flint-Nauka, 2016. 224 p.
7. Khalizev V.E. Theory of literature. M.: Higher School, 2004. 405 p.
8. Davydova T.G., Pronin V.A. Theory of literature. M.: Logos,
2003. 232 p
9. Theory of literature / Edited by N.D. Tamarchenko. Vol. 1. N.D. Tamarchenko, V.I. Tyupa, S.N. Broitman. Theory of artistic discourse. Theoretical poetics. M.: Publishing Center "Academy", 2004. 512 p.
10. Theory of literature / Edited by N.D. Tamarchenko. T.2. Broitman S.N. Historical poetics. M.: Publishing Center "Academy",
2004. 368 p.
11. Tomashevsky B.V. Theory of literature. Poetics. M.: Aspect-Press, 1999. 334 p
12. Zenkin S.N. Introduction to literary studies: Theory of Literature. M.: Russian State University for the Humanities, 2000. 81 p.
13. Kholshevnikov V.E. Fundamentals of poetry. Russian versification. St. Petersburg: Faculty of Philology of St. Petersburg State University; Moscow: Publishing Center "Academy", 2004. 208 p.
14. Zharkov I.A. On the editorial concept of the publication // Izv. higher. studies. establishments. Problems of printing and publishing. - 2006. - No. 6. - pp. 153-158.
15. Zharkov I.A. Technology of editorial and publishing: lecture notes / I.A. Zharkov; Moscow State University of Printing. - [M.]: [MGUP Publishing House], [2002]
16. GOST R7.0.3-2006. A system of standards for information, library and publishing. Editions. The main elements. Terms and definitions: date of approval July 12, 2006 Moscow: Standartin-form, 2006. 46 p.
17. GOST R7.0.60-2020. A system of standards for information, library and publishing. Editions. The main types. Terms and definitions: date of approval September 18, 2020 Moscow: Stan-dartinform, 2020. 46 p.
18. On the protection of children from information harmful to their Health and development: Federal Law No. 436-FZ: adopted by the State Duma on December 21, 2010: approved by the Federation Council on December 24, 2010. Access mode: free, URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102144583 (date of application - 12/18/2022)
о с
u
CM CM