УДК 821.161.1
ББК 83.3 (2 Рос = Рус) 1
Гуманитарный вектор. 2011. № 4 (28)
Т. В. Бердникова
г. Саратов, Россия
Речевые партии персонажа в стихотворениях с диалогическими структурами (на материале лирики М. Ю. Лермонтова)
Статья посвящена изучению речевого поведения персонажа поэтического текста - лирического героя. Выявляются основные типы речевых партий лирического героя в поэзии М. Ю. Лермонтова и их грамматические показатели: форма повелительного наклонения, обращение к внутритекстовому и внетекстовому адресату и т. д. В результате определяются черты речевого поведения лирического героя Лермонтова: ориентированность на разговорность, интимизация повествования и т. д.
Ключевые слова: речевое поведение, диалог, лирика, лирический герой, речевая партия.
T. V. Berdnikova
Saratov, Russia
The Character’s Speech Parties in Poems with Dialogical Structures (Based on M. U. Lermontov’s Lyrics)
The article studies the character’s speech behaviour in the poetic text, namely the speech of a lyrical character. The paper reveals some basic types of speech of the lyrical character in Mikhail Lermontov’s poetry and their grammatical indicators: imperative mood, reference to the internal and external text addressees, etc. and defines some speech features of Lermontov’s lyrical character: a tendency to use informal conversational patterns, narration intimacy, etc.
Keywords: speech behavior, dialogue, lyrics, lyrical character, speech party.
Понятие речевая партия относится к сфере речевого этикета. Как отмечает В. Е. Гольдин в книге «Речь и этикет»: «Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях» [3]. В каждой речевой ситуации актуализируется речевое поведение человека, которое складывается из коммуникативных намерений, цели говорящего и тактики развития общения, из выбора языковых средств, используемых для достижения этой цели. Речевое поведение человека - сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями [7].
Речевое поведение и речевая партия как понятия коммуникативной лингвистики могут быть применимы и к поэтическому тексту, особенно к тексту с диалогическими фрагментами. Диалог в лирике представляет собой не только «движущую силу» действия, но чаще - характеристику лирического персонажа, особенности его речевого поведения.
В книге «Лингвистические аспекты пушкиноведения. Избранные статьи» С. Г. Ильенко рассматривает речевое поведение персонажа как
текстовую категорию. «Речевое поведение персонажа - это совокупность всех речевых актов, рассмотренных не только с точки зрения собственно языковых примет <...>, но с точки зрения мотива, самого смысла и результата высказывания, предопределяющих характер общения, его психологическую, прагматическую и эстетическую тональность» [4, с. 29].
Таким образом, речевое поведение включает в себя не только собственно речь, но и намерение говорящего, тональность общения, интенцию и реакцию высказывания.
Говоря о речевом поведении такого персонажа текста, как лирический герой, следует учитывать особенности жанра лирики. Как отмечает Б. А. Ларин, лирика вызывает «интеллектуальное напряжение». Об этом пишет и И. Ф. Анненский в статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе»: «Как искусство, поэзия имеет три характерных черты: во-первых, она универсальна -на пир поэзии придет и царь, и убогий, и старый и малый, и слепой и глухой - для глухого поэзия будет живописью, для слепого - музыкой; во-вторых, поэзия дает чисто интеллектуальные впечатления; она не даёт непосредственного наслаждения, как музыка и скульптура; чтобы наслаждаться ею, надо думать; в-третьих, поэзия есть самое субъективное из искусств» [2].
Речевое поведение лирического героя активно реализуется в диалоге. Диалогическая форма
36
© Т. В. Бердникова, 2011
Научные исследования
предполагает демонстрацию коммуникативных намерений говорящих, создание речевых характеристик его участников. Диалог в поэтическом тексте представляет собой «взаимословие», взаимодействие реплики-стимула и реплики-реакции, что обеспечивает мену коммуникативных ролей.
В стихотворениях с диалогическими структурами представлено несколько форм речевого поведения лирического героя, преимущественно через речевые партии лирического субъекта. «Речевая партия персонажа - это компонент (слагаемое) речевого поведения, обладающее всеми его обобщающими свойствами, но будучи проявлением более конкретным, она всегда обусловлена условиями общения: 1) сложившейся вокруг персонажа более частной ситуацией и 2) включением элементов, отражающих, как правило, нравственный потенциал общающихся» [4, с. 40].
Рассмотрим речевые партии лирического героя в поэзии М. Ю. Лермонтова.
Следует отметить, что в творчестве Лермонтова принято выделять два периода: ранний (до 1836 г.) и поздний (1837-1841 гг.). Эти два периода взаимосвязаны: если в ранней лирике преобладает романтическое начало, которое в литературоведении часто называют «байроническим», и структура диалога имеет риторическое наполнение, то в поздний период творчества Лермонтов наполняет диалогическую структуру бытовым содержанием, создавая т. н. бытовой диалог.
В стихотворении «Узник» в речевой партии лирического героя передается коммуникативное намерение лирического героя выразить свою волю, своё желание свободы: Отворите мне темницу,/ Дайте мне сиянье дня,/ Черноглазую девицу,/ Черногривого коня./Я красавицу младую/ Прежде сладко поцелую,/На коня потом вскочу,/ В степь, как ветер, улечу... [5]. Желание освободиться от оков жизни передаётся формой повелительного наклонения, обращением к обобщенному адресату (таким адресатом может быть любой субъект: внутритекстовый и внетекстовый). Это желание приводит лирического героя к осознанию одиночества, в чем он открыто признаётся: Одинок я - нет отрады:/ Стены голые кругом,/ Тускло светит луч лампады/ Умирающим огнем;/ Только слышно: за дверями/ Звучно-мерными шагами/ Ходит в тишине ночной/ Безответный часовой... [5]. Речь лирического субъекта разделена как бы на две части: в первой выражается стремление к активным действиям, желание душевной свободы; во второй - чувство одиночества и тоска, которые приводят персонажа к равнодушному восприятию жизни. «По всей поэзии Лермонтова переливаются эти две разнородные волны дела и равнодушия, борьбы и отдыха, страсти и усмешки. Борются между собою пафос и апатия. Это и
раздирает его творчество; это, между прочим, и делает его поэтом ярости и зла» [1].
Речевая партия лирического героя в этом стихотворении представляет собой выраженное в грамматической форме повелительного наклонения волеизъявление персонажа, которое пересекается с эксплицитно выраженным чувством одиночества. Исходя из речевой партии, представленной в стихотворении «Узник», можно заключить, что лирический герой Лермонтова - человек с повышенной чувствительностью к окружающему миру, человек, который не в силах примирить свой внутренний духовный мир с реальным внешним миром.
Со стихотворением «Узник» перекликается стихотворение «Сосед», в котором представлена иная речевая партия лирического героя: Кто б ни был ты, печальный мой сосед,/Люблю тебя, как друга юных лет,/ Тебя, товарищ мой случайный,/ Хотя судьбы коварною игрой/Навеки мы разлучены с тобой/ Стеной теперь — а после тайной./ Когда зари румяный полусвет/ В окно тюрьмы прощальный свой привет/ Мне, умирая, посылает... [5]. В этом стихотворении эксплицитно выражено ощущение одиночества лирического героя. Лирический герой - узник, на что указывает лексема «тюрьма», однако речь идёт не только о физическом лишении свободы, но и о духовном. Обращение к обобщённому адресату, неизвестному самому герою, названному «печальный мой сосед», свидетельствует о потребности лирического субъекта в общении, а главное - в понимании, которое почти невозможно. Понимание возможно при духовном освобождении лирического героя: И, опершись на звучное ружье,/ Наш часовой, про старое житье/ Мечтая, стоя засыпает, -/ Тогда, чело склонив к сырой стене,/Я слушаю -и в мрачной тишине/ Твои напевы раздаются./ О чем они — не знаю; но тоской/ Исполнены, и звуки чередой,/ Как слезы, тихо льются, льются.../ И лучших лет надежды и любовь / В груди моей все оживает вновь,// <...> Тогда расходятся морщины на челе, / И счастье я могу постигнуть на земле,/И в небесах я вижу бога... [5].
Похожий тип речевого поведения представлен в стихотворении «Завещание»: Наедине с тобою, брат,/Хотел бы я побыть:/ На свете мало, говорят,/Мне остается жить!/ Поедешь скоро ты домой:/ Смотри ж... Да что? моей судьбой,/ Сказать по правде, очень/ Никто не озабочен... [5]. Лирический герой чувствует свое одиночество, он уверен, что его внутренний мир никому не интересен (моей судьбой,/ Сказать по правде, очень/Никто не озабочен). Однако в этом же стихотворении с помощью введения придаточного условия создается намек на надежду: А если спросит кто-нибудь.../Ну, кто бы ни спросил,/Скажи им, что навылет в грудь/ Я пулей ранен был... [5].
гуманитарный вектор. 2011. № 4 (28)
Ощущение одиночества усиливается в результате употребления местоимения кто-нибудь, а также конструкцией уступки (Ну, кто бы ни спросил). Лирический герой, с одной стороны, одинок, с другой же - его не покидает надежда на понимание: Соседка есть у них одна.../Как вспомнишь, как давно/ Расстались!.. Обо мне она/ Не спросит... все равно,/ Ты расскажи всю правду ей,/Пустого сердца не жалей;/Пускай она поплачет.../ Ей ничего не значит! [5]. Последние две строки передают иронию говорящего, лирический герой осознает свою обреченность на одиночество.
Стихотворение «Завещание» наполнено разговорными конструкциями (Смотри ж..., Да
что?, Сказать по правде, Ей ничего не значит! и др.), в результате включения которых создается ощущение интимизации повествования, искренности говорящего. Использование разговорных лексем и синтаксических конструкций - одна из черт речевого поведения лирического героя Лермонтова.
Таким образом, в рассмотренных речевых партиях и речевом поведении лирический герой предстаёт как одинокий человек, ищущий понимания, единения с окружающим миром и одновременно осознающим невозможность этого единения.
Список литературы
1. Айхенвальд Ю. Лермонтов. URL: http://az.lib.rU/a/ajhenwalxd_j_i/text_0106.shtml (дата обращения: 25.04.2011).
2. Анненский И. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе. URL: http://az.lib. ru/a/annenskij_i_f/text_0410.shtml (дата обращения: 25.04.2011).
3. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М.: Либрусек, 2009. 120 с.
4. Ильенко С. Г. Лингвистические аспекты пушкиноведения: избранные статьи. СПб.: Изд-во РГПУ им. И. А. Герцена, 2008. 227 с.
5. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. URL: http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/pss1.txt (дата обращения: 26.05.2011).
6. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 783 с.
7. Формановская Н. И. Речевой этикет в русском общении: теория и практика. М.: ВК, 2009. 333 с.
Рукопись поступила в редакцию 26. 07. 2011.