[культура речи] Т. Д. Романцова, А. С. Филатова
РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ГУБЕРНАТОРА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ А. Г. ТИШАНИНА
Имидж играет значительную роль во всех сферах общественной жизни. Политический имидж, приводящий в движение весь общественный механизм, складывается из многих составляющих: внешность, поступки, манеры, окружение и, конечно, речь. Политическая власть держится на власти воздействия, на управлении людьми разных социально-установочных ориентаций, а управление осуществляется посредством речевого поведения.
В статье представим речевой портрет регионального политика, выявим особенности его речевого поведения в условиях публичной и непубличной деловой коммуникации, опишем основные признаки и функции персональной речи, обозначим тактико-стратегический комплекс и набор коммуникативных ходов, активно используемых в политическом дискурсе главы Иркутской области А. Тишанина.
Материалом для анализа послужат выступления А. Тишанина на пресс-конференциях, на заседаниях Законодательного собрания Иркутской области, административных совещаниях; аудиозаписи деловых бесед губернатора и публикации региональных СМИ.
Главным проводником политического воздействия на массы является политический дискурс — «система коммуникации, поле коммуникативных практик», текущая речевая деятельность с ее результатом (текстами) и семиотическое пространство, включающее в себя знаки разной природы (слова, политическую афористику, флаги, эмблемы, гимны и др.) [8; 13, 15]. В содержании дискурса на равных выступают два плана — предметно-тематический и субъектно-тематический. Иначе говоря, мы говорим о чем-то, и значит о себе; в своем дискурсе мы постоянно конструируем не только мир, но и себя, и делаем это каждый раз заново, подтверждая либо отрицая сказанное ранее. Следовательно, анализируя дискурс субъекта, мы можем «реконструировать» и саму личность: спе-
■
Татьяна Дмитриевна Романцова
Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Иркутского государственного университета
Алина Сергеевна Филатова
Выпускница факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета 2006 года
цифику ее самовыражения, ее мир, иерархию ценностей, диапазон влияния на аудиторию.
Речь Александра Георгиевича отвечает всем признакам современного политического дискурса и выполняет все его функции, имеет следующие системообразующие качества.
Институциональность, т. е. коммуникация осуществляется в общественных институтах [8; 31]. Следовательно, губернатор использует набор типичных для данной сферы речевых событий и жанров, однонаправленное общение.
Cпецифическая информативность, т. е. преобладание воздействия и оценки над информированием, эмоционального над рациональным [8; 42]. 27 марта 2006 г. А. Тишанин на брифинге «Региональные объединительные проекты» призвал граждан к политической активности, поскольку «суть в том/ чтобы люди сами определяли вопросы/ в их поселке/ районе/ городе/ которые для них первоочередные// А после проведения референдума, мы вместе их решим//»1.
Смысловая неопределенность. В политическом дискурсе наблюдается конфликт двух тенденций — к понятийной точности и к смысловой неопределённости. Точность номинации отмечается как условие профессионализма политической коммуникации, в частности, парламентской речи. Смысловая неопределённость политического языка обусловлена рядом семантических факторов:
• абстрактность и широта значения. Например, на «Ежегодном отчёте мэра перед общественностью» А. Тишанин сделал вывод, что «2005 год был годом преобразований/ серьёзных реформ/ во многих сферах жизни общества//», но не уточнил, какие реформы он имеет в виду, сосредоточив своё внимание на приоритетных направлениях работы областной администрации;
• сложность значения, обусловленная сложностью самого денотата: «Экологическая составляющая Иркутска/ прежде всего/ в развитии его инфраструктуры//»;
• двусмысленность обозначения с целью создания видимости компромисса: «Земля должна быть закреплена за теми, кто живёт и работает на ней» [Совещание по обсуждению проекта «О кредитовании фермерских хозяйств», 11/11/2006 —
из стенограммы заседания]. Что значит «закреплена»: купля-продажа, долгосрочная аренда, право бесплатного бессрочного пользования землёй?
Эзотеричность, тайноречие или замена терминов разговорно-бытовой лексикой. На отчётной пресс-конференции, посвящённой итогам встречи А. Тишанина с Президентом, губернатор сказал: «Принято решение о передаче в собственность объединенной области Тулунского и Бирюсинского гидролизных заводов// Остались нерешёнными формальные вопросы// с документами по приватизации//Но осталось/ как говорится/ только губки подкрасить//» (другой вариант — «подшоколадить», то есть привести документ в окончательный вариант, отредактировать. — Авт.).
Опосредованность политической коммуникации фактором масс-медиа. Широкий резонанс в СМИ вызвало совещание от 26 апреля по социально-экономическому развитию Сибирского федерального округа, на котором В. В. Путин принял окончательное решение о переносе строительства нефтепровода ВСТО на расстояние 800 км от озера Байкал. По мнению журналистов, А. Тишанин был и «спасителем жемчужины» [ИА Интерфакс. — 27/04/06], и «самоубийственным защитником» [Ъ. — 29/04/06], и «хранителем» наших богатств [Иркутск.— 28/04/06].
Динамичность, т. е. изменчивость наиболее актуальной, употребительной части политического словаря в связи с изменчивостью политической ситуации. С точки зрения устойчивости в политическом дискурсе губернатора Иркутской области можно разграничить три слоя лексики: политические константы (область, парламент, Дума, выборы, комитет, власть); оценочно маркированные базовые политические термины: еди-нороссы (сторонники партии «Единая Россия»), региональная элита (А. Тишанину не удаётся найти общий язык с местными парламентариями); злободневная лексика, связанная с политическими инициативами и кампаниями-однодневками (национальные проекты, объединительные реформы), а также лозунги (Объединим вместе наши сердца!) и имена политических деятелей (В. Круглов, А. Козьмин, В. Якубовский).
Театральность, необходимость политиков «работать на публику», привлекая ее своим имиджем [2; 81-87]. Наш губернатор избрал себе роль рачительного и заботливого Хозяина и Сильной руки. Его визитной карточкой стала фраза: надо меньше разговаривать, а побольше работать. Особый акцент Тишанин делает на свой практический опыт работы: «У нас в команде, — утверждает губернатор, — практически все производственники, ботаников нет. Поэтому наладить там (в Тулуне. — Авт.) административный ресурс мы в состоянии» [По материалам пресс-службы Иркутского РО ВПП «Единая Россия», 8/04/06].
Еще одна роль — это роль Борца за социальную справедливость. Для дискурса губернатора характерны тематические цепочки типа: старики, пенсионеры, малообеспеченные, безработные, многодетные семьи, которые достаточно однозначно маркируют имидж Борца. 21 марта Глава Приангарья провёл в рабочей поездке по территории Усть-Илимского района: «В первую очередь, я осмотрел полуразрушенную школу в Седово/ где занимаются наши ребятишки <...>//Учли мы и жалобы инвалидов/ об отсутствии выездных бригад Бюро МСЭ// Я пытался выслушать каждого// Ведь нельзя забывать о судьбах людей//» [Из сообщения С. Марфицина, пресс-секретаря губернатора от 22/03/06].
Речи губернатора А. Тишанина свойственны ведущие функции языка парламентариев [8; 43].
1. Интеграция и дифференциация групповых агентов политики (поиск и сплочение союзников/отчуждение).
— Функция социальной солидарности (интеграция в рамках всего социума или отдельных политических групп). Яркой ее иллюстрацией является проведение референдума «По объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа (УОБАО)». Ключевыми концептами в речевом дискурсе губернатора можно считать единство (объединение, единение) и силу (в сочетании с местоимением «наш»), из которых выстраивается логическая цепочка «сила в единстве», «объединённый регион — силён»: «Объединение субъектов/ общегосударственная задача/ направленная на то/ чтобы
создать регионы-локомотивы/ сильные регионы/ где каждый смог бы почувствовать себя хозяином на нашей земле// У нашего региона для того/ чтобы стать таким локомотивом/ есть великолепный потенциал//; Осталось совсем немного времени до того/ как два наших региона сольются в единый организм// Это объединение наших душ и помыслов//» [ИА Интерфакс. — 10/04/06].
— Функция социальной дифференциации (отчуждение социальных групп), прямое указание на «чужих». Например, в декабре 2005 года на совещании СФО по управлению ЖКХ в Ангарске А. Тишанин настолько высоко оценил работу ангарских управляющих компаниями, что предложил всем мэрам не только «поучиться у ангарчан, но прямо „здесь и сейчас" брать их себе». То есть приглашать на управление собственным жилым фондом. Но ангарчан не пускают. По этому поводу и выразил своё недовольство действующий губернатор иркутскому вице-мэру Юрию Волкову. А. Т.: Почему вы ангарчан не пускаете?// Ю. В.: Как не пускаем?// Они у нас уже работают на нескольких домах// А. Т.: Нет/ не пускаете// Почему?// Народ «за»/ я «за»/ кто «против»?// Вам что, референдум по этому вопросу нужен?// [ИА Телеинформ. — 01/12/05] .
2. Агональная функция (развитие и разрешение конфликта, выражение несогласия и протеста против действия властей) прослеживается в оппозиционном дискурсе. Например, при разрешении конфликта, вызванного строительством нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО)». Для выражения несогласия с действиями властей губернатором были предприняты следующие меры: участие в митинге-протесте, публикация заявления «Голос жителей Прибайкалья должен быть услышан», письменное обращение к Владимиру Иванкову (Председателю исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»). Хотя А Тишанин соглашался с тем, что «проект отвечает геополитическим и экономическим интересам России... Его реализация создаст предпосылки для активного развития Восточной Сибири, в том числе Иркутской области» [брифинг по поводу строительства нефтепровода ВСТО, 18/03/06 ]. Но всё же губернатор пытался поддержать возмущённую
общественность: «Наш край уже не в первый раз становится полигоном для экологических экспериментов. Жителям Иркутской области хорошо известны примеры, когда уникальные природные комплексы приносились в жертву сиюминутной выгоде. Однако каждый раз оказывалось, что выгода эта эфемерна, а последствия таких экспериментов — катастрофичны. Говорят, природа не храм, а мастерская. Но и в мастерской человек должен чувствовать себя не временщиком, не поденщиком, а мудрым, рачительным хозяином. Никакие экономические и финансовые аргументы в пользу строительства трубы не должны быть главными, когда речь идет о будущем мировой жемчужины — озера Байкал» [из заявления «Голос жителей Прибайкалья должен быть услышан», REGIONS.RU. — 16.03.2006]; «Мы должны честно сказать/ что прокладка трубы вдоль Байкала/ это потенциальная экологическая катастрофа// Как руководитель/ рабочей группы по этому проекту/ я буду стоять до конца в отстаивании интересов Байкала//»[РИА Сибирь. — 04.05.2006].
Для текстов, реализующих агональность политического дискурса, характерно преобладание эмоциональности над информативностью. Об этом свидетельствует наличие экспрессивно окрашенных единиц: полигон для экологических экспериментов, принести в жертву сиюминутной выгоде, мировая жемчужина, экологическая катастрофа.
В приведенном речевом отрывке активно и эффективно работает нейтральный лексический блок с рационально-оценочной коннотацией, известной носителям данного языка из общечеловеческого или национального опыта [6; 28-30, 98-103]: катастрофа, жертва, жемчужина, временщик, поденщик, выгода, уникальный. Часто оценочный блок приобретает метафорическое звучание, что усиливает экспрессивность речи и придает ей особую силу воздействия.
3. Гармонизирующая функция (консенсус, урегулирование конфликтов), умение дипломатично разрешить конфликт. На Коллегии перед сессией А Тишанин выступил со следующим предложением: «Я хотел бы/ чтоб мы вместе обсуждали проблемы//... Есть ситуация/ возникла какая-то напряженность/ давайте реагировать// А сегод-
ня/ вот какой вопрос хочу с вами согласовать// Я предлагаю снять с повестки дня вопрос о внесении поправок в устав области (речь шла о контроле над деятельностью администрации. — А. Ф.) <...> Пойдет? Принимается/ значит/ да? Действительно/ на сегодня это не самая важная проблема региона//» [стенограмма заседания сессии Законодательного собрания от 02/04/06 — из материалов пресс-службы Иркутской областной администрации].
Благоприятный настрой речи губернатора порожден стремлением к поддержанию дружеской тональности. Положительный эмоциональный заряд в данном тексте несут лексемы совместности: мы, вместе обсуждали, хочу с вами согласовать, давайте реагировать, предлагаю. При помощи мягкой интонации и пауз Тишанин выделяет те слова, которые показывают, что для него важно достичь соглашения с депутатами. Поэтому остаются интонационно и фразово выделенными слова положительной диалоговой оценки: пойдёт, принимается, да, действительно.
4. Акциональная функция (проведение политики через мобилизацию, активацию сторонников или «наркотизацию», отвлечение внимания, усыпление бдительности). Широкая пиар-кампания в преддверии референдума «По объединению Иркутской области и УОБАО» продемонстрировала процесс мобилизации сторонников администрации. Тишанин объяснил, чем выгодно иркутянам объединение: А. Т.: Мост (через Ангару. — Авт.) нам нужен? Зал: да// А. Т.: А объездная дорога в Иркутске?/ Зал: да!/ Так это только начало//. В данном примере губернатор использует диалог для установления контакта с залом. Вопросно-ответный блок состоит из «провокационных» вопросов, ведь положительные ответы любым здравомыслящим человеком подразумеваются. Этот распространённый приём используется с целью воздействия на массового адресата. В данном речевом отрывке губернатором умело используется еще один риторический прием: опытные риторы советуют начать речь с того, чтобы трижды получить положительный ответ на поставленные вопросы. Тогда, по инерции диалога, следующий вопрос тоже будет удостоен положительного ответа.
5. Информационная функция — одна из наиболее значимых: люди в большинстве случаев не соприкасаются с миром политики, база их знаний в этой области складывается преимущественно на основе предлагаемых им вербальных «картинок».
Контролирующая и побудительная функции (манипуляция сознанием и стимулирование действий электората; создание предпосылок для унификации поведения, мыслей, чувств и желаний большого числа индивидуумов). Манипуляция общественным сознанием присуща дискурсу главы Приангарья. Мы можем проследить, как это проявляется на итогах референдума «По объединению Иркутской области и УОБАО», который завершился с фантастическими цифрами по результатам голосования (явка избирателей составила 69% в Иркутской области и 99% в — Усть-Ордынском округе; за объединение проголосовали 90 и 97% соответственно). Как губернатору и его команде удалось добиться такого успеха?
В агитационных речах Тишанина рисуется картина светлого, идиллического будущего, начала новой жизни: «Референдум/ это только начало тех событий/ которые ждут область// начало длинного красивого пути//; двойной тягой мы решим те проблемы/ которые есть в городе//» [из выступления губернатора на акции в поддержку референдума «Голосуй за новое Прибайкалье!» — 14/04/06].
Политическая жизнь с ее реальной борьбой за власть, столкновением интересов, манипуляцией фактами и мнениями дает возможность наблюдать целый спектр речевых стратегий.
Стратегия самопрезентации: знаки ориентации.
Номинации субъектов политики традиционно выполняют функцию политической ориентации при помощи стёртых пространственных метафор, являющихся межкультурными универсалиями: правые, левые, центр, левый центр, правый центр. Губернатор не раз подчёркивал, что руководствоваться следует политикой центра и ссылался на авторитет Владимира Путина: «Ещё раз по поводу трубы// Правые силы/ своими пикетами/ не добьются ничего// Коммунисты бездействуют// Разумнее всего/ подождать/ что решат в
центре//; Вот/ самое главное/ это/ конечно же/ демография// Об этом вчера и Президент говорил//» [встреча с журналистами газеты «Областная», 10/05/06]. Тот факт, что Александру Георгиевичу удалось достигнуть взаимопонимания с нашим Президентом, играет положительную роль в сознании масс. Поскольку деятельность Владимира Путина оценивается гражданами как положительная (рейтинг доверия к Президенту на 20 апреля 2006 г. составил 54%2), то и рейтинг Александра Тишанина растёт.
Политические антонимы.
Специфика политической антонимии в том, что её семантическое основание составляет идеологическая оппозиция «свой — чужой». В дискурсе Александра Георгиевича явно прослеживается антонимическая пара «губернатор — парламент», нарушающая законы «нормальной» языковой логики, ведь в её семантике нет противоположных или противопоставленных компонентов [14; 5-6]: «Региональная элита демонстрирует свою боеспособность// А лучше бы дееспособность// Ситуацию/ с назначением Параничева комментировать ещё рано// Нужно разобраться/ почему депутаты проголосовали против моей кандидатуры (предложенной губернатором. — Авт.)//» [ИА Интерфакс в Иркутске]. Для полноты картины приведём следующее высказывание спикера ЗС Виктора Круглова: «Мы/ мирные люди// Но наш бронепоезд стоит на запасном пути// Сегодня важно/ чтобы первым замом был человек/ досконально знающий область// И у нас много достойных людей/ которые могли бы этот пост занять//».
Таким образом, оппозиция компонентов антонимической пары «губернатор — Законодательное собрание (политическая элита, парламент)» диктуется экстралингвистической ситуацией, в которой обозначенные референты оказываются по разные стороны политических баррикад.
Стратегия контактоустановления.
Компонент «свои», суть которого составляет отождествление групповых агентов политики, выступает смысловой доминантой стратегии контактоустановления: проявление солидарности, идентичности, поддержки и т. д. Цель — создать приятную атмосферу, сократить коммуникативную
дистанцию, сигнализировать кому-либо о готовности к взаимодействию, привлечь новых союзников.
Интегрирующую роль в политике выполняют лозунги и девизы: выражая руководящую идею, цель политической борьбы, они призваны сплотить приверженцев данной идеи, дать им возможность испытать и выразить чувство социальной солидарности: «Мы за чистый Байкал//; Не хотим быть бесправными/ в правовом государстве!// мы не поступимся главным/ будущим наших детей/ которым предстоит жить в Прибайкалье!» После столь громких слов, сказанных в заявлении от 15 марта «Власти Иркутска против строительства трубы», решительность губернатора иссякла. Более никаких активных действий глава области не предпринимал. А на вопрос пикетчиков, развернувших перед областной администрацией плакат «Александр Тишанин, вы с кем?», ответил, что «отстаивать свою позицию нужно более цивилизованными методами» [ИА REGNUM 23.04.2006].
Названия партий, выражающие идею единства и объединения, также выполняют интегрирующую функцию в речи политика. Мы уже упоминали, что наш губернатор выдвинут на должность по инициативе Президента. Потому официально он поддерживает политику партии «Единая Россия».
Для выражения единства в речи А. Тишанина присутствует множество вербальных знаков отождествления себя с аудиторией:
— инклюзивное мы: «Нас объединил референдум/ мы объединили сердца и души людей// Мы убедились/ что умеем вместе решать важнейшие стратегические и государственные задачи//» [пресс-релиз 02 мая 2006 г., Ольга Берсенева];
— лексемы совместности (вместе, все, наш, единство, союз): «Нам теперь предстоит важная работа// Мы должны вместе выполнять её/ со всей энергией и ответственностью/ в ежедневном выполнении// И не может быть ответственен только мэр/ или только губернатор// Но и все/ сидящие в этом зале/все мы/ тоже ответственны за принимаемые решения//» [из выступления губернатора на «Ежегодном отчёте мэра перед общественностью», 14/04/06];
— лексические единицы с компонентом совместности, выступающие в функции «я свой»
(друзья, товарищи, братья и сёстры, мужики, земляки, россияне, сограждане): «Друзья/ от всей души хочется поздравить вас с этим юбилеем// Юбилеем войсковой части 39995//»;
— формулы причастности (Я, как и все.): «Думаю/ все сегодня понимают/ что улучшение внешнего облика города/ наша первоочередная задача//В этом вопросе я абсолютно солидарен с общественностью//» [из выступления губернатора на «Ежегодном отчёте мэра перед общественностью», 14/04/06];
— грамматические формы непрямого императива (1-е л. мн. ч.) со значением включения говорящего в желаемое действие: «Иркутск/ может/ быть/ и должен/ стать/ одним из самых современных мегаполисов Восточной Сибири//И давайте сделаем его таковым// Поскольку здесь/ нам посилу/ свершение этих задач//» [из выступления губернатора на «Ежегодном отчёте мэра перед общественностью», 14/04/06].
Стратегия дискредитации.
Борьба за власть имеет две стороны: борьба находящихся у власти политиков за сохранение своего положения и борьба политиков, идущих к власти. В зависимости от функционального статуса политиками используются всевозможные тактики для воплощения данной стратегии [13;148].
Тактика угрозы проявляется в запугивании, прогнозировании неприятных событий.
На совещании 5 мая 2006 года губернатору доложили, что возникли новые трудности по вопросу строительства нефтепровода ВСТО (перевод земель, выдача лесопорубочных билетов, использование автодорог в Чунском районе). На это А. Тишанин категорично ответил: «Трубу/ нужно/ построить в срок/ кровь из носу// А иначе// Иначе вы сами понимаете/ решения президента не выполнять не смеет никто//».
«Я вот думаю/ что к следующему году/ мы придём с реальным результатом// Выведем господина В. на свежий воздух/ покажем/ и скажем/ это вот он не платит// Чтоб остальным не повадно было//».
Тактика подхвата предполагает провоцирование адресанта на совершение ответных вербальных или невербальных действий в ин-
тересах адресанта. Данная тактика заключается в выделении в высказывании адресанта слов, выражений или идей, которые можно обыграть, чтобы спровоцировать его на ответную реакцию. Провокационное высказывание чаще всего спонтанно, непреднамеренно и отражает высокое эмоциональное напряжение говорящего.
А. Т.: Говорят / П.: В Москве кур доЯт (смех в зале)/ А. Т.: Именно/ В Москве и доЯт...//.
Тактика отвода критики. от себя с переводом на другого (подставной виновник) является способом спасения лица политика, защитой от вербальной агрессии. Данная тактика основывается на желании узнать «кто виноват?» и «что теперь делать?». Эти провокационные вопросы, как правило, задают журналисты.
Журналист: Если честно/ стыдно всё время писать/ что Иркутская область/ дотацион-ная<.. .>/ Уже который год/ область теряет колоссальные деньги/ в результате работы толинговых схем на наших предприятиях // В Красноярском крае эта проблема давно решена// Почему иркутские власти бездействуют?// А. Т.: Да потому что так оно сложилось!//Я не знаю почему// Я сюда пришёл/ больше чем чуть полгода назад/ и вот тоже задаюсь этим вопросом// И каждый/ почему/ да почему// Очень много/ знаете ли/ вопросов// Вы лучше их депутатам Заксобрания задайте// Некоторые там уже по пять лет сидят//.
Тактика ответной критики. Данная тактика отличается от предыдущей тем, что здесь объектом критики становится сам критик, а не другое лицо.
Законодательное собрание (ЗС) Иркутской области обратилось к губернатору региона с просьбой о «своевременном внесении проектов законов, областных программ и других нормативно-правовых документов».
Выбор стратегии и речевой тактики в дискурсе А. Тишанина зависит от многих параметров (ситуации, индивидуальных особенностей губернатора), важнейшим из которых является цель взаимодействия. Коммуникативное поведение Александра Георгиевича демонстрирует использование им большого количества речевых действий, улучшающих общение с аудиторией.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Нами принята следующая система сокращений: А. Т. — Александр Тишанин; П. — подчиненный. По этическим соображениям собственные имена политиков сокращаются до заглавной буквы. Для передачи устной речи используется система обозначений, принятая в работе Китайгородской и Розановой [4; 22-28].
2 По данным фонда «Общественное мнение». Опрос проводился 14-15 апреля в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик страны (1500 опрошенных).
ЛИТЕРАТУРА
1. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет: Фонохрестоматия. М., 1995.
2. Купина Н. А. Тоталитарный язык. Словарь и речевые реакции. Екатеринбург-Пермь, 1995.
3. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. Волгоград, 2000.
4. Сиротинина О. Б. Типы речевых культур в профессиональной деятельности человека (роль социальной активности личности в формировании типа речевой культуры) // Язык и власть. Саратов, 2003.
5. Баранов А. Н. Речевое воздействие и аргументация // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М., 2000. С. 37-70.
6. Рождественский Ю. В. Хорош ли русский язык? // Литературная газета. 1996. № 36. С. 3.
7. Эпштейн М. Н. Идеология и язык // Вопросы языкознания. 1991. № 6. С. 11-17.
8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.