Научная статья на тему 'Особенности формирования губернаторской власти в Иркутской области (1991-2015)'

Особенности формирования губернаторской власти в Иркутской области (1991-2015) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС / БИЗНЕСЭЛИТА / ВЫБОРЫ / ГУБЕРНАТОР / КАНДИДАТ / КПРФ / ПРАВЯЩАЯ ПАРТИЯ / ЭЛЕКТОРАТ / "ЧЕРНЫЙ ПИАР" / ADMINISTRATIVE RESOURCES / BUSINESS-ELITE / ELECTIONS / GOVERNOR / CANDIDATE OF THE COMMUNIST PARTY / RULING PARTY / ELECTORATE / "BLACK PR"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ланцова Ирина Викторовна, Звездина Анна Александровна

Статья посвящена изучению образов семи губернаторов Иркутской области (1991-2015), из которых только один исполняет свои полномочия весь срок, остальные закончили их досрочно. Особый интерес представляет исследование непредсказуемых досрочных выборов губернатора (2015) самого оппозиционного региона РФ, где, несмотря на огромное количество денег, мобилизацию административного, организационного ресурсов власти, поддержку со стороны партии «Единая Россия», президента, премьер-министра, действующий губернатор выборы проигрывает, победу одерживает кандидат от КПРФ. Конечно, результаты выборов это не победа кандидата от КПРФ, его имиджа, программы, а результат регионального внутриэлитного конфликта, объединения протеста бизнес-элиты против губернатора. Эта избирательная кампания самая грязная, голоса покупались за деньги, применялись информационные, «дискредитационные» избирательные технологии, такие как «черный пиар», интернет-блоги, онлайн-опросы общественного мнения для наращивания антирейтинга соперника. Авторы делают вывод о том, что на протяжении 25 лет образы губернаторов Иркутской области играют решающую роль в процессах регионализации и федерализации власти. Независимо от того, как они избираются, почему так часто меняются и подвергаются критике, в глазах жителей области именно они олицетворяют сложившую систему легитимной региональной власти, являются высшим должностным лицом региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ланцова Ирина Викторовна, Звездина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Formation of the Governor’s Power in the Irkutsk Region (1991-2015)

The article is devoted to the study of the seven governors’ images in the Irkutsk region (1991-2015), of whom only one exercises his powers during the whole term. Others finish them before the term. A special emphasis is made on the study of unpredictable early elections of the Governor (2015) in the most oppositional region of the Russian Federation, where in spite of a great amount of money, the mobilization of administrative and organizational resources of the power, the support of the party “United Russia”, the President, and the Prime Minister, the current Governor loses election. The candidate of the red zone the Communist party wins. Certainly, the elections result is not the victory of the candidate from the Communist party, his image or programs, but the result of regional conflict inside the elite, the united protest of the business elite against the Governor. This election campaign was the dirtiest, the votes of the electorate were bought for money, discrediting election technologies, such as “black PR”, Internet blogs, and online opinion polls for the rise of the opponent rating were commonly used. The authors conclude that for twenty-five years, the images of the governors of the Irkutsk region have played a crucial role in the processes of regionalization and federalization of power. Regardless of how they are elected, why so often change and criticized in the eyes of the residents of the area they represent current system of legitimate regional authorities

Текст научной работы на тему «Особенности формирования губернаторской власти в Иркутской области (1991-2015)»

УДК 94(571.53).08 ББК 63.3(2Рос-4Ирк)64

Особенности формирования губернаторской власти в Иркутской области (1991-2015)

И.В. Ланцова, А.А. Звездина

Иркутский национальный исследовательский технический университет (Иркутск, Россия)

Features of the Formation of the Governor's Power in the Irkutsk Region (1991-2015)

I. V. Lantsova, A.A. Zvezdina

Irkutsk National Research Technical University (Irkutsk, Russia)

Статья посвящена изучению образов семи губернаторов Иркутской области (1991-2015), из которых только один исполняет свои полномочия весь срок, остальные закончили их досрочно. Особый интерес представляет исследование непредсказуемых досрочных выборов губернатора (2015) самого оппозиционного региона РФ, где, несмотря на огромное количество денег, мобилизацию административного, организационного ресурсов власти, поддержку со стороны партии «Единая Россия», президента, премьер-министра, действующий губернатор выборы проигрывает, победу одерживает кандидат от КПРФ. Конечно, результаты выборов — это не победа кандидата от КПРФ, его имиджа, программы, а результат регионального внутриэлитного конфликта, объединения протеста бизнес-элиты против губернатора. Эта избирательная кампания самая грязная, голоса покупались за деньги, применялись информационные, «дискредитационные» избирательные технологии, такие как «черный пиар», интернет-блоги, онлайн-опросы общественного мнения для наращивания антирейтинга соперника. Авторы делают вывод о том, что на протяжении 25 лет образы губернаторов Иркутской области играют решающую роль в процессах регионализации и федерализации власти. Независимо от того, как они избираются, почему так часто меняются и подвергаются критике, в глазах жителей области именно они олицетворяют сложившую систему легитимной региональной власти, являются высшим должностным лицом региона.

Ключевые слова: административный ресурс, бизнес-

элита, выборы, губернатор, кандидат, КПРФ, правящая

партия, электорат, «черный пиар».

БОТ 10.14258Лгуа8и(2016)2-16

The article is devoted to the study of the seven governors' images in the Irkutsk region (1991-2015), of whom only one exercises his powers during the whole term. Others finish them before the term. A special emphasis is made on the study of unpredictable early elections of the Governor (2015) in the most oppositional region of the Russian Federation, where in spite of a great amount of money, the mobilization of administrative and organizational resources of the power, the support of the party "United Russia", the President, and the Prime Minister, the current Governor loses election. The candidate of the red zone — the Communist party wins. Certainly, the elections result is not the victory of the candidate from the Communist party, his image or programs, but the result of regional conflict inside the elite, the united protest of the business elite against the Governor. This election campaign was the dirtiest, the votes of the electorate were bought for money, discrediting election technologies, such as "black PR", Internet blogs, and online opinion polls for the rise of the opponent rating were commonly used. The authors conclude that for twenty-five years, the images of the governors of the Irkutsk region have played a crucial role in the processes of regionalization and federalization of power. Regardless of how they are elected, why so often change and criticized in the eyes of the residents of the area they represent current system of legitimate regional authorities

Key words: administrative resources, business-elite, elections, governor, candidate of the Communist Party, the ruling party, the electorate, "black PR".

Иркутская область — мощный индустриальный, инновационный, туристический регион со сложной территорией, властно-управленческими проблемами, элитными конфликтами и неустойчивым электоральным поведением. В последнее время в связи с экономическим кризисом, санкциями, падением курса рубля электорат региона обеспокоен ростом цен, проблемами ЖКХ, низкими зарплатами, слабостью власти. Возможно, эти и многие другие факторы вызывают недоверие к институтам власти по причине их конфликтности, бюрократичности и коррумпированности, поэтому в области формируется достаточно обширный протестный электорат. Причем электорат не идентифицируется с оппозиционной партией, пытается найти те политические силы и лица, которые способны одержать победу на выборах против действующей власти. Нельзя забывать о том, что еще в 2010 г. оппозиционные кандидаты одерживают победу в крупных городах регионах, на досрочных выборах (2015) седьмым губернатором электорат избирает представителя КПРФ. Поэтому интересной темой для исследования является изучение образов шести губернаторов, из которых только один исполняет свои полномочия весь срок, остальные заканчивают их досрочно. Почему так часто меняются, как они себя позиционируют среди электората, элиты и какую лепту внесли в развитие региона? Основное внимание уделяется итогам досрочных выборов, где бизнес-элита одерживает победу над административным ресурсом, исследуются причины победы седьмого губернатора. При написании статьи применяются общенаучные методы познания из истории и политологии: исторический, нормативный, сравнительный, институциональный, а также методы прикладной политологии, особенно результаты наблюдения, полученные в ходе непосредственного участия в выборах, что позволяет понять реальные факторы, которые оказали влияние на исход голосования. В статье используются мониторинг региональных СМИ, рекламных материалов, интернет-ресурсы [1-5], официальные документы органов государственной власти РФ, Иркутской области, данные Центризбиркома, избиркомов Иркутской области [6].

В истории региона особое место занимает образ первого губернатора Ю.А. Ножикова, восемь лет возглавлявшего регион. По образованию он инженер-энергетик, в 1994 г. побеждает на первых выборах губернатора (78,2%). Позиционирует себя как хозяйственник, уважаемый, честный руководитель, патриот своего региона, «объединяющий в себе силу воли, неординарность мысли, простоту и доступность в общении с электоратом» [7, с. 20]. Благодаря его твердой позиции по вопросам энергетики жители области платят за свет меньше, чем в целом по стране. Вводит 50%-е надбавки к зарплате бюджетникам, ак-

тивно содействует «реабилитации жертв политических репрессий, выступает против отправки молодых солдат-призывников в Чечню». Несмотря на то, что власть пользуется доверием и популярностью среди электората, возникают конфликты между бизнес-элитой и руководством области. За год до истечения своих полномочий уходит в отставку, обращается с просьбой к электорату поддержать Б.А. Говорина.

Бывший мэр Иркутска Б.А. Говорин возглавляет область в 1997-2005 гг., по образованию — инженер-энергетик, имеет большой опыт муниципального управления, выдвиженец движения «Наш дом — Россия». Ключевые посты в администрации занимают представители компаний «Иркутскэнерго», ИркАЗ-СУАЛ и авиационного объединения. Способствует формированию бизнес-элиты из представителей финансово-промышленных структур федерального уровня. При этом региональный бизнес не имеет возможности реализовывать свои крупные проекты, между ними возникают конфликты, которые приводят к провалу объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Позиционирует себя как публичный политик, хариз-матичный лидер с такими качествами, как настойчивость, воля, коммуникабельность, но не получается реализовать большие федеральные проекты, обещавшие превратить область в сильный регион, поэтому региональная власть постепенно теряет свой авторитет. В 2004 г. президент В.В. Путин инициирует изменения в Федеральный закон о порядке избрания губернатора, по предложению президента кандидатура вносится в законодательный орган субъекта РФ. Б.А. Говорин не получает поддержки, после его отставки в регионе сменилось четыре губернатора-назначенца: железнодорожник А.Г. Тишанин, инженер-управленец И.Э. Есиповский, партийный функционер Д.Ф. Мезенцев, бизнесмен С.В. Ерощенко и коммунист С.Г. Левченко.

С 2005 г. губернатором назначается А.Г. Тишанин, самый молодой управленец (39 лет), начальник Восточносибирской железной дороги, член партии «Единая Россия». Способствует реализации проектов по строительству нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», газификации области. Регион выигрывает конкурс по созданию на Байкале экономической зоны туристско-рекреационного типа. Казалось бы, работа проводится большая, но региональная элита обратилась к президенту с просьбой об отставке, этому способствуют конфликты с мэром Иркутска, Законодательным собранием, возбуждение уголовных дел в отношении лиц из его окружения. Губернатором назначается первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности И.Э. Есиповский. Под его руководством меняются структуры исполнительной власти, создается правительство, возглавляемое губернатором. Регион не участвует в крупных

социально-политических проектах, нет конфликтов с бизнес-элитой, глава региона запомнился своей страстью к охоте, погиб в авиакатастрофе.

Далее в 2009 г. назначается новый губернатор, коренной житель Санкт-Петербурга, представитель «питерского окружения» президента Д.Ф. Мезенцев, член партии «Единая Россия». Позиционирует себя как интеллигентный, активный губернатор, до назначения представляет область в Совете Федерации при губернаторах Б.А. Говорине, А.Г. Тишанине, И.Э. Есиповском. Является лидером по упоминанию в СМИ, при этом постоянно демонстрирует свои связи с высшими лицами государства, это раздражает бизнес-элиту, наблюдаются конфликты. Губернаторство заканчивается досрочной отставкой по собственному желанию, политологи связывают отставку с провалом выборов в крупных городах региона, где победу одерживают оппозиционные кандидаты. Президент своим указом в 2012 г. назначает губернатором местного бизнесмена, малоизвестного политика С.В. Ерощенко, беспартийного, поддерживаемого партией «Единая Россия». После трех лет нахождения у власти он подает в отставку для переизбрания, не дожидаясь истечения полномочий (2017), поскольку в 2012 г. в России начинается новый этап реформирования политической системы, вернулись прямые выборы на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [8, с. 2]. Мотивация пойти на досрочные выборы представляется вполне обоснованной, требуется поддержка жителей области для реализации огромных проектов, так как регион характеризуется растущей нестабильностью по причине частой сменяемости губернаторов и внутриэлитных конфликтов.

Вместе с тем электорат области не проявляет особого интереса к выборам, протестные настроения «хоть за кого, но против губернатора» стимулируют к тому, чтобы прийти на выборы. Численность избирателей на выборах составляет 1 875 174 человек, голосование проводится на 1914 участках, из которых 25 образуются в местах временного пребывания избирателей [9, с. 1]. В первом туре явка составляет 27,3 %, во втором — 37,22% (для сравнения: на выборах губернатора в 2001 г. — 38%). За мэра Иркутска (2010) голосовали 33,5%, депутатов Законодательного собрания (2013) — только 25%, городской Думы Иркутска (2014) — 18,3% избирателей. Вместе с тем в первом туре действующему губернатору не хватает 0,4% для победы, его поддерживают только 49,6%, т. е. 270 тыс. 526 человек. Кандидат от «красного пояса» набирает 36,61%, за него голосуют 199 тыс. 702 человека. Аутсайдеры выборов Л.И. Егорова («Справедливая Россия») — 6,76%, и О.Н. Кузнецов (ЛДПР) — 4,15%. Никто из кандидатов не преодолевает 50%-й барьер. Во втором туре борьбу продолжают кандидаты от партии «Единая Россия» и КПРФ, победу

одерживает кандидат оппозиционной партии (56,88% против 40,4%). Почему же электорат голосует на выборах не за действующего губернатора?

В ходе своей политической карьеры С.В. Ерощен-ко, физик по образованию, прошел путь от «завлаба», президента группы бизнес-компаний до губернатора области. Позиционирует себя как бизнесмен с жестким и авторитарным стилем управления, непубличный политик, производит впечатление уверенного в себе человека, не оратор, пытается через СМИ создать свой имидж и «укоренить в сознании электората достижения области». Команда формируется из авторитетных профессионалов, молодых интеллектуальных, креативных управленцев, знающих, как нужно управлять регионом. Проведенный мониторинг региональных СМИ, рекламных материалов, интернет-сайтов показывает, что предвыборная кампания первого тура кандидата проводится слабо, основной лозунг «Область моего сердца» подвергается критике за свою «официальность и не вызывает доверия у электората». Используются избирательные технологии «собянинского варианта» — ежедневно показывают реальную работу главы региона: поездки по региону, участие в различных социальных мероприятиях. После поражения в первом туре существенно меняется предвыборная кампания, обновляется штаб, используются технологии «от двери к двери», когда каждый житель получает программу кандидата «Мне нужна ваша поддержка». Мы считаем, что уважение и доверие электората к кандидату основательно подрывается серией газетных материалов и особенно интернет-ресурсов с использованием технологий «черного пиара». Еще до выборов кандидат от КПРФ наносит сильный удар по личности соперника, обращается к главе Следственного комитета РФ по вопросу нецеленаправленного расходования бюджетных средств. Кроме того, катастрофические лесные пожары на Байкале, нежелание участвовать в теледебатах, отмена прямых выборов мэра Иркутска и многие другие негативные факторы способствуют снижению рейтинга кандидата от партии власти.

Большое влияние на результаты выборов оказывает конфликтная ситуация между врио губернатора и бывшим спикером областного парламента, одним из владельцев строительной империи, бывшим мэром Иркутска, представителями силовых структур и другими представителями бизнес-элиты, которые впоследствии встают во главе «строительной оппозиции». В результате представители бизнес-элиты, имеющие колоссальные финансовые, лоббистские, организационные ресурсы, обеспечивают победу кандидату от «красного пояса». Хотя кандидат от партии власти имеет сильную поддержку в лице президента, премьер-министра, депутатов Законодательного Собрания, мэра Иркутска, крупнейших бизнес-групп страны и региона. Многие

эксперты едины в мнении, что Иркутская область — протестный регион, оппозиционный к действующей власти, поэтому бизнес-элите удалось успешно преобразовать внутриэлитные конфликты в протестное голосование электората.

В последнее время на фоне внутриэлитных разногласий и частой смены регионального руководства правящей партии в области восстанавливают электоральные позиции представители других партий. КПРФ на выборах выдвигает сильного кандидата, «большого профессионала, находящегося в списке президентского кадрового резерва, — С.Г. Левченко». По образованию инженер-строитель, депутат Государственной Думы, самый опытный политик регионального и федерального значения, участник множества избирательных кампаний. Позиционирует себя как опытный хозяйственник, политик и успешный бизнесмен, имеющий связи на федеральном уровне и способный решать «любую проблему региона». Первый пункт предвыборной кампании — «идет на выборы, чтобы победить», в этом «выразительно и требовательно убеждает электорат», второй пункт — является единственной альтернативой кандидату от партии власти, этим пытается объединить представителей бизнес-элиты и протестный электорат. Штаб кандидата формирует образ лидера избирательной гонки, максимально близкого электорату, разделяющего его заботы и трудности, готового искать выход из сложившейся кризисной ситуации. Агитационная кампания строится на разоблачении семейной «бизнес-империи» конкурента, критики социально-экономического курса региона. На протяжении всей избирательной кампании его борьба приобретает грубые формы, выходит за рамки конструктивной критики предвыборных программ и выливается в «соревнование компроматов», подобные технологии использовались на выборах мэра Иркутска (2011). Поэтому успех кандидату приносит не формирование позитивного имиджа, а дискредитация оппонента, его победа — это торжество политтехнологий «черного пиара» через Интернет, где в первом туре коммунист представляет образ протестного кандидата, а затем — традиционного радикально-коммунистического.

Конечно, одним только протестным голосованием и «расколом элит» такие результаты объяснить нельзя. Очевидно, стоит говорить о более глубоких, системных социально-политических противоречиях в регионе, стране. После выборов область получает звание самого оппозиционного региона России, за последние годы на выборах столь тотального поражения партия власти не знает. Тем более что итоги многочисленных избирательных кампаний 1994-2015 гг. показывают, что Иркутская область — это «электорально-протест-ный» регион, где у народа крайне высокие требования к институтам власти, это регион, где живут амбициозные люди, причем независимо от возраста, пола, национальности и идеологии. Электорат критически относится к любым выборам, политическим реформам, всему новому, что появляется и обсуждается в политике, потому голосует «хоть за кого, но против действующей власти» или проявляет абсентеизм. При отсутствии возможности голосовать «против всех» избиратели отдают свои голоса кандидатам от оппозиционной партии только для того, чтобы подчеркнуть свое недоверие власти, правящей партии. Кампания по выборам губернатора 2015 г. — самая грязная, голоса избирателей покупались за деньги, применялись дискредитаци-онные технологии. Политологи, наблюдатели, кандидат от КПРФ, избиратели области не сомневались в победе кандидата от правящей партии, но эта предопределенность, как и некоторая «усталость электората» от личностей кандидатов негативно сказалась на результатах голосования.

Таким образом, на протяжении 25 лет образы губернаторов Иркутской области играют решающую роль в процессах регионализации и федерализации власти, независимо от того, как они избираются, почему так часто меняются и подвергаются критике, в глазах жителей области. Именно губернатор олицетворяет сложившуюся систему легитимной региональной власти, является высшим должностным лицом региона. Поэтому, вглядываясь в будущее, хотелось бы видеть наш регион в числе ведущих в стране, политически, культурно и индустриально развитым, но при этом сохраняющим сибирскую самобытность, политические обычаи и традиции.

Библиографический список

1. Альтаир — информационное агентство Иркутской области [Электронный ресурс]. — URL: http//www. Altair. ru (дата обращения 25.10.15).

2. Бабр — городской информационный портал [Электронный ресурс]. — URL: http//www.babr.ru (дата обращения 15.10.15).

3. Ирсити!ру — информационный портал Иркутской области [Электронный ресурс]. — URL: http//www.ircity.ru (дата обращения 10.11.15).

4. Ирсиб — иркутский городской портал [Электронный ресурс]. — URL: http//www.irksib.ru (дата обращения 01.11.15).

5. «Твой Иркутск» — информационный портал Иркутской области [Электронный ресурс]. — URL: http//www. irk.ru; Irkutsk (дата обращения 09.11.15).

6. Закон Иркутской области от 25 июня 2012 r. № 54-ОЗ «О выборах Губернатора области»; Постановление от 18 января 2013 г. № 031-06-86/13 «Об образо-

вании избирательных участков, участков референдума на территории Иркутска 2013-2017 гг.» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_ doc_law_129119 (дата обращения 11.10.15).

7. Ножиков Ю.А. Я это видел, или Жизнь российского губернатора, рассказанная им самим / лит. запись Б. Ротен-фельда; послесл. Л.М. Дамешека. — Иркутск, 1998.

8. Федеральный закон от 2 мая 2012 г. № 40-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих прин-

ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти и субъектов РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_law_129119http: (дата обращения 10.10.15).

9. Избирком Приангарья информирует [Электронный ресурс]. — URL: http://www.irkutsk.izbirkom.ru.sx. Way.1443035.html Irkutsk Media (дата обращения 11.10.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.