Научная статья на тему 'Речевое развитие личности в Монтессори образовании как фактор социализации'

Речевое развитие личности в Монтессори образовании как фактор социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О. В.

В статье раскрываются некоторые аспекты речевой социализации личности в развивающем пространстве Монтессори образовательной среды. Речевое развитие личности понимается как важнейшая составляющая содержательного освоения взрослеющим человеком социальной роли «ученик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевое развитие личности в Монтессори образовании как фактор социализации»

Афанасьева О.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ)

E-mail: [email protected]

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрываются некоторые аспекты речевой социализации личности в развивающем пространстве Монтессори-образовательной среды. Речевое развитие личности понимается как важнейшая составляющая содержательного освоения взрослеющим человеком социальной роли «ученик».

Ключевые слова: речевое развитие, Монтессори-образование, социализация личности.

Полноценное речевое развитие личности является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, обеспечивает содержательное обогащение социализирующей составляющей образовательного процесса в соответствии с директивными положениями ФГОС нового поколения.

Анализ подходов к организации речевого развития личности растущего человека с позиций современных требований компетентност-ной образовательной парадигмы показывает, что классические, традиционные формы этой работы не в полной мере охватывают все стороны речевого развития детей, что предполагает постоянство педагогического внимания к совершенствованию инструментальной стороны образовательного процесса.

В аспекте создания и реализации расширяющихся условий формирования языковой способности личности может быть использован развивающий потенциал Монтессори-образования, связанный с атрибутивным присутствием в структуре образовательного взаимодействия предметно-средовых и субъектно-активизирую-щих (побуждающих) факторов речевого развития растущего человека, что особенно эффективно на ранних этапах речевого развития. При этом в Монтессори-педагогике язык рассматривается, прежде всего, как фактор социализации ребенка в ходе присвоения культурных ценностей, связанный с развитием способностей общения и познания, выступающий средством организации и самоорганизации детей в различных видах продуктивной деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.) и, тем самым, существенно расширяющий культурологические измерения жизни ребенка в аспекте наделения его «дополнительными степенями свободы в мире собственно человеческого бытия» [4, с. 166].

В педагогической системе М.Монтессори ярко проявляются черты, характеризующие инновационное обучение в его современном понимании:

- создание условий для включения детей в самостоятельную познавательную деятельность;

- обеспечение эмоциональной, психологической поддержки учащихся в учебном процессе;

- создание ситуаций успеха для каждого ребенка и поддержание уверенности в собственных силах;

- направление действий детей при выборе индивидуального учебного маршрута.

Проведенный анализ показал, что речевое развитие детей в Монтессори-образовании осуществляется по следующим направлениям:

- формирование понятийной системы, включающей расширение словарного запаса, классификацию и систематизацию предметного словаря;

- работа над правильным произношением;

- обучение чтению и письму.

Формирование понятийной системы, обучение чтению и письму происходит в процессе работы с автодидактическим материалом в Монтессори-подготовленной среде.

Обладая, по определению М. Монтессори, «впитывающим мышлением», «абсорбирующим разумом», ребенок пребывает в статусе постоянного развития, неустанно и в буквальном смысле «бессознательно вбирает в себя» образы окружающего мира. Поэтому столь определяющее значение имеет в Монтессори-образовании направленно создаваемая взрослыми (педагогами) предметно-социальная среда окружения растущего человека, в которой он мог бы найти все необходимое для своего развития не только в инструментально-деятельностном плане, но и в широко понимаемой плоскости социализации

личности, «впитывающе» присваивая «правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения» [5, с. 10].

В контексте нашего рассмотрения следует отметить, что, согласно выделенным М. Мон-тессори сензитивным (т. е. узко ограниченным временным промежуткам «повышенной чувствительности к развитию», «особой чувствительности в развитии») периодам в развивающем становлении ребенка, наиболее благоприятный возраст развития социальных навыков (2,5-6 лет) пребывает во временных пределах аналогичного периода развития речи (0-6 лет) и, тем самым, в совпадающем пространстве временной периодизации являет вполне очевидную и понятную взаимосвязь и взаимообусловленность этих компонентов разумного становления взрослеющего человека в едином процессе социализации и воспитания личности.

В этом отношении М. Монтессори понимает механизм речи не только как «необходимое предварительное условие высшей психической деятельности» и ее «важный инструмент» [2, с. 280], но и выделяющее подчеркивает эстетические характеристики речи в качестве важного показателя социального статуса ее носителя: «Если говорить о красоте речи, то нельзя не признать, что люди, не умеющие правильно говорить, стоят ниже тех, кто говорит правильно» [2, с. 289].

Базовой основой социального взросления растущего человека выступает его изначальное, существующее буквально на врожденном уровне стремление, реальная «потребность в социальном развитии», присущая «природе детей и юношества» [цит. по 5, с. 19].

Незаменимая роль в этом процессе принадлежит разновозрастному детскому коллективу, организующему свою деятельность на основополагающих Монтессори-принципах, идеях и ценностях. Возможность свободного выбора вида деятельности, ситуативное многообразие возникающих взаимодействий детей, происходящих в обстановке «трудолюбивой общности», выступают своеобразным социально-дидактическим «материалом» для упражнений в навыках социального поведения и речевого становления личности, поскольку именно «опыт общения совершенствует ребенка», способствуя его «общественному развитию» [3, с. 153].

Важнейшим условием речевого развития ребенка является «присутствие в социальном пространстве значимого «другого» (взрослого), реализующего, с одной стороны, функцию «носителя» речевых образцов, а с другой - выполняющего функции эмоциональной поддержки и одобрения для своего подопечного» [4, с. 169]. Поэтому, когда Монтессори-учительница разговаривает с детьми, ей необходимо «очень внимательно относиться к тому, как она произносит слова - четко и не глотая звуки, хотя при этом она может говорить очень тихо, даже так, как будто делится каким-то секретом» [2, с. 381]. В последнем случае акцентируется момент доверительности и дружественности в отношениях между учителем и ребенком.

Следует также отметить, что Монтессори-подготовленная среда в силу своей предметносодержательной специфики и комплексного характера образовательного причинения позволяет, как представляется, практически осуществлять один из важнейших принципов целостного (целостности) речевого становления личности

- «взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей» [1, с. 104], реализуемого в процессе работы с Монтессори-материалом из всех взаимосвязанных учебных разделов. В этой связи следует отметить расширительное, предельно гуманитарное, а потому и потенциально социализирующее понимание М.Монтессори образовательной сущности процесса обучения, призванного стать для ребенка действенным «источником сил обновления и созидания» [3, с. 4].

Так, при выполнении упражнений в практической жизни ребенок знакомится, прежде всего, с существительными и глаголами (названиями предметов и практико-ориентированных действий с ними). Работа с сенсорными материалами акцентирует внимание ребенка на запоминании названий свойств и качеств предметов, выражаемых прилагательными, наречиями и степенями сравнения. Предметное наполнение математического материала способствует вербальному усвоению не только количественных и порядковых числительных и других специальных математических терминов, но чувственно, наглядно-осязательно позволяет ребенку знакомиться с названиями геометрических фигур и пространственных тел.

Кроме того, в системе Монтессори устная речь ребенка является не только основным сред-

ством общения, но также выступает аудиовизуальным базисом обучения чтению и письму. «Изучение графических символов» по методу Монтессори уже на самых первых этапах предусматривает, что ребенок «видит букву, вырезанную из наждачной бумаги, слышит ее четкое произношение и ощупывает ее контуры» [2, с. 287].

С целью классификации и систематизации вербального словаря в Монтессори-образовании используются так называемые «трехступенчатые» уроки, дидактическая структура которых предполагает: 1) установление связи между предметом или признаком и названием - «презентация материала», 2) распознание предмета, который соответствует названию (педагог проверяет, ассоциируется ли название предмета с самим предметом, предлагая ребенку выполнить действия с ним), 3) запоминание слова, соответствующего предмета или признака.

В педагогике Монтессори поощряется речевая и познавательная активность детей, что имеет немаловажную значимость в оптимизации социализирующей составляющей личностного развития, приобретения индивидуального опыта речевой деятельности каждым воспитанником, поскольку «только индивидуальная

деятельность стимулирует и осуществляет развитие ребенка, и это в равной степени относится как к малышам дошкольного возраста, так и к школьникам младших и более старших классов» [3, с. 14]. Так, в процессе «свободной работы» с дидактическим материалом дети могут разговаривать друг с другом, обращаться с вопросами к воспитателю или учителю, если он не занят с другими учащимися, утверждая, тем самым, статус самостоятельного (самостоятельности) речевого субъекта. Организация «бесед в кругу» ориентирована на поддержку стремления детей к вербальному выражению своих мыслей, чувств, желаний и намерений, что, наряду с речевыми, способствует развитию также и коммуникативных умений.

Насыщение яркими, интересными событиями образовательной жизни воспитанников в Монтессори-подготовленной среде является действенным фактором не только обогащения чувственно-эмоционального опыта, формирования образного мышления, но способствует речевому развитию личности взрослеющего человека как становящегося субъекта базовой (общекультурной) социальной роли «ученик».

9.02.2012

Список литературы:

1. Камратова, Н. Г. Педагогические основы раннего языкового образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Раннее языковое образование: состояние и перспективы» / Н. Г. Камратова. - Ижевск: Изд. дом «Удмурдский университет», 2001. - С. 100-104.

2. Монтессори, М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет / Мария Монтессори; пер. с. англ. А.В. Колесниковой, Е.А. Рязанцевой. - М.: Издательство Центрполиграф, 2011. - 414 с.

3. Монтессори, М. Разум ребенка (главы из книги) / М. Монтессори. - М.: Изд-во «ГРААЛЬ», 1997. - 175 с.

4. Осмина, Е. В. Психологические проблемы речевого развития в детском возрасте: материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Раннее языковое образование: состояние и перспективы» / Е. В. Осмина. - Ижевск: Изд. дом «Удмурдский университет», 2001. - С. 165-171.

5. Сорокова, М. Г. Система М. Монтессори: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Г. Сорокова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.

Сведения об авторе: Афанасьева Ольга Владимировна, соискатель кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного образования Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета),

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]

UDK 371.481 Afanasyeva O.V.

Orsk humanitarian-technological institute (branch of OSU), e-mail: [email protected]

SPEECH DEVELOPMENTO OF PERSONALITY IN MONTESSORI-EDUCATION AS SOCIALIZATION FACTOR

Some aspects of speech socialization of personality in the developing space of Montessori-educational environment are examined in the article. Speech development of personality is understood as the most important component of substantial mastering of social role of «pupil» by maturing person.

Key words: speech development, Montessori-education, socialization of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.