Научная статья на тему 'Учебная дискуссия как средство преодоления языкового барьера у иностранных студентов-медиков на занятиях по русскому языку'

Учебная дискуссия как средство преодоления языкового барьера у иностранных студентов-медиков на занятиях по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS FOREIGN / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS / УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ / EDUCATIONAL DISCUSSION / ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР / LANGUAGE BARRIER / ФОРМА РЕЧИ / SPEECH FORM / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / PROBLEM SITUATION / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / FOREIGN COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНЫЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ / COMMUNICATIVE AND COGNITIVE APPROACHES / ПРИНЦИПЫ ОТБОРА / SELECTION PRINCIPLES / УСЛОВИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ / CONDITIONS OF REAL SPEECH ENVIRONMENT / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

Статья посвящена проблеме преодоления трудностей, в частности языкового барьера, возникающих у студентов-медиков при изучении русского языка как иностранного. Для решения данной проблемы необходима максимальная активизация деятельности иностранных учащихся, способствующая формированию самостоятельности, интереса к учёбе, повышению качества знаний, навыков и умений. По мнению автора, учебная дискуссия является одним из эффективных средств решения рассматриваемой проблемы. Учебная дискуссия представляет собой с одной стороны методический приём, содержание которого зависит от целей обучения, а с другой стороны форму речевой деятельности. В статье отмечается необходимость тщательного отбора учебного материала для успешного проведения дискуссии. С целью определения принципов отбора дискуссионного материала автор детально рассматривает характерные особенности публичной дискуссии, функционирующей в условиях естественной речевой среды. В результате исследования автор делает вывод, что использование учебных дискуссий на занятиях по русскому языку в медицинском вузе способствует совершенствованию речевых умений и навыков у иностранных учащихся, активизирует их мыслительную и речемыслительную деятельность и активность, помогая тем самым преодолеть языковой барьер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL DISCUSSION AS A MEANS OF OVERCOMING LANGUAGE BARRIER OF FOREIGN MEDICAL STUDENTS AT RUSSIAN LESSONS

The article is devoted to the problem of overcoming difficulties, in particular the language barrier, encountered by medical students when studying Russian as foreign. To solve this problem requires the maximum activation of foreign students` activities, contributing to the formation of independence, interest in learning, improve the quality of knowledge, skills and abilities. In the author's opinion, the educational discussion is one of the effective means of solving the problem. The educational discussion is, on the one hand, a method, the content of which depends on the aims of education, and on the other hand a form of speech activity. The article notes the need for careful selection of educational material for a successful discussion. To determine the principles for selecting the discussion material, the author considers in detail the specific features of the public discussion, functioning in the conditions of real speech environment. As a result of the research, the author concludes that the use of educational discussions at Russian lessons in medical university contributes to improvement of speech skills of foreign students, activates their mental and speech activity, helping to overcome the language barrier.

Текст научной работы на тему «Учебная дискуссия как средство преодоления языкового барьера у иностранных студентов-медиков на занятиях по русскому языку»

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ ...

УДК 372.881.161.1+378

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

© 2017

Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

«Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена проблеме преодоления трудностей, в частности языкового барьера, возникающих у студентов-медиков при изучении русского языка как иностранного. Для решения данной проблемы необходима максимальная активизация деятельности иностранных учащихся, способствующая формированию самостоятельности, интереса к учёбе, повышению качества знаний, навыков и умений. По мнению автора, учебная дискуссия является одним из эффективных средств решения рассматриваемой проблемы. Учебная дискуссия представляет собой с одной стороны методический приём, содержание которого зависит от целей обучения, а с другой стороны форму речевой деятельности. В статье отмечается необходимость тщательного отбора учебного материала для успешного проведения дискуссии. С целью определения принципов отбора дискуссионного материала автор детально рассматривает характерные особенности публичной дискуссии, функционирующей в условиях естественной речевой среды. В результате исследования автор делает вывод, что использование учебных дискуссий на занятиях по русскому языку в медицинском вузе способствует совершенствованию речевых умений и навыков у иностранных учащихся, активизирует их мыслительную и речемыслительную деятельность и активность, помогая тем самым преодолеть языковой барьер.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, студенты-медики, учебная дискуссия, языковой барьер, форма речи, методический приём, проблемная ситуация, иноязычное общение, коммуникативный и познавательный подходы, принципы отбора, условия естественной речевой среды.

EDUCATIONAL DISCUSSION AS A MEANS OF OVERCOMING LANGUAGE BARRIER OF FOREIGN MEDICAL STUDENTS AT RUSSIAN LESSONS

© 2017

Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the problem of overcoming difficulties, in particular the language barrier, encountered by medical students when studying Russian as foreign. To solve this problem requires the maximum activation of foreign students' activities, contributing to the formation of independence, interest in learning, improve the quality of knowledge, skills and abilities. In the author's opinion, the educational discussion is one of the effective means of solving the problem.

The educational discussion is, on the one hand, a method, the content of which depends on the aims of education, and on the other hand a form of speech activity. The article notes the need for careful selection of educational material for a successful discussion. To determine the principles for selecting the discussion material, the author considers in detail the specific features of the public discussion, functioning in the conditions of real speech environment. As a result of the research, the author concludes that the use of educational discussions at Russian lessons in medical university contributes to improvement of speech skills of foreign students, activates their mental and speech activity, helping to overcome the language barrier.

Keywords: Russian as foreign, medical students, educational discussion, language barrier, speech form, method, problem situation, foreign communication, communicative and cognitive approaches, selection principles, conditions of real speech environment.

На сегодняшний момент в связи с развитием технологий и расширением международных связей особенно актуальным становится вопрос о межкультурной языковой коммуникации. Российская Федерация открывает свои границы для иностранных граждан, желающих получить образование в российских вузах. В настоящее время спрос на качественное российское образование заметно вырос, по сравнению даже с 90-ми годами прошлого века. Российские вузы разрабатывают специальные программы и методики, которые способствуют наиболее быстрому и качественному освоению иностранцами русского языка. Эти программы рассчитаны на весь период обучения студентов. По мнению иностранных учащихся, русский язык необходим им для жизни и учёбы в России.

Кафедра русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета ставит целью обучение русскому языку иностранных студентов в условиях языковой среды для социального и профессионального общения. Эта цель осуществляется путем формирования у студентов необходимых языковых и речевых умений и навыков в чтении, аудировании, говорении и письме, обеспечивая, в конечном счете, овладение специальностью, общение в условиях русской языковой среды, возможность использования русского языка по возвращении на родину [1].

На протяжении всего периода обучения иностранные

студенты сталкиваются с определёнными проблемами различного характера. С целью определения основных трудностей, возникающих у иностранных студентов Курского государственного медицинского университета в процессе изучения русского языка, было проведено анкетирование. В нём приняли участие студенты международного факультета из Индии, Нигерии, Шри-Ланки, Бразилии и Малайзии. По результатам анкетирования были определены основные трудности, возникающие у студентов при изучении русского языка как иностранного. Так, большинство опрошенных считают, что самое сложное в русском языке - грамматика и произношение. По словам студентов, главная трудность заключается в том, что русский язык содержит большое количество падежей и слова, имеющие множественное значение. Иностранцы отмечают, что русский язык гораздо сложнее английского. Вторая наиболее часто возникающая проблема - общение. Несмотря на то, что аудиторные занятия включают развитие навыков говорения, многие иностранцы не используют их в повседневной жизни, так как у них имеется так называемый языковой барьер.

Известно, что, только преодолевая трудности, можно достичь положительного результата. Это справедливо и в отношении изучения русского языка как иностранного. Иностранные студенты, успешно изучающие русский язык, могут применять его в своей профессиональной деятельности и участвовать в ситуациях про-

Dmitrieva Darya Dmitrievna pedagogical

EDUCATIONAL DISCUSSION ... sciences

фессионально-делового и социокультурного характера с пациентами и коллегами.

Таким образом, для преодоления трудностей, в том числе языкового барьера, возникающих у студентов при изучении русского языка как иностранного, необходима максимальная активизация их деятельности, способствующая формированию самостоятельности, интереса к учёбе, повышению качества знаний, навыков и умений. На занятиях по русскому языку как иностранному это требование реализуется в единстве двух подходов обучения, а именно коммуникативного и познавательного. Данные подходы должны быть направлены на формирование способности осуществлять общение на русском языке. Согласно А.А. Леонтьеву необходимо превратить учебную деятельность, состоящую из комплекса механических операций по усвоению абстрактных языковых знаний и отработке речевых навыков, в творческую интеллектуальную активность [2].

По нашему мнению учебная дискуссия является одним из эффективных средств преодоления трудностей в частности языкового барьера у иностранных студентов-медиков при изучении ими русского языка. Известно, что процесс обучения иноязычному общению представляет собой модель процесса реального общения по таким параметрам, как: целенаправленность, мотивированность, новизна, информативность процесса общения, функциональность, ситуативность, характер взаимодействия студентов и система используемых речевых средств. Следовательно, можно создать условия обучения, которые будут адекватны реальным. Это обеспечит успешность овладения необходимыми умениями, а также эффективность их использования в условиях реального общения студентов [3]. В связи с этим обратимся к дискуссии как форме речевого общения.

Отметим, что для дискуссии характерны коммуникативные, языковые, логические данные, отражающие специфику естественной формы речевого общения: диа-логичность или полилогичность, поисково-познавательный характер речевой деятельности, информативность, логичность в изложении и рассуждении.

Дискуссия рассматривается методистами в течение длительного времени в двух направлениях:

- как форма речи;

- как методический приём совершенствования устно-речевых умений и навыков.

Итак, с одной стороны в дискуссии осуществляется реальная устная речевая коммуникация, с другой стороны учебная дискуссия должна быть включена в процесс обучения устной речи [4 - 8] .

Большинство методистов, определяя место дискуссии в учебной деятельности, приходят к выводу, что она должна функционировать в системе упражнений на продвинутом этапе обучения. Например, Н.М. Минина и М.К. Бородулина считают, что дискуссия представляет собой высшую форму неподготовленной монологической речи, которая может осуществляться на основе языкового и тематического материала уже знакомого студентам [5].

Е.С. Полат определяет дискуссию как публичный спор с целью выяснения и сопоставления различных точек зрения, а также поиск и выявление истинного мнения для определения правильного решения спорного вопроса. Однако её отличительной чертой от спора является направленность на положительный результат в поиске решения какой-либо проблемы [9,10].

Рассмотрим мнения методистов по поводу структурной организации учебной дискуссии. Согласно В.Л. Скалкину и Г.А. Рубинштейну переменные данные дискуссии должны включать в себя следующие компоненты: тему, экспозицию, речевой стимул, направляющие вопросы, речевую реакцию говорящего и ключевые слова [11,12]. В процессе обучения русскому языку как иностранному учебная дискуссия рассматривается как эффективный способ реализации коммуникативных и 38

познавательных целей обучения. В связи с этим для подготовки к дискуссии необходимо, в первую очередь, решить ряд проблем прикладного характера. Рассмотрим подробно данные проблемы:

- организация учебного материала, то есть отбор учебных текстов, упражнений, заданий, слов;

- прогнозирование речевого взаимодействия при формировании умений вести дискуссию;

- реализация общедидактических целей и задач, направленных на формирование у иностранных студентов определённых знаний, умений и навыков, а также идей и убеждений [13,14,15].

В то же время, исходя из опыта работы с иностранными студентами медицинского университета, стоит отметить, что возникновение дискуссий обусловлено, прежде всего, социально-психологическими потребностями учащихся и необходимостью отвечать их познавательными интересам. Содержание устных бесед, а также письменных сочинений иностранных студентов медицинских вузов свидетельствует о том, что их волнуют, в первую очередь, вопросы, связанные с будущей специальностью. Затем для них представляют интерес общественно-политические и морально-этические проблемы, а также вопросы культуры.

Однако познавательные интересы иностранных студентов-медиков не всегда бывают удовлетворены. Это можно объяснить наличием следующих факторов: недостаточным уровнем знаний учащихся по теме спора, неумением воспользоваться приобретёнными языковыми и речевыми умениями и навыками, стихийным характером общения.

Известно, что дискуссия представляет собой сложный вид речевой деятельности, речевых взаимодействий участников. Таким образом, для участия в учебной дискуссии иностранные учащиеся должны уметь: осуществлять анализирующую и синтезирующую деятельность; обосновать своё мнение, доказать, сделать выводы и обобщения, систематизировать и классифицировать, сопоставить и сравнить.

Итак, учебная дискуссия должна быть чётко спланирована, организована и целенаправленна. Для проведения занятий по русскому языку как иностранному в медицинском вузе существенное значение имеет отбор учебного материала. Необходимо определить принципы отбора дискуссионного материала с учётом характерных особенностей публичной дискуссии, функционирующей в условиях естественной речевой среды [16]. Рассмотрим подробнее эти особенности.

Во-первых, дискуссия как специфическая форма речевой деятельности имеет причину, её порождающую, и преследует определённую цель. Стимулом, побуждающим к началу дискуссии, является неоднозначное отношение говорящих к каким-либо предметам или явлениям окружающего мира. Это отношение выражается в виде мнений, оценочных суждений, тезиса, утверждения, афоризма, сформулированной проблемы или задачи познавательного свойства. Таким образом, в основе любой учебной дискуссии должна лежать проблемная ситуация, которую можно создать разными способами. Например, преподаватель русского языка может представить на рассмотрение студентам информационный материал в виде текста, аудио- и видеофрагментов, а также публикаций по медицине. Эти материалы должны содержать противоречие и вызывать у студентов определённые вопросы и сомнения [9,10].

Следовательно, организация и проведение дискуссий на занятиях по русскому языку с иностранными учащимися вузов требует отбора учебного материала, содержащего проблемную тему и стимулирующего, таким образом, сильную мотивацию высказываний студентов. В таком случае учебная дискуссия стимулирует речевую деятельность и способствует её активизации.

Е.С. Полат выделяет следующие критерии отбора проблемных ситуаций:

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ ...

- наличие проблемы объективной действительности, значимой для студентов-медиков с точки зрения их будущей профессии и жизненного опыта;

- противоречивость проблемы, предусматривающей разные точки зрения на её решение и разные подходы;

- отсутствие полноты информации для решения проблемы, представленной в ситуациях;

- возможность решения проблемы с учётом уровня подготовленности студентов, их знаний предметной и смежных областей, интеллектуальных способностей;

- выбор учебных проблемных текстов, объединённых одной тематикой;

- возможность прогнозирования дальнейшего развития ситуации [9,10].

Во-вторых, дискуссия потенциально развивается при наличии у говорящих достаточно высокого запаса практических и теоретических знаний по проблеме спора. При отсутствии определённых знаний дискуссия не может состояться. Данное свойство публичной дискуссии на занятиях по русскому языку предполагает отбор и организацию текстового материала, обладающего высокой степенью информативности по теме обсуждаемой проблемы. Таким образом, мы способствуем обогащению студентов новыми знаниями.

В-третьих, дискуссия по своему характеру всегда полемична. Так её основными составляющими являются доказательство и опровержение, аргументация и контраргументация. Это свойство дискуссии обусловливает необходимость создания серии логико-речевых упражнений, направленных на развитие логики изложения, рассуждения и убеждения.

В-четвёртых, с точки зрения структурной организации дискуссия представляет собой диалог или полилог. Однако стоит отметить, что высказывания каждого из участников дискуссии, направленные на решение определённой проблемы, строятся не как реплики диалога или полилога, а по законам монологического высказывания. Корректно построенная дискуссия представляет собой законченное произведение (текст). Основные его составляющие представляют собой речевые отрезки на уровне микротекста. В связи с этим можно сделать вывод, что обучение навыкам и умениям вести дискуссию основано на овладении навыками и умениями монологического высказывания и, в частности, рассуждения. В зависимости от своей цели рассуждение может быть направлено на поиск новой истины, выведение одних знаний из других или сообщение уже известной истины, убеждение или побуждение слушающих к определённым действиям [17].

Последняя, пятая особенность публичной дискуссии заключается в том, что она подразумевает сильное эмоциональное взаимодействие говорящих. Таким образом, в процессе обсуждения спорной проблемы проявляется целый комплекс психологических особенностей личности, включающий в себя эмоционально-оценочное восприятие объективной действительности, социальный, культурный уровень учащихся, их возрастные и поведенческие особенности и т.д. Следовательно, важный фактор отбора материала для учебной дискуссии заключается в знании психологических особенностей личности иностранных студентов, учёте их национальной культуры, а также фоновых знаний. Такой подход будет с одной стороны способствовать адекватному пониманию иностранными студентами реалий и фактов объективной действительности, а с другой - позволит преподавателю рационально управлять ходом дискуссии.

Проведённый нами анализ различных сторон дискуссии (социальных, психологических, формально-логических) позволяет сделать определённые обобщения и выводы относительно учебной дискуссии.

Итак, психологическая характеристика речи участников публичной дискуссии в условиях естественной речевой среды и в учебной дискуссии является почти тождественной. Однако для учебной дискуссии харак-

терна одна особенность, которая заключается в том, что она организуется и планируется преподавателем.

Мы считаем, что учебная дискуссия на занятиях по русскому языку как иностранному должна напоминать или воспроизводить дискуссию, функционирующую в условиях естественного речевого общения. Она должна отличаться лишь тем, что её опорные моменты такие как условия, вызывающие проблему, формирование проблемы, пути её решения задаются и прогнозируются преподавателем.

Итак, учебная дискуссия представляет собой с одной стороны методический приём, содержание которого зависит от целей обучения, а с другой стороны форму речевой деятельности. Таким образом, обучая иностранных студентов умениям вести дискуссию, мы реализуем учебные и воспитательные задачи, такие как совершенствование навыков и умений говорения и аудирования, а также формирование определённых знаний, идей и убеждений.

При обучении иностранных студентов умениям вести дискуссию на русском языке необходимо учитывать такой фактор, как отбор страноведческого материала. Следует отбирать материал для дискуссий с учётом познавательных интересов иностранных учащихся, отражающихся в их устных беседах. Это подтверждается и в письменных работах студентов, в которых активно используются их лингвострановедческие знания. Сформированный лингвострановедческий тезаурус приводит к адекватному критическому анализу или постановке национальной проблематики. Так, например, для иностранных студентов из Юго-Восточной Азии актуальными являются следующие темы: «Социальные проблемы молодёжи в Шри-Ланке», «Развитие промышленности Шри-Ланки», «Проблема высшего образования в Индии», «Работа государственных поликлиник в Индии» и т.д.

Отметим, что организация и проведение учебных дискуссий требуют тщательной подготовки. Преподавателю необходимо:

- из общей страноведческой темы занятия выделить подтему;

- дать экспозицию, которая будет представлять собой изложение материала и проблематики учебной дискуссии;

- выделить побуждающий стимул, который будет носить естественный характер;

- подготовить направляющие вопросы;

- определить список ключевых слов и страноведческих реалий;

- предоставить образцы текстов учебных дискуссий.

При обучении русскому языку как иностранному в

медицинском вузе возможно проведение интернет-дискуссий в социальных сетях, а также онлайн дискуссий с учащимися других вузов [18,19].

В результате нашего исследования можно сделать вывод о том, что использование учебных дискуссий на занятиях по русскому языку как иностранному в медицинском вузе способствует совершенствованию речевых умений и навыков у иностранных студентов, а также активизирует их мыслительную и речемыслительную деятельность и активность, помогая тем самым преодолеть языковой барьер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Методические рекомендации для практических занятий по русскому языку для студентов - иностранцев 1 курса лечебного факультета / И.А. Ковынева [и др.]. -Курск: Изд-во КГМУ, 2012.

2. Леонтьев А.А. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка // Иностр. яз. в школе. - 1975. - №5. - С. 74 - 75.

3. Дмитриева Д.Д. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов-медиков на основе ин-тегративно-модульного подхода к изучению русского языка как иностранного: автореф. ...канд. пед. наук. -

Dmitrieva Darya Dmitrievna EDUCATIONAL DISCUSSION .

pedagogical sciences

Курск, 2012. - 26 с.

4. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 268 с.

5. Бородулина М.К., Минина Н.М. Основы преподавания иностранных языков в языковом вузе. - М.: Высшая школа, 1968.

6. Коблова Л.П. Методика обучения дискуссии в языковом вузе: Методический бюллетень №6. - М., 1973.

7. Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи: (Пути и приёмы). - М.: Высшая школа, 1970.

8. Шантарин Е.В. Методика проведения бесед-дискуссий при обучении устной речи в языковом вузе: авто-реф. ...канд. пед. наук. - Владимир, 1974. - 24 с.

9. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. - М., 1997.

10. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2005.

11. Скалкин В.Л., Рубинштейн Г.А. Учебная дискуссия как средство развития неподготовленной речи // Иностр. яз. в школе. - 1968. - №4. - С. 58.

12. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

13. Амиантова Э.И., Верниковская Н.С., Хургина Т.А. Беседа-дискуссия на уроке русского языка // Рус. яз. за рубежом. - 1974. - №3. - С. 35.

14. Толстикова Л.П. Учебная дискуссия - один из приёмов развития навыков неподготовленной речи // Русский язык для студентов-иностранцев. - М.: Русский язык, 1975.

15. Акишина А.А., Шляхов В.И. Аспектное обучение русскому речевому общению преподавателей-русистов // Рус. яз. за рубежом. - 1984. - №4. - С. 78-83.

16. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Русский язык, 1983. - 246 с.

17. Тамбовкина Т.Ю. Обучение рассуждению - средство активизации речемыслительной деятельности учащихся: (На материале новых учебно-методических комплексов по немецкому языку) // Иностр. яз. в школе. -1984. - № 4. - С. 55-60.

18. Павельева Т.Ю. Развитие умения участия в интернет-дискуссии средствами учебного интернет-блога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - №10. - С. 41-45.

19. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся //Иностранные языки в школе. - 2008. - №8. - С.11-15.

Статья поступила в редакцию 15.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

40

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.