УДК 811.111:801
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ: СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ
© Светлана Владимировна ГУСЬКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики, e-mail: [email protected]
В работе анализируются особенности реализации агрессивного компонента в современных региональных изданиях различных типов, что позволяет сделать выводы о степени распространенности текстов подобного содержания в прессе. Рассматриваются жанровые разновидности публикаций, их ресурсы, способствующие активизации читательской активности. В центре внимания оказываются не только журналистские публикации, но и соответствующие им заголовочные комплексы. Теоретические основы исследования подкреплены примерами из современных региональных периодических изданий.
Ключевые слова: периодическая печать; региональная пресса; типология СМИ; речевая агрессия; концепт; заголовочный комплекс; открытый текст; жанровая модель периодической печати.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. существенно возросла роль средств массовой информации в формировании поведения людей. Современный человек погружен не только в информационную, но и в эмоциональную среду, во многом формируемую СМИ. Наше настроение в значительной степени определяется как тематикой, так и стилистикой потребляемых информационных продуктов. Сообщения, транслируемые средствами массовой информации, оказывают заметное влияние на психическое состояние индивидов, их поведение, отношение к окружающим, к действительности.
Сегодня невозможно представить себе такую газету или журнал, программу теле-или радионовостей, где не было бы ни одного сообщения об акте проявления агрессии. Статистика свидетельствует о том, как часто люди ранят и убивают друг друга, причиня-
ют боль и страдания своим ближним. Хотя, чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких.
Со ссылкой на исследование социологов А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов отмечают, что в среднем российский зритель в течение дня видит сцену насилия на телеэкране каждые 15 минут, а вечером - каждые 10 минут. Из всех сцен насилия наиболее часто демонстрируются убийства и избиения, значительна доля показа сексуального насилия, групповой агрессии (войны, теракты), катастроф, оскорблений. А по оценке некоторых специалистов в области социальных технологий российское телевидение - одно из самых агрессивных в мире. В результате просмотра телевизионных передач, особенно информа-
ционного характера, российские зрители испытывают не только положительные, но часто отрицательные эмоции - чувства страха, беззащитности, усталости и неуверенности, что не может не оказывать влияние на их поведение, в т. ч. и в конфликтных ситуациях [1, с. 24]. Поэтому важность изучения агрессии и функционирования данного феномена в системе печатных средств массовой информации кажется бесспорной.
Нередко у читателей вызывает интерес информация, в которой сосредоточены агрессивные действия индивида. Судя по всему, журналисты вынуждены писать на темы, заключающие в себе агрессию, чтобы угодить запросам современного читателя. Однако нельзя забывать о том, что языковая культура или даже языковая политика СМИ обладает сильнейшим внушающим воздействием, и объектом влияния выступает не столько отдельный индивид, сколько все общество.
Прежде чем подробно остановиться на особенностях проявления речевой агрессии в региональной прессе, определим подходы к интерпретации данного феномена. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями (злость, ярость, раздражение), с мотивами (стремление оскорбить или навредить), с негативными установками (расовые или этнические предрассудки). Несомненно, все эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, но их наличие не является необходимым условием для действий, несущих в себе агрессивный компонент.
Исследователь в области психологии Л. Берковиц определяет агрессию как «форму поведения человека, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-либо физический или психологический ущерб» [2, с. 230]. Р. Бэрон и Д. Ричардсон принимают за основу следующее определение: «Агрессия - это любая форма поведения человека, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения» [3, с. 236]. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразу-
мевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения [4, с. 152]. Таким образом, агрессия подразумевает такое поведения человека, при котором страдает другой, на которого эти действия направлены.
Несмотря на многообразие подходов к интерпретации агрессии, будем придерживаться определения, сформулированного профессором Н.И. Леоновым, понимая под агрессией «индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического и психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей» [5, с. 211].
Поскольку в центре нашего внимания оказывается исследование текстового материала региональных печатных средств массовой информации, сделан акцент на исследовании журналистских текстов. В работе предпринята попытка всесторонне исследовать особенности проявления речевой агрессии в газетных публикациях региональных изданий. Определим сущность термина «речевая агрессия».
В рамках терминологии британского философа Дж. Остина «акт вербальной агрессии в более широком смысле можно определить как деликт (delictum - от лат. «поведение против закона») - нарушение поведенческих норм; поведение, которое считается предосудительным, синонимами которого в разных ситуациях выступают такие понятия, как промашка, проступок, провинность, прегрешение, преступление, грех, вина. В этой связи можно согласиться с точкой зрения одного из наиболее известных исследователей психологического аспекта агрессии Н.Д. Левитова, отметившего, что в «некоторых случаях об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Однако «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в узкоспециальной сфере» (например, имитация агрессии в психотерапии)» [6].
Речевую агрессию можно рассматривать и как конфликтное речевое поведение с установкой на негативное воздействие на адресата. «Речевая агрессия может проявляться в рамках любого типа общения (межличностного, группового, массового) и любого дис-
курса, независимо от его временных и национальных факторов» [7].
Исходя из приведенных трактовок данного понятия, в нашем исследовании под вербальной (речевой, словесной) агрессией подразумеваем грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
Отметим, что не только само содержание газетных публикаций, их тематика и проблематика могут содержать агрессивный компонент (сообщения об убийствах или совершении других агрессивных актов), но и стилистическая тональность, лексика могут оказывать воздействие на сознание аудитории и формирование ее целевых установок, чем и обусловлена необходимость пристально рассмотреть особенности воплощения речевой агрессии в текстах печатных СМИ.
Определенные знания при исследовании вербальной агрессии дает обращение к кон-цептосфере, выявление концептов, зафиксированных в публицистическом тексте. По утверждению отечественного языковеда Л.В. Щербы, «изначально термин «концепт» был схож с термином «понятие». В современном русском языке «концепт» - принадлежность интеллектуального дискурса, чаще всего научного. Употребляют этот термин, когда хотят подчеркнуть «самость» некоторого понятия, его априорность, чтобы сказать: обсуждая данное понятие, давайте попытаемся не просто договориться об употреблении терминов, а реконструируем ту сущность ментального мира, которая за этим понятием лежит» [8, с. 87].
Термин «концепт» в современной лингвистике до конца не разработан, иногда его приравнивают к понятиям «ключевое слово», «слово-тема», «семантический узел», или термин «концепт» употребляют как синоним «понятия» и применительно к языку художественной речи называют концепты константами (основополагающими идеями). Однако чаще всего концептом называют обобщенный образ, соединяющий разнообразную информацию о явлении действительности, связанную у носителей языка с данным словом. Можно отождествлять термин «концепт» с такими словами как «термин» или «понятие».
Центром нашего исследования является вербальная агрессия, которая достаточно яр-
ко выражена в ряде концептов. На наш взгляд, можно выделить следующие концепты, свидетельствующие о речевой агрессии в публицистическом тексте:
- концепт смерть и его производные (умирать, погиб, мертв, свести счеты с жизнью, самоубийство);
- концепт страх и его производные (ужас, опасный груз);
- концепт жертва и его производные, указывающие на физическую ущербность индивида (раненый, если доживет);
- концепты, отражающие образ врага (взяткодатель, криминальный авторитет);
- концепты гнев, ярость, раздражение и иные проявления агрессии, основанные на негативных эмоциях (разборки, жестоко избили);
- концепты, указывающие на физическое посягательство на личность, насилие, жестокость (взял и ударил);
- концепты, находящиеся в одном этимологическом ряду со словами «война», «конфликт», «борьба» и т. п. (столкновение, противоборство, перебранка);
- концепты, указывающие на ограничение свободы личности и неизбежность наказания (заключен под стражу);
- концепты, указывающие на противопоставление (доверчивость стоила ему жизни);
- концепты, содержащие вопрос к аудитории или к отдельным ее представителям, в которых чувствуется эмоциональное и психологическое давление выступающего (А может, наговаривают на человека?);
- концепты, указывающие на запрет (так нельзя, не делайте этого);
- слова и выражения, содержащие в своем лексическом значении сомнение в справедливости высказываний и действий оппонента (официальные данные далеко не всегда отображают истинное положение дел);
- закавычивание слов и выражений, используемых в переносном значении, что предполагает критику действий оппонента («нужные вещи», «благотворительность»).
Заголовок является неотъемлемой частью газетной публикации. Нередко внимание читателей концентрируют заголовки, содержащие эпатажную, а подчас шокирующую информацию, информацию устрашаю-
щего характера с использованием эмоционально окрашенной лексики, что особенно проявляется в желтой прессе, и в них также очевидна речевая агрессия. Отметим наиболее распространенные заголовки, где имеет место речевая агрессия:
1. Указание на существование потенциальной опасности («Я очень высоты боюсь. Взял и полез на строительный кран» Тамбовский меридиан. 2011. № 23);
2. Подчеркивание возможной неоднозначности оценки за счет явного противопоставления крайних позиций, явлений, оценок («Не справился - так пошел на повышение» Тамбовская жизнь. 2011. № 35);
3. Проявление агрессии констатируется как состоявшийся факт («В квартире и гараже нижегородского краеведа нашли 29 трупов» Тамбовский меридиан. 2011. № 45);
4. Выражение отрицательных эмоций («Мать и сын стали жертвами зависти» Тамбовский меридиан. 2008. № 45);
5. Указание на проявленную физическую агрессию или ее неизбежность («Где детей лечат, там и калечат» Тамбовский меридиан. 2011. № 45, «Два 8-летних ребенка разрушили кладбище» Тамбовский меридиан. 2011. № 41);
6. Включение в заголовочную конструкцию лексики, указывающей на противостояние («В караульском детдоме кричат «Караул!» [Тамбовский меридиан. 2008. № 45]);
7. Использование эмоционально марки-рованнных слов и словосочетаний, экспрессивно окрашенной лексики («Резня бензопилой по-тамбовски» Тамбовский меридиан. 2011. № 23);
8. Указание на ограничение свободы кого-либо, что может вызвать протест, ответную реакцию со стороны читателя («Косен-ков: «Все обвинения - полная ерунда» Тамбовский меридиан. 2008. № 50);
9. Обращение с призывом («С детями -на выход» [Тамбовский меридиан. 2008. №
14]);
10. Вопрос к читателю или «в никуда», создающий эмоциональное напряжение (например, «Дешево хорошо не бывает. А дорого?» Тамбовская жизнь. 2008. № 386);
11. Запрет, протест ((Больница строгого режима» Тамбовский меридиан. 2009. № 21);
12. Выражение негативного отношения к кому-либо, чему-либо («Эпидемия стучится в дверь» Тамбовский меридиан. 2009. № 46);
13. Указание на возможную неоднозначность трактовки авторского тезиса («Свой дом: мечта или реальность» Город на Цне. 2009. № 5) и др.
В целом т. н. «язык вражды», по мнению профессора В.В. Тулупова, проявляется «по-разному - от призывов к насилию до обидных определений. Подобная лексика употребляется в тональности изложения, стилистической окрашенности, в т. ч. заголовочных конструкций, отсутствии авторского комментария. Стороны противостояния могут описываться этническими категориями (например, «евреи» и «русские»), категориями религии («служители бога» и «служители сатаны»), класса («эксплуатируемые» / «трудящиеся» и «эксплуататоры»), миграционного статуса («местные жители» и «приезжие») и др. Вне зависимости от того, какая классификация используется, правилом является то, что одна из сторон («мы») снабжается позитивно оцениваемыми качествами, а другая («они») - оценивается негативно» [9, с. 6870]. Большинство журналистов, по утверждению того же автора, использует «лексику вражды» ненамеренно, без какого-либо умысла: «Часто встречаются «конфликтогенные» лексемы - бандитские разборки, ссоры, криминал, нападение и др., нагнетающие у читателя тревожность и обеспокоенность». Нельзя недооценивать такого существенного фактора влияния на формирование определенных представлений и установок людей под воздействием СМИ.
Автор исследований в области теории коммуникации Л.Л. Реснянская [1, с. 10-14] отмечает, что в последнее время значительно повысился интерес к местной прессе. В основе этого процесса лежит ряд причин: усиление самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать исторические традиции своей аудитории.
В данном исследовании под региональной прессой понимаются газеты и журналы, которые выпускаются на территории одного субъекта РФ (в нашем случае Тамбовской
области), ориентированные на отражение событий и явлений, связанных с этим территориально-административным образованием. На наш взгляд, термины «региональная пресса» и «местная пресса» выступают синонимами, поэтому, используя их, будем подразумевать явления одного порядка.
По данным Управления пресс-службы и информации администрации Тамбовской области [10] на 1 сентября 2011 г. в регионе выходят в свет 86 печатных СМИ, из которых двенадцать журналов. Эмпирическую базу нашего исследования составили три газеты, распространяющиеся на территории Тамбова и области: «Тамбовская жизнь» (областная газета), «Город на Цне» (городская) и «Тамбовский меридиан» (областная).
В ряде исследований теоретиков журналистики (С.Я. Махонина, А.А. Грабельников и др.) в настоящее время обнаруживаем деление современных газет на три типа - качественную, массовую и желтую прессу, что определяется особенностями представления информации на страницах газет. Выбранные издания как раз и характеризуются наличием примет качественности («Тамбовская
жизнь»), массовости («Город на Цне») и желтизны («Тамбовский меридиан»).
Ежедневная газета «Тамбовская жизнь» издается с 1917 г. Учредителями выступают Тамбовская областная Дума, администрация Тамбовской области, редакция газеты. Стабильный тираж и авторитетные соучредители делают газету одним из самых надежных рекламоносителей в области. Издание характеризуется широким кругом охватываемых вопросов, разнообразием рубрик. Все это определяет круг читателей газеты: преимущественно трудоспособное население, занятое в различных сферах деятельности.
Выявлено, что в большей степени речевая агрессия наиболее часто проявляется в таких рубриках «Тамбовской жизни», как «Испытано на себе» (журналист осваивает ту или иную деятельность), «Актуально» (рассматриваются различные вопросы, интересные широкому кругу читателей), «Дискуссия» (дискуссии с читателями; рассуждения на определенную тему, рецензии), «Острая тема» (актуальные вопросы на различные темы), «Критический ракурс» (ставятся под сомнения действия кого-либо), «Будьте бдительны» (публикации, предупреждающие
читателя о потенциальной угрозе здоровью, имуществу человека), «Криминал» (публикации, основанные на данных УВД, информирующие и предупреждающие читателей).
О качественности данного издания свидетельствует консервативный выдержанный стиль как в оформлении, так и в содержании; преобладание текстового материала над иллюстративным. На полосе выделяются объемные материалы, отличающиеся высоким уровнем аналитичности. Для газеты характерно жанровое разнообразие. Обсуждаемые на ее страницах проблемы всегда освещаются с разных сторон, а рассуждения подкрепляются комментариями специалистов.
Еженедельная газета «Город на Цне» основана в июне 1991 г. Можно выделить рубрики, в которых обнаруживается проявление речевой агрессии: «Тема дня» (отражает наиболее значимые вопросы и проблемы региона), «У нас в Тамбове» (события, новости города за неделю), «Житейские истории» (истории, основанные на реальных событиях), «Обо всем» (различный спектр тем, истории из жизни, советы и т. д.), «Актуальная тема» (освещается журналистом с разных сторон, присутствуют комментарии специалистов, компетентных в интересующем аудиторию вопросе), «Заметки острослова из уездного (губернского) Тамбова» (критические статьи о различных событиях и явлениях, касающиеся нашего государства и планеты в целом).
В этих рубриках поднимаются злободневные вопросы, которые по своей сути не могут обойтись без проявления агрессивности. По данным официального сайта газеты [11], читательскую аудиторию составляют лица 17-56 лет, т. е. люди активного возраста и молодежь. Из них 58 % - женщины и 42 % -мужчины. Таким образом, издание отвечает запросам широкого круга читателей, что подтверждает разнообразие рубрик и тем. В издании преобладают комментарии специалистов, что подчеркивает достоверность информации.
Газета «Тамбовский меридиан», выходящая еженедельно, основана в марте 2003 г., является сугубо коммерческим. В числе рубрик, в которых очевиден агрессивный компонент, можно назвать следующие: «Неделя», «Власть и мы», «Тема», «Об этом говорят», «Горячая линия», «Российский вест-
ник», «Ужасы», «Криминал», «Семейный доктор», «Гость с экрана», «Кураж».
При исследовании аудитории издания (собственные наблюдения, опрос читателей) было выявлено, что среди читателей газеты в основном лица 16-65 лет, из них 46 % мужчин, 54 % женщин. Таким образом, издание ориентируется на широкую аудиторию, о чем свидетельствует и огромный спектр тем, и разнообразие рубрик. Часто издание использует шокирующие кричащие заголовки, которые выносятся на первую полосу как анонс. В газете освещаются сенсационные явления (криминального характера, интриги, скандалы, происшествия). Публикуются непроверенные факты, нередко события освещаются поверхностно и односторонне. Все это свидетельствует о том, что издание претендует на принадлежность к желтым СМИ.
Жанровая модель современной периодики на сегодняшний день не отличается широким разнообразием форм подачи информации, однако наблюдается существенная ее трансформация. Так, происходят колебания в жанровой системе. При этом каждый жанр уникален по своему ресурсному наполнению, в т. ч. и по степени представленности речевой агрессии.
Исследователь системы современных СМИ А.А. Грабельников [12] традиционно выделяет три группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. При этом информационные материалы призваны констатировать, аналитические - осмысливать и обобщать, художественно-публицистические - типизировать реально-документальную действительность. По мнению исследователя М.Н. Кима [13, с. 24], в газете основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше - аналитических и еще меньше - художественно-публицистических. В ходе проведенного анализа региональной прессы приходим к выводу о состоятельности данного утверждения.
Следует признать, что на современном этапе развития журналистики происходит смешение жанров. Очень сложно в конкретном материале проследить четко выраженные жанровые признаки. Тем не менее, мы предпринимаем попытку определить наиболее востребованные жанры журналистики, которые встречаются на страницах иссле-
дуемых региональных СМИ. Так же наша цель проследить, как речевая агрессия проявляется в различных жанрах.
Одним из самых распространенных информационных жанров в анализируемых изданиях является заметка. Приметы заметки - оперативность, информационный повод, массовость, столкновение интересов, фактическая точность. Рекомендуется сразу давать исчерпывающее сообщение о событии, отвечая на главные вопросы: что? кто? где? когда? как? по какой причине? [14, с. 248-256].
Речевая агрессия в заметке встречается довольно часто. Например, в заметке А. Хво-ростова <«Азарт всегда найдет лазейку...» (Тамбовская жизнь. 2009. № 142) указывается на существование потенциальной опасности: «Жителям области наносится огромный ущерб», также используется эмоциональное маркирование: «Подобные игрища у нас набирают популярность». Такие приемы характерны для вербальной агрессии.
Вторым по степени распространенности, на наш взгляд, является жанр интервью. А. А. Тертычный и А. А. Грабельников относят этот жанр и к информационному и к аналитическому типу. В жанровом определении будем придерживаться мнения А.А. Инджие-ва, который под интервью понимает «диалог с человеком, представляющим интерес для определенной аудитории, причем журналист может не ограничиваться лаконичными вопросами, а спорить с собеседником, комментировать ответы. Задача интервью - сообщить новость, повлиять на общественное мнение, которое в силу каких-то особых причин важно для читателя» [14, с. 248-256].
В материале «Кто не успел, тот еще не опоздал» (Тамбовская жизнь. 2008. № 387388) журналист А. Фурсов беседует с заместителем главы областной администрации
Н. Перепечиным. Публикация построена в вопросно-ответной форме, доказывая нам, что это жанровая разновидность интервью-диалога. Автор задает агрессивно направленный вопрос: «Ну и что же, выходит, что надо смириться с этой просто идиотской ситуацией?». Также используются наводящие вопросы, которые подразумевают ответ интервьюируемого: <А работа над ошибками будет?», «То есть, как говорил известный политик, пошел?». Такой прием может вызвать у читателя негативные эмоции, т. к.
автор подсказывает, как нужно отвечать, прибегает к давлению.
При создании газетного репортажа активно применяется метод наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача репортера заключается в том, чтобы дать читателям возможность увидеть описываемое событие его глазами. Примером служит репортаж М. Юрьева «Директора рынка арестовали за старые грешки» (Тамбовский меридиан. 2008. № 18). Заголовок звучит эмоционально и наделен негативной экспрессией. Автор усиливает агрессивное воздействие на читателя комментариями, что впоследствии, может побудить к агрессивным действиям.
А.А. Тертычный и М.Н. Ким в самостоятельный жанр выделяют вопрос-ответ, который возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо компетентного лица. В рубрике «Недвижимость» несколько вопросов читателей объединены одним заголовком «Бесплатная приватизация скоро закончится» (Тамбовский меридиан. 2009. № 23), в нем чувствуется обращение к аудитории с призывом, чтобы скорее приватизировать свое жилье бесплатно. На вопрос читательницы Л. Доброхотовой последовал следующий ответ от начальника отдела регистрации прав на жилье С. Макушиной: «Вам следует обратиться за подробной консультацией в администрацию города», т. е. конкретного полного ответа читательница не получила. Такой метод может вызвать агрессию и негативные эмоции со стороны аудитории. Издание периодически печатает ответы компетентных лиц в расплывчатой формулировке.
Становится понятным, что вербальная агрессия ярко отражается в информационных жанрах. Наиболее часто в региональных изданиях речевая агрессия наблюдается в жанре заметки, т. к. он является самым распространенным.
В ходе исследования было выявлено, что компоненты речевой агрессии наиболее четко проявляются в аналитических жанрах. Исходя из нашего исследования, также можно сказать, что жанр статьи является и самым распространенным в региональной прессе.
«Статья как жанр, предназначенный, прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, яв-
лений и управляющих ими закономерностей» [15, с. 34].
По мнению А.А. Тертычного [16], материалы, написанные в жанре статьи, объясняют читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации.
В проблемной статье О. Иванова «В ка-раульском детдоме кричат «Караул!» (Тамбовский меридиан. 2008. № 45) речевая агрессия проявляется уже в заголовке. Также при исследовании обнаруживается концепт, указывающий на физическое посягательство на личность, насилие, жестокость: «взял паренька и ударил головой об стену. Была кровь, медсестра ее останавливала». В материале Т. Глодевой «Черноиванов строит под Тамбовом особняк?» (Тамбовский меридиан. 2009. № 23) используется следующая лексическая конструкция: «При ежемесячном окладе в шестьдесят семь с половиной тысяч он (сити-менеджер), чтобы заработать себе на такой домишко, должен работать двенадцать лет». Уже слово «домишко» звучит с экспрессией, что может вызвать у аудитории негативные эмоции. Кроме того, в этой публикации, был выявлен ряд речевых концептов, свидетельствующих об экспрессии в газетном тексте.
Некоторые исследователи предлагают выделять в самостоятельный жанр журналистское расследование [16]. Предметом его обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. В журналистском расследовании М. Юрьева «Косенков похитил человека?» (Тамбовский меридиан. 2008. № 17) проявляются концепты, указывающие на существование альтернативных точек зрения, полярность мнений.
Как известно, большинство периодических печатных изданий постоянно держат связь со своей аудиторией, поэтому жанр письма весьма актуален на сегодняшний день. По мнению А.А. Тертычного, письмо «возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Публикация писем - это уже не частная переписка между людьми. Ведь, будучи опубликованным, письмо ста-
новится достоянием не одного лица или их группы, а тысяч и даже миллионов людей, т. е. массовой аудитории. В силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые затрагивают интересы, важные для широкой аудитории» [16]. Можно сделать вывод, что этот жанр востребован и актуален на данном этапе развития региональной журналистики. Люди активно пишут и звонят в издания, что свидетельствует об обратной связи с читателем и способствует привлечению аудитории. Например, в материале «Обратная сторона медалей» (Тамбовский меридиан. 2009. № 37) публикуются отрывки письма бывшего офицера Чучковской бригады спецназа, который рассказывает о произволе, который творится в 16-ой бригаде спецназа ГРУ. Он использует слова: «дедовщина», «вымогательство»,
«некомпетентное руководство», которые подчеркивают негативное отношение. Чувствуется агрессия со стороны автора.
Жанр версии используется журналистами региональных изданий достаточно редко, возможно, из-за подразумеваемой расплыв-чивости и отсутствия конкретизации. Как отмечает А.А. Тертычный, «такого рода публикация базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений. <...> Применяя домысел, создавая версию тех или иных событий, автор должен обязательно указать на условный характер своих утверждений» [16]. Но журналисты не всегда это делают, тем самым вызывая агрессию со стороны.
Публикуя версию, журналист может рассчитывать на определенную реакцию как со стороны аудитории, так и со стороны лиц, учреждений, упомянутых в данном выступлении. Версия, таким образом, является как бы «определенным инструментом», способом «нащупывания» верного направления в изучении заинтересовавших автора событий» [16]. Например, в публикации М. Юрьева «Почему Косенкова арестовали?» (Тамбовский меридиан. 2008. № 17) выдвигается несколько версий ареста сити-менеджера с комментариями автора. Здесь проявляются концепты, содержащие вопрос к аудитории или к отдельным ее представителям, в которых чувствуется эмоциональное и психологическое давление на аудиторию: «знал ли
Косенков, какие тучи сгустились над ним? Если знал, то зачем поехал в Москву?».
Жанр отчета редко выступает на страницах изучаемых изданий, возможно, журналисты не используют его из-за сухости и последовательности изложения, считая, что читателям не интересно обращаться к подобным материалам. В отчете речевая агрессия проявляется, например, в публикации
М. Юрьева «Косенков: «Все обвинения полная ерунда» (Тамбовский меридиан. 2008. № 50). Обнаруживается закавычивание слов и выражений, используемых в переносном значении: «прения состоялись, более того стороны «прели» около шести часов, но так и не закончили».
Жанр комментария востребован на страницах региональных газет, т. к. отличается наглядностью и вызывает у читателя большее доверие. «С помощью жанра комментария автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития», -утверждает А.А. Тертычный [16].
Следует подчеркнуть, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления: в нем активно обрисовываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты. Так, в публикации Т. Самотойловой «А завтра - что?..» (Город на Цне. 2009. № 13) для достоверности слов автор использует комментарий начальника отдела по делам несовершеннолетних В. Ко-лодиной, которая подробно, на конкретных примерах, рассказывает о проблемах. Такой прием хоть и является действенным, однако, несет в себе речевую агрессию: «некоторые родители разрешают несовершеннолетним детям водить машину, ведь проще заплатить штраф, чем запрещать сыну садиться за руль». Здесь мы чувствуем эмоциональное воздействие на читателя и даже угрозу жизни людей.
Журналисту для того, чтобы написать материал в жанре обозрения, необходимо наблюдать за определенным явлением или событием длительное время, а современная пресса стремиться к оперативности, как и все СМИ. Поэтому журналисты редко обращаются к этому жанру. Определяющий признак жанра - единство наглядного освещения об-
щественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. Обозревать - значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста [16].
Так, в обозрении В. Полозова «Билан победил! За державу обидно... » (Город на Цне. 2008. № 23) четко прослеживается негативная мысль автора. Он считает, что в России «немало певцов гораздо круче Димы Билана». Автор резко высказывается по поводу организации конкурса. Публикация способна вызвать у читателя гнев, ярость, злость к происходящему, в частности, в сфере шоу-бизнеса.
Таким образом, речевая агрессия в аналитических жанрах региональной прессы проявляется достаточно часто, о чем свидетельствуют и приведенные выше примеры.
При исследовании было выявлено, что художественно-публицистические жанры редко используются журналистами региональных изданий. Газеты тяготеют к жанрам анекдота, шутки, игры. Однако в перечисленных жанрах концепты речевой агрессии не проявляются. Одним из наиболее востребованных на страницах изучаемых изданий художественно-публицистических жанров
оказывается жанр житейской истории. Однако в отличие от собственно художественных произведений житейские истории, которые пишут журналисты, «обладают более приземленным, близким к документальному характером отображения действительности, схематизмом в развитии сюжета, использованием присущих газетной речи языковых штампов, устоявшихся стилистических оборотов» [16]. Так, в рубрике «Житейские истории», опубликован материал В. Вильчер «Прости меня» (Город на Цне. 2009. № 28), где задействованы концепты речевой агрессии, например, концепт жертва: «надавала сыну подзатыльников и оплеух».
При анализе был обнаружен жанр фельетона, задача которого - «обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению» [12]. Поэтому жанр фельетона тяготеет и к речевой, и к физической агрессии. Например, А. Литровенко в рубрике «Заметки Острослова из уездного (губернского) Тамбова» (Город на Цне. 2009. № 46) критикует и с иронией описывает события и
явления. Например, праздничные торжества: «Редкий идиотизм наряжаться исключительно в костюмы нечисти и пугать друг друга» (это он о «Хеллоуине»). Далее автор продолжает: «У нас для этого есть телевизор, а в нем программы новостей. Посмотришь такую программу, и не знаешь, какую «катаклизму» ожидать: ураган или цунами, жару или холод, произвол от чиновников или от криминала, падение рубля или доллара (что, оказывается еще страшнее), птичий грипп или свиной». Исходя из утверждения автора, можно сделать вывод, что телевизор лучше вообще не смотреть, т. к. ничего хорошего там не увидишь, одна агрессия. Мы видим, что автор активно навязывает свою точку зрения читателям в другой публикации из той же рубрики (Город на Цне. 2009. № 44), где описывает судебную тяжбу Кристины Орбакайте с ее бывшем мужем, которые никак не могут «поделить» своего сына.
Итак, с опорой на теоретический материал ряда исследователей и в результате анализа публицистических материалов региональных изданий, составляющих эмпирическую базу нашего исследования, предприняв попытку охарактеризовать наиболее распространенные жанры журналистики, в которых проявляются черты агрессии, приходим к определенным выводам [17].
Несмотря на то, что многие журналисты исследуемых изданий утверждают, что не прибегают к речевой агрессии при создании своих материалов, можем утверждать обратное. Наиболее часто агрессия проявляется в аналитических жанрах, что выражается в использовании определенных концептов речевой агрессии, в стилистической тональности изложения, а также в заголовочных конструкциях. Можем предположить, что это становится наиболее ощутимо и, в т. ч. за счет изначально предполагаемой развернутости, попросту большого объема текстов аналитических материалов. Некоторые жанры уже по своей сути подразумевают агрессивное начало (статья, версия, журналистское расследование).
Судя по всему, в последнее время художественно-публицистические жанры утратили свой блеск, имеют тенденцию к исчезновению со страниц периодических изданий. Действительно, при изучении газетной периодики было достаточно сложно обнару-
жить памфлет или фельетон. Однако в этой группе жанров также выявлены концепты вербальной агрессии: концепт жертва и его производные, концепты, отражающие образ врага, указывающие на противопоставление и др.
Однако необходимо отметить, что большинство журналистов тяготеет именно к информационным жанрам. В ходе исследования было выявлено большое количество заметок, интервью, репортажей. Однако в этой группе жанров сосредоточия концептов речевой агрессии не обнаружено, что отчасти объясняется спецификой региональных изданий. Концентрация подобных концептов обнаруживается в заголовочных комплексах, что обусловлено стремлением журналистов, в особенности желтых изданий, шокировать аудиторию, привлечь внимание к публикации. При этом сам журналистский материал может быть совершенно нейтральным по своему содержанию.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб., 2007.
2. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М., 2001.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.
4. Бэрон Р. Агрессия. СПб., 2001.
5. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. СПб., 2005.
6. Что есть вербальная агрессия? URL: http:// moikompas.ru/compas/verbalagression.
7. Глебов В.В., Родионова О.М. Особенности речевой агрессии. URL: http://www.rost-prof.ru/union/partners/rudn/articles/agr.html.
8. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
9. Тулупов В. Теория и практика современной российской журналистики: сборник статей. Воронеж, 2007.
10. URL: http://www.tambov.gov.ru/press/smi.html.
11. URL: http://smi.lanta-net.ru/pressa/gorod_na_cne/ // Город на Цне (Издательский дом «Тамбов»).
12. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2005.
13. Ким М.Н. Жанры современной журналистики СПб., 2004.
14. Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста. Ростов н/Д, 2007.
15. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики. М., 1972.
16. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2006.
17. Реснянская Л.Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2000. № 4.
Поступила в редакцию 6.11.2011 г.
UDC 811.111:801
VERBAL AGGRESSION: MODES OF EXPRESSION IN REGIONAL PRESS
Svetlana Vladimirovna GUSKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Senior Lecturer of Journalism Department, e-mail: [email protected]
The paper analyzes the features of the implementation of an aggressive component in modern regional editions of various types, allowing drawing conclusions about the prevalence of texts with similar content in the media. The genre varieties of publications, their resources helping to enhance the reader’s activities are considered. In the spotlight there are not only journalistic publications, but also the corresponding header complexes. The theoretical basis of research is supported by examples from the contemporary regional periodicals.
Key words: press; regional press; types of media; speech aggression; concept; complex header; plain text; genre model periodicals.