УДК: 37.016:811.161.1
Е. А. Губчевская (Магнитогорск, Россия)
РЕЧЕТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Актуальной проблемой для сегодняшнего образования остается вопрос о внедрении в процесс обучения инновационных методов, средств и форм, направленных на развитие личностных качеств обучающегося, которые необходимы для деятельности в рамках всех сфер общественной жизни. В частности, результатом обучения должна стать личность обучающегося, готового к коммуникации в самых разных обстоятельствах. Процесс обучения русскому языку с этой точки зрения ориентирован прежде всего на освоение языка как инструмента общения, на развитие коммуникативных навыков обучающихся. Поэтому правомерно рассматривать развитие навыков речевой деятельности как основополагающую задачу процесса обучения русскому языку: обучающийся должен уметь воспринимать и интерпретировать чужие тексты и продуцировать собственные речевые произведения. Кейс-технология в данном случае представляется потенциально эффективной формой обучения. Во-первых, установки обозначенной технологии соответствуют принципам коммуника-тивно-деятельностного подхода, являющегося концептуальной основой обучения русскому языку. Во-вторых, кейс-технология способствует речевому развитию обучающихся и развитию речетворческих навыков. В настоящей статье приводится обоснование целесообразности применения кейс-технологии с точки зрения концепции коммуникативно-деятельностного подхода. Также представлен анализ речетворческой составляющей данной технологии. Прежде всего, непосредственно алгоритм технологии предполагает коммуникативный аспект: развитие чтения, слушания, говорения и письма происходит на каждом этапе групповой и индивидуальной работы. Кроме того, дидактической доминантой урока русского языка является текст, который в совокупности с вопросами и заданиями к нему составляет пакет кейса. Отличительной чертой кейса является ориентированность на важные для учащегося духовные и социальные проблемы, которые находят отражение в художественных и публицистических текстах. В данном случае чужой текст является исходным учебным материалом для анализа, обсуждения и становится отправной точкой для создания собственного речевого произведения.
Ключевые слова: обучение русскому языку, кейс-технология, речевая деятельность, речетворческая деятельность, речетворческое развитие.
Введение
В настоящее время к результатам образования предъявляются специфические требования, обусловливающие как цели процесса обучения, так и средства, обеспечивающие их достижение. Центральным элементом процесса образования сегодня является личность обучающегося, а основополагающие задачи процесса обучения состоят в формировании и развитии умений, навыков и компетенций, которые могут быть перенесены на деятельность в различных сферах общественной жизни.
Тенденции в современном образовании основаны на отказе от традиционных форм обучения в пользу инновационных. Соответственно, актуальной в последнее время остается проблема модернизации процесса обучения с точки зрения средств, методов и организационных форм, которые соответствовали бы и установкам актуальных подходов в образовании, и конечной цели обучения, и обстоятельствам динамично меняющейся действительности.
Процесс обучения русскому языку в этом контексте не является исключением. Задачи, которые ставит перед собой учитель русского языка, так или иначе ведут к осмыслению обучающимися языковой системы как инструмента общения, то есть ориентированы на становление речевой личности ученика. Следовательно, в процесс обучения русскому языку необходимо интегрировать такие методы и формы, которые были бы нацелены на формирование и развитие навыков речевой деятельности и коммуникативных навыков обучающихся.
В связи с этим целесообразно обратиться к кейс-технологии как к одному из способов организации обучения русскому языку. Во-первых, этапы реализации технологии предусматривают коммуникативный аспект, что позволяет сделать вывод о значимости речетворческой деятельности при работе с кейсом. Во-вторых, дидактической основой кейса зачастую служит текст, предлагаемый для разностороннего анализа, что также позволяет говорить о целесообразности применения кейс-технологии на уроках русского языка.
1. Кейс-технология в контексте деятельностного подхода
Процесс обучения в современной педагогике трактуется как деятельность обучающегося и учителя - двух главных взаимодействующих субъектов процесса образования. Как отмечает
Е. С. Антонова, деятельность учителя в данном случае подразумевает подбор, подачу учебного материала, организацию и координирование работы на уроке; а деятельность обучающегося представляет собой процесс усвоения и осмысления материала и реализацию творческого потенциала в ходе практического применения знаний, умений и навыков [1, с. 20].
Стоит также отметить, что в условиях деятельностного подхода обучающийся выступает как личность, взаимодействующая с миром, другими личностями; способная как к работе в команде, так и к самоконтролю и организации собственной деятельности. По мнению В. П. Богдановой, творческая деятельность имеет мотивационную обусловленность и способствует развитию умений, которые могут быть экстраполированы и на внеучебную деятельность [2].
Вслед за Е. С. Антоновой выделим другое концептуальное основание процесса обучения русскому языку - коммуникативный подход, в рамках которого обучающийся осмысляет родной язык как инструмент общения через учебную деятельность в рамках «специально организованной речевой ситуации с учетом локальных задач и установленного порядка действий» [1, с. 20]. Данный подход отражает важнейшую цель обучения русскому языку - воспитание языковой личности обучающегося, способного осуществлять процесс коммуникации в различных обстоятельствах.
Таким образом, можно утверждать, что коммуникативно-деятельностный подход становится целесообразным основанием процесса обучения русскому языку. Кейс-технология со своими базовыми установками и спецификой алгоритма работы в полной мере соответствует обозначенным выше идеям. Это, в свою очередь, позволяет предположить потенциальную эффективность применения подобной организационной формы на современном уроке русского языка, который в данном случае может быть реализован в формате деятельности обучающихся по «выявлению и решению конкретных коммуникативных задач» [9, с. 253].
Суть кейс-технологии состоит в построении процесса обучения на основе совместного анализа конкретной ситуации, дискуссии на основе выявленной проблемы и выработки решения определенных задач [10, с. 275]. Характеризуя данную технологию, Г. К. Селевко отмечает, что материал кейса при этом может быть представлен разнообразных формах: тексты любого стиля и жанра, видеоролики, интернет-ресурсы и т.д. В структуру кейса также входят вопросы для обдумывания и обсуждения, практические задания, основанные на анализе и осмыслении предложенного материала [7, с. 152].
По мнению Ю. П. Сурмина, крайне важным мотивационным фактором является значимость анализируемой проблемы для обучающегося. Заложенная в основу кейса ситуация должна отражать картину социальной действительности, в которой ощущается недостаток чего-либо и затрагиваются физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные потребности современного человека [8, с. 32].
Указанные базовые особенности кейс-технологии позволяют сделать вывод о целесообразности и необходимости использовать художественный или публицистический текст как дидактическую основу кейса на уроке русского языка: в данном случае материал текста будет способствовать осмыслению конкретной проблемы, связанной с какой-либо базовой потребностью и соответствующими ценностями обучающегося.
Алгоритм работы в рамках кейс-технологии предполагает индивидуальную и групповую работу и включает следующие этапы [4, с. 137]:
- ознакомление с материалом кейса, его анализ, определение проблемы;
- коллективный поиск ответа на предлагаемые педагогом вопросы в процессе дискуссии;
- выполнение групповых или индивидуальных заданий;
- представление результатов коллективной или индивидуальной работы;
- обобщение результатов, фиксация вариантов решения проблемы, рефлексия и оценивание работы групп.
С точки зрения целей обучения русскому языку ценность кейс-технологии состоит в том, что все этапы ее реализации невозможны без процесса коммуникации: сам алгоритм работы предполагает возможность развития всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, письма, говорения.
Помимо этого, текст как основа кейса и как дидактическая доминанта урока русского языка становится отправной точкой, с которой начинается развитие речетворческих способностей обучающихся, что проявляется в способности воспринимать и продуцировать тексты разных стилей и жанров. Осмысляя речетворческаю деятельность обучающихся, Л. Д. Пономарева подчеркивает ее нацеленность на духовное развитие обучающихся [5, с. 318].
Таким образом, на уроке русского языка специфика кейс-технологияи позволяет включить ее в работу с текстом, содержащим определенную социальную, духовную, экзистенциальную проблему,
обсуждение и решение которой сопровождается процессом коммуникации и имеет речетворческую направленность.
2. Речетворческий компонент кейс-технологии на уроках русского языка
Лингводидактической основой в процессе обучения русскому языку является текст, который представлен не только как речевое произведение, но и как установка на речетворческую деятельность обучающихся. Работа над художественным или публицистическим текстом должна иметь выход в самостоятельную речетворческую деятельность: «опыт восприятия чужого текста становится стимулом для создания собственного» [6, с. 483].
Охарактеризованный выше речетворческий принцип методики организации работы по речет-ворческому развитию обучающихся гармонично сочетается с основополагающими принципами кейс-технологии. В данном случае чужой текст является дидактической основой, материалом для анализа и осмысления, а вопросы и задания к нему становятся опорой на пути к продуцированию собственных речевых произведений: это могут быть и устные высказывания, выступления, и письменные тексты.
Непосредственно этапы реализации алгоритма кейс-технологии имеют речетворческую направленность, так как подразумевают творческую коллективную работу с текстом. Процесс обсуждения проблемных вопросов инициирует активизацию навыков слушания и говорения, знакомство с текстом и его разносторонний анализ стимулирует развитие навыков чтения, а выражение учащимся своего видения проблемы уместно организовать письменно в форме индивидуального задания. Г. С. Калыкова отмечает, что активизация комплекса навыков речевой деятельности приводит к наиболее полному и глубокому пониманию идей, заложенных в исходном тексте [3, с. 104]. Обсуждение и обмен мнениями, в ходе которых происходит развитие навыков слушания и говорения, позволяют повысить эффективность чтения и мотивировать создание качественного письменного текста.
Рассмотрим пример применения кейс-технологии на уроке русского языка. Кейс в данном случае представлен фрагментом текста интернет-блога, рядом вопросов и заданий к нему.
Интересно устроен наш мир. Мы на каждом углу кричим о желании быть «не как все», воротим носы от любых малейших проявлений мейнстрима. Пытаемся хоть где-то да хоть как-то выискать что-нибудь новенькое и оригинальненькое. И как только находим... тут же делаем из открытия все тот же мейнстрим. И так до бесконечности.
И ладно бы копировались только локации. В том же Инстаграме из одного в другой профиль перетекают идеи, обработки, описания постов. Недавно оказалась в центре скандала: назвала неоригинальной девочку, которая на своей странице задавала вопрос о любви к чаю и кофе. Не могу точно сказать, сколько раз Инстаграм видел эту сентенцию за последние года полтора, но пальцев рук для загибания не хватит у всей моей семьи, включая дальних родственников.
И вот теперь, мальчики и девочки, мы подходим к самому важному. А возможно ли вообще избежать мейнстрима? Я считаю, что в нашей реальности - это вряд ли. Главная цель инстаблоге-ров - задать моду, ввести тренд. И они с этим справляются прекрасно. Потому что если раньше 15-летки хотели быть как певицы из клипов MTV, то теперь они хотят быть как блогеры: тысячи лайков, сотни комментариев на любой плевок в красивой обработке. Инстамечта прямо-таки. Но как? Как этого добиться, если фея-крестная не умеет красиво фоткать на фоне кирпичных стен? Ответ прост: посмотри на успешного человека и сделай так же. А если называть вещи своими именами, то бездумно скопируй. Или даже укради. Ведь, согласитесь, чтобы придумать оригинальный контент для Инстаграма, нужно сначала придумать оригинальную жизнь с увлечениями, интересами и личной жизнью. А это все ну очень трудно. Особенно в 15 лет1.
Вопросы и задания:
1. Как вы считаете, на какую аудиторию рассчитан текст? Опишите потенциального читателя.
2. Выпишите 3-5 ключевых слов или словосочетаний. Почему вы выбрали именно их? Озаглавьте текст.
3. К какому стилю речи вы бы отнесли текст? Почему?
4. Выпишите иноязычные слова, употреблённые в тексте. Дайте им определения, опираясь на контекст и свой жизненный опыт.
5. Выпишите из текста эмоционально-оценочные слова, словосочетания, фразеологизмы. Ка-
1 KaterinaG. Ох уж этот мейнстрим [Электронный ресурс] // Blogger.com: [сайт]. [2017]. URL: http://katerinagaft.blogspot.com/2017/04/blog-post_10.html (дата обращения: 14.09.2020).
кую оценку они выражают?
6. Создайте собственный текст в жанре блога, используя ключевые слова или некоторые из них: мейнстрим, оригинальный, блог, блогер, пост, тренд, лайк, лента, подписчики, контент, фотографии, популярный, стандартный.
Вопросы и задания 1 -5 ориентированы на коллективную работу; задание 6 предполагает индивидуальное выполнение. Относительно новый жанр интернет-блога, обладающий своими языковыми особенностями, потенциально близок современным обучающимся, что может стать дополнительной мотивацией при анализе текста. Кроме того, в текст заложена проблемная ситуация, характерная для современной действительности, что также может стать условием повышенного интереса учащихся.
Вопрос 1 ориентирован на оценку аудитории, которой может быть интересен данный текст: при этом обучающиеся, отвечая на поставленный вопрос, в процессе обсуждения готовят устное высказывание с описанием потенциального читателя.
Вопрос 2 подразумевает повторное чтение, нацеленное на выявление главной мысли текста, которую можно свести к нескольким ключевым словам, одно из которых может стать основой для заглавия текста.
Вопрос 3 актуализирует внутрипредметные связи: цель, сфера применения и языковые средства, использованные в тексте, приводят обучающихся к выводу о стилевой принадлежности текста. При этом участники группы вновь прибегают к обсуждению, дополняя и корректируя аргументацию, которой будет подкреплён устный ответ: активизируются навыки слушания и говорения.
Вопросы 4, 5 и 6 предполагают своего рода лексикографическую деятельность. При этом определения заимствованных слов составляются самими обучающимися: то есть, являются самостоятельными речевыми произведениями, подготовленными сначала в письменной форме, а потом закреплёнными в устной. Кроме того, ответы на эти вопросы призваны оценить целесообразность применения языковых средств в конкретной ситуации с учётом специфики жанра и особенностей аудитории.
Задание 7 ориентировано на развитие навыка письма: проблема, затронутая в исходном тексте, найдет осмысление в тексте, созданном обучающимся. Опорой для мысли в данном случае станут не только предложенные ключевые слова, но и выводы, полученные в ходе коллективного обсуждения, и осмысления особенностей конкретного жанра.
Заключение
Кейс-технология гармонично вписывается в организацию процесса обучения, в основу которого заложен коммуникативно-деятельностный подход. В качестве основы кейса зачастую используется текст, отражающий актуальную для обучающихся проблему. В связи с этим можно сделать вывод о потенциальной эффективности применения кейс-технологии на уроках русского языка: социальные, духовные, экзистенциальные ценности затрагиваются в художественных и публицистических текстах. Крайне важным аспектом кейс-технологии в этом контексте становится ее речетворческая составляющая: обучающиеся воспринимают чужой текст, анализ и обсуждение которого приводят к созданию собственного. Кроме того, сам алгоритм реализации кейс-технологии нацелен на развитие всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Е. С. Коммуникативно-деятельностный подход как эффективный способ подготовки будущих учителей-словесников // Мир русского слова. 2007. № 1-2. С. 19-22.
2. Богданова В. П. Некоторые аспекты реализации деятельностного подхода в школьном образовании // Современные проблемы науки и образования. Интерент-журнал. 2016. № 1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24105 (дата обращения: 14.09.2020).
3. Калыкова Г. С. Психолингвистические особенности процесса чтения // Научный потенциал. 2020. № 2 (29). С. 102-106.
4. Лузан Е. Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 137-140.
5. Пономарева Л. Д. Речетворческая составляющая духовного развития учащихся на уроках русского языка // Петровские образовательные чтения: сб. материалов конф. / под ред. Н. Р. Балынской. Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. С. 318-326.
6. Пономарева Л. Д. Текст в системе речетворческого развития обучающихся: методический аспект // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : материалы VIII
Междунар. науч. конф., Челябинск, 20-22 апреля 2016 г. / отв. ред. Л. А. Нефедова. Т. 2. Челябинск : Энциклопедия, 2016. С. 482-484.
7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
8. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2001. 286 с.
9. Телкова В. А. О стратегии обучения русскому языку на основе ситуативно-тематического принципа // Вопросы педагогики. 2020. № 1-2. С. 252-256.
10. Шведова Л. Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 274-276.
E. A. Gubchevskaya (Magnitogorsk, Russia)
SPEECH-CREATIVE ASPECT OF CASE-STUDY IN THE SYSTEM OF LANGUAGE
EDUCATION
Abstract. The question of introducing innovative methods, means and forms into the learning process aimed at developing the student's personal qualities, which are necessary for activities in all spheres of public life is an urgent problem for today's education. From this point of view, the process of teaching the Russian language is focused primarily on mastering the language as a communication tool, on developing students' communication skills. Therefore, it is legitimate to consider the development of speech skills as the fundamental task of the process of teaching the Russian language. This is why the case-study appears to be a potentially effective learning form. First of all, the settings of the indicated technology correspond to the principles of the communicative-activity approach, which is the conceptual basis for teaching the discipline "Russian language". Secondly, the case-study contributes to the speech development of students and the development of speech skills. This article provides a rationale for the expediency of the case-study use from the point of view of the concept of the communicative-activity approach. The analysis of the speech-making component of this technology is also presented. The direct algorithm of the case-study assumes a communicative aspect: the development of reading, listening, speaking and writing occurs at every stage of group and individual work. In addition, the didactic dominant of the Russian language lesson is the text, which, together with the questions and tasks for it, makes up the case package. A distinctive feature of the case is its focus on spiritual and social problems that are important for the student, which are reflected in artistic and publicistic texts. In this case, other author's text is the initial educational material for analysis, discussion and becomes the starting point for creating students' speech-creative work.
Keywords: teaching the Russian language, case-study, speech activity, speech-creative activity, speech-creative activity.
REFERENCES
1. Antonova E. S. Kommunikativno-deyatel'nostnyi podkhod kak effektivnyi sposob podgotovki budu-shchikh uchitelei-slovesnikov, Mir russkogo slova, 2007, no. 1-2, pp. 19-22.
2. Bogdanova V. P. Nekotorye aspekty realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v shkol'nom obrazovanii, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Interent-zhurnal [Modern Problems of Science and Education. Surgery] 2016, no. 1, URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24105.
3. Kalykova G. S. Psikholingvisticheskie osobennosti protsessa chteniya, Nauchnyi potentsial, 2020, no. 2 (29), pp. 102-106.
4. Luzan E. N. Keis kak obrazovatel'naya tekhnologiya, Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald], 2012, no. 1, pp. 137-140.
5. Ponomareva L. D. Rechetvorcheskaya sostavlyayushchaya dukhovnogo razvitiya uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka // Petrovskie obrazovatel'nye chteniya: sb. materialov konferentsii / pod red. N. R. Balynskoi, Magnitogorsk, izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2018, pp. 318-326.
6. Ponomareva L. D. Tekst v sisteme rechetvorcheskogo razvitiya obuchayushchikhsya: metodicheskii aspekt // Slovo, vyskazyvanie, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul'turologicheskom aspektakh [Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects] : materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf., Chelyabinsk, 20-22 aprelya 2016 g., / otv. red. L. A. Nefedova, vol. 2, Chelyabinsk, Entsiklo-pediya, 2016, pp. 482-484.
7. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologii. V 2-kh t. T. 1. Moscow, Narodnoe obrazovanie, 2005, 556 p.
8. Surmin Yu. P. Situatsionnyi analiz, ili Anatomiya keis-metoda, Kiev, Tsentr innovatsii i razvitiya, 2001,
286 p.
9. Telkova V. A. O strategii obucheniya russkomu yazyku na osnove situativno-tematicheskogo printsipa, Voprosy pedagogiki, 2020, no. 1-2. pp. 252-256.
10. Shvedova L. E. Keis-metod kak sovremennaya tekhnologiya obucheniya spetsial'nykh distsiplin, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2020, no. 66-1, pp. 274276.
Губчевская Е. А. Речетворческий аспект кейс-технологии в системе языкового образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 4. С. 20-25.
Gubchevskaya E. A. Speech-creative aspect of case-study in the system of language education, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no. 4, pp. 20-25.
Дата поступления статьи - 24.09.2020; 0,56 печ. л.
Сведения об авторах
Губчевская Екатерина Алексеевна - аспирант кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; [email protected]
Author:
Ekaterina A. Gubchevskaya, post-graduate student of Department of Russian Language, General Linguistics and Mass Communication, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia; [email protected]